Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что громкий успех «Заклятия» /2013/ позволил Джеймсу Вану превзойти самого себя – в том отношении, что сложившаяся медиафраншиза играючи обошла киноцикл, порождённый другим его мощным хоррором (1). Не так уж существенно, что на сей раз речь не идёт о продолжениях (сиквелах) в строгом смысле слова – по преимуществу. Заокеанские обозреватели, подчёркивая значимость достижения, даже провели параллель со славными экранизациями комиксов – продукции издательств Marvel Comics и DC Comics. Однако в данном случае употребление термина «кинематографическая вселенная» представляется не вполне корректным – с учётом озвученной авторами установки на следование фактам. Ведь в оригинале сценаристы Чад и Кэри У. Хейесы всячески заостряли внимание на стремлении не слишком отклоняться от сведений, почерпнутых в трудах Эда и Лоррейн Уорренов, настаивавших на том, что их книги носят не просто автобиографический, а документальный, чуть ли не научный характер. И это Джеймсу в значительный степени удалось, причём без приёмов mockumentary, как Орену Пели в «Паранормальном явлении» /2007/. На сеансе первой части, помнится, действительно возникало ощущение, что нечто подобное имело место в реальности, пусть скептически настроенная общественность и продолжает оспаривать (подчас – едко высмеивать) выводы, сделанные четой. Но… только на первой.
Что ни говори, а уже в «Заклятии 2» /2016/ Ван сам отошёл от продекларированной «реалистичной» манеры, вернувшись к традиционным для жанра приёмам – создавая зрелище в духе «Ужаса Амитивилля» /1979/ Стюарта Розенберга и «Полтергейста» /1982/ Тоуба Хупера (или их римейков). Даже вновь пущенные под занавес (в качестве фона для заключительных титров) фотографии, фрагменты аудио- и видеоматериалов из рабочего архива Уорренов не заставили изменить мнение. Однако парадокс заключается в том, что отказ от прежней эстетики на удивление не разочаровал – напротив, бравурный финал показался интереснее развязки предыдущей картины. В том, собственно, и проявился истинный талант режиссёра. И если спин-оффы снимались быстро, зачастую наспех, то в «прямом» продолжении он приложил все усилия, дабы выдержать достойный художественный уровень. Не потому ли лента с устрашающим подзаголовком «По воле дьявола» (в дословном переводе с английского языка – «Дьявол заставил меня сделать это») получилась гораздо, прямо-таки несопоставимо лучше «Проклятия плачущей» /2019/, снятой тем же Майклом Чавесом?!
Между прочим, упомянутый подзаголовок наводит на любопытные соображения. Начиная с пролога, где восьмилетнему Дэвиду Глэтзелу приходится испытать нечто схожее с тем, что пережила юная Риган, режиссёр неоднократно цитирует «канонические» кадры из небезызвестной постановки Уильяма Фридкина. Причём закрепившееся у нас за тем, классическим фильмом ужасов название (вариант «Изгоняющий дьявола» используется чаще, чем «Экзорцист») представляется не совсем точным, поскольку святой отец Меррин со святым отцом Каррасом противостояли не врагу рода человеческого персонально, а могущественному демону Пазузу, вселившемуся в тело девочки. Эд и Лоррейн же чем глубже погружаются в обстоятельства убийства, за совершение которого судят Арна Чейенна Джонсона (жениха Дебби – старшей сестры Дэвида), тем основательнее уверяются: улики указывают на секту сатанистов, методично призывающих нечистую силу. Таким образом, речь не идёт о «случайных» (оказавшихся, как говорится, в ненужном месте в ненужное время) жертвах паранормальной активности, вынужденных расплачиваться за зло, сотворённое кем-то в прошлом. Ничем не примечательные американцы, живущие в городке Брукфилд, штат Коннектикут, и окрестностях, становятся «марионетками» именно что по воле дьявола, пусть выразителем воли этого самого дьявола на поверку оказывается простой смертный.
