Проект "Амундсен" режиссера Эспена Сандберга ("Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки", сериал "Марко Поло") стал одним из самых крупных в Норвегии за последнее время и был снят с настоящим голливудским размахом. В экранной истории, написанной сценаристом Равном Ланесскогом ("Биркебейнеры"), есть стремление оттереть позолоту от знаменитого полярного путешественника Руаля Амундсена и показать разные стороны этого исследователя и искателя приключений, эгоизм которого всегда пересекался с решительностью и склонностью принимать вызовы. Важно понимать, что Сандберг в этой ленте работает с материалами, посвященными канонизированному национальному герою, и так же, как и ранее, в фильмах 2012 года "Кон-Тики" (посвящен путешественнику Туру Хейердалу) и 2008 года "Макс Манус: Человек войны" (посвящен герою норвежского Сопротивления), он стремится найти новые краски в хорошо всем знакомом сюжете. Это не так просто сделать, потому что в Норвегии Амундсен является одной из самых почитаемых фигур новейшего времени, покорителем Южного и Северного полюсов, и тем человеком, которым по праву гордятся на его исторической родине. В самом образе этого человека есть суровая романтика и хорошо продуманный прагматизм покорителя суровой, практически инопланетной, природы, закрывающего последние белые пятна на глобусе земного шара и устремляющегося в первую очередь туда, где не ступала нога человека. Образ первопроходца и реального исторического персонажа в "Амундсене" оттеняются богатыми биографическими данными и интересны в первую очередь рядом парадоксов, которые преследовали этого путешественника на протяжении всей жизни. Драматическая структура фильма объединяет в себе два взгляда на события и, по сути дела, собирает вместе два разных рассказа, избегая открытых комментариев и яркой постановочности. Эспен Сандберг пытается объять за два часа времени практически все ключевые события из жизни Руаля Амундсена и балансирует на грани между постановочной документалистикой и неспешным и претендующим на глубокое осмысление очередной роли личности в истории европейским артхаусом. "Амундсен" концентрируется не только на самих экспедициях, в его фокус попадают также все те события, которые далеки от восхищенного героизма, и оказываются, по сути дела, историей внутри истории. Поэтому "Амундсен" является по-своему флегматичной биографической драмой, где смелость замыслов сочетается с неоднозначностью поступков великого первооткрывателя, а сам легендарный полярник оказывается иногда достоин элементарной жалости в обыденной жизни, где ему так и не удалось растопить лед семейной вечной мерзлоты.
В "Амундсене" Эспен Сандберг показывает изнанку жизни национального героя Норвегии, который является в этой стране одним из самых главных мужских образов, и отказывает ему в безупречности и лавровом венке триумфатора. Такая ревизия взглядов заставляет обращать большее внимание на реального человека, а не на застывшее изваяние пропавшей в конце 20-х годов прошлого века в полярных льдах одной из последних географических легенд. Сейчас очень сложно понять и оценить энтузиазм, который заставлял двигаться исследователей Арктики во второй половине XIX века, люди испытывали на прочность самих себя в суровейших условиях и занимались исследованиями. Норвегия, как одна из северных держав, само собой, должна была рано или поздно включиться в эту гонку и доказать свое право на освоение покрытых вечными льдами территорий. Конкуренция была высокой и Руаль Амундсен, отправившийся в экспедицию по Северо-Западному морскому пути, отчасти повторил путь шведа Адольфа Эрика Норденшельда, который проложил эту дорогу ранее. Двигавшая Амундсеном жажда открытий заставляет вступить его в открытую конкуренцию с Робертом Скоттом, рвавшимся к покорению Южного полюса в Антарктиде в начале прошлого века и мечтавшим исследовать этот континент и включить его в состав Британской империи. Благодаря амбициозному стратегическому обману Амундсен на паруснике "Фрам", принадлежавшему другому известному норвежцу, Фритьофу Нансену, отправился к берегам Антарктиды. Как постановщик экранной истории Эспен Сандберг показывает Руаля Амундсена (Пол Сверре Валхейм Хаген, "Угоняя лошадей", "Белый лебедь") в этот момент весьма хорошо подготовленным путешественником, который очень многому у эскимосов во время покорения Северо-Западного прохода. Важно понимать, что старший брат Амундсена, Леон (Кристиан Рубек), всегда проявлял себя как инициативный менеджер, который отвечал за финансирование экспедиций, спасший однажды Руаля от верной смерти "ледяном гробу" во время одного из первых путешествий. В антарктическом походе норвежский путешественник использовал привычных к холоду гренландских ездовых собак и легкие сани, что позволило ему первым водрузить флаг на Южном полюсе и опередить экспедицию Скотта. Однако очень быстро зрители начинают видеть и другие стороны главного героя, характеризующие его как капризного и тщеславного эгоиста, готового на все ради славы первооткрывателя.
Первая настоящая серьезная конфронтация происходит в "Амундсене" в потрясающей сцене, разгранной героем Хагена и опытнейшим членом экспедиции Ялмаром Йохансеном (Фритьоф Сохэйм), когда его и еще одного члена экспедиции главный герой бросает в ледяной пустыне с фразой "А теперь каждый сам за себя". В результате конфликта герой Сохэйма остается на базе и не участвует в походе к Южному полюсу. После гибели Скотта и фактической победы норвежцев братьев Амундсенов приглашают в Лондон, на заседание Географического общества, где подвергают публичному унижению и обвинениям в варварстве покорителя Антарктиды, который был вынужден съесть часть ездовых собак во время похода, спасаясь от цинги. Все хотят поднять тост за собак, и никто не хочет поднять бокал за путешественника. После всего сделанного Руаль Амундсен благодаря отличной игре Хагена начинает производить впечатление исследователя, одержимого только покорением очередной недостижимой цели. Эспен Сандберг выстраивает повествование в виде диалога "за" и "против" между старшим братом Амундсена Леоном и его третьей возлюбленной путешественника Бесс Магидс (Кэтрин Уотерстон, "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда", "Середина 90-х"), которая приехала за своим увлечением в Норвегию с далекой Аляски, где занималась гонками на собачьих упряжках. Герой Кристиана Рубека открыто говорит о цинизме и эгоизме младшего брата и намекает на его повышенное тщеславие и обиды на всех, что делает внешне неприступного покорителя льдов внутренне надломленным человеком, готовым пойти на все ради достижения первенства. В откровенном диалоге братья отказываются находить общие точки, и старший брат, потративший в том чиле и личные деньги на организацию экспедиций, подвергается жестоким унижениям со стороны Руаля, который на королевском приеме брезгливо отдергивает от него свою руку. Накопившийся в Амундсене за долгие годы оскорбленный эгоизм очень хорошо показан в одной из ключевых сцен этой ленты, где герой Хагена разговаривает с Нансеном и обвиняет во всем англичан, которые сделали из него злодея, а Скотту отвели роль мученика. Окончательно все акценты Амундсен расставляет в автобиографической книге "Моя жизнь", на страницах которой полярник расправляется со всеми своими врагами и оказывается настолько убийственно-откровенным, что на торжественный прием в честь его дня рождения в Осло не приходят ни король, ни Нансен.
Подход, который использует Эспен Сандберг в "Амундсене", не претендует на скорость быстрого и яркого по событиям байопика, в нем крайне мало замерзших на морозе конечностей, крови, смертей и общей битвы за покорение льдов с неизменным счастливым кольцом. Лента шаг за шагом, планомерно, старается выстроить систему вопросов вокруг личности, наделенной в силу заслуг перед Норвегией и всем остальным миром непререкаемым авторитетом. Это отнюдь не означает, что не было проблем и трудностей, но авторы больше концентрируются на идее о том, что необходимо проводить планомерные исследования в полярных регионах, а не заниматься мальчишеством и стремиться установить норвежский флаг на полюсах во чтобы то ни стало. Мнения Нансена, постоянно говорящего об исследованиях, и Амундсена, влюбленного в авантюры и приключения, постоянного сталкиваются и служат еще одной линией, на основе которой выстраивается идейный конфликт ленты Сандберга. Традиционного биографического приукрашивания в этом проекте очень мало, неспешная мудрость в нем сочетается с динамикой повествовательности, которые стремятся снять Амундсена с пьедестала народного героя и показывают, к чему должен стремиться продуманный фильм о человеке, о противоречиях которого и сегодня известно крайне мало. Проект Эспена Сандберга стремится к компромиссам и прокладывает дорогу между официальным, напоминающем Википедию, исторически достоверно иллюстрированным жизнеописанием и психологической драмой, приоткрывающей завесу тотального одиночества, в котором Амундсен находился всю свою сознательную жизнь. О неумении этого рыцаря ледяных торосов и бескрайних просторов создавать собственное семейное счастье, возможно, когда-нибудь будет снята отдельная лента. Но бесконечно одинокий путешественник был не прочь погреться у чужого огня и основательно приударить за именно замужними дамами из высшего общества, небольшой фрагмент этих отношений появляется не только с героиней Кэтрин Уотерстон, но и с Кристин Элизабет Беннетт (Ида Урсин-Хольм), роман с этой представительницей высшего английского общества длился долгие годы и главный герой-полярник так ничего и не может предложить ей, кроме того, "пять лет в экспедиции пролетят незаметно" и своей скромной усадьбы усадьбу "Ураниенборг" в завещании. Визуально фильм великолепен, и благодаря камере Пола Ульвика Роксета происходит полное погружение в величественные полярные полярные пейзажи и интриги последних географических открытий в начале XX века. В итоге "Амундсен" открывает многие белые пятна из биографии великого путешественника, но излагает события в суровом и нордическом тоне.
7
,3
2019, Биография
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект "Амундсен" режиссера Эспена Сандберга ("Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки", сериал "Марко Поло") стал одним из самых крупных в Норвегии за последнее время и был снят с настоящим голливудским размахом. В экранной истории, написанной сценаристом Равном Ланесскогом ("Биркебейнеры"), есть стремление оттереть позолоту от знаменитого полярного путешественника Руаля Амундсена и показать разные стороны этого исследователя и искателя приключений, эгоизм которого всегда пересекался с решительностью и склонностью принимать вызовы. Важно понимать, что Сандберг в этой ленте работает с материалами, посвященными канонизированному национальному герою, и так же, как и ранее, в фильмах 2012 года "Кон-Тики" (посвящен путешественнику Туру Хейердалу) и 2008 года "Макс Манус: Человек войны" (посвящен герою норвежского Сопротивления), он стремится найти новые краски в хорошо всем знакомом сюжете. Это не так просто сделать, потому что в Норвегии Амундсен является одной из самых почитаемых фигур новейшего времени, покорителем Южного и Северного полюсов, и тем человеком, которым по праву гордятся на его исторической родине. В самом образе этого человека есть суровая романтика и хорошо продуманный прагматизм покорителя суровой, практически инопланетной, природы, закрывающего последние белые пятна на глобусе земного шара и устремляющегося в первую очередь туда, где не ступала нога человека. Образ первопроходца и реального исторического персонажа в "Амундсене" оттеняются богатыми биографическими данными и интересны в первую