Честолюбивый искусствовед Джеймс Фигерас вместе со своей новой любовницей Беренис приезжает на итальянскую виллу к известному коллекционеру. Хозяин рассказывает гостям, что неподалеку живет легендарный художник-отшельник, и Джеймс получает задание – достать его шедевр. Клас Банг («Дракула», «Квадрат»), Элизабет Дебики, Дональд Сазерленд и Мик Джаггер в загадочном арт-триллере на основе неонуарного романа Чарльза Уиллефорда «Сожженная оранжевая ересь». Фильм закрывал Венецианский фестиваль 2019 года.
«Искусство – моя единственная любовница», – признается утонченный критик Джеймс Фигерас своей новой прекрасной подруге Беренис. При этом ему приходится довольствоваться работой простого лектора в Милане, просвещающего туристов. Карьера Джеймса пошла под откос после скандального инцидента в галерее, но у него появляется шанс на искупление благодаря влиятельному коллекционеру Кессиди. Если только это можно назвать «искуплением». Прибегая к соблазнительным обещаниям и открытому шантажу, Кессиди поручает Джеймсу найти лазейку к гениальному художнику-затворнику Джерому Дебни. Тайная цель их знакомства – достать для коллекционера картину гения, и не последняя роль в этом деле определена обаятельной Беренис.
Ценителям живописи и фильмов-головоломок предлагаем посмотреть онлайн драму «Искусство ограбления».
Джеймс, сидя на велотренажере, пытается запомнить речь. Позже он выступает с критикой одного неизвестного в Америке художника. На его выступление заходит и Беренис — молодая девушка. Джеймс продолжает раскрывать замысел художника. В конце выступления все слушатели хотят заполучить копию картины, о которой так проникновенно рассказывал Джеймс. Но он сознается, что все это вранье, а картину нарисовал сам Джеймс. Теперь же никто, кроме Беренис не хочет копию. Джеймс предупреждает аудиторию, чтобы они не теряли объективность при выборе предметов искусства. Раздаются аплодисменты.
Беренис подходит к Джеймсу пообщаться. Девушка заявляет, что хочет картину, а та обвиняет его во лжи. Спустя несколько часов они уже в постели в квартире у Джеймса. Парочка фантазирует на тему того, как могла бы сложиться их совместная жизнь. Но Беренис собирает вещи и готовится уйти. Напоследок Джеймс предлагает девушке какие-то таблетки, и они оба принимают их. Мужчина хочет пригласить Беренис в особняк к одному галеристу, для которого Джеймс должен составить опись всех его картин. Ночью Беренис смотрит с балкона на спящего Джеймса.
Утром в пустой квартире звонит телефон, и некая Луиза говорит, что чек, который дал ей Джеймс, недействителен. Сам Джеймс и Беренис едут на машине. Мужчина рассказывает реальную историю того художника, и, оказывается, Джеймс почти и не врал. Более того, Джеймс показывал аудитории картину жены художника, которая плохо ладила с холстом и красками. Работа Джеймса — отличать хорошие и ценные картины от пустышек.
Парочка проезжает ворота особняка и двигается по обширной территории. Сам особняк находится на берегу озера. Джеймса и Беренис поселяют в номер. Девушка рассказывает, что мечтала жить именно в таком доме. А Джеймс мечтал стать именитым художником, но у него лучше получалось говорить нежели рисовать.
Джеймс и Беренис прогуливаются по комнатам особняка, завешанным картинами, и обсуждают их. Тут в комнату входит сам коллекционер Джозеф. Он объясняет Джеймсу персональную привязанность к одной из картин. Далее Джозеф рассказывает, что все догадки Джеймс об одиночестве владельца дома неверны — буквально вчера особняк был полон родственниками. А вот интуиция Беренис восхитила коллекционера.
За обедом Джозеф расспрашивает Беренис о ее происхождении. Девушка родилась в маленьком городке в Миннесоте. Мужчина считает этот факт восхитительным. Затем Джозеф рассказывает, что одно из пустующих мест предназначается для человека, который живет в полуразрушенном домишке на окраине участка. Выясняется, что этот человек и есть причина, по которой галерист пригласил Джеймса. Все перемещаются на террасу. Джозеф рассказывает, что у него живет художник Джером Дебни, о котором ничего не было слышно уже лет 50. Несколько лет назад у него сгорела мастерская во Франции, и Джозеф предложил Дебни переехать жить к нему в особняк. Джеймс и Беренис крайне удивлены. Джозеф просит Беренис отойти, чтобы мужчины поговорили наедине.
