Представленная во внеконкурсной программе прошлогоднего фестиваля в Венеции лента "Шедевр" аргентинского режиссера и сценариста Гастона Дюпра ("Почетный гражданин") рассказывает об изнанке художественного бизнеса, когда сложные взаимодействия между художником и его старым другом, арт-дилером, напоминают отношения двух родственников, знающих все друг о друге и вынужденных идти для общего блага на изобретательные компромиссы. Интересно, что Андрес, родной брат Гастона Дюпра и его постоянный соавтор экранных историй, является директором Национального музея искусств Аргентины, и то, что он видит изменчивый мир современного арта постоянно изнутри вряд ли вызывает сомнения, как, впрочем, не вызывают сомнений и желания братьев показать отношения творца и популяризатора его творчества галериста. У одного есть талант создавать картины и особый взгляд на мир, у другого - способность чувствовать настроения публики и изобретать для нее изощренные провокации, подогревающие интерес к творчеству первого. Такой органичный симбиоз бессребренничества и коварства не только способен подпитывать во всех смыслах его участников, но и, как это демонстрирует Дюпра, укладываться в такие немыслимые на первый взгляд сюжетные повороты, что остается констатировать только одно: иногда лучше умереть ради воскрешения интереса к собственным картинам, чем доживать художественным аутсайдером, чье творчество осталось в прошлом веке. В меру ироничная стилистика "Шедевра" далека от большинства тех байопиков о художниках, которые стали особенно щедро появляться в последнее время, Гастона Дюпра моделирует биографию своего талантливого соотечественника, не отказывая себе в первом акте ленты в упражнениях относительно сохранения творческой индивидуальности одного из главных героев, мастера, который ненавидит капиталистов и эксплуататоров и способен неожиданно глумиться над власть имущими и денежными мешками. Поэтому "Шедевр" оказывается тем проектом, где хорошо написанный сценарий диктует неожиданное и умеренно непредсказуемое развитие: в первом акте лента представляет драматическую комедию о борьбе противоположностей в мире искусства, во втором - предлагает высококлассную драму о меланхолии художника и его тяге к эвтаназии, а в третьем работа прыгает в забавный арт-нуар, который довершает движение по диалектической спирали, и лента делает столь необходимый ей смысловой круг.
Размещая основное действие "Шедевра" в Буэнос-Айресе, Гастон Дюпра знакомит зрителей c художником Ренцо Нерви (Луис Брандони), эгоистом и престарелым нарциссом на восьмом десятке лет, который ведет затворнический образ жизни, избегает общения с прессой и критиками и живет только одной большой страстью. Ренцо без остановки пишет картины, причем, как всякий большой творец, он не в состоянии дать оценку своему творчеству, и эта одержимость не покидает его уже более полувека. Друг художника, галерист Артуро Сильва (блестящая и многогранная работа Гильермо Франселья, "Клан", "Тайна в его глазах"), оказывается на протяжении долгого времени практически единственным звеном, связывающим мир Нерви с реальностью. Проблемы существуют у каждого главного героя: Ренцо уже много лет топчется на месте и не эволюционирует в творчестве, и хотя авторы ленты не говорят об этом открыто, он застрял где-то на собственной вершине, оставшейся в уже далеких 80-х, Артуро испытывает проблемы с реализацией работ своего подопечного, который, по всей видимости, остается знаменитостью для Аргентины и плохо известен в остальном мире. Первый намек на своеобразную художественную драму зритель получает в первом акте, когда Ренцо расстреливает в приступе гнева из пистолета одно из своих полотен, преломляя в черный юмор окружающую его действительность, где уже нет призрачной свободы творчества. Такой жест в другой ситуации мог бы послужить саморекламой, однако для Дюпра он важен именно как способ направить ленту по пути начала экранных перемен в жизни художника и его верного Артуро. Индикатором для "Шедевра" является появление в нем странствующего хипстера с дредами Алекса (Рауль Аревало, "Уведомление", "Золото") из Испании, который путешествует по Латинской Америке и набивается Нерви в ученики. После ряда унизительных и бесполезных проверок талантов Алекса герой Луиса Брандони разражается блестящей и циничной речью об эгоизме и одержимости творцов, изо всех сил намекая своему неофиту о том, что это очень тяжелая ноша - быть художественным талантом. После отчаянной проделки Ренцо с одной из немногих заказных работ для промышленного магната, мастер волею судеб и не без участия горячительных напитков оказывается на больничной койке в состоянии полной амнезии, попав под грузовик. Спустя некоторое время у изобретательного Артуро рождается в голове прекрасный план, как можно вызвать интерес к работам своего почти забытого всеми друга, которого многие уже считают умершим.
