Петр Якл-старший не только отстаивал честь ЧССР на олимпийской арене, но также трудился каскадёром в кинематографе. Неудивительно, что его отпрыск, названный в честь родителя, избрал точно такую же стезю. Получив профильное образование, парень добился неплохих результатов на чемпионатах Европы по дзюдо и примерно тогда же попробовал себя на поприще исполнителя трюков, причём на «Жанне д’Арк» /1999/ – на исторической драме легендарного Люка Бессона. Вместе с тем сын явно превзошёл своего отца, приняв верное решение пробиваться в киноиндустрии по максимуму. Якл-младший оказался востребованным в качестве актёра, отметившись в том числе в голливудских блокбастерах «Три икса» /2002/ и «Чужой против Хищника» /2004/. А со временем пошёл ещё дальше – и дебютная режиссёрская работа (триллер «Каинек» /2010/, о преступнике, совершившем отчаянный побег из тюрьмы) снискала в Чехии широкое признание. Успех вдохновил на реализацию ещё более дерзкого, по-настоящему перспективного замысла. Автора не смутило даже то обстоятельство, что изначально свёрстанного производственного бюджета CZK85 млн. (цифру озвучили в печати ещё в 2013-м году) катастрофически не хватило. Это не стало непреодолимым препятствием!
Чтобы точнее оценить амбиции Якла, достаточно вспомнить, чьи достижения оказались превзойдены благодаря потраченной на съёмки и монтажно-тонировочный период кругленькой сумме CZK500 млн., что приблизительно равняется $23 млн. Прежние рекорды принадлежали мало того что всемирно известным мастерам, Яну Свераку (CZK230 млн.) и Юраю Якубиско (CZK328 млн.), так ещё и затрагивали темы, потенциально интересные зрителям за рубежом. Так, в «Зияющей синеве» /2001/ рассказывалось о судьбах чехословацких лётчиков, сражавшихся против нацистской Германии в рядах ВВС Великобритании, а в «Кровавой графине – Батори» /2008/ была предложена оригинальная трактовка личности, превратившейся в такого же персонажа современной (глобализированной) массовой культуры, как Влад Дракула. Замысел Петра (1), пожалуй, тоньше. Он хотел не просто лишний раз напомнить о подвигах Яна Жижки соотечественникам, но в первую очередь – сделать так, чтобы о национальном герое узнало как можно больше людей в разных уголках света. Цель, вне всякого сомнения, благородная. Другое дело, что это потребовало определённых компромиссов, начиная с утверждения на ведущие роли «звёзд» международного уровня: американца Бена Фостера, британца Майкла Кейна, немца Тиля Швайгера, австралийки (английского происхождения) Софи Лоу и других. Как к такому решению отнеслись в Чехии?
Отнеслись неоднозначно. Да, премьера неоднократно переносилась, но вряд ли можно списывать исключительно на последствия пандемии COVID-19, что картина оказалась лишь четвёртой по финансовым показателям в сезоне (к тому же, ещё не завершившемся). И если уступить топовым «марвеловским» кинокомиксам не так обидно, то лидерство местной футбольной комедии «Вышеград: фильм» /2022/, являющейся продолжением популярного телесериала, создателей вряд ли порадовало. С другой стороны «Средневековье» (оригинальный заголовок «Jan Žižka» дистрибьюторы сменили на обтекаемый англоязычный вариант «Medieval»), увы, мало кого завлекло в кинотеатры за океаном. Тем не менее игра стоила свеч. Так называемая гуситская трилогия Отакара Вавры, в которой вторая часть целиком посвящена Жижке (образ воплотил выдающийся артист Зденек Штепанек), по-своему точно отразила чаяния того, послевоенного времени. Для текущего момента постановка Якла, во многих аспектах полемичная по отношению к детищу именитого предшественника, показательна ничуть не меньше. Отметим хотя бы принципиальную установку поведать не о славном периоде биографии военачальника (как считается, не проигравшего ни одной битвы), но о годах, предшествовавших победам на поле брани, когда Ян, действуя во главе разбойничьей шайки, набирался и ратного, и житейского опыта.
С первых же кадров режиссёр-сценарист даёт понять, что сантиментам места не будет. И без того суровые средневековые нравы усугубляет запутанная политическая обстановка, ознаменовавшаяся обострением борьбы за власть. Даже знатной особе – такой, как лорд Бореш – нельзя проследовать по дорогам Моравии, чтобы не подвергнуться нападению. Жижка зарабатывает на существование, по сути, наёмничеством, ловко организовывая действия горстки преданных людей так, что удаётся успешно противостоять рыцарям – профессионалам, облачённым в доспехи и кольчуги, вооружённым до зубов, натренированным и дисциплинированным. Чувствуется, что Петр Якл неравнодушен к историческим фильмам, особенно последних двух десятилетий, когда резко повысился градус натурализма, а трактовка человеческой природы стала суровой на грани цинизма (а то и откровенной мизантропии) – как в фэнтези, так и в условно реалистических постановках. Чего только стоят кадры, когда леди Катерина излечивает раненого воина, приложив к загноившейся глазнице трупных червей! Хореография поединков с использованием холодного оружия – на приличном уровне, и то же самое можно сказать о трюках, позволивших Яклу добиться ощущения аутентичности. Бесспорно, немаловажное значение имеет любовная линия, в конечном итоге ставящая Яна перед дилеммой: принять условия Сигизмунда, пытающегося узурпировать власть, или же оставаться борцом за свободу.
