Ещё можно понять, скажем, Мамору Осии, который, переключившись на игровой кинематограф, ангажировал на главные роли польских актрис и актёров, начиная с красавицы Малгожаты Форемняк, и там же, в этом государстве Центральной Европы, провёл основные съёмки. «Авалон» /2001/ предназначался для международного рынка, и мэтр аниме не хотел, чтобы у публики возникало ощущение, будто действие антиутопии развёртывается на Востоке. Но что подвигло Магнуса фон Хорна обратиться к социальным реалиям республики, всё-таки заметно отличающимся от положения вещей в родной Швеции?.. Впрочем, вопросами такого рода будут задаваться на сеансе лишь те из зрителей, кто не знаком с биографией режиссёра-сценариста хотя бы поверхностно. За годы постижения азов ремесла в стенах легендарной Киношколы в Лодзи он не просто приобщился к богатой и самобытной экранной традиции, но и успел изучить пресловутую «загадочную славянскую душу». Вторая полнометражная постановка в целом подтверждает, что Магнус делает всё, чтобы не казаться в глазах местных жителей иностранцем, взирающим на внутренние проблемы со стороны, отстранённо, без должного погружения в материал. Пожалуй, поставленную цель можно считать достигнутой, хотя… затронутые авторами вопросы воспринимаются жгуче актуальными далеко не для одной Варшавы или Кракова. Неслучайно же создатели присвоили ленте англоязычное название.
Кстати, о названии. Фильм получил в России известность под неточным (1) заголовком «Красотка», вызывающим совсем уж неуместные ассоциации с мелодрамой Гарри Маршалла, где блеснули Ричард Гир и Джулия Робертс. Но и вариант «ЗОЖ» передаёт лишь часть вложенного смысла. Вот одноимённая композиция музыкальной группы «Ленинград» (и в первую очередь – уморительный видеоклип, снятый Анной Пармас в 2015-м) действительно выглядела едкой сатирой на приверженцев так называемого здорового образа жизни. Во всяком случае – на приверженцев самых ярых, фанатичных, возводящих разумную идею в культ и… утрачивающих чувство меры, логично забредая на территорию экстремального спорта (с печальными последствиями). В постановке фон Хорна главное – иное. Да, Сильвия Заяц (фамилия, вне всякого сомнения, ‘говорящая’) выступает популяризатором аэробики и физической культуры как таковой. Девушка не обманывает бесчисленных (порядка шестисот тысяч!) подписчиков персональной страницы в Instagram, личным примером доказывая, как важно держать себя в форме. Пролитый на тренировках ‘пот’ в сочетании с правильным питанием и избавлением от вредных привычек принесёт организму огромную пользу. А ведь ещё Децим Юний Ювенал учил, что в здоровом теле здоровый дух. Но… так ли всё однозначно?
По иронии судьбы, Магдалена Колесник получила награду (за исполнение роли Марии Лукьяновны в спектакле по пьесе «Самоубийца» Николая Эрдмана) на престижном фестивале театральных вузов в той же Лодзи, пусть и в 2014-м – через год после того, как фон Хорн окончил киношколу. Хотя исполнительница уверяла, что до съёмок не пользовалась американской социальной сетью и отдавала предпочтение занятиям йогой, веришь, что героиня могла добиться такой известности. Дело не только в точёной фигурке и миловидном личике – или даже в умении «зажигать» толпу тех, кто пришёл в фитнес-клуб. Заяц усвоила нехитрые навыки завоевания симпатии у Интернет-аудитории, стараясь обращаться к поклонникам как можно чаще – по несколько раз на дню, используя малейшие поводы. Всё работает на поддержание иллюзии того, что посетители её странички – желанные гости. Но насколько Сильвия искренна? Настолько открыта людям, что готова делиться сокровенным? Или запись с доверительной речью девушки, жалующейся, обливаясь слезами, что устала от одиночества и мечтает любить и быть любимой, – ловкий рекламный трюк?!
Магнус не стал скрывать от журналистов, что первое знакомство с Польшей было не из приятных – что спустя несколько месяцев после прибытия туда подвергся разбойному нападению. Но и без печального инцидента он бы вряд ли смог обойти молчанием тему насилия. На сей раз сюжет обостряется с появлением Рысика (видимо, уменьшительно-ласкательная форма имени Рышард), потерявшего голову от «звезды» – и предающегося удовлетворению эротических фантазий, сидя в автомобиле у её подъезда. Нелепый увалень наверняка и не подозревает, что для характеристики подобного девиантного поведения придуман специальный термин – сталкинг. Так это и есть оборотная сторона славы? Неприятно, конечно, однако на поверку жертвой становится именно горе-воздыхатель, жестоко избитый коллегой Сильвии, которого та пригласила домой вроде как для приятного интимного уединения. Проводив покалеченного парня в больницу, она понимает, что причину подспудной неудовлетворённости (смутного ощущения, что превратилась, фигурально выражаясь, в «загнанного зайца») следует искать не здесь. Но где?
