Психологическая драма "Поклонение" бельгийского режиссера и сценариста Фабриса Дю Вельца ("Непреклонный", "Послание от Кинга") завершает авторскую трилогию о темных сторонах человеческой психики, куда также вошли проекты "Аллилуйя" и "Мучение". Постановщик внутри авантюрной, на первый взгляд, истории о побеге подростков из уединенного сумасшедшего дома сочетает не только личный парафраз на тему первой любви, но и создает также внутри нарратива богатую на метафоры сказку о притяжении противоположностей, о мерцающем безумии и манипулятивной ответственности. В полном шероховатостей романе между ранимым Полем (Тома Жория, "Опекунство"), чья одинокая мать Симона (Анаэль Снок, "Дикие мальчишки") работает в спрятанной в густом лесу психиатрической клинике, и деструктивной Глорией (Фантина Ардуин, "Дыши во мгле", "Хэппи-энд") Дю Вельц развивает две параллельные линии главных персонажей и предлагает собственный взгляд на побег от одиночества и выход из-под навязанного контроля.
В режиссерской интерпретации эскапизм двух тинейджеров становится своеобразным, чаще всего интуитивным, на грани подсознательного, преодолением физических и ментальных барьеров во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. И если для героя Жории бегство становится способом заботы и помощи, проекцией на его стремление помогать слабым, то для Глории с ее параноидальной шизофренией - это возможность попасть внутрь обычного мира и прикинуться там хотя бы на время нормальной. В экранной истории, которую Дю Вельц сочинил вместе со сценаристами Ромейном Прота ("Тур де Шанс") и Венсаном Тавье ("Атомный цирк: Возвращение Джеймса Баттла"), точка невозврата для подростков возникает относительно быстро в результате трагических событий. Доктор Луазель (Гвендолин Гурвенек, "Яо", "Верные враги"), ассоциировавшая собой все запреты для Поля и Глории, погибает из-за неожиданной вспышки ярости девушки. Второй слой у постановщика выдвинут более тонко, Симона выбрасывает тельце слабого зяблика, за которым ухаживал Поль, и тем самым отдаляется от сына, которого до этого начала ревновать к героине Ардуин. Блуждания в лесу, ночевки в случайных местах, путешествие по реке выглядят у Дю Вельца как тщательно продуманные испытания для Поля, чья подруга, переставшая принимать лекарства, периодически будет впадать в безумие, выглядят переходом в собственный мир сказок, желаний и эксцентрики. Поэтому "Поклонение" в большей степени становится иммерсивным проектом, где сенсорный эффект присутствия внутри происходящего создается благодаря великолепной съемке Мануэля Дакоссе ("Договор молчания", "По воле божьей") и меланхоличному саундтреку Венсана Каэи.
Стремление Дю Вельца найти в любовной истории "Поклонения" нечто невербальное и неортодоксальное и показать благодаря атмосферному подходу к нарративу тропы любви в отношениях Поля и Глории усиливается благодаря многочисленным недосказанностям и диалогу со зрителями. Постановщик не просто создает движение от юношеской сентиментальности и максимализма, он наделяет чувства персонажей ощущением плоти, представляя провокационную смесь "Красной Шапочки" и "Мальчика-с-пальчик" в потоке экзистенциальных озарений и сигналов от людей и реальности. Вспышки и проявления жестокости в ленте Дю Вельца в первую очередь касаются тех, кто оказывается на пути у персонажей Жории и Ардуин, тем самым режиссер в очередной раз раз показывает, какие типы характеров интересуют его по-настоящему. Глория - типичная вельцевская героиня, она надломлена, ее родители погибли в автокатастрофе, когда она была еще совсем ребенком, жадный дядя прибрал к рукам наследство и заточил племянницу в психушку. Внутри роли Фантина Ардуин выглядит вполне нормальной, если бы не вспышки гнева и желание отыграться на Поле за малейшие мелочи.
