Райан Рейнольдс, конечно, старается сниматься в фильмах разных жанров – и иногда серьёзные кинопроизведения с его участием (например, шпионский триллер «Код доступа «Кейптаун» /2012/) получаются вполне достойными. Однако чаще широкая публика откровенно не одобряет попытки «суперзвезды» канадского происхождения выйти за рамки сложившегося имиджа. Допустим, пафосный «Зелёный Фонарь» /2011/ не только не оправдал финансовых ожиданий кинокомпании, но и спровоцировал множество глумливых комментариев (1). А вот с образом язвительного, разбитного Уэйда Уилсона, больше известного под прозвищем Дэдпул, он попал не в бровь, а в глаз! Да и вообще благодаря первой же принёсшей Райану популярность роли – весельчака Вэна Уайлдера, «короля вечеринок» – стало очевидно, что в лице Рейнольдса «фабрика грёз» обрела самобытного… не скажу «комика», но, скорее, балагура и неутомимого затейника. «Главный герой» в определённой степени подтверждает верность избранной линии – на первый, поверхностный взгляд. Вместе с тем картина явно выламывается за рамки типичных для Голливуде юмористических произведений, косвенно свидетельствуя, что артист, взявший на себя и продюсерские функции, подчас не чужд философским размышлениям.
Такого поворота, откровенно говоря, было трудно ожидать и от Шона Леви, причисляемого к ведущим американским комедиографам – не из-за уникальных художественных достижений, а по причине неизменного зрительского успеха его постановок. Рискну предположить, что и режиссёра, и ведущего исполнителя заразил энтузиазмом Зак Пенн (правда, писавший сценарий вместе с Мэттом Либерманом по сюжету последнего), который ещё в 2014-м году снял документальный фильм «Atari: Конец игры», посвящённый одному из самых драматичных моментов в истории индустрии видеоигр. Мало того, и спилберговская кинофантазия «Первому игроку приготовиться» /2018/, также сочинённая при активном участии одарённого кинодраматурга, исследовала истоки этого феномена, ставшего такой же неотъемлемой частью современной массовой культуры, как легендарные кинохиты. Он с готовностью погрузился в тему ещё раз, осветив вопрос в новом, достаточно неожиданном ключе. Ещё Джей Роуч и Майк Майерс иронизировали в «Остине Пауэрсе: Человеке-загадке международного масштаба» /1997/ по поводу привычки создателей боевиков (в первую очередь авторов «бондианы») умерщвлять десятками и сотнями эпизодических действующих лиц, служащих ходячим «фоном», – например, тех, кто трудится в бункере очередного доктора Зло, готовящегося поработить планету. Негоже, мол, забывать, что у всякого есть семья, друзья, чувства и сокровенные мечты… А что, если пойти дальше? Если предположить, что однажды обретёт самосознание так называемый неигровой персонаж?!
Леви и Пенн с Либерманом, к слову, обнаружили сатирический талант. Бытование во Фри-сити (то есть в ‘Городе Свободы’, прототипом которого послужил Либерти-сити из Grand Teft Auto III и Grand Teft Auto IV) напоминает кромешный ад, где ежеминутно раздаются выстрелы, гремят взрывы, происходят ограбления и убийства. Однако Парень (по-русски имя звучит не очень благозвучно – лучше было оставить вариант Гай) запрограммирован радоваться мелочам жизни: аквариумной рыбке Голди, кофе по утрам, скучным обязанностям банковского клерка и т.д. Его задача – стереотипно реагировать на экстремальные ситуации, призванные развлекать людей, в реальности не могущих позволить себе совершать преступления и прочие антисоциальные поступки. Положение вещей радикально меняется, когда наивный индивид встречает прекрасную незнакомку, вдохновляющую на отчаянный жест – присвоить тёмные очки, позволяющие осознать, что находится в виртуальном мире. Происходит откровение покруче того, что случилось с Джоном Нада (в фантастическом хорроре Джона Карпентера «Чужие среди нас» /1988/), однажды обнаружившим, что Землю стремительно заполоняют инопланетяне. Парадокс заключается в том, что Парень отнюдь не изменяет своим (внесённым в исходный код) идеалам – не пускается во все тяжкие, а начинает стремительно набирать очки, оставаясь законопослушным гражданином. Такое поведение становится настоящим шоком для пользователей, привыкших к тому, что во Фри-сити действует суровый закон джунглей – «каменных джунглей». Оказывается, для достижения блестящих результатов необязательно потакать низменным инстинктам – давать выход подавленным агрессивным импульсам.
