Не нужно обладать какой-то сверхинтуицией, чтобы разгадать секрет полишинеля, который преподнес зрителям режиссер "Кукловода", некий отчаянный дебютант Куинн Лэшер. За этим именем в "Он там" (так звучит название ленты в оригинале), очевидно скрывается известный мастер страшного жанра Дэннис Илиадис ("Истерия", "Последний дом слева"), по необъяснимым причинам убравший свое имя из титров этого проекта, сюжет которого вполне можно представить в виде одного предложения: "Молодая мать с двумя детьми нежного возраста отражает ночное вторжение маньяка из леса". Однако было бы странно полагать, что сценарий "Кукловода", написанный Майком Сканнеллом и оказавшийся в числе самых интересных для хорроров, авторы вот так легко сдадут без боя. Лента Лэшера может рассматриваться целиком как экспериментальная картина, где есть имя известной актрисы Ивонн Страховски ("Хищник", сериал "Рассказ служанки"), но целиком отсутствует внятная мотивация в действиях героев, в "Кукловоде" есть мастерски поданный набор символов, отчасти отсылающий к "Алисе в стране чудес", но нет той ослепительной новизны "Тихого места" и "Реинкарнации", одних из лучших работ в жанре этого года. Художественность ленты сознательно маскируется, если не сказать больше, оператор Эд Уайлд ("Автобан", "Падение Лондона") сознательно маскирует события за множеством обработок и цветокоррекций и создает иллюзию мокьюментари в лучших проявлениях, увлекаясь яркими цветами и общей зажатостью тесных, зачастую хаотично и нестандартно освещенных помещений. Куинн Лэшер уводит работу именно в разряд эксплуатационного кино, лишь по касательной создавая сочувствие к главным героиням ленты, оказавшимся традиционного запертым внутри большого дома с темной историей. Поэтому "Кукловод" по-своему фиктивно традиционен в жанровых рамках, зрителю предлагается нишевый триллер о вторжении с элементами бравого, в чем-то даже нарочито показного слэшера.
Основа первого акта "Кукловода" не блещет большой новизной. Среднестатистическая американская нуклеарная семья с двумя очаровательными дочерями Кайлой (Анна Пнёвски) и Мэдди (Эбигейл Пнёвски) собирается в далекое путешествие, в уединенный дом на берегу озера, где они в последнее время бывают нечасто. Семейка настроена провести небольшой отпуск на природе, но Шон (Джастин Брюнинг, сериалы "Рыцарь дорог" и "Анатомия страсти"), муж Лоры (Ивонн Страховски), ввиду неотложных дел задержится и прибудет с опазданием в несколько часов глубокой ночью. Любопытно, что дом у семейной пары находится в собственности давно, однако страшная тайна о предыдущих владельцах, которые навсегда потеряли в юном возрасте своего сына Джона (Райан Макдональд, "Шесть демонов Эмили Роуз", "Воскрешая чемпиона"), сгинувшего безвозвратно в лесу, становится известна Лоре только в рамках экранной истории. Идиллия вполне представляется колюще-режущей, если учесть, что предоставленные самим себе девочки, следуя в лес при помощи красной шерстяной нити, символично находят на огромном пне пару капкейков, чашки и чайник. Младшая, Мэдди, съедает "дар леса", в то время как старшая решила сохранить выпечку для любимого папочки. Лора читает девочкам страшную историю из книги "Темнота", когда-то принадлежавшей Джону, настораживает то, что в этой книжке с картинками появилась новая, сделанная вручную совсем недавно, где две девочки раскачиваются на странных качелях. После отхода ко сну у Мэдди начинается тошнота и, само собой, все трое получают первое послание от лесного психопата, кусочек ленты, на котором написано "привет". В том капкейке, который сохранила Кайла Лора находит еще одно фрагментарное продолжение со словами "до свидания". Женщина понимает, что кто-то затеял недобрую игру с ней и ее детьми, и пытается вызвать 911, но обычная линия предусмотрительно оказалась обрубленной маньяком. Лора пытается найти свой телефон в машине, она рискует жизнью, но вместо этого ей попадается на глаза странная кукла в праздничной упаковке. Игра наперегонки со зловещим лицом в кожаной маске начинается.
