Жанр хоррора прошел длительный период застоя: затасканные идеи, штампы, бесконечные римейки низкого качества и масса фильмов, построенных исключительно на скриммерах. И вот смотришь ты фильмы, где постоянно кто-то откуда-то выскакивает, орет, либо раздаются внезапные резкие звуки. Смотришь их – и чувствуешь себя идиотом.
Но в последние пару лет эта печальная тенденция начинает ломаться. Немалый вклад в это славное дело внес режиссер Джордан Пил своими фильмами «Прочь» и «Мы». И вот – «Солнцестояние».
Многие не относят этот фильм к хоррору. Но я скажу так – жанр чистого хоррора утрачен еще лет пятнадцать назад. Кроме того, штампы еще ни один жанр не доводили до добра. А в общем и целом, рамки хоррора сейчас весьма широки. И да, наполненный фольком, ритуалами и неадекватностью фильм «Солнцестояние» пугает, и пугает неслабо.
Что такое – нормальность? Кто определил это понятие? Что такое адекватность? У каждого человека непонятно что в голове. А если речь идет о некоем объединении людей, то их устои, традиции и правила могут быть какими угодно. Такими, какие они только захотят.
Но все же мы все растем и воспитываемся в обществе, которое прививает нам некоторые нормы общего существования, закладывает фундамент того, что такое хорошо и что такое плохо. И вот любые отклонения от набора норм общества, когда они идут прямо вот вразрез с общепринятым пониманием, но при этом воспринимаются толпой людей с восторгом и обожанием – вот это пугает.
Наверное, какие-нибудь вполне кровавые обычаи где-нибудь в поселении Африки нас совсем не удивят, не правда ли? Но что делать, когда такое поселение совсем близко от того самого общества с его нормами и законами? Когда до обычной жизни и обычных взглядов – рукой подать?
Фильм начинается с пугающих событий. Нас заталкивают в неадекватность, которой в итоге будет пропитан весь фильм. Начало, нужно признать – очень впечатляющее, хотя никакого хоррора оно не содержит. Пугает отклонение.
Запомните это слово, оно будет ключевым на протяжении фильма.
В самом начале мы узнаем, что у главной героини, Дэни, есть сестра-биполярщица. Она ведет себя пугающе и неадекватно, и в итоге совершает страшный поступок.
Вот только Дэни недалеко от нее ушла. Она ведет себя истерично и существует в своей личной «нормальности». В ней пугает и отталкивает все – тупое поведение, истерические метания и даже выражение лица.
Каким-то образом, несмотря на все эти восхитительные качества, девушка ухитрилась заиметь парня. Она просто адово выносит ему мозги в стиле «важно не то, что ты сказал, а как ты это сказал». Ее парень Кристиан – очень ленивый и нерешительный. Ему очень хочется разорвать эти не ведущие никуда отношения, но ему лень, и он не решается. А потом уже и не по-людски как-то.
Итогом всего этого становится летняя поездка Дэни с Кристианом и его друзьями в крошечное поселение на севере Швеции для того, чтобы покурить травы и снять телок изучить обычаи маленькой общины и присутствовать на языческом праздновании Солнцестояния.
Кристиан, который производит впечатление туповатого школьника, внезапно оказывается молодым ученым, который пишет… диссертацию. Это один из самых больших диссонансов фильма. Сам актер, который ходит и постоянно фиксирует позы фотомодели, тоже не произвел никакого впечатления. Хотя ладно, произвел – плохое. Это была очень плохая актерская игра.
Когда компания студентов попадают в общину – они оказываются отрезанными от мира и остаются один на один с… отклонением.
Кто определяет, что есть нормальность? Мы снова вернулись к этому вопросу. Даже нормальность человеческой психики несмотря на базовые законы психиатрии – очень тонкая вещь, которая не содержит в себе никакой однозначности. И в чужой монастырь со своим уставом не ходят, не так ли?
Но что, если вопрос разграничения адекватности и неадекватности упирается в человеческую жизнь? И даже не в одну.
Традиции и обычаи. С одной стороны – это фундамент, на котором нередко строится любое общество, особенно микро. С другой стороны – время не стоит на месте. И в двадцать первом веке, в Европе – некоторые архаичные обычаи не могут быть уместны, потому что они являют собой прошлое и умершее. А цепляться за прошлое и умершее – это… отклонение. Как и максимальное подавление личного ради общественного.
Или нет.
Фильм очень атмосферный и красочный. Гнетущая уединенность деревеньки оттеняется девственно белыми цветами одежды этих старообрядников и пшеничным цветом полей. Все так чисто. Так аккуратно, так дружелюбно, так… неестественно. И легкие нотки этой неестественности раскиданы по всей первой половине фильма, ты натыкаешься на них повсюду, но не ловишь мессаджи, но беспокойство и тревожность начинают заползать в мозг постепенно.
