На рекламных плакатах фильма гордо красуется фраза с упоминанием режиссёра как «автора клипов группировки «Ленинград», и это, не могу не признать, оправданно не только из рекламных соображений. Формат музыкальных видеоклипов в последнее десятилетие (1) резко усложнился. О чём речь, если даже в Южной Корее выходят работы по заказу ведущих коллективов направления K-pop(вроде Cry Cry / Lovey Dovey для T-ara или Sad Promise для Speed), воспринимающиеся полноценными даже не короткометражными, а среднеметражными кинолентами. Лентами разных жанров (вплоть до серьёзных криминальных и политических драм, как в упомянутых выше случаях) со своей, витиеватой драматургией, с отличной игрой актёров и т.д. В России тенденция нашла отражение как раз в работах Анны Пармас, в первую очередь – снятых для «Ленинграда». В том же «Экспонате» поведана увлекательная и весёлая история, очень небанально соотносящаяся с текстом песни. В свете фурора, вызванного её постановками в Интернете, никто уже и не вспоминает, что женщина-режиссёр начинала с бесхитростной телевизионной продукции – вроде цикла «Осторожно, модерн!» /1996-99/…
«Давай разведёмся» – это точно не возврат к истокам творчества. Анна поставила перед собой достаточно амбициозную задачу – вынести на суд зрителя комедию нового типа, косвенно подготовленную к восприятию широкой аудиторией юмористическими произведениями малой формы. Естественно, аналогичные попытки предпринимались уже не раз, и особенно преуспели в том не столько американцы, сколько, на мой взгляд, французы. Можно привести и прямой аналог – «Любовь вразнос» /2015/, прокатом которой, по знаменательному совпадению, в нашей стране занималась та же компания-дистрибьютор, «Экспонента Фильм». В сравнении с Мартином Бурбулоном Пармас, а также Марии Шульгиной и Елизавете Тихоновой местами не хватает дерзости, бескомпромиссности, «безбашенности» (в хорошем смысле!), притом что заявка на всё это, конечно же, сделана. И причина – вовсе не в наличии или отсутствии обсценной лексики, ставшей неотъемлемой частью имиджа Сергея Шнурова со товарищи. Даже не в том, что, затронув ряд пикантных аспектов (допустим, выбрав для главной героини профессию врача-гинеколога), авторы ограничиваются на эту тему парочкой брошенных вскользь шуток. Из самой драматической ситуации при желании (точнее, при наличии достаточной – граничащей с тягой к эпатажу – смелости) можно было бы извлечь, право, куда больше комизма.
Впрочем, написанное выше вовсе не следует понимать в том духе, что Анна Пармас не справилась с поставленной задачей. Сам факт поисков небесталанного кинематографиста остаётся, напротив, только приветствовать. Завязка с неожиданной реакцией Миши на то, что дражайшая половина узнала о романе на стороне, очень точно задаёт стилистику. На поверку всё в жизни – крайне редко соответствует стереотипным представлениям людей, сформированным в том числе стараниями телевидения и кинематографа. Пикантность ситуации придаёт то, что муж несколько лет сидит без работы и воспитывает детей, выполняя функции домохозяйки (не домохозяина же!), а жена вроде бы и не настаивает на разрыве. Но… неужели существовать в удобной лжи и вправду лучше? Импульсивный (со стороны – необдуманный, откровенно глупый) поступок может обернуться в отдалённой перспективе отнюдь не худшим вариантом. Как говорится, чем чёрт не шутит… Иногда полезно выпасть из зоны комфорта и столкнуться с ранее неведомыми проблемами. Трудности закаляют! Или, как говорил светлой памяти Фридрих Ницше, «всё в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее».
