История создания знаменитой пьесы 1897 года «Сирано де Бержерак» о бравом кавалере с огромным носом. Бедствующий драматург Эдмон Ростан в экстремальных условиях и сжатые сроки пишет великую комедию. Вдохновляющий фильм «Сирано. Успеть до премьеры» снял по собственному сценарию режиссер-дебютант Алексис Михалик. В погоню за творческим вдохновением и заслуженным успехом устремляется герой Томы Соливереса.
Малоизвестный парижский драматург и молодой отец семейства Эдмон Ростан пишет возвышенные драмы в стихах, не находя отклика ни у публики, ни у дирекции театров. Со временем его оставляет даже его муза, а долги и разочарование растут на глазах. Эдмон обращается за помощью к такому же энтузиасту-неудачнику из театрального мира Жану Коклену и обещает предоставить ему блестящую комедию, которую, правда, еще не написал. Зато найден главный герой – авантюрист-дуэлянт, бесстрашный остряк, поэт с мягким сердцем и комически длинным носом Сирано де Бержерак. Несмотря на неурядицы в семье и в театре, всеобщий скепсис и неверие в себя, Эдмон находит источник вдохновения и строчка за строчкой создает шедевр.
Фильм «Сирано. Успеть до премьеры» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.
Жанр | Биография, Комедии, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 22 августа 2018 |
Время | 1 ч. 52 мин. |
Режиссёры | Алексис Михалик |
---|---|
Актёры | Тома Соливерес, Оливье Гурме, Матильда Сенье, Том Либ, Люси Бужена, Элис де Ланкесэ, Клементин Селарье, Доминик Пинон |
Сценаристы | Алексис Михалик |
Закадровый голос. Париж, декабрь 1895 года. Пять лет назад Лео де Клеман Адлер совершил свой головокружительный полет; в прошлом месяце поезд вылетел через стекло вокзала Монпарнас прямо на тротуар; капитана Альфреда Дрейфуса обвинили в шпионаже; Феликс Фор начал свою кампанию по завоеванию Мадагаскара; через три года Луи Рено построит свой первый автомобиль.А прямо сейчас на сцене театра Ренессанс бесподобная, великая, прекрасная Сара Бернар впервые появляется в стихотворной пьесе никому не известного молодого поэта.
Сара Бернар играет в пьесе «Принцесса Греза». Критики уходят из своей ложи через несколько минут после начла спектакля: скучно, затянуто, опять стихи, как это надоело. Эти слова слышит автор пьесы Эдмон Ростан, который вышел из ложи, где сидят его жена Розамунда с маленьким сыном Морисом.После завершения спектакля директор театра говорит Ростану: это полный провал. Я сниму спектакль через неделю. Я же говорил вам – напишите комедию. И еще эти стихи!
Эдмон приходит домой поздно. Он сообщает жене, что его пьеса провалилась. На что мы теперь будем жить, как сможем дать образование нашему сыну? Ведь Париж – самый дорогой город в мире. Розамунда садится мужу на колени, целует его: но ведь Париж и самый прекрасный город в мире. А ты прямо сейчассядешь работать и напишешь шедевр.
Проходит два года. Ростан сидит за письменным столом, который засыпан смятыми листами бумаги. Из соседней комнаты раздается голос Мориса: мама, он проснулся. Слышен плач его маленького братишки. Розамунда говорит мужу, что отправляется за продуктами. Да, у меня, кажется, пара франков завалялась. А я хотел сегодня с Лео посидеть. Ладно, снова возьму в долг. Звонок в дверь. Появляется Сара Бернар: Рашель, творец твой дома? Розамунда, – поправляет актрису супруга поэта, – дома. Бернар говорит: меня прислал к вам КонстанКоклен. У вас есть для него пьеса? Вы должны встретиться. Когда? Сегодня. Я сведу вместе двух гениев. В театре, в антракте. Ты должен его поразить. Бернар прощается, снова путая имя Розамунды, и уходит.
Эдмон заходит в кафе, садится за столик, пытается писать. Один из посетителей называет негром стоящего за барной стойкой хозяина, торопя его принести вино. Тот говорит, что все звучит как-то слишком примитивно: негр – и все? А ведь можно было использовать познания в географии: Африка, Карибы. Или вспомнить о палитре художника: шоколадный, цвета какао. Негр говорит, что ценит в своих клиентах эрудицию, находчивость и изобретательность. А, поскольку скандалист ничего подобного в себе не обнаружил, негр выбрасывает его из кафе. Лежащий на тротуаре расист растерянно спрашивает: да кто ты такой? Посмотри на вывеску: «У Оноре».
