Появление проекта "Водяная" режиссера и сценариста из Татарстана Алексея Барыкина ("Семейные хлопоты") в очередной раз доказывает, что можно снимать интересное по концепции кино не обладая большим бюджетом. Работа Барыкина - в первую очередь хорошо спроектированный хоррор с мощной этнографической основой, а уже потом нравоучительная история для юных зрителей и их родителей. Режиссер старается четко следовать трендам, намеченным Вселенной "Заклятия" и недавним работам Святослава Подгаевского ("Русалка. Озеро мертвых", "Невеста"), и размещает действие ленты в оригинальной локации - татарском селе Большие Ачасыры, где существуют до сих пор герои фольклора, способные сбить с толку доверчивых москвичей. При этом в "Водяной" мусульманская культура сочетается с язычеством и благодаря большому заряду мистики, заложенному в этой ленте, Барыкин убедительно показывает, что древние страхи существуют и не являются безобидными выдумками. Детская тема в "Водяной" эксплуатируется весьма умело и создает необходимую основу для очень напряженного развития сюжета, изобилующего интересными и нестандартными экранными твистами. Скрываясь за детьми, 11-летним Русланом (Николай Невзоров) и 6-летней Алиной (Екатерина Барыкина), автор ленты старается говорить о не совсем детских проблемах: о взаимоотношениях между близкими родственниками, об уважении родительского мнения и о том дефиците любви и общения, который присутствует, по его мнению, у жителей мегаполисов. Барыкин старается подчеркнуть аутентичность происходящего и активно использует в своей картине и разговоры на татарском языке с закадровым переводом, и детали мусульманских традиций, и местный колорит, который подается с максимальной визуальной достоверностью. В "Водяной" Алексей Барыкин, по сути дела, занимается современной адаптацией сказочных произведений татарского просветителя Каюма Насыри, о котором речь в фильме заходит несколько раз, и знакомит зрителей с двумя необычными персонажами татарского фольклора - Су Анасы (Юлия Захарова, сериал "Счастливы вместе"), матерью воды, водяной, и более сложным характером, Юхой (Нафиса Хайруллина, сериалы "Золотая Орда" и "1001"), страшным демоном в виде змеи, которая умеет превращаться в прекрасную девушку. Поэтому "Водяная" только условно может быть отнесена к детскому фэнтези, Барыкин на доступной ему материально-технической базе, которая безнадежно отстала в плане производства спецэффектов, старается удивить и предъявляет фильм ужасов с нестандартной экранной историей.
В основе экранной истории "Водяной" режиссер размещает Алсу (Гузель Шакирзянова), мать Руслана и Алины, которая много лет назад покинула родные места из-за конфликта с отцом, с которым после этого не общалась более десяти лет. Скоропостижно отец умирает, и Алсу, успешный директор крупной фирмы в Москве, отправляется вместе с детьми на свою малую родину в Большие Ачасыры, получив известие от своего брата Тимура (Ильдус Габдрахманов), у которого на руках скончался отец. После приезда Алсу узнает, что брат женился два месяца назад на девушке из соседней деревни Ляйсан (вторая роль Нафисы Хайруллиной), которая чтит мусульманские традиции и производит на свою золовку хорошее впечатление. Даже спустя годы Алсу и Тимур не могут найти между собой общий язык и примириться, на кладбище, на могиле отца, между ними вспыхивает очередной конфликт, и Тимур проклинает сестру. Буквально в первую же ночь дети становятся свидетелями того, как их мать похищает водяная Су Анасы, гребень которой каким-то загадочным образом оказался в волосах Алсу. Все четверо, Тимур, Ляйсан, Руслан и Алина, бросаются на поиски пропавшей к неглубокому озеру, которое находится неподалеку, и обнаруживают серьгу, которая досталась Алсу от матери. После того, как утром поиски спасатели ничего не находят в озере, героя Габдрахманова, вызывающего наибольшие подозрения и ранее судимого, забирают в полицию. История начинает приобретать заметный мистический привкус из-за отсутствия очевидных подозреваемых, дети сами пытаются во всем разобраться и ищут следы пропавшей мамы как в настоящем детективе. Местный мулла, Хазрат (Фанис Зиганшин, "Неотосланные письма"), пытается помочь сначала Руслану и Алине и знакомит их с татарским фольклором, а потом при помощи молитв пытается поставить на ноги Тимура, который после освобождения из полиции оказался свален непонятной болезнью. Во время разговора Хазрата и Тимура выясняются многие детали ссоры Алсу с ее отцом, и разгадка всей истории становится намного более прозрачной.