Складывается ощущение, что старавшийся развить в "Кукловоде" именно традиционный подход к фильму ужасов, Дэннис Илиадис интуитивно почувствовал непреодолимость поиска новаций в жанре и скрылся за псевдонимом. Большого страха лесной псих Джон не нагоняет, Райан Макдональд, лишенный слов в кадре, разыгрывает гротескное кровавое шоу на потеху зрителям. Как можно, относиться серьезно к персонажам, которые показывают невиданную прыть и всегда оказываются на шаг впереди? В таких надо поверить и принять, как и принять то, что Джон, оказавшись лишенным семьи, стал настоящим чудовищем с острым взглядом примитивного художника на окружающий мир. Может показаться безумным, "Кукловод" переосмысливает традиции таких классических лент как "Пятница 13-е" и "Хэллоуин", добавляя в проект в виде прогрессивной надстройки детскую тематику в виде явных отсылок к таким культовым лентам, которые появились уже в этом тысячелетии, как "История двух сестер" Вана Элдера и "Бабадук" Дженнифер Кент. Сказка, где присутствуют мифические красные нити, очевидно, навсегда впечаталась в память остановившегося в развитии Джона, как и вся его любовь к куклам и пугающим ростовым манекенам, которые показывают его странный способ убежать от одиночества в лесу и собрать себе хотя бы некий эрзац, выведенный подсознанием за долгое время. Собирая ограниченное количество людей в одном изолированном месте, экранная история "Кукловода" начинает выдыхаться, три попытки спастись, которые не заканчиваются ничем, выводят к отступлению к дому, но вместе традиционной круговой обороны по всему периметру авторы ленты предпочитают делать акцент на сказочно-разыгравшемся хаосе. Героиня Ивонн Страховски в силу достаточного актерского опыта является лучшей в этой кровавой ленте, хотя и вызывает сомнения по части физической подготовки, когда обладая практически размерами модели начинает безжалостно раскрашивать Джона в третьем акте. Удивительно, но представление Пнёвски также не вызывает нареканий: они ведут себя с той степенью натуралистичности, которая была задана режиссером, кричат, пугаются, плачут и отчаянно стараются спастись в любой подходящий момент.
Если относиться к "Кукловоду" как фестивальному проекту, не обремененному в будущем большим бокс-офисом, то важно учитывать, что Дэннис Илиадис по-прежнему старается держать руку на пульсе консервативного хоррор-жанра. Он хорошо понимает тенденции движения вперед и именно поэтому лента получает не только провосходный визуальный ряд, но и своеобразную звуковую дорожку опытного композитора Нэйтана Уайтхеда ("Судная ночь", "Скайлайн 2"), которая насыщает ленту мелодраматическими настроениями и позволяет сохранить внимание зрителей в достаточном напряжении. "Кукловод" оказывается тем проектом, где есть все необходимые для жанра сюжетные линии, но поданные под каким-то странным углом зрения, оператор очень часто играет с глубиной резкости, поэтому апелляция создателей ленты к снам и первобытным страхам, касающимся темноты, вполне удается только за счет действия, которое практически нигде не провисает. Ограниченность бюджета создателей заставляет искать именно изобразительные решения для этой, надо отметить, весьма неправдоподобной истории, сходной с тем, что было в прошлом году в ленте Адама Грина "Виктор Кроули", где резню на болотах Луизианы устраивает местная легенда. Возможно, что "Кукловод" как полигон идей станет первой частью низкобюджетной франшизы, где будут получать обкатку творческие идеи хоррор-режиссеров. Но пока лента остается остается компетентным упражнением в жанре, немногословным, не дающим философских уроков в стиле "ты - следующий". Поэтому открытый финал "Кукловода" открыто намекает на то, что еще далеко не все маньяки и психопаты перевелись в человеческом обществе, а это значит, что фильмы ужасов по-прежнему будут востребованы подобно мороженому в жаркий летний день, когда будоражащий просмотр создает дисбаланс в обывательском болоте.