Оноре знакомится с Ростаном. Тот говорит, что ему нужно срочно написать пьесу. Они обсуждают, каким должен быть главный герой. Ростан говорит: неудачником, как я, отважным, как вы. Время действия? XVII век. Значит, дворянин. Это граф? Нет. Он красавец? Нет, он некрасив. Оноре ведет Эдмона в свою обширную библиотеку, которая досталась ему в наследство от приемного отца, показывает ему книгу. На ней имя автора: Сирано де Бержерак.
Ростан приходит в театр к Коклену. Режиссер Люсьен говорит ему, что у него есть пять минут. И то, если Ростану назначено. Тут один пытался вчера пробраться к Коклену – его вынесли из театра по частям.В гримерке актера Эдмон застает его инвесторов, братьев Анже и Марселя Флёри. Коклен сообщает им, что ему надо поговорить с автором, который принес новую пьесу. Ее постановка позволит рассчитаться с долгами.Из разговора с Ростаном Коклен выясняет, что пьеса еще не написана. У автора есть только несколько строчек. Люсьен требует, чтобы Коклен спешил с выходом на сцену. По пути туда актер разговаривает с поэтом. Тот на ходу придумывает черты характера и облик главного героя. У него будет недостаток – огромный нос. Коклен требует обыграть эту внешнюю черту Сирано. Ростан тут же сочиняет стихотворные строчки. Перед выходом на сцену Коклен говорит, что Ростан должен написать пьесу. В ней должно быть три акта: в первом будет описан характер героя, во втором необходимо развить коллизии, в третьем последует кульминация.
Ростан в варьете «Мулен Руж» встречается со своим другом, актером Леонидасом (Лео) Вольни. Тот говорит, что влюбился в театральную костюмершу. Сейчас она придет со своей подругой. Но я женат! Лео уговаривает Ростана ради него познакомиться с девушками: подруга Жанны в очках, значит, она умеет читать. Поболтайте с ней о театре.
Девушки подсаживаются за столик друзей. Подругу Жанны зовут Жаклин. Ростан называет себя вымышленным именем. Выясняется, что Жанна – страстная поклонница творчества Ростана, она наизусть читает строки из его произведений. Зато Жаклин обожает водевили, написанные модным автором ЖоржемФейдо. В этот момент в варьете заходит сам Фейдо со своими друзьями. Жанна говорит, что работает на постановке его водевиля, сейчас она должна быть в театре. Девушки убегают. Фейдо издевается над неудачниками Лео и Эдмоном. Те покидают варьете.
Эдмон возвращается домой, ложится в постель. Ранним утром раздается звонок в дверь. Это Коклен. Он говорит, что готов содействовать постановке пьесы в театре «КомедиФрансез»:это будет мое триумфальное возвращение в этот театр. Розамунда разъярена: Коклен своим ранним визитом перебудил детей.Коклен требует, чтобы Ростан к вечеру написал первый акт пьесы, который они покажут в театре, и уходит.
Эдмон приходит в театр вместе с Лео. Там они встречают Коклена и его сына Жана. Коклен говорит, что его сын должен получить в пьесе роль, и его нужно использовать во всех актах.Ростан говорит, что не успел написать первый акт. Ничего, сгодятся несколько строк и пересказ сюжета. Коклен заходит в кабинет генерального директора театра Жюля Кларети. Он говорит, что тот – его хорошийдруг. Эдмон, Лео и Жан дожидаются Коклена в коридоре. Жан сообщает друзьям, что не хочет быть актером, на чем настаивает его отец. Он хочет заниматься выпечкой.Дверь кабинета распахивается, оттуда выскакивает Коклен. Он яростно бранится с Кларети. Директор театра сообщает актеру, что сделает все для того, чтобы тот не смог больше играть ни на одной сцене Франции, поскольку он ушел из его театра ненадлежащим образом. Коклен сообщает Ростану, что Кларети не понравились ни сюжет, ни стихи.
Эдмон и Лео идут по улице. Они видят большую толпу. К ним обращается торжествующий Фейдо: эти люди пришли на мой спектакль «Индюк»!
Лео и Эдмон идут мимо служебного входа в театр. Там стоят работницы костюмерного цеха. Среди них Жанна. Лео бросается к девушке, обнимает ее, пытается поцеловать. Та дает ему пощечину, поднимается по лестнице. Ростан говорит другу, что тот слишком торопится. Жанна обожает стихи, к ней нужен другой подход. Друзья становятся под лестницей, сверху на галерее стоит Жанна. Ростан подсказывает Лео стихи, которые нужно читать девушке. Через некоторое время Жанна соглашается поцеловать Лео, настолько ей понравились стихи Ростана, которые актер для нее повторял. Лео забирается на галерею и влепляет поцелуй ошарашенному служащему костюмерного цеха, который вышел из театра, чтобы позвать девушек на работу. Лео падает с галереи. Жанна говорит ему, что готова поддерживать с ним знакомство. Но завтра они с театральной труппой отправляются на гастроли. Пишите мне!
Эдмон говорит Лео: это же моя пьеса! Сирано и Кристиан любят одну девушку – Роксану. Но Сирано боится рассказать Роксане о своих чувствах: он умен, но некрасив. Зато Кристиан красавец, но глуп. И Сирано предлагает другу помощь, чтобы тот смог завоевать сердце Роксаны. Это – третий акт! А что с первыми двумя? Что-нибудь придумаю.
Ростан приходит в театр, который до конца года арендует Коклен. Тот рассказывает, что последняя пьеса, которую тут поставили, провалилась. До конца года нужно, чтобы на сцене появился шедевр. Но ведь сегодня уже пятое декабря! Значит, нужно поторопиться. Появляются Флёри. Коклен предлагает им сделку: они инвестируют средства в новую постановку, а из полученной ими прибыли списывают его долги. Премьера будет на праздники, а завтра мы приступаем к репетициям. Флёри соглашаются. Коклен предлагает Ростану поторопиться с написанием пьесы.
Ростан сиди в кафе «У Оноре» и пытается писать пьесу. К нему за столик подсаживается Лео. Он просит друга помочь написать письмо Жанне. Ростан нехотя соглашается, начинает диктовать текст письма. Внезапно он соскакивает и убегает. А письмо? Мне некогда!
Ростан лихорадочно исписывает листы бумаги в своем кабинете. Входит Розамунда: скажи, у тебя кто-то появился? Да, ко мне пришло вдохновение.
Коклен представляет Ростана труппе и инвесторам. Сколько ему лет? Ростан начинает говорить: 29. Коклен его перебивает: 37. Он написал несколько пьес. Каких? Разных. Например? Он писал под псевдонимами.
Начинается распределение ролей. Коклен говорит, что роль Кристиана должна достаться его сыну. Но Ростан уговаривает дать Жаку роль злодея и врага Сирано – де Гиша. Роль Кристиана достается Лео. Инвесторы требуют, чтобы роль Роксаны отдали актрисе Марии Лего. Но ведь ей уже сорок лет! Сорок пять. И она совсем не красавица. Флёри говорят: если Лего не сыграет эту роль – они не дадут на постановку денег. Коклен поясняет Ростану, что оба Флёри состояли в любовниках у Марии, каждый из них уверен, что ее сын – от него. Ростан интересуется у Коклена: насколько часто продюсеры навязывают театру на главные роли своих бывших любовниц?
Лео снова просит Эдмона написать для него письмо Жанне. Тот говорит: ты ей лучше вовсе не пиши, игнорируй – и она сама к тебе прибежит.
Коклен и Ростан приходят к дому Лего. Та говорит, что ни за что не будет играть в пьесе, потому что не желает видеть ни одного из Флёри.
Розамунда сообщает мужу, что ему доставлено письмо. Оно надушено. От девушки? Ростан говорит жене, что это письмо не ему, а Лео: он разрешил другу дать свой адрес возлюбленной, чтобы та присылала сюда письма. Когда супруга выходит из комнаты, Ростан читает письмо Жанны. Он говорит: а ты девушка с характером.
Утром снова приходит Коклен, Розамунда снова ругается. Она обнаруживает на столе мужа распечатанное письмо: это любовное послание. Эдмонутверждает, что это письмо написано для персонажей его пьесы. Коклен хватает письмо, они с Ростаном приносят его Лего, дают ей. Та молча читает.
Лего приходит в театр. Она говорит, что согласна сыграть роль Роксаны. Но ей нужна личная костюмерша и самая большая гримерка. А еще она не желает видеть «этих старых баранов». Нет большой гримерки? Лего согласна на две. И сыграет свою роль она только один раз.
Начинаются репетиции. Эдмон продолжает писать письма Жанне. Та читает их подруге в номере гостиницы. Жаклин восхищается: как красиво!
Ростан пишет второй акт пьесы, продолжаются репетиции. Лего жалуется: у Роксаны всего 49 реплик, это так мало!
Ростан требует, чтобы к репетициям третьего акта на сцене подготовили балкон. Коклен торжествует: пьеса окончена, мы укладываемся в срок! Его, правда, огорчает, что Ростан не включил в пьесу сцену дуэли: я в молодости недурно фехтовал.
К Эдмону подбегает Лео: она мне ответила! Ты был прав! Я еду к ней, Лео убегает. Лего негодует: исполнитель уходит из театра, даже не зайдя на сцену. Ростан мчится на вокзал. Оказывается, нужный ему поезд уже ушел, следующий ожидается только через три часа. Эдмон садится в дилижанс и отправляется в город, где на гастролях находится Жанна. Он прибывает туда через шесть часов.
Лео приходит в гостиницу, спрашивает, где живет Жаннад'Алси. Портье называет номер, Лео поднимается на третий этаж. Тут же в гостиницу заходит Эдмон. Он просит дать ему ту же информацию. А вы кто? Жорж Фейдо, автор. Портье приходит в восторг, он страстный поклонник Фейдо, смотрел все его пьесы. Он просит автограф, который тут же получает.
Эдмон поднимается на третий этаж, Лео уже стучит в двери номера. Эдмон пытается его остановить, но Лео его не желает слушать. Открывается дверь. Жанна хватает Лео и затаскивает его в комнату. Дверь захлопывается. Жанна начинает лихорадочно срывать с себя одежду: ее подружка может скоро вернуться. Она рассказывает Лео, какое впечатление на нее произвели письма, она влюбилась не во внешность актера, а в его внутреннюю красоту. Лео одевается и уходит. В гостиницу входит Фейдо и просит его пропустить. Портье не верит новому посетителю, что это его любимый автор. По лестнице спускаются сначала Эдмон, потом Лео. Выясняется, что настоящий Фейдо – последний посетитель. Портье извиняется и просит у него автограф.
Эдмон объясняет Лео, что Жанна – его муза. Без нее он не сможет дописать пьесу. Если ты сней переспишь – все закончится. Потерпи до премьеры.
Ростан переписывает текст пьесы, в ней теперь четыре акта. Жанна переводится в театр Коклена, чтобы быть рядом с любимым. Она слушает исполнение пьесы во время прогона, узнает письма, написанные ей от имени Лео. Она понимает, кто такой Ростан. Жанна объясняется ему в любви, ее не останавливает наличие у него жены и двоих детей. Но Ростан говорит, что к Жанне он испытывает только возвышенную любовь, она его муза. Он любит жену, но она не является для него источником вдохновения.
Дома Эдмон пытается объясниться с Розамундой. Та не воспринимает идей о двойственной любви и просит мужа покинуть дом.
На репетиции спонсоры проявляют недовольство тем, как Жан играет роль де Гиша. Они считают, что молодой человек еще девственник, ему мешает излишняя напряженность. Они предлагают сводить парня в бордель, который они содержат.
Эдмон сопровождает Жана в бордель. Хозяева просят обслужить Жана Сюзан, та уводит Жана наверх. Она спрашивает Флёри: а когда вы мне дадите роль в театре, как Марии Лего? Ростан удивляется: так, значит, Лего работала здесь?Ростан дожидается Жана внизу. Рядом с ним сидит господин в пенсне, он покашливает. Ростан разговаривает с мужчиной. Тот говорит, что умирает от туберкулеза. Он тоже женат, дожидается приятеля. А жена знает, что вы в борделе? – интересуется Ростан. Что вы, она бы меня убила! Значит, она у вас тоже ревнивая? Я просто говорю ей, что умираю, она мне все прощает. Ростана осеняет: все когда-нибудь умирают! Ростан прощается со своим собеседником. Будьте здоровы! Я не чихнул, я просто представился: Антон Чехов.Прибегает растрепанный Жан, он говорит, что не может так. Как? Мне не нравится роль де Гиша, потому что он – злодей.
