Интересно, можно ли назвать Питер Каттанео «баловнем судьбы»? Он родился (1-го июля 1965-го года) в Лондоне в семье мультипликатора – и добился несоизмеримо больших успехов на профессиональном поприще, чем отец. Окончив в 1989-м Королевский колледж искусств, Питер попробовал силы в режиссуре – и с ходу снискал такое признание, о каком мечтает любой начинающий кинематографист. Комедия «Милая Роза» /1990/ получила номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший игровой короткометражный фильм». И хотя награда в итоге ушла американцу Адаму Дэвидсону за «Свидание за завтраком» /1989/, перед новичком моментально открылись врата в киноиндустрию. Правда, ему пришлось несколько лет накапливать навыки и шлифовать мастерство на телевидении, работая над сериалами вроде «Чисто английского убийства», однако новое достижение не заставило себя ждать совсем уж долго. Любопытно, что первым, к кому продюсеры обратились со сценарием Саймона Бофоя, был Дэнни Бойл, но того замысел не заинтересовал. И именно Каттанео оказался идеальной кандидатурой, поскольку с одной стороны учёл достижения предшественников (в первую очередь Кена Лоуча, помимо прочего «открывшего» актёра Роберта Карлайла), а с другой – привнёс наблюдения художника, чьё становление пришлось на период «рейганомики». «Мужской стриптиз» /1997/ (1), несмотря на скептическое поначалу отношение американских инвесторов (чиновники Twentieth Century Fox даже предлагали… выпустить ленту сразу на видео!), стал, помнится, международной сенсацией. Казалось бы, впереди – масса новых свершений. Но…
Произошло что-то действительно странное. Ладно Питер несколько лет сторонился серьёзных проектов, предпочитая, что называется, почивать на лаврах. Гораздо хуже, что остались практически незамеченными и «Подарок судьбы» /2001/, и снятая совместно с Австралией «Опаловая мечта» /2006/. Даже двусмысленный «Голый барабанщик» /2008/ (в оригинале – «Рокер») не вызвал и малой доли былого энтузиазма. В данном отношении новая постановка, осуществлённая после длительного перерыва, поневоле может показаться жестом отчаяния или же попыткой войти дважды в одну и ту же реку. К счастью, при ближайшем рассмотрении это оказывается далеко не так. Каттанео извлёк, пожалуй, верный урок из давнего триумфа, придя к выводу, что скандальная тематика (представление с раздеванием как таковое) являлась лишь дополнением – так сказать, пикантной приправой к основному блюду. Публику тронула сама история безработных пролетариев из Шеффилда, которые не отчаиваются, а борются с неблагоприятными житейскими обстоятельствами. Вот и «Почти знамениты» по большому счёту – о том же самом. Конечно, «жёнам военных» (дословно название переводится так) не приходится преодолевать материальные трудности, поскольку жалованья мужей-офицеров достаточно, чтобы существовать безбедно. У них – другие заботы. Командировки в Афганистан, ставшие регулярными в свете затянувшейся операции НАТО «Несокрушимая свобода», приучили жить в состоянии постоянной нервозности – в вечном ожидании дурных вестей… Вот и приходится приспосабливаться.
Авторы честно сообщают под занавес (в финальных титрах) о том, что послужило источником вдохновения – пример женщин с военной базы Чивенор, которые привлекли внимание страны, выступив в поминальное воскресенье в Альберт-холле. Однако даже поверхностное изучение вопроса позволяет выявить расхождения с реальностью. Во-первых, телеканал BBC Two запустил проект «Хор», представляющий собой нечто среднее между циклом документальных передач и реалити-шоу, ещё в 2006-м году. При этом три сегмента с общим подзаголовком «Military Wives» получили статус четвёртого сезона и вышли в эфир 7-го ноября 2011-го. Во-вторых же, всё-таки не было инициативы исключительно «снизу»: без Гарета Мэлоуна, исполнявшего обязанности хормейстера, его подопечные вряд ли добились бы впечатляющих результатов за столь ограниченное время. Вместе с тем не вызывает сомнений, что изменения, внесённые сценаристками Розанной Флинн и Рейчел Таннэрд, потребовались не просто из соображений драматизации – с целью лучшего удержания зрительского внимания. Питер Каттанео вновь постарался высветить в частной истории нечто такое, что точно передало дух времени. Само обращение к судьбам тех, на чьи плечи легло бремя новой милитаристской волны в политике Запада, торжественно провозглашённой в начале XXI столетия (вскоре после небезызвестных событий 11-го сентября 2001-го), чрезвычайно показательно.
