Документальный фильм об одном из лучших танцоров ХХ века Рудольфе Нурееве. Звезда балета исполнял в жизни роль бунтаря, феномена искусства, мирового кумира, перебежчика и прекрасной легенды. Британские режиссеры, номинанты на премию BAFTA Дэвид Моррис и Жак Моррис постарались показать масштаб личности и уникальность судьбы танцора в фильме «Нуреев». Впечатляющие съемки его выступлений, репетиций и давних интервью вплетаются в историю его судьбы, начиная с самого детства. Рудольф Нуреев прожил недолгую жизнь длиной в 54 года, которая началась в транссибирском поезде под Иркутском и оборвалась в Париже от осложнений, вызванных СПИДом. Детство он провел в Уфе, здесь же начал танцевать, вопреки возражениям отца. В двадцать лет Нуреев окончил хореографическое училище в Ленинграде, а уже через три года уехал на гастроли в Европу и не вернулся. Получив приговор за измену в Советском Союзе, он стал знаменитостью на Западе, перевернув восприятие мужского балета. С помощью уникальной хроники и фрагментов современного танца авторы фильма показали основные этапы судьбы Нуреева и саму стихию его творчества. Ценителей танцевального искусства приглашаем посмотреть документальный фильм «Нуреев» в нашем онлайн-кинотеатре.
Жанр | Документальные, Биография, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 1 января 2018 |
Время | 1 ч. 49 мин. |
Режиссёры | Жак Моррис, Дэвид Моррис |
---|---|
Актёры | Леон Поултон, Дэна Фурас, Фэйт Прендергаст, Мария Фонсека |
Фильм представляет собой монологи Рудольфа Нуреева и других персонажей, отрывки из интервью с великим танцовщиком, сопровождаемые документальными кадрами фрагментов из балетных выступлений великого танцовщика.
Эпиграф. Великие люди – метеоры, сжигающие себя, чтобы осветить мир. Наполеон Бонапарт.
Революция 1917 года в России могла обрушить искусство балета в бездну, ведь балет был утехой аристократии. Сохранить или уничтожить балет в России – такое решение могла принять небольшая группа людей. И руководствоваться они могли различными мотивами. Рудольф Нуреев стал эпицентром борьбы политики и культуры. И Советская сверхдержава проиграла это сражение.
Рудольф Нуреев родился в 1938 году. У него было три старших сестры. Родился мальчик в поезде, который следовал по Транссибирской магистрали неподалеку от озера Байкал. Отец у Рудольфа был военный, он служил в Маньчжурии, потом вызвал туда семью.
Скрипач и дирижер Иегуди Менухин говорит, что Нуреев был человек-пантера, животная сила в нем сочеталась с изумительной пластикой, он обладал огромной интенсивностью присутствия, он был феномен, сверхчеловек. И Нуреев это прекрасно осознавал.
Нуреев не любит вспоминать о своем отрочестве, оно было не интересным. Во время войны мать Нуреева с детьми была эвакуирована в Башкирию. Там Нуреевы жили в ужасных условиях, еды постоянно не хватало, люди были вынуждены поедать древесную кору. Когда шестилетнего мальчика привели в детский сад в одежде, доставшейся ему от старшей сестры, дети запели по-татарски: у нас в группе бомж!
Отца Рудольф не видел до конца войны, он рос в уютном женском мире с матерью и сестрами. Мать поощряла увлечение сына танцами, он занимался в фольклорном ансамбле, отец бы этого не позволил. Когда отец вернулся с войны, он стал запрещать Рудольфу заниматься танцами, мальчик сбегал из дома. В 11 лет Рудольф познакомился с замечательным педагогом Удальцовой. Это была утонченная 70-летняя дама, которая когда-то танцевала в труппе Дягилева. Она регулярно посещала Ленинград и привозила в провинциальную Уфу новости из мира балета.
