Новую работу "По воле божьей" французского режиссера и сценариста Франсуа Озона ("Двуличный любовник", "Франц"), получившую "Серебряного Медведя" в феврале этого года на фестивале в Берлине, можно отнести к тому виду кинематографических произведений, которые выхватывают сырые моменты из реальности и сочетают в себе реконструкцию недавних событий с еще незаконченной историей. Озону удалось показать позиции всех сторон, оказавшихся в центре скандала о сокрытии фактов педофилии в епископате французского города Лиона, для которого очень важными оказываются персоны кардинала Филиппа Барбарена (Франсуа Марторе, "Черная Венера", "Два дня для убийства") и кюре Бернара Прайна (Бернар Верле, "Роден", "Ложные признания"). Так сложилось, что "По воле божьей" берет на себя роль полудокументального свидетеля личных трагедий для жертв событий, происходивших в 80-х и начале 90-х годов, когда Прайна с молчаливого попустительства католической церкви занимался направленным и систематическим растлением малолетних скаутов, число которых исчисляется десятками и сотнями. Нанесенные психологические и физические травмы оказались столь сильными и глубокими, что уже взрослые мужчины, прошедшие через интимные обряды этого святого отца, смогли найти в себе силы заговорить о случившемся только через десятки лет, фактически тогда, когда у подавляющего большинства срок давности преступления по французским законам уже истек, а у других был на пределе. И уже после премьеры на Берлинском фестивале, в марте Барбарен, изо всех сил стремившийся спустить дело Прайна на тормозах и гонявший его из прихода в приход после очередных тревожных сигналов, получил полгода заключения условно. Глупо в этом случае обвинять работу Озона в тенденциозности и стремлении оказать давление на правосудие при помощи художественных средств. "По воле божьей" рассказывает о сломанных судьбах, о присутствии в рядах церковных служителей не только истинных сынов веры, но и откровенно больных людей, обладающих нездоровыми и вызывающими общественное отвращение наклонностями. Можно долго рассуждать о гуманизме и о христианской любви, но когда на месте жертв Бернара Прайна, не отлученного от церкви и не преданного анафеме за содеянное, может оказаться ваш сын, племянник или внук, то становится страшно по-настоящему. Франсуа Озон говорит о личном, о надломленности, которая у многих людей идет из детства и в которой виноваты не безгрешные дети, а окружающие их взрослые, которым сложно активно противостоять в силу их большего опыта и авторитета. Поэтому "По воле божьей" ни в коем случае не является лентой, продолжающей традиции журналистского расследования оскароносного проекта "В центре внимания" Тома МакКарти, а представляет уверенную драму, где говорят жертвы отца Прайна, стремящиеся добиться юридической справедливости в отношении представителя очень могущественной организации.
Истории людей, показанных в "По воле божьей" сложно назвать уникальными в свете тех скандалов, которые сотрясали и продолжают сотрясать общественность в разных уголках земного шара, они ставят под сомнение доверие к самому институту католической церкви. Из-за этого работа Озона оказывается связующим звеном между теми фактами неприятия происходящего, которые начал высказывать Ватикан при папе Франциске, активной реакцией французского общества на происходящее. По сути дела, "По воле божьей" выводит из тени очень сложные факты, не давая им оценки и предоставляя зрителям самим задуматься о месте религии в европейском социуме. Когда в начале ленты зрители видят уверенного в себе Александра (Мельвиль Пупо, "В постели с Викторией"), успешного банкира из Лиона и отца пятерых детей, то возникает первый и очевидный вопрос о том, почему этот мужчина средних лет оказывается до сих пор верящим в Бога и соблюдающим все обряды, несмотря на то, что его терзают сомнения относительно действий церкви. В герое Пупо еще продолжает жить тот десятилетний ребенок, которого Прайна регулярно насиловал в течение нескольких лет. Спусковым механизмом в этом случае становится обычный заголовок, который показывает, что благообразный кюре еще до сих пор служит мессы и полностью вовлечен в религиозный процесс как талантливый воспитатель молодежи. Этот шок заставляет его пытаться добиваться справедливости у кардинала Филиппа Барбарена, под чьим началом служит сейчас Прайна, встречаться с самим отцом-педофилом, который прекрасно осознает вся тяжесть своего психического заболевания и открыто в нем признается. Практически весь первый акт ленты Озона посвящен очень активной переписке Александра со служителями церкви, благодаря которой становятся известны самые темные уголки его детства и реакция его родителей на насилие со стороны священнослужителя. Благодаря встрече героя Мельвиля Пупо с 71-летним Бернаром Прайна, признающим свои действия и идентифицирующим себя как педофила, автору удается в самом начале задать высокий эмоциональный тон истории, которая начинает развиваться подобно эстафете, где каждый из героев стремится поделиться личной травмой и громкость общественного голоса непрерывно растет. Многие из жертв даже спустя годы боятся громких оглашений имен и подробностей, поэтому проект продолжает в скрытом виде задавать множество вопросов и показывает множество этических и моральных проблем, которые характеры пытаются преодолеть через совместное взаимодействие и создание специальной общественной организации для жертв насилия Прайна.