Художественная стратегия "Шедевра" Гастона Дюпра вызывает интерес тем, что эта лента, подобно настоящим большим произведениям искусства не столько служит интересам демонстрации окружающей художника непростой действительности, сколько изобретательно моделирует ее и показывает, что творчество настоящего таланта должно находиться на определенной дистанции в прямом и переносном смысле от той суеты, которая сопровождает популярность его работ. Парадоксальная дружба, связывающая на экране героев Брандони и Франселья, их слаженная сыгранность в большинстве сцен этого проекта идут намного дальше того, что обычно подразумевают под обычной экранной химией актеров. Ренцо и Артуро оказываются по-настоящему близкими и очень хорошо понимающими друг друга людьми, причем ведомым в этой паре оказывается именно тот, кто считает себя бунтарем красок и образов. В истории братьев Дюпра присутствует очень тонкий элемент критики отношения к искусству в современном обществе, который граничит с идеализмом, когда порывы души художника становятся элементом успешности продаж его работ. Не случайно Ренцо с удовольствием и слабо скрываемым тщеславием начинает создавать фальсификаты собственных работ своего "золотого" периода из 80-х, погружаясь в те времена, когда его имя получило всеобщее признание и было на слуху у всех ценителей живописи. При этом за скобками остаются настоящие мотивы такой творческой плодовитости Нерви, и авторы предоставляют зрителям решать самостоятельно, что в большей степени движет им после "трагического" ухода - жажда творчества или вторая волна теперь уже мирового признания. В любом случае эти два мошенника заслуживают максимальной положительной оценки и вызывают симпатию, потому что мир получает еще одну обойму шедевров ценой усилий предприимчивого Артуро, для которого тезис о том, что произведение - это все, становится определяющим в создании условий для работы своего официально покинувшего этот мир подопечного.
Вопрос подлинной ценности, создаваемых мастерами работ, в "Шедевре" решен в традиционном для всех времен ключе, когда в большинстве случаев творец не получает достаточного признания при жизни, его посмертное величие становится гарантом успешных продаж и способом удачных инвестиций. Образ, который создает на экране Гильермо Франселья, несет достаточную порцию противоречий для восприятия его в качестве заурядного и беззастенчивого арт-дельца, именно он, а не Луис Брандони, оказывается трепетным сердцем и пульсом этой истории, способным привнести в нее живость и авантюризм. Большой проблемой ленты оказывается фактическое понижение во втором акте, когда авторы с большим трудом и во многом искусственно стараются заполнить тот провал, в который попадает Ренцо, они стараются показать абсолютно другого героя, сентиментального одинокого старика, который разом потерял все самое главное в жизни и мучительно прозрел спустя годы. Алекс, возникающий в каждом из актов этого проекта, оказывается тем плоским персонажем, которого пытается оживить и избавить от авторской назидательности Рауль Аревало, этот актер старается добавить правдоподобия в этот образ, введенный в "Шедевр" в качестве подобия совести для главных действующих лиц и в итоге только заставляет пожимать плечами от шаблонности замысла. Тем не менее, сложно отказать "Шедевру" в мудрости признания компромисса, когда художник и его агент находят тот единственный способ, который позволяет еще раз заявить Ренцо о себе как о заслуживающем внимания художнике. Отдавая должное Гастона Дюпра как постановщику, необходимо отметить, что он смог практически все линии фильма развернуть в волнующем и вызывающем живые эмоции ключе, справившись с большим количеством тональных установок. Поэтому "Шедевр" оказывается той работой, где показана неожиданная возможность сделать шаг в сторону для художника, чья творческая эволюция оказалась в замороженном состоянии и перестает чувствовать ритм времени и его смысловые ценности. Показывая фактический эскапизм Ренцо Нерви и его стремление оказаться подальше от людей и мегаполисов, Дюпра акцентирует внимание на ценности того, что большое всегда видится лучше через определенное время и на достаточной дистанции.
