Удивительно, но премьера ленты "Ограбление века" английского режиссера и сценариста Ронни Томпсона ("Я солдат", "Небоскреб смерти"), основанной на реальных событиях, состоялась практически ровно два года спустя после этих самых реальных событий. Когда в апреле 2015 года в Лондоне на Пасху состоялось одно из самых отчаянно-дерзких ограблений последнего времени и была похищена сумма эквивалентная 200 миллионам английских фунтов стерлингов из депозитных ячеек в ювелирном квартале Хаттон-Гарден, никто не подозревал, что провернули это дело несколько преступников, самому младшему из которых на момент совершения преступления стукнуло всего лишь каких-то 59 лет. Эти ценители олдскульных банковских грабежей смогли привлечь к себе внимание прессы и общественности на долгое время. Такое резонансное дело, само собой, требовало немедленного оформления в экранную историю и таких же немедленных съемок (к слову, "Ограбление века" при чрезвычайно низком производственном бюджете было снято всего за 25 дней в 2016 году) в ожидаемой стилистике традиционных фильмов об ограблениях банков. Важно отдать должное изобретательности Томпсона и его соавторов сценария Рэя Богдановича и Дина Лайнса, которые не стали направлять развитие экранного действия проекта по пути затяжных ретроспектив из жизни главных главных героев, а ввели в историю пятого персонажа, получившего многозначительное имя ХХХ (Мэттью Гуд, сериал "Открытие ведьм", "Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков"). Благодаря этому характеру сюжет "Ограбления века" приобрел новую степень свободы и из ожидаемого фильма о совершении преступления стариками-разбойниками при помощи обычного физического проникновения, а не киберпреступления, приобрел движение в сторону личной драмы, когда молодой и амбициозный карманник ХХХ ставит на кон собственную жизнь и настроен только на успешный исход всего предприятия. Поэтому "Ограбление века" уходит в сторону от клише гангстерских лент и оказывается сродни производственному кино, показывающему профессионалов за работой и готовых ради своей мечты рисковать даже в вызывающем уважение возрасте.
По сюжету "Ограбления века" безымянный ХХХ выходит на свободу после трехлетнего срока в тюрьме за мелкие преступления. До этого в камере он знакомится одним из представителей венгерской мафии в Лондоне, который и подбрасывает ему идею ограбления Хаттон-Гардена при помощи представителей своего клана, оставшихся на свободе. Это дело, за которое берется XXX, должно коренным образом изменить его жизнь и он должен провернуть его в любом случае. Герой Гуда знакомится с подчеркнуто гламурно выглядящей "крестной матерью" венгерского клана Эржебет (Джоэли Ричардсон, "Невидимка", "Красный воробей"), которая готова предоставить ему всю необходимую информацию и коды доступа за круглую сумму в 14 миллионов фунтов. ХХХ понимает, что для проникновения в хранилище, которое способно выдержать атомный взрыв и прочие катаклизмы, ему потребуются не хакеры, а опытные медвежатники со стажем, ценители старых классических планов, способные идти на риск и настоящие асы своего дела. ХХХ обращается к своему старому наставнику по криминалу Дэнни Джонсу (Фил Дэниелс, "Квадрофения", "Тем временем"), который влачит жалкое существование в одном из лондонских кварталов и в глубине души мечтает о том самом "настоящем последнем деле", способном обеспечить его приближающуюся старость. Благодаря Дэнни происходит знакомство организатора операции с выходцем из Ист-Энда Брайаном Ридером (Ларри Ламб, сериалы "Чисто английские убийства" и "Призраки"), мужчиной с огромной харизмой и желчным отношением к себе и к окружающей жизни. После беседы в пабе герой Ламба связывается еще с двумя профессионалами, чудаковатым и непрерывно курящим стариком на драйве, водителем Кенни Коллинзом (Клайв Расселл, сериалы "Террор" и "Реллик"), и главной "мышцей" криминального квартета Терри Перкинсом (Дэвид Колдер, сериал "Изумрудный город", "Затерянный город Z"), обладающим бесценным опытом всегда выходить сухим из воды и разрабатывать только беспроигрышные комбинации. На пути у образовавшейся банды встает крупный воротила из Ист-Энда Маркус Форд (Стивен Мойер, "Обход", "Защитник"), узнавший о готовящемся преступлении, и работающий на Форда отставной полицейский инспектор Фрэнк Баскин (Марк Купер Харрис, "Преступник"), который когда-то закрыл в тюрьму XXX.
