Новый фильм «В ожидании варваров» колумбийца Сиро Герры реализован с помощью американских и итальянских кинокомпаний, состав участников съёмок интернационален, а в основе экранной истории лежит одноимённый роман нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее (сам он, выходец из семьи англоязычных африканеров, настаивает на произношении собственной фамилии как Кутси, причём с ударением на последнем слоге). Но и без всего этого, судя уже по происходящему, нетрудно заметить, что данная картина, вроде бы описывая то, что могло быть в конце XIX века где-либо на дальних границах некой Империи, ещё пытающейся сохранить былое величие, вполне соответствует нынешним реалиям. Ведь и теперь некоторые государства проявляют свои явные имперские замашки на территориях, весьма отстоящих от них не только по расстоянию, но и по образу жизни, цивилизационному складу существования, считающихся как бы варварскими.
Однако своеобразная «граница варварства», как и между добром и злом в человеческих натурах, проходит не по какому-то национальному или геополитическому принципу, а внутри любой общности людей, живущих в преуспевающей или отсталой стране, то есть повсюду на Земле. Пожалуй, главное отличие того, что поведано в литературном произведении и его экранизации, которые никак не могут уйти от неизбежного сравнения с более экзистенциальными и притчевыми по манере творениями двух итальянцев - Дино Буццати и Валерио Дзурлини («Татарская пустыня» или «Пустыня Тартари»), заключается в смещении акцентов и переводе фокуса на иное.
Если Буццати и Дзурлини наверняка ориентировались на философский парадокс в стихотворении греческого поэта Константиноса Кавафиса, где столь ожидавшиеся варвары так и не появились вообще, поставив под сомнение сам процесс нетерпения желающих покориться нашествию, то Кутси и Герра уверены, что проблема - не в восстании варваров, а в разложении так называемой цивилизации изнутри. Как справедливо заявляет магистрат, сначала косвенно, а потом открыто противостоящий натиску жестоких «пришельцев из метрополии», искать врагов уже придётся среди своих. И можно, наоборот, обнаружить вполне родственные души в тех, кого изначально причислили к бунтарям и ниспровергателям веками сложившегося миропорядка.
Другое дело, что постановщик ленты «В ожидании варваров», как и в других собственных работах, несмотря на их национальное своеобразие, поневоле представляется вторичным по отношению к более оригинальным и талантливым произведениям. Если в «Объятии змея» угадывается влияние «безумных творений» Вернера Херцога («Агирре, гнев Божий» и «Фицкарральдо»), то новый фильм Сиро Герры попадает в тень тонкого и умного исследования неизбывного человеческого одиночества, что предпринял на экране Валерио Дзурлини за 43 года до этого. А главное - нет в картине «В ожидании варваров» ощущения тотальной обречённости и зияющей пустоты существования.
5
,9
2019, США, Драмы
108 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый фильм «В ожидании варваров» колумбийца Сиро Герры реализован с помощью американских и итальянских кинокомпаний, состав участников съёмок интернационален, а в основе экранной истории лежит одноимённый роман нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее (сам он, выходец из семьи англоязычных африканеров, настаивает на произношении собственной фамилии как Кутси, причём с ударением на последнем слоге). Но и без всего этого, судя уже по происходящему, нетрудно заметить, что данная картина, вроде бы описывая то, что могло быть в конце XIX века где-либо на дальних границах некой Империи, ещё пытающейся сохранить былое величие, вполне соответствует нынешним реалиям. Ведь и теперь некоторые государства проявляют свои явные имперские замашки на территориях, весьма отстоящих от них не только по расстоянию, но и по образу жизни, цивилизационному складу существования, считающихся как бы варварскими. Однако своеобразная «граница варварства», как и между добром и злом в человеческих натурах, проходит не по какому-то национальному или геополитическому принципу, а внутри любой общности людей, живущих в преуспевающей или отсталой стране, то есть повсюду на Земле. Пожалуй, главное отличие того, что поведано в литературном произведении и его экранизации, которые никак не могут уйти от неизбежного сравнения с более экзистенциальными и притчевыми по манере творениями двух итальянцев - Дино Буццати и Валерио Дзурлини («Татарская пустыня» или «Пустыня Тартари»), заключается в смещении акцентов и переводе фокуса на иное. Если Буццати и Дзурлини наверняка ориентировались на философский парадокс в стихотворении греческого поэта Константиноса Кавафиса, где столь ожидавшиеся варвары так и не появились вообще, поставив под сомнение сам процесс нетерпения желающих покориться нашествию, то Кутси и Герра уверены, что проблема - не в восстании варваров, а в разложении так называемой цивилизации изнутри. Как справедливо заявляет магистрат, сначала косвенно, а потом открыто противостоящий натиску жестоких «пришельцев из метрополии», искать врагов уже придётся среди своих. И можно, наоборот, обнаружить вполне родственные души в тех, кого изначально причислили к бунтарям и ниспровергателям веками сложившегося миропорядка. Другое дело, что постановщик ленты «В ожидании варваров», как и в других собственных работах, несмотря на их национальное своеобразие, поневоле представляется вторичным по отношению к более оригинальным и талантливым произведениям. Если в «Объятии змея» угадывается влияние «безумных творений» Вернера Херцога («Агирре, гнев Божий» и «Фицкарральдо»), то новый фильм Сиро Герры попадает в тень тонкого и умного исследования неизбывного человеческого одиночества, что предпринял на экране Валерио Дзурлини за 43 года до этого. А главное - нет в картине «В ожидании варваров» ощущения тотальной обречённости и зияющей пустоты существования.