Идея по созданию этого фильма пришла в голову Дж. Дж. Абрамса, когда он посетил популярный магазин игрушек в Японии и заметил там множество вариаций игрушек культового Годзиллы. Создавая «Монстро», продюсер держал в голове мысль, что его фильм должен стать настоящим американским аналогом эпиков про всё того же Годзиллу и его не менее популярных супостатов, одним из которых был даже Кинг Конг.Голос человека, который неоднократно кричит: «Боже мой!», когда голова Статуи Свободы падает в толпу людей, принадлежит одному из продюсеров фильма Брайану Бёрку.На протяжении своего экранного времени персонаж по имени Джейсон носит футболку с логотипом напитка Slusho! из уже ставшего классическим сериала Дж. Дж. Абрамса «Шпионка» (2001). Также слово Slusho! было одним из рабочих названий этого фильма.Мэтт Ривз и Майкл Джаккино являются поклонниками фильмов про огромных монстров.Поскольку большая часть визуальных эффектов была создана после съёмочного процесса, исполнившие роли главных героев актёры, которые видели основного монстра фильма только по концептам, были вынуждены изображать различные эмоции и действия, связанные с всё тем же монстром, фактически глядя просто «в пустоту».Главным и самым приятным достоинством фильма Мэтт Ривз считает метод ручной съёмки, так как он максимально передаёт трагизм всех событий и лучше погружает в атмосферу.В Японии фильм вышел с подзаголовком Hakaisha. С подзаголовком Kishin в этой стране вышла манга по мотивам фильма. Манга более детально изучает вселенную Cloverfield.По мифологии кинематографической вселенной Cloverfield, Министерство обороны США называет главного монстра-антагониста из этого фильма «Крупномасштабный агрессор».Первый тизер-трейлер этого фильма был представлен публике перед показом блокбастера «Трансформеры» (2007). В том тизер-трейлере были наглядно продемонстрированы гигантский взрыв в центре Нью-Йорка, имена продюсера и режиссёра, названия производственных компаний, а также было показано падение головы Статуи Свободы на улицу — прямиком в толпу людей. Тогда у картины ещё не имелось окончательного названия, либо же его просто скрывали от потенциальных зрителей.Для съёмок сцены в подземке, отвечавшие за создание спецэффектов мастера использовали кукол паразитов (по сюжету фильма укусы этих паразитов в кратчайшие сроки убивают человека). Создание этой сцены было непростым, никто из съёмочной команды даже не предполагал, что на её реализацию уйдёт так много времени. Помимо кукол, также, конечно же, в данной сцене была задействована продвинутая компьютерная графика, благодаря которой анимации ужасных монстров выглядят предельно реалистично. Несмотря на всё, режиссёр ленты Мэтт Ривз сказал, что сцены с маленькими монстрами-паразитами, по его мнению, были лишними и немного комичными.Продолжительность данного фильма без учёта финальных титров составляет около 80 минут, и это равняется максимальной длине формата цифровой видеозаписи на магнитную ленту MiniDV, которая используется в бытовых и профессиональных устройствах.В январе 2021 года было объявлено, что в разработке находится прямое продолжение этого фильма.Момент с оторванной головой Статуи Свободы, валяющейся на улице, является явной отсылкой к постеру и обложкам культового фильма Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» (1981), на которых тоже изображена голова Статуи Свободы, валяющаяся посреди улицы.Оператор фильма очень беспокоился о том, что ему будет непросто справляться с камерой, которая снимает в любительской манере. Также ему не давала покоя настройка автофокуса. При всех беспокойствах оператора, режиссёр считал, что даже если камера порой будет снимать не так, как нужно, это только придаст фильму большего шарма.В этом фильме одной из самых примечательных особенностей главного монстра-антагониста является его необъятный, поистине гигантский размер. Он объясняется феноменом так называемого глубоководного гигантизма. Данный термин означает, что часть существ, которые относительно малы при рождении и которые некоторое время живут вблизи поверхности, постепенно становятся больше по мере того, как они уходят жить всё глубже и глубже в океан. Такая метаморфоза относится, например, к кальмарам, которые обычно имеют максимальную длину в 60 сантиметров, однако гигантский кальмар, обитающий на глубине более 900 метров, может достигать 13 метров в длину.Перед стартом съёмок фильма, Мэтт Ривз попросил актёров пообщаться друг с другом и взаимно поделиться какими-нибудь историями, а также памятными случаями из жизни. Режиссёр хотел, чтобы актёры отыграли так, будто они давно дружат в реальной жизни.