Но постепенность сменяется внезапностью – ритуальный обряд геронтоцида выдергивает из умиротворенной белоснежной обстановки и сталкивает с тотальным безумием. И опять-таки мы задаем себе вопрос – кто определяет, что такое нормальность? И насколько далеко могут заходить люди, в том числе в пределах своей психики, если их никто не контролирует, и они полностью предоставлены сами себе?
Дальнейшее развитие событий предсказуемо, но обставлено эффектно. Ты погружаешься в эту атмосферу и ставишь себя на место героев. И в конце фильма ты понимаешь – истеричность и неадекватность главной героини, ее панические атаки на пустом месте и дебильное выражение лица – абсолютно уместны в этой альтернативной версии нормальности.
Подкупают в фильме и эффектные ритуальные моменты, в том числе ритуал кровавого орла, а также очень удачное акцентирование единого мышления секты, в том числе когда они хором подражают как крикам удовольствия, так и крикам умирающих. Это выглядит абсолютно безумно.
Финал также предсказуем и, в принципе, закономерен, но и весьма гармоничен. В целом, у меня нет огромных претензий к сценарию, хотя сценарии про секты писать несложно: любая дичь будет к месту.
Фильм несет нам сразу несколько мессаджей:
- если у тебя сложные абьюзивные отношения – разрывай их без промедления
- многие женщины – мстительны
- если ты при полной дичи делаешь вид, что все в порядке – дальше что-то не в порядке может стать с тобой
- хватит ездить непонятно куда
Есть и пара вопросов:
- так и не поняла, в чем там красота природы и деревни, что вызвало бешеный восторг у героев. В США нет природы и деревень? Ах да, они же были под наркотиками почти все время
- для того, чтобы обдолбиться – действительно необходимо ехать в Швецию?
Каст меня не очень впечатлил, удачно подобраны актеры на роли Пелле и Дени, и как всегда блеснул Уилл Полтер. Актеры, которые сыграли сектантов – ну, пятьдесят на пятьдесят. Самый большой косяк с актером, который сыграл Кристиана, это я уже озвучила.
Но в общем и целом фильм зрелищный и дополнительный плюсик поставлю за свежее дыхание в жанре хоррора. Это ведь хоррор, так или иначе.
Или нет?
7 из 10
4
,7
2019, США, Ужасы
146 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Жанр хоррора прошел длительный период застоя: затасканные идеи, штампы, бесконечные римейки низкого качества и масса фильмов, построенных исключительно на скриммерах. И вот смотришь ты фильмы, где постоянно кто-то откуда-то выскакивает, орет, либо раздаются внезапные резкие звуки. Смотришь их – и чувствуешь себя идиотом. Но в последние пару лет эта печальная тенденция начинает ломаться. Немалый вклад в это славное дело внес режиссер Джордан Пил своими фильмами «Прочь» и «Мы». И вот – «Солнцестояние». Многие не относят этот фильм к хоррору. Но я скажу так – жанр чистого хоррора утрачен еще лет пятнадцать назад. Кроме того, штампы еще ни один жанр не доводили до добра. А в общем и целом, рамки хоррора сейчас весьма широки. И да, наполненный фольком, ритуалами и неадекватностью фильм «Солнцестояние» пугает, и пугает неслабо. Что такое – нормальность? Кто определил это понятие? Что такое адекватность? У каждого человека непонятно что в голове. А если речь идет о некоем объединении людей, то их устои, традиции и правила могут быть какими угодно. Такими, какие они только захотят. Но все же мы все растем и воспитываемся в обществе, которое прививает нам некоторые нормы общего существования, закладывает фундамент того, что такое хорошо и что такое плохо. И вот любые отклонения от набора норм общества, когда они идут прямо вот вразрез с общепринятым пониманием, но при этом воспринимаются толпой людей с восторгом и обожанием – вот это пугает. Наверное, какие-нибудь вполне кровавые обычаи где-нибудь в поселении Африки нас совсем не удивят, не правда ли? Но что делать, когда такое поселение совсем близко от того самого общества с его нормами и законами? Когда до обычной жизни и обычных взглядов – рукой подать? Фильм начинается с пугающих событий. Нас заталкивают в неадекватность, которой в итоге будет пропитан весь фильм. Начало, нужно признать – очень впечатляющее, хотя никакого хоррора оно не содержит. Пугает отклонение. Запомните это слово, оно будет ключевым на протяжении фильма. В самом начале мы узнаем, что у главной героини, Дэни, есть сестра-биполярщица. Она ведет себя пугающе и неадекватно, и в итоге совершает страшный поступок. Вот только Дэни недалеко от нее ушла. Она ведет себя истерично и существует в своей личной «нормальности». В ней пугает и отталкивает все – тупое поведение, истерические метания и даже выражение лица. Каким-то образом, несмотря на все эти восхитительные качества, девушка ухитрилась заиметь парня. Она просто адово выносит ему мозги в стиле «важно не то, что ты сказал, а как ты это сказал». Ее парень Кристиан – очень ленивый и нерешительный. Ему очень хочется разорвать эти не ведущие никуда отношения, но ему лень, и он не решается. А потом уже и не по-людски как-то. Итогом всего этого становится летняя поездка Дэни с Кристианом и его друзьями в крошечное поселение на севере Швеции для того, чтобы покурить травы и снять телок изучить обычаи маленькой общины и присутствовать на языческом праздновании Солнцестояния. Кристиан, который производит впечатление туповатого школьника, внезапно оказывается молодым ученым, который пишет… диссертацию. Это один из самых больших диссонансов фильма. Сам актер, который ходит и постоянно фиксирует позы фотомодели, тоже не произвел никакого впечатления. Хотя ладно, произвел – плохое. Это была очень плохая актерская игра. Когда компания студентов попадают в общину – они оказываются отрезанными от мира и остаются один на один с… отклонением. Кто определяет, что есть нормальность? Мы снова вернулись к этому вопросу. Даже нормальность человеческой психики несмотря на базовые законы психиатрии – очень тонкая вещь, которая не содержит в себе никакой однозначности. И в чужой монастырь со своим уставом не ходят, не так ли? Но что, если вопрос разграничения адекватности и неадекватности упирается в человеческую жизнь? И даже не в одну. Традиции и обычаи. С одной стороны – это фундамент, на котором нередко строится любое общество, особенно микро. С другой стороны – время не стоит на месте. И в двадцать первом веке, в Европе – некоторые архаичные обычаи не могут быть уместны, потому что они являют собой прошлое и умершее. А цепляться за прошлое и умершее – это… отклонение. Как и максимальное подавление личного ради общественного. Или нет. Фильм очень атмосферный и красочный. Гнетущая уединенность деревеньки оттеняется девственно белыми цветами одежды этих старообрядников и пшеничным цветом полей. Все так чисто. Так аккуратно, так дружелюбно, так… неестественно. И легкие нотки этой неестественности раскиданы по всей первой половине фильма, ты натыкаешься на них повсюду, но не ловишь мессаджи, но беспокойство и тревожность начинают заползать в мозг постепенно. Но постепенность сменяется внезапностью – ритуальный обряд геронтоцида выдергивает из умиротворенной белоснежной обстановки и сталкивает с тотальным безумием. И опять-таки мы задаем себе вопрос – кто определяет, что такое нормальность? И насколько далеко могут заходить люди, в том числе в пределах своей психики, если их никто не контролирует, и они полностью предоставлены сами себе? Дальнейшее развитие событий предсказуемо, но обставлено эффектно. Ты погружаешься в эту атмосферу и ставишь себя на место героев. И в конце фильма ты понимаешь – истеричность и неадекватность главной героини, ее панические атаки на пустом месте и дебильное выражение лица – абсолютно уместны в этой альтернативной версии нормальности. Подкупают в фильме и эффектные ритуальные моменты, в том числе ритуал кровавого орла, а также очень удачное акцентирование единого мышления секты, в том числе когда они хором подражают как крикам удовольствия, так и крикам умирающих. Это выглядит абсолютно безумно. Финал также предсказуем и, в принципе, закономерен, но и весьма гармоничен. В целом, у меня нет огромных претензий к сценарию, хотя сценарии про секты писать несложно: любая дичь будет к месту. Фильм несет нам сразу несколько мессаджей: - если у тебя сложные абьюзивные отношения – разрывай их без промедления - многие женщины – мстительны - если ты при полной дичи делаешь вид, что все в порядке – дальше что-то не в порядке может стать с тобой - хватит ездить непонятно куда Есть и пара вопросов: - так и не поняла, в чем там красота природы и деревни, что вызвало бешеный восторг у героев. В США нет природы и деревень? Ах да, они же были под наркотиками почти все время - для того, чтобы обдолбиться – действительно необходимо ехать в Швецию? Каст меня не очень впечатлил, удачно подобраны актеры на роли Пелле и Дени, и как всегда блеснул Уилл Полтер. Актеры, которые сыграли сектантов – ну, пятьдесят на пятьдесят. Самый большой косяк с актером, который сыграл Кристиана, это я уже озвучила. Но в общем и целом фильм зрелищный и дополнительный плюсик поставлю за свежее дыхание в жанре хоррора. Это ведь хоррор, так или иначе. Или нет? 7 из 10