7
,8
2018, Комедии
101 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представленная во внеконкурсной программе прошлогоднего фестиваля в Венеции лента "Шедевр" аргентинского режиссера и сценариста Гастона Дюпра ("Почетный гражданин") рассказывает об изнанке художественного бизнеса, когда сложные взаимодействия между художником и его старым другом, арт-дилером, напоминают отношения двух родственников, знающих все друг о друге и вынужденных идти для общего блага на изобретательные компромиссы. Интересно, что Андрес, родной брат Гастона Дюпра и его постоянный соавтор экранных историй, является директором Национального музея искусств Аргентины, и то, что он видит изменчивый мир современного арта постоянно изнутри вряд ли вызывает сомнения, как, впрочем, не вызывают сомнений и желания братьев показать отношения творца и популяризатора его творчества галериста. У одного есть талант создавать картины и особый взгляд на мир, у другого - способность чувствовать настроения публики и изобретать для нее изощренные провокации, подогревающие интерес к творчеству первого. Такой органичный симбиоз бессребренничества и коварства не только способен подпитывать во всех смыслах его участников, но и, как это демонстрирует Дюпра, укладываться в такие немыслимые на первый взгляд сюжетные повороты, что остается констатировать только одно: иногда лучше умереть ради воскрешения интереса к собственным картинам, чем доживать художественным аутсайдером, чье творчество осталось в прошлом веке. В меру ироничная стилистика "Шедевра" далека от большинства тех байопиков о художниках, которые стали особенно щедро появляться в последнее время, Гастона Дюпра моделирует биографию своего талантливого соотечественника, не отказывая себе в первом акте ленты в упражнениях относительно сохранения творческой индивидуальности одного из главных героев, мастера, который ненавидит капиталистов и эксплуататоров и способен неожиданно глумиться над власть имущими и денежными мешками. Поэтому "Шедевр" оказывается тем проектом, где хорошо написанный сценарий диктует неожиданное и умеренно непредсказуемое развитие: в первом акте лента представляет драматическую комедию о борьбе противоположностей в мире искусства, во втором - предлагает высококлассную драму о меланхолии художника и его тяге к эвтаназии, а в третьем работа прыгает в забавный арт-нуар, который довершает движение по диалектической спирали, и лента делает столь необходимый ей смысловой круг. Размещая основное действие "Шедевра" в Буэнос-Айресе, Гастон Дюпра знакомит зрителей c художником Ренцо Нерви (Луис Брандони), эгоистом и престарелым нарциссом на восьмом десятке лет, который ведет затворнический образ жизни, избегает общения с прессой и критиками и живет только одной большой страстью. Ренцо без остановки пишет картины, причем, как всякий большой творец, он не в состоянии дать оценку своему творчеству, и эта одержимость не покидает его уже более полувека. Друг художника, галерист Артуро Сильва (блестящая и многогранная работа Гильермо Франселья, "Клан", "Тайна в его глазах"), оказывается на протяжении долгого времени практически единственным звеном, связывающим мир Нерви с реальностью. Проблемы существуют у каждого главного героя: Ренцо уже много лет топчется на месте и не эволюционирует в творчестве, и хотя авторы ленты не говорят об этом открыто, он застрял где-то на собственной вершине, оставшейся в уже далеких 80-х, Артуро испытывает проблемы с реализацией работ своего подопечного, который, по всей видимости, остается знаменитостью для Аргентины и плохо известен в остальном мире. Первый намек на своеобразную художественную драму зритель получает в первом акте, когда Ренцо расстреливает в приступе гнева из пистолета одно из своих полотен, преломляя в черный юмор окружающую его действительность, где уже нет призрачной свободы творчества. Такой жест в другой ситуации мог бы послужить саморекламой, однако для Дюпра он важен именно как способ направить ленту по пути начала экранных перемен в жизни художника и его верного Артуро. Индикатором для "Шедевра" является появление в нем странствующего хипстера с дредами Алекса (Рауль Аревало, "Уведомление", "Золото") из Испании, который путешествует по Латинской Америке и набивается Нерви в ученики. После ряда унизительных и бесполезных проверок талантов Алекса герой Луиса Брандони разражается блестящей и циничной речью об эгоизме и одержимости творцов, изо всех сил намекая своему неофиту о том, что это очень тяжелая ноша - быть художественным талантом. После отчаянной проделки Ренцо с одной из