Актриса Лиззи Каплан думала, что она собирается пройти пробы на роль в романтической картине. Такого мнения девушка придерживалась вплоть до своего второго прослушивания, во время которого она зачитала кусочек сцены, где фигурировали либо монстры, либо учинённые ими городские разрушения. После того как впечатлившей режиссёра и продюсеров Каплан всё-таки предложили роль, она окончательно поняла, о чём этот фильм и на что он похож (жгучая смесь жанров монстр-муви в стиле историй про Годзиллу и Кинг Конга, и мокьюментари с примесью хоррора). Ко всему прочему, крайне примечательным является факт, что актёрам, из-за строжайшей секретности разработки проекта, не разрешалось читать сценарий полностью до тех пор, пока они не подписали контракт для съёмок непосредственно в самом фильме.Тизер, который был показан перед сеансами «Трансформеров» (2007), был первым отснятым материалом, который в действительности был снят во время подготовки к основным съёмкам картины и выполнял функции тестового материала. Суть теста заключалась в проверке портативных камер на предмет корректного отображения спецэффектов.Среди фанатов распространена теория, что Джейсон мог остаться в живых после обрушения моста.В то время как большинство главных героев фильма умерли, неизвестно, что произошло с Лили.Большинство сцен фильма сняты на профессиональную цифровую видеокамеру Panasonic HVX200.Фильм был снят за 34 дня. Часть съёмок прошла в Лос-Анджелесе под вымышленным названием Slusho!, а часть в Нью-Йорке под вымышленным названием «Сыр». Сцена с колесом обозрения, последняя по порядку, снималась в первый съёмочный день. Сцена в квартире родителей Бет, первая по порядку, была снята в последний съёмочный день.Квартира отца Бет — настоящее здание, однако оно не является жилым комплексом в буквальном смысле.В конце фильма Роб говорит число и день недели — 23 мая, суббота. Данная дата выпадает на 2009 год.Главный монстр-антагонист, скорее всего является существом, которое как и прочие глубоководные существа приспособился к давлению под водой, однако не до конца ясно, как он дышит на поверхности, не испытывая при этом никаких проблем. Вполне возможно, что монстр мутировал из-за некоего химического элемента, который находился глубоко под водой, и это позволило ему стать поистине универсальной машиной для убийств.В плане дизайнерских особенностей главный монстр этого фильма был создан таким образом, чтобы у него можно было разглядеть чёткую биологическую последовательность. Более того, монстр также был наделён и определённым поведенческим складом ума, и поскольку по сюжету он ещё относительно молод, то ему свойственны нередкие смены настроения. Также это существо отчасти было создано с оглядкой на реально существующих животных, а именно слонов, но только тех, что выступают в цирке. Именно цирковым слонам бывает очень непросто в ментальном плане, и прямо во время выступления они могут испугаться или вовсе начать крушить всё подряд в зоне видимости. Монстр из этого фильма тоже иногда ведёт себя похожим образом. Мэтт Ривз даже как-то сказал, что «нет ничего страшнее напуганного гиганта».Сцены на вечеринке из самого начала фильма были сняты без какой-либо зажигательной музыки, свойственной подобным мероприятиям, а присутствующие на вечеринке статисты в действительности лишь делали вид, что разговаривают друг с другом. Вся музыка, которую слышно в процессе вечеринки, по итогу была добавлена на пост-продакшне.Некоторые фанаты задавались вопросом, почему пилот вертолёта не изменил траекторию полёта в сторону от разбушевавшегося и находившегося под бомбёжкой монстра. Есть несколько возможных причин, по которым пилот не изменил траекторию полёта: 1 — пилот не заметил, в каком направлении движется монстр; 2 — пилот не думал, что монстр сможет достать вертолёт на такой высоте; 3 — высота, на которой находился вертолёт, была выше самых высоких манхэттенских крыш в этой точке, вдобавок к этому, возможно, пилот всё ещё пытался набрать высоту перед изменением направления полёта; 4 — пилот мог получить приказ эвакуироваться строго по определённому маршруту; 5 — пилот пытался избежать попадания одной из бомб по вертолёту.Начальные кадры в квартире Бет были сняты на портативную видеокамеру за 1500 долларов. Сначала съёмочная команда думала, что при переносе отснятого материала на плёнку качество будет выглядеть ужасно, но в конечном итоге всё вышло слишком хорошо.Моделью, изображённой на плакате магазина Sephora, в моменте, когда Лили, Марлена, Роб и Хад останавливаются после пробежки от Бруклинского моста, является Летиция Каста.Некоторые фанаты фильма решили, что в действительности в нём фигурируют аж два монстра-исполина, способных разрушать всё на своём пути, а не один. Однако это не так. Разница в размере на некоторых кадрах обусловлена различными ракурсами камеры, освещением и особенностями, характерными для разного времени суток. Мэтт Ривз подтвердил, что то, как иногда снято существо, просто создаёт иллюзию различий в его габаритах.