Провинциальные чиновники в СССР постоянно искали у себя перспективные таланты, чтобы отличиться в глазах высшего руководства. Способного танцора заметили и отправили в Ленинград в Вагановское училище. Для переезда Рудольфа семье оказали финансовую помощь.
Эпиграф. Родилась ужасная красота. У.Б. Йейтс.
Вскоре Рудольф Нуреев становится одним из солистов Кировского театра. В Ленинграде Нуреева все знали, обожали. Его бунтарская натура также была известна всем.
Семья Нуреевых образованностью не отличалась, Рудольф завел знакомства среди студентов технических и гуманитарных вузов Ленинграда, он принимал участие в кухонных беседах, посещал лекции по литературе в университете. Тогдашняя молодежь увлекалась рок-н-роллом, для чего использовались записи «на костях». На вечеринках устраивали состязания по рок-н-роллу. Победителем провозглашали того, кто мог так высоко подбросить партнершу, что она оставляла отпечаток ступни на потолке. Нуреев принимал участие в таких состязаниях, но делал это редко: берег ноги.
Те годы (50-е – 60-е) были эпохой холодной войны. Состязание с США не было для СССР равным. На Западе делали холодильники, стиральные машины. Зато русские гордились своей культурой.
Гагарин и Нуреев стали настоящим оружием в идеологическом противостоянии двух систем. И Хрущев этим активно пользовался. В 1961 году состоялся полет Гагарина в космос, в том же году Кировский театр выехал на гастроли в Париж, потом предполагалось переехать в Лондон. Если тебя признают в Париже – тебя признают везде. Поэтому отправлять на такие гастроли следовало самых лучших. В этом был определенный риск: Нуреев, этот новый Нижинский, мог остаться на Западе.
Нуреев допоздна гулял по Парижу, он познакомился с французскими танцовщиками. Агенты КГБ постоянно его за это ругали. Личный успех Нуреева затмил успех труппы. В Москве даже решили вернуть Нуреева на родину, но против этого выступил даже советский посол во Франции.
Нуреев принял решение остаться на Западе в аэропорту. Его отвели в специальную комнату, где он пробыл в одиночестве пять минут. Нуреев, по его словам, совершил самый головокружительный прыжок за всю свою карьеру. Он остался.
Эпиграф. Свободы нет, даже птицы прикованы к небу. Боб Дилан.
В то время во Франции было сильно влияние коммунистической партии. Коммунисты приходили на выступления Нуреева и бросали в него взрывпакеты, сыпали на сцену битое стекло. В СССР Нуреева заочно судили, приговорили к семи годам лишения свободы. У его друзей и знакомых возникли большие неприятности. Его подруге не дали диплом, поскольку не могла работать учительницей женщина, которая не смогла рядом с собой разглядеть врага народа. Матери Нуреева предложили публично отречься от сына, она отказалась это делать и порвала партийный билет.
В апреле в космос полетел Гагарин, это стало триумфом СССР, но бегство Нуреева, случившееся два месяца спустя, опустило Советы с небес на землю. Еще через два месяца началось возведение Берлинской стены.
Нуреев на отдыхе знакомится с фотографом Ричардом Авероном. Танцовщик говорит: он видел меня насквозь. Аверон комментирует исполненные им снимки Нуреева (в том числе и обнаженного): это была оргия для одного человека.
Нуреев отправляется в Копенгаген, чтобы познакомиться там с лучшим танцовщиком того времени, Эриком Бруном. Это была встреча гигантов балета. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Брун сказал, что благодаря Нурееву он пробыл на сцене на 10 лет дольше, чем рассчитывал.
В то время в Англии блистала замечательная танцовщица Марго Фонтейн. Нуреев обратился к ней с просьбой о совместном участии в благотворительном концерте. Вначале она не хотела выступать вместе с Нуреевым. Ей было уже больше 40 лет. Кто будет смотреть на меня рядом с этим молодым львом, который вытворяет такие вещи?