Уже этот мотив сообщил картине глубину, заставив лишний раз задуматься о потенциальной опасности, которую несёт эксплуатация шоу-бизнесом подспудной тяги обывателей к насилию. Особо отметим в данной связи эксцентричную игру Тайки Вайтити, больше известного как режиссёр, а между тем – обладающего и ярким дарованием лицедея. Антуан, конечно, не дотягивает до Адольфа Гитлера (хотя бы и в качестве воображаемого друга юного Йоханнеса), но тоже при каждом удобном случае демонстрирует, что готов добиваться заветной цели любыми доступными средствами. И всё-таки основное внимание кинематографистов недаром сосредоточено на том, кто поневоле превратился в «главного героя». Причём оригинальное название представляется точнее. Осознав себя (ещё Рене Декарт постулировал: «Я мыслю, следовательно, я существую»), приняв имеющиеся возможности и ограничения, Парень стал свободным – обрёл свободу воли, что как раз и сделало его живым, мыслящим и чувствующим, созданием. Но что дальше?..
Уолтер МакКейз, поначалу не питавший восторга от попыток Милли вывести владельца компании на чистую воду, доказав факт присвоения написанного ими кода, постепенно – меняет мнение. Причиной служат не обида на работодателя и не жажда денег, которые удастся отсудить. Гораздо важнее, что забракованная по коммерческим соображениям игра, предполагающая созерцание функционирующего по собственным законам, внутренне развивающегося мира, позволила сформироваться сложному искусственному интеллекту. Что ни говори, произошло маленькое чудо, пусть пока не обнаруженное людьми, считающими мужчину в неизменной голубой рубашке таким же человеком за персональным компьютером или ноутбуком, как они сами (только действующим нестандартно). И за это чудо стоит побороться! Шон и Райан не стесняются следовать в русле комедии, а точнее, романтической комедии, подчёркивая истинность нежных чувств Парня, встретившего идеальную возлюбленную, но… По мере приближения развязки всё отчётливее понимаешь, что рейнольдсовский неигровой персонаж, переставший быть таковым, сталкивается примерно с тем же комплексом противоречивых эмоций, что нахлынули на Трумана Бёрбанка, когда тот догадался, что помещён в нескончаемое телевизионное шоу. Ну, или на Нео, просвещённого Морфеусом, что пребывает в Матрице. Схватка с Чуваком протекает напряжённо (и местами забавно), но не менее принципиальными, чем победа над Антуаном и подосланным по распоряжению дельца безмозглым силачом, являются слова героя, понявшего свободу правильно – не как вседозволенность, но как осознанную необходимость, прямо-таки по Бенедикту Спионезе. И его опыт ценен не только для обитателей виртуальной реальности, поверивших своему лидеру.
_______
1 – Достаточно вспомнить камео актёра в «Третьем лишнем» /2012/ Сета МакФарлейна, послужившее плюшевому мишке Теду поводом для ехидного замечания.
8
,3
2021, США, Комедии
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Райан Рейнольдс, конечно, старается сниматься в фильмах разных жанров – и иногда серьёзные кинопроизведения с его участием (например, шпионский триллер «Код доступа «Кейптаун» /2012/) получаются вполне достойными. Однако чаще широкая публика откровенно не одобряет попытки «суперзвезды» канадского происхождения выйти за рамки сложившегося имиджа. Допустим, пафосный «Зелёный Фонарь» /2011/ не только не оправдал финансовых ожиданий кинокомпании, но и спровоцировал множество глумливых комментариев (1). А вот с образом язвительного, разбитного Уэйда Уилсона, больше известного под прозвищем Дэдпул, он попал не в бровь, а в глаз! Да и вообще благодаря первой же принёсшей Райану популярность роли – весельчака Вэна Уайлдера, «короля вечеринок» – стало очевидно, что в лице Рейнольдса «фабрика грёз» обрела самобытного… не скажу «комика», но, скорее, балагура и неутомимого затейника. «Главный герой» в определённой степени подтверждает верность избранной линии – на первый, поверхностный взгляд. Вместе с тем картина явно выламывается за рамки типичных для Голливуде юмористических произведений, косвенно свидетельствуя, что артист, взявший на себя и продюсерские функции, подчас не чужд философским размышлениям. Такого поворота, откровенно говоря, было трудно ожидать и от Шона Леви, причисляемого к ведущим американским комедиографам – не из-за уникальных художественных достижений, а по причине неизменного зрительского успеха его постановок. Рискну предположить, что и режиссёра, и ведущего исполнителя заразил энтузиазмом Зак Пенн (правда, писавший сценарий вместе с Мэттом Либерманом по сюжету последнего), который ещё в 2014-м году снял документальный фильм «Atari: Конец игры», посвящённый одному из самых драматичных моментов в истории индустрии видеоигр. Мало того, и спилберговская кинофантазия «Первому игроку приготовиться» /2018/, также сочинённая при активном участии одарённого кинодраматурга, исследовала истоки этого феномена, ставшего такой же неотъемлемой частью современной массовой культуры, как легендарные кинохиты. Он с готовностью погрузился в тему ещё раз, осветив вопрос в новом, достаточно неожиданном