Фильм основан на рассказе Ника Антоски «Тихий мальчик».Релиз фильма был запланирован на 17 апреля 2020 года компанией Searchlight Pictures. Однако выпуск фильма был отменён в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19 с намерением перенести его позднее в 2020 году. Сообщалось, что фильм будет выпущен 19 февраля 2021 года компанией Searchlight Pictures, однако, в январе 2021 года релиз был перенесён на 29 октября 2021 года.Вступление в начале фильма было озвучено на языке Оджибве.Съемки фильма приходили в том же городке, где разворачивались события фильма Рэмбо: Первая кровь (1982).Первый фильм режиссера Скотта Купера, который был снят без участия оператора Масанобу Такаянаги.Джей Бразо также сыграл доктора в фильме под названием «Рога» (2013).Знаменитый режиссер Скотт Купер, известный своим искусным погружением в человеческое существование, снял множество разножанровых фильмов, каждый из которых исследует культуру и историю. От изнанки зависимости в мире кантри-музыки в «Сумасшедшем сердце» и напряженной семейной драмы в триллере «Из пекла» до проницательного взгляда на путешествие коренных американцев после войны в вестерне «Недруги», Купер стремился переосмыслить наши ожидания от классических жанровых стандартов. Изучая в своем творчестве основные социальные проблемы, Купер всегда старается собрать команду профессионалов, чтобы создать на экране яркий видеоряд, сложное звуковое оформление, безупречное художественное оформление и динамичную игру актеров. С фильмом «Оленьи рога» Купер ухватился за возможность погрузиться в жанр классических ужасов и поработать с самим маэстро Гильермо дель Торо, человеком, который знает, как следует рассказывать истории о монстрах.Увлечение Купера жанром ужасов стало следующим логическим шагом в его и без того не совсем традиционной карьере. «Фильмы ужасов всегда были одними из моих любимых. Обожаю «А теперь не смотри», «Изгоняющий дьявола», «Молчание ягнят» и, конечно, «Сияние», – говорит Купер. – Сняв мюзикл «Сумасшедшее сердце», триллер «Из пекла», гангстерскую драму «Черная месса» и вестерн «Недруги», было естественно перейти к жанру ужасов». Но Куперу не был интересен страх ради страха. Он намеревался взяться за повествование, которое позволило бы ему использовать классический жанр ужасов в качестве средства для рассказа пугающей истории о погружении одной семьи во тьму, пропитавшую маленький городок на северо-западе. «Я подумал: как рассказать о том, что происходит сегодня в Америке, и каким-то образом показать это через жанр ужасов? Для меня лучшие фильмы этого жанра содержат элементы социального комментария, а также углубляются в страхи и слабости, которые преследуют многих из нас», – говорит режиссер. И добавляет, что решение поставить в центр своей истории измученную, но сильную героиню, которую сыграла разносторонняя актриса Кери Рассел, стало «очень удачным ходом для фильма». И тут на удачу, летом 2017 года продюсерам Дэвиду С. Гойеру («Темный рыцарь») и Дж. Майлзу Дейлу («Форма воды») в руки попал сценарий по рассказу «Тихий мальчик» Ника Антоска (сериал «Притворство»), написанный самим Антоска и С. Генри Чейссоном.Результатом стал эмоционально насыщенный фильм ужасов, в котором смешались предания коренных американцев с семейной драмой и, конечно, множеством жутких моментов. Купер стремился изобразить мифическое существо, воплощающее страхи и слабости маленького городка, погрязшего в социальных проблемах, с которыми сталкиваются очень многие города. Но мифология возникла не только из самой истории. В качестве консультанта Купер привлек известного режиссера Криса Эйра («Дымовые сигналы»), чтобы детально изучить, как местечковые мифы о монстрах влияют на культуру региона. «Мы с Крисом вместе работали над фильмом «Недруги», в котором рассказывалась история индейцев шайенны, апачи и команчи, и я знал, что его понимание и знания местной мифологии будут бесценны в работе над картиной «Оленьи рога», – говорит Купер. «Все началось с «Тихого мальчика», – вспоминает Антоска. – Эта история была в некоторой степени вдохновлена опытом моей матери, работавшей учительницей начальной школы в маленьком городке, где я вырос». «Большую часть своего детства я провел