Молодая девушка так ловко скрывает свое психическое расстройство от ничего не подозревающего юноши, что вызывает в итоге у Поля примерно столько же сочувствия, сколько потом будет страха во время приступов у нее же агрессии. И в загадочной и все время непредсказуемой Глории постановщик собрал целый клубок противоречий, совместив в ней психическую нестабильность с яркими, почти первобытными инстинктами выживания. В феноменальном исполнении Ардуин робкая невинность поведения перепрыгивает к сверхъестественной хитрости, чтобы потом отыграться на Поле очередной тревожной истерической вспышкой. Интересно, что эпиграф из Буало-Нарсежака в начале фильма Дю Вельца о том, что от каждого нас зависит то, кто будет пробуждаться - монстры или феи - в фантастическом мире как порождении повседневной жизни, постоянно будет подтверждаться в каждой сцене или эпизоде. Банальность рутины жизни Поля режиссер без большого труда преобразует в абсолютно особенный опыт нарушения многочисленных границ после проживания в изоляции под присмотром матери. В этом плане работа Дю Вельца очень часто готова перейти на темную сторону и подчиниться безумию героини Ардуин, но постановщик сочувствует ее заболеванию и тем самым дает Глории очередные новые шансы для раскрытия новых черт в Поле.
Тихая эмоциональсть в сочетании с жуткими элементами делает "Поклонение" Фабриса Дю Вельца полигоном для испытаний и проявлений молодой любви, когда только один гипнотизм голубых глаз Фантины Ардуин заставляет принять восхищение ей как некую данность для этого фильма. И если психическая нестабильность Глории выводит агрессию как следствие любви к Полю на первый план в фильме, то сексуальная ревность Симоны, навязчивая одержимость умершей женой отшельника Хинкеля (Бенуа Пульворд, "Тайна Сен-Тропе", "Венеция зовет") и подсознательная лояльность Поля показывают насколько хрупкой может оказаться грань между наивностью и безумием. Благодаря мастерству постановщика очень тонко транслируются мысли о том, как во время вспышек подсознания или ментальных озарений человек может легко найти или потерять себя. С этой точки зрения лента Дю Вельца становится постоянным путешествием к чему-то незнакомому, жуткой историей любви, в самом сердце которой время от времени раздаются удары первоклассного хоррора, а социопатия Глории дает фильму восхитительное чувство тревоги. Очевидное столкновение приземленности героя Тома Жории с девушкой-мистерией, которую до конца вроде бы не может понять ни он сам, ни зрители фильма, дает постановщику возможность постоянно проверять силу чувств Поля и выстраивать психограмму безумной любви на максимальном уровне впечатлений.
Появление в третьем акте блестящего Бенуа Пульворда, герой которого, единственный за пределами клиники, замечает, что Глория тяжело больна, казалось бы должно было бы дать проекту Дю Вельца точку опоры и вывести ленту в тяжелую, но правильную с точки зрения рациональности кульминацию. Однако режиссер предпочитает давать право характерам Ардуин и Жории на продолжение путешествия между адом и раем, оставляя им полное право на фантастическую и необузданную любовь. Мысли Дю Вельца относительно того, что чувство влюбленности зачастую оказывается тождественно особой форме патологии, особой формой ослепления не оказываются в полной мере оригинальными. Тем не менее, отсутствие любви, ее потеря могут привести к осознанному бегству разума, так, как это происходит с персонажем Пульворда, надломленным внутри мужчиной, застрявшим во времени в заброшенном трейлерном парке. С одной стороны, Хинкель остается вполне адекватным и нормальным, когда предлагает Полю сделку и заставляет его позвонить матери, с другой - блестящий комик Пульворд готов впасть в пограничное состояние и начать бегать по опушке леса, пугая стаю журавлей и воображая себя одним из них.