"По воле божьей" показывает совершенно другого Франсуа Озона, создающего проект о социальной справедливости, твердой направленности и остром чувстве тихого возмущения пострадавших. Эта художественная публицистика, в которой изменены имена настоящих жертв убедительно рассказывает историю борьбы гнева и страха, лишая ее сентиментальной составляющей мелодрамы и последовательно, шаг за шагом, показывая ее нравственное эхо, которое навсегда оставило отпечаток в судьбах взрослых мужчин. Активист Франсуа (Дени Меноше, "Мария Магдалина"), который является в настоящем убежденным атеистом, с удивлением узнает, что его мать долгое время пыталась восстановить справедливость и вела переписку с епископатом и с самим Бернаром Прайна, который глубоко раскаивался в том, что он делал с юными мальчиками. Так же, как Александр, Франсуа оказывается потрясен тем, что растлитель по-прежнему служит и занимается работой с детьми. В отличие от героя Мельвиля Пупо, второй ключевой персонаж ленты Озона начинает активно взаимодействовать с прессой и выводит события также и в Интернет при помощи сайта "Свободное слово", где могли бы делиться своими историями пострадавшие. Церковь, хранящая молчание в лице кардинала Барбарена, очень хорошо показана как учреждение двойной морали, где прекрасно осведомлены, чем занимается благообразный герой Бернара Верле, но уклоняются от того, чтобы лишить священника его духовного сана и признать в нем страшного преступника. Моральный выбор для ключевых характеров "По воле божьей" оказывается крайне тяжелым делом, вопрос христианского прощения заблудшего кюре напрямую перекликается с тем, почему преступник в рясе создает целую группу обслуживавших его нездоровые интересы бессловесных сексуальных рабов, которые морально и духовно раздавлены. Почему правоверный католик, который искренне верит в Бога и безгранично доверяет церкви, должен в определенный момент начать сомневаться в чистоплотности святых отцов и начать осуждать саму религиозную организацию? И о каком спасении души может идти речь, когда в ней остаются незаживающие душевные раны? Из-за этого проект Озона перестает уходить в документальность и начинает задавать больные вопросы людей, которые устали от своего растянувшегося во времени страха и готовы выступить войной против священного ордена, призвав на свою сторону законы той страны, где церковь уже давно отделена от государства. Герои "По воле божьей" вынуждены заново переживать свои травмы, но на этот раз силы дает им общая сплоченность организации, преследующей того, кто в обычном обществе давно уже должен сидеть за решеткой.
Когда в истории "По воле божьей" появляется третий ключевой персонаж, безработный эпилептик Эммануэль (Сванн Арло, "Анархисты"), то проект достигает своего экстремума в эмоциональной надломленности. Когда-то герой Арло подавал большие надежды, сейчас он разбит настолько, что одно только сообщение об отце Прайна в газете заставляет его биться в конвульсиях на полу. Именно на Эммануэле концентрируется третий акт фильма и открыто показывает к чему может привести детская психологическая травма и насилие со стороны того, кто по определению должен спасать и быть безгрешен. Опыт, которым обмениваются в этой ленте три главных героя Озона показывает уровни того, могут развиваться поиски справедливости. Примечательно, что для кардинала Барбарена организация людей, пострадавших от католической церкви, становится проверкой его веры на прочность и приводит к глубокому духовному кризису. Важным моментом в работе Озона становится идея о готовности религиозной организации перестать прятать своих страдающих от пороков священнослужителей и выставить их на всеобщее обозрение, что, очевидно, ударит по церковному авторитету, но позволить укрепить и сплотить ряды верующих. Интересно, что сам образ, созданный Франсуа Марторе, показывает кардинала Лиона как человека, чья вера сотрясается под напором разрушительной морали, но, как автор, Франсуа Озон выводит этот характер с большой долей нейтральности и предпочитает не высказывать до суда над духовным лицом не высказывать открыто обличительных оценок. Поэтому "По воле божьей" становится намного большим, чем художественное обвинение католической церкви в сокрытии недопустимых грехов, которые надежно скрываются за бетонными стенами монастырей и соборов, режиссер при помощи отличного актерского ансамбля исследует мотивы, по которым оказывается расколота мужественность во всех смыслах этого слова, когда современные французские мужчины становятся мечтой психоаналитика из-за разрывающих их жизнь детских травм и переживаний.