Не могу не отдать должного Пармас, искренне стремящейся уловить дух времени – поведать на языке кинокомедии о текущем положении вещей в нашем обществе. Кредит на уютный дом, который вообще-то очень нелегко погасить с зарплатой медицинского работника, покажется мелочью на фоне свалившихся как снег на голову забот. Создатели точно подмечают, что беспредел девяностых вместе с мнимым (вызванным благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей) благополучием нулевых остались в прошлом, уступив место новым обстоятельствам. Обстоятельствам парадоксальной стабильности в условиях рецессии, множащихся санкций, стагнации производства – словом, вечной нестабильности. Это замечательно выражено в судьбе закадычного мишиного приятеля Санька, приспособившегося к запросам платёжеспособных клиентов, нуждающихся в зрелище не меньше, чем в хлебе (то бишь в услуге по бурению скважины на загородном участке). Хочешь жить – умей вертеться!
Вот и всё в таком духе. При желании в картине несложно обнаружить намёки на сатиру, но почти сразу понимаешь, что создатели клонят в другую сторону. Не безоблачное, зато спокойное бытование в один прекрасный момент летит в тартарары – и бедной Маше кажется, что разверзнулся кромешный ад. Да и супругу-беглецу не так-то просто сразу привыкнуть к крутому нраву молодой пассии, радикально пресекающей любые возражения. А детям каково ждать маму в отделении полиции?! Какие-то перипетии, безусловно, можно было бы решить тоньше и остроумнее. Однако по мере развития сюжета Анне Пармас действительно удаётся вызвать симпатию к своим непутёвым и подчас наивным героям, тем более что ведущие исполнители (и Анна Михалкова, и Антон Филипенко) не раздражают грубым паясничаньем, существуя на экране в достаточно интеллигентной манере. Отдельно отмечу сцены, решённые в фирменной клиповой эстетике. Но окончательно «добивает» зрителя развязка, подводящая к весьма неожиданному выводу. Раз уж любовь уступила место нелюбви, необязательно доводить ситуацию до трагедии, как у Андрея Звягинцева, или же – пускаться вразнос. Подлинная мудрость заключается в том, чтобы принять то, что не способен изменить, сосредоточившись на вопросах, решить которые под силу. Нет ни грана сомнений, что Маша найдёт своё счастье.
_______
1 – Хотя первопроходцем стал ещё американец Джон Лэндис с великолепным «Триллером» /1983/, снятым на одноимённый сингл Майкла Джексона.
6
,7
2019, Россия, Комедии
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
На рекламных плакатах фильма гордо красуется фраза с упоминанием режиссёра как «автора клипов группировки «Ленинград», и это, не могу не признать, оправданно не только из рекламных соображений. Формат музыкальных видеоклипов в последнее десятилетие (1) резко усложнился. О чём речь, если даже в Южной Корее выходят работы по заказу ведущих коллективов направления K-pop(вроде Cry Cry / Lovey Dovey для T-ara или Sad Promise для Speed), воспринимающиеся полноценными даже не короткометражными, а среднеметражными кинолентами. Лентами разных жанров (вплоть до серьёзных криминальных и политических драм, как в упомянутых выше случаях) со своей, витиеватой драматургией, с отличной игрой актёров и т.д. В России тенденция нашла отражение как раз в работах Анны Пармас, в первую очередь – снятых для «Ленинграда». В том же «Экспонате» поведана увлекательная и весёлая история, очень небанально соотносящаяся с текстом песни. В свете фурора, вызванного её постановками в Интернете, никто уже и не вспоминает, что женщина-режиссёр начинала с бесхитростной телевизионной продукции – вроде цикла «Осторожно, модерн!» /1996-99/… «Давай разведёмся» – это точно не возврат к истокам творчества. Анна поставила перед собой достаточно амбициозную задачу – вынести на суд зрителя комедию нового типа, косвенно подготовленную к восприятию широкой аудиторией юмористическими произведениями малой формы. Естественно, аналогичные попытки предпринимались уже не раз, и особенно преуспели в том не столько американцы, сколько, на мой взгляд, французы. Можно привести и прямой аналог – «Любовь вразнос» /2015/, прокатом которой, по знаменательному совпадению, в нашей стране занималась та же компания-дистрибьютор, «Экспонента Фильм». В сравнении с