Благодаря добавлению в "Ограбление века" Ронни Томпсоном дополнительных событий и характеров (ХХХ, безжалостная венгерская мафия, продажный отставник Баскин), лента стремительно набирает необходимую художественную составляющую и становится экранной беллетристикой, замешанной на реальных фактах. Там, где это возможно режиссер придерживается документальной правды, известной практически всем, в остальных случаях он придерживается фантастической предыстории, которая предшествовала ограблению. При этом экранные герои, чувствующие себя стареющими аутсайдерами, которые могли бы на все украденные когда-то деньги купить небольшую страну, наделяются очень простой мотивацией: вся банда Ридера так и осталась на социальном дне, несмотря на все свои криминальные подвиги. Из-за этого громкое ограбление в Хаттон-Гарден для них просто способ уйти красиво и заявить о себе и своих возможностях, а не способ быстрого и циничного обогащения. Определенно, все четверо ветеранов не похожи на тех песконосцев. которыми они выглядят в глазах окружающих, они могут постоять за себя, загадать интересные загадки собеседникам и, самое главное, они безмерно симпатичные парни, настроенные провернуть что-то экстраординарное в своей мало чем заполненной жизни. Оживление действия Томпсон осуществляет при помощи приемов Гая Ричи, операторская работа Артура Малхерна в полной мере использует стоп-кадры, ускорение движения камеры, временные остановки, разрезание кадров, что добавляет драйва экранной жизни героев и способно увести зрителей от созерцания унылой интерпретации событий. Не в ущерб проекту Томпсон идут курс на старомодность и винтажность, удивительно, но даже в момент ограбления эти мужчины не забывают попить чая из термоса и перекусить заранее приготовленными сэндвичами, именно эти детали делают фильм и создают атмосферу соучастия и сопереживания. Тем более, что все пятеро действуют по принципу своего земляка Робина Гуда о том, что грабить богатых не только хорошо, но и честно и правильно.
Интересен эффект, который вызывает "Ограбление века" при просмотре, безусловно, великие в своем деле гангстеры настолько правдиво сыграны, по-своему забавны и естественны, что так и хочется стать на их сторону, желая удачи и успеха в их непростых делах. Жаль, но по сюжету (и по реальным событиям) все четверо "алмазных стариков" наслаждались жизнью и свалившимся на голову богатством недолгие шесть недель. В определенном смысле "Ограбление века" становится воплощением режиссерской мечты Томпсона снять матерых жуликов, вызывающих симпатию именно в человеческом плане, показать гениальное по простоте своего плана ограбление и оставить часть финала открытой, несмотря на свинцовую тяжесть английского правосудия, не пощадившего мастеров криминального олдскула и отправившего их за решетку на долгие шесть лет. То, что произошло в финале "Ограбления века" оставляет на титрах один на один с приятным ощущением, что парни сделали это и загремели в тюрьму по чистой случайности. Как режиссер-мечтатель Томпсон и не пытается создавать необходимый градус напряженности в снятом материале, сознательно допускает множество промахов и делает многие сюжетные петли нарочито-небрежными. Роль Джоэли Ричардсон оказывается в "Ограблении века" больше ролью присутствия и венгерского акцента в кадре, чем ролью развития реального характера, она обеспечивает поразительное платино-ледяное спокойствие своим присутствием и умением вести диалоги с лицом, не способным дрогнуть хотя бы на секунду. Такой подход излишне прост и уводит ленту в плоскость наигранного комикса об одном из самых больших ограблений в истории, где условно-отрицательный персонаж вводится только для запуска экранной истории и придания ей необходимого равновесия, чтобы лента не превратилась окончательно в слезомоечную мелодраму из жизни несчастных английских пенсионеров. Смазанная кульминация в ленте Томпсона предсказуема для зрителя тем, что финал истории заранее известен, даже несмотря на все усилия дать ему большой импульс беллетристики. Поэтому "Ограбление века" оказывается, несмотря на все недочеты, проектом, где в очень точной пропорции перемешаны реальные факты и домыслы авторов, а стремление сделать историю об ограблении банков нестандартной по воплощению заслуживает внимания зрителей.