Менухин говорит: она обрела новую жизнь, а он стал элегантным. Из льва Нуреев превратился в пантеру.
После «Жизели» Нуреев и Фонтейн танцуют в «Лебедином озере». Нуреев вспоминает: у нас не было никаких разногласий. Мы так гармонично танцевали вместе, что стерлись все возрастные и культурные различия.
Грандиозный успех этой пары вызвал негативные последствия для английского балета. До того времени в Англии мужчины были чернорабочими сцены: они служили живыми подставками для балерин. И Нуреев, словно мировая война, выкосил целое поколение английских танцовщиков, которые на его фоне выглядели невзрачно.
Публика просто сходила с ума. Это по аналогии с битломанией назвали балетоманией. К такому отношению давно привыкли звезды футбола, для мира балета это было необычным. Нурееву писали со всех концов света столько писем, что их просто складывали в мешки и выбрасывали: даже отсортировать их было невозможно.
Рассказывает очевидец: однажды после концерта Нуреева пригласили на светский прием. Там собралась самая рафинированная публика (человек 14). В 11 вечера приходит Нуреев. Раздаются «ахи» и «охи». Потом кто-то говорит: ну дайте же ему выпить! Нуреев берет бутылку вишневого ликера и пьет прямо из горлышка. Потом он заскакивает на стол, уставленный хрусталем, и идет к хозяйке. В то время дамы очень много внимания уделяли своим прическам, делались укладки, на головах у женщин возникали сложные конструкции. Нуреев, проходя мимо одной из женщин, наклоняется и ерошит ей голову, разрушая сложную прическу. Дама приходит в дикий восторг.
Рассказывает Нуреев. Я плохо говорю по-английски, по-итальянски и по-русски. А свой родной татарский язык практически забыл. Каково это сочетать в себе русского и татарина? Я это чувствую по себе. Прошло 700 лет с тех пор, когда башкиры, гордые воители степей, перед которыми трепетали Азия и Европа, склонили головы перед Русью. Кровь у них течет быстрее, она готова вскипеть в любую минуту. Мы обладаем одновременно мягкостью и брутальностью.
Рассказывают очевидцы. Он нередко срывает гнев на людях, бранится, пинает. Один мальчик, исполняющий роль пажа, с гордостью рассказывал, что господин Нуреев с ним поговорил. Нуреев послал мальчика к черту.
Фонтейн и Нуреев вращаются в самых высших кругах. Мир потрясло известие: в Сан-Франциско их посадили в тюрьму. Их обвинили в том, что они находились в месте, где могли распространять наркотики. Нуреев спокойно перенес этот эксцесс.
Возможно, Нуреев и Фонтейн были любовниками, их отношения на сцене давали повод для таких утверждений.
Про Нуреева говорят: он не носит часов, но никогда не забывает позвонить матери. Он никогда не давал резких отзывов об СССР, помня о том, что у него там живут родственники. Наступает 1975 год, совещание в Хельсинки. Нуреев просит помощи у международного сообщества: он хочет повидаться с матерью.
Начинается перестройка. Нуреев говорит, что появление Горбачева – это как второе пришествие Христа. Он приезжает на родину, встречается с матерью. Он посещает Удальцову, которой исполнилось 100 лет.
Многие сегодня говорят, что хотели бы жить в 80-е годы прошлого века: свобода, в том числе и сексуальная. Но именно тогда появился СПИД, который выкосил целое поколение танцовщиков.
Нурееву предлагают возглавить Парижскую оперу, он принимает приглашение и заставляет тамошних звезд работать в полную силу.
Последние шесть – девять месяцев своей жизни, после того, как Нуреев заразился ВИЧ, она посвятил постановке в Парижской опере шедевра русского балета – «Баядерка».
На премьере публика овациями встретила выход на поклон Нуреева. Это были великолепные проводы.
Отзывы