Сильвия, разумеется, неспроста наседала на своего агента, требуя организовать интервью (с последующим выступлением для телезрителей) в телепрограмме, но некоторые заданные вопросы показались гостье неделикатными. Особенно перестаралась пани ведущая телеканала TVN, спросившая, не является ли перебором практика всё выставлять напоказ – и пускать на продажу. Не знаю, заложена ли в реплике прямая отсылка к пронзительному, исповедальному фильму «Всё на продажу» /1969/, в котором Анджей Вайда, рассказывая о себе и суматошном творческом процессе, мучительно пытался понять, почему день ото дня крепнет подозрение, будто в мире не осталось ничего настоящего, не сводящегося к примитивным, меркантильным вещам. И это было – при социалистическом укладе, причём задолго до ухудшения политической обстановки. Скандинавский режиссёр, развивая мысль классика (не так уж принципиально – сознательно или нет), прозрачно намекает, что для текущего момента подобные соображения справедливы тем паче. Плохо даже не то, что Заяц существует на виду у всех, психологически приспособившись к прозябанию в паноптикуме на одну персону. Она стала заложницей двусмысленной ситуации, когда уже как бы и не принадлежит себе. Внутренне приняла жизнь на витрине в обмен на регулярные денежные поступления и товары от спонсоров. Отчуждённость – неотъемлемая часть такого бытования.
Главная героиня, вообще говоря, видится далеко не худшим представителем когорты тех, кто профессионально занимается блогерством, – хотя бы потому, что не пытается заработать дешёвую популярность благодаря скандальным выходкам. Однако фон Хорн и Колесник делают всё, чтобы сочувствие к ней – не одержало верх. Расстроилась ли Сильвия до глубины души или порыв заплакать перед телекамерой мало чем отличается от позирования фотографам накануне вечером (в ночном клубе), по большому счёту – неважно. Гораздо важнее, что она тут же, собрав волю в кулак и вытерев слёзы, приступает к физическим упражнениям на радость почитателям. Шоу должно продолжаться – иначе цена, чего доброго, упадёт… Увы, мировая премьера фильма «ЗОЖ» не состоялась, как было запланировано, в Каннах – из-за введения карантина, повлёкшего отмену ведущего МКФ. Однако лента прошла на ряде киносмотров рангом пониже и, что особенно радует, вызвала повышенный интерес на Польском кинофестивале в Гдыне.
_______
1 – Неточным, даже если создатели и держали в уме созвучие слов «sweat» и «sweet» (‘милая’, ‘дорогая’, ‘сладкая’).
4
,7
2020, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ещё можно понять, скажем, Мамору Осии, который, переключившись на игровой кинематограф, ангажировал на главные роли польских актрис и актёров, начиная с красавицы Малгожаты Форемняк, и там же, в этом государстве Центральной Европы, провёл основные съёмки. «Авалон» /2001/ предназначался для международного рынка, и мэтр аниме не хотел, чтобы у публики возникало ощущение, будто действие антиутопии развёртывается на Востоке. Но что подвигло Магнуса фон Хорна обратиться к социальным реалиям республики, всё-таки заметно отличающимся от положения вещей в родной Швеции?.. Впрочем, вопросами такого рода будут задаваться на сеансе лишь те из зрителей, кто не знаком с биографией режиссёра-сценариста хотя бы поверхностно. За годы постижения азов ремесла в стенах легендарной Киношколы в Лодзи он не просто приобщился к богатой и самобытной экранной традиции, но и успел изучить пресловутую «загадочную славянскую душу». Вторая полнометражная постановка в целом подтверждает, что Магнус делает всё, чтобы не казаться в глазах местных жителей иностранцем, взирающим на внутренние проблемы со стороны, отстранённо, без должного погружения в материал. Пожалуй, поставленную цель можно считать достигнутой, хотя… затронутые авторами вопросы воспринимаются жгуче актуальными далеко не для одной Варшавы или Кракова. Неслучайно же создатели присвоили ленте англоязычное название. Кстати, о названии. Фильм получил в России известность под неточным (1) заголовком «Красотка», вызывающим совсем уж неуместные ассоциации с мелодрамой Гарри Маршалла, где блеснули Ричард Гир и Джулия Робертс. Но и вариант «ЗОЖ» передаёт лишь часть вложенного смысла. Вот одноимённая композиция музыкальной группы «Ленинград» (и в первую очередь – уморительный видеоклип, снятый Анной Пармас в 2015-м) действительно выглядела едкой сатирой на приверженцев так называемого здорового образа жизни. Во всяком случае – на приверженцев самых ярых, фанатичных, возводящих разумную идею в культ и… утрачивающих чувство меры, логично забредая на территорию экстремального спорта (с печальными последствиями). В постановке фон Хорна главное – иное. Да, Сильвия Заяц (фамилия, вне всякого сомнения, ‘говорящая’) выступает популяризатором аэробики и физической культуры как таковой. Девушка не обманывает бесчисленных (порядка шестисот тысяч!) подписчиков персональной страницы в Instagram, личным