5
,8
2018, Ужасы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не нужно обладать какой-то сверхинтуицией, чтобы разгадать секрет полишинеля, который преподнес зрителям режиссер "Кукловода", некий отчаянный дебютант Куинн Лэшер. За этим именем в "Он там" (так звучит название ленты в оригинале), очевидно скрывается известный мастер страшного жанра Дэннис Илиадис ("Истерия", "Последний дом слева"), по необъяснимым причинам убравший свое имя из титров этого проекта, сюжет которого вполне можно представить в виде одного предложения: "Молодая мать с двумя детьми нежного возраста отражает ночное вторжение маньяка из леса". Однако было бы странно полагать, что сценарий "Кукловода", написанный Майком Сканнеллом и оказавшийся в числе самых интересных для хорроров, авторы вот так легко сдадут без боя. Лента Лэшера может рассматриваться целиком как экспериментальная картина, где есть имя известной актрисы Ивонн Страховски ("Хищник", сериал "Рассказ служанки"), но целиком отсутствует внятная мотивация в действиях героев, в "Кукловоде" есть мастерски поданный набор символов, отчасти отсылающий к "Алисе в стране чудес", но нет той ослепительной новизны "Тихого места" и "Реинкарнации", одних из лучших работ в жанре этого года. Художественность ленты сознательно маскируется, если не сказать больше, оператор Эд Уайлд ("Автобан", "Падение Лондона") сознательно маскирует события за множеством обработок и цветокоррекций и создает иллюзию мокьюментари в лучших проявлениях, увлекаясь яркими цветами и общей зажатостью тесных, зачастую хаотично и нестандартно освещенных помещений. Куинн Лэшер уводит работу именно в разряд эксплуатационного кино, лишь по касательной создавая сочувствие к главным героиням ленты, оказавшимся традиционного запертым внутри большого дома с темной историей. Поэтому "Кукловод" по-своему фиктивно традиционен в жанровых рамках, зрителю предлагается нишевый триллер о вторжении с элементами бравого, в чем-то даже нарочито показного слэшера. Основа первого акта "Кукловода" не блещет большой новизной. Среднестатистическая американская нуклеарная семья с двумя очаровательными дочерями Кайлой (Анна Пнёвски) и Мэдди (Эбигейл Пнёвски) собирается в далекое путешествие, в уединенный дом на берегу озера, где они в последнее время бывают нечасто. Семейка настроена провести небольшой отпуск на природе, но Шон (Джастин Брюнинг, сериалы "Рыцарь дорог" и "Анатомия страсти"), муж Лоры (Ивонн Страховски), ввиду неотложных дел задержится и прибудет с опазданием в несколько часов глубокой ночью. Любопытно, что дом у семейной пары находится в собственности давно, однако страшная тайна о предыдущих владельцах, которые навсегда потеряли в юном возрасте своего сына Джона (Райан Макдональд, "Шесть демонов Эмили Роуз", "Воскрешая чемпиона"), сгинувшего безвозвратно в лесу, становится известна Лоре только в рамках экранной истории. Идиллия вполне представляется колюще-режущей, если учесть, что предоставленные самим себе девочки, следуя в лес при помощи красной шерстяной нити, символично находят на огромном пне пару капкейков, чашки и чайник. Младшая, Мэдди, съедает "дар леса", в то время как старшая решила сохранить выпечку для любимого папочки. Лора читает девочкам страшную историю из книги "Темнота", когда-то принадлежавшей Джону, настораживает то, что в этой книжке с картинками появилась новая, сделанная вручную совсем недавно, где две девочки раскачиваются на странных качелях. После отхода ко сну у Мэдди начинается тошнота и, само собой, все трое получают первое послание от лесного психопата, кусочек ленты, на котором написано "привет". В том капкейке, который сохранила Кайла Лора находит еще одно фрагментарное продолжение со словами "до свидания". Женщина понимает, что кто-то затеял недобрую игру с ней и ее детьми, и пытается вызвать 911, но обычная линия предусмотрительно оказалась обрубленной маньяком. Лора пытается найти свой телефон в машине, она рискует жизнью, но вместо этого ей попадается на глаза странная кукла в праздничной