Тарантино дурного не посоветует! И если мэтр соблаговолил включить сразу два детища Пон Чжун Хо в перечень величайших фильмов, снятых после 1992-го года, это говорит о многом… Впрочем, истинные киноманы, не говоря уже о профессиональных кинокритиках, не имеющих права игнорировать такой яркий культурный феномен, как южнокорейский кинематограф начала наступившего тысячелетия, отметили бы творчество коллеги Квентина и без дополнительных рекомендаций. Без преувеличения каждую новую работу постановщика «Воспоминаний об убийстве» /2003/ и «Вторжения динозавра» /2006/ ждут с нетерпением далеко за пределами Азии – и остаётся только порадоваться за режиссёра, неизменно ставящего себе планку выше и выше. Причём речь идёт не о стремлении сотворить всякий раз более захватывающее зрелище – речь о ширящихся художественных амбициях, хотя прежние уроки управления вниманием массовой аудитории он, разумеется, не забывает. Особо въедливые зрители обязательно отметят сюжетно-композиционные переклички с упомянутым выше хоррором, пусть теперь горемычному семейству Пак, обретающемуся на задворках мегаполиса – занимающему смрадное, мрачное, тесное полуподвальное помещение, и не приходится схлестнуться с мерзким монстром, выбравшимся из реки Хан. Главным чудовищем по старой доброй традиции предстаёт сам человек.
Во время сеанса мне почему-то вспомнилось название давней комедии одного «независимого» заокеанского режиссёра – «Сцены классовой борьбы в Беверли-Хиллз» /1989/, причём именно название, а не сама постановка Пола Бартела. Пон Чжун Хо, уж конечно, не открыл тему, давно и хорошо исследованную как в общественных науках (отнюдь не исключительно сторонниками марксизма), так и в искусстве. Он лишь напомнил о проблемах, пожирающих человечество изнутри по-прежнему, а быть может, и гораздо интенсивнее, чем раньше. Авторы ставят амбициозную (точно не соответствующую бартеловской) цель, заставляя вспомнить – ни много ни мало! – о легендарном «Слуге» /1963/. Подобно тому, как Барретт у Джозефа Лоузи постепенно подчинял своей воле молодого хозяина, члены семьи Ким Ки Тэка, подобравшие себе благозвучные новые имена, почти буквально – оккупируют гостеприимный дом. От лёгкого обмана – всего шаг до продуманной, полноценной аферы, в которой хочешь не хочешь придётся жонглировать чужими жизнями или, говоря по-простому, топить конкурентов. О такой мелочи, как наглое злоупотребление доверием работодателей, готовых по наивности оставить на попечение свежеиспечённой экономке жилище, можно и не упоминать…
Словом, ни дать ни взять – паразиты, цинично севшие на шею преуспевающим, уважаемым гражданам. Им хотя бы хватает самоиронии, чтобы сравнить себя с тараканами, снующими по полу в темноте – и разбегающимися, как только в комнате загорается свет. Вот только диалектика, искренним приверженцем коей блестяще раскрывается Пон Чжун Хо, учит нас тому, что противоречия, даже находясь в непрерывной борьбе, тем не менее – едины. Столь же явными паразитами, если вдуматься, являются и милые супруги Пак, считающие само собой разумеющимся эксплуатировать труд других. Мнимые репетитор, художница, водитель и домработница, быть может, и хотели бы зарабатывать на пропитание честно – и уж точно мечтают выбраться из опостылевшего подвала, нормально питаться и не воровать Интернет-трафик у соседей. Это даже не «магазинные воришки» из одноимённой трагикомедии японца Хирокадзу Корээды (1). Проблема в том, что иначе – невозможно существовать по объективным причинам. Безработица, инфляция, общий спад производства – вот лишь немногие «прелести» капиталистического мироустройства, которые с избытком представлены и в стране, гордящейся принадлежностью к так называемым «четырём азиатским тиграм».
Пон очень тонко, не забывая ни о сарказме, ни об иронии, ни даже о самоиронии, проводит мысль, что современное общество, находящееся в состоянии блаженного самоуспокоения, на поверку зиждется именно на паразитизме. На тотальном паразитизме во всех сферах: человечество паразитирует на живой и неживой природе, люди паразитируют друг на друге, индивиды паразитируют на общественных институтах, и наоборот. И это – венец социального и научно-технического прогресса?! «Биологическая» метафора, поначалу кажущаяся чересчур прямолинейной, где-то к середине повествования воспринимается уже единственно возможной, ёмкой, исчерпывающе точной характеристикой как персонажей, так и той среды, где бедолаги обретаются. Можно зайти в подобных рассуждениях и совсем далеко, постулировав, что этим особям вообще нет места нигде, кроме как в грязной, вонючей, мрачной подворотне, которую в любой момент грозит залить поток нечистот.