в постиндустриальном городе на восточном побережье, в местечке, где исчезла основа местной экономики, – подхватывает Чейссон. – И одна из вещей, которая привлекла меня в рассказе Ника, заключалась в том, что он очень хорошо передает царящую в таких местах атмосферу заброшенности и опустошенности и создает подходящую специфическую обстановку для всевозможных кошмаров». «Мы взяли проект в Searchlight и были удивлены, узнав, что Скотт заинтересовался, потому что он обычно сам пишет сценарии, – говорит Дж. Майлз Дейл, ранее работавший со студией над фильмом «Форма воды». – Но ему действительно очень понравился сценарий, и он захотел помочь превратить его из жанрового фильма в красивую, сложную, захватывающую аллегорию об отношениях между человеком и природой».Энтузиазм Купера в отношении «Оленьих рогов» еще больше возрос, когда мастер ужасов и хоррора Гильермо Дель Торо («Хеллбой», «Лабиринт Фавна», лауреат премии «Оскар» за фильм «Форма воды») присоединился к проекту в качестве продюсера. Купер признается, что участие Дель Торо сразу же придало обнадеживающее ощущение художественной цели. «Одна из причин, по которой я решил снять фильм, это Гильермо и его удивительное умение создавать различных существ, – говорит Купер. – Без его помощи я не смог бы сам создать что-то такое, что кажется реальным и как будто является плотью от плоти самой земли». И это профессиональное восхищение было взаимным: Дель Торо давно наблюдает за работой Купера, и особенный восторг у него вызвал фильм 2013 года «Из пекла» с Кристианом Бейлом и Вуди Харрельсоном в главных ролях. «Мне кажется, Скотт снял действительно отличный триллер, – говорит Дель Торо. – Он реально пугает. В этом фильме Вуди показал себя одним из величайших монстров всех времен. Что я также увидел в картине, так это то, как Скотту удается прекрасно справляться с напряжением, демонстрировать мягкую, эмоциональную сторону людей, но в то же время очень жестокую».Разносторонняя проницательность Купера как рассказчика в столь разных жанрах дала Дель Торо уверенность в том, что они смогут найти общее видение «Оленьих рогов». «Для меня это фильм о ярости, ненависти и о том, что происходит, когда мы уничтожаем окружающую среду, – говорит Дель Торо. – Независимо от того, где берет начало этот гнев – в семье, в близком окружении, в стране – все это является призывом для этого существа: гнев – это то, что его вызывает. Да, «Оленьи рога» – это фильм ужасов, но это также действительно мрачная, острая и эмоциональная социальная драма, подкрепленная удивительной и чрезвычайно самоотверженной актерской игрой».Но Дель Торо и Куперу было важно не просто создать убедительное, уникальное чудовище, но и максимально точно и с предельным уважением передать то существо из местных легенд. Также как и мифическое существо Сасквоч (он же Бигфут, или Снежный человек), обитающее в лесах Северо-Тихоокеанского региона Северной Америки, Вендиго занимает прочное место в местных сказаниях и в фантазиях поклонников фольклора. Поэтому во время работы над фильмом съемочная группа плотно работала с консультантом по коренным народам Грейс Л. Диллон, чтобы постичь все аспекты фольклора и культуры коренных американцев. Вендиго (другие варианты написания «Виндиго» и «Ветико») известен как мифологическое оленеподобное существо, злой дух в мифологии индейских племен алгонкинов, проживающих в северных лесах Новой Шотландии, на Восточном побережье Канады и в районе Великих озёр Канады. Вендиго широко воспринимается как дух-людоед, символ зимы, холода и голода, и присутствует в традиционной системе верований многих алгонкиноязычных народов, включая оджибве, солто, кри, наскапи и инну. И для того, чтобы воплотить в жизнь монстра, вдохновленного Вендиго, создатели фильма также прибегали к консультациям членов группы культурно-родственных коренных народов Канады и США Анишинаабе и советникам по делам коренных американцев. «В 1990-х годах появилась версия, что Вендиго, возможно, был вдохновлен контактами коренных народов с европейскими нациями, – говорит Диллон, которая является профессором Программы изучения коренных народов в Портлендском государственном университете, штат Орегон. – В моей общине – у меня есть родственники как в Нации Гарден-Ривер в Онтарио, Канада, так и в индейской общине Бэй-Миллс на верхнем полуострове Мичигана – мы говорили о многих аспектах Вендиго. Он может проявляться по-разному, но в первую очередь он всегда дух».