Вероятно, не очень правильно начинать рецензию на фильм, посвящённый злободневной социальной проблеме, с упоминания о чисто коммерческом аспекте, но такие вещи, что ни говори, случаются не слишком часто. Вслед за медленным, но верным возрождением репутации Orion Pictures бизнесмены от киноискусства сделали ставку на ещё один, казалось бы, основательно преданный забвению бренд – American International Pictures. Кинокомпания, в значительной степени определявшая лицо заокеанского «независимого» кинематографа (не только благодаря сотрудничеству с Роджером Корманом), прекратила существование как самостоятельное юридическое лицо в канун рейганомики, однако влияние её наследия на творческий – да и организационно-финансовый – процесс продолжает ощущаться в киноиндустрии по сию пору. Есть над чем поразмышлять!.. Правда, представляется несколько странным само решение выпустить под знакомым логотипом именно постановку Эндрю Левитаса, поскольку аббревиатура AIP ассоциируется по преимуществу с жанровой, сугубо развлекательной (в хорошем смысле) кинопродукцией. «Минамата» (1) – серьёзная драма, не рассчитанная даже на тот специфический отклик широкой аудитории, какой снискали, допустим, «Гражданский иск» /1998/, «Свой человек» /1999/ или «Эрин Брокович» /2000/. Во всяком случае такое впечатление остаётся по завершении сеанса.
Что здесь имеется в виду? На первый взгляд сценарист Дэвид Кесслер, взяв за основу одноимённую автобиографическую книгу Юджина Смита с супругой Айлин Миоко, как раз следует в русле упомянутых картин Стивена Заилляна, Майкла Манна и Стивена Содерберга. Речь вновь идёт о смелом индивидууме, бросившем вызов могущественной Системе, в данном случае – владельцам Chisso Corporation, отказывающимся официально признавать себя виновными в загрязнении вод бухты высокотоксичными (содержащими соединения ртути) химическими веществами. Мало того, приглашение кинозвезды (уровня Джона Траволты, Аля Пачино, Джулии Робертс) для подобных проектов является если и не обязательным, то точно – крайне желательным. К счастью, Джонни Депп (опять продемонстрировавший, что отказывается почивать на лаврах, выбирая интересные, неожиданные роли) мастерски уходит от набивших оскомину актёрских штампов. Мы застаём легендарного фотографа, чьи снимки снискали широкое признание в профессиональных кругах, в крайне стеснённых материальных обстоятельствах. Юджин даже вынужденно продал часть оборудования, а Роберт Хейс поясняет, что для журнала Life настали тяжёлые времена – и что помочь с заказами не сможет. Крайне сомнительно звучит и предложение гостьи с Востока, которая почему-то увидела в его участии какой-никакой шанс на победу над влиятельными местными дельцами. Смиту приходится применить дар красноречия, чтобы убедить сомневающихся членов редакционной коллегии профинансировать командировку: фоторепортаж обещает произвести эффект разорвавшейся бомбы в свете готовящегося экологического саммита.
Российский прокатный вариант названия может показаться не слишком удачным, но громкий эпитет действительно уместен в отношении персоны Уильяма Юджина Смита. И дело отнюдь не в прежних заслугах. Мужчина в преклонных летах, находящийся в затяжном кризисе, злоупотребляющий алкоголем (а иногда и наркотиками), давно не видевшийся с детьми, неожиданно находит в себе силы совершить по-настоящему смелый поступок. Хейс (в убедительном исполнении Билла Найи) изрядно рисковал, поручая задание не отличающемуся дисциплинированностью человеку, но… это тот случай, когда сама ситуация вынуждает внутренне собраться: чужестранец быстро понимает, насколько велика принятая на себя ответственность. Актёр находит точные детали, чтобы показать процесс внутренней эволюции своего персонажа. Вместе с тем Джонни деликатно заостряет внимание на том, как рост, скажем так, гражданского чувства возвращает вдохновение израненной, мятущейся душе, способствуя помимо прочего и заживлению давней (тянущейся с войны) психологической травмы, тоже связанной со Страной восходящего солнца. Подлинное становление художника происходит в тот момент, когда его работы служат другим: конкретным людям, а в идеале – и всему человечеству. Разумеется, Смит откажется от щедрой взятки, предложенной хозяином предприятия, чтобы убраться восвояси и «позволить японцам решать японские проблемы».