упаковке. Игра наперегонки со зловещим лицом в кожаной маске начинается. Складывается ощущение, что старавшийся развить в "Кукловоде" именно традиционный подход к фильму ужасов, Дэннис Илиадис интуитивно почувствовал непреодолимость поиска новаций в жанре и скрылся за псевдонимом. Большого страха лесной псих Джон не нагоняет, Райан Макдональд, лишенный слов в кадре, разыгрывает гротескное кровавое шоу на потеху зрителям. Как можно, относиться серьезно к персонажам, которые показывают невиданную прыть и всегда оказываются на шаг впереди? В таких надо поверить и принять, как и принять то, что Джон, оказавшись лишенным семьи, стал настоящим чудовищем с острым взглядом примитивного художника на окружающий мир. Может показаться безумным, "Кукловод" переосмысливает традиции таких классических лент как "Пятница 13-е" и "Хэллоуин", добавляя в проект в виде прогрессивной надстройки детскую тематику в виде явных отсылок к таким культовым лентам, которые появились уже в этом тысячелетии, как "История двух сестер" Вана Элдера и "Бабадук" Дженнифер Кент. Сказка, где присутствуют мифические красные нити, очевидно, навсегда впечаталась в память остановившегося в развитии Джона, как и вся его любовь к куклам и пугающим ростовым манекенам, которые показывают его странный способ убежать от одиночества в лесу и собрать себе хотя бы некий эрзац, выведенный подсознанием за долгое время. Собирая ограниченное количество людей в одном изолированном месте, экранная история "Кукловода" начинает выдыхаться, три попытки спастись, которые не заканчиваются ничем, выводят к отступлению к дому, но вместе традиционной круговой обороны по всему периметру авторы ленты предпочитают делать акцент на сказочно-разыгравшемся хаосе. Героиня Ивонн Страховски в силу достаточного актерского опыта является лучшей в этой кровавой ленте, хотя и вызывает сомнения по части физической подготовки, когда обладая практически размерами модели начинает безжалостно раскрашивать Джона в третьем акте. Удивительно, но представление Пнёвски также не вызывает нареканий: они ведут себя с той степенью натуралистичности, которая была задана режиссером, кричат, пугаются, плачут и отчаянно стараются спастись в любой подходящий момент. Если относиться к "Кукловоду" как фестивальному проекту, не обремененному в будущем большим бокс-офисом, то важно учитывать, что Дэннис Илиадис по-прежнему старается держать руку на пульсе консервативного хоррор-жанра. Он хорошо понимает тенденции движения вперед и именно поэтому лента получает не только провосходный визуальный ряд, но и своеобразную звуковую дорожку опытного композитора Нэйтана Уайтхеда ("Судная ночь", "Скайлайн 2"), которая насыщает ленту мелодраматическими настроениями и позволяет сохранить внимание зрителей в достаточном напряжении. "Кукловод" оказывается тем проектом, где есть все необходимые для жанра сюжетные линии, но поданные под каким-то странным углом зрения, оператор очень часто играет с глубиной резкости, поэтому апелляция создателей ленты к снам и первобытным страхам, касающимся темноты, вполне удается только за счет действия, которое практически нигде не провисает. Ограниченность бюджета создателей заставляет искать именно изобразительные решения для этой, надо отметить, весьма неправдоподобной истории, сходной с тем, что было в прошлом году в ленте Адама Грина "Виктор Кроули", где резню на болотах Луизианы устраивает местная легенда. Возможно, что "Кукловод" как полигон идей станет первой частью низкобюджетной франшизы, где будут получать обкатку творческие идеи хоррор-режиссеров. Но пока лента остается остается компетентным упражнением в жанре, немногословным, не дающим философских уроков в стиле "ты - следующий". Поэтому открытый финал "Кукловода" открыто намекает на то, что еще далеко не все маньяки и психопаты перевелись в человеческом обществе, а это значит, что фильмы ужасов по-прежнему будут востребованы подобно мороженому в жаркий летний день, когда будоражащий просмотр создает дисбаланс в обывательском болоте.