Коллекционер удивлен, как, обладая таким талантом разбираться в искусстве, Джеймс до сих пор не стал директором какого-нибудь музея. Джозеф намекает, что Джеймс попался на краже. Сам он отвечает, что воспользовался деньгами со счета галереи, на чем и был пойман. Джозеф хочет, чтобы Джеймс разговорил Дебни. В свою очередь галерист сулит восстановление репутации Джеймса. Точнее Джеймс хочет картину Дебни, а не его интервью. Каким способом Джеймс добудет картину, коллекционера не интересует. Джозеф также в курсе, что в свое время Джеймс подтвердил подлинность одной картины, которую коллекционер не так давно продал. Но Джозеф в курсе, что это была подделка, и он начинает шантажировать Джеймса этой информацией. Джозеф говорит, что завтра уезжает, и поместье остается в руках Джеймса и Беренис.
Вечером Джеймс и Беренис изображают ссору. Ночью Джеймсу докучает назойливая муха.
На следующий день прислуга накрывает всю мебель чехлами. Беренис пишет кому-то письмо, и отдает его услужливому дворецкому на отправку. Приходит Джеймс и, сев за стол, показывает трюк с ловлей таблетки ртом. Мужчина говорит, что видел странный сон, будто ночью Беренис вышла в коридор, где Джозеф дал девушке довольно толстый конверт. Беренис отвечает, что это был лишь сон.
Днем парочка лежит у бассейна, как вдруг на террасу выходит старик Дебни. Он без приветствия начинает рассуждать о цветах. Затем старик ставит стул рядом со всеми и приветствует Джеймса по имени. Дебни говорит, что читал все статьи Джеймса. Художник знакомится с Беренис и начинает обсуждать с Джеймсом предстоящее интервью. Но Дебни не верит, что тут все так просто. Джеймс отвечает, что никакого подвоха нет. Художник предлагает мужчине проплыть один, а затем и два круга под водой в бассейне, иначе он не даст интервью. Джеймсу деваться некуда, и он раздевается. Пока Джеймс плывет, Дебни разговаривает с Беренис о хрупкости чувств. Дебни заявляет, что уходит творить в свою студию, куда никому нельзя, на три часа. Затем он пойдет на прогулку у моря — вот там и можно будет дать интервью.
Джеймс интересуется, откуда у Беренис такое имя. Но никакой необычной истории не следует. Беренис замечает, что у Джеймса зависимость от таблеток. Оба решают больше не говорить об этом. Джеймс решает не иди на прогулку, и Беренис отправляется одна. Девушка и художник идут под ручку.
Джеймс садится на велосипед и спешит в мастерскую художника. Пока он петляет по дорожкам усадьбы, Дебни рассказывает Беренис о прошлом. Наконец Джеймс приезжает к небольшому домику, двери которого, конечно, закрыты. Беренис и Дебни отправляются прокатиться на моторной лодке по озеру. Джеймс, в попытках открыть ставни, разбивает себе нос до крови. Ему нельзя оставлять такие очевидные следы, и он спешит обратно. Девушка и художник прибывают в какую-то неубранную бухту. Там Дебни просит Беренис рассказать что-то постыдное. Беренис отвечает, что она работала учительницей. Тогда же она имела связь с женатым мужчиной, о чем все узнали, и Беренис пришлось бежать. Девушка поехала в Италию, где не сдерживала себя в этом плане. Дебни предупреждает, что эта маска не навредила Беренис.
Джеймс расслабляется в ванне после полученной травмы. Вернувшаяся Беренис проходит по комнатам с законсервированной мебелью и картинами. Девушка рассказывает, что Дебни — приятный человек. Джеймс просит Беренис отвлечь художника за ужином, чтобы он сфотографировал картину для статьи.
Но вечером Дебни ни в какую не хочет показывать свои труды. Художник приводит в пример древних людей, которые скрывали свои рисунки от недостойных в пещерах. Дебни умиляется серьезности намерений Джеймса и предлагает всем пройти в студию. Перед тем как войти туда, Джеймс дает Беренис стакан, и говорит, чтобы она уронила его по сигналу. Но оказывается, что все холсты Дебни пусты. Художник вспоминает, как весь мир говорил о нем после пожара в парижской студии. Дебни признается, что сам совершил поджог. Теперь он рисует без красок, чтобы люди снова не придали несуществующих смыслов его работам. Тем не менее, когда Дебни «заканчивает» работу, он пишет название и свои инициалы на обороте холста. Для Джеймса это слишком — он извиняется и покидает студию. Дебни прощается с Беренис и Джеймсом, а сам спешит на встречу с какой-то вдовой по соседству.
