Лента "Угоняя лошадей" норвежского режиссера и сценариста Ханса Петтера Муланда ("Снегоуборщик", "Мистериум. Тьма в бутылке") стала одним из фаворитов основного конкурса Берлинале в этом году и была удостоена Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения. В этой работе, снятой по одноименному роману-бестселлеру Пера Петтерсона, Муланд рассматривает через многочисленные ретроспекции прошлое, которое стремится постоянно настигнуть центрального персонажа на пороге нового тысячелетия. И вряд ли это можно считать удивительным. Когда человек остается один на один с самим собой, он зачастую, будучи уже на склоне лет, остается наедине со своей памятью, благодаря этому амбициозная двухчасовая драма становится режиссерским размышлением об ответственности перед другими, даже если уже прошло полвека. История "Угоняя лошадей" изрезана, подобно норвежским фьордам, поворотами множественных сюжетных линий и происходит в три совершенно разных по своей насыщенности момента времени, позволяя автору увлечь зрителей не только тем, что разворачивается на экране, но и также тем, насколько осязаемо это снято камерами Расмуса Видебака ("Кавалерия", "Темная башня"), который и получил фестивальный приз в Берлине, и Томаса Хардмейера. Результатом Муланда стал режущий по сердцу артхаус, который стремится вернуть центрального персонажа, стареющего вдовца Тронда (в зрелом возрасте его сыграл Стеллан Скарсгард, сериал "Чернобыль", "Mamma Mia! 2"), который отступает, находясь на отдаленной ферме, в воспоминания о своем детстве, в равной степени мучительные и не оставляющие ему места для покоя. Картина постоянно переключается между прошлым, показывая сельскую Норвегию образца 1948 года и периода нацистской оккупации, и настоящим, где потерявший три года назад в автокатастрофе жену герой Скарсгарда наслаждается добровольным одиночеством и пытается примириться со своим прошлым, в первую очередь со своим отцом (Тобиас Зантельман). В широком смысле проект Муланда показывает зрелость центрального персонажа, убитого горем потери и до сих пор пытающегося пережить и осмыслить те события, которые заставили его, еще подростка, окрепнуть и повзрослеть, изменив для него навсегда ход жизни после расставания с отцом. Поэтому "Угоняя лошадей" стремится при помощи метафор и поэтики расследовать то, что происходит в душе характера Стеллана Скарсгарда, когда он, стремясь стать отшельником, встречает живое напоминание о драме, случившейся с ним в то лето 1948 года.
В "Угоняя лошадей" шведский пенсионер Тронд возвращается в заваленную снегом Норвегию в самом конце 1999 года и прячется от всех там, где он провел вместе со своим отцом самое незабываемое лето в своей жизни. К чести персонажа Скарсгарда он никогда не забывал тех ощущений и той свободы диких мест, где он получил первые жестокие жизненные уроки до сих пор, вызывающие в нем душевный отклик. Главный герой решил вернуться туда, где он, как ему кажется, был счастлив. Уединение Тронда, тем не менее, достаточно быстро прерывается седовласым соседом Ларсом (Бьёрн Флоберг), в котором он признал своего давнего знакомого с фермы по соседству. Далее Ханс Петтер Муланд возвращает зрителей в 1948 год, где 15-летний Тронд (в юности его играет Джон Рейнс) живет в небольшом доме у реки со своим отцом-лесорубом, с которым он приехал из Швеции. Кажется, что они очень хорошо понимают друг друга и их жизнь напоминает суровую скандинавскую идиллию, где очень много свежего воздуха, природной чистоты и света, заливающего днем все вокруг. Герои Рейнса и Зантельмана вместе валят и обрабатывают лес, плавают и бегают голышом под проливным дождем. Однако с обратной стороны такой замечательной жизни есть несколько трагических случаев, которые происходят по соседству. Когда Тронд после катания на лошадях, которые свободно паслись в лесу, замечает, что с его другом Джоном (Сьюр Ватне Бреан) что-то случилось и видит его отстраненную жестокость, то он с трудом может представить, что младший брат Джона Ларс (Торьюс Хопланд Воллан) совершил