Впрочем, всё описанное выше представляет собой внешний, достаточно очевидный слой кинопроизведения. Между тем Пон Чжун Хо и его соавтор Хан Джин Вон осторожно и очень, очень тонко взращивают и не столь тривиальную мысль. К слову, сама художественная форма «Паразитов», щедрых на парадоксальные ситуации и непредсказуемые сюжетные повороты (неудивительно, что режиссёр умолял тех, кто посмотрел картину, сохранять перипетии в тайне!), безукоризненно работает на раскрытие основной – т.н. «управляющей» – идеи. И остроумное смешение жанров, свободно перетекающих один в другой (из комедии в драму и чуть ли не в слэшер), воспринимается на редкость уместным и изящным… Пресловутый паразитизм, возведённый в образ жизни, практически в базовый закон Вселенной, суть следствие непримиримых противоречий, имманентно присущих буржуазному обществу. Как ни крути, как ни обманывай и ни успокаивай себя, а это, увы, так. Пресловутая классовая борьба остаётся (даже в Беверли-Хиллз и в Каннамгу – престижном районе Сеула, воспетом в шлягере Gangnam Style Пэк Чэ Сана, больше известного под псевдонимом PSY), покуда существуют классы как таковые, с чётким разграничением граждан по принадлежности к оным. Но хуже всего другое. Южнокорейский режиссёр пытается донести (донести ещё деликатно…) смутное, уловленное на интуитивном уровне предощущение грядущего – хуже, набирающего силу! – обострения извечной борьбы. Ситуация грозит выйти из-под контроля, взорваться: кому-то предстоит, грубо говоря, схорониться (почти похоронить себя заживо), в то время как иным уготовано судьбой умереть – умереть весьма неэстетичным способом. На глазах у толпы таких же любопытствующих паразитов… Вопрос заключается в том, как долго нынешнее положение вещей сохранится? И существует ли альтернатива?..
_______
1 – Кстати, в высшей степени знаменательно, что обе ленты удостоились «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля.
7
,5
2019, Южная Корея, Драмы
131 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Тарантино дурного не посоветует! И если мэтр соблаговолил включить сразу два детища Пон Чжун Хо в перечень величайших фильмов, снятых после 1992-го года, это говорит о многом… Впрочем, истинные киноманы, не говоря уже о профессиональных кинокритиках, не имеющих права игнорировать такой яркий культурный феномен, как южнокорейский кинематограф начала наступившего тысячелетия, отметили бы творчество коллеги Квентина и без дополнительных рекомендаций. Без преувеличения каждую новую работу постановщика «Воспоминаний об убийстве» /2003/ и «Вторжения динозавра» /2006/ ждут с нетерпением далеко за пределами Азии – и остаётся только порадоваться за режиссёра, неизменно ставящего себе планку выше и выше. Причём речь идёт не о стремлении сотворить всякий раз более захватывающее зрелище – речь о ширящихся художественных амбициях, хотя прежние уроки управления вниманием массовой аудитории он, разумеется, не забывает. Особо въедливые зрители обязательно отметят сюжетно-композиционные переклички с упомянутым выше хоррором, пусть теперь горемычному семейству Пак, обретающемуся на задворках мегаполиса – занимающему смрадное, мрачное, тесное полуподвальное помещение, и не приходится схлестнуться с мерзким монстром, выбравшимся из реки Хан. Главным чудовищем по старой доброй традиции предстаёт сам человек. Во время сеанса мне почему-то вспомнилось название давней комедии одного «независимого» заокеанского режиссёра – «Сцены классовой борьбы в Беверли-Хиллз» /1989/, причём именно название, а не сама постановка Пола Бартела. Пон Чжун Хо, уж конечно, не открыл тему, давно и хорошо исследованную как в общественных науках (отнюдь не исключительно сторонниками марксизма), так и в искусстве. Он лишь напомнил о проблемах, пожирающих человечество изнутри по-прежнему, а быть может, и гораздо интенсивнее, чем раньше. Авторы ставят амбициозную (точно не соответствующую бартеловской) цель, заставляя вспомнить – ни много ни мало! – о легендарном «Слуге» /1963/. Подобно тому, как Барретт у Джозефа Лоузи постепенно подчинял своей воле молодого хозяина, члены семьи Ким Ки Тэка, подобравшие себе благозвучные новые имена, почти буквально – оккупируют гостеприимный дом. От лёгкого обмана – всего шаг до продуманной, полноценной аферы, в которой хочешь не хочешь