Некоторые зрители сравнивают события в этом фильме с 11 сентября. Мэтт Ривз как-то сказал, что схожих моментов действительно много, и что в первую очередь «Монстро» создавался, чтобы помочь людям бороться с негативными эмоциями, которые могут посещать их изо дня в день. Кроме того, Ривз полагает, что подобные монстр-муви в принципе являются безвредным антидепрессантом и приятным времяпрепровождением.У всех главных героев «Монстро» есть странички в социальной сети MySpace. Продюсеры создали эти странички намеренно — для рекламы картины непосредственно на самой площадке. Также примечательно, что в последний раз персонажи фильма заходили на свои странички 18 января 2008 года, то бишь в день выхода фильма в прокат.В начале фильма на вечеринке звучит песня группы Gorillaz — 19-2000, в клипе на которую также присутствует монстр-исполин и косвенно затрагивается тематика инопланетного вторжения.Для съёмок сцен в наклонившемся от повреждений здании декорации тоже были построены под наклоном. Это касается и квартиры Бет. Мэтт Ривз сожалеет, что им не удалось снять квартиру таким образом, чтобы более наглядно продемонстрировать зрителям, насколько же неудобно актёрам было играть в этих сценах. Также примечательно, что в кинотеатрах во время просмотра этих сцен у многих зрителей возникал приступ тошноты.Со слов Мэтта Ривза, фигурирующие в фильме небольшие монстры-паразиты перманентно голодны. Также режиссёр отметил, что в плане движений этих существ сделали похожими на крабов, а в плане агрессии им придали несколько характерных для бешеных собак повадок.В фильме встречается упоминание Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, которое ответственно за разработку новых технологий и вооружения. Годами позже это управление упоминалось в другом фильме о гигантских монстрах, атакующих крупные города. Название того фильма — «Тихоокеанский рубеж» (2013).Единственная музыкальная композиция, написанная к этому фильму, звучит на финальных титрах. Она была специально написана в стиле других фильмов про огромных монстров. Кроме того, отчасти своим мотивом композиция напоминает оригинальную тему Годзиллы.Изначально Хад должен был выжить в конце фильма, однако продюсер Дж. Дж. Абрамс посчитал, что однозначная и бесповоротная смерть этого персонажа, который девяносто процентов времени снимал всё происходящее, сыграет на эффекте неожиданности и подарит зрителям запоминающиеся впечатления. Примечательно, что почти все главные герои фильма умерли, однако смерть одной девушки так и не была показана явным образом.В сцене, где толпа людей бежит по Бруклинскому мосту, а снимающий всё происходящее Хад падает, на самом деле снимающим выступает истинный оператор этого фильма Майкл Бонвилейн. Во время съёмок этой сцены он упал непреднамеренно, но отснятые им кадры получились настолько аутентичными, что их оставили в финальном монтаже.Многие фанаты и кинокритики называют этот фильм «Ведьмой из Блэр», которую сняли для поколения MySpace.Стивен Спилберг предложил создателям фильма не показывать однозначной смерти главного монстра-антагониста.Слова «Боже мой» или некоторые вариации (например, «О мой Бог») произносятся 85 раз на протяжении всего фильма.По словам Майкла Бонвилейна, он и Дж. Дж. Абрамс всегда находят способы представить зрителям эпичное зрелище и настоящее качество, свойственное блокбастерам, даже имея на руках мизерный бюджет.Первоначально фильм хотели назвать Greyshot, и это бы являлось отсылкой на название моста в Центральном парке, где тщетно укрывались Роб и Бет до того, как их накрыло взрывом и обломками.На протяжении всего фильма в виде 25-го кадра можно заметить кадры из других фильмов про гигантских монстров: кадр из фильма «Они!» (1954) виден на временной отметке 24:00:06; кадр из фильма «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» (1953) виден на временной отметке 00:45:27; кадр из фильма «Кинг Конг» (1933) виден на временной отметке 1:06:51-1:06:55. Стоит учесть, что эти кадры можно увидеть только через режим частой паузы или покадрового проматывания фильма. При обычных обстоятельствах разглядеть их практически нереально, а с режимом «стоп-кадр» даже видно, как свисающий со здания Конг отбивается от расстреливающих его самолётов.Шокированный мужчина, которого главные герои фильма встречают в переулке, говорит по-украински. Он просит помочь найти его дочь и других его родственников, так как он не может жить без них.Путь, который герои проходят в подземном туннеле, в действительности был не очень длинным, поэтому в определённый момент актёрам приходилось ходить туда-сюда, чтобы создать иллюзию того, что их персонажи преодолевают значительное расстояние непосредственно вдоль туннеля. Дабы достигнуть максимально реалистичного эффекта, в этой сцене были проделаны определённые манипуляции с освещением и положением камеры.