убийство и случайно во время игры застрелил своего близнеца из винтовки. На похоронах и во время обустройства ограды для сена юноша Тронд обращает внимание на мать Ларса и Джона, дышащую огромной жизненной силой темноволосую красавицу (Даница Чурчич, "Не оставляй меня", сериал "Мгла"), которая становится объектом его пубертатных желаний и всего на два года младше матери центрального персонажа. Персонаж Рейнса даже пытается фантазировать и представлять себе, как взрослая и зрелая женщина отзывается всем телом и отвечает на его страстные чувства. При этом Тронд проявляет завидную сердечную близорукость и отказывается замечать, что между его отцом и матерью Джона существует любовная связь, сохранившаяся с тех времен, когда они оба боролись в норвежском Сопротивлении против нацистов. Немного позже на реке происходит еще одна драма. Отец Тронда совместно с отцом Джона занимаются заготовкой древесины и надеются продать ее в соседней Швеции, сплавив вниз по реке. Однако упрямый герой Тобиаса Зантельмана отказывается принимать во внимание, что летом дерево гораздо более тяжелое и способно утонуть во время сплава. Во время подготовки бревен отец Джона получает серьезное увечье и надолго попадает в больницу, так и не вернувшись впоследствии домой.
Ханс Петтер Муланд в "Угоняя лошадей" старается сконцентрироваться в первую очередь на чувстве вины, которое переполняет до сих пор престарелых Ларса и Тронда, а также его отца, готовящегося уйти из семьи и так и не вернувшегося обратно в Швецию. Философски герой Зантельмана замечает, что важно решить самим, что способно нам причинить боль в прологе экранной истории. Очевидно, что истоки силы постоянно озвучивающий большую часть фильма через внутреннюю речь характер Стеллана Скарсгарда находит именно в своем отце, который так и не стал для него объектом для подражания. Из-за этого престарелый Тронд очень смело заявляет о том, что у него нет чувства вины, а только чувство потери. И Ларс, и Тронд оказываются связаны трагедией, которая произошла полвека назад и о которой каждый из них не предпочитал ни с кем разговаривать. Их жизнь шла в то время намного быстрее, чем понимание того, что происходило с ними и их родителями. Однако то, что произошло настолько впечаталось в их память, что даже запутанное представление воспоминаний от Тронда представляет больше пунктирный драматический детектив о самом себе внутри фильма, чем плавный и последовательный рассказ. Это отчасти происходит благодаря монтажу Йенса Кристиана Фодстада и Николая Монберга, которые совместно Муландом управляют ритмом фильма и стараются время от времени раскачивать его, играя с прекрасными переходами между прекрасным и мечтательным прошлым героев и их кошмарным настоящим. Режиссер старается показать фрагментированную историю из одного лета юности, когда что-то пошло не так, но при этом память центрального персонажа отнюдь не напоминает ржавое решето, благодаря своей избирательности все краски и впечатления оказываются настолько свежими, насколько это возможно. Мир Тронда тогда был прост и прекрасен, при этом персонаж Стеллана Скарсгарда, кажется, помнит и пересказывает множество мелких деталей - от цвета платья матери Джона и Ларса до запаха свежесрубленной древесины, которую они заготавливали для сплава. Ханса Петтера Муланда не интересует создание напряженности в этом фильме, он пытается связать воедино и окончательно переосмыслить воспоминания мужчины, стоящего на пороге собственной старости и сознательно отдалившегося ото всех в том месте, где он мог когда-то почувствовать себя счастливым. Эта лента требует от зрителей погружения в происходящее на эмоциональной основе, отключая логику, характеры настолько хорошо разработаны в сценарии, что все их чувства начинают практически сразу же начинают звенеть вместе, и простая и безыскусная беллетристика романа Пера Петтерсона показывает, насколько сложно Муланду найти свои авторские интонации для большинства центральных персонажей, которые прекрасны и понятны в этом проекте.