Не могу не сделать оговорку, что по сравнению с лентами Джеймса Вана существование на экране актёров несколько менее убедительно, и замечание распространяется даже на Патрика Уилсона и Веру Фармигу, стяжавших благодаря ролям отважных супругов международную известность. Чавес делает упор на внешние устрашающие эффекты – не на внутреннее состояние персонажей, будь то сами одержимые или же люди, призванные на помощь и с благословения христианской церкви проводящие обряды экзорцизма. Достаточно вспомнить кульминацию, когда Эд неизбежно начинает напоминать кубриковского Джека Торренса – только крушащего всё вокруг не топором, но кувалдой. Мало того, кинодраматург Дэвид Лесли Джонсон-МакГолдрик придумал (рискну предположить, что именно придумал, а не позаимствовал из сочинений Уорренов) любопытный сюжетный ход: дар ясновидения, неоднократно позволявший Лоррейн разгадывать тайны и избегать опасности, внезапно оборачивается против неё. Устанавливаемый «тоннель», посредством которого женщина умеет реконструировать случившиеся события (отождествляя себя с их участниками) и видеть предметы на значительном расстоянии, работает в обе стороны. Дистанционный контакт грозит серьёзными неприятностями, если оппонентом выступает другая волевая личность…
Лишь по окончании просмотра картины задумываешься над тем, что «Заклятие 3: По воле дьявола» прибавит доводов не сторонникам версии Уорренов, а, скорее, их оппонентам. Чего только стоят кадры левитации Арна в палате тюремной больницы, на глазах у Дебби, священника и изумлённых дежурных! Многие ли поверят, что нечто такого рода было на самом деле? Многие ли готовы поверить, что такое бывает в принципе?.. Когда под занавес сообщается, что суд признал Джонсона виновным в убийстве (правда, по факту парень отбыл за решёткой всего пять лет), это тоже не свидетельствует о весомом вкладе супружеской пары в убеждение присяжных заседателей, что имела место демоническая одержимость. Но ведь Майкл Чавес и не стремился воспроизвести обстоятельства скрупулёзно, беспристрастно и строго с позиций консервативной психиатрии, как поступил, например, немец Ханс-Кристиан Шмид, чей «Реквием» /2006/ посвящён случаю, похожему на тот, что послужил источником вдохновения Уильяму Питеру Блэтти и Фридкину. Гораздо важнее, что допущенные кинематографистами «вольности» (допущенные, вероятно, с разрешения Лоррейн, пережившей мужа на много лет и скончавшейся сравнительно недавно, в апреле 2019-го года) нисколько не разрушают атмосферу нарастающего трепета – нарастающего со скоростью урагана. Провинциальный населённый пункт уподобляется, к изумлению обывателей, пресловутому тихому омуту – тому самому, где водятся черти. Дьяволопоклонники (во избежание спойлера не станем выдавать главного антагониста) могут таиться по соседству, под носом у служителей религиозного культа. Как иногда опасно погружаться в изучение «запретных» областей знаний, в том числе из благих намерений… Причём знаменательно, что залогом победы в борьбе за бессмертную людскую душу становится не только безграничная вера в доброе начало в человеке и окружающей природе, в Бога, наконец, в свою высокую миссию, но и любовь. Как и Джеймс Ван, его последователь считает (и считает не без оснований), что в этом – чуть ли не главный секрет личностей знаменитых исследователей сверхъестественных феноменов.
_______
1 – Нетрудно догадаться, что имеется в виду «Пила: Игра на выживание» /2004/, хотя не остался незамеченным широкой публикой и «Астрал» /2010/.
7
,9
2021, США, Ужасы
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что громкий успех «Заклятия» /2013/ позволил Джеймсу Вану превзойти самого себя – в том отношении, что сложившаяся медиафраншиза играючи обошла киноцикл, порождённый другим его мощным хоррором (1). Не так уж существенно, что на сей раз речь не идёт о продолжениях (сиквелах) в строгом смысле слова – по преимуществу. Заокеанские обозреватели, подчёркивая значимость достижения, даже провели параллель со славными экранизациями комиксов – продукции издательств Marvel Comics и DC Comics. Однако в данном случае употребление термина «кинематографическая вселенная» представляется не вполне корректным – с учётом озвученной авторами установки на следование фактам. Ведь в оригинале сценаристы Чад и Кэри У. Хейесы всячески заостряли внимание на стремлении не слишком отклоняться от сведений, почерпнутых в трудах Эда и Лоррейн Уорренов, настаивавших на том, что их книги носят не просто автобиографический, а документальный, чуть ли не научный характер. И это Джеймсу в значительный степени удалось, причём без приёмов mockumentary, как Орену Пели в «Паранормальном явлении» /2007/. На сеансе первой части, помнится, действительно возникало ощущение, что нечто подобное имело место в реальности, пусть скептически настроенная общественность и продолжает оспаривать (подчас – едко высмеивать) выводы, сделанные четой. Но… только на первой. Что ни говори, а уже в «Заклятии 2» /2016/ Ван сам отошёл от продекларированной «реалистичной» манеры, вернувшись к традиционным для жанра приёмам – создавая зрелище в духе «Ужаса Амитивилля» /1979/ Стюарта Розенберга и «Полтергейста» /1982/ Тоуба Хупера (или их римейков). Даже вновь пущенные под занавес (в качестве фона для заключительных титров) фотографии, фрагменты аудио- и видеоматериалов из рабочего архива Уорренов не заставили изменить мнение. Однако парадокс заключается в том, что отказ от прежней