Вообще-то термины «аванпост» и «форпост» являются синонимами, обозначая передовой сторожевой пост, но понятно, почему для российского варианта названия было выбрано последнее слово, имеющее немецкое (от «der Vorposten»), а не французское (от «l’avant-poste») происхождение. Дистрибьютору явно хотелось избежать возникновения в головах зрителей ассоциаций с отечественным научно-фантастическим боевиком (в постановке Егора Баранова), вполне достойным, на мой взгляд, пусть и слабо прошедшим в кинопрокате. Кроме того, есть и американский фэнтезийный телесериал Джейсона Фэллера и Кинана Гриффина, известный у нас под таким же заголовком. У Рода Лури – нечто принципиально иное. Не что-то порождённое воображением кинематографистов, моделирующих ситуацию с очередным вторжением инопланетян или сочиняющих похождения представительницы расы Чернокровок, а имевшее место в действительности. К слову, первоначально книгу «Форпост: нерассказанная история об американской доблести» /2012/, написанную Джейком Тэппером (1) и попавшую в список бестселлеров – в разделе документальной прозы в твёрдой обложке – газеты The New York Times, должен был экранизировать Сэм Рэйми. Однако сложно не усмотреть особую справедливость в том, что в итоге выбор продюсеров пал на кандидатуру Рода Лури. В данном случае важно не столько журналистское и киноведческое прошлое режиссёра, получившего известность в числе прочего громкими (с налётом скандальности!) расследованиями в области индустрии развлечений. Уроженец Израиля, росший и воспитывавшийся за океаном (в Коннектикуте и на Гавайях), он начинал на армейском поприще, окончив Военную академию США в городе Уэст-Пойнт и затем – прослужив несколько лет офицером в артиллерийских войсках противовоздушной обороны.
Это – не проходной факт биографии. Лури по меньшей мере четырежды делал персонажей своих картин (президента Джексона Эванса, отбывающего наказание генерала-лейтенанта Юджина Ирвина, агента ФБР Пейдж Ван Дорен и вице-президента Уоррена Китона) выпускниками этого учебного заведения, готовящего командный состав. По той же причине, вероятно, пафос ленты, посвящённой Родом рано умершему сыну Хантеру, заметно отличается от других сравнительно недавних фильмов, повествующих о новейших (развязанных уже в XXI веке) конфликтах на территории Афганистана и Ирака. «Уцелевшего» /2013/, «Снайпера» /2014/, «13 часов: тайных солдат Бенгази» /2016/ роднит то странное обстоятельство, что авторы, взяв за основу подлинные инциденты, декларировали намерение воспеть героизм простых американцев на поле брани, но… чуть ли не помимо собственной воли показывали такой вопиющий непрофессионализм вояк-соотечественников, что это поневоле ставило на сеансе в тупик. На сей раз обозначенное глубинное противоречие вскрыто не нечаянно, а вполне сознательно, благо что Тэппер имел доступ к результатам внутреннего расследования, проведённого по итогам сражения за Камдеш. Тогда было справедливо указано на грубые ошибки штаба, за которые пришлось расплачиваться личному составу, притом что действия в критической обстановке самих солдат и офицеров, нёсших службу на форпосте, окрещённом в честь капитана Китинга, удостоились высокой оценки (девятеро получили Серебряные Звёзды, один – Медаль Почёта). Вот Род Лури со сценаристами Эриком Джонсоном и Полом Тэмэси (вслед за Джейком) и пытаются разобраться, как такое произошло…
Конечно же, выбор Скотта Иствуда и Майло Гибсона на роли соответственно штаб-сержанта Клинта Ромеши и капитана Роберта Йилескаса диктовался отнюдь не протекцией со стороны их именитых отцов, однако данный факт всё равно навевает любопытные размышления. До того, как снять «нестандартные» военные фильмы (упомянутого выше «Снайпера» и драму «По соображениям совести» /2016/), в которых причудливо переплелись милитаристские и антимилитаристские мотивы, оба отметились в кинопроизведениях иного рода. Допустим, Клинт «порадовал» откровенно пропагандистским «Перевалом разбитых сердец» /1986/, а Мел – «блеснул» в ленте «Мы были