По словам режиссёра ленты Джима Джармуша, перед началом съёмок Игги Поп, исполнивший роль одного из зомби, спросил его перед началом съёмок о предыстории своего героя. Джармуш сказал, что он и его подружка разбились на мотоцикле в 1973 году, когда возвращались с концерта «Blue Oyster Cult». Игги Поп на самом деле выступал в 1973 году на одной сцене с «Blue Oyster Cult» и «Kiss».Название городка Сентервилл – это отсылка к вымышленному городу из фильма Фрэнка Заппы и Тони Палмера «200 мотелей» (1971). Тем не менее, в штатах Огайо, Техас и Юта действительно есть города с таким названием.Эта лента открывала Каннский кинофестиваль 2019 года и участвовала в основном конкурсе, претендуя на главную награду смотра – «Золотую пальмовую ветвь».Это первая картина Джима Джармуша, которая получила широкий релиз (более 600 кинотеатров) на территории США.Идею снять фильм о зомби Джармушу подала Тильда Суинтон на съёмках картины «Выживут только любовники» (2013).Рэпер RZA играет в фильме роль курьера, который водит грузовик доставки «WU-ps», что является производным от «UPS» (курьерской компании) и названием группы «Wu-Tang Clan», под чей логотип и стилизовано лого на грузовике. В реальной жизни RZA является одним из основателей «Wu-Tang Clan».Огромные муравейники, которые отшельник Боб находит в лесу, были настоящими. Их случайно обнаружили во время съёмок эпизодов с Бобом, и они настолько понравились Джармушу, что тот решил их включить в ленту, специально для этого добавив новую сцену и новые реплики.Приезжие хипстеры, Зои, Джек и Зак, водят «Pontiac LeMans». Это та же самая марка и модель автомобиля, за рулём которого сидят Барбара и Джонни в прологе фильма Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968). Помимо этого, в фильме можно отыскать ещё несколько отсылок к данной картине (к примеру, обнажённого зомби) и к всему творчеству Ромеро в целом. Например, в ленте предполагают, что приезжие хипстеры прибыли из Питтсбурга - города, в котором Джордж Ромеро учился и начинал свою режиссёрскую карьеру.Когда трое полицейских едут по дороге на кладбище, герой Адама Драйвера высовывается с мачете из окна автомобиля, чтобы отрубить голову одному из идущих зомби. Этот зомби одет в ту же одежду и носит такую же причёску, что и персонаж Билла Мюррея в другой зомби-комедии «Добро пожаловать в Zомбилэнд» (2009).Первоначально персонаж Мэллори О`Брайен должен был быть мужчиной и в качестве исполнителя этой роли Джармуш видел Брюса Кэмпбелла, однако тот отказался от участия в ленте, устав сниматься в гриме в хоррорах на протяжении уже более сорока лет. Затем было решено, что героя можно переписать как женщину, и Джармуш обратился к актрисе Кэрол Кейн, с которой он и Стив Бушеми вместе снимались в ленте «В супе» (1992). Кейн с радостью согласилась.Одно из надгробий на кладбище, которое было показано два раза, принадлежит некоему Сэмюэлю Фуллеру. Это отсылка к легендарному режиссёру Сэмюэлю Фуллеру, которым Джим Джармуш восхищался и с которым успел поработать, в том числе над документальной картиной 1994 года «Tigrero: A Film That Was Never Made».Первоначально в картине должен был принять участие Дэниэл Крейг, однако из-за того, что его съёмочный график не подходил под график Адама Драйвера, Джармуш был вынужден отказаться от партии Крейга ещё до начала съёмок.Большинство актёров фильма ранее уже работали с Джимом Джармушом: Стив Бушеми снимался в лентах «Таинственный поезд» (1989), «Мертвец» (1995) и «Кофе и сигареты» (2003), Адам Драйвер исполнил главную роль в картине «Патерсон» (2016), Билл Мюррей, который также сыграл в «Кофе и сигареты», вместе с Хлоей Севиньи играл в ленте «Сломанные цветы» (2005), Том Уэйтс, помимо совместной работы с Джармушем над музыкальными клипами, сыграл в лентах «Вне закона» (1986) и «Кофе и сигареты», Игги Поп также сыграл в картине «Кофе и сигареты», а до этого он принимал участие в работе над «Мертвецом» (1995), Рози Перес же снималась в «Ночь на Земле» (1991) , RZA – в «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) и в «Кофе и сигареты», а Тильда Суинтон сыграла в «Сломанных цветах», «Пределе контроля» (2008) и в «Выживут только любовники» (2013).В одной из сцен герой Адама Драйвера передаёт персонажу Тильды Суинтон ключи от машины, на которых висит брелок с кораблём из «Звёздных войн». В фильмах «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015) и «Звёздные войны: Последние джедаи» (2017) Драйвер играет Кайло Рена – одного из ведущих персонажей новых частей.Остин Батлер (Джек) и Селена Гомес (Зои) также вместе снимались в сериале «Волшебники из Вэйверли Плейс» (2007-2012).