По дороге парочка обсуждает увиденное. Вдруг Джеймс говорит, что забыл сумку и просит Беренис пойти вперед. Джеймс вламывается в домик художника и срывает замок с двери студии. Он берет первую попавшуюся пустую работу, несколько тюбиков с красками и какое-то письмо. Джеймс разливает растворитель по студии и поджигает его. Он добирается до своей машины, куда кладет завернутую в тряпье картину. Беренис с чемоданом уже ждет его, и они поспешно убираются из усадьбы.
По дороге Джеймс бормочет будущий текст статьи о Дебни. Беренис и Джеймс входят в квартиру, и девушка валится на кровать. Джеймс идет работать, пока чувствует вдохновение. Он принимает сразу две таблетки, снимает обувь и босиком идет к машине за холстом. Вернувшись, он подготавливает краски и размышляет над сюжетом, достойным Дебни. Но его отвлекает звонок Джозефа. Джеймс уверяет коллекционера, что ему удалось выкрасть картину. Джозеф просит сфотографировать ее, но Джеймсу удается уйти от ответа, сославшись на то, что он с девушкой. Тогда коллекционер просит описать картину. Слава Богу, она подписана. Название на обороте гласит «желто-красная ересь», и Джеймс говорит, что там изображен автопортрет Дебни — старик идет к своему последнему закату. Повесив трубку, Джеймс начинает писать картину.
Посреди ночи Беренис встает, чтобы разобрать вещи. Девушка заходит в комнату Джеймса и обнаруживает там свежий холст. Она идет к Джеймсу, чтобы получить объяснение, но тот просит не вмешиваться в его план. Джеймс подозревает девушку, что Джозеф нанял ее, чтобы шпионить за ним. Затем хватает Беренис за руки и начинает топить в ванне.
Джеймс уверен, что совершил убийство, но когда он возвращается в ванную комнату, то не обнаруживает тело Беренис. Он идет по мокрым следам и находит плачущую девушку на черной лестнице. Джеймс извиняется и отводит Беренис в квартиру. Девушка спрашивает, сколько ему платит Джозеф. Но Джеймс отвечает, что ему дали лишь возможность написать статью, но Беренис не верит в это. Девушка предлагает помочь Джеймсу, а затем называет его лжецом. В ответ на оскорбление Джеймс вырубает Беренис ударом.
Джеймс отвозит связанное тело девушки на тот заброшенный пляж, где Беренис общалась с Дебни. Там он привязывает к телу камень и топит его на мелководье. Обессиленный Джеймс ложится прямо на грязь, но тут же вскакивает и убегает, услышав гудок проходящего мимо пароходика.
По новостям идет репортаж о смерти Джерома Дебни в поместье Джозефа. Различные искусствоведы дают интервью и наперебой рассказывают о невосполнимой утрате. Джеймс от этого только выиграл, ведь он – последний, кто взял у мастера интервью. В галерее Джозефа идет выставка, посвященная Дебни, на которой Джеймс раздает автографы. К нему подходит сам Джозеф и интересуется, где его подруга. Также он сообщает, что Беренис исчезла, и что Джозефу пришлось провести целое расследование. Говоря о своем происхождении, Беренис не врала. Также Джозеф считает, что Дебни отправил матери Беренис по почте свой рисунок, правда неподписанный. Мужчины плавно подходят к картине, которую сфабриковал Джеймс. Джозеф дает конверт Джеймсу, будто бы от Дебни. Он говорит, что оставил это письмо перед тем, как утонул, хотя по новостям сообщали о сердечном приступе.
К Джеймсу подходит женщина и делает ему комплимент по поводу статьи. Затем она смотрит на картину и заявляет, что Дебни поставил себе «метку Каина» в виде отпечатка пальца на лбу. До Джеймса доходит, что это отпечаток Беренис. Он идет к Джозефу и напрямую спрашивает, знает ли тот правду. Джозеф отшучивается и знакомит Джеймса с очередным очень важным человеком в мире искусства. Джеймс вскрывает письмо, в котором лежит несколько дохлых мух.
Дома в Миннесоте на холодильнике висят многочисленные фотографии Беренис. Среди них выделяется портрет девушки маслом в голубых тонах, подписанный Дебни.
Отзывы