примером доказывая, как важно держать себя в форме. Пролитый на тренировках ‘пот’ в сочетании с правильным питанием и избавлением от вредных привычек принесёт организму огромную пользу. А ведь ещё Децим Юний Ювенал учил, что в здоровом теле здоровый дух. Но… так ли всё однозначно? По иронии судьбы, Магдалена Колесник получила награду (за исполнение роли Марии Лукьяновны в спектакле по пьесе «Самоубийца» Николая Эрдмана) на престижном фестивале театральных вузов в той же Лодзи, пусть и в 2014-м – через год после того, как фон Хорн окончил киношколу. Хотя исполнительница уверяла, что до съёмок не пользовалась американской социальной сетью и отдавала предпочтение занятиям йогой, веришь, что героиня могла добиться такой известности. Дело не только в точёной фигурке и миловидном личике – или даже в умении «зажигать» толпу тех, кто пришёл в фитнес-клуб. Заяц усвоила нехитрые навыки завоевания симпатии у Интернет-аудитории, стараясь обращаться к поклонникам как можно чаще – по несколько раз на дню, используя малейшие поводы. Всё работает на поддержание иллюзии того, что посетители её странички – желанные гости. Но насколько Сильвия искренна? Настолько открыта людям, что готова делиться сокровенным? Или запись с доверительной речью девушки, жалующейся, обливаясь слезами, что устала от одиночества и мечтает любить и быть любимой, – ловкий рекламный трюк?! Магнус не стал скрывать от журналистов, что первое знакомство с Польшей было не из приятных – что спустя несколько месяцев после прибытия туда подвергся разбойному нападению. Но и без печального инцидента он бы вряд ли смог обойти молчанием тему насилия. На сей раз сюжет обостряется с появлением Рысика (видимо, уменьшительно-ласкательная форма имени Рышард), потерявшего голову от «звезды» – и предающегося удовлетворению эротических фантазий, сидя в автомобиле у её подъезда. Нелепый увалень наверняка и не подозревает, что для характеристики подобного девиантного поведения придуман специальный термин – сталкинг. Так это и есть оборотная сторона славы? Неприятно, конечно, однако на поверку жертвой становится именно горе-воздыхатель, жестоко избитый коллегой Сильвии, которого та пригласила домой вроде как для приятного интимного уединения. Проводив покалеченного парня в больницу, она понимает, что причину подспудной неудовлетворённости (смутного ощущения, что превратилась, фигурально выражаясь, в «загнанного зайца») следует искать не здесь. Но где? Сильвия, разумеется, неспроста наседала на своего агента, требуя организовать интервью (с последующим выступлением для телезрителей) в телепрограмме, но некоторые заданные вопросы показались гостье неделикатными. Особенно перестаралась пани ведущая телеканала TVN, спросившая, не является ли перебором практика всё выставлять напоказ – и пускать на продажу. Не знаю, заложена ли в реплике прямая отсылка к пронзительному, исповедальному фильму «Всё на продажу» /1969/, в котором Анджей Вайда, рассказывая о себе и суматошном творческом процессе, мучительно пытался понять, почему день ото дня крепнет подозрение, будто в мире не осталось ничего настоящего, не сводящегося к примитивным, меркантильным вещам. И это было – при социалистическом укладе, причём задолго до ухудшения политической обстановки. Скандинавский режиссёр, развивая мысль классика (не так уж принципиально – сознательно или нет), прозрачно намекает, что для текущего момента подобные соображения справедливы тем паче. Плохо даже не то, что Заяц существует на виду у всех, психологически приспособившись к прозябанию в паноптикуме на одну персону. Она стала заложницей двусмысленной ситуации, когда уже как бы и не принадлежит себе. Внутренне приняла жизнь на витрине в обмен на регулярные денежные поступления и товары от спонсоров. Отчуждённость – неотъемлемая часть такого бытования. Главная героиня, вообще говоря, видится далеко не худшим представителем когорты тех, кто профессионально занимается блогерством, – хотя бы потому, что не пытается заработать дешёвую популярность благодаря скандальным выходкам. Однако фон Хорн и Колесник делают всё, чтобы сочувствие к ней – не одержало верх. Расстроилась ли Сильвия до глубины души или порыв заплакать перед телекамерой мало чем отличается от позирования фотографам накануне вечером (в ночном клубе), по большому счёту – неважно. Гораздо важнее, что она тут же, собрав волю в кулак и вытерев слёзы, приступает к физическим упражнениям на радость почитателям. Шоу должно продолжаться – иначе цена, чего доброго, упадёт… Увы, мировая премьера фильма «ЗОЖ» не состоялась, как было запланировано, в Каннах – из-за введения карантина, повлёкшего отмену ведущего МКФ. Однако лента прошла на ряде киносмотров рангом пониже и, что особенно радует, вызвала повышенный интерес на Польском кинофестивале в Гдыне. _______ 1 – Неточным, даже если создатели и держали в уме созвучие слов «sweat» и «sweet» (‘милая’, ‘дорогая’, ‘сладкая’).