Диллон добавляет, что более древний термин, используемый народом Анишинаабе для обозначения Вендиго, буквально означает «жадность». «Мы живем все вместе одним поселением и постоянно делимся друг с другом, поэтому жадность в любом проявлении воспринимается как нечто ужасное, – поясняет Диллон. – Но и тут есть свои вариации. Вендиго также может быть свирепым ветром, который дует с озера Верхнее и наносит ущерб «общему котлу» нашей общины, как мы его называем. Вендиго может проникать в любой разум, проявляясь в виде животного или человека». «Легенда о Вендиго казалась такой естественной для этих мест, потому что это монстр, который отражает наших собственных демонов и питается нашим худшими поступками. Это дух уединенных мест. В таком городе как Сиспус-Фоллс, Вендиго становится олицетворением проблем, с которыми люди предпочли бы не сталкиваться, – говорит автор сценария С. Генри Чейссон. – И что еще ужаснее, Вендиго, согласно легендам, когда-то сам был человеком, который однажды стал плохим. То есть он буквально происходит от людей».Режиссер Крис Эйр («Дымовые сигналы», «Меняющий очертания»), также выступавший консультантом по культуре коренных народов, говорит, что Вендиго – пронзительная метафора непростых отношений людей и земли, на которой они живут. «Вендиго сообщает, что вы вторглись на территорию, на которую вам запрещено вторгаться, но Вендиго все исправит, – говорит Эйр. – Главное послание состоит в том, что Земля существует уже миллионы лет. Но мы никогда не сможем уничтожить Землю – она уничтожит нас. Мы не нужны ей». Канадский актер из числа коренных народов Грэм Грин («Ветреная река»), который в «Оленьих рогах» исполнил роль Уоррена Стокса, сварливого экс- шерифа городка, еще более прямолинеен в своем определении чудовищного существа: «Вендиго – это боль и страдание, которые живут во всех нас и которые, в конце концов, выходят наружу, – говорит Грин. – Он живет повсюду, от него нельзя спрятаться».Насколько важно было Куперу и Дель Торо правдоподобно воплотить на экране многовековой ужас, настолько же важно было найти актеров, которые, как Грэм Грин, обладали бы сочетанием убедительности, восприимчивости и уважительного отношения к материалу. При поиске актеров на главные роли они сразу остановили свой выбор на обладательнице «Золотого глобуса» Кери Рассел и номинанте на премию «Эмми» Джесси Племонсе. Изображая на экране сестру и брата, сражающихся с демонами (как в прямом, так и в переносном смысле), они буквально излучают близость и приземленность, что довольно редко встречается в жанре ужасов. «Я большая поклонница фильма Скотта Купера «Сумасшедшее сердце», – говорит Рассел, сыгравшая главную роль в шпионском сериале «Американцы» (2013-2018). – Мне также понравилось то, что и для меня и для Скотта жанр ужасов пока еще нечто новое и неизведанное. А узнав, что к проекту привлечен Гильермо Дель Торо, я окончательно решила, что было бы очень любопытно окунуться в этот мир».В «Оленьих рогах» героиня Кери Рассел, учительница Джулия, спустя 15 лет возвращается в маленький, находящийся в экономическом кризисе городок на северо-западе, в котором она выросла, прежде всего для того, чтобы наладить отношения с братом. «Их связывают темные тайны прошлого, – поясняет Рассел, намекая на жестокое обращение, которому Джулия и ее брат Пол подвергались в детстве. – И, возможно, чтобы немного отвлечься от всего этого, она сначала просто проявляет интерес, а потом становится буквально одержима проблемами своего ученика Лукаса Уивера». «В Америке много маленьких городов, которые пострадали от кризисов, подобных этому. И для меня монстр в фильме – это аналогия семей, разрушенных наркотиками, алкоголизмом или безработицей. Я часто думала обо всем этом, играя эту роль, – продолжает Рассел. – В Лукасе Уивере, которого играет совершенно удивительный мальчик Джереми Т. Томас, Джулия видит себя. У них обоих есть младшие братья и сестры, у обоих сложные отношения с отцом, и их матери умерли, когда они были маленькими. Она общается с этим ребенком как с родственной душой, понимая все, что ему пришлось преодолеть».