немногих заказных работ для промышленного магната, мастер волею судеб и не без участия горячительных напитков оказывается на больничной койке в состоянии полной амнезии, попав под грузовик. Спустя некоторое время у изобретательного Артуро рождается в голове прекрасный план, как можно вызвать интерес к работам своего почти забытого всеми друга, которого многие уже считают умершим. Художественная стратегия "Шедевра" Гастона Дюпра вызывает интерес тем, что эта лента, подобно настоящим большим произведениям искусства не столько служит интересам демонстрации окружающей художника непростой действительности, сколько изобретательно моделирует ее и показывает, что творчество настоящего таланта должно находиться на определенной дистанции в прямом и переносном смысле от той суеты, которая сопровождает популярность его работ. Парадоксальная дружба, связывающая на экране героев Брандони и Франселья, их слаженная сыгранность в большинстве сцен этого проекта идут намного дальше того, что обычно подразумевают под обычной экранной химией актеров. Ренцо и Артуро оказываются по-настоящему близкими и очень хорошо понимающими друг друга людьми, причем ведомым в этой паре оказывается именно тот, кто считает себя бунтарем красок и образов. В истории братьев Дюпра присутствует очень тонкий элемент критики отношения к искусству в современном обществе, который граничит с идеализмом, когда порывы души художника становятся элементом успешности продаж его работ. Не случайно Ренцо с удовольствием и слабо скрываемым тщеславием начинает создавать фальсификаты собственных работ своего "золотого" периода из 80-х, погружаясь в те времена, когда его имя получило всеобщее признание и было на слуху у всех ценителей живописи. При этом за скобками остаются настоящие мотивы такой творческой плодовитости Нерви, и авторы предоставляют зрителям решать самостоятельно, что в большей степени движет им после "трагического" ухода - жажда творчества или вторая волна теперь уже мирового признания. В любом случае эти два мошенника заслуживают максимальной положительной оценки и вызывают симпатию, потому что мир получает еще одну обойму шедевров ценой усилий предприимчивого Артуро, для которого тезис о том, что произведение - это все, становится определяющим в создании условий для работы своего официально покинувшего этот мир подопечного. Вопрос подлинной ценности, создаваемых мастерами работ, в "Шедевре" решен в традиционном для всех времен ключе, когда в большинстве случаев творец не получает достаточного признания при жизни, его посмертное величие становится гарантом успешных продаж и способом удачных инвестиций. Образ, который создает на экране Гильермо Франселья, несет достаточную порцию противоречий для восприятия его в качестве заурядного и беззастенчивого арт-дельца, именно он, а не Луис Брандони, оказывается трепетным сердцем и пульсом этой истории, способным привнести в нее живость и авантюризм. Большой проблемой ленты оказывается фактическое понижение во втором акте, когда авторы с большим трудом и во многом искусственно стараются заполнить тот провал, в который попадает Ренцо, они стараются показать абсолютно другого героя, сентиментального одинокого старика, который разом потерял все самое главное в жизни и мучительно прозрел спустя годы. Алекс, возникающий в каждом из актов этого проекта, оказывается тем плоским персонажем, которого пытается оживить и избавить от авторской назидательности Рауль Аревало, этот актер старается добавить правдоподобия в этот образ, введенный в "Шедевр" в качестве подобия совести для главных действующих лиц и в итоге только заставляет пожимать плечами от шаблонности замысла. Тем не менее, сложно отказать "Шедевру" в мудрости признания компромисса, когда художник и его агент находят тот единственный способ, который позволяет еще раз заявить Ренцо о себе как о заслуживающем внимания художнике. Отдавая должное Гастона Дюпра как постановщику, необходимо отметить, что он смог практически все линии фильма развернуть в волнующем и вызывающем живые эмоции ключе, справившись с большим количеством тональных установок. Поэтому "Шедевр" оказывается той работой, где показана неожиданная возможность сделать шаг в сторону для художника, чья творческая эволюция оказалась в замороженном состоянии и перестает чувствовать ритм времени и его смысловые ценности. Показывая фактический эскапизм Ренцо Нерви и его стремление оказаться подальше от людей и мегаполисов, Дюпра акцентирует внимание на ценности того, что большое всегда видится лучше через определенное время и на достаточной дистанции.