Молодая женщина из Ирана Марьям непредумышленно убила своего пожилого богатого мужа. Ей выносят смертный приговор, и единственный способ избежать казни – добиться публичного прощения от дочери покойного. Напряженная семейная драма с элементами юридического триллера от режиссера и сценариста Масуда Бахши. На фестивале независимого кино «Сандэнс» картина взяла Большой приз жюри в международной секции за лучший драматический фильм.
В эфире одно из самых рейтинговых и важных реалити-шоу на иранском телевидении, где осужденные на казнь получают шанс на спасение. Выпуск программы приурочен к древнему празднику зимнего солнцестояния Ялда. Гостья телестудии – 22-летняя Марьям, которую могут казнить за убийство мужа. Во время трагической семейной ссоры Марьям толкнула 65-летнего Насера, и тот упал с лестницы. Теперь судьба осужденной зависит от решения телезрителей и единственной дочери Насера Моны, женщины из совсем другого мира, которая может простить и спасти Марьям. Если захочет.
Остросоциальный иранский фильм о патриархате, классовом разрыве и власти СМИ «Ялда – Ночь прощения» можно посмотреть онлайн.
Жанр | Драмы, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 1 февраля 2019 |
Время | 1 ч. 25 мин. |
Ночной Тегеран. Улицы забиты машинами. По дороге едет полицейский автомобиль. Он останавливается у входа в телецентр. Из машины выходят три женщины в хиджабах: Марьям Камиджани, ее мать Масси Сараванди и сотрудница полиции. Женщины входят в здание телецентра. На проходной их встречает ассистент режиссера Кешаварз. Она требует, чтобы с Марьям сняли наручники.
Женщины поднимаются в студию. Там скоро должна начаться передача «Чудо прощения». Ведущий передачи напоминает зрителям: сегодня, в ночь праздника Ялда, в день зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь в году, когда ваши столы украшены арбузами и гранатами, мы организуем традиционное шоу, когда ближайшие родственники убитых людей прощают их убийц. Делается это во имя Аллаха. Нелегко простить убийцу, но многим удается это сделать.
Марьям приводят в гримерную. Мать заставляет ее сменить хиджаб с черного на коричневый. Кешаварз сообщает телевизионному продюсеру (Аят), что Мона Зия, дочь убитого Марьям Насера Зия, задерживается, но непременно доберется до студии. Она попала в пробку.
Марьям сильно нервничает. Мать наставляет ее: ты будь очень вежливой с Моной, поцелуй ей руку, попроси прощения. Марьям: но я ни в чем не виновата! И мне не нужны ее деньги. Она богачка, распродает сейчас имущество отца, чтобы уехать за границу к матери. Сараванди: да, она богачка. Вот поэтому ей и не нужен Кровавый долг.
Марьям разговаривает с Аятом. Почему мне не дали листочка с перечнем вопросов? Аят: там будут самые обычные вопросы, о тебе. Марьям: я хочу поговорить с Моной наедине, Аят: ты сделаешь это в студии.
Марьям гримируют.
Ведущий выпускает на сцену певца.
К зданию телецентра приезжает машина, оттуда выходит Мона Зия, входит внутрь. Ее встречает Кешаварз и проводит в студию.
К охраннику на проходной телецентра подходят женщина и мужчина (Анар и Реза), они говорят, что им нужно срочно увидеть госпожу Сараванди. Охранник говорит, что это невозможно: сейчас начнется прямой эфир.
Ведущий шоу пускает в эфир документальный фильм, посвященный смерти Насера Зия. Марьям спрашивает Аята: зачем вы это делаете? Вы меня позорите. Аят: но зрители пока ничего о тебе не знают, они должны быть знакомы с предысторией.
Историю Марьям и Насера на экране рассказывают журналисты, следователи, свидетели, адвокат Марьям.
Насер Зия – 65-летний владелец рекламного агентства в Тегеране. Четыре года назад он заключил временный брак со своей работницей Марьям Камиджани. Такие браки заключаются на несколько лет для того, чтобы мужчины не вели распутный образ жизни. Марьям, которая лично была знакома с дочерью Насера Моной, дала свое согласие на такой брак. С тех пор она вела роскошный образ жизни: лучшая одежда, самые модные рестораны. Но в октябре прошлого года между супругами в течение недели происходили жестокие ссоры. Марьям столкнула мужа с лестницы. Вследствие полученных травм он скончался. Марьям утверждает, что она была вынуждена сделать выбор между мужем и ребенком. Дело в том, что она забеременела, узнала, что находится на четвертой неделе, сообщила об этом Насеру. Тот сказал, что ребенка не желает, но обещал заключить с Марьям уже постоянный брак, если она избавится от плода. Из-за этого и начались скандалы. Марьям сказала, что уходит от Насера, собрала чемодан с вещами. Но муж не хотел отпускать Марьям, запер ее в комнате.