Это – второй ключевой аспект кинопроизведения. В события «Великого», вообще-то основанные на фактах (причём на фактах, сравнительно широко известных), будет трудно поверить тем, кто считает упомянутое азиатское государство образцовым – гордостью современного капитализма. Мол, разве могут эффективные менеджеры крупного завода (практически градообразующего предприятия, по нашей терминологии) позволить себе вопиюще халатное отношение к соотечественникам?.. Когда Смиту с соратниками удаётся проникнуть в архив местного госпиталя, обнаруженные медицинские документы заставляют вспомнить даже не последствия атомной бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки, а деятельность засекреченных подразделений императорской армии, занимавшихся испытанием биологического и химического оружия. Только теперь невольными «подопытными» стали (вместо населения оккупированных территорий, в основном китайцев) сородичи! Владелец компании, убеждая фоторепортёра в собственной правоте, прибегает к стандартным доводам любого уважающего себя капиталиста – говорит о достижениях научно-технического прогресса, о приносимом десяткам тысяч рядовых работников благополучии (к тому же, прямая связь между выбросами и болезнями официально не доказана), о том, что разделяет горе земляков, но вынужден-де считаться с конкурентами. Как не поверить солидному предпринимателю на слово?
На мой взгляд, воззрения Левитаса и Кесслера глубже позиций, отстаиваемых коллегами в упомянутых выше голливудских драмах. Смит, что ни говори, догадывается, что один в поле – не воин, что никто не в состоянии решить проблемы жителей Минаматы, кроме них самих. В его скромных силах лишь помочь в заведомо неравной борьбе – помочь тем, на чьей стороне правда. Произвол полицейских (явно не отказывающихся от прибавки к жалованью из чёрной кассы Chisso), демонстрация, перетекающая в открытое столкновение с заводской охраной и прибывшими силами охраны правопорядка, наконец, переговоры инициативной группы с ключевыми акционерами – все эти эпизоды исполнены драматизма. Казалось бы, финал с озвучиванием решения суда, признавшего правоту истцов и обязавшего юридическое лицо выплатить пострадавшим крупный (рекордный!) штраф, свидетельствует в пользу истины, что справедливость рано или поздно восторжествует. Однако краткая справка, данная под занавес, развеивает прекраснодушные иллюзии. И авторы абсолютно правы, намекая, что причина – не в происках конкретных злодеев. Череда упоминаемых под занавес техногенных катастроф, произошедших в разных уголках планеты, красноречиво свидетельствует, что речь – не об исключениях из правил… И всё-таки сеанс не завершаешь с мрачным, гнетущим ощущением. Кульминацией становятся, пожалуй, кадры, когда Смит делает фотографию «Томоко Уемура в её ванной комнате», вскоре прогремевшую на весь мир. Здесь мастерство художника выразилось в замечательном умении передать колоссальную силу любви, согревающую несчастных жертв болезни Минаматы. Шире – любви, служащей залогом выживания и развития всего человечества.
_______
1 – В оригинале в заголовок вынесено наименование города, расположенного на юге Японии, в префектуре Кумамото.
8
,2
2020, США, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вероятно, не очень правильно начинать рецензию на фильм, посвящённый злободневной социальной проблеме, с упоминания о чисто коммерческом аспекте, но такие вещи, что ни говори, случаются не слишком часто. Вслед за медленным, но верным возрождением репутации Orion Pictures бизнесмены от киноискусства сделали ставку на ещё один, казалось бы, основательно преданный забвению бренд – American International Pictures. Кинокомпания, в значительной степени определявшая лицо заокеанского «независимого» кинематографа (не только благодаря сотрудничеству с Роджером Корманом), прекратила существование как самостоятельное юридическое лицо в канун рейганомики, однако влияние её наследия на творческий – да и организационно-финансовый – процесс продолжает ощущаться в киноиндустрии по сию пору. Есть над чем поразмышлять!.. Правда, представляется несколько странным само решение выпустить под знакомым логотипом именно постановку Эндрю Левитаса, поскольку аббревиатура AIP ассоциируется по преимуществу с жанровой, сугубо развлекательной (в хорошем смысле) кинопродукцией. «Минамата» (1) – серьёзная драма, не рассчитанная даже на тот специфический отклик широкой аудитории, какой снискали, допустим, «Гражданский иск» /1998/, «Свой человек» /1999/ или «Эрин Брокович» /2000/. Во всяком случае такое впечатление остаётся по завершении сеанса. Что здесь имеется в виду? На первый взгляд сценарист Дэвид Кесслер, взяв за основу одноимённую автобиографическую книгу Юджина Смита с супругой Айлин Миоко, как раз следует в русле упомянутых картин Стивена Заилляна, Майкла Манна и Стивена Содерберга. Речь вновь идёт о смелом индивидууме, бросившем вызов могущественной Системе, в данном случае – владельцам Chisso Corporation, отказывающимся официально признавать себя виновными в загрязнении вод бухты высокотоксичными (содержащими соединения ртути) химическими веществами. Мало того, приглашение кинозвезды (уровня Джона Траволты, Аля Пачино, Джулии Робертс) для подобных проектов является если и не обязательным, то точно – крайне желательным. К счастью, Джонни Депп (опять продемонстрировавший, что отказывается почивать на лаврах, выбирая интересные, неожиданные роли) мастерски уходит от набивших оскомину актёрских штампов. Мы застаём легендарного фотографа, чьи снимки снискали широкое признание в профессиональных кругах, в крайне стеснённых материальных обстоятельствах. Юджин даже вынужденно продал часть оборудования, а Роберт Хейс поясняет, что для журнала Life настали тяжёлые времена – и что помочь с заказами не сможет. Крайне сомнительно звучит и предложение гостьи с Востока, которая почему-то увидела в его участии какой-никакой шанс на победу над влиятельными местными дельцами. Смиту приходится применить дар красноречия, чтобы убедить сомневающихся членов редакционной коллегии профинансировать командировку: фоторепортаж обещает произвести эффект разорвавшейся бомбы в свете готовящегося экологического саммита. Российский прокатный вариант названия может показаться не слишком удачным, но громкий эпитет действительно уместен в отношении персоны Уильяма Юджина Смита. И дело отнюдь не в прежних заслугах. Мужчина в преклонных летах, находящийся в затяжном кризисе, злоупотребляющий алкоголем (а иногда и наркотиками), давно не видевшийся с детьми, неожиданно находит в себе силы совершить по-настоящему смелый поступок. Хейс (в убедительном исполнении Билла Найи) изрядно рисковал, поручая задание не отличающемуся дисциплинированностью человеку, но… это тот случай, когда сама ситуация вынуждает внутренне собраться: чужестранец быстро понимает, насколько велика принятая на себя ответственность. Актёр находит точные детали, чтобы показать процесс внутренней эволюции своего персонажа. Вместе с тем Джонни деликатно заостряет внимание на том, как рост, скажем так, гражданского чувства возвращает вдохновение израненной, мятущейся душе, способствуя помимо прочего и заживлению давней (тянущейся с войны) психологической травмы, тоже связанной со Страной восходящего солнца. Подлинное становление художника происходит в тот момент, когда его работы служат другим: конкретным людям, а в идеале – и всему человечеству. Разумеется, Смит откажется от щедрой взятки, предложенной хозяином предприятия, чтобы убраться восвояси и «позволить японцам решать японские проблемы». Это – второй ключевой аспект кинопроизведения. В события «Великого», вообще-то основанные на фактах (причём на фактах, сравнительно широко известных), будет трудно поверить тем, кто считает упомянутое азиатское государство образцовым – гордостью современного капитализма. Мол, разве могут эффективные менеджеры крупного завода (практически градообразующего предприятия, по нашей терминологии) позволить себе вопиюще халатное отношение к соотечественникам?.. Когда Смиту с соратниками удаётся проникнуть в архив местного госпиталя, обнаруженные медицинские документы заставляют вспомнить даже не последствия атомной бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки, а деятельность засекреченных подразделений императорской армии, занимавшихся испытанием биологического и химического оружия. Только теперь невольными «подопытными» стали (вместо населения оккупированных территорий, в основном китайцев) сородичи! Владелец компании, убеждая фоторепортёра в собственной правоте, прибегает к стандартным доводам любого уважающего себя капиталиста – говорит о достижениях научно-технического прогресса, о приносимом десяткам тысяч рядовых работников благополучии (к тому же, прямая связь между выбросами и болезнями официально не доказана), о том, что разделяет горе земляков, но вынужден-де считаться с конкурентами. Как не поверить солидному предпринимателю на слово? На мой взгляд, воззрения Левитаса и Кесслера глубже позиций, отстаиваемых коллегами в упомянутых выше голливудских драмах. Смит, что ни говори, догадывается, что один в поле – не воин, что никто не в состоянии решить проблемы жителей Минаматы, кроме них самих. В его скромных силах лишь помочь в заведомо неравной борьбе – помочь тем, на чьей стороне правда. Произвол полицейских (явно не отказывающихся от прибавки к жалованью из чёрной кассы Chisso), демонстрация, перетекающая в открытое столкновение с заводской охраной и прибывшими силами охраны правопорядка, наконец, переговоры инициативной группы с ключевыми акционерами – все эти эпизоды исполнены драматизма. Казалось бы, финал с озвучиванием решения суда, признавшего правоту истцов и обязавшего юридическое лицо выплатить пострадавшим крупный (рекордный!) штраф, свидетельствует в пользу истины, что справедливость рано или поздно восторжествует. Однако краткая справка, данная под занавес, развеивает прекраснодушные иллюзии. И авторы абсолютно правы, намекая, что причина – не в происках конкретных злодеев. Череда упоминаемых под занавес техногенных катастроф, произошедших в разных уголках планеты, красноречиво свидетельствует, что речь – не об исключениях из правил… И всё-таки сеанс не завершаешь с мрачным, гнетущим ощущением. Кульминацией становятся, пожалуй, кадры, когда Смит делает фотографию «Томоко Уемура в её ванной комнате», вскоре прогремевшую на весь мир. Здесь мастерство художника выразилось в замечательном умении передать колоссальную силу любви, согревающую несчастных жертв болезни Минаматы. Шире – любви, служащей залогом выживания и развития всего человечества. _______ 1 – В оригинале в заголовок вынесено наименование города, расположенного на юге Японии, в префектуре Кумамото.