Проект "Изгоняющий дьявола: Абаддон" режиссера и сценариста Пирри Реджинальда Тео ("Проклятие Спящей красавицы"), получивший премьерный показ в октябре прошлого года в Торонто на фестивале "After Dark", который специализируется на хоррорах, по праву получил титул "самого страшного фильма". Автор представляет еще один расширенный взгляд на природу экзорцизма, смешивая шизофрению главного героя Джоэла и одержимость демонами его малолетнего сына Мэйсона. При этом работа Тео, выходящая спустя полвека после классической ленты Уильяма Фридкина, демонстрирует действительно свежий взгляд для субжанра фильмов ужасов, где, кажется, уже трудно изобрести какие-то новые сюжетные повороты и визуальные решения. Снятая при явно низком бюджете, картина достигает необходимых психологических глубин и играет с вниманием зрителей, предоставляя возможность догадываться самостоятельно о том, насколько реально происходящее на экране и не является ли это все придуманными от начала и до конца воспоминаниями ребенка, которые оказались преломленными спустя долгое время. Пирри Тео хорошо понимает, каким образом можно сделать такую работу, где медленное погружение в пучину безумия в отдельно взятом доме будет выглядеть и волнующим, и захватывающим внимание, и удивляющим неожиданными твистами во второй половине. Проблема одержимости бесами существует для окружающей действительности и является в большей степени некой эзотерикой, пока беда не оказывается на пороге и не начинает проникать внутрь близких и любимых людей. Не случайно в оригинале работа Тео называется "The Assent" ("Согласие"), именно так называется последняя стадия, когда демоны уже практически неотделимо связаны с душой хозяина тела и берут его под свой необратимый контроль. Сверхъестественное в проекте, размещенное в очень своеобразных декорациях, является узнаваемым для поклонников жанра, однако это не мешает постановщику создавать ту высококлассную жуть, где присутствие сил зла не столько наползает с экрана, сколько стремится к атмосферности присутствия. Увлеченного режиссера экзорцизм интересует с разных точек зрения. Тео нравится исследовать религиозность отца Ламберта, который относится к своей миссии спасителя без особого пафоса. По касательной, очень мягко, автор намекает о том, насколько оказывается уязвим для всего самого страшного человек и его душа в минуты потерь и отчаяния, когда главный герой теряет веру. Поэтому "Изгоняющий дьявола: Абаддон" так увлеченно рассказывает свою историю и стремится раздвинуть жанровые границы лент об экзорцизме, это вовлекает аудиторию в происходящие кошмары и иногда удивляет ее тем, как много смыслов можно найти там, уже сказано практически все.
Уже в начальных кадрах "Изгоняющий дьявола: Абаддон", по степени своей зернистости напоминающих более всего старую VHS-запись, Пирри Тео знакомит зрителей со всеми этапами проникновения зла внутрь человека и на уровне старого и забытого всеми учебного фильма показывает, что сначала через присутствие, после этого через болезнь и далее через согласие демоны могут проникнуть внутрь физического тела и опутать душу. Начальная ситуация в ленте такова, что не создается сомнений в том, что протагонист Джоэл Кларк (Роберт Казински, "Любовь по расчету"), который находится на грани душевного срыва после потери жены в автомобильной аварии, страдает той самой уязвимостью, способной привести к страшным последствиям. Даже спустя два года герой Казински все еще не может оправиться от утраты, его шизофрения прогрессирует, ему грозит лишение родительских прав из-за болезни, он посещает курсы психотерапевта Майи (Флоренс Ванида Фэйвр), умело манипулирующей его неустойчивым сознанием. Характер Фэйвр постоянно намекает, что вот-вот за Мэйсоном (Кэйден Драгомер) придут из социальной опеки и навсегда заберут его от больного отца-психа, страдающего