эстетики на удивление не разочаровал – напротив, бравурный финал показался интереснее развязки предыдущей картины. В том, собственно, и проявился истинный талант режиссёра. И если спин-оффы снимались быстро, зачастую наспех, то в «прямом» продолжении он приложил все усилия, дабы выдержать достойный художественный уровень. Не потому ли лента с устрашающим подзаголовком «По воле дьявола» (в дословном переводе с английского языка – «Дьявол заставил меня сделать это») получилась гораздо, прямо-таки несопоставимо лучше «Проклятия плачущей» /2019/, снятой тем же Майклом Чавесом?! Между прочим, упомянутый подзаголовок наводит на любопытные соображения. Начиная с пролога, где восьмилетнему Дэвиду Глэтзелу приходится испытать нечто схожее с тем, что пережила юная Риган, режиссёр неоднократно цитирует «канонические» кадры из небезызвестной постановки Уильяма Фридкина. Причём закрепившееся у нас за тем, классическим фильмом ужасов название (вариант «Изгоняющий дьявола» используется чаще, чем «Экзорцист») представляется не совсем точным, поскольку святой отец Меррин со святым отцом Каррасом противостояли не врагу рода человеческого персонально, а могущественному демону Пазузу, вселившемуся в тело девочки. Эд и Лоррейн же чем глубже погружаются в обстоятельства убийства, за совершение которого судят Арна Чейенна Джонсона (жениха Дебби – старшей сестры Дэвида), тем основательнее уверяются: улики указывают на секту сатанистов, методично призывающих нечистую силу. Таким образом, речь не идёт о «случайных» (оказавшихся, как говорится, в ненужном месте в ненужное время) жертвах паранормальной активности, вынужденных расплачиваться за зло, сотворённое кем-то в прошлом. Ничем не примечательные американцы, живущие в городке Брукфилд, штат Коннектикут, и окрестностях, становятся «марионетками» именно что по воле дьявола, пусть выразителем воли этого самого дьявола на поверку оказывается простой смертный. Не могу не сделать оговорку, что по сравнению с лентами Джеймса Вана существование на экране актёров несколько менее убедительно, и замечание распространяется даже на Патрика Уилсона и Веру Фармигу, стяжавших благодаря ролям отважных супругов международную известность. Чавес делает упор на внешние устрашающие эффекты – не на внутреннее состояние персонажей, будь то сами одержимые или же люди, призванные на помощь и с благословения христианской церкви проводящие обряды экзорцизма. Достаточно вспомнить кульминацию, когда Эд неизбежно начинает напоминать кубриковского Джека Торренса – только крушащего всё вокруг не топором, но кувалдой. Мало того, кинодраматург Дэвид Лесли Джонсон-МакГолдрик придумал (рискну предположить, что именно придумал, а не позаимствовал из сочинений Уорренов) любопытный сюжетный ход: дар ясновидения, неоднократно позволявший Лоррейн разгадывать тайны и избегать опасности, внезапно оборачивается против неё. Устанавливаемый «тоннель», посредством которого женщина умеет реконструировать случившиеся события (отождествляя себя с их участниками) и видеть предметы на значительном расстоянии, работает в обе стороны. Дистанционный контакт грозит серьёзными неприятностями, если оппонентом выступает другая волевая личность… Лишь по окончании просмотра картины задумываешься над тем, что «Заклятие 3: По воле дьявола» прибавит доводов не сторонникам версии Уорренов, а, скорее, их оппонентам. Чего только стоят кадры левитации Арна в палате тюремной больницы, на глазах у Дебби, священника и изумлённых дежурных! Многие ли поверят, что нечто такого рода было на самом деле? Многие ли готовы поверить, что такое бывает в принципе?.. Когда под занавес сообщается, что суд признал Джонсона виновным в убийстве (правда, по факту парень отбыл за решёткой всего пять лет), это тоже не свидетельствует о весомом вкладе супружеской пары в убеждение присяжных заседателей, что имела место демоническая одержимость. Но ведь Майкл Чавес и не стремился воспроизвести обстоятельства скрупулёзно, беспристрастно и строго с позиций консервативной психиатрии, как поступил, например, немец Ханс-Кристиан Шмид, чей «Реквием» /2006/ посвящён случаю, похожему на тот, что послужил источником вдохновения Уильяму Питеру Блэтти и Фридкину. Гораздо важнее, что допущенные кинематографистами «вольности» (допущенные, вероятно, с разрешения Лоррейн, пережившей мужа на много лет и скончавшейся сравнительно недавно, в апреле 2019-го года) нисколько не разрушают атмосферу нарастающего трепета – нарастающего со скоростью урагана. Провинциальный населённый пункт уподобляется, к изумлению обывателей, пресловутому тихому омуту – тому самому, где водятся черти. Дьяволопоклонники (во избежание спойлера не станем выдавать главного антагониста) могут таиться по соседству, под носом у служителей религиозного культа. Как иногда опасно погружаться в изучение «запретных» областей знаний, в том числе из благих намерений… Причём знаменательно, что залогом победы в борьбе за бессмертную людскую душу становится не только безграничная вера в доброе начало в человеке и окружающей природе, в Бога, наконец, в свою высокую миссию, но и любовь. Как и Джеймс Ван, его последователь считает (и считает не без оснований), что в этом – чуть ли не главный секрет личностей знаменитых исследователей сверхъестественных феноменов. _______ 1 – Нетрудно догадаться, что имеется в виду «Пила: Игра на выживание» /2004/, хотя не остался незамеченным широкой публикой и «Астрал» /2010/.