6
,5
2017, Криминал
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Удивительно, но премьера ленты "Ограбление века" английского режиссера и сценариста Ронни Томпсона ("Я солдат", "Небоскреб смерти"), основанной на реальных событиях, состоялась практически ровно два года спустя после этих самых реальных событий. Когда в апреле 2015 года в Лондоне на Пасху состоялось одно из самых отчаянно-дерзких ограблений последнего времени и была похищена сумма эквивалентная 200 миллионам английских фунтов стерлингов из депозитных ячеек в ювелирном квартале Хаттон-Гарден, никто не подозревал, что провернули это дело несколько преступников, самому младшему из которых на момент совершения преступления стукнуло всего лишь каких-то 59 лет. Эти ценители олдскульных банковских грабежей смогли привлечь к себе внимание прессы и общественности на долгое время. Такое резонансное дело, само собой, требовало немедленного оформления в экранную историю и таких же немедленных съемок (к слову, "Ограбление века" при чрезвычайно низком производственном бюджете было снято всего за 25 дней в 2016 году) в ожидаемой стилистике традиционных фильмов об ограблениях банков. Важно отдать должное изобретательности Томпсона и его соавторов сценария Рэя Богдановича и Дина Лайнса, которые не стали направлять развитие экранного действия проекта по пути затяжных ретроспектив из жизни главных главных героев, а ввели в историю пятого персонажа, получившего многозначительное имя ХХХ (Мэттью Гуд, сериал "Открытие ведьм", "Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков"). Благодаря этому характеру сюжет "Ограбления века" приобрел новую степень свободы и из ожидаемого фильма о совершении преступления стариками-разбойниками при помощи обычного физического проникновения, а не киберпреступления, приобрел движение в сторону личной драмы, когда молодой и амбициозный карманник ХХХ ставит на кон собственную жизнь и настроен только на успешный исход всего предприятия. Поэтому "Ограбление века" уходит в сторону от клише гангстерских лент и оказывается сродни производственному кино, показывающему профессионалов за работой и готовых ради своей мечты рисковать даже в вызывающем уважение возрасте. По сюжету "Ограбления века" безымянный ХХХ выходит на свободу после трехлетнего срока в тюрьме за мелкие преступления. До этого в камере он знакомится одним из представителей венгерской мафии в Лондоне, который и подбрасывает ему идею ограбления Хаттон-Гардена при помощи представителей своего клана, оставшихся на свободе. Это дело, за которое берется XXX, должно коренным образом изменить его жизнь и он должен провернуть его в любом случае. Герой Гуда знакомится с подчеркнуто гламурно выглядящей "крестной матерью" венгерского клана Эржебет (Джоэли Ричардсон, "Невидимка", "Красный воробей"), которая готова предоставить ему всю необходимую информацию и коды доступа за круглую сумму в 14 миллионов фунтов. ХХХ понимает, что для проникновения в хранилище, которое способно выдержать атомный взрыв и прочие катаклизмы, ему потребуются не хакеры, а опытные медвежатники со стажем, ценители старых классических планов, способные идти на риск и настоящие асы своего дела. ХХХ обращается к своему старому наставнику по криминалу Дэнни Джонсу (Фил Дэниелс, "Квадрофения", "Тем временем"), который влачит жалкое существование в одном из лондонских кварталов и в глубине души мечтает о том самом "настоящем последнем деле", способном обеспечить его приближающуюся старость. Благодаря Дэнни происходит знакомство организатора операции с выходцем из Ист-Энда Брайаном Ридером (Ларри Ламб, сериалы "Чисто английские убийства" и "Призраки"), мужчиной с огромной харизмой и желчным отношением к себе и к окружающей жизни. После беседы в пабе герой Ламба связывается еще с двумя профессионалами, чудаковатым и непрерывно курящим стариком на драйве, водителем Кенни Коллинзом (Клайв Расселл, сериалы "Террор" и "Реллик"), и главной "мышцей" криминального квартета Терри Перкинсом (Дэвид Колдер, сериал "Изумрудный город", "Затерянный город Z"), обладающим бесценным опытом всегда выходить сухим из воды и разрабатывать только беспроигрышные комбинации. На пути у образовавшейся банды встает крупный воротила из Ист-Энда Маркус Форд (Стивен Мойер, "Обход", "Защитник"), узнавший о готовящемся преступлении, и работающий на Форда отставной полицейский инспектор Фрэнк