Словом, «Средневековье» не лишено впечатляющих зрелищных достоинств – и хочется надеяться, что расчёт продюсеров, что внушительные затраты постепенно удастся компенсировать благодаря стриминговым платформам, оправдается. Но по мере развития перипетий чуть ли не большее внимание привлекает подтекст, заложенный кинематографистами явно с прицелом придать сюжету актуальное звучание. Вавра, обратившись к фигурам Гуса и Жижки, напирал на рост национального самосознания, исследовал процесс зарождения народа (точнее, двух братских народов: чехов и словаков), спустя столетия – по окончании Первой мировой войны – обретшего государственность. Якл творит принципиально в иных условиях, когда Чешская Республика де-факто обладает куда меньшей независимостью, чем, например, ЧССР в составе социалистического блока, поскольку добровольно отказалась от части суверенитета при вступлении сначала в НАТО, а затем в Европейский союз. Но взамен возникла иллюзия непосредственной вовлечённости в глобальные (как минимум, разросшиеся до масштабов континента) процессы. Петр, если угодно, выразил тоску сограждан по эпохе, когда Богемия занимала в Священной Римской империи далеко не последнее место по значимости. Скажем больше: он чуть ли не впрямую призывает сородичей изучать опыт Яна, полученный в неравной борьбе, который затем принесёт огромную пользу при прямых столкновениях с передовыми на тот момент армиями, благословленными на крестовый поход. И речь не только о постижении секретов стратегии и тактики, не только о накопленном колоссальном запасе ненависти, вылившейся в желание без пощады мстить супостатам за пролитую кровь. Кинематографисты справедливо подмечают, что будущий полководец гуситов находил общий язык с простым людом куда быстрее, чем с презирающей плебс знатью. Фактор, явно недооцениваемый в политике Запада, где традиционно делают ставку на элиты, а массы – рассматривают исключительно как объект манипуляции. В свете тревожных рассуждений об опасности погружения человечества в «новое средневековье» пример уроженца Троцнова может быть крайне полезен.
_______
1 – Между прочим, отметившийся в последней из упомянутых лент в обличии лысого горбуна.
7
,5
2022, Биография
120 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Петр Якл-старший не только отстаивал честь ЧССР на олимпийской арене, но также трудился каскадёром в кинематографе. Неудивительно, что его отпрыск, названный в честь родителя, избрал точно такую же стезю. Получив профильное образование, парень добился неплохих результатов на чемпионатах Европы по дзюдо и примерно тогда же попробовал себя на поприще исполнителя трюков, причём на «Жанне д’Арк» /1999/ – на исторической драме легендарного Люка Бессона. Вместе с тем сын явно превзошёл своего отца, приняв верное решение пробиваться в киноиндустрии по максимуму. Якл-младший оказался востребованным в качестве актёра, отметившись в том числе в голливудских блокбастерах «Три икса» /2002/ и «Чужой против Хищника» /2004/. А со временем пошёл ещё дальше – и дебютная режиссёрская работа (триллер «Каинек» /2010/, о преступнике, совершившем отчаянный побег из тюрьмы) снискала в Чехии широкое признание. Успех вдохновил на реализацию ещё более дерзкого, по-настоящему перспективного замысла. Автора не смутило даже то обстоятельство, что изначально свёрстанного производственного бюджета CZK85 млн. (цифру озвучили в печати ещё в 2013-м году) катастрофически не хватило. Это не стало непреодолимым препятствием! Чтобы точнее оценить амбиции Якла, достаточно вспомнить, чьи достижения оказались превзойдены благодаря потраченной на съёмки и монтажно-тонировочный период кругленькой сумме CZK500 млн., что приблизительно равняется $23 млн. Прежние рекорды принадлежали мало того что всемирно известным мастерам, Яну Свераку (CZK230 млн.) и Юраю Якубиско (CZK328 млн.), так ещё и затрагивали темы, потенциально интересные зрителям за рубежом. Так, в «Зияющей синеве» /2001/ рассказывалось о судьбах чехословацких лётчиков, сражавшихся против нацистской Германии в рядах ВВС Великобритании, а в «Кровавой графине – Батори» /2008/ была предложена оригинальная трактовка личности, превратившейся в такого же персонажа современной (глобализированной) массовой культуры, как Влад Дракула. Замысел Петра (1), пожалуй, тоньше. Он хотел не просто лишний раз напомнить о подвигах Яна Жижки соотечественникам, но в первую очередь – сделать так, чтобы о национальном герое узнало как можно больше людей в разных уголках света. Цель, вне всякого сомнения, благородная. Другое дело, что это потребовало определённых компромиссов, начиная с утверждения на ведущие роли «звёзд» международного уровня: американца Бена Фостера, британца Майкла Кейна, немца Тиля Швайгера, австралийки (английского происхождения) Софи Лоу и других. Как к такому решению отнеслись в Чехии? Отнеслись неоднозначно. Да, премьера неоднократно