За последнее десятилетие Джесси Племонс стал одним из самых востребованных молодых актеров Голливуда, снявшись в номинированных на премию «Оскар» фильмах «Ирландец» и «Власть», сериалах «Огни ночной пятницы», «Во все тяжкие» и «Фарго», а также в картинах Скотта Купера «Недруги» и «Черная месса». Племонс разделял энтузиазм Кери Рассел, хотя немного и удивился тому, что Купер встал у руля «Оленьих рогов». «Я не ожидал, что Скотт решит снимать такой фильм. Это показалось мне очень интересным, – признается Племонс, добавляя, что в картине его также весьма привлек подтекст эмоциональной травмы. – Мне кажется, что фильм «Оленьи рога» затрагивает намного более серьёзные проблемы, чем все мои предыдущие проекты. Кроме того, как и героиня Кери, мои мама и сестра – учителя. И в этом фильме поднимается в том числе тема того, насколько бывает тяжело за что-то бороться и что-то изменить, когда нет ни возможностей, ни средств». Режиссер Скотт Купер говорит, что одним из многих захватывающих моментов в создании «Оленьих рогов» была возможность показать невероятную актерскую игру, которую демонстрируют Племонс и Рассел, с легкостью воплощая на экране образы травмированных, но все-таки нежно любящих друг друга брата и сестру, Пола и Джулию. «Вы легко можете представить Кери или Джесси, идущих по улицам любого маленького городка в Америке, – говорит режиссер. – Они оба открытые и понятные – идеальные актеры для этих ролей. Кери – просто потрясающая. Она мало чем отличается от других сильных героинь, таких как Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят» или Рипли из «Чужого». Это все решительные женщины, которые проявляют мужество и стойкость перед лицом большой опасности».Для актера Скотта Хэйза, сыгравшего Фрэнка Уивера – измученного отца, превращающегося из человека в зверя, создатели фильма предложили нарративную структуру, в рамках которой можно было бы поднять и обсудить назревшие общественно-культурные вопросы. «Мы застаем Фрэнка в ситуации, в которой многие оказываются в современном обществе: это люди, попавшие в мир наркотиков, – говорит Хэйз, который набирался актерского опыта в независимых фильмах, таких как «Когда я умирала» и «Дитя божье», прежде чем решиться на жанровое кино, снявшись в ставшей хитом картине Рубена Фляйшера «Веном». – Независимо от того, употребляют они наркотики или продают, такие люди, как Фрэнк, просто пытаются выжить. При этом он отец-одиночка, воспитывающий двух мальчиков. И эти сюжетные коллизии действительно были важны для меня, я хотел понять, как два этих фактора уживаются в одном человеке».Фильм «Оленьи рога» также знакомит зрителей с двумя молодыми, но крайне талантливыми актерами Джереми Т. Томасом и Сойером Джонсом, сыгравшими родных братьев Лукаса и Эйдена Уивер. Молодому исполнителю одной из главных ролей в картине Джереми Т. Томасу выдалась непростая работа. «В начале истории я занимаюсь поиском еды, чтобы накормить своего младшего брата и отца, – говорит Томас, которому во время съемок было всего 11 лет. – Мой персонаж Лукас в основном держится особняком и подвергается буллингу со стороны персонажа по имени Клинт. Итак, фильм начинается с того, что надо мной издеваются, причиняя боль, как моральную, так и физическую». После того, как Клинт внезапно умирает страшной смертью, Лукас, по словам Джереми Т. Томаса, из запуганного мальчишки превращается в более эмоционального. «В одной сцене я бегу домой, и по моему лицу текут слезы, – рассказывает Джереми. – Я думаю, что буллинг и отсутствие матери – вещи, действительно имеющие место в нашей реальности – сильно повлияли на то, как Лукас смотрит на мир и относится к нему. Но затем он как бы обретает мать, которая может о нем позаботиться. Он надеется, что ему больше не придется убивать животных и есть их: она будет кормить его бутербродами и всякой всячиной».