Появилось несколько фильмов о «безумных девяностых», которые теперь рассматриваются всё-таки с иной точки зрения, поскольку выросло поколение тех, кто был ещё детьми четверть века назад. И это уже не взгляд взрослых свидетелей «криминального беспредела», творившегося в 90-е годы, что очевиднее всего было выражено в сериале «Бригада» Алексея Сидорова. Причём минувшая эпоха может восприниматься по-прежнему жёстко и с излишним надрывом (допустим, в «Быке» Бориса Акопова) или с незлобивым юмором, иронически-ностальгической интонацией, как в «Бате» Дмитрия Ефимовича.
А вот «Маша» сценаристки Анастасии Пальчиковой, подавшейся в режиссуру (и тоже получила на фестивале «Кинотавр» приз за дебют вслед за «Быком», год спустя), занимает словно промежуточное место между «Быком» и «Батей». Но одновременно было бы весьма любопытно сопоставить… с «Леоном» Люка Бессона, вышедшем примерно тогда же, когда происходит действие «Маши». Хотя в этой картине среди кинематографических впечатлений юных персонажей упоминаются «Унесённые ветром» и «Ворон», увиденные ими в кинотеатре или на видеокассете. Однако дело не только в том, что взаимоотношения 13-летней Маши со своим дядей, который имеет грозное прозвище Крёстный (ну, чем не местный «крестный отец» из преступной группировки, скрывающейся под видом боксёрской секции в городском спорткомплексе?!) и наводит страх на многих, можно посчитать вполне душевными и даже трогательными.
Бойкая рыжеволосая девчонка, которая крутится постоянно среди подручных дяди, а мечтает о карьере певицы, исполняющей исключительно джазовые и блюзовые песни, является своего рода «дочерью полка» (как ни предосудительно это прозвучит), с явным удовольствием пользующейся вниманием и заботой со стороны этих мафиози провинциального пошиба. Но всё приобретает чересчур драматический оборот, далеко не всегда оправданный и порою надуманный, особенно в случае с устроенным пожаром в квартире настоящего отца Маши. Да и потом представляется просто глупым запоздалое (спустя много лет) признание исполнителя этой акции - лишь для того, чтобы выросшая героиня, действительно ставшая певицей, задумалась о возмездии.
Судя по интервью Пальчиковой, её посещали сомнения насчёт финала при написании сценария, позже - на съёмках, а в итоге - на монтаже. И тот вариант, который был выбран, выглядит вполне эффектным, но вызывает вопросы этического свойства, а главное - разрушает выстраиваемую художественную конструкцию, суть которой можно приблизительно описать при помощи знаменитой ахматовской строчки «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи». Однако получается в силу способности кинематографа обобщать рассказываемые истории, что почти у каждой известной личности творческого плана обнаруживается, помимо типичного «скелета в шкафу», ещё и готовность совершить преступление, вовсе не опасаясь неизбежного наказания.
А вот с эстетической точки зрения найдутся в «Маше» поистине интересные, тонко подмеченные моменты, далеко не всегда совпадающие с личной биографией автора, что делает их не менее ценными. И актёрский дуэт юной Полины Гухман (она запомнилась ещё в «Иване» Алёны Давыдовой) и опытного Максима Суханова в роли Крёстного радует искусством раскованной игры в лицедейство.
6
,5
2020, Россия, Драмы
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Появилось несколько фильмов о «безумных девяностых», которые теперь рассматриваются всё-таки с иной точки зрения, поскольку выросло поколение тех, кто был ещё детьми четверть века назад. И это уже не взгляд взрослых свидетелей «криминального беспредела», творившегося в 90-е годы, что очевиднее всего было выражено в сериале «Бригада» Алексея Сидорова. Причём минувшая эпоха может восприниматься по-прежнему жёстко и с излишним надрывом (допустим, в «Быке» Бориса Акопова) или с незлобивым юмором, иронически-ностальгической интонацией, как в «Бате» Дмитрия Ефимовича. А вот «Маша» сценаристки Анастасии Пальчиковой, подавшейся в режиссуру (и тоже получила на фестивале «Кинотавр» приз за дебют вслед за «Быком», год спустя), занимает словно промежуточное место между «Быком» и «Батей». Но одновременно было бы весьма любопытно сопоставить… с «Леоном» Люка Бессона, вышедшем примерно тогда же, когда происходит действие «Маши». Хотя в этой картине среди кинематографических впечатлений юных персонажей упоминаются «Унесённые ветром» и «Ворон», увиденные ими в кинотеатре или на видеокассете. Однако дело не только в том, что взаимоотношения 13-летней Маши со своим дядей, который имеет грозное прозвище Крёстный (ну, чем не местный «крестный отец» из преступной группировки, скрывающейся под видом боксёрской секции в городском спорткомплексе?!) и наводит страх на многих, можно посчитать вполне душевными и даже трогательными. Бойкая рыжеволосая девчонка, которая крутится постоянно среди подручных дяди, а мечтает о карьере певицы, исполняющей исключительно джазовые и блюзовые песни, является своего рода «дочерью полка» (как ни предосудительно это прозвучит), с явным удовольствием пользующейся вниманием и заботой со стороны этих мафиози провинциального пошиба. Но всё приобретает чересчур драматический оборот, далеко не всегда оправданный и порою надуманный, особенно в случае с устроенным пожаром в квартире настоящего отца Маши. Да и потом представляется просто глупым запоздалое (спустя много лет) признание исполнителя этой акции - лишь для того, чтобы выросшая героиня, действительно ставшая певицей, задумалась о возмездии. Судя по интервью Пальчиковой, её посещали сомнения насчёт финала при написании сценария, позже - на съёмках, а в итоге - на монтаже. И тот вариант, который был выбран, выглядит вполне эффектным, но вызывает вопросы этического свойства, а главное - разрушает выстраиваемую художественную конструкцию, суть которой можно приблизительно описать при помощи знаменитой ахматовской строчки «Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи». Однако получается в силу способности кинематографа обобщать рассказываемые истории, что почти у каждой известной личности творческого плана обнаруживается, помимо типичного «скелета в шкафу», ещё и готовность совершить преступление, вовсе не опасаясь неизбежного наказания. А вот с эстетической точки зрения найдутся в «Маше» поистине интересные, тонко подмеченные моменты, далеко не всегда совпадающие с личной биографией автора, что делает их не менее ценными. И актёрский дуэт юной Полины Гухман (она запомнилась ещё в «Иване» Алёны Давыдовой) и опытного Максима Суханова в роли Крёстного радует искусством раскованной игры в лицедейство.