Магазин электроники, который штурмуют мародёры — это настоящий магазин электроники в центре Лос-Анджелеса.Во время съёмок Мэтту Ривзу сказали, что крысы, задействованные в эпизоде с туннелем, были «лучшими крысами в кинобизнесе». Ему также сказали, что это те самые крысы, которые снимались в «Пиратах Карибского моря». Ривз, который никогда раньше не работал с животными, беспокоился о нехватке времени на съёмку крысиного забега, однако к его удивлению, крысы выполняли все команды очень послушно и эпизод был снят вовремя.В общей сумме главный монстр этого фильма имеет в своём распоряжении две минуты и 37 секунд экранного времени.По задумке дизайнера существ, главный монстр из этого фильма является аллюзией на маленького ребёнка, который попал в незнакомую для себя среду, и теперь, будучи напуганный, отчаянно ищет свою мать.Спустя годы Джессика Лукас снялась в другом фильме-катастрофе режиссёра Пола Уильяма Скотта Андерсона «Помпеи».Персонаж по имени Хад является не только страстным любителем комиксов, но и даже придумывает различных комикс-персонажей. Исполнивший роль Хада Ти Джей Миллер также известен тем, что снялся в фильмах про Дэдпула, которые как раз таки основаны на сверх успешных комиксах.Мэтт Ривз был серьёзно обеспокоен тем, насколько хорошо им удастся снять сцену крушения вертолёта. Когда режиссёр узнал, что в его команде находятся специалисты, которые были ответственны за визуальные эффекты к фильму «Потерянный рейс» (2006), все его переживания сошли на нет.По сюжету фильма можно предположить, что главный монстр был потревожен нефтяной буровой вышкой, а затем, впав в неистовство, он последовал за одним из танкеров в гавань Нью-Йорка (первое, что он уничтожил, был танкер), где принялся в буквальном смысле разрывать город на части. Маленькие существа, которые живут на коже монстра, являются его паразитами.Всякий раз, когда по сюжету фильма должно произойти что-то страшное или катастрофическое, можно услышать гул зданий, громкий топот, и даже уловить звуки от мерцания ламп. Кроме того, по задумке авторов «Монстро», звуковые эффекты используются в нём очень ненавязчиво, однако если часто и крайне внимательно прислушиваться к разворачивающимся на экране действиям, то можно сделать вывод, что различное сочетание звуков заменяет в фильме музыкальное сопровождение, которое в нём в принципе отсутствует.Первоначально планировалось, что Бруклинский мост будет разрушен одной из рук монстра, однако сцена, скорее всего, выглядела бы так, будто бы монстр сделал это специально. В конечном итоге мост оказывается разрушен при помощи хвоста монстра, и когда вы смотрите фильм, вам может показаться, что это выглядит непреднамеренно (словно монстр сделал неосторожное движение). Именно такого эффекта и добивались авторы фильма.Уже довольно-таки продолжительный период времени компания Дж. Дж. Абрамса Bad Robot ведёт разработку сиквела этой картины. Несмотря на то, что очень многим зрителям, посмотревшим оригинал, пришлась по душе манера съёмки от первого лица при помощи видеокамеры, в сиквеле этот приём хотят оставить за бортом. В своё время первый «Монстро» наделал много шума не только в жанре фильмов про огромных чудищ, которые крушат всё на своём пути, но и идеально вписался в концепцию мокьюментари. В продолжении Абрамс и его команда хотят представить нечто новенькое и такое же оригинальное.Фильм начинается и заканчивается в 6:42 утра.Во время сцены на мосту можно увидеть ещё одного человека с камерой, пытающегося заснять творящийся вокруг хаос.Голос в таинственном радиоэфире, который звучит после финальных титров, принадлежит режиссёру фильма Мэтту Ривзу.На протяжении фильма мы не слышим написанного для него музыкального сопровождения, поскольку его попросту нет, а вот та же музыка для финальных титров, сочинённая Майклом Джаккино, начинает играть только через 1 минуту и 30 секунд после старта непосредственно самих титров.В самом конце фильма, когда камера показывает вид на пляж и океан, в правой части кадра видно, как вдалеке с неба непосредственно в океан быстро падает незамеченный персонажами неизвестный объект.Поначалу Лиззи Каплан думала, что ей предлагают сняться в новой версии сериала «Фелисити» или в его ответвлении. Сериал «Фелисити», как и «Монстро», был создан всё теми же Дж. Дж. Абрамсом и Мэттом Ривзом.По задумке авторов фильма практически все события, в том числе и ключевые, должен был снимать именно персонаж по имени Хад. Этот персонаж пробыл с камерой в руках практически до самого финала.