В фильме присутствует несколько отсылок к Эрни Андерсону, который в образе персонажа Гуларди (Ghoulardi) был ведущим популярной ночной программы «Shock Theatre», транслировавшейся по телевидению Кливленда в 1960-ых годах. Например, в одной из сцен плакат с Гуларди можно увидеть на стене заправочной станции позади Бобби, а в другой дети и сам Бобби произносят коронные фразы персонажа Андерсона. Джим Джармуш вырос в городе Акрон, расположенным в штате Огайо, поэтому часто видел «Shock Theatre» по ТВ, и таким образом он отдаёт дань уважения человеку, повлиявшему, по словам самого Джима, на всё дальнейшее его творчество. Помимо всего прочего, Эрни Андерсон более известен как отец знаменитого режиссёра Пола Томаса Андерсона, который даже назвал свою продюсерскую компанию «Ghoulardi Films» в честь персонажа Эрни.Немногими из выживших героев в ленте оказываются три подростка, которые сбежали из исправительного центра. Это произошло, потому что Джармуш верит, что подростки – это будущее, и они намного умнее, чем кажутся на первый взгляд.Это уже десятый фильм Джармуша в программе Каннского кинофестиваля, до этого на Круазетон представлял картину "Патерсон" в 2016 году, в том же году вне конкурса прошла премьера GimmeDanger, документального фильма об Игги Попе и группе The Stooges. Большинство полнометражных фильмов режиссера были показаны в Каннах, включая "Выживут только любовники", "Сломанные цветы" (Приз жюри), "Пес-призрак: Путь самурая", "Мертвец", "Таинственный поезд", "Вне закона", "Более странно, чем в раю" («Золотая камера» за лучший полнометражный дебют) и "Кофе и сигареты", обладатель награды за лучший короткометражный фильм в 1993.Джармуш задумался о зомби-фильме несколько лет назад, еще до "Патерсона", медитативной драмеди 2016 года о поэте-водителе автобуса из Нью-Джерси, которого сыграл Адам Драйвер. Режиссер и сценарист — мастер игры с жанрами, на его счету психоделический вестерн (Мертвец), самурайский/гангстерский мэшап (Пес-призрак: Путь самурая), экзистенциальный боевик (Предел контроля), фантазия на тему романтической комедии (Сломанные цветы) и богемная комедия о вампирах в Детройте и Танжере (Выживут только любовники), где сыграла его любимая Суинтон.Джармуш решил переосмыслить один из самых популярных сюжетов в массовой культуре — только в 2014 году вышло минимум 55 зомби-фильмов и сериалов. «В то время как вампиры — весьма обольстительные существа, зомби, будучи человекообразными, не настолько интересны», — говорит Джармуш. «Но все зомби, так или иначе, метафоричны, символизируют человеческую конформность или какую-то другую тенденцию, ведь зомби — это ходячие существа без души».Снимая Gimme Danger, документальный фильм 2016 года об Игги и группе The Stooges (Игги мы увидим в новой картине в роли Кофейного Зомби), режиссер и продюсеры заметили смартфон-зомби на улицах Майами, где проходили съемки,—людей, которые шли, уткнувшись в смартфоны, словно лунатики. Увиденное засело в голове у Джармуша, и он начал серьезно работать над историей после завершения GimmeDangerи Патерсона, задаваясь вопросом,что если бы восставшие из могил воскресли и пожелали вернуть все то, что было их страстью, пока они были с нами». «Мы все так или иначе привязаны к вещам в материальном мире, и все в той или иной форме — зомби. Очевидно, что мы стремились бы к объектам нашего притяжения, восстань мы из мертвых», — говорит Картер Логан, продюсер, который давно сотрудничает с Джармушем и его одногруппник поSQURL, который работал над атмосферным саундтреком к новому фильму. «Джим сознательно написал «комедию»,впервые за очень много лет, и,хотя в фильме есть определенный физиологический юмор, он использует законы хоррора, чтобы посмеяться над нелепостями нашего времени. Джим вновь возвращается к жанровому кино, переворачивает зомби-фильм с ног на голову и создает свое уникальное видение зомби-комедии». Суинтон добавляет: «Все зомби-фильмы— о людях, и за этомы их любим,они о катастрофе, когда все чувствуют, что мы ходим по краюи хуже уже быть не может, но это все же случается. Фильмы ужасов снимаются именно для этого. Такхорошо представить живых мертвецов, а потом проснуться и вспомнить, что это был просто фильм или дурной сон».Среди предпочтений Джармушав жанре зомби-хорроров и ранняя классика, включая фильм "Белый зомби" 1932 с БелойЛугоши в роли белого гаитянского вуду-мастера Мердера Лежандра, который превращает девушку в зомби (считается первым фильмомв этом жанре). Он также неравнодушен к картинеЯ гуляла с зомби, фильму категории «Б» 1943 года Жака Турнера о зомби-рабах на далеком Карибском острове, которым не хватает силы волисделать что-либо для себя,ставшему тревожным отражением человеческой жизни во время мировой войны.Именно его режиссер повторяет в фаталистском послании о человечестве, зашедшем в тупик, в своем новом фильме.