8
,4
2018, Драмы
137 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новую работу "По воле божьей" французского режиссера и сценариста Франсуа Озона ("Двуличный любовник", "Франц"), получившую "Серебряного Медведя" в феврале этого года на фестивале в Берлине, можно отнести к тому виду кинематографических произведений, которые выхватывают сырые моменты из реальности и сочетают в себе реконструкцию недавних событий с еще незаконченной историей. Озону удалось показать позиции всех сторон, оказавшихся в центре скандала о сокрытии фактов педофилии в епископате французского города Лиона, для которого очень важными оказываются персоны кардинала Филиппа Барбарена (Франсуа Марторе, "Черная Венера", "Два дня для убийства") и кюре Бернара Прайна (Бернар Верле, "Роден", "Ложные признания"). Так сложилось, что "По воле божьей" берет на себя роль полудокументального свидетеля личных трагедий для жертв событий, происходивших в 80-х и начале 90-х годов, когда Прайна с молчаливого попустительства католической церкви занимался направленным и систематическим растлением малолетних скаутов, число которых исчисляется десятками и сотнями. Нанесенные психологические и физические травмы оказались столь сильными и глубокими, что уже взрослые мужчины, прошедшие через интимные обряды этого святого отца, смогли найти в себе силы заговорить о случившемся только через десятки лет, фактически тогда, когда у подавляющего большинства срок давности преступления по французским законам уже истек, а у других был на пределе. И уже после премьеры на Берлинском фестивале, в марте Барбарен, изо всех сил стремившийся спустить дело Прайна на тормозах и гонявший его из прихода в приход после очередных тревожных сигналов, получил полгода заключения условно. Глупо в этом случае обвинять работу Озона в тенденциозности и стремлении оказать давление на правосудие при помощи художественных средств. "По воле божьей" рассказывает о сломанных судьбах, о присутствии в рядах церковных служителей не только истинных сынов веры, но и откровенно больных людей, обладающих нездоровыми и вызывающими общественное отвращение наклонностями. Можно долго рассуждать о гуманизме и о христианской любви, но когда на месте жертв Бернара Прайна, не отлученного от церкви и не преданного анафеме за содеянное, может оказаться ваш сын, племянник или внук, то становится страшно по-настоящему. Франсуа Озон говорит о личном, о надломленности, которая у многих людей идет из детства и в которой виноваты не безгрешные дети, а окружающие их взрослые, которым сложно активно противостоять в силу их большего опыта и авторитета. Поэтому "По воле божьей" ни в коем случае не является лентой, продолжающей традиции журналистского расследования оскароносного проекта "В центре внимания" Тома МакКарти, а представляет уверенную драму, где говорят жертвы отца Прайна, стремящиеся добиться юридической справедливости в отношении представителя очень могущественной организации. Истории людей, показанных в "По воле божьей" сложно назвать уникальными в свете тех скандалов, которые сотрясали и продолжают сотрясать общественность в разных уголках земного шара, они ставят под сомнение доверие к самому институту католической церкви. Из-за этого работа Озона оказывается связующим звеном между теми фактами неприятия происходящего, которые начал высказывать Ватикан при папе Франциске, активной реакцией французского общества на происходящее. По сути дела, "По воле божьей" выводит из тени очень сложные факты, не давая им оценки и предоставляя зрителям самим задуматься о месте религии в европейском социуме. Когда в начале ленты зрители видят уверенного в себе Александра (Мельвиль Пупо, "В постели с Викторией"), успешного банкира из Лиона и отца пятерых детей, то возникает первый и очевидный вопрос о том, почему этот мужчина средних лет оказывается до сих пор верящим в Бога и соблюдающим все обряды, несмотря на то, что его терзают сомнения относительно действий церкви. В герое Пупо еще продолжает жить тот десятилетний ребенок, которого Прайна регулярно насиловал в течение нескольких лет. Спусковым механизмом в этом случае становится обычный заголовок, который показывает, что благообразный кюре еще до сих пор служит мессы и полностью вовлечен в религиозный процесс как талантливый воспитатель молодежи. Этот шок заставляет его пытаться добиваться справедливости у кардинала Филиппа Барбарена, под чьим началом служит сейчас Прайна, встречаться с самим отцом-педофилом, который прекрасно осознает вся тяжесть своего психического заболевания и открыто в нем признается. Практически весь первый акт ленты Озона посвящен очень активной переписке Александра со служителями церкви, благодаря которой становятся известны самые темные уголки его детства и реакция его родителей на насилие со стороны священнослужителя. Благодаря встрече героя Мельвиля Пупо с 71-летним Бернаром Прайна, признающим свои действия и идентифицирующим себя как педофила, автору удается в самом начале задать высокий эмоциональный тон истории, которая начинает развиваться подобно