Английский режиссёр, думается, намеренно уходил от обличительного пафоса в духе произведений ряда коллег: от Кэтрин Бигелоу и Брайана Де Пальмы до Орена Мовермана (ассоциация с драмой «Посланник» /2009/ возникает, когда к Саре Картрайт приходят с вестью о гибели любимого Лиама). Вместе с тем проявленная деликатность на поверку – вовсе не исключает серьёзности затронутых проблем. Собственно, тема задаётся уже в прологе, когда Кейт Баркли, возвращающаяся на автомобиле из магазина, слышит по радио сообщение, что Великобритания уже понесла в Афганистане больше потерь, чем в Фолклендской войне (краткосрочном, но интенсивном вооружённом конфликте с Аргентиной) и даже в Ираке. Питер Каттанео очень аккуратно сообщает соотечественникам «новость», что сравнительно спокойное бытование – иллюзия: страна непрерывно воюет. И когда подруги, выйдя в город на первое публичное выступление, замечают на улице участника одиночного пикета, призывающего остановить кровопролитие, одна из них язвительно замечает: «У нас нет привилегии быть против войны. Мы замужем за ней». «Почти знамениты» тесно связаны с «Мужским стриптизом» не только по причине сюжетного сходства. Режиссёр проницательно намекает, что экономические проблемы, возникшие (разумеется, у рядовых граждан, а не у воротил финансового капитала) в результате массированной деиндустриализации, решаются государством за счёт старой доброй империалистической политики – пусть и под новым лозунгом борьбы с международным терроризмом.
В одном из документальных фильмов Майкла Мура есть «забавная» сцена: агитаторы из военкоматов смущали бизнесменов, выходивших из роскошных офисов на Уолл-стрит, предлагая им записаться на службу в армию или во флот. А в закадровом тексте режиссёр приводил данные, что личный состав комплектуется парнями и девушками в основном из бедствующих, депрессивных регионов, где у молодёжи попросту нет никаких перспектив. Вот и супруги офицеров оказываются, по сути, такими же заложниками обстоятельств – теми, кто своими нервами «оплачивает» благополучие (хотя бы относительное) страны. И что хуже всего – они в силу статуса не имеют права ни словом, ни делом выказать недовольство, поскольку обязаны обеспечивать избранникам «надёжный тыл». Командование-то с готовностью поддержало инициативу в надежде, что акция способствует поднятию патриотических настроений. Но для самих участниц выступление в Альберт-холле (с песней, текст которой составлен из строчек из писем, полученных от любимых мужей и сыновей) оказалось чем-то гораздо большим, позволив наконец-то поведать миру о своей боли. Пафос ленты, вероятно, не прозвучал бы так пронзительно, если бы режиссёр ошибся с выбором ведущих исполнительниц, особенно Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган, сыгравших соответственно Кейт и Лизу, чьё соперничество достигает апогея аккурат в канун знаменательного события.
.
_______
1 – У нас на видео получил распространение и другой (пожалуй, более точный) вариант перевода названия – «Полная обнажёнка».
8
,2
2019, Драмы
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Интересно, можно ли назвать Питер Каттанео «баловнем судьбы»? Он родился (1-го июля 1965-го года) в Лондоне в семье мультипликатора – и добился несоизмеримо больших успехов на профессиональном поприще, чем отец. Окончив в 1989-м Королевский колледж искусств, Питер попробовал силы в режиссуре – и с ходу снискал такое признание, о каком мечтает любой начинающий кинематографист. Комедия «Милая Роза» /1990/ получила номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший игровой короткометражный фильм». И хотя награда в итоге ушла американцу Адаму Дэвидсону за «Свидание за завтраком» /1989/, перед новичком моментально открылись врата в киноиндустрию. Правда, ему пришлось несколько лет накапливать навыки и шлифовать мастерство на телевидении, работая над сериалами вроде «Чисто английского убийства», однако новое достижение не заставило себя ждать совсем уж долго. Любопытно, что первым, к кому продюсеры обратились со сценарием Саймона Бофоя, был Дэнни Бойл, но того замысел не заинтересовал. И именно Каттанео оказался идеальной кандидатурой, поскольку с одной стороны учёл достижения предшественников (в первую очередь Кена Лоуча, помимо прочего «открывшего» актёра Роберта Карлайла), а с другой – привнёс наблюдения художника, чьё становление пришлось на период «рейганомики». «Мужской стриптиз» /1997/ (1), несмотря на скептическое поначалу отношение американских инвесторов (чиновники Twentieth Century Fox даже предлагали… выпустить ленту сразу на видео!), стал, помнится, международной сенсацией. Казалось бы, впереди – масса новых свершений. Но… Произошло что-то действительно странное. Ладно Питер несколько лет сторонился серьёзных проектов, предпочитая, что называется, почивать на лаврах. Гораздо хуже, что остались практически незамеченными и «Подарок судьбы» /2001/, и снятая совместно с Австралией «Опаловая мечта» /2006/. Даже двусмысленный «Голый барабанщик» /2008/ (в оригинале – «Рокер») не вызвал и малой доли былого энтузиазма. В данном отношении новая постановка, осуществлённая после длительного перерыва, поневоле может показаться жестом отчаяния или же попыткой войти дважды в одну и ту же реку. К счастью, при ближайшем рассмотрении это