Максимально используя в "Угоняя лошадей" нелинейность экранной истории и раскрывая персонажей в основном через ретроспективные эпизоды, Ханс Петтер Муланд добивается эффекта послойного представления истории, когда по волнам памяти характера Скарсгарда начинают проплывать не только заготовленные бревна, проданные в итоге за бесценок в Швеции, но и его жизнь человека, который всегда был персонажем второго плана в чьей-то истории и не смог сыграть главную роль даже в собственной жизни. Мечты юноши, которым полвека назад был Тронд, и его увлечения, эдипов комплекс и томление плоти создают необходимую яркость, но уже новый век и новое тысячелетие, миллениум, стоят на пороге и никогда не поздно пойти подобно такому же престарелому Ларсу к деревенским фейерверкам и взять на себя ответственность за свое личное счастье даже в том возрасте, когда все лучшее, как кажется, осталось далеко позади. Вопросом времени для Муланда остается появление голливудской версии "Угоняя лошадей" подобно тому, как это произошло с его проектом 2014 года "Дурацкое дело нехитрое", замеченным американскими продюсерами и предложившими сделать ему авторский масштабный ремейк "Снегоуборщик" с актерским составом принципиально иного уровня. Участие Стеллана Скарсгарда в потенциально возможной переработке не вызывает при этом вопросов, а вот на роли отца и сына вполне могут быть утверждены такие востребованные звезды, как Брэдли Купер и Тимоти Шаламе. История о том, получает ли человек подобающее ему место в жизни из-за наваливающихся на него в детстве и юности обстоятельств, будет актуальна всегда, потому что детерминизм между ранним периодом жизни и всей ее остальной частью принциально очевиден. Все люди - родом из детства и фильм Муланда в очередной раз это доказывает, оставаясь прекрасно поставленным спектаклем, где все происходящее на экране вроде бы не должно оставить незаживающих ран в душе главного героя, который оказался не готов к такому большому количеству потерь за одно лето из своей жизни.
6
,8
2019, Драмы
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лента "Угоняя лошадей" норвежского режиссера и сценариста Ханса Петтера Муланда ("Снегоуборщик", "Мистериум. Тьма в бутылке") стала одним из фаворитов основного конкурса Берлинале в этом году и была удостоена Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения. В этой работе, снятой по одноименному роману-бестселлеру Пера Петтерсона, Муланд рассматривает через многочисленные ретроспекции прошлое, которое стремится постоянно настигнуть центрального персонажа на пороге нового тысячелетия. И вряд ли это можно считать удивительным. Когда человек остается один на один с самим собой, он зачастую, будучи уже на склоне лет, остается наедине со своей памятью, благодаря этому амбициозная двухчасовая драма становится режиссерским размышлением об ответственности перед другими, даже если уже прошло полвека. История "Угоняя лошадей" изрезана, подобно норвежским фьордам, поворотами множественных сюжетных линий и происходит в три совершенно разных по своей насыщенности момента времени, позволяя автору увлечь зрителей не только тем, что разворачивается на экране, но и также тем, насколько осязаемо это снято камерами Расмуса Видебака ("Кавалерия", "Темная башня"), который и получил фестивальный приз в Берлине, и Томаса Хардмейера. Результатом Муланда стал режущий по сердцу артхаус, который стремится вернуть центрального персонажа, стареющего вдовца Тронда (в зрелом возрасте его сыграл Стеллан Скарсгард, сериал "Чернобыль", "Mamma Mia! 2"), который отступает, находясь на отдаленной ферме, в воспоминания о своем детстве, в равной степени мучительные и не оставляющие ему места для покоя. Картина постоянно переключается между прошлым, показывая сельскую Норвегию образца 1948 года и периода нацистской оккупации, и настоящим, где потерявший три года назад в автокатастрофе жену герой Скарсгарда наслаждается добровольным одиночеством и пытается примириться со своим прошлым, в первую очередь со своим отцом (Тобиас Зантельман). В широком