После того, как Марьям столкнула с лестницы мужа, он умер не сразу. Марьям растерялась, заперлась в комнате. Экспертиза показала: если бы она вызвала вовремя скорую помощь – Насер остался бы еще жив. К сожалению, ребенок Марьям родился мертвым.
В фильме был продемонстрирован следственный эксперимент, были показаны фотографии Марьям. Зрителям демонстрируют фотографии, на которых в исполнение приводятся смертные приговоры через повешение.
Марьям набрасывается на мать с упреками: зачем ты дала им мои фотографии? Чтобы все увидели, какая ты красивая была.
Марьям говорит, что хочет покинуть студию. Аят упрекает ее в том, что она срывает ему передачу. Мы же с тобой договорились! Ни о чем мы с вами не договаривались. Но тебя же казнят! Я не виновата в смерти Насера. Аят: но тебе вынесен смертный приговор. Ты можешь делать все что хочешь со своей жизнью, но портить мою передачу я не позволю. Марьям: моя жизнь кончилась со смертью моего сына, мне ничего не страшно.
Сараванди говорит, что выйдет в студию и начнет общаться со зрителями. Марьям требует от Аята, чтобы в студию первой вышла именно она. Немного подумав, Аят дает согласие.
Марьям выходит в студию. Ведущий сообщает зрителям, что все они могут принять участие в спонсорском СМС-голосовании. Если вы считаете, что Марьям нужно простить – высылайте на указанный номер цифру «1». Если считаете, что прощать Марьям нельзя – высылайте сообщение с цифрой «2». Если единиц наберется более пяти миллионов – наши спонсоры покроют половину Кровавого долга Марьям. А если единиц наберется свыше девяти миллионов – спонсоры полностью покроют Кровавый долг.
На проходной появляется женщина (Фируз) в яркой европейской одежде. Она поднимается в студию, надевает хиджаб.
Ведущий усаживается на кресло между Моной и Марьям, задает им вопросы.
Мона рассказывает, что у нее магистерская степень по графическому дизайну, еще имеется образование по менеджменту. Сейчас я возглавляю фирму отца. Какие у вас были с отцом отношения? Он очень меня любил, ведь больше детей у него не было. Мы с ним были настоящими друзьями. Как вы познакомились с семейством Камиджани? Это было 14 лет назад. Ее отец работал водителем у моего отца. Мы отправились на каникулы в путешествие на Север. Ее отец не смог оставить семью дома, поэтому с нами ехали Марьям и ее мать. То есть вы были настолько близки, что вместе путешествовали?
Марьям: мне тогда было шесть лет. Насер мне был как отец, а она – как старшая сестра. Когда погиб ваш отец? 12 лет назад. Мона: мы помогали его семье. Даже перевезли Камиджани в Тегеран. Марьям: да, ее отец содержал нас. Но как только я смогла – тут же устроилась на работу. Куда? Сначала работала бухгалтером у нее, потом секретаршей у него. Мона: у нее не было соответствующего образования, я оплатила ее учебу.
Ведущий: вы с отцом обсуждали тему женитьбы на Марьям? Мона: мои родители долго вынуждены жить врозь, мама постоянно лечилась за границей. Но они не разводились. Отец любил маму. Мы с ним не говорили о женитьбе на Марьям, мы уважали право каждого на личную жизнь. Давайте сменим эту тему.
Марьям говорит, что не виновата в смерти Насера: это произошло случайно. Мона: а как это можно назвать? Он еще 40 минут после того, как она его толкнула, дышал. Его бы спас ее телефонный звонок. Вместо этого она убежала. Марьям: я уже сто раз это объясняла, я была в шоке, не знала, что он еще жив. Ведущий: то есть вы считаете, что шок вас оправдывает? Марьям: не знаю. И вы не знаете. Вы ведь не были в такой ситуации. Я все потеряла: работу, мужа, сына. У меня ничего не осталось. Мона спрашивает ведущего: вы не находите, что она начинает искать сочувствия, бьет на жалость? Это не в формате вашей передачи. Ведущий соглашается с Моной. Он спрашивает Марьям: вы хотели выйти замуж за Насера? Нет, я любила его только как отца. Он сам предложил на мне жениться. И моя мать на этом настаивала, она считала, что только Насер сделает меня счастливой. Ведущий: это так? Мона: да, все так и было. Пусть она дальше излагает свою историю.