В "Поклонении" Дю Вельцу доставляет большое удовольствие перетряхивать душевные муки персонажей и постоянно находить в них проявления человечности, он делает эти метания двигателем нарратива. Постановщик оправданно рискует, рассматривая собственный проект с высоты взгляда ребенка, такой подход дает ему возможность прикоснуться к чему-то чувствительному и невинному и сформировать у зрителей надежду на чудо в кадре. Реализм Дю Вельца в фильме постоянно согласуется с особенной поэтичностью, персонажи Ардуин и Жории отдаются любви целиком, без ограничений, ровно настолько, чтобы полностью забыть о себе. Суггестивные методы постановщика дают зрителям право расшифровывать разные стороны бессознательного в этом фильме и находить под поверхностью простого линейного сюжета настоящие сокровища в проявлении чистых чувств во время одиссеи Поля и Глории. Дю Вельц парадоксальным образом раскрывает экранную историю как совокупность двух противоречивых взглядов на одну и ту же ситуацию. Мрачная сказка о чудовище и фее позволяет режиссеру построить на время абсолютно иной мир, где параноидальный кошмар героини Ардуин пересекается с добротой и преданностью ее обожателя.
В то же самое время траектории развития Поля и Глории в работе Дю Вельца относительно независимы и время от времени находят общие выходы на нейтральных территориях. В одном из снов подросток танцует с возлюбленной посреди тропического леса, и незаметно юная девушка превращается в марионетку, которой Поль манипулирует в своем танце. С этой точки зрения фигура персонажа Жории приобретает новый акцент для фильма и становится подобием магического кукольника, того самого, в чьих терпеливых руках находятся настоящие нити развития сюжета. Полю крайне сложно потерять Глорию, оставить ее из-за чувства вины, в то же самое время он после общения с характером Пульворда осознал превосходство жизни над смертью и понял, что принятие амбивалентности девушки всегда будет определяющим фактором для его дальнейшей жизни. Крик журавлей в финале, взгляды пары, устремленные в небо, дают Дю Вельцу право пересечения параллельных сюжетных линий и превратить фантастический мир Глории и Поля в фантазию об окончательно обретенной свободе. Поэтому "Поклонение" воспринимается как вдохновляющая сказка о красивой и тревожной любви, способной существовать за границами рационального и преодолевать хаос безумия.
6
,7
2019, Мелодрамы
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологическая драма "Поклонение" бельгийского режиссера и сценариста Фабриса Дю Вельца ("Непреклонный", "Послание от Кинга") завершает авторскую трилогию о темных сторонах человеческой психики, куда также вошли проекты "Аллилуйя" и "Мучение". Постановщик внутри авантюрной, на первый взгляд, истории о побеге подростков из уединенного сумасшедшего дома сочетает не только личный парафраз на тему первой любви, но и создает также внутри нарратива богатую на метафоры сказку о притяжении противоположностей, о мерцающем безумии и манипулятивной ответственности. В полном шероховатостей романе между ранимым Полем (Тома Жория, "Опекунство"), чья одинокая мать Симона (Анаэль Снок, "Дикие мальчишки") работает в спрятанной в густом лесу психиатрической клинике, и деструктивной Глорией (Фантина Ардуин, "Дыши во мгле", "Хэппи-энд") Дю Вельц развивает две параллельные линии главных персонажей и предлагает собственный взгляд на побег от одиночества и выход из-под навязанного контроля. В режиссерской интерпретации эскапизм двух тинейджеров становится своеобразным, чаще всего интуитивным, на грани подсознательного, преодолением физических и ментальных барьеров во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. И если для героя Жории бегство становится способом заботы и помощи, проекцией на его стремление помогать слабым, то для Глории с ее параноидальной шизофренией - это возможность попасть внутрь обычного мира и прикинуться там хотя бы на время нормальной. В экранной истории, которую Дю Вельц сочинил вместе со сценаристами Ромейном Прота ("Тур де Шанс") и Венсаном Тавье ("Атомный цирк: Возвращение Джеймса Баттла"), точка невозврата для подростков возникает относительно быстро в результате трагических событий. Доктор Луазель (Гвендолин Гурвенек, "Яо", "Верные враги"), ассоциировавшая собой все запреты для Поля и Глории, погибает из-за неожиданной вспышки ярости девушки. Второй слой у постановщика выдвинут более тонко, Симона выбрасывает тельце слабого зяблика, за которым ухаживал Поль, и тем самым отдаляется от сына, которого до этого начала ревновать к героине Ардуин. Блуждания в лесу, ночевки в случайных местах, путешествие по реке выглядят у Дю Вельца как тщательно продуманные испытания для Поля, чья подруга, переставшая принимать лекарства, периодически будет впадать в безумие, выглядят переходом в собственный мир сказок, желаний и эксцентрики. Поэтому "Поклонение" в большей степени становится иммерсивным проектом, где сенсорный эффект присутствия внутри происходящего создается благодаря великолепной съемке Мануэля Дакоссе ("Договор молчания", "По воле божьей") и меланхоличному саундтреку Венсана Каэи. Стремление Дю Вельца найти в любовной истории "Поклонения" нечто невербальное и неортодоксальное и показать благодаря атмосферному подходу к нарративу тропы любви в отношениях Поля и Глории усиливается благодаря многочисленным недосказанностям и диалогу со зрителями. Постановщик не просто создает движение от юношеской сентиментальности и максимализма, он наделяет чувства персонажей ощущением плоти, представляя провокационную смесь "Красной Шапочки" и "Мальчика-с-пальчик" в потоке экзистенциальных озарений и сигналов от людей и реальности. Вспышки и проявления жестокости в ленте Дю Вельца в первую очередь касаются тех, кто оказывается на пути у персонажей Жории и Ардуин, тем самым режиссер в очередной раз раз показывает, какие типы характеров интересуют его по-настоящему. Глория - типичная вельцевская героиня, она надломлена, ее родители погибли в автокатастрофе, когда она была еще совсем ребенком, жадный дядя прибрал к рукам наследство и заточил племянницу в психушку. Внутри роли Фантина Ардуин выглядит вполне нормальной, если бы не вспышки гнева и желание отыграться на Поле за малейшие мелочи. Молодая девушка так ловко скрывает свое психическое расстройство от ничего не подозревающего юноши, что вызывает в итоге у Поля примерно столько же сочувствия, сколько потом будет страха во время приступов у нее же агрессии. И в загадочной и все время непредсказуемой Глории постановщик собрал целый клубок противоречий, совместив в ней психическую нестабильность с яркими, почти первобытными инстинктами выживания. В феноменальном исполнении Ардуин робкая невинность поведения перепрыгивает к сверхъестественной хитрости, чтобы потом отыграться на Поле очередной тревожной истерической вспышкой. Интересно, что эпиграф из Буало-Нарсежака в начале фильма Дю Вельца о том, что от каждого нас зависит то, кто будет пробуждаться - монстры или феи - в фантастическом мире как порождении повседневной жизни, постоянно будет подтверждаться в каждой сцене или эпизоде. Банальность рутины жизни Поля режиссер без большого труда преобразует в абсолютно особенный опыт нарушения многочисленных границ после проживания в изоляции под присмотром матери. В этом плане работа Дю Вельца очень часто готова перейти на темную сторону и подчиниться безумию героини Ардуин, но постановщик сочувствует ее заболеванию и тем самым дает Глории очередные новые шансы для раскрытия новых черт в Поле. Тихая эмоциональсть в сочетании с жуткими элементами делает "Поклонение" Фабриса Дю Вельца полигоном для испытаний и проявлений молодой любви, когда только один гипнотизм голубых глаз Фантины Ардуин заставляет принять восхищение ей как некую данность для этого фильма. И если психическая нестабильность Глории выводит агрессию как следствие любви к Полю на первый план в фильме, то сексуальная ревность Симоны, навязчивая одержимость умершей женой отшельника Хинкеля (Бенуа Пульворд, "Тайна Сен-Тропе", "Венеция зовет") и подсознательная лояльность Поля показывают насколько хрупкой может оказаться грань между наивностью и безумием. Благодаря мастерству постановщика очень тонко транслируются мысли о том, как во время вспышек подсознания или ментальных озарений человек