переносилась, но вряд ли можно списывать исключительно на последствия пандемии COVID-19, что картина оказалась лишь четвёртой по финансовым показателям в сезоне (к тому же, ещё не завершившемся). И если уступить топовым «марвеловским» кинокомиксам не так обидно, то лидерство местной футбольной комедии «Вышеград: фильм» /2022/, являющейся продолжением популярного телесериала, создателей вряд ли порадовало. С другой стороны «Средневековье» (оригинальный заголовок «Jan Žižka» дистрибьюторы сменили на обтекаемый англоязычный вариант «Medieval»), увы, мало кого завлекло в кинотеатры за океаном. Тем не менее игра стоила свеч. Так называемая гуситская трилогия Отакара Вавры, в которой вторая часть целиком посвящена Жижке (образ воплотил выдающийся артист Зденек Штепанек), по-своему точно отразила чаяния того, послевоенного времени. Для текущего момента постановка Якла, во многих аспектах полемичная по отношению к детищу именитого предшественника, показательна ничуть не меньше. Отметим хотя бы принципиальную установку поведать не о славном периоде биографии военачальника (как считается, не проигравшего ни одной битвы), но о годах, предшествовавших победам на поле брани, когда Ян, действуя во главе разбойничьей шайки, набирался и ратного, и житейского опыта. С первых же кадров режиссёр-сценарист даёт понять, что сантиментам места не будет. И без того суровые средневековые нравы усугубляет запутанная политическая обстановка, ознаменовавшаяся обострением борьбы за власть. Даже знатной особе – такой, как лорд Бореш – нельзя проследовать по дорогам Моравии, чтобы не подвергнуться нападению. Жижка зарабатывает на существование, по сути, наёмничеством, ловко организовывая действия горстки преданных людей так, что удаётся успешно противостоять рыцарям – профессионалам, облачённым в доспехи и кольчуги, вооружённым до зубов, натренированным и дисциплинированным. Чувствуется, что Петр Якл неравнодушен к историческим фильмам, особенно последних двух десятилетий, когда резко повысился градус натурализма, а трактовка человеческой природы стала суровой на грани цинизма (а то и откровенной мизантропии) – как в фэнтези, так и в условно реалистических постановках. Чего только стоят кадры, когда леди Катерина излечивает раненого воина, приложив к загноившейся глазнице трупных червей! Хореография поединков с использованием холодного оружия – на приличном уровне, и то же самое можно сказать о трюках, позволивших Яклу добиться ощущения аутентичности. Бесспорно, немаловажное значение имеет любовная линия, в конечном итоге ставящая Яна перед дилеммой: принять условия Сигизмунда, пытающегося узурпировать власть, или же оставаться борцом за свободу. Словом, «Средневековье» не лишено впечатляющих зрелищных достоинств – и хочется надеяться, что расчёт продюсеров, что внушительные затраты постепенно удастся компенсировать благодаря стриминговым платформам, оправдается. Но по мере развития перипетий чуть ли не большее внимание привлекает подтекст, заложенный кинематографистами явно с прицелом придать сюжету актуальное звучание. Вавра, обратившись к фигурам Гуса и Жижки, напирал на рост национального самосознания, исследовал процесс зарождения народа (точнее, двух братских народов: чехов и словаков), спустя столетия – по окончании Первой мировой войны – обретшего государственность. Якл творит принципиально в иных условиях, когда Чешская Республика де-факто обладает куда меньшей независимостью, чем, например, ЧССР в составе социалистического блока, поскольку добровольно отказалась от части суверенитета при вступлении сначала в НАТО, а затем в Европейский союз. Но взамен возникла иллюзия непосредственной вовлечённости в глобальные (как минимум, разросшиеся до масштабов континента) процессы. Петр, если угодно, выразил тоску сограждан по эпохе, когда Богемия занимала в Священной Римской империи далеко не последнее место по значимости. Скажем больше: он чуть ли не впрямую призывает сородичей изучать опыт Яна, полученный в неравной борьбе, который затем принесёт огромную пользу при прямых столкновениях с передовыми на тот момент армиями, благословленными на крестовый поход. И речь не только о постижении секретов стратегии и тактики, не только о накопленном колоссальном запасе ненависти, вылившейся в желание без пощады мстить супостатам за пролитую кровь. Кинематографисты справедливо подмечают, что будущий полководец гуситов находил общий язык с простым людом куда быстрее, чем с презирающей плебс знатью. Фактор, явно недооцениваемый в политике Запада, где традиционно делают ставку на элиты, а массы – рассматривают исключительно как объект манипуляции. В свете тревожных рассуждений об опасности погружения человечества в «новое средневековье» пример уроженца Троцнова может быть крайне полезен. _______ 1 – Между прочим, отметившийся в последней из упомянутых лент в обличии лысого горбуна.