Но больше всего режиссера вдохновил знаменитый шокер Джорджа Ромеро 1968 года "Ночь живых мертвецов". Внимательные зрители увидят множество отсылок и аллюзий на малобюджетный американский классический хоррор, который все эти годы жил собственной жизнью, преобразившись изинди-кино в социальную аллегорию Вьетнамской войны и борьбы за гражданские праваи метафорупозднего капитализма и консюмеризма. В черно-белом оригинале, бюджет которого составил $114 тысяч, впервые были показаны зомби, которые пожирали людей в кадре, —устрашающийсоциополитический символизм. Тревожные времена вновь поедают нас — вот метафора происходящего на экране. «Ночь живых мертвецов— блестящий фильм, сделанный на пределе возможностей, и мы цитируем егос многочисленными деталямии отсылками, которые внимательный зритель считает», — говорит Джармуш, посадивший Селену Гомесза руль PontiacLeMans 1968 года, той самой машиныиз дебютного фильмаРомеро, скопировав все вплоть до зеленого цвета оттенкаPalmettoGreen. «В нашем фильме, как и в Рассвете мертвецов, продолжении картиныРомеро, зомби возвращаются в те места и к тем занятиям, которыми они были одержимы будучи живыми. Меня очень занимала идеявернуть к жизни существ, которые функционируют как одноклеточные организмы, по-людоедскипитаясь плотью или мозгами, но не имея никакой реальнойволи ни на что другое».«Мертвые не умирают кажется зомби-комедией, но в фильме есть подтекст, как и в Ночи живых мертвецов, социополитическое сообщение, которое я думаю, очень актуально», — говорит Картер Логан. «Нас перекормили фильмами и сериалами, сделанными по определенной формуле, — в последнее время большинство фильмов озомби балансируют на грани мыльной оперы, где люди пытаются пережить зомби-апокалипсис.В нашем фильме это учтено, но Джим возвращает зомби-фильмк его самой известной вариации. Его картина — о человечестве, никогда не теряющем чувство юмора, несмотря на серьезныетреволнения в мире».Действие фильма происходит в крошечном городкеЦентрвилль вдали от шоссе и магистралей, том самом, где работают всего триполицейских, и вся жизнь происходит на главной улице с дайнером, хозяйственным магазином и мотелем, а населен он уникальными персонажами вселенной Джармуша. «Это типичный городок где-то в обобщенной одноэтажной Америке», — говорит Джармуш, — «где все знают друг друга. Вымышленный город. Фильм —об этих противоречивых персонажах, за которыми следует наша история».Форма позаимствована у предыдущих картин Джармуша, в которых центральный персонаж, как, например, герой Джонни Деппа в Мертвеце, или пенсионер, начинающий жизнь заново, которого играет Билл Мюррей в Сломанных цветах, отправляется в сюрреалистическую одиссею, встречая на своем пути других персонажей. «В центре фильма трое полицейских, но фокус перемещается и на остальных героев», — говорит Джармуш. «Поэтому монтаж был непростым».Название городка режиссер позаимствовал из музыкального фильма Фрэнка Заппы 1971 года 200 мотелей, еще одной сюрреалистической одиссеи о гастрольном туре группы MothersofInventionпо Америке. Именно в небольшом городе Центрвилль они делают остановку («Реально отличное место, чтобы вырастить ваших детей», сатирически подчеркиваетЗаппа), устав от хаоса жизни на колесах. Отдавая дань социополитическомубезумиюЗаппы, Джармуш сделал «реально отличноеместо» девизом Центрвилля, его мы видим на приветственном щите при въезде в город.В фильме стремительно меняющийся мир вторгается в провинциальную американскую жизнь всего за несколько. Жители Центрвилля не в курсе, но из-за фрекинга нефти на Северном полюсе(власти в фильме называют это «полярный гидрофрекинг») Земля сдвинулась с оси, полностью нарушив вращение. Итак, солнце больше не садится в положенное время, и начальник полиции Клифф Робертсон (Мюррей) и его заместитель Ронни Петерсон (Драйвер) отправляются в леса за пределами города допросить сварливого Отшельника Боба (Том Уэйтс) о пропавших животных с фермы расиста Миллера (Стив Бушеми).В остальном же в Центрвилле дела идут по-прежнему, пока мир снаружи незаметно движется к упадку. Владелец хозяйственного магазина Хэнк Томпсон (Гловер) проводит время в местном дайнере, которым заправляет Ферн (ЭстерБалинт), мы помним ее как бойкого подростка Еву в хите Джармуша 1984 года Более странно, чем в раю. Это первое из многих эпизодических появлений в фильме актеров из прошлых работ режиссера, мы увидим даже RZA, неформального лидераWu-TangClan Статен-Айленда, который написал музыку к фильму ДжармушаПес-призрак: Путь самурая и появился в Кофе и сигаретах.Фильм — яркий пример фирменнойнеявной комедии и оригинального стиля Джармуша: шотландка Зельда Уинстон (Суинтон), владелица похоронного бюро, орудует самурайскими мечами в ее по-буддистски обставленном логове, она преображает трупы по последнему слову моды в похоронном бюро Ever After Funeral Home; типично невозмутимый Билл Мюррей обеспечивает порядок в хрестоматийном маленьком городке, где, кажется, всего один правонарушитель — сварливый Отшельник Боб, на которого всегда падают подозрения.