смысле проект Муланда показывает зрелость центрального персонажа, убитого горем потери и до сих пор пытающегося пережить и осмыслить те события, которые заставили его, еще подростка, окрепнуть и повзрослеть, изменив для него навсегда ход жизни после расставания с отцом. Поэтому "Угоняя лошадей" стремится при помощи метафор и поэтики расследовать то, что происходит в душе характера Стеллана Скарсгарда, когда он, стремясь стать отшельником, встречает живое напоминание о драме, случившейся с ним в то лето 1948 года. В "Угоняя лошадей" шведский пенсионер Тронд возвращается в заваленную снегом Норвегию в самом конце 1999 года и прячется от всех там, где он провел вместе со своим отцом самое незабываемое лето в своей жизни. К чести персонажа Скарсгарда он никогда не забывал тех ощущений и той свободы диких мест, где он получил первые жестокие жизненные уроки до сих пор, вызывающие в нем душевный отклик. Главный герой решил вернуться туда, где он, как ему кажется, был счастлив. Уединение Тронда, тем не менее, достаточно быстро прерывается седовласым соседом Ларсом (Бьёрн Флоберг), в котором он признал своего давнего знакомого с фермы по соседству. Далее Ханс Петтер Муланд возвращает зрителей в 1948 год, где 15-летний Тронд (в юности его играет Джон Рейнс) живет в небольшом доме у реки со своим отцом-лесорубом, с которым он приехал из Швеции. Кажется, что они очень хорошо понимают друг друга и их жизнь напоминает суровую скандинавскую идиллию, где очень много свежего воздуха, природной чистоты и света, заливающего днем все вокруг. Герои Рейнса и Зантельмана вместе валят и обрабатывают лес, плавают и бегают голышом под проливным дождем. Однако с обратной стороны такой замечательной жизни есть несколько трагических случаев, которые происходят по соседству. Когда Тронд после катания на лошадях, которые свободно паслись в лесу, замечает, что с его другом Джоном (Сьюр Ватне Бреан) что-то случилось и видит его отстраненную жестокость, то он с трудом может представить, что младший брат Джона Ларс (Торьюс Хопланд Воллан) совершил убийство и случайно во время игры застрелил своего близнеца из винтовки. На похоронах и во время обустройства ограды для сена юноша Тронд обращает внимание на мать Ларса и Джона, дышащую огромной жизненной силой темноволосую красавицу (Даница Чурчич, "Не оставляй меня", сериал "Мгла"), которая становится объектом его пубертатных желаний и всего на два года младше матери центрального персонажа. Персонаж Рейнса даже пытается фантазировать и представлять себе, как взрослая и зрелая женщина отзывается всем телом и отвечает на его страстные чувства. При этом Тронд проявляет завидную сердечную близорукость и отказывается замечать, что между его отцом и матерью Джона существует любовная связь, сохранившаяся с тех времен, когда они оба боролись в норвежском Сопротивлении против нацистов. Немного позже на реке происходит еще одна драма. Отец Тронда совместно с отцом Джона занимаются заготовкой древесины и надеются продать ее в соседней Швеции, сплавив вниз по реке. Однако упрямый герой Тобиаса Зантельмана отказывается принимать во внимание, что летом дерево гораздо более тяжелое и способно утонуть во время сплава. Во время подготовки бревен отец Джона получает серьезное увечье и надолго попадает в больницу, так и не вернувшись впоследствии домой. Ханс Петтер Муланд в "Угоняя лошадей" старается сконцентрироваться в первую очередь на чувстве вины, которое переполняет до сих пор престарелых Ларса и Тронда, а также его отца, готовящегося уйти из семьи и так и не вернувшегося обратно в Швецию. Философски герой Зантельмана замечает, что важно решить самим, что способно нам причинить боль в прологе экранной истории. Очевидно, что истоки силы постоянно озвучивающий большую часть фильма через внутреннюю речь характер Стеллана Скарсгарда находит именно в своем отце, который так и не стал для него объектом для подражания. Из-за этого престарелый Тронд очень смело заявляет о том, что у него нет чувства вины, а только чувство потери. И Ларс, и Тронд оказываются