очередь рядом парадоксов, которые преследовали этого путешественника на протяжении всей жизни. Драматическая структура фильма объединяет в себе два взгляда на события и, по сути дела, собирает вместе два разных рассказа, избегая открытых комментариев и яркой постановочности. Эспен Сандберг пытается объять за два часа времени практически все ключевые события из жизни Руаля Амундсена и балансирует на грани между постановочной документалистикой и неспешным и претендующим на глубокое осмысление очередной роли личности в истории европейским артхаусом. "Амундсен" концентрируется не только на самих экспедициях, в его фокус попадают также все те события, которые далеки от восхищенного героизма, и оказываются, по сути дела, историей внутри истории. Поэтому "Амундсен" является по-своему флегматичной биографической драмой, где смелость замыслов сочетается с неоднозначностью поступков великого первооткрывателя, а сам легендарный полярник оказывается иногда достоин элементарной жалости в обыденной жизни, где ему так и не удалось растопить лед семейной вечной мерзлоты. В "Амундсене" Эспен Сандберг показывает изнанку жизни национального героя Норвегии, который является в этой стране одним из самых главных мужских образов, и отказывает ему в безупречности и лавровом венке триумфатора. Такая ревизия взглядов заставляет обращать большее внимание на реального человека, а не на застывшее изваяние пропавшей в конце 20-х годов прошлого века в полярных льдах одной из последних географических легенд. Сейчас очень сложно понять и оценить энтузиазм, который заставлял двигаться исследователей Арктики во второй половине XIX века, люди испытывали на прочность самих себя в суровейших условиях и занимались исследованиями. Норвегия, как одна из северных держав, само собой, должна была рано или поздно включиться в эту гонку и доказать свое право на освоение покрытых вечными льдами территорий. Конкуренция была высокой и Руаль Амундсен, отправившийся в экспедицию по Северо-Западному морскому пути, отчасти повторил путь шведа Адольфа Эрика Норденшельда, который проложил эту дорогу ранее. Двигавшая Амундсеном жажда открытий заставляет вступить его в открытую конкуренцию с Робертом Скоттом, рвавшимся к покорению Южного полюса в Антарктиде в начале прошлого века и мечтавшим исследовать этот континент и включить его в состав Британской империи. Благодаря амбициозному стратегическому обману Амундсен на паруснике "Фрам", принадлежавшему другому известному норвежцу, Фритьофу Нансену, отправился к берегам Антарктиды. Как постановщик экранной истории Эспен Сандберг показывает Руаля Амундсена (Пол Сверре Валхейм Хаген, "Угоняя лошадей", "Белый лебедь") в этот момент весьма хорошо подготовленным путешественником, который очень многому у эскимосов во время покорения Северо-Западного прохода. Важно понимать, что старший брат Амундсена, Леон (Кристиан Рубек), всегда проявлял себя как инициативный менеджер, который отвечал за финансирование экспедиций, спасший однажды Руаля от верной смерти "ледяном гробу" во время одного из первых путешествий. В антарктическом походе норвежский путешественник использовал привычных к холоду гренландских ездовых собак и легкие сани, что позволило ему первым водрузить флаг на Южном полюсе и опередить экспедицию Скотта. Однако очень быстро зрители начинают видеть и другие стороны главного героя, характеризующие его как капризного и тщеславного эгоиста, готового на все ради славы первооткрывателя. Первая настоящая серьезная конфронтация происходит в "Амундсене" в потрясающей сцене, разгранной героем Хагена и опытнейшим членом экспедиции Ялмаром Йохансеном (Фритьоф Сохэйм), когда его и еще одного члена экспедиции главный герой бросает в ледяной пустыне с фразой "А теперь каждый сам за себя". В результате конфликта герой Сохэйма остается на базе и не участвует в походе к Южному полюсу. После гибели Скотта и фактической победы норвежцев братьев Амундсенов приглашают в Лондон, на заседание Географического общества, где подвергают публичному унижению и обвинениям в варварстве покорителя Антарктиды, который был вынужден съесть часть ездовых собак во время похода, спасаясь от цинги. Все хотят поднять тост за собак, и никто не хочет поднять бокал за путешественника. После