оказывается далеко не так. Каттанео извлёк, пожалуй, верный урок из давнего триумфа, придя к выводу, что скандальная тематика (представление с раздеванием как таковое) являлась лишь дополнением – так сказать, пикантной приправой к основному блюду. Публику тронула сама история безработных пролетариев из Шеффилда, которые не отчаиваются, а борются с неблагоприятными житейскими обстоятельствами. Вот и «Почти знамениты» по большому счёту – о том же самом. Конечно, «жёнам военных» (дословно название переводится так) не приходится преодолевать материальные трудности, поскольку жалованья мужей-офицеров достаточно, чтобы существовать безбедно. У них – другие заботы. Командировки в Афганистан, ставшие регулярными в свете затянувшейся операции НАТО «Несокрушимая свобода», приучили жить в состоянии постоянной нервозности – в вечном ожидании дурных вестей… Вот и приходится приспосабливаться. Авторы честно сообщают под занавес (в финальных титрах) о том, что послужило источником вдохновения – пример женщин с военной базы Чивенор, которые привлекли внимание страны, выступив в поминальное воскресенье в Альберт-холле. Однако даже поверхностное изучение вопроса позволяет выявить расхождения с реальностью. Во-первых, телеканал BBC Two запустил проект «Хор», представляющий собой нечто среднее между циклом документальных передач и реалити-шоу, ещё в 2006-м году. При этом три сегмента с общим подзаголовком «Military Wives» получили статус четвёртого сезона и вышли в эфир 7-го ноября 2011-го. Во-вторых же, всё-таки не было инициативы исключительно «снизу»: без Гарета Мэлоуна, исполнявшего обязанности хормейстера, его подопечные вряд ли добились бы впечатляющих результатов за столь ограниченное время. Вместе с тем не вызывает сомнений, что изменения, внесённые сценаристками Розанной Флинн и Рейчел Таннэрд, потребовались не просто из соображений драматизации – с целью лучшего удержания зрительского внимания. Питер Каттанео вновь постарался высветить в частной истории нечто такое, что точно передало дух времени. Само обращение к судьбам тех, на чьи плечи легло бремя новой милитаристской волны в политике Запада, торжественно провозглашённой в начале XXI столетия (вскоре после небезызвестных событий 11-го сентября 2001-го), чрезвычайно показательно. Английский режиссёр, думается, намеренно уходил от обличительного пафоса в духе произведений ряда коллег: от Кэтрин Бигелоу и Брайана Де Пальмы до Орена Мовермана (ассоциация с драмой «Посланник» /2009/ возникает, когда к Саре Картрайт приходят с вестью о гибели любимого Лиама). Вместе с тем проявленная деликатность на поверку – вовсе не исключает серьёзности затронутых проблем. Собственно, тема задаётся уже в прологе, когда Кейт Баркли, возвращающаяся на автомобиле из магазина, слышит по радио сообщение, что Великобритания уже понесла в Афганистане больше потерь, чем в Фолклендской войне (краткосрочном, но интенсивном вооружённом конфликте с Аргентиной) и даже в Ираке. Питер Каттанео очень аккуратно сообщает соотечественникам «новость», что сравнительно спокойное бытование – иллюзия: страна непрерывно воюет. И когда подруги, выйдя в город на первое публичное выступление, замечают на улице участника одиночного пикета, призывающего остановить кровопролитие, одна из них язвительно замечает: «У нас нет привилегии быть против войны. Мы замужем за ней». «Почти знамениты» тесно связаны с «Мужским стриптизом» не только по причине сюжетного сходства. Режиссёр проницательно намекает, что экономические проблемы, возникшие (разумеется, у рядовых граждан, а не у воротил финансового капитала) в результате массированной деиндустриализации, решаются государством за счёт старой доброй империалистической политики – пусть и под новым лозунгом борьбы с международным терроризмом. В одном из документальных фильмов Майкла Мура есть «забавная» сцена: агитаторы из военкоматов смущали бизнесменов, выходивших из роскошных офисов на Уолл-стрит, предлагая им записаться на службу в армию или во флот. А в закадровом тексте режиссёр приводил данные, что личный состав комплектуется парнями и девушками в основном из бедствующих, депрессивных регионов, где у молодёжи попросту нет никаких перспектив. Вот и супруги офицеров оказываются, по сути, такими же заложниками обстоятельств – теми, кто своими нервами «оплачивает» благополучие (хотя бы относительное) страны. И что хуже всего – они в силу статуса не имеют права ни словом, ни делом выказать недовольство, поскольку обязаны обеспечивать избранникам «надёжный тыл». Командование-то с готовностью поддержало инициативу в надежде, что акция способствует поднятию патриотических настроений. Но для самих участниц выступление в Альберт-холле (с песней, текст которой составлен из строчек из писем, полученных от любимых мужей и сыновей) оказалось чем-то гораздо большим, позволив наконец-то поведать миру о своей боли. Пафос ленты, вероятно, не прозвучал бы так пронзительно, если бы режиссёр ошибся с выбором ведущих исполнительниц, особенно Кристин Скотт Томас и Шэрон Хорган, сыгравших соответственно Кейт и Лизу, чьё соперничество достигает апогея аккурат в канун знаменательного события. . _______ 1 – У нас на видео получил распространение и другой (пожалуй, более точный) вариант перевода названия – «Полная обнажёнка».