солдатами» /2002/, явно запоздало оправдывавшей тех ветеранов вьетнамской кампании, кто-де с честью исполнял воинский долг. Посыл «Форпоста» можно сформулировать похожим образом: парни, нёсшие службу в провинции Нуристан в октябре 2009-го, в недружественном окружении, тоже раскрылись достойными представителями ратной профессии. И действительно, к военнослужащим, подвергнувшимся массированной атаке резко превосходящих сил, сложно предъявить претензии. Они не дрогнули, не пали духом и не растерялись, несмотря на то, что тактическое преимущество находилось на стороне нападавших. В результате боестолкновения позиции удалось отстоять (правда, не без огневой поддержки с воздуха, хотя и запоздалой), причём потери оборонявшихся составили восемь человек убитыми и двадцать семь ранеными, в то время как талибы лишились до ста пятидесяти боевиков. Более того, отдельные личности продемонстрировали по-настоящему ценные мужские качества: инициативность, отвагу, готовность рисковать собственной жизнью ради спасения товарищей. Вот уж действительно пример, достойный подражания. Но… Всегда есть «но»…
Род Лури раскрылся талантливым баталистом, притом что реконструкция затянувшегося (показавшегося участникам вечностью!) сражения не отличается претензиями на эпический размах. Это, грубо говоря, не очередной «апокалипсис сегодня» – так, локальный ад, устроенный иностранцам на земле Афганистана. И сдержанное, с упором на реализм изобразительное решение вполне соответствует такой идейной установке. Вместе с тем режиссёр, даже обратившись к славной странице новейшей истории (и, кстати, с готовностью показавший черновой вариант монтажа выжившим ветеранам и членам их семей), сумел остаться верным своим идеологическим воззрениям. Несмотря на то, что основную часть хронометража (всю вторую половину картины) занимает эпизод собственно боя, авторы успели на редкость внятно охарактеризовать ту обстановку, в какой оказались солдаты. Разумеется, сами парни разной этнической принадлежности, выходцы практически со всей Америки (и не только из США), всего лишь стараются по возможности честно нести службу, выполняя условия подписанного контракта. Но хотят того или нет, осознают это или нет, де-факто они выступают инструментом неоколониальной политики сверхдержавы (с сателлитами). Официально система форпостов, раскиданных по отдалённым провинциям, была призвана продемонстрировать решительность в поддержке нового (пришедшего на смену Талибану) правительства, однако поменять представления у местного населения о себе как об оккупантах натовцам не помогли ни сила штыков, ни щедро выплачиваемые суммы в долларах, которыми пытались подкупить старейшин окрестных кишлаков. Вот тут кинематографисты и подобрались к главному.
Разумеется, Род Лури и кинодраматурги не настолько наивны, чтобы верить в лозунги о продвижении демократии (с попутным свержением диктатур, запасшихся, мол, оружием массового поражения) и борьбе с терроризмом. Речь идёт о своего рода бизнесе, о покорении новых территорий, об установлении прочной экономической и культурной гегемонии. Ирония судьбы проявляется в том, что кое-кто упорно игнорирует уроки собственной истории, в данном случае – периода «классического» колониализма. Представители командования, согласовавшие размещение поста не на возвышенности, а в ущелье, в окружении гор, могут с полным правом объявить себя наследниками дела генерала Джорджа Армстронга Кастера (как уточняется во вступительных титрах, один из аналитиков метко окрестил форпост «лагерем Кастера»), потерпевшего позорное поражение от объединившихся индейских племён в битве при Литтл-Бигхорн. Сражение за Камдеш, формально чужеземцами не проигранное, тем не менее ускорило процесс ликвидации аванпоста (со спешным уничтожением остатков материально-технической базы), который и без того планировалось закрыть спустя несколько месяцев. Следовательно, вести речь о победе как-то не с руки…
_______
1 – Признанный журналист, художник-иллюстратор и телеведущий, а теперь ещё и романист.