Джармуш часто снимал в своих фильмах музыкантови на этот раз наряду с RZA и Томом Уэйтсомон пригласил талантливую поп-звезду и актрису Селену Гомес, она играетюную автостопщицу, которая приезжает в Центрвилль как раз вовремя — к зомби-апокалипсису. Джармушоказался неожиданным поклонником творчества Гомес, включая ее хит Bad Liar (помимо других), который он называет «бесспорно мастерски сделанной инновационной поп-музыкой». «Молодые красивые путешественники, которые случайно оказываются в Центрвилле», — говорит Джармуш. «Я хотел задействовать разные поколения, и Селена вместе со своими друзьями Остином Батлером и ЛюкойСабба представляют двадцатилетних».В то время как Гомес и её друзья символизируют необузданную свободу и нежелание принимать солидную и благоразумную простоту Центрвилля, еще три молодых персонажа, сыгранных Майей Дельмон, Талией Уайтакер и Джахи Уинстоном, воплощают что-то более зловещее. Находящиеся в заключении в изоляторе в Центервиллемалолетние правонарушители смотрят по телевизору из своей камеры, как распад общества поглощает страну в целом, а потом и Центрвилль.Миксуя легкую комедию с мощным посланием о бедственном положении молодых и нестандартно мыслящих людей, Джармуш, очевидно, симпатизирует молодым персонажам. «Я люблю подростков, я их чувствую, молодые люди были нашими ориентирами в культурном плане — в музыке, стиле и моде, будь то Франкенштейн Мэри Шелли, половина произведений Моцарта или вещи Рембо, одного из величайших поэтов за всю историю», — говорит режиссер. «Подросткам обычно непросто, поэтому я поместил этих троих ребят разных рас в следственный изолятор. Мы не увидим их превращения в зомби — для меня они символизируют надежду на будущее».Когда на Центрвилль опускается ночь, начинается зомби-апокалипсис.Бывшие жители поднимаются из своих могил в поисках успокоения и человеческой плоти, погружая неподготовленных местных в медленный хаос. Один из самых первых зомби, местный пьяница и пройдоха, которого играет знаменитая актриса Кэрол Кейн, с которой Джармушработалв 1992 году в фильме Александра Рокуэлла В супе, где снимался и Стив Бушеми. Кэйн и Бушемиодни из многих давних соратников Джармуша, которых он вновь позвал на свою самую масштабную картину.Многие персонажи фильма списаны с друзей режиссера, включая трех полицейских из Центрвилля, главных героев, ставших собирательным образом примерно десятка человек. «Джиму нравится создавать семью: людей, актеров и команду и затем укреплять этот родственный дух во время съемок», — говорит Картер Логан. «Он сам связывается с актерами, которых видит в определенных ролях, чтов какой-то степени убыстряет процесс. И не нужны недели репетиций».Билл Мюррей уже работал с Джармушем по меньшей мере трижды, на фильмах Сломанные цветы, Предел контроля и Кофе и сигареты. В Сломанных цветах героя-ловеласа Мюррея символически звали Дон Джонстон, а на сей раз Джармуш решил окрестить главного полицейского Клиффом Робертсоном в честь другой звезды Голливуда. «Я был в таком предвкушении, когда получил сценарий, он был довольно забавный, — я не знал, что Джим может написать комедию в таком жанре», — говорит Мюррей. «Снявшись в фильме, который я считаю величайшей картиной о зомби всех времен, Добро пожаловать вZомбилэнд, я чувствовал, что отлично справлюсь и с этой ролью. Возможно, вскоре мое имя станет ассоциироваться с зомби-хоррорами!»Вернулся в «семью» и Адам Драйвер, который совсем недавно играл у Джармуша в фильме "Патерсон". Снимая комедию о поэзии, актер и режиссер шутили, что когда-нибудь сделают боевик Петерсоно жестоком социопате на контрасте с мечтательным поэтичным главным героем. Когда Джармуш писал сценарий нового фильма, он видел Драйвера в роли заместителя начальника полиции Центрвилля с непроницаемым лицом и немедленно окрестил этого персонажа Петерсон.Хлоя Севиньи снималась у режиссера в "Сломанных цветах", до этого она работала с ним надкороткометражкой в сборнике2002 годаНа десять минут старше. В новой картине ее героиня — скромный офицер полиции, и в этой роли Севиньименяет свою фирменную суровую ипрактичную невозмутимость на чопорность, часто переходящую в истеричность. «Она — единственная в фильме, кого действительно затронул зомби-апокалипсис,онатравмирована», — говорит Севиньи. «Когда я села с Джимом пройтись посценарию, он понял, что я сочла героинюне очень сильной женщиной. И сказал мне, что в фильме уже много сильных героинь, а я буду Королевой Крика. Я была готова сыграть ее ради команды».