Сцены, где использовались визуальные эффекты, в основном были сняты на камеры Thomson Grass Valley Viper Filmstream и Sony F23.С того момента, когда группа главных героев выходит из многоквартирного дома на улицу, и до конца этого эпизода Мэтт Ривз хотел, чтобы съёмка шла непрерывным дублем. К сожалению, из-за сложных технических особенностей снять одним дублем запланированную сцену режиссёру не удалось, однако опираясь на сделанную мастерами по созданию спецэффектов превизуализацию, он сумел скрыть монтажные склейки, ловко задействовав элементы окружения.Дрю Годдард и Мэтт Ривз придумывали способ, как им лучше всего заставить группу главных героев спуститься в подземку. Им нужно было усилить этот сценарный элемент. В конечном итоге Ривз увидел в сети видеоролик о боевых действиях в Ираке, которые разворачивались в ночное время суток. Драма и напряжённость, смешанные с замешательством, которые Ривз испытал от просмотра этого самого ролика, натолкнули его на идею съёмок уличного боя между солдатами США и главным монстром, который в конечном итоге заставляет группу центральных персонажей найти временное укрытие в подземке. Также примечательно, что ни одна из сцен всех уличных боёв не снималась в Нью-Йорке — они были сняты в четырёх разных павильонах, построенных в Лос-Анджелесе.Один из звукорежиссёров, который работал над проектами вселенной «Твин Пикс», также поработал над этим фильмом. К его заслугам, в частности, относятся непонятные и устрашающие звуки в туннелях метро.Здешние монстры-паразиты внешне похожи на монстров из франшизы Starship Troopers и муравьиных львов из франшизы Half-Life.Так как актёры не знали, для какого фильма они проходят прослушивание, некоторые из них полагали, что этим фильмом будет новая версия «Звёздного пути», режиссёром которого на тот момент был назначен Дж. Дж. Абрамс.Несмотря на то, что Лиззи Каплан, которая исполнила роль Марлены, лишь поверхностно представляла себе посыл и сюжетное наполнение фильма, всё же принять участие в нём её подтолкнула давняя любовь к сериалу Дж. Дж. Абрамса «Остаться в живых». Про свою героиню Лиззи Каплан сказала, что она этакий аутсайдер, преисполненный саркастичных высказываний и ироничных подшучиваний над банальными репликами её друзей и знакомых. Ко всему прочему, актриса также отметила, что съёмки в этом фильме дались ей очень непросто, так как от неё требовалась изнурительная физическая активность.Джессика Лукас и Одетт Эннэйбл снялись в сериалах по комиксам популярного издательства DC: Джессика Лукас снялась в сериале «Готэм», в то время как Одетт Эннэйбл снялась в сериале «Супергёрл». Ти Джей Миллер же отметился в фильмах по комиксам Марвел, ими являются обе части «Дэдпула».Из-за эффекта дрожащей камеры, снимающей всё происходящее от первого лица, многие зрители, сходившие на просмотр этого фильма, так и не смогли досмотреть его до конца. По меньшей мере было зарегистрировано 104 случая, когда люди, жалуясь на тошноту и головокружение, покинули свои сеансы.В ответ на визуальные сравнения здешнего монстра и монстра из южнокорейского фильма «Вторжение динозавра» (2006), дизайнер Невилл Пейдж сказал, что они похожи лишь в одном — оба являются водными по происхождению сеятелями хаоса и разрухи. Позже, когда дизайнер просмотрел некоторые концепты из южнокорейского эпика, он пришёл к выводу, что эти два существа всё же схожи друг с другом, однако мужчина мотивировал это тем, что схожесть обусловлена не плагиатом, а, скорее всего, идентичными биологическими особенностями.Майк Фогель, Джессика Лукас и Одетт Эннэйбл — левши.На момент старта съёмочного процесса фильма, сценарий Дрю Годдарда ещё не был закончен, и поэтому продолжительный эпизод с вечеринкой (небольшие фрагменты которой мелькали в трейлере) придумывали уже на ходу.Оторванная голова Статуи Свободы, фигурирующая в данном фильме, выглядит примерно на 50% больше, чем в действительности. Мастера по созданию спецэффектов сделали это намеренно, поскольку в жизни очень многие люди представляют себе голову намного больше, чем она есть на самом деле. Кроме того, сделать голову статуи более большего размера, киношников сподвигли и многочисленные недовольства, когда будущие зрители, посмотрев тизер фильма, начинали жаловаться на то, что голова в этом самом тизере (а точнее в нескольких разных тизерах) выглядит слишком уж маленькой. Также не менее любопытно то, что если присмотреться к кадрам из тизера и к кадрам непосредственно из самого фильма, можно заметить, что в финальном монтаже голова статуи стала не просто больше, она даже имеет другой дизайн и повреждения.В сцене смерти Хада Дж. Дж. Абрамс хотел, чтобы зрители наконец-таки как можно лучше разглядели главного монстра. В этой сцене монстр сначала внимательно осматривает Хада, а потом резко разрывает его на куски.