6
,9
2020, США, Боевики
122 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вообще-то термины «аванпост» и «форпост» являются синонимами, обозначая передовой сторожевой пост, но понятно, почему для российского варианта названия было выбрано последнее слово, имеющее немецкое (от «der Vorposten»), а не французское (от «l’avant-poste») происхождение. Дистрибьютору явно хотелось избежать возникновения в головах зрителей ассоциаций с отечественным научно-фантастическим боевиком (в постановке Егора Баранова), вполне достойным, на мой взгляд, пусть и слабо прошедшим в кинопрокате. Кроме того, есть и американский фэнтезийный телесериал Джейсона Фэллера и Кинана Гриффина, известный у нас под таким же заголовком. У Рода Лури – нечто принципиально иное. Не что-то порождённое воображением кинематографистов, моделирующих ситуацию с очередным вторжением инопланетян или сочиняющих похождения представительницы расы Чернокровок, а имевшее место в действительности. К слову, первоначально книгу «Форпост: нерассказанная история об американской доблести» /2012/, написанную Джейком Тэппером (1) и попавшую в список бестселлеров – в разделе документальной прозы в твёрдой обложке – газеты The New York Times, должен был экранизировать Сэм Рэйми. Однако сложно не усмотреть особую справедливость в том, что в итоге выбор продюсеров пал на кандидатуру Рода Лури. В данном случае важно не столько журналистское и киноведческое прошлое режиссёра, получившего известность в числе прочего громкими (с налётом скандальности!) расследованиями в области индустрии развлечений. Уроженец Израиля, росший и воспитывавшийся за океаном (в Коннектикуте и на Гавайях), он начинал на армейском поприще, окончив Военную академию США в городе Уэст-Пойнт и затем – прослужив несколько лет офицером в артиллерийских войсках противовоздушной обороны. Это – не проходной факт биографии. Лури по меньшей мере четырежды делал персонажей своих картин (президента Джексона Эванса, отбывающего наказание генерала-лейтенанта Юджина Ирвина, агента ФБР Пейдж Ван Дорен и вице-президента Уоррена Китона) выпускниками этого учебного заведения, готовящего командный состав. По той же причине, вероятно, пафос ленты, посвящённой Родом рано умершему сыну Хантеру, заметно отличается от других сравнительно недавних фильмов, повествующих о новейших (развязанных уже в XXI веке) конфликтах на территории Афганистана и Ирака. «Уцелевшего» /2013/, «Снайпера» /2014/, «13 часов: тайных солдат Бенгази» /2016/ роднит то странное обстоятельство, что авторы, взяв за основу подлинные инциденты, декларировали намерение воспеть героизм простых американцев на поле брани, но… чуть ли не помимо собственной воли показывали такой вопиющий непрофессионализм вояк-соотечественников, что это поневоле ставило на сеансе в тупик. На сей раз обозначенное глубинное противоречие вскрыто не нечаянно, а вполне сознательно, благо что Тэппер имел доступ к результатам внутреннего расследования, проведённого по итогам сражения за Камдеш. Тогда было справедливо указано на грубые ошибки штаба, за которые пришлось расплачиваться личному составу, притом что действия в критической обстановке самих солдат и офицеров, нёсших службу на форпосте, окрещённом в честь капитана Китинга, удостоились высокой оценки (девятеро получили Серебряные Звёзды, один – Медаль Почёта). Вот Род Лури со сценаристами Эриком Джонсоном и Полом Тэмэси (вслед за Джейком) и пытаются разобраться, как такое произошло… Конечно же, выбор Скотта Иствуда и Майло Гибсона на роли соответственно штаб-сержанта Клинта Ромеши и капитана Роберта Йилескаса диктовался отнюдь не протекцией со стороны их именитых отцов, однако данный факт всё равно навевает любопытные размышления. До того, как снять «нестандартные» военные фильмы (упомянутого выше «Снайпера» и драму «По соображениям совести» /2016/), в которых причудливо переплелись милитаристские и антимилитаристские мотивы, оба отметились в кинопроизведениях иного рода. Допустим, Клинт «порадовал» откровенно пропагандистским «Перевалом разбитых сердец» /1986/, а