ключе. Ещё Джей Роуч и Майк Майерс иронизировали в «Остине Пауэрсе: Человеке-загадке международного масштаба» /1997/ по поводу привычки создателей боевиков (в первую очередь авторов «бондианы») умерщвлять десятками и сотнями эпизодических действующих лиц, служащих ходячим «фоном», – например, тех, кто трудится в бункере очередного доктора Зло, готовящегося поработить планету. Негоже, мол, забывать, что у всякого есть семья, друзья, чувства и сокровенные мечты… А что, если пойти дальше? Если предположить, что однажды обретёт самосознание так называемый неигровой персонаж?! Леви и Пенн с Либерманом, к слову, обнаружили сатирический талант. Бытование во Фри-сити (то есть в ‘Городе Свободы’, прототипом которого послужил Либерти-сити из Grand Teft Auto III и Grand Teft Auto IV) напоминает кромешный ад, где ежеминутно раздаются выстрелы, гремят взрывы, происходят ограбления и убийства. Однако Парень (по-русски имя звучит не очень благозвучно – лучше было оставить вариант Гай) запрограммирован радоваться мелочам жизни: аквариумной рыбке Голди, кофе по утрам, скучным обязанностям банковского клерка и т.д. Его задача – стереотипно реагировать на экстремальные ситуации, призванные развлекать людей, в реальности не могущих позволить себе совершать преступления и прочие антисоциальные поступки. Положение вещей радикально меняется, когда наивный индивид встречает прекрасную незнакомку, вдохновляющую на отчаянный жест – присвоить тёмные очки, позволяющие осознать, что находится в виртуальном мире. Происходит откровение покруче того, что случилось с Джоном Нада (в фантастическом хорроре Джона Карпентера «Чужие среди нас» /1988/), однажды обнаружившим, что Землю стремительно заполоняют инопланетяне. Парадокс заключается в том, что Парень отнюдь не изменяет своим (внесённым в исходный код) идеалам – не пускается во все тяжкие, а начинает стремительно набирать очки, оставаясь законопослушным гражданином. Такое поведение становится настоящим шоком для пользователей, привыкших к тому, что во Фри-сити действует суровый закон джунглей – «каменных джунглей». Оказывается, для достижения блестящих результатов необязательно потакать низменным инстинктам – давать выход подавленным агрессивным импульсам. Уже этот мотив сообщил картине глубину, заставив лишний раз задуматься о потенциальной опасности, которую несёт эксплуатация шоу-бизнесом подспудной тяги обывателей к насилию. Особо отметим в данной связи эксцентричную игру Тайки Вайтити, больше известного как режиссёр, а между тем – обладающего и ярким дарованием лицедея. Антуан, конечно, не дотягивает до Адольфа Гитлера (хотя бы и в качестве воображаемого друга юного Йоханнеса), но тоже при каждом удобном случае демонстрирует, что готов добиваться заветной цели любыми доступными средствами. И всё-таки основное внимание кинематографистов недаром сосредоточено на том, кто поневоле превратился в «главного героя». Причём оригинальное название представляется точнее. Осознав себя (ещё Рене Декарт постулировал: «Я мыслю, следовательно, я существую»), приняв имеющиеся возможности и ограничения, Парень стал свободным – обрёл свободу воли, что как раз и сделало его живым, мыслящим и чувствующим, созданием. Но что дальше?.. Уолтер МакКейз, поначалу не питавший восторга от попыток Милли вывести владельца компании на чистую воду, доказав факт присвоения написанного ими кода, постепенно – меняет мнение. Причиной служат не обида на работодателя и не жажда денег, которые удастся отсудить. Гораздо важнее, что забракованная по коммерческим соображениям игра, предполагающая созерцание функционирующего по собственным законам, внутренне развивающегося мира, позволила сформироваться сложному искусственному интеллекту. Что ни говори, произошло маленькое чудо, пусть пока не обнаруженное людьми, считающими мужчину в неизменной голубой рубашке таким же человеком за персональным компьютером или ноутбуком, как они сами (только действующим нестандартно). И за это чудо стоит побороться! Шон и Райан не стесняются следовать в русле комедии, а точнее, романтической комедии, подчёркивая истинность нежных чувств Парня, встретившего идеальную возлюбленную, но… По мере приближения развязки всё отчётливее понимаешь, что рейнольдсовский неигровой персонаж, переставший быть таковым, сталкивается примерно с тем же комплексом противоречивых эмоций, что нахлынули на Трумана Бёрбанка, когда тот догадался, что помещён в нескончаемое телевизионное шоу. Ну, или на Нео, просвещённого Морфеусом, что пребывает в Матрице. Схватка с Чуваком протекает напряжённо (и местами забавно), но не менее принципиальными, чем победа над Антуаном и подосланным по распоряжению дельца безмозглым силачом, являются слова героя, понявшего свободу правильно – не как вседозволенность, но как осознанную необходимость, прямо-таки по Бенедикту Спионезе. И его опыт ценен не только для обитателей виртуальной реальности, поверивших своему лидеру. _______ 1 – Достаточно вспомнить камео актёра в «Третьем лишнем» /2012/ Сета МакФарлейна, послужившее плюшевому мишке Теду поводом для ехидного замечания.