видениями и неспособного обеспечить ребенку нормальные условия для жизни. Джоэл вынужден тратить практически все деньги на проходящую няню Кэсси (Ханна Уорд), которая мечтает стать преподавателем и свалить подальше из городка в Филадельфию. Персонаж Уорд регулярно подписывает отцу, не имеющему стабильной работы и соцпакета, бумаги о получении денег за присмотр над Мэйсоном, что служит его основным аргументом для психотерапевта. Одним из триггеров для истории становится сообщение Кэсси об отъезде в университет, что заставляет Джоэла и его отпрыска неблагожелательно зарычать во время совместного ужина. Главный герой также стремится справиться со своими регулярно оккупирующими мозг ужасными видениями и фиксирует на моментальную камеру Polaroid, на этих снимках нет ничего такого, что могло бы его заставить сомневаться в окружающей реальности. Однако в определенный момент на фото начинают появляться некие тени, из-за которых мозг мужчины начинает взрываться и подавать ему нехорошие сигналы. Для понимания ленты важно, что отец и сын Кларки живут в неком современном подобии готического особняка, уединенном доме в лесу, набитом под завязку причудливыми художественными работами Джоэла, постоянно создающего их в каждую свободную минуту. И фантастический реализм скульптур протагониста, обилие черепов и костей, имитирующих творчество Ганса Руди Гигера, без всяких двусмысленностей намекает, что такой нездоровый дом подобно магниту будет притягивать к себе непознаваемое зло в его самом чудовищном и первородном виде.
Определенно, Тео в качестве автора "Изгоняющий дьявола: Абаддон" меньше всего интересует реализация стандартных постановочных моментов и множественных клише, которые переполняют проекты об экзорцистах. Конечно, от образа привязанного ремнями к кровати Мэйсона ему уйти не удается, но режиссера в большей степени интересует то, что происходит в голове у человека, пока он проходит все этапы общения с дьяволом и начинает бороться при помощи экзорцистов. К слову о тех, кто в фильме воплощает борцов со злом: опытнейший Питер Джейсон, снимавшийся в работах классика американского хоррора Джона Карпентера, в роли отца Ламберта дает ленте тот необходимый баланс, благодаря которому заземляется сюжет и у зрителей появляется робкая надежда, что зло будет изгнано. Примечательно, что герой Джейсон также имеет свою степень надломленности, в соответствии с экранной историей этот священник отсидел свой срок в тюрьме штата и совсем недавно был освобожден. Причиной лишения свободы отца Ламберта стала процедура экзорцизма, в которой что-то пошло не так и где появилась своя человеческая жертва. Характер Джейсона по-прежнему преследуем его собственной совестью и ошибками, он отлучен от своего дела и находится в поисках того самого искупительного случая, который заставит его душу хотя бы немного успокоиться. Лента Тео также исследует этого персонажа и его борьбу, которая направлена на обуздание внешних и внутренних демонов. Работавший над лентой оператор Джонатан Холл ("Тройная угроза") очень много экспериментирует над визуализацией психической болезни главного героя и показа тех самых состояний, когда при помощи галлюцинаций на экране авторы стараются погрузить зрителей внутрь мозга Джоэла и стать на время его дефокусированными глазами. У Холла - настоящий талант, потому что при просмотре заметно, как работают эти эффекты, не смоделированные на компьютере при помощи цифры, а снятые вручную, только при помощи особого выбора освещения, линз и специальных объективов. Пирри Тео удается показать мир, где беспокойство и страх заставляют чувствовать подсознательное, которое усилено множеством работ и инсталляций современного художника Эмиля Мельмота, чье творчество способствовало созданию того самого антуража безумия одинокого творца, заблудившегося в черных коридорах своих видений.