Сойер Джонс играет младшего брата Лукаса Эйдена. Он говорит, что сталкивался с теми же трудностями, что и Джереми Т. Томас. «Поначалу мой персонаж – нормальный, вроде как счастливый ребенок. Но позже он становится все печальнее и печальнее и превращается в монстра», – говорит Сойер, которому особенно понравилось физическое превращение Эйдена из мальчика в зверя. «Для той части, когда я превращаюсь в монстра, мне делали такой классный грим, что я выглядел действительно страшно, – говорит он. – Мне очень нравятся фильмы ужасов. Но я еще недостаточно взрослый, чтобы смотреть их. Мне нравятся «Ужастики»; это не слишком страшно, и подходит для моего возраста».По мнению Племонса, поднимаемые в этом фильме сложные темы, касающиеся детей и семьи, делают его особенным произведением искусства. «Я надеюсь, что фильм подвигнет на разговоры о том, с чем приходится сталкиваться сейчас многим из нас, о том, что мы творим, – говорит он. – У меня самого маленький ребенок, и, мне кажется, нам давно уже пора начать учиться на собственных ошибках. Я надеюсь, что фильм вдохновит зрителей более глубоко задуматься над этими вопросами».Работа над созданием мира, который показал бы все страхи и кошмары «Оленьих рогов», стала редким и уникальным процессом, поскольку почти все постановщики и главы цехов, пришедшие на проект, прославились в фильмах, далеких от традиционного жанра ужасов. «Меня очень тронула эстетика Скотта, – говорит художник-постановщик Тим Граймс, ранее сотрудничавший с такими режиссерами-визионерами, как Даррен Аронофски («Рестлер»), Гас Ван Сант («Последние дни») и Линн Рэмси («Тебя никогда здесь не было»). – Мы с ним работали на одной волне, потому что оба хотели, чтобы декорации и локации выглядели реально и узнаваемо, и на их фоне появление мифического Вендиго смотрелось бы еще более впечатляюще». Оператор-постановщик «Оленьих рогов» Флориан Хоффмайстер («Глубокое синее море», «Опасные секреты») говорит, что перед ним стояла задача воплотить вышеупомянутый дух с помощью особого стиля съемки. «Скотт хотел чего-то, что сочетало бы искренние человеческие составляющие с ужасом и мистикой, – говорит Хоффмайсте, немец по происхождению, чьи многочисленные заслуги, как на телевидении, так и в кино принесли ему признание критиков и коллег, в том числе номинацию Американского общества операторов за его работу над сериалом «Террор». – Мы должны были оставаться верными жанру и создавать напряженность, например, с помощью освещения. Но при этом нам нужно было не перестараться с этой напряженностью, иначе могло бы получиться что-то чрезмерно готическое, а это не соответствовало бы эмоциональной части истории. Таким образом, мы достигли компромисса между правдивостью и саспенсом с помощью фокусировки (линзы напрямую влияют на воспринимаемое расстояние камеры до объекта) и смогли добиться тональности, необходимой для жанра ужасов».Для создания фирменного монстра для «Оленьих рогов», Дель Торо обратился к своему постоянному коллеге, художнику Гаю Дэвису, с которым он вместе работал над фильмами «Форма воды», «Тихоокеанский рубеж», «Багровый пик» и сериалом «Штамм». «Я очень тесно сотрудничал с Гаем и Скоттом Купером над дизайном Вендиго, – говорит Дель Торо. – Какой образ приходит в голову при упоминании «короля леса»? Нечто с рогами. С рогами как у оленя, напоминающими корону. И я подумал: если мы собираемся использовать оленя и его рога, нам нужно создавать существо вокруг этих рогов, а из них сделать корону. Гай также пытался найти некоторую асимметрию в дизайне, поэтому я предложил стереть глаза, чтобы изобразить нечеловеческую, слепую ярость». «Если убрать глаза с лица, оно теряет фокус. Если обнажить зубы, то кажется, что он голоден! Голова нашего монстра представляет собой практически голый череп, и мы потратили кучу времени на то, чтобы сначала отрисовать, а потом скульптурировать его так, чтобы поверхность его тела улавливала большую часть света, – продолжает Дель Торо. – Затем Гай предложил сделать ему на шее «пушок» из маленьких шипов. Потребовалось некоторое время, чтобы все эти шипы и рога вылепить. Супервайзер визуальных эффектов Шейн Махан и Legacy Effects проделали фантастическую работу, реализовав все это». «Главной задачей для нас в Legacy было создать физическое воплощение Вендиго, – говорит Махан. – После того, как мы получили концепт-арты, когда узнали, что у существа не будет глаз, а его внешность будет представлять собой костяное лицо, все встало