На вахте передачу сморят охранники и визитеры телецентра. Охранник говорит: нет, не простит она ее. И будет в своем праве.
Марьям: он стал меня приглашать на свидания, дарить подарки, предлагал на мне жениться. Я отказывалась. Он настаивал. Ему ведь было так одиноко! Его жена бросила.
Ведущий спрашивает Мону: а когда вы об этом узнали? Марьям: я пришла к ней и сама все рассказала. Даже моя мать еще не знала об этом. Мона: и как я на это отреагировала? Марьям: она сказала, чтобы я месяц на работе не появлялась. Дескать, ее отец предлагает выйти за него замуж всем ее подругам, а не только мне одной. Если меня не будет на работе месяц – он меня просто забудет. Ведущий: и как вы поступили? Я ее послушалась, перестала выходить на работу. Но он все равно не отставал. Звонил мне постоянно. Потом решил встретиться с моей матерью. И та сказала мне, что я не должна отвергать предложение Насера. Ведь он так много сделал для нашей семьи! Мона: а вот это неправда. Это полный бред. Мой отец был не таким человеком, ему не нужна была жалость посторонних.
Ведущий: поверьте, она не хотела оскорбить память вашего отца! Пожалуйста, не волнуйтесь. Марьям: я послушалась ее, целый месяц на работу не ходила. Потом позвонила ей, она трубку не берет. Я пришла на работу, а меня туда не пускают. Я целый месяц караулила ее на улице. А она меня ударила, такого мне наговорила, что я в студии сказать не смогу! Мона: я хотела, чтобы она очнулась, я вела себя как ее старшая сестра. Но она ничего не поняла. До сих пор не понимает. Марьям начинает плакать. Мать Марьям, наблюдая за студией из режиссерской, просит Аята прервать эфир. Продюсер просит дать ему статистику по СМС-сообщениям.
Мона спрашивает ведущего: как вы думаете, зачем молодой девушке вступать во временный брак с мужчиной 65 лет? Марьям ее перебивает: я не хотела, чтобы брак был временным. И все началось, когда я забеременела. Ведущий: когда вы узнали, что она беременна? Мона: не помню. Кажется, я тогда была за границей. Марьям: зачем ты врешь? Ты была там, врач подтвердит. Это она привела меня к гинекологу, хотела, чтобы я избавилась от ребенка из-за наследства.
Аят говорит ведущему: выводите Фируз.
Ведущий: дамы и господа, позвольте представить вам великую актрису Фируз! Она прервала съемки своего нового фильма, чтобы прочитать нам строки Хафиза.
После ухода Фируз начинается рекламная пауза. В телецентр удается проникнуть Анар и Резе. Они приносят ребенка и рассказывают Аяту, что в больнице подменили их мертвого ребенка на сына Марьям. Это было сделано по настоянию Сараванди.
Аят говорит Марьям: добейся от Моны прощения, у тебя теперь есть сын.
Марьям просит у Моны прощения. Затем Мону ведут в отдельное помещение, чтобы она смогла подумать над своим решением. Мона замечает в студии ребенка, которого мать Марьям собирается уложить спать. Мона выходит из телецентра, садится в машину и уезжает. Кешаварз догоняет Мону и возвращает ее в телецентр. С ней хочет поговорить приехавший в студию прокурор. Он говорит, что сын Марьям, когда вырастет, сам примет решение: простить мать или повесить.
За прощение Марьям подает голосов столько зрителей, что спонсоры должны полностью покрыть Кровавый долг.
Мона прощает Марьям и подписывает привезенный прокурором акт о прощении. Смертная казнь Марьям будет заменена тюремным заключением на срок от трех до шести лет.
Марьям просит Мону помочь ей с установлением факта отцовства Насера, но та ей отказывает.
Мона успевает срезать прядь волос ребенка и ноготь с пальца на ноге перед тем, как ее возвращают в тюрьму.
Отзывы