Мел – «блеснул» в ленте «Мы были солдатами» /2002/, явно запоздало оправдывавшей тех ветеранов вьетнамской кампании, кто-де с честью исполнял воинский долг. Посыл «Форпоста» можно сформулировать похожим образом: парни, нёсшие службу в провинции Нуристан в октябре 2009-го, в недружественном окружении, тоже раскрылись достойными представителями ратной профессии. И действительно, к военнослужащим, подвергнувшимся массированной атаке резко превосходящих сил, сложно предъявить претензии. Они не дрогнули, не пали духом и не растерялись, несмотря на то, что тактическое преимущество находилось на стороне нападавших. В результате боестолкновения позиции удалось отстоять (правда, не без огневой поддержки с воздуха, хотя и запоздалой), причём потери оборонявшихся составили восемь человек убитыми и двадцать семь ранеными, в то время как талибы лишились до ста пятидесяти боевиков. Более того, отдельные личности продемонстрировали по-настоящему ценные мужские качества: инициативность, отвагу, готовность рисковать собственной жизнью ради спасения товарищей. Вот уж действительно пример, достойный подражания. Но… Всегда есть «но»… Род Лури раскрылся талантливым баталистом, притом что реконструкция затянувшегося (показавшегося участникам вечностью!) сражения не отличается претензиями на эпический размах. Это, грубо говоря, не очередной «апокалипсис сегодня» – так, локальный ад, устроенный иностранцам на земле Афганистана. И сдержанное, с упором на реализм изобразительное решение вполне соответствует такой идейной установке. Вместе с тем режиссёр, даже обратившись к славной странице новейшей истории (и, кстати, с готовностью показавший черновой вариант монтажа выжившим ветеранам и членам их семей), сумел остаться верным своим идеологическим воззрениям. Несмотря на то, что основную часть хронометража (всю вторую половину картины) занимает эпизод собственно боя, авторы успели на редкость внятно охарактеризовать ту обстановку, в какой оказались солдаты. Разумеется, сами парни разной этнической принадлежности, выходцы практически со всей Америки (и не только из США), всего лишь стараются по возможности честно нести службу, выполняя условия подписанного контракта. Но хотят того или нет, осознают это или нет, де-факто они выступают инструментом неоколониальной политики сверхдержавы (с сателлитами). Официально система форпостов, раскиданных по отдалённым провинциям, была призвана продемонстрировать решительность в поддержке нового (пришедшего на смену Талибану) правительства, однако поменять представления у местного населения о себе как об оккупантах натовцам не помогли ни сила штыков, ни щедро выплачиваемые суммы в долларах, которыми пытались подкупить старейшин окрестных кишлаков. Вот тут кинематографисты и подобрались к главному. Разумеется, Род Лури и кинодраматурги не настолько наивны, чтобы верить в лозунги о продвижении демократии (с попутным свержением диктатур, запасшихся, мол, оружием массового поражения) и борьбе с терроризмом. Речь идёт о своего рода бизнесе, о покорении новых территорий, об установлении прочной экономической и культурной гегемонии. Ирония судьбы проявляется в том, что кое-кто упорно игнорирует уроки собственной истории, в данном случае – периода «классического» колониализма. Представители командования, согласовавшие размещение поста не на возвышенности, а в ущелье, в окружении гор, могут с полным правом объявить себя наследниками дела генерала Джорджа Армстронга Кастера (как уточняется во вступительных титрах, один из аналитиков метко окрестил форпост «лагерем Кастера»), потерпевшего позорное поражение от объединившихся индейских племён в битве при Литтл-Бигхорн. Сражение за Камдеш, формально чужеземцами не проигранное, тем не менее ускорило процесс ликвидации аванпоста (со спешным уничтожением остатков материально-технической базы), который и без того планировалось закрыть спустя несколько месяцев. Следовательно, вести речь о победе как-то не с руки… _______ 1 – Признанный журналист, художник-иллюстратор и телеведущий, а теперь ещё и романист.