на свои места. Мы потратили пару месяцев на доработку дизайна с художниками Legacy и тесно сотрудничали с Гильермо и Скоттом». «Если ты худой, но в твоих мышцах еще есть тонус, и ты не страдаешь клаустрофобией, то тоже можешь подойти для работы с чудовищем», – смеется Дориан Кинги, у которого, вероятно, была самая физически изнурительная задача – исполнителя роли «костюма Вендиго», как в качестве актера, так и для анимирования монстра. «Скотт обозначил мне четкие рамки: он хотел, чтобы этот персонаж двигался медленно, уверенно и пугающе, – говорит Кинги, каскадер с большим стажем, участвовавший в таких проектах как «Веном» и «Первому игроку приготовиться». – Затем, когда он стукнет, я должен идти быстрее! Я даже брал отснятый материал домой и по ночам изучал его, чтобы лучше понять, как я выгляжу на экране. Типа, «ага, вот так моя рука выглядит смешно, но вот так она выглядит круто, значит тут нужно немного скорректировать». В общем, приходилось быть очень внимательным к своим движениям, а не просто махать руками туда-сюда». «Если бы вы увидели существо в его реальной «сырой» форме, то увидели бы руки Дориана, которые управляют палками, которые, в свою очередь, управляют руками существа. Мы называли это «стиль Бунраку» – стиль кукольного японского театра», – поясняет Шейн Махан. «Моя голова находилась в области середины грудной клетки костюма, где были небольшие отверстия, сквозь которые я мог видеть, – продолжает Кинги. – Сам костюм был привязан к моей груди и талии, а огромные руки монстра, приделанные к моим рукам, торчали по бокам: я управлял ими из-под костюма. Его ноги также были приделаны к моим: сверху привязаны к бедрам, а внизу пристегнуты к специальным ботинкам. Головой чудовища управляли Шейн Махан и Ричард Хоген: Шейн двигал челюстью, губами и языком, а Ричард поворачивал голову из стороны в сторону. Все это было похоже на танец, который мы танцевали все вместе». «В конечном итоге этот монстр стал идеальным сочетанием цифровых технологий, аниматроники и костюмного исполнения, – добавляет Гильермо Дель Торо. – В некоторых кадрах фильма части тела Вендиго полностью нарисованы, в других – принадлежат Кинги. Это то, что я делал еще со времен «Блэйда» и «Мутантов»: когда вы сочетаете живую куклу с цифровым исполнением, аудитория не может определить, какая техника использовалась, и потому мозг допускает, что это может быть реальным».Было бы легко предположить, что естественная обстановка небольшого прибрежного городка в штате Орегон, облегчит задачу художника по костюмам в подборе одежды героям. Но, как и любой другой составляющей фильма, костюмам также необходимо было уделить пристальное внимание, чтобы каждый стежок каждого наряда воспринимался так, как будто он мог существовать в реальном мире. «Я большой поклонник фотографии, и когда я прочитала сценарий «Оленьих рогов», мне сразу пришли на ум книги фотографов Мэри Эллен Марк и Ричарда Аведона об американском Западе», – говорит художник по костюмам Карин Носелла, работавшая в таких блокбастерах, как «Сумерки», «Земля будущего», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». «Я принесла эти книги на встречу со Скоттом, и он сказал: «Это именно то, чего нам надо придерживаться», потому что, хоть «Оленьи рога» и не являются историческим фильмом, все наши персонажи бедствуют и страдают. Это фильм о забытых людях, о детях, заброшенных родителями, у которых проблемы с наркотиками. И это то, что мы хотели показать через костюмы, – продолжает Карин. – Тем не менее, я не хотела, чтобы все выглядели так, будто они живут в палаточном лагере для бездомных. В качестве референса у меня были фотографии людей из лечебниц, людей, которые выглядели, как бездомные, но, скорее всего, были такими не всегда. Я хотела, чтобы во всем фильме сочетались разные образы, приглушенные цвета и разнообразная текстура». Носелла говорит, что ее подход к подбору костюмов героине Кери Рассел Джулии также заключался в том, чтобы запечатлеть переходный период в ее жизни. «Джулия жила в Лос-Анджелесе и только что вернулась в Сиспус-Фоллс в штате Орегон. И мне хотелось показать ее учительницей, у которой достаточно денег, чтобы купить, как минимум, приличные ботинки и куртку. Потому ткани и цвета ее одежды были симпатичнее, чем у всех других, – поясняет Носелла. – Для всей остальной части актерского состава мы перекрасили их одежду таким образом, чтобы она выглядела так, будто была куплена в комиссионном магазине. И подобной одежды нам пришлось делать довольно много, особенно для детей на случай, если кто-то из них прольет на них сок или заляпает еще чем-то».