Тильда Суинтон работает с Джармушем вот уже четвертый раз, сыграв главную роль в вампирской драмеди "Выживут только любовники" 2013 года с Томом Хиддлстоном. Джармуш связался с Суинтон еще в самом начале работы над фильмом и спросил, какого персонажа она хотела бы играть. «Я сказала, что хотела бы сыграть эту суровую владелицу похоронного бюро, потому что, как следует из названия, мертвые не умирают», — говорит Суинтон. «Я ему предложила эту героиню, ичерез полтора года он прислал мне сценарий».Зельда Уинстон в исполнении Суинтон привносит шик и гламур в Центрвилль с ее сильным шотландским акцентом, развевающимися светлыми волосами, разноцветными кимоно и страсти к мечам катана, которые пригодятся ей очень скоро, во второй половине фильма, когда придется рубить головы. «О Зельде никто особо ничего не знает, откуда она вообще», — говорит Суинтон. «В фильме есть момент, где люди обсуждают, какая она странная и говорят, что она шотландка, что для центрвилльцев весьма экзотично. В ней есть загадка, среди всех этих типов с причудами ее странность стоит особняком».Еще один любимчик Джармуша, которого мы увидим в картине,—Стив Бушеми, он играет фермера-расиста Миллера. Актер впервые поработал с Джармушем в 1989 на его мемфисской отельной трилогииТаинственный поезд с Джо Страммером. Бушеми и Джармуш знакомы с конца 70-х, когда Джармушеще был студентом факультета кино Нью-Йоркского университета и готовил свою дебютную вещь Отпуск без конца, аБушеми был начинающим актером, которого ждала карьера в независимом кино. Джармуш говорит о своем старинном напарнике и друге, который в фильме разгуливает в красной бейсболке с надписью KeepAmericaWhiteAgain: «Мой Миллер — узколобый расист, полная противоположность Стиву».Вместе с актерами, уже работавшими с Джармушем, на площадку нового фильма вернулись и многие члены команды. Алекс ДиДжерландо, который начал карьеру как один из художников фильма Сломанные цветы, был дизайнером первого сезона хита HBOНастоящий детектив, а в новом фильме Джармуша отвечал за создание Центрвилля и его окрестностей; главный гример Джуди Чин и художник по костюмам Кэтрин Джордж давно работают с режиссером, Чин начала еще на картине Пес-призрак, а Джордж делала костюмы для фильмовПатерсон и Кофе и сигареты, где отвечала за гардероб КейтБланшетт; звукорежиссер Дрю Кунинработал с Джармушемс 1984 года над звуком в картине Более странно, чем в раю.Один из постоянных операторов Джармуша Фредерик Элмс, который снял фильмы Голова-ластик и Синий бархат для Дэвида Линча, а также десяток классических картин, возвращается в семью Джармуша, для которого уже снимал картины Патерсон, Сломанные цветы, Ночь на Земле, а также большую часть фильмаКофе и сигареты, включая новеллу Somewhere in California. «Фред — один из величайших операторов, он максимально сфокусирован на работе и при этом использует прогрессивные методы, просто и красиво создавая изображение на экране», — говорит Джармуш. «Мы долго работали вместе — он был моим учителем, я столько от него перенял».Элмс решил снять большую часть фильма в режиме«день-ночь» (dayfornight) — на языке операторов так называется моделирование ночных сцен при свете дня, что типично для малобюджетных фильмов наподобие "Ночи живых мертвецов". Поэтому большинство ночных сцен в фильме — включая многие сцены зомби-апокалипсиса — снималось при свете дня, а темноту добавили уже при постпродакшене. За годы работы Элмс научился справляться с любыми задачами и проблемами — он в профессии почти полвека, снимал ещекороткометражные фильмы с Дэвидом Линчем.На площадке ему пригодились его навыки, особенно для нескольких автомобильных сцен, тех самыхсPontiacLeMans, где снялась Селена Гомес и ее попутчики, и сцены с офицерами Робертсоном, Петерсоном и Моррисоном. Действительно, большинство сцен за рулем в фильме снимались в закрытом павильоне с актерами, которые смотрели в лобовое стекло в интерьере пустых складов, а камера следовала за ними. Элмс и его потрясающая команда по визуальным эффектам наложили цифровой видеоряд позже во время кропотливого постпродакшена.Самой сложной задачей для Джармуша была работа со спецэффектами — реальными и цифровыми — чтобы создать тщательно продуманных, но при этом ретро зомби. Славящийся своим минимализмом режиссер впервые ступил в мир пластического грима, компьютерных и специальных эффектов (включая силиконовые органы и внутренности) ради многочисленных сцен обезглавливания и декапитации. «Все мы видели "Ходячих мертвецов", так что зомби-планка поставлена очень высоко», — говорит художник-постановщик фильма Алекс ДиДжерландо. «Мы придумали не такой гротескный и суровый вариант, наши зомби напоминают классических прототипов изНочи живых мертвецов». «Рубите голову», звучит рефреномв диалогах в фильме истановится мантрой для нескольких героев, поскольку они обнаруживают, что единственное эффективное средство против мертвяков — жестокое обезглавливание. В одной из незабываемых сцен Суинтонотсекает несколько голов зомби одним быстрым ударом меча-катаны, изящно проносясь по улицам Центрвилля в развевающемся кимоно, дизайн которого создала Кэтрин Джордж. Головы не просто сыплются с плеч, они смещаются и взрываются, превращаясь в таинственную угольную пыль. «Я хотел, чтобы у наших зомби была особенность — никакой крови и жидкостей», — говорит Джармуш. «Когда им отрубают головы, то внутри просто темная пыль».