Ростан лихорадочно делает правки в тексе пьесы, добавляет в нее пятый акт. В театре идут последние прогоны. Жан получает роль Рагно – пекаря, добряка и поэта. Кроме того, Ростан решил вставить в пьесу сцену дуэли, во время которой Сирано произносит прекрасные стихи. В зал входит судебный пристав. Он сообщает, что правительственным декретом Коклену запрещено участвовать в театральных постановках по иску театра «КомедиФрасез».Лего сообщает о том, что покидает труппу, раз в ней не играет Коклен.
Труппа отправляется в кафе Оноре, ее участники в унынии пьют там вино. Их вдохновляет Оноре. Он говорит, что ему с его цветом кожи было нелегко управляться со своим кафе, но он никогда не сдавался. Оноре предлагает Ростану и его команде вернуться в театр и приступить к постановке пьесы.
Несмотря на возмущение пристава, труппа возвращается в театр. Подготовка к премьере идет полным ходом.
Начинает прибывать публика. Выясняется, что в огромном зале театра остается много свободных мест. Оноре отправляется в свое кафе. Он предлагает бесплатное блюдо тем посетителям, которые отправятся на премьеру. Публика не выражает особого энтузиазма. Оноре вносит поправку: бесплатное угощение тому, кто высидит хотя бы один акт.
Флёри отправляются в публичный дом, которые они содержат. Девочкам дается указание завершить трудовую смену и отправиться в театр. Всем их клиентам обещано одно бесплатное посещение борделя, если они придут на спектакль.Поскольку для пятого акта не хватает актрис для ролей монашек, Флёри приглашают для этого девиц из борделя.
В Париж с гастролей по Америке возвращается Сара Бернар. Она узнает, что должна состояться премьера спектакля «Сирано де Бержерак». Бернар принимает решение прийти в театр и посмотреть пьесу Ростана.
В своих ложах расположились Жорж Фейдо и Розамунда со старшим сыном.
Сюзан, играющая роль супруги Рагно, говорит Жану, что он слишком напряжен. А жена в таких ситуациях обязана помогать мужу. Она делает Жану минет, тот раскрепощается совершенно.
Поднимается занавес. Актеры произносят первые реплики. Ростан наблюдает за действием из-за кулис. Публика молчит. Ростан убегает в подсобное помещение театра. К нему подходит Лео. Ростан говорит: все пропало, они не смеются. Раздаются первые смешки. Лео: они аплодируют! Да разве это аплодисменты, они едва шевелят ладонями. Звучат мощные аплодисменты. Лео: разве это лучшее место для того, чтобы смотреть спектакль. Ростан возвращается за кулисы.
Сара Бернар, играющая в театре по соседству, слышит аплодисменты зрителей пьесы Ростана. Она решает успеть хотя бы на последний акт и уходит из своего театра после первого поклона.
Один из клиентов Оноре в антракте возвращается в кафе и говорит: вы это должны видеть! Все посетители кафе валом валят на премьеру.
В антракте Лего устраивает истерику Ростану: меня нет в первом акте, все аплодисменты достались Коклену! Внезапно актриса падает в открывшийся в полу сцены люк. Ее решают оттуда не доставать. Выясняется, что Жанна знает роль Роксаны наизусть, имеются и запасные костюмы. Жанна выходит на сцену, пьеса доигрывается до конца.
Публика устраивает труппе овацию, артисты много раз выходят на поклоны. Ростана за кулисами поздравляют Сара Бернар и Жорж Фейдо. За кулисы с жандармами входит Жюль Кларети. Он обращается к Коклену: закон есть закон. Вы будете арестованы, если сыграете хоть одну роль не на сцене «КомедиФрансез», если это не роль Сирано. Коклен говорит: я буду играть эту роль до конца своих дней.
Эдмон благодарит Жанну, та его целует на прощанье и сообщает, что уезжает из Парижа. За кулисы приходит Розамунда. Она говорит, что готова терпеть любовницу мужа – славу: ты ее заслужил, я рыдала на спектакле, теперь я – жена автора шедевра. Ростан выходит на сцену для поклона публике.
Закадровый голос в финале фильма: сегодня, 27 декабря 1897 года, актеры 40 раз выходят на поклоны, потом они совершают триумфальное шествие по улицам Парижа. Эдмона Ростана наградят орденом Почетного легиона. В грядущем веке его пьеса будет исполнена более 20 тысяч раз, она станет огромным достижением французского театра.
Отзывы