Задачи художника по гриму Наоми Бакстад во многом повторяли задачи Карин Носелла в том смысле, что истории и бэкграунд персонажей нужно было тонко передать через их внешность. «Кери – очень красивая женщина, и трудно заставить ее выглядеть иначе, – говорит Наоми. – Но в характере Джулии так много личной, мучительной давнишней боли, что нам пришлось придать ей немного грубоватый вид. Благодаря таким деталям, как тяжелая, размазанная подводка для глаз или татуировки, у которых нет какой-то внятной предыстории и смыслового значения, мы смогли показать ее душевное состояние». Для семьи Уивер – Фрэнка и двух его маленьких сыновей – было сделано все возможное, чтобы продемонстрировать, какое влияние наркотики и нищета оказали на их жизнь. «Зубы очень точно отражают последствия употребления наркотиков, поэтому у Фрэнка было четыре разных комплекта зубных протезов, – продолжает Наоми Бакстад. – И даже когда он был в своем «нормальном» состоянии, актеру все равно приходилось надевать искусственные зубы, чтобы было видно, что зависимость сделала с ним». При работе с детьми Бакстад и ее команде приходилось быть особенно сдержанными, чтобы не переусердствовать с гримом. Ведь когда ребенок выглядит чересчур потрепанным, люди могут сразу же позвонить в полицию. «Поэтому мы должны были точно следовать сюжетной линии Лукаса и не выпячивать его неопрятность, – поясняет Наоми. – Да, он грязный и неряшливый из-за того, что творится у него в доме, но, возможно, и из-за своих шалостей: не понятно, где он мог набить себе все эти синяки и шишки – катаясь на велосипеде или где-то еще. Так что нам пришлось сильно постараться с этим в фильме».Гильермо Дель Торо признается, что фильм «Оленьи рога» открыл для него новый этап в творчестве, благодаря расширению границ повествовательных метафор. «На протяжении всей своей карьеры, от «Хроноса» до «Хребта дьявола» и «Лабиринта Фавна», я старался брать вещи, характерные для жанра ужасов, и по-разному их реализовывать, – говорит Дель Торо. – Я уже много раз говорил, что ужасы и сказки – это две ветви одного дерева. Например, история Гензеля и Гретель, по сути, является страшилкой: двое детей брошены в лесу, где их находит ведьма, намеревающаяся их съесть. Это вовсе не милая сказка. И мне кажется, Скотт приложил все усилия, чтобы придать «Оленьим рогам» такое же ощущение. Мы снимали в северо-западном регионе Канады в окутанном туманом лесу. И в выборе локаций Скотт был непреклонен, повторяя: «Мне нужна атмосфера, мне нужны настоящие места. Ничто не сможет заменить реальность». И в этом прелесть «Оленьих рогов» – это сказка ужасов». Работа с Гильермо Дель Торо была сотрудничеством, которое Скотт Купер, вероятно, никогда не забудет. «Страсть и энтузиазм Гильермо к созданию существ – вот что сделало фильм таким хорошим, – убежден Купер. – Он обладает искренней жизнерадостностью и энциклопедическими знаниями почти обо всех созданиях, которые когда-либо были созданы для киноэкрана. Он хотел, чтобы всё, что мы делали, было совершенно уникальным для этого проекта и тех метафор, которые мы приводим в фильме». И Купер надеется, что при просмотре «Оленьих рогов» зрители получат массу острых ощущений, а также уловят посыл, который несет этот фильм. «Вендиго представляет собой давнюю историческую травму, с которой сталкиваются коренные народы. Культурный каннибализм, если хотите, в форме «капитализма», который, к сожалению, начался с тех пор, когда англичане, французы и все остальные приплыли к берегам Северной Америки, – говорит Скотт Купер. – Вот почему он занимает такое важное место в их мифологии. И я очень старался отнестись к этому с максимальным уважением. Мы – американцы и люди во всем мире – разрушаем окружающую среду. А «Оленьи рога», своего рода», последняя надежда природы на спасение и отмщение».
Отзывы