Режиссер был непреклонен: никаких фонтанов крови в стиле культового постановщика спецэффектов Тома Савини, известного как «султан брызг», чей пластический грим и гейзеры крови были фирменными эффектами в 70-х и 80-х в фильмах Джорджа Ромеро, Тоуба Хупера и Дарио Ардженто. Для создания спецэффектов, включая грим, Джармуш обратился к компании ProstheticRenaissanceизНью-Джерси, которая работала на картинахЧерный лебедь и Рестлери нескольких фильмах Мартина Скорсезе. Для создания визуальных эффектов Джармуш обратился к VFX-гуру Алексу Ханссону и Сэму О'Хейруиз международной компании ChimneyX с офисами во всем мире, включая Лос-Анджелес, Нью-Йорк и шведский Гетеборг. Недавно компания делала эффекты для фильма Атомная блондинка, включая 10-минутную сцену боя сШарлизТерон.Координатор каскадеров Мэнни Сиверо — еще один ветеран картин Джармуша — поставил сцены сражения и обезглавливания, используя практические эффекты (например, отрезанные головы), над которыми работала компания ProstheticRenaissance, на пленку снималось, как головы катились по земле. Эти кадры потребовали тщательной координациис кадрами с VFX-эффектами, снятыми позже, при постпродакшене.Во время подготовки производства команда Prosthetic Renaissance вылепила слепки голов актеров включая Хлою Севиньи и Кэрол Кейн. На слепок Селены Гомес времени уже не хватило, и команда, представленная основателем компании Майком Марино и художником Майком Фонтейном, придумала способ использовать пластический грим на шее, чтобы создать эффект разорванного горла. Используя VFX-эффектыпри постпродакшене, команда Chimneyизбавилась оттела Гомесцифровым способом. Осталась только голова —Адам Драйвер отделил ее от тела в одной из сцен и подвесил в воздухе, в то время как веки Гомес еще двигались. «Реально круто, что в фильме сочетаются компьютерные и реальные эффектыс гримом и костюмами», — говорит ДиДжерландо. «Было забавно увидеть, как этот паззлсложился в одну большую картину и создал настроение фильма, прописанное в сценарии».Первые зомби, которых мы видим на экране, — кофейные, их играют давние друзья Джармуша —Игги Поп и Сара Драйвер (Баския: Взрыв реальности). Из-за ограниченного бюджета Джармуш не мог позволить себе тщательную проработку всех образов, так что пришлось сосредоточиться на главных актерах, Попе и Драйвер; многие зомби в фильме ходятс намеком на грим, это работа стилистаДжуди Чин и ее команды, и водежде того времени от Кэтрин Джордж. «Мне каждый раз нужно было в индивидуальном порядке решать, кому делать пластический грим, а кому нет, но моя идея состояла в том, чтобы получился микс, руководствовался я минимализмомНочи живых мертвецов», — говорит Джармуш. «Микс этот был продиктован моим выбором и ограничениями бюджета».Когда кофейные зомби восстают из своих могил на кладбище Центрвилля — среди них Драйвер в сапогах на каблуках и пышном платье и Поп в кожаном жилете и полосатых бархатных «клешах» —потрясающая работа Джордж: она создала стиль ретропары, вдохновившись Китом Ричардсом и Анитой Палленберг, знаменитой рок-н-ролл парой 70-х. До съемки Джордж попросила художника поработать над костюмами и обработать их краской, грязью и наждачной бумагой, чтобы создатьпоношенный, землистый вид нарядов зомби. «Работа Кэтрин очень помогла увидеть в каждом зомби отдельного персонажа, не припомнюфильма, где такое было», — говорит ДжошуаАстрачан. «Вы чувствуете, что эти зомби — люди, каждый восстает из могилы из определенного времени и эпохи. Это очень тонко сделано».Парикмахер-стилист Джейсон Сикапочти не трогал волосы Игги Попа, лишь слегка испачкавих, чтобы сохранить его культовый образ узнаваемым. Используя кондиционер для волос и пыль (по сути – обычную грязь), он превратил Драйвер в пепельную сексапильную блондинку из 1972 года, добавив модную в то время пышную укладку в стиле БриджитБардо. «Я хотел, чтобы она выглядела симпатично», —говорит Сика, «но при этом аккуратно».Пока обреченные любовники шатаются по местному дайнеру в поисках кофеина и человеческой плоти, на свет выходит дело рук Чин и ее команды гримеров в сотрудничестве с Мэрино и Фонтейном из Prosthetic Renaissance. «Джим хотел вернуться к старой голливудской версии зомби, избегая утрированных существ, как в Ходячих мертвецах», — говорит Чин. «Он прав, когда настаивает, что зомби из Ночи живых мертвецов страшнее всех остальных, — если вы присмотритесь к массовке, на некоторых вообще нет грима. Но они пугают! Не всегда страшный эффект создается окровавленным или безумным гримом». Майк Мэрино добавляет: «Джим, как правило, не использует ничего серьезного в своих фильмах, идя по пути практических эффектов, и хоррор-грим был для него первым опытом. Когда снимаешь фильм с эффектами, нужно серьезное планирование и большая работа на этапе подготовки. Он полагался на нас, чтобы мы помогли ему понять, как это осуществить».