Мартином Бурбулоном Пармас, а также Марии Шульгиной и Елизавете Тихоновой местами не хватает дерзости, бескомпромиссности, «безбашенности» (в хорошем смысле!), притом что заявка на всё это, конечно же, сделана. И причина – вовсе не в наличии или отсутствии обсценной лексики, ставшей неотъемлемой частью имиджа Сергея Шнурова со товарищи. Даже не в том, что, затронув ряд пикантных аспектов (допустим, выбрав для главной героини профессию врача-гинеколога), авторы ограничиваются на эту тему парочкой брошенных вскользь шуток. Из самой драматической ситуации при желании (точнее, при наличии достаточной – граничащей с тягой к эпатажу – смелости) можно было бы извлечь, право, куда больше комизма. Впрочем, написанное выше вовсе не следует понимать в том духе, что Анна Пармас не справилась с поставленной задачей. Сам факт поисков небесталанного кинематографиста остаётся, напротив, только приветствовать. Завязка с неожиданной реакцией Миши на то, что дражайшая половина узнала о романе на стороне, очень точно задаёт стилистику. На поверку всё в жизни – крайне редко соответствует стереотипным представлениям людей, сформированным в том числе стараниями телевидения и кинематографа. Пикантность ситуации придаёт то, что муж несколько лет сидит без работы и воспитывает детей, выполняя функции домохозяйки (не домохозяина же!), а жена вроде бы и не настаивает на разрыве. Но… неужели существовать в удобной лжи и вправду лучше? Импульсивный (со стороны – необдуманный, откровенно глупый) поступок может обернуться в отдалённой перспективе отнюдь не худшим вариантом. Как говорится, чем чёрт не шутит… Иногда полезно выпасть из зоны комфорта и столкнуться с ранее неведомыми проблемами. Трудности закаляют! Или, как говорил светлой памяти Фридрих Ницше, «всё в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее». Не могу не отдать должного Пармас, искренне стремящейся уловить дух времени – поведать на языке кинокомедии о текущем положении вещей в нашем обществе. Кредит на уютный дом, который вообще-то очень нелегко погасить с зарплатой медицинского работника, покажется мелочью на фоне свалившихся как снег на голову забот. Создатели точно подмечают, что беспредел девяностых вместе с мнимым (вызванным благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей) благополучием нулевых остались в прошлом, уступив место новым обстоятельствам. Обстоятельствам парадоксальной стабильности в условиях рецессии, множащихся санкций, стагнации производства – словом, вечной нестабильности. Это замечательно выражено в судьбе закадычного мишиного приятеля Санька, приспособившегося к запросам платёжеспособных клиентов, нуждающихся в зрелище не меньше, чем в хлебе (то бишь в услуге по бурению скважины на загородном участке). Хочешь жить – умей вертеться! Вот и всё в таком духе. При желании в картине несложно обнаружить намёки на сатиру, но почти сразу понимаешь, что создатели клонят в другую сторону. Не безоблачное, зато спокойное бытование в один прекрасный момент летит в тартарары – и бедной Маше кажется, что разверзнулся кромешный ад. Да и супругу-беглецу не так-то просто сразу привыкнуть к крутому нраву молодой пассии, радикально пресекающей любые возражения. А детям каково ждать маму в отделении полиции?! Какие-то перипетии, безусловно, можно было бы решить тоньше и остроумнее. Однако по мере развития сюжета Анне Пармас действительно удаётся вызвать симпатию к своим непутёвым и подчас наивным героям, тем более что ведущие исполнители (и Анна Михалкова, и Антон Филипенко) не раздражают грубым паясничаньем, существуя на экране в достаточно интеллигентной манере. Отдельно отмечу сцены, решённые в фирменной клиповой эстетике. Но окончательно «добивает» зрителя развязка, подводящая к весьма неожиданному выводу. Раз уж любовь уступила место нелюбви, необязательно доводить ситуацию до трагедии, как у Андрея Звягинцева, или же – пускаться вразнос. Подлинная мудрость заключается в том, чтобы принять то, что не способен изменить, сосредоточившись на вопросах, решить которые под силу. Нет ни грана сомнений, что Маша найдёт своё счастье. _______ 1 – Хотя первопроходцем стал ещё американец Джон Лэндис с великолепным «Триллером» /1983/, снятым на одноимённый сингл Майкла Джексона.