всего сделанного Руаль Амундсен благодаря отличной игре Хагена начинает производить впечатление исследователя, одержимого только покорением очередной недостижимой цели. Эспен Сандберг выстраивает повествование в виде диалога "за" и "против" между старшим братом Амундсена Леоном и его третьей возлюбленной путешественника Бесс Магидс (Кэтрин Уотерстон, "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда", "Середина 90-х"), которая приехала за своим увлечением в Норвегию с далекой Аляски, где занималась гонками на собачьих упряжках. Герой Кристиана Рубека открыто говорит о цинизме и эгоизме младшего брата и намекает на его повышенное тщеславие и обиды на всех, что делает внешне неприступного покорителя льдов внутренне надломленным человеком, готовым пойти на все ради достижения первенства. В откровенном диалоге братья отказываются находить общие точки, и старший брат, потративший в том чиле и личные деньги на организацию экспедиций, подвергается жестоким унижениям со стороны Руаля, который на королевском приеме брезгливо отдергивает от него свою руку. Накопившийся в Амундсене за долгие годы оскорбленный эгоизм очень хорошо показан в одной из ключевых сцен этой ленты, где герой Хагена разговаривает с Нансеном и обвиняет во всем англичан, которые сделали из него злодея, а Скотту отвели роль мученика. Окончательно все акценты Амундсен расставляет в автобиографической книге "Моя жизнь", на страницах которой полярник расправляется со всеми своими врагами и оказывается настолько убийственно-откровенным, что на торжественный прием в честь его дня рождения в Осло не приходят ни король, ни Нансен. Подход, который использует Эспен Сандберг в "Амундсене", не претендует на скорость быстрого и яркого по событиям байопика, в нем крайне мало замерзших на морозе конечностей, крови, смертей и общей битвы за покорение льдов с неизменным счастливым кольцом. Лента шаг за шагом, планомерно, старается выстроить систему вопросов вокруг личности, наделенной в силу заслуг перед Норвегией и всем остальным миром непререкаемым авторитетом. Это отнюдь не означает, что не было проблем и трудностей, но авторы больше концентрируются на идее о том, что необходимо проводить планомерные исследования в полярных регионах, а не заниматься мальчишеством и стремиться установить норвежский флаг на полюсах во чтобы то ни стало. Мнения Нансена, постоянно говорящего об исследованиях, и Амундсена, влюбленного в авантюры и приключения, постоянного сталкиваются и служат еще одной линией, на основе которой выстраивается идейный конфликт ленты Сандберга. Традиционного биографического приукрашивания в этом проекте очень мало, неспешная мудрость в нем сочетается с динамикой повествовательности, которые стремятся снять Амундсена с пьедестала народного героя и показывают, к чему должен стремиться продуманный фильм о человеке, о противоречиях которого и сегодня известно крайне мало. Проект Эспена Сандберга стремится к компромиссам и прокладывает дорогу между официальным, напоминающем Википедию, исторически достоверно иллюстрированным жизнеописанием и психологической драмой, приоткрывающей завесу тотального одиночества, в котором Амундсен находился всю свою сознательную жизнь. О неумении этого рыцаря ледяных торосов и бескрайних просторов создавать собственное семейное счастье, возможно, когда-нибудь будет снята отдельная лента. Но бесконечно одинокий путешественник был не прочь погреться у чужого огня и основательно приударить за именно замужними дамами из высшего общества, небольшой фрагмент этих отношений появляется не только с героиней Кэтрин Уотерстон, но и с Кристин Элизабет Беннетт (Ида Урсин-Хольм), роман с этой представительницей высшего английского общества длился долгие годы и главный герой-полярник так ничего и не может предложить ей, кроме того, "пять лет в экспедиции пролетят незаметно" и своей скромной усадьбы усадьбу "Ураниенборг" в завещании. Визуально фильм великолепен, и благодаря камере Пола Ульвика Роксета происходит полное погружение в величественные полярные полярные пейзажи и интриги последних географических открытий в начале XX века. В итоге "Амундсен" открывает многие белые пятна из биографии великого путешественника, но излагает события в суровом и нордическом тоне.