В качестве альтернативы пластическому гриму для Игги Попа, команда сделала его кожу очень бледной, чтобы подчеркнуть структуру лица и при этом органически показать разложение, оставив черты узнаваемыми. «У него невероятное лицо и череп», — говорит Мэрино. «Ему и грима не надо было, просто нарисоватьнемного вен и коросты. Такого минималистичного зомбиможно сделать только на ком-то вродеИгги».Для грима Сары Драйвер выбрали еще более простое решение, используя органические цвета и структуры и различныегели для спецэффектов и спреи, чтобы сохранить ее ретро красоту. «Героиня Сары умерла в начале 70-х, так что мы поиграли с голубыми тенями и накладными ресницами, естественно вылепив ее черты, сделав их словно изломанными», —говорит Чин. «Я добавила немного цвета на щеках, чтобы подчеркнуть скулы». Для эффекта гниющих зубов Чин обратился к профи из компанииMouthEffects, которая на этом специализируется».Довлеющая мощь Попа была выразительнойи пугающей благодаря латексномугриму для всего тела, спасибо МайкуФонтейну, который распылил спрей с головы до пят, требуя, чтобы Поп долго сидел неподвижно в гримвагене, держаруки поднятыми. Поп рассказывает, — «Джим сказал гримерам, что Игги выглядит слишком здоровым для зомби, ему нужно быть более побитым жизнью. Гримеры нападают и окружают, как ведьмы на шабаше, покрывая вас косметикой в течение часа или двух пока вы сидите на стуле. А потом приносят латекс для грима, и вы начинаете чувствовать себя героем из рассказа Эдгара По. В волосах и глазах грязь, засохшие комкина одежде, всюду бутафорская кровь».До начала съемок команда Prosthetic Renaissance провела несколько встреч на предмет плоти — конкретно, какие материалы они могли использовать, чтобы копировать эффект зомби, едящих части человеческого тела на камеру. Майк Мэрино вспоминает, — «Джим хотел показать, как Игги жует внутренности, так что мы привезли кулер, наполненный сосисками, соусом для барбекю, имитирующим кровь, и мягкими кусочками банана, напоминающими жирную плоть, — и все это при почти сорокаградусной жаре».Драйвер поедает плоть сотрудницы дайнера, ее играет Эстер Балинт, которая появилась в "Более странно, чем в раю" в 1984, тогда юная Драйвер продюсировала этот фильм. Во время съемки омерзительная сцена, где Драйверелаподдельные кишки из растерзанного трупа Балинт, сделанные ProstheticRenaissance, казалось, длилась вечно. «Джим все никак не говорил снято, так что пришлось поедать бедную Эстер», — говорит Драйвер.Одно дело было подготовить Попа и Драйвер к первой большой сцене с зомби, но вот зомби-апокалипсис ... По мере того, как история двигалась к появлению полноценных живых мертвецов, командам по гриму, прическам и костюмам нужно было работать в тесной связке, чтобы очень быстро подготовить десятки зомби. «Были дни, когда у нас одновременно гримировались 20 человек, это было напряженно», — говорит Фонтейн. «Мы использовали много слоистых материалов, включая краску, но нам удалось найти быстрый способ создать эффект черной коросты, который хотел Джим, в том числе смесь кофейной гущи с клеем, а накладывали получившееся кистямитолстым слоем на лица и тела актеров». Мэрино добавляет: «Было непросто просчитать, сколько зомби мы могли подготовить за короткое время, так что постоянно чувствовалось напряжение, мы пыталисьдать Джиму, что он хотел, быстро, при этом упорно работая изо всех сил, чтобы зомби выглядели эстетично».Работая со множеством актеров массовки, каждого из которых нужно было очень быстро превратить в зомби, а шли они сплошным потоком, плюс еще и основные актеры, Джуди Чин и три ее помощника должны были трудиться на жаре, когда грим упорно не хотел ложиться. "Только настоящий художник может сделать кого-то естественно мертвым"", — говорит Чин. «Кажется, это легко— пустые глаза, подчеркнутые скулы,цвет лица, словно актер изможден и мертв. Но трудно кого-то гримировать,просто используя краску, чтобы сформировать контуры, которые при этом не были бы похожи на контур. Наша работа состояла в том, чтобы зомби выглядели так, будто их не касалась рука визажиста»Фильм снимали в северной части штата Нью-Йорк в июле и августе 2018. До начала съемок менеджер по локациям Джефф Браун встретился с Джармушем и Алексом ДиДжерландо, чтобы найти место недалеко от Нью-Йорка, которое при этом могло бы выглядеть как типичный провинциальный городок. «Мы искали город, одновременно графичный и при этом с интересными деталями, которые бы сразу бросились в глаза», — говорит Браун. «Чтобы было понятно, что это полицейский участок или мотель».