После финальных титров звучат неразборчивые слова, однако при обратном воспроизведении слышно следующее: «Он всё ещё жив».Из дополнительных материалов к этому фильму на Blu-Ray раскрывается, что Трэвис, являвшийся новым возлюбленным Бет, покинул Манхэттен на своей машине до того, как начались катастрофические события. Во время нападения монстров он находился далеко, отсиживался дома и следовательно остался жив.Мэтт Ривз попросил Майкла Джаккино написать музыку к финальным титрам в такой манере, будто это высокобюджетный фильм про Годзиллу.Некоторые кадры в фильме были сняты самими актёрами.Режиссёр снял более двух часов видеозаписи с Робом и Бет в поезде, однако в финальном монтаже использовалось лишь несколько секунд.Грудь Бет была насквозь пробита арматурой, однако несмотря на серьёзное повреждение героиня могла быстро передвигаться. Это объясняется тем, что в организм девушки в тот момент поступал огромный прилив адреналина.В целях предотвратить утечку информации о сюжете или различных сценарных нюансах, во время прослушивания все основные актёры этого фильма по большей части зачитывали строчки из уже реализованных сценариев и проектов, за которые отвечал лично Дж. Дж. Абрамс. К таким, например, относятся телесериал «Шпионка» (2001) и телесериал «Остаться в живых» (2004). Кроме того, часть реплик, которые впоследствии на прослушивании произносили актёры, были придуманы заранее и не относились ни к прошлым проектам Абрамса, ни к самому «Монстро». Подобная практика во время прослушиваний была поистине уникальной.Съёмки на реальных улицах Нью-Йорка длились целую неделю.Второй тизер/трейлер этого фильма был продемонстрирован публике 15 ноября 2007 года, перед показом фильма «Беовульф» (2007).Фильм был спародирован в культовом мультсериале South Park.Финальные слова «Какой хороший день» придумал лично Дж. Дж. Абрамс.В фильме почти нет детей и пожилых людей. Одним из аргументов в пользу сведения их к минимуму является то, что они вряд ли бы покинули свои дома после полуночи, тем более в момент нападения монстров на город. Кроме того, у создателей фильма также было несколько практических опасений по поводу съёмок детей: система законов о детском труде в ночное время; дети с большой долей вероятности могли бы раскрыть посторонним людям производственные секреты фильма, который и так снимался в строжайшей анонимности и изоляции от СМИ; дети требуют дополнительных усилий по обеспечению их же безопасности; с детьми заключаются дополнительные контракты, в том числе связанные с освобождением от учёбы (следовательно, из-за лишней бюрократии затянулось бы производство фильма); американская общественность очень болезненно относится к изображению в фильмах детей, которым причиняют пусть даже и не настоящий физический вред.Первоначально некоторые зрители решили, что Роб знал о приближении локального апокалипсиса, но никому об этом не рассказывал. К такому выводу зрители пришли после просмотра тизер-трейлера этого фильма, в котором Роб проявляет показательное спокойствие, словно бы он уже был готов к худшему исходу.В одном из вирусных тизер-трейлеров можно услышать фразу: «Я видел это! Оно живое! Оно огромное!». Голос принадлежит режиссёру картины Мэтту Ривзу.Логотип вымышленной научной организации DHARMA из культового телесериала «Остаться в живых», можно ненадолго увидеть в начале фильма.Вскоре после премьеры этого фильма во многих кинотеатрах были вывешены предупредительные таблички, на которых было написано, что из-за особенностей съёмки, которая основана на эффекте дрожащей камеры, во время просмотра у особо чувствительных зрителей могут возникнуть тошнота и укачивание.По сюжету главный монстр разрушает небоскрёб Вулворт, который некоторые рецензенты во время выхода фильма путали с Эмпайр-стейт-билдинг.Сцена, когда главные герои сталкиваются с шокированным мужчиной славянской принадлежности, была добавлена в фильм уже после основных съёмок.Мэтт Ривз считает, что абсолютно неважно, выжили бы Роб и Бет в конце фильма, ведь главное, по его словам, это то, что они признались друг другу в любви.Хотя большую часть времени съёмку вёл Хад, камера принадлежала Робу.Оригинальное название данного фильма — Cloverfield. По первоначальной задумке авторов, это название было временным, так сказать рабочим названием, которое выбрали ссылаясь на бульвар Кловерфилд, расположенный в Санта-Монике, штат Калифорния. Также примечательно, что именно в Калифорнии во время съёмок картины располагались производственные офисы кинокомпании Bad Robot.Сцена в финале, когда Хад смотрит прямо на монстра, не была включена в сценарий. Дж. Дж. Абрамс придумал её во время съёмок сцены с крушением вертолёта.