Очевидной сильной стороной "Водяной" Алексея Барыкина является желание сделать экранную историю максимально осовремененной, достигая этого при помощи весьма небольшого актерского состава с участием детей и малоизвестной отдаленной локации, которой придается основное мистическое значение в этой картине. Сложно понять, почему автор ленты, который написал к ней еще и отличный атмосферный саундтрек, всеми силами отталкивается от жанровой принадлежности к фильму ужасов, но "Водяная" - точно не является доброй сказкой, потому что стремится поднимать у юных зрителей глубинные страхи. Не случайно, движущей силой развития истории становится мать-одиночка, которую похищает нечистая сила и оставляет, по сути дела, малолетних детей сиротами. Потеря родителей и "добрая" приемная мать являются хорошо разработанными клише, но при этом Барыкин заступает, что очень интересно на весьма рискованную территорию, делая главным твистом ленты неожиданное превращение правоверной мусульманки в представительницу мистической жути, обладающую страшной силой и коварством. У Нафисы Хайруллиной вполне удается образ такой тоскующей по собственным детям алчной злодейки, прекрасно знающей, как сыграть на детских слабостях, чтобы впоследствии стать манипулятором поступков Руслана и Алины. Блестящий выход этой актрисы в третьем акте проекта в образе Юхи нагоняет практически голливудской жути и начинает жечь разум и чувства долгожданным саспенсом. Особенно запоминающимся выглядит зловещий выход героини Хайруллиной в финальной сцене, когда трансформация той, кому доверяли и к кому стремились дети, отпечатывается настоящим страхом на чистых детских лицах. Поэтому эксплуатация архетипов, которые нормируют семейные отношения, у Барыкина получается, но без больших глубинных смыслов. Алчная и бесплодная красавица Ляйсан околдовывает простака Тимура, чтобы затем прибрать себе его деньги от наследства и стать матерью-змеей. Второе дно этой экранной истории, вероятно, оказывается слишком хорошо считываемым для взрослых зрителей, которые увидят в соперничестве вечно занятой Алсу, поручающей заботы о собственных детях приходящей няне, и сладкоречивой Ляйсан, для которой собственные дети являются недостижимой мечтой и предметом искушения, борьбу двух противоположностей. Борьба за родительское внимание и спасение матери служат созданию абсолютно новых отношений между матерью и ее детьми.
К другим сильным сторонам "Водяной" можно отнести отличную визуальную составляющую бытовых сцен, созданную благодаря камере Алексея Матросова, где буквально до мелочей воспроизводится неспешный уклад жизни отдельной семьи из глубинки, где с почтением относятся к национальным традициям, вере и обрядам. Опора на фольклор в этом проекте дает свои результаты, Барыкин не гнушается использовать уже подзабытые многими приемы из советского сказочного наследия в духе великого киносказочника Александра Роу, но переплетение условности и реальности ему удается с большим трудом из-за очевидной ограниченности производственного бюджета. Все эти ретро-туманы, моментальные исчезновения, хождения по воде и горящие глаза у главной злодейки Су Анасы смотрятся отстало и не добавляют плюсов в реализации этой хорошо продуманной и выстроенной истории. Тем не менее, опыт первого блокбастера из Татарстана в виде "Водяной" Алексея Барыкина является удачным и амбициозным, лента показывает, что автор хорошо понимает, что не нужно гнаться за глянцевыми голливудскими шаблонами, а создавать свой оригинальный киноконтент, способный привлечь внимание широкой аудитории зрителей и заставляющий задуматься над разрушением семейных связей между родителями и детьми, которые могут восстановиться только после получения личного экстремального и волшебного опыта.