Нездоровость атмосферы Тео в "Изгоняющий дьявола: Абаддон" подчеркивает также и при помощи специального выбора локации для съемок, дом, где все происходит, долгое время борделем в первой половине прошлого века и пребывал на момент начала съемок в заброшенном состоянии. Из-за этого все происходящее на экране приобретает еще одну степень неправильности, может быть, грехи прежних обитательниц этого места дают о себе знать, но у режиссера получается создать то замечательное чувство клаустрофобного беспокойства в узком помещении, когда уже нет путей к отходу и столкновение с нечестивым происходит в прямом режиме, лицом к лицу. Сюжетный твист, происходящий с психотерапевтом Майей, тем не менее, несмотря на всю свою ожидаемость, оказывается отличным решением для создания мощного напряжения в третьем акте, где шизофреническая воронка, в которой вот-вот сгинет Джоэл достигает настоящей драматической глубины, постановщик прекрасно понимает, как именно нужно сыграть эту серию сцен с Робертом Казински и Флоренс Фэйвр, чтобы не создавалось ощущение искусственности от происходящего. Фэйвр, как актрисе, удается показать ту самую опасную степень зла в женском обличье, которое готово стать для Джоэла сразу всем сразу - матерью, сестрой и заменой потерянной жене. В такой трактовке становится еще больше ясно, что именно воспроизводил воспаленный мозг главного героя для того, чтобы добиться компенсации личных проблем и неудач и отчасти оправдаться благодаря этому перед собственным сыном. Важно понимать, что в фильме Тео есть элемент новаторства, порожденного, очевидно, в первую очередь скудостью бюджета картины, зло и демоны не появляются у него в своем традиционном и хорошо знакомом изображении. Устрашающих монстров в фильме как таковых нет, однако их заменяют бесформенные, мелькающие и мельтешащие существа из кошмаров персонажа Казински, они - в большей степени те самые страшные и непредсказуемые воплощения его лихорадочных видений, загоняющие его мысли в самый темный угол. Поэтому в "Изгоняющий дьявола: Абаддон" Пирри Тео успешно сталкивает с главным героем демонов, не имеющих физической формы как таковой. Эти бесформенные нагромождения при поддержке ухоженной и безжалостной героини Фэйвр с ее синдромом охотницы и создают трагедию жертвы, которая уже давно застряла в паутине собственного бреда и эмоциональной нестабильности.
5
,2
2019, Ужасы
84 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект "Изгоняющий дьявола: Абаддон" режиссера и сценариста Пирри Реджинальда Тео ("Проклятие Спящей красавицы"), получивший премьерный показ в октябре прошлого года в Торонто на фестивале "After Dark", который специализируется на хоррорах, по праву получил титул "самого страшного фильма". Автор представляет еще один расширенный взгляд на природу экзорцизма, смешивая шизофрению главного героя Джоэла и одержимость демонами его малолетнего сына Мэйсона. При этом работа Тео, выходящая спустя полвека после классической ленты Уильяма Фридкина, демонстрирует действительно свежий взгляд для субжанра фильмов ужасов, где, кажется, уже трудно изобрести какие-то новые сюжетные повороты и визуальные решения. Снятая при явно низком бюджете, картина достигает необходимых психологических глубин и играет с вниманием зрителей, предоставляя возможность догадываться самостоятельно о том, насколько реально происходящее на экране и не является ли это все придуманными от начала и до конца воспоминаниями ребенка, которые оказались преломленными спустя долгое время. Пирри Тео хорошо понимает, каким образом можно сделать такую работу, где медленное погружение в пучину безумия в отдельно взятом доме будет выглядеть и волнующим, и захватывающим внимание, и удивляющим неожиданными твистами во второй половине. Проблема одержимости бесами существует для окружающей действительности и является в большей степени некой эзотерикой, пока беда не оказывается на пороге и не начинает проникать внутрь близких и любимых людей. Не случайно в оригинале работа Тео называется "The Assent" ("Согласие"), именно так называется последняя стадия, когда демоны уже практически неотделимо связаны с душой хозяина тела и берут его под свой