Баскин (Марк Купер Харрис, "Преступник"), который когда-то закрыл в тюрьму XXX. Благодаря добавлению в "Ограбление века" Ронни Томпсоном дополнительных событий и характеров (ХХХ, безжалостная венгерская мафия, продажный отставник Баскин), лента стремительно набирает необходимую художественную составляющую и становится экранной беллетристикой, замешанной на реальных фактах. Там, где это возможно режиссер придерживается документальной правды, известной практически всем, в остальных случаях он придерживается фантастической предыстории, которая предшествовала ограблению. При этом экранные герои, чувствующие себя стареющими аутсайдерами, которые могли бы на все украденные когда-то деньги купить небольшую страну, наделяются очень простой мотивацией: вся банда Ридера так и осталась на социальном дне, несмотря на все свои криминальные подвиги. Из-за этого громкое ограбление в Хаттон-Гарден для них просто способ уйти красиво и заявить о себе и своих возможностях, а не способ быстрого и циничного обогащения. Определенно, все четверо ветеранов не похожи на тех песконосцев. которыми они выглядят в глазах окружающих, они могут постоять за себя, загадать интересные загадки собеседникам и, самое главное, они безмерно симпатичные парни, настроенные провернуть что-то экстраординарное в своей мало чем заполненной жизни. Оживление действия Томпсон осуществляет при помощи приемов Гая Ричи, операторская работа Артура Малхерна в полной мере использует стоп-кадры, ускорение движения камеры, временные остановки, разрезание кадров, что добавляет драйва экранной жизни героев и способно увести зрителей от созерцания унылой интерпретации событий. Не в ущерб проекту Томпсон идут курс на старомодность и винтажность, удивительно, но даже в момент ограбления эти мужчины не забывают попить чая из термоса и перекусить заранее приготовленными сэндвичами, именно эти детали делают фильм и создают атмосферу соучастия и сопереживания. Тем более, что все пятеро действуют по принципу своего земляка Робина Гуда о том, что грабить богатых не только хорошо, но и честно и правильно. Интересен эффект, который вызывает "Ограбление века" при просмотре, безусловно, великие в своем деле гангстеры настолько правдиво сыграны, по-своему забавны и естественны, что так и хочется стать на их сторону, желая удачи и успеха в их непростых делах. Жаль, но по сюжету (и по реальным событиям) все четверо "алмазных стариков" наслаждались жизнью и свалившимся на голову богатством недолгие шесть недель. В определенном смысле "Ограбление века" становится воплощением режиссерской мечты Томпсона снять матерых жуликов, вызывающих симпатию именно в человеческом плане, показать гениальное по простоте своего плана ограбление и оставить часть финала открытой, несмотря на свинцовую тяжесть английского правосудия, не пощадившего мастеров криминального олдскула и отправившего их за решетку на долгие шесть лет. То, что произошло в финале "Ограбления века" оставляет на титрах один на один с приятным ощущением, что парни сделали это и загремели в тюрьму по чистой случайности. Как режиссер-мечтатель Томпсон и не пытается создавать необходимый градус напряженности в снятом материале, сознательно допускает множество промахов и делает многие сюжетные петли нарочито-небрежными. Роль Джоэли Ричардсон оказывается в "Ограблении века" больше ролью присутствия и венгерского акцента в кадре, чем ролью развития реального характера, она обеспечивает поразительное платино-ледяное спокойствие своим присутствием и умением вести диалоги с лицом, не способным дрогнуть хотя бы на секунду. Такой подход излишне прост и уводит ленту в плоскость наигранного комикса об одном из самых больших ограблений в истории, где условно-отрицательный персонаж вводится только для запуска экранной истории и придания ей необходимого равновесия, чтобы лента не превратилась окончательно в слезомоечную мелодраму из жизни несчастных английских пенсионеров. Смазанная кульминация в ленте Томпсона предсказуема для зрителя тем, что финал истории заранее известен, даже несмотря на все усилия дать ему большой импульс беллетристики. Поэтому "Ограбление века" оказывается, несмотря на все недочеты, проектом, где в очень точной пропорции перемешаны реальные факты и домыслы авторов, а стремление сделать историю об ограблении банков нестандартной по воплощению заслуживает внимания зрителей.