5
,9
2019, Россия, Приключения
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Появление проекта "Водяная" режиссера и сценариста из Татарстана Алексея Барыкина ("Семейные хлопоты") в очередной раз доказывает, что можно снимать интересное по концепции кино не обладая большим бюджетом. Работа Барыкина - в первую очередь хорошо спроектированный хоррор с мощной этнографической основой, а уже потом нравоучительная история для юных зрителей и их родителей. Режиссер старается четко следовать трендам, намеченным Вселенной "Заклятия" и недавним работам Святослава Подгаевского ("Русалка. Озеро мертвых", "Невеста"), и размещает действие ленты в оригинальной локации - татарском селе Большие Ачасыры, где существуют до сих пор герои фольклора, способные сбить с толку доверчивых москвичей. При этом в "Водяной" мусульманская культура сочетается с язычеством и благодаря большому заряду мистики, заложенному в этой ленте, Барыкин убедительно показывает, что древние страхи существуют и не являются безобидными выдумками. Детская тема в "Водяной" эксплуатируется весьма умело и создает необходимую основу для очень напряженного развития сюжета, изобилующего интересными и нестандартными экранными твистами. Скрываясь за детьми, 11-летним Русланом (Николай Невзоров) и 6-летней Алиной (Екатерина Барыкина), автор ленты старается говорить о не совсем детских проблемах: о взаимоотношениях между близкими родственниками, об уважении родительского мнения и о том дефиците любви и общения, который присутствует, по его мнению, у жителей мегаполисов. Барыкин старается подчеркнуть аутентичность происходящего и активно использует в своей картине и разговоры на татарском языке с закадровым переводом, и детали мусульманских традиций, и местный колорит, который подается с максимальной визуальной достоверностью. В "Водяной" Алексей Барыкин, по сути дела, занимается современной адаптацией сказочных произведений татарского просветителя Каюма Насыри, о котором речь в фильме заходит несколько раз, и знакомит зрителей с двумя необычными персонажами татарского фольклора - Су Анасы (Юлия Захарова, сериал "Счастливы вместе"), матерью воды, водяной, и более сложным характером, Юхой (Нафиса Хайруллина, сериалы "Золотая Орда" и "1001"), страшным демоном в виде змеи, которая умеет превращаться в прекрасную девушку. Поэтому "Водяная" только условно может быть отнесена к детскому фэнтези, Барыкин на доступной ему материально-технической базе, которая безнадежно отстала в плане производства спецэффектов, старается удивить и предъявляет фильм ужасов с нестандартной экранной историей. В основе экранной истории "Водяной" режиссер размещает Алсу (Гузель Шакирзянова), мать Руслана и Алины, которая много лет назад покинула родные места из-за конфликта с отцом, с которым после этого не общалась более десяти лет. Скоропостижно отец умирает, и Алсу, успешный директор крупной фирмы в Москве, отправляется вместе с детьми на свою малую родину в Большие Ачасыры, получив известие от своего брата Тимура (Ильдус Габдрахманов), у которого на руках скончался отец. После приезда Алсу узнает, что брат женился два месяца назад на девушке из соседней деревни Ляйсан (вторая роль Нафисы Хайруллиной), которая чтит мусульманские традиции и производит на свою золовку хорошее впечатление. Даже спустя годы Алсу и Тимур не могут найти между собой общий язык и примириться, на кладбище, на могиле отца, между ними вспыхивает очередной конфликт, и Тимур проклинает сестру. Буквально в первую же ночь дети становятся свидетелями того, как их мать похищает водяная Су Анасы, гребень которой каким-то загадочным образом оказался в волосах Алсу. Все четверо, Тимур, Ляйсан, Руслан и Алина, бросаются на поиски пропавшей к неглубокому озеру, которое находится неподалеку, и обнаруживают серьгу, которая досталась Алсу от матери. После того, как утром поиски спасатели ничего не находят в озере, героя Габдрахманова, вызывающего наибольшие подозрения и ранее судимого, забирают в полицию. История начинает приобретать заметный мистический привкус из-за отсутствия очевидных подозреваемых, дети сами пытаются во всем разобраться и ищут следы пропавшей мамы как в настоящем