Идея, чтобы в конце фильма на заднем плане завыли сирены, принадлежала Стивену Спилбергу. Он считал, что звук сирен не только прибавит ещё большего градуса напряжения и без того триллерному повествованию, но и будет служить своеобразным обратным отсчётом до мощного взрыва, который в конечном итоге и произошёл.Очень многие зрители остались недовольны моментом, когда один из главных героев фильма по имени Роб, в условиях тотального отказа электричества в Манхэттене, сумел воспользоваться своим мобильным телефоном для совершения звонка. При этом Роб пребывал на кишащей монстрами станции метро. Однако всё это было хитроумным сценарным планом, который обоснован тем, что в реальной жизни платформы метро активно подключаются к сотовой связи, в частности, чтобы пассажиры поездов могли пользоваться своими телефонами даже в чрезвычайных ситуациях и в случаях, когда везде, кроме, собственно, самой подземки, отсутствует электричество и сотовая связь. В фильме объяснено, что весь Манхэттен был отрезан от связи и электричества, и поэтому, чтобы позвонить кому-либо, нужно было спуститься в метро — единственное место, где всё ещё активна сотовая связь.Когда впервые был показан тизер-трейлер с оторванной головой Статуи Свободы, многие почитатели творчества Дж. Дж. Абрамса начали анализировать его и размышлять, про что же именно будет фильм. Дело в том, что во время демонстрации дебютного тизер-трейлера, у картины в принципе не было итогового названия (но тут, опять же, допускается вероятность того, что название целенаправленно скрывали), а сам ролик был не слишком-то информативным. В поисках истины многие поклонники Абрамса заглянули в интернет. Однако Абрамс заранее предвидел такой исход (это был его план) и поэтому предварительно запустил на просторах Сети вирусную кампанию по продвижению фильма. Для этого продюсер заключил сотрудничество с рядом интернет-сайтов, на каждом из которых была опубликована подробная информация о сюжете предстоящего фильма. Информация с этих сайтов, судя по всему, разнилась, и в конечном итоге искавшие ответы на свои вопросы поклонники Абрамса оказались в тупике — им так и не удалось до конца понять, что же за фильм им предлагают посмотреть. Чем ближе становилась дата релиза фильма, тем большим количеством теорий он обрастал. Кто-то даже решил, что по сюжету человечество должно столкнуться с тремя библейскими существами, каждое из которых было бы связано с собственной стихией (море, земля и воздух). В действительности сюжет картины сосредоточен на сражении людей с монстром-исполином, якобы пришедшим из морских глубин и напавшим на Нью-Йорк, и его более мелкими, но такими же смертельно опасными порождениями.В некоторые кинотеатры фильм тайно поставлялся под названием Bertha.В этом фильме наличествует очень много отсылок на фильмы про Годзиллу, в том числе на американский вариант 90-х. Как и в американской версии похождений Годзиллы, здешний монстр приходит крушить Нью-Йорк из глубин океана, затем он противостоит военным силам США, и даже имеет свою армию монстриков поменьше, как во всё той же картине режиссёра Роланда Эммериха. Кроме того, как и у Эммериха некоторые герои из «Монстро» пытаются заснять всё происходящее на камеру.Дебютный тизер-трейлер фильма, как и было задумано, сняли ещё до того, как стартовал основной съёмочный процесс с применением цифровых видеокамер.При создании трейлера к этому фильму, Мэтт Ривз и его команда хотели, чтобы потенциальные зрители понимали, что фильм будет именно о монстрах, а не о стихийном бедствии или террористическом акте. В трейлере, например, наличествует диалог, который даёт однозначное представление о том, что главные действующие лица имеют дело с каким-то громадным существом неизвестного происхождения.В рамках промо-кампании фильма были сняты фиктивные выпуски новостей о крушении буровой платформы «Чуай» в 7 вариантах — на итальянском, немецком, испанском, японском, французском, английском и русском языках соответственно.Ти Джей Миллер, также являющийся известным стендап-комиком, был выбран на роль Хада во многом благодаря своей способности быстро импровизировать. Режиссёр Мэтт Ривз посчитал, что участие Миллера придало фильму дополнительное ощущение натурализма (которого он с командой добивался), поскольку им не нужно было придерживаться строго заданного сценарием маршрута или делать акцент на только определённых диалогах. Кроме того, благодаря своим импровизациям Миллер мог удивить своих коллег по съёмочной площадке или вовсе застать их врасплох.