После двух недель поисков в пышной зелени пригородов графств Рокленд и Уэстчестер Браун и его команда отправились в новый тур по окрестностям, надеясь найти что-то более необычное и сельское. «Если в городе были здания выше трех этажей, там снимать мы не могли», — говорит Браун. «Слишком плотная застройка, современные дома, сетевые магазины — все это не подходило». По совету Кинокомиссии Долины Гудзона они прочесали графства Ольстер, Делавэр, Датчесс, Салливан, Грин и Оранж, во многих были небольшие деревни и фермы. С помощью Кинокомиссии и карт Google Maps команда сузила список до 15 городов.Во время одной из вылазок с Джармушем, Брауном, Элмсом, ДиДжерландо и продюсером Картером Логаном команда натолкнулась на деревню Флейшмэннспод Мидлтауном в гористом округе Делавэр с населением всего в 322 человека. Последнее, что здесь снимали, был фильмДжулиан По с КристианомСлейтером в 1997. Деревенька, расположенная в горах Катскилл, примерно в 30 километрах от Вудстока, в отдалении от всех шоссе, была рада приютить небольшое кинопроизводство. «По сценарию Центрвилль —городок с дайнером, хозяйственным магазином и полицейским участком, но осталось не так много небольших и причудливых местечек, которые нам были нужны», — говорит Браун. «Деревня Флейшмэннс была идеальной с ее главной улицей, где сосредоточена вся жизнь, и фермами в отдаленных районах».Небольшой центр города облегчил контроль за бродящими вокруг зомби, которых к концу фильма стало очень много, а еще в городе был полицейский участок (созданный в заброшенном магазине), мотель и ферма. Кроме сцен в дайнере и на заправке, режиссеры нашли почти все, чего хотели от локации в этой деревеньке в округе Делавэр. Лучшими же стали местные жители, которые были счастливыпоучаствовать в качестве массовки на августовской жаре.Когда место съемок было найдено, ДиДжерландо построил похоронное бюро, где Зельда Уинстон бальзамирует трупы и практикует боевые искусства, получилась странная смесь викторианского особняка ипаназиатского храма. Он построил хозяйственный магазин Хэнка Томпсона с нуля, создав небольшое пространство со множеством деталей для ключевой сцены, в которой зомби нападают на Дэнни Гловера и КалебаЛэндри Джонса, забаррикадированных внутри.Реквизитор Кендалл Андерсон везде искала закрывающиеся хозяйственные, чтобы команда могла скупить остатки товара и воссоздать точную копию провинциального хозяйственного магазина.С нуля был сделан и интерьер полицейского участка, где стоят три стола и две очень несовременно выглядящие камеры, в однуиз которых помещают Кэрол Кейн в незабываемой сцене до ее обезглавливания.Интерпретация фильма отводится исключительно зрителям, так что любители выискивать смыслы могут обратить внимание на запоминающуюся и печальную заглавную песню фильма, написанную обладателем «Грэмми» кантри-певцом Стерджилом Симпсоном, чьи вызывающие воспоминания и меланхоличные тексты отражают историю человечества в целоми американскую историю в частности в наши непростые времена переоценки ценностей. Это песня об апатии, безразличии и непостоянстве в быстро меняющемся мире, герои хватаются за становящиеся все более призрачными свободы, как будто каждый из нас был зомби, стремящимся к благам цивилизации из прошлой жизни. «На каждом углу нас ждет чашка кофе», поет Симпсон. «Но однажды мы соберемся проснуться и обнаружим, что того места больше нет».Джармуш, фанат Симпсона со времен дебютного альбома певца и автора песен HighTopMountain2013 года, связался с ним еще в самом начале, попросив написать песню, которая могла бы постоянно играть в фильме, подчеркиваяего главные темы. Среди других отсылок к музыке певца в картине — друзья-хипстеры во главе с Селеной Гомес покупают CD с трекому продавца мини-маркетаКалебаЛэндри Джонса, в то время как Рональд Петерсон в исполнении Адама Драйвера проверяет машину во время их поездки через Центрвилль с начальником полиции Робертсоном. Единственной просьбой Джармуша после отправки сценария было, чтобы песня была написана в стиле классического кантри середины прошлого столетия и подходила под название фильма. «Мертвые не умирают — шикарное название для песни, как будто ее написали в 1961, и она затерялась в изломах истории», — говорит Джармуш, чья группа SQURL обеспечивает атмосферную закадровую музыку. «Это единственная музыка во всем фильме, и мы слышим песню частями пять или шесть раз». Вызывающая воспоминания песня Симпсона, с ее классической инструментовкой и пронзительным вокалом подчеркивает эфемерную природу нашей жизни и призывает насочнуться и обратить внимание на мир вокруг. Как те самые старые друзья, которых мы видим, отвлекшись от наших смартфонов.
Отзывы