связаны трагедией, которая произошла полвека назад и о которой каждый из них не предпочитал ни с кем разговаривать. Их жизнь шла в то время намного быстрее, чем понимание того, что происходило с ними и их родителями. Однако то, что произошло настолько впечаталось в их память, что даже запутанное представление воспоминаний от Тронда представляет больше пунктирный драматический детектив о самом себе внутри фильма, чем плавный и последовательный рассказ. Это отчасти происходит благодаря монтажу Йенса Кристиана Фодстада и Николая Монберга, которые совместно Муландом управляют ритмом фильма и стараются время от времени раскачивать его, играя с прекрасными переходами между прекрасным и мечтательным прошлым героев и их кошмарным настоящим. Режиссер старается показать фрагментированную историю из одного лета юности, когда что-то пошло не так, но при этом память центрального персонажа отнюдь не напоминает ржавое решето, благодаря своей избирательности все краски и впечатления оказываются настолько свежими, насколько это возможно. Мир Тронда тогда был прост и прекрасен, при этом персонаж Стеллана Скарсгарда, кажется, помнит и пересказывает множество мелких деталей - от цвета платья матери Джона и Ларса до запаха свежесрубленной древесины, которую они заготавливали для сплава. Ханса Петтера Муланда не интересует создание напряженности в этом фильме, он пытается связать воедино и окончательно переосмыслить воспоминания мужчины, стоящего на пороге собственной старости и сознательно отдалившегося ото всех в том месте, где он мог когда-то почувствовать себя счастливым. Эта лента требует от зрителей погружения в происходящее на эмоциональной основе, отключая логику, характеры настолько хорошо разработаны в сценарии, что все их чувства начинают практически сразу же начинают звенеть вместе, и простая и безыскусная беллетристика романа Пера Петтерсона показывает, насколько сложно Муланду найти свои авторские интонации для большинства центральных персонажей, которые прекрасны и понятны в этом проекте. Максимально используя в "Угоняя лошадей" нелинейность экранной истории и раскрывая персонажей в основном через ретроспективные эпизоды, Ханс Петтер Муланд добивается эффекта послойного представления истории, когда по волнам памяти характера Скарсгарда начинают проплывать не только заготовленные бревна, проданные в итоге за бесценок в Швеции, но и его жизнь человека, который всегда был персонажем второго плана в чьей-то истории и не смог сыграть главную роль даже в собственной жизни. Мечты юноши, которым полвека назад был Тронд, и его увлечения, эдипов комплекс и томление плоти создают необходимую яркость, но уже новый век и новое тысячелетие, миллениум, стоят на пороге и никогда не поздно пойти подобно такому же престарелому Ларсу к деревенским фейерверкам и взять на себя ответственность за свое личное счастье даже в том возрасте, когда все лучшее, как кажется, осталось далеко позади. Вопросом времени для Муланда остается появление голливудской версии "Угоняя лошадей" подобно тому, как это произошло с его проектом 2014 года "Дурацкое дело нехитрое", замеченным американскими продюсерами и предложившими сделать ему авторский масштабный ремейк "Снегоуборщик" с актерским составом принципиально иного уровня. Участие Стеллана Скарсгарда в потенциально возможной переработке не вызывает при этом вопросов, а вот на роли отца и сына вполне могут быть утверждены такие востребованные звезды, как Брэдли Купер и Тимоти Шаламе. История о том, получает ли человек подобающее ему место в жизни из-за наваливающихся на него в детстве и юности обстоятельств, будет актуальна всегда, потому что детерминизм между ранним периодом жизни и всей ее остальной частью принциально очевиден. Все люди - родом из детства и фильм Муланда в очередной раз это доказывает, оставаясь прекрасно поставленным спектаклем, где все происходящее на экране вроде бы не должно оставить незаживающих ран в душе главного героя, который оказался не готов к такому большому количеству потерь за одно лето из своей жизни.