необратимый контроль. Сверхъестественное в проекте, размещенное в очень своеобразных декорациях, является узнаваемым для поклонников жанра, однако это не мешает постановщику создавать ту высококлассную жуть, где присутствие сил зла не столько наползает с экрана, сколько стремится к атмосферности присутствия. Увлеченного режиссера экзорцизм интересует с разных точек зрения. Тео нравится исследовать религиозность отца Ламберта, который относится к своей миссии спасителя без особого пафоса. По касательной, очень мягко, автор намекает о том, насколько оказывается уязвим для всего самого страшного человек и его душа в минуты потерь и отчаяния, когда главный герой теряет веру. Поэтому "Изгоняющий дьявола: Абаддон" так увлеченно рассказывает свою историю и стремится раздвинуть жанровые границы лент об экзорцизме, это вовлекает аудиторию в происходящие кошмары и иногда удивляет ее тем, как много смыслов можно найти там, уже сказано практически все. Уже в начальных кадрах "Изгоняющий дьявола: Абаддон", по степени своей зернистости напоминающих более всего старую VHS-запись, Пирри Тео знакомит зрителей со всеми этапами проникновения зла внутрь человека и на уровне старого и забытого всеми учебного фильма показывает, что сначала через присутствие, после этого через болезнь и далее через согласие демоны могут проникнуть внутрь физического тела и опутать душу. Начальная ситуация в ленте такова, что не создается сомнений в том, что протагонист Джоэл Кларк (Роберт Казински, "Любовь по расчету"), который находится на грани душевного срыва после потери жены в автомобильной аварии, страдает той самой уязвимостью, способной привести к страшным последствиям. Даже спустя два года герой Казински все еще не может оправиться от утраты, его шизофрения прогрессирует, ему грозит лишение родительских прав из-за болезни, он посещает курсы психотерапевта Майи (Флоренс Ванида Фэйвр), умело манипулирующей его неустойчивым сознанием. Характер Фэйвр постоянно намекает, что вот-вот за Мэйсоном (Кэйден Драгомер) придут из социальной опеки и навсегда заберут его от больного отца-психа, страдающего видениями и неспособного обеспечить ребенку нормальные условия для жизни. Джоэл вынужден тратить практически все деньги на проходящую няню Кэсси (Ханна Уорд), которая мечтает стать преподавателем и свалить подальше из городка в Филадельфию. Персонаж Уорд регулярно подписывает отцу, не имеющему стабильной работы и соцпакета, бумаги о получении денег за присмотр над Мэйсоном, что служит его основным аргументом для психотерапевта. Одним из триггеров для истории становится сообщение Кэсси об отъезде в университет, что заставляет Джоэла и его отпрыска неблагожелательно зарычать во время совместного ужина. Главный герой также стремится справиться со своими регулярно оккупирующими мозг ужасными видениями и фиксирует на моментальную камеру Polaroid, на этих снимках нет ничего такого, что могло бы его заставить сомневаться в окружающей реальности. Однако в определенный момент на фото начинают появляться некие тени, из-за которых мозг мужчины начинает взрываться и подавать ему нехорошие сигналы. Для понимания ленты важно, что отец и сын Кларки живут в неком современном подобии готического особняка, уединенном доме в лесу, набитом под завязку причудливыми художественными работами Джоэла, постоянно создающего их в каждую свободную минуту. И фантастический реализм скульптур протагониста, обилие черепов и костей, имитирующих творчество Ганса Руди Гигера, без всяких двусмысленностей намекает, что такой нездоровый дом подобно магниту будет притягивать к себе непознаваемое зло в его самом чудовищном и первородном виде. Определенно, Тео в качестве автора "Изгоняющий дьявола: Абаддон" меньше всего интересует реализация стандартных постановочных моментов и множественных клише, которые переполняют проекты об экзорцистах. Конечно, от образа привязанного ремнями к кровати Мэйсона ему уйти не удается, но режиссера в большей степени интересует то, что происходит в голове у человека, пока он проходит все этапы общения с дьяволом и начинает бороться при помощи экзорцистов. К слову о тех, кто в фильме воплощает борцов со злом: опытнейший Питер Джейсон, снимавшийся в работах классика американского хоррора Джона Карпентера, в роли отца Ламберта дает ленте тот необходимый баланс, благодаря которому заземляется сюжет и у зрителей появляется робкая надежда, что зло будет изгнано. Примечательно, что герой Джейсон также имеет свою степень надломленности, в соответствии с экранной историей этот священник отсидел свой срок в тюрьме штата и совсем недавно был освобожден. Причиной лишения свободы отца Ламберта стала процедура экзорцизма, в которой что-то пошло не так и где появилась своя человеческая жертва. Характер Джейсона по-прежнему преследуем его собственной совестью и ошибками, он отлучен от своего дела и находится в поисках того самого искупительного случая, который заставит его душу хотя бы немного успокоиться. Лента Тео также исследует этого персонажа и его борьбу, которая направлена на обуздание внешних и внутренних демонов. Работавший над лентой оператор Джонатан Холл ("Тройная угроза") очень много экспериментирует над визуализацией психической болезни главного героя и показа тех самых состояний, когда при помощи галлюцинаций на экране авторы стараются погрузить зрителей внутрь мозга Джоэла и стать на время его дефокусированными глазами. У Холла - настоящий талант, потому что при просмотре заметно, как работают эти эффекты, не смоделированные на компьютере при помощи цифры, а снятые вручную, только при помощи особого выбора освещения, линз и специальных объективов. Пирри Тео удается показать мир, где беспокойство и страх заставляют чувствовать подсознательное, которое усилено множеством работ и инсталляций современного художника Эмиля Мельмота, чье творчество способствовало созданию того самого антуража безумия одинокого творца, заблудившегося в черных коридорах своих видений. Нездоровость атмосферы Тео в "Изгоняющий дьявола: Абаддон" подчеркивает также и при помощи специального выбора локации для съемок, дом, где все происходит, долгое время борделем в первой половине прошлого века и пребывал на момент начала съемок в заброшенном состоянии. Из-за этого все происходящее на экране приобретает еще одну степень неправильности, может быть, грехи прежних обитательниц этого места дают о себе знать, но у режиссера получается создать то замечательное чувство клаустрофобного беспокойства в узком помещении, когда уже нет путей к отходу и столкновение с нечестивым происходит в прямом режиме, лицом к лицу. Сюжетный твист, происходящий с психотерапевтом Майей, тем не менее, несмотря на всю свою ожидаемость, оказывается отличным решением для создания мощного напряжения в третьем акте, где шизофреническая воронка, в которой вот-вот сгинет Джоэл достигает настоящей драматической глубины, постановщик прекрасно понимает, как именно нужно сыграть эту серию сцен с Робертом Казински и Флоренс Фэйвр, чтобы не создавалось ощущение искусственности от происходящего. Фэйвр, как актрисе, удается показать ту самую опасную степень зла в женском обличье, которое готово стать для Джоэла сразу всем сразу - матерью, сестрой и заменой потерянной жене. В такой трактовке становится еще больше ясно, что именно воспроизводил воспаленный мозг главного героя для того, чтобы добиться компенсации личных проблем и неудач и отчасти оправдаться благодаря этому перед собственным сыном. Важно понимать, что в фильме Тео есть элемент новаторства, порожденного, очевидно, в первую очередь скудостью бюджета картины, зло и демоны не появляются у него в своем традиционном и хорошо знакомом изображении. Устрашающих монстров в фильме как таковых нет, однако их заменяют бесформенные, мелькающие и мельтешащие существа из кошмаров персонажа Казински, они - в большей степени те самые страшные и непредсказуемые воплощения его лихорадочных видений, загоняющие его мысли в самый темный угол. Поэтому в "Изгоняющий дьявола: Абаддон" Пирри Тео успешно сталкивает с главным героем демонов, не имеющих физической формы как таковой. Эти бесформенные нагромождения при поддержке ухоженной и безжалостной героини Фэйвр с ее синдромом охотницы и создают трагедию жертвы, которая уже давно застряла в паутине собственного бреда и эмоциональной нестабильности.