эстафете, где каждый из героев стремится поделиться личной травмой и громкость общественного голоса непрерывно растет. Многие из жертв даже спустя годы боятся громких оглашений имен и подробностей, поэтому проект продолжает в скрытом виде задавать множество вопросов и показывает множество этических и моральных проблем, которые характеры пытаются преодолеть через совместное взаимодействие и создание специальной общественной организации для жертв насилия Прайна. "По воле божьей" показывает совершенно другого Франсуа Озона, создающего проект о социальной справедливости, твердой направленности и остром чувстве тихого возмущения пострадавших. Эта художественная публицистика, в которой изменены имена настоящих жертв убедительно рассказывает историю борьбы гнева и страха, лишая ее сентиментальной составляющей мелодрамы и последовательно, шаг за шагом, показывая ее нравственное эхо, которое навсегда оставило отпечаток в судьбах взрослых мужчин. Активист Франсуа (Дени Меноше, "Мария Магдалина"), который является в настоящем убежденным атеистом, с удивлением узнает, что его мать долгое время пыталась восстановить справедливость и вела переписку с епископатом и с самим Бернаром Прайна, который глубоко раскаивался в том, что он делал с юными мальчиками. Так же, как Александр, Франсуа оказывается потрясен тем, что растлитель по-прежнему служит и занимается работой с детьми. В отличие от героя Мельвиля Пупо, второй ключевой персонаж ленты Озона начинает активно взаимодействовать с прессой и выводит события также и в Интернет при помощи сайта "Свободное слово", где могли бы делиться своими историями пострадавшие. Церковь, хранящая молчание в лице кардинала Барбарена, очень хорошо показана как учреждение двойной морали, где прекрасно осведомлены, чем занимается благообразный герой Бернара Верле, но уклоняются от того, чтобы лишить священника его духовного сана и признать в нем страшного преступника. Моральный выбор для ключевых характеров "По воле божьей" оказывается крайне тяжелым делом, вопрос христианского прощения заблудшего кюре напрямую перекликается с тем, почему преступник в рясе создает целую группу обслуживавших его нездоровые интересы бессловесных сексуальных рабов, которые морально и духовно раздавлены. Почему правоверный католик, который искренне верит в Бога и безгранично доверяет церкви, должен в определенный момент начать сомневаться в чистоплотности святых отцов и начать осуждать саму религиозную организацию? И о каком спасении души может идти речь, когда в ней остаются незаживающие душевные раны? Из-за этого проект Озона перестает уходить в документальность и начинает задавать больные вопросы людей, которые устали от своего растянувшегося во времени страха и готовы выступить войной против священного ордена, призвав на свою сторону законы той страны, где церковь уже давно отделена от государства. Герои "По воле божьей" вынуждены заново переживать свои травмы, но на этот раз силы дает им общая сплоченность организации, преследующей того, кто в обычном обществе давно уже должен сидеть за решеткой. Когда в истории "По воле божьей" появляется третий ключевой персонаж, безработный эпилептик Эммануэль (Сванн Арло, "Анархисты"), то проект достигает своего экстремума в эмоциональной надломленности. Когда-то герой Арло подавал большие надежды, сейчас он разбит настолько, что одно только сообщение об отце Прайна в газете заставляет его биться в конвульсиях на полу. Именно на Эммануэле концентрируется третий акт фильма и открыто показывает к чему может привести детская психологическая травма и насилие со стороны того, кто по определению должен спасать и быть безгрешен. Опыт, которым обмениваются в этой ленте три главных героя Озона показывает уровни того, могут развиваться поиски справедливости. Примечательно, что для кардинала Барбарена организация людей, пострадавших от католической церкви, становится проверкой его веры на прочность и приводит к глубокому духовному кризису. Важным моментом в работе Озона становится идея о готовности религиозной организации перестать прятать своих страдающих от пороков священнослужителей и выставить их на всеобщее обозрение, что, очевидно, ударит по церковному авторитету, но позволить укрепить и сплотить ряды верующих. Интересно, что сам образ, созданный Франсуа Марторе, показывает кардинала Лиона как человека, чья вера сотрясается под напором разрушительной морали, но, как автор, Франсуа Озон выводит этот характер с большой долей нейтральности и предпочитает не высказывать до суда над духовным лицом не высказывать открыто обличительных оценок. Поэтому "По воле божьей" становится намного большим, чем художественное обвинение католической церкви в сокрытии недопустимых грехов, которые надежно скрываются за бетонными стенами монастырей и соборов, режиссер при помощи отличного актерского ансамбля исследует мотивы, по которым оказывается расколота мужественность во всех смыслах этого слова, когда современные французские мужчины становятся мечтой психоаналитика из-за разрывающих их жизнь детских травм и переживаний.