может легко найти или потерять себя. С этой точки зрения лента Дю Вельца становится постоянным путешествием к чему-то незнакомому, жуткой историей любви, в самом сердце которой время от времени раздаются удары первоклассного хоррора, а социопатия Глории дает фильму восхитительное чувство тревоги. Очевидное столкновение приземленности героя Тома Жории с девушкой-мистерией, которую до конца вроде бы не может понять ни он сам, ни зрители фильма, дает постановщику возможность постоянно проверять силу чувств Поля и выстраивать психограмму безумной любви на максимальном уровне впечатлений. Появление в третьем акте блестящего Бенуа Пульворда, герой которого, единственный за пределами клиники, замечает, что Глория тяжело больна, казалось бы должно было бы дать проекту Дю Вельца точку опоры и вывести ленту в тяжелую, но правильную с точки зрения рациональности кульминацию. Однако режиссер предпочитает давать право характерам Ардуин и Жории на продолжение путешествия между адом и раем, оставляя им полное право на фантастическую и необузданную любовь. Мысли Дю Вельца относительно того, что чувство влюбленности зачастую оказывается тождественно особой форме патологии, особой формой ослепления не оказываются в полной мере оригинальными. Тем не менее, отсутствие любви, ее потеря могут привести к осознанному бегству разума, так, как это происходит с персонажем Пульворда, надломленным внутри мужчиной, застрявшим во времени в заброшенном трейлерном парке. С одной стороны, Хинкель остается вполне адекватным и нормальным, когда предлагает Полю сделку и заставляет его позвонить матери, с другой - блестящий комик Пульворд готов впасть в пограничное состояние и начать бегать по опушке леса, пугая стаю журавлей и воображая себя одним из них. В "Поклонении" Дю Вельцу доставляет большое удовольствие перетряхивать душевные муки персонажей и постоянно находить в них проявления человечности, он делает эти метания двигателем нарратива. Постановщик оправданно рискует, рассматривая собственный проект с высоты взгляда ребенка, такой подход дает ему возможность прикоснуться к чему-то чувствительному и невинному и сформировать у зрителей надежду на чудо в кадре. Реализм Дю Вельца в фильме постоянно согласуется с особенной поэтичностью, персонажи Ардуин и Жории отдаются любви целиком, без ограничений, ровно настолько, чтобы полностью забыть о себе. Суггестивные методы постановщика дают зрителям право расшифровывать разные стороны бессознательного в этом фильме и находить под поверхностью простого линейного сюжета настоящие сокровища в проявлении чистых чувств во время одиссеи Поля и Глории. Дю Вельц парадоксальным образом раскрывает экранную историю как совокупность двух противоречивых взглядов на одну и ту же ситуацию. Мрачная сказка о чудовище и фее позволяет режиссеру построить на время абсолютно иной мир, где параноидальный кошмар героини Ардуин пересекается с добротой и преданностью ее обожателя. В то же самое время траектории развития Поля и Глории в работе Дю Вельца относительно независимы и время от времени находят общие выходы на нейтральных территориях. В одном из снов подросток танцует с возлюбленной посреди тропического леса, и незаметно юная девушка превращается в марионетку, которой Поль манипулирует в своем танце. С этой точки зрения фигура персонажа Жории приобретает новый акцент для фильма и становится подобием магического кукольника, того самого, в чьих терпеливых руках находятся настоящие нити развития сюжета. Полю крайне сложно потерять Глорию, оставить ее из-за чувства вины, в то же самое время он после общения с характером Пульворда осознал превосходство жизни над смертью и понял, что принятие амбивалентности девушки всегда будет определяющим фактором для его дальнейшей жизни. Крик журавлей в финале, взгляды пары, устремленные в небо, дают Дю Вельцу право пересечения параллельных сюжетных линий и превратить фантастический мир Глории и Поля в фантазию об окончательно обретенной свободе. Поэтому "Поклонение" воспринимается как вдохновляющая сказка о красивой и тревожной любви, способной существовать за границами рационального и преодолевать хаос безумия.