Момент в конце фильма, когда оператор Хад сталкивается с главным монстром в Центральном парке, перед выпуском фильма собирались вырезать. А всё дело в том, что команда по созданию визуальных эффектов выражала обеспокоенность и считала, что этот момент, когда мы во всей красе видим монстра, в сравнении с остальной частью фильма, в графическом плане выглядит не столь насыщенно и отполировано. Автор сценария Дрю Годдард, который является большим поклонником фильмов ужасов и всяческих монстров, изо всех сил боролся за то, чтобы сохранить этот момент в финальном монтаже. В итоге Хад, который снимал всё происходящее, оказывается съеден ненасытной тварью — нам продемонстрировано это так, как и хотел тот же Годдард.Для финальной демонстрации главного монстра-антагониста первоначально командой по созданию спецэффектов была разработана предварительная визуализация, в которой этот самый монстр показывался лишь мельком. Абрамс, как и Годдард, хотел, чтобы зрители увидели монстра полностью, и поэтому он настоял на варианте, который в итоге мы видим в самом фильме.В первоначальном наброске сценария Годдарда сцена в универмаге происходила намного раньше, чем в итоговой версии, и была менее значимой.В отделе по созданию спецэффектов главного монстра фильма прозвали Клевером.Из сюжета манги по мотивам этого фильма мы можем узнать, что главный монстр также, помимо Манхэттена, Нью-Йорк, напал на Японию. Кроме того, в эксклюзивных дополнительных материалах на DvD раскрывается, что Клевер, в том числе, нападал на Сидней и Мельбурн.Дизайн, разработанный для Клевера, впоследствии много раз использовался повторно в других фильмах: существо из «Супер 8» (2011), инопланетный монстр из «Звёздного пути» (2009), Девкон из «Трансформеров 3» (2011), Отачи из «Тихоокеанского рубежа» (2013) и МУТО из «Годзиллы» (2014).Этот фильм был дебютным для ныне популярного актёра Ти Джей Миллера.Готовясь к съёмкам фильма, Мэтт Ривз посмотрел множество любительских видеороликов на YouTube. Он хотел передать присущее таким роликам ощущение реализма своему фильму. Для того чтобы повествование и манера съёмки казались как можно более реалистичными, Ривз попросил Ти Джей Миллера снимать всё как есть — не стараясь задействовать разные ракурсы, а придерживаться монорельсовой съёмки, которая свойственна очевидцам чего-либо.Годами позже Ти Джей Миллер снялся в фантастическом хорроре «Под водой», в котором тоже фигурирует огромное подводное существо, способное порождать и контролировать более мелких монстров.Некоторые кинокритики сравнивали данный фильм с культовым блокбастером «Челюсти», так как акула-убийца там, как и здешний Клевер, тоже показывается нечасто, но зато каждое её появление запоминается и нагоняет пущего страха.Из-за ограниченного бюджета, съёмочная группа использовала множество кадров из трейлера, который был создан ещё до съёмок непосредственно самого фильма.Кроме довольных кинокритиков, были и те, кому фильм не понравился. В особенности такие критики отмечали слишком сильную схожесть с картинами про Годзиллу (почти одинаковая концепция с нападением главного монстра на город и прочие населённые людьми места) и даже про Гремлинов (тут имеются в виду монстрики-паразиты, которые есть в обоих фильмах).Поклонники этого фильма называют главного монстра-антагониста Клови, Клевер, MGP и Дарвин.На вечеринке Роба на диване спит девушка — у неё сильное опьянение из-за того, что она выпила большую дозу так называемой суперсыворотки, из-за которой на свет мог появиться монстр Клевер. Эту самую сыворотку девушке прислал её бойфренд — эко-террорист, которого ни разу не показывали в самом фильме.На странице Хада в Myspace его рост уменьшился ровно наполовину. Это является шуткой от создателей фильма, так как в финале Клевер откусил Хаду половину тела.В отличие от Годзиллы или того же Кинг Конга, у Клевера не имеется черт личности.В сцене смерти заражённой Марлены можно услышать хлюпающий звук в районе её живота, а во время покадрового просмотра сцены можно заметить, как тело девушки надувается и впоследствии взрывается, орошая фонтаном крови и внутренностей медицинскую палатку. Кроме того, в этом моменте видно, что от нижней части тела девушки остался лишь позвоночник (при покадровом просмотре отчётливо видны выпирающие кости).Одной из причин, по которой у Марлены взорвался живот, может являться то, что после заражения паразитом, в ней начали стремительно созревать личинки новых паразитов, которые, достигнув зрелости, разрывают живот носителя на части. Помимо Марлены, в лагере военных, где она умерла, мы можем видеть ещё одного человека, у которого взорвался живот (также из-за взрыва у него была повреждена и грудная клетка).Если внимательно смотреть момент покадрово, то можно заметить, что монстр действительно раскусил Хада пополам, и что на землю падает только верхняя половина тела парня.Идея того, что тело Марлены взорвётся, принадлежала непосредственно самому Абрамсу. Продюсер хотел нагнать на зрителей как можно больше жути, чтобы окончательно погрузить их в мощную атмосферу безысходности.
Отзывы