детективе. Местный мулла, Хазрат (Фанис Зиганшин, "Неотосланные письма"), пытается помочь сначала Руслану и Алине и знакомит их с татарским фольклором, а потом при помощи молитв пытается поставить на ноги Тимура, который после освобождения из полиции оказался свален непонятной болезнью. Во время разговора Хазрата и Тимура выясняются многие детали ссоры Алсу с ее отцом, и разгадка всей истории становится намного более прозрачной. Очевидной сильной стороной "Водяной" Алексея Барыкина является желание сделать экранную историю максимально осовремененной, достигая этого при помощи весьма небольшого актерского состава с участием детей и малоизвестной отдаленной локации, которой придается основное мистическое значение в этой картине. Сложно понять, почему автор ленты, который написал к ней еще и отличный атмосферный саундтрек, всеми силами отталкивается от жанровой принадлежности к фильму ужасов, но "Водяная" - точно не является доброй сказкой, потому что стремится поднимать у юных зрителей глубинные страхи. Не случайно, движущей силой развития истории становится мать-одиночка, которую похищает нечистая сила и оставляет, по сути дела, малолетних детей сиротами. Потеря родителей и "добрая" приемная мать являются хорошо разработанными клише, но при этом Барыкин заступает, что очень интересно на весьма рискованную территорию, делая главным твистом ленты неожиданное превращение правоверной мусульманки в представительницу мистической жути, обладающую страшной силой и коварством. У Нафисы Хайруллиной вполне удается образ такой тоскующей по собственным детям алчной злодейки, прекрасно знающей, как сыграть на детских слабостях, чтобы впоследствии стать манипулятором поступков Руслана и Алины. Блестящий выход этой актрисы в третьем акте проекта в образе Юхи нагоняет практически голливудской жути и начинает жечь разум и чувства долгожданным саспенсом. Особенно запоминающимся выглядит зловещий выход героини Хайруллиной в финальной сцене, когда трансформация той, кому доверяли и к кому стремились дети, отпечатывается настоящим страхом на чистых детских лицах. Поэтому эксплуатация архетипов, которые нормируют семейные отношения, у Барыкина получается, но без больших глубинных смыслов. Алчная и бесплодная красавица Ляйсан околдовывает простака Тимура, чтобы затем прибрать себе его деньги от наследства и стать матерью-змеей. Второе дно этой экранной истории, вероятно, оказывается слишком хорошо считываемым для взрослых зрителей, которые увидят в соперничестве вечно занятой Алсу, поручающей заботы о собственных детях приходящей няне, и сладкоречивой Ляйсан, для которой собственные дети являются недостижимой мечтой и предметом искушения, борьбу двух противоположностей. Борьба за родительское внимание и спасение матери служат созданию абсолютно новых отношений между матерью и ее детьми. К другим сильным сторонам "Водяной" можно отнести отличную визуальную составляющую бытовых сцен, созданную благодаря камере Алексея Матросова, где буквально до мелочей воспроизводится неспешный уклад жизни отдельной семьи из глубинки, где с почтением относятся к национальным традициям, вере и обрядам. Опора на фольклор в этом проекте дает свои результаты, Барыкин не гнушается использовать уже подзабытые многими приемы из советского сказочного наследия в духе великого киносказочника Александра Роу, но переплетение условности и реальности ему удается с большим трудом из-за очевидной ограниченности производственного бюджета. Все эти ретро-туманы, моментальные исчезновения, хождения по воде и горящие глаза у главной злодейки Су Анасы смотрятся отстало и не добавляют плюсов в реализации этой хорошо продуманной и выстроенной истории. Тем не менее, опыт первого блокбастера из Татарстана в виде "Водяной" Алексея Барыкина является удачным и амбициозным, лента показывает, что автор хорошо понимает, что не нужно гнаться за глянцевыми голливудскими шаблонами, а создавать свой оригинальный киноконтент, способный привлечь внимание широкой аудитории зрителей и заставляющий задуматься над разрушением семейных связей между родителями и детьми, которые могут восстановиться только после получения личного экстремального и волшебного опыта.