придётся жонглировать чужими жизнями или, говоря по-простому, топить конкурентов. О такой мелочи, как наглое злоупотребление доверием работодателей, готовых по наивности оставить на попечение свежеиспечённой экономке жилище, можно и не упоминать… Словом, ни дать ни взять – паразиты, цинично севшие на шею преуспевающим, уважаемым гражданам. Им хотя бы хватает самоиронии, чтобы сравнить себя с тараканами, снующими по полу в темноте – и разбегающимися, как только в комнате загорается свет. Вот только диалектика, искренним приверженцем коей блестяще раскрывается Пон Чжун Хо, учит нас тому, что противоречия, даже находясь в непрерывной борьбе, тем не менее – едины. Столь же явными паразитами, если вдуматься, являются и милые супруги Пак, считающие само собой разумеющимся эксплуатировать труд других. Мнимые репетитор, художница, водитель и домработница, быть может, и хотели бы зарабатывать на пропитание честно – и уж точно мечтают выбраться из опостылевшего подвала, нормально питаться и не воровать Интернет-трафик у соседей. Это даже не «магазинные воришки» из одноимённой трагикомедии японца Хирокадзу Корээды (1). Проблема в том, что иначе – невозможно существовать по объективным причинам. Безработица, инфляция, общий спад производства – вот лишь немногие «прелести» капиталистического мироустройства, которые с избытком представлены и в стране, гордящейся принадлежностью к так называемым «четырём азиатским тиграм». Пон очень тонко, не забывая ни о сарказме, ни об иронии, ни даже о самоиронии, проводит мысль, что современное общество, находящееся в состоянии блаженного самоуспокоения, на поверку зиждется именно на паразитизме. На тотальном паразитизме во всех сферах: человечество паразитирует на живой и неживой природе, люди паразитируют друг на друге, индивиды паразитируют на общественных институтах, и наоборот. И это – венец социального и научно-технического прогресса?! «Биологическая» метафора, поначалу кажущаяся чересчур прямолинейной, где-то к середине повествования воспринимается уже единственно возможной, ёмкой, исчерпывающе точной характеристикой как персонажей, так и той среды, где бедолаги обретаются. Можно зайти в подобных рассуждениях и совсем далеко, постулировав, что этим особям вообще нет места нигде, кроме как в грязной, вонючей, мрачной подворотне, которую в любой момент грозит залить поток нечистот. Впрочем, всё описанное выше представляет собой внешний, достаточно очевидный слой кинопроизведения. Между тем Пон Чжун Хо и его соавтор Хан Джин Вон осторожно и очень, очень тонко взращивают и не столь тривиальную мысль. К слову, сама художественная форма «Паразитов», щедрых на парадоксальные ситуации и непредсказуемые сюжетные повороты (неудивительно, что режиссёр умолял тех, кто посмотрел картину, сохранять перипетии в тайне!), безукоризненно работает на раскрытие основной – т.н. «управляющей» – идеи. И остроумное смешение жанров, свободно перетекающих один в другой (из комедии в драму и чуть ли не в слэшер), воспринимается на редкость уместным и изящным… Пресловутый паразитизм, возведённый в образ жизни, практически в базовый закон Вселенной, суть следствие непримиримых противоречий, имманентно присущих буржуазному обществу. Как ни крути, как ни обманывай и ни успокаивай себя, а это, увы, так. Пресловутая классовая борьба остаётся (даже в Беверли-Хиллз и в Каннамгу – престижном районе Сеула, воспетом в шлягере Gangnam Style Пэк Чэ Сана, больше известного под псевдонимом PSY), покуда существуют классы как таковые, с чётким разграничением граждан по принадлежности к оным. Но хуже всего другое. Южнокорейский режиссёр пытается донести (донести ещё деликатно…) смутное, уловленное на интуитивном уровне предощущение грядущего – хуже, набирающего силу! – обострения извечной борьбы. Ситуация грозит выйти из-под контроля, взорваться: кому-то предстоит, грубо говоря, схорониться (почти похоронить себя заживо), в то время как иным уготовано судьбой умереть – умереть весьма неэстетичным способом. На глазах у толпы таких же любопытствующих паразитов… Вопрос заключается в том, как долго нынешнее положение вещей сохранится? И существует ли альтернатива?.. _______ 1 – Кстати, в высшей степени знаменательно, что обе ленты удостоились «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля.