В своей новой работе "Вельзевул" мексиканский режиссер и сценарист Эмилио Портес ("Пасторела") с удовольствием провозглашает мысль, что ритуалы должны быть жестокими, и стремится высказаться на традиционные для хорроров темы экзорцизма через особый национальный колорит. Для режиссера оказывается по-настоящему важным погрузиться в кромешную тьму тайных подземных ходов, соединяющих приграничные территории Мексики и США, чтобы вывести на свет то, что может показаться добром. В фильме это становится опасной игрой для тех немногих, кто способен понять уровень возникшей угрозы. Выживут в этом сверхъестественном приключении, очевидно, далеко не все. Территория, которую стремится исследовать Портес, оказывается достаточно пересеченной и по сути дела представляет фильм ужасов со взрослой проблематикой и склонностью к хорошей постановке, где неожиданно находится место для кровавого натурализма и рискованного юмора на околорелигиозные темы. "Вельзевул" далек от тех жанровых клише, где на заколдованных чердаках и в церквях происходит нечто такое, что может запустить сюжет. Работа Портеса играет с идеей, которая наделяет ее некой степенью оригинальности, и стремится показать, что в современном мире могут случаться вещи, находящиеся на стыке веры и науки. Риски постановщика оказываются достаточно велики, потому что на платформе хоррора он стремится манипулировать обобщенными образами и идеями, которые хорошо работают не только для мексиканских, но и для международных зрителей. Проект показывает страну картелей, где богатство нажито при помощи зла, причем, как это не покажется странно, в подземных ходах есть свои места повышенной духовности, свои храмы и свои ритуалы, где кресты соседствуют с пакетами кокаина, а тугие пачки американских долларовых купюр находятся около статуй святых защитников. Такое открытое смешение несопоставимого показывает, что католическая Мексика в представлении Эмилио Портеса находится на явном перекрестке культур и верований, находящих себе адептов на этой территории практически без конфликтов. В определенном смысле экранная история фильма, в создании которой также принимал участие Луис Карлос Фуэнтес, оказывается подобной длинному извилистому лабиринту тоннеля, где есть хорошо считываемый характер агента добра, полицейский лейтенант Эммануэль Риттер (Хоакин Косио, сериал "Нарко: Мексика"), которого пытается заполучить себе мировое зло при помощи испытаний и неистовых ритуалов. Поэтому "Вельзевул" оказывается на стыке нуара и мистического триллера, стремящегося рассказать больше о преступлениях против маленьких детей, чем о разложении общества, выходя в итоге на ватиканскую теорию заговоров, изощренным способом поражающую жестокого хищника.
В прологе "Вельзевул" Эмилио Портеса показывает счастливую мексиканскую семью, уже немолодые родители Эммануэль и Марина (Аурора Хиль) радуются в клинике появлению на свет долгожданного первенца. Однако из-за срочного звонка от шефа полиции, где служит герой Хоакина Косио, его сентиментальное общение с новорожденным было жестоко прервано. Он должен уехать и при посадке в лифт сталкивается с молодой медсестрой, которая выглядит мрачной и озабоченной. Спустя несколько минут эта девушка, которая только-только заступила на рабочую смену, закрывается в палате с младенцами, отделенными от коридора прозрачной стеклянной перегородкой, достает заранее спрятанный в сумке скальпель и начинает резню на глазах у всех посетителей, у всех отцов и матерей этих детишек. После того, как охранник разбивает стекло и врывается в палату, девушка без всяких эмоций проводит себе скальпелем по горлу и заливает кровью палату еще больше. После этого сюжет Портеса и Фуэнтеса берет пятилетнюю паузу и показывает уже Эммануэля, который живет в одиночестве. В одной из школ обычного города в северной Мексике произошла стрельба, обычный школьник стал серийным убийцей и хладнокровно и без сожалений расстрелял целый школьный класс, лишив жизни более трех десятков детей, после чего застрелился сам. Парадоксально, но стрелок был обычным ребенком, без всяких склонностей к жестокости и насилию. Характер Косио пытается разобраться в ситуации и понять, почему все пошло именно так, а не иначе. Спустя непродолжительное время в город прибывает агент из Ватикана, Иван Франко (Тейт Эллингтон, сериал "База Куантико"), который занимается исследованием паранормальных явлений. Он намерен сотрудничать с Эммануэлем и оказать ему помощь в проведении расследования, он мотивирует это тем, что церковные службы уже давно ведут наблюдение за отцом Василио Канетти (Тобин Белл, "Пила"), отлученным иезуитом, развлекавшимся с сатанинскими обрядами, которого видели в тот день около школы, где произошла трагедия. Все происходящее начинает становиться все более странным, когда персонаж Эллингтона при помощи ультрафиолетового излучения находит невидимые обычным глазом отпечатки множества рук на стенах и потолке класса, где произошло массовое убийство, он стремится поделиться полученным и оправдывающим его ожидания результатом с полицейским лейтенантом и стремится развеять его скепсис о том, что касается убийцы. Еще одним аргументом, который мотивирует Эммануэля на расследования, является наличие аналогичных следов в той палате, где был зверски убит маленький сын характера Косио. Прежде чем они даже в первом приближении начнут понимать, что происходит на самом деле, в городском бассейне также происходит массовое убийство детей при помощи хорошо продуманного и изощренного способа. Два таких странных детектива, атеист и католик, вынуждены начать сотрудничать, чтобы разобраться в происходящем.
Поскольку Эмилио Портес выстраивает "Вельзевула" как классический фильм о борьбе добра против злых сил, то все ярко выраженные заезды в постмодернизм и стремление дать ленте необходимую порцию социального подтекста становятся художественным способом разглядеть надежду страдающего народа на нового мессию, который должен вот-вот появиться на стыке тысячелетий. Зло, стремящееся к разложению и уничтожению, становится своеобразным отражением мексиканской реальности. В этом случае находкой для фильма становятся характеры Беатрис (Юнуэн Пардо) и ее маленького сына Исы (Лиам Вилла), являющиеся прямым парафразом на Деву Марию и Иисуса. Поскольку протагонист Эммануэль становится в проекте основным носителем противоречий, то авторы практически весь успех фильма выносят именно на его плечах. Хоакину Косио удается образ надломленного жизнью одинокого служителя закона, от которого исходят сарказм, злоба и агрессия, что делает его легкой добычей для искушений семейными ценностями, когда он видит свою жену, покончившую с собой от тоски после убийства сына. Похвальна тяга производителей ленты к большому количеству спецэффектов, которые иногда способны взорвать мозг от страха и, скорее всего, во многом превосходят то, что делалось в Мексике в жанре хоррора до этого. Портес не боится работать с голливудскими стереотипами и делает фильм ужасов с христианскими мотивами с той порцией сумасшествия, которую еще нужно поискать в образцовой с точки зрения жанра франшизе "Заклятие". Лента смешивает светское и церковное, делая при этом одним из центров истории хорошо узнаваемого всему любителями "Пилы" Тобина Белла, этот персонаж явно призван стирать сюжетные проблемы и даже перед самым финалом максимально запутать зрителей своей параноидальностью. Работа Портеса выгодно отличается от многих себе подобных тем, что не дает очевидных направлений и таких же очевидных ответов на вопросы. То, что в основе "Вельзевула" лежит множественная двойственность обеспечивает ему способы для диалектики сюжетного развития. Добро и грехи, вознесение и падение вниз, рождение магии из скрытого от посторонних глаз, все эти вопросы занимают постановщика и находят свое раскрытие внутри фильма, который показывает сомнения, имеющие место в глубоко религиозной стране. Поскольку режиссер не стремится к очевидному разграничению, то он оставляет поводы для сомнений и показывает пользу от подвижности взглядов, которая способна превратить даже самого ярого ортодокса в человека, способного принять и поверить в невозможное.
В "Вельзевуле" Портес формулирует послание, которое может показаться жестким и в определенном смысле неожиданным для фильмов подобного жанра: его стремление провести связи с реальностью говорит о разложении католической церкви, не случайно в первой части фильма происходит то, что в обычной жизни хорошо подходит под определение терроризма. Другой вопрос, что в проекте рассматриваются убийства и фанатизм именно на религиозной почве. Чтобы поверить в Бога, в существование которого заставляют поверить под угрозами, не обязательно пользоваться красивыми вымыслами. Доказательствами чуда у режиссера остается именно то, что меньше всего способно впечатлить непосвященных - окровавленный нож, взорванный туннель и особый ребенок, который надежно спрятан и которого никто не может увидеть. Тот странный реализм, который Портес выводит в первой половине ленты, стремится к фиксации ощущений от реальности страны, где высшие силы допускают почему-то все происходящее. Интересно, что режиссер позволил себе целый эпизод, который способен повергнуть в гнев правоверных католиков, он показывает провокацию, в которой фигура распятого Христа вступает в диалог Эммануэлем и Иваном, и, кажется, что сам предмет культа страдает от ярко выдержанной одержимости, когда в концов начинает разваливаться на части и издает зловонные запахи. Ко второй половине ленты ритм начинает немного сбиваться и мрачный нуаровый детектив начинает развиваться как мистический фильм об экзорцизме, где появляется немного больше юмора и смыслы истории заставляют блестящего сыгравшего роль Хоакина Косио совершить не очень продолжительный рогатый твист, который еще долго мог бы отзываться эхом внутри подземного хода через границу, если бы его не взорвали. Поэтому "Вельзевул" становится своеобразным жанровым отражением того, что происходит в Мексике, преломляя все внутри хоррора и испытывая тягу к глубоким и универсальным обобщениям.
5
,9
2017, Ужасы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своей новой работе "Вельзевул" мексиканский режиссер и сценарист Эмилио Портес ("Пасторела") с удовольствием провозглашает мысль, что ритуалы должны быть жестокими, и стремится высказаться на традиционные для хорроров темы экзорцизма через особый национальный колорит. Для режиссера оказывается по-настоящему важным погрузиться в кромешную тьму тайных подземных ходов, соединяющих приграничные территории Мексики и США, чтобы вывести на свет то, что может показаться добром. В фильме это становится опасной игрой для тех немногих, кто способен понять уровень возникшей угрозы. Выживут в этом сверхъестественном приключении, очевидно, далеко не все. Территория, которую стремится исследовать Портес, оказывается достаточно пересеченной и по сути дела представляет фильм ужасов со взрослой проблематикой и склонностью к хорошей постановке, где неожиданно находится место для кровавого натурализма и рискованного юмора на околорелигиозные темы. "Вельзевул" далек от тех жанровых клише, где на заколдованных чердаках и в церквях происходит нечто такое, что может запустить сюжет. Работа Портеса играет с идеей, которая наделяет ее некой степенью оригинальности, и стремится показать, что в современном мире могут случаться вещи, находящиеся на стыке веры и науки. Риски постановщика оказываются достаточно велики, потому что на платформе хоррора он стремится манипулировать обобщенными образами и идеями, которые хорошо работают не только для мексиканских, но и для международных зрителей. Проект показывает страну картелей, где богатство нажито при помощи зла, причем, как это не покажется странно, в подземных ходах есть свои места повышенной духовности, свои храмы и свои ритуалы, где кресты соседствуют с пакетами кокаина, а тугие пачки американских долларовых купюр находятся около статуй святых защитников. Такое открытое смешение несопоставимого показывает, что католическая Мексика в представлении Эмилио Портеса находится на явном перекрестке культур и верований, находящих себе адептов на этой территории практически без конфликтов. В определенном смысле экранная история фильма, в создании которой также принимал участие Луис Карлос Фуэнтес, оказывается подобной длинному извилистому лабиринту тоннеля, где есть хорошо считываемый характер агента добра, полицейский лейтенант Эммануэль Риттер (Хоакин Косио, сериал "Нарко: Мексика"), которого пытается заполучить себе мировое зло при помощи испытаний и неистовых ритуалов. Поэтому "Вельзевул" оказывается на стыке нуара и мистического триллера, стремящегося рассказать больше о преступлениях против маленьких детей, чем о разложении общества, выходя в итоге на ватиканскую теорию заговоров, изощренным способом поражающую жестокого хищника. В прологе "Вельзевул" Эмилио Портеса показывает счастливую мексиканскую семью, уже немолодые родители Эммануэль и Марина (Аурора Хиль) радуются в клинике появлению на свет долгожданного первенца. Однако из-за срочного звонка от шефа полиции, где служит герой Хоакина Косио, его сентиментальное общение с новорожденным было жестоко прервано. Он должен уехать и при посадке в лифт сталкивается с молодой медсестрой, которая выглядит мрачной и озабоченной. Спустя несколько минут эта девушка, которая только-только заступила на рабочую смену, закрывается в палате с младенцами, отделенными от коридора прозрачной стеклянной перегородкой, достает заранее спрятанный в сумке скальпель и начинает резню на глазах у всех посетителей, у всех отцов и матерей этих детишек. После того, как охранник разбивает стекло и врывается в палату, девушка без всяких эмоций проводит себе скальпелем по горлу и заливает кровью палату еще больше. После этого сюжет Портеса и Фуэнтеса берет пятилетнюю паузу и показывает уже Эммануэля, который живет в одиночестве. В одной из школ обычного города в северной Мексике произошла стрельба, обычный школьник стал серийным убийцей и хладнокровно и без сожалений расстрелял целый школьный класс, лишив жизни более трех десятков детей, после чего застрелился сам. Парадоксально, но стрелок был обычным ребенком, без всяких склонностей к жестокости и насилию. Характер Косио пытается разобраться в ситуации и понять, почему все пошло именно так, а не иначе. Спустя непродолжительное время в город прибывает агент из Ватикана, Иван Франко (Тейт Эллингтон, сериал "База Куантико"), который занимается исследованием паранормальных явлений. Он намерен сотрудничать с Эммануэлем и оказать ему помощь в проведении расследования, он мотивирует это тем, что церковные службы уже давно ведут наблюдение за отцом Василио Канетти (Тобин Белл, "Пила"), отлученным иезуитом, развлекавшимся с сатанинскими обрядами, которого видели в тот день около школы, где произошла трагедия. Все происходящее начинает становиться все более странным, когда персонаж Эллингтона при помощи ультрафиолетового излучения находит невидимые обычным глазом отпечатки множества рук на стенах и потолке класса, где произошло массовое убийство, он стремится поделиться полученным и оправдывающим его ожидания результатом с полицейским лейтенантом и стремится развеять его скепсис о том, что касается убийцы. Еще одним аргументом, который мотивирует Эммануэля на расследования, является наличие аналогичных следов в той палате, где был зверски убит маленький сын характера Косио. Прежде чем они даже в первом приближении начнут понимать, что происходит на самом деле, в городском бассейне также происходит массовое убийство детей при помощи хорошо продуманного и изощренного способа. Два таких странных детектива, атеист и католик, вынуждены начать сотрудничать, чтобы разобраться в происходящем. Поскольку Эмилио Портес выстраивает "Вельзевула" как классический фильм о борьбе добра против злых сил, то все ярко выраженные заезды в постмодернизм и стремление дать ленте необходимую порцию социального подтекста становятся художественным способом разглядеть надежду страдающего народа на нового мессию, который должен вот-вот появиться на стыке тысячелетий. Зло, стремящееся к разложению и уничтожению, становится своеобразным отражением мексиканской реальности. В этом случае находкой для фильма становятся характеры Беатрис (Юнуэн Пардо) и ее маленького сына Исы (Лиам Вилла), являющиеся прямым парафразом на Деву Марию и Иисуса. Поскольку протагонист Эммануэль становится в проекте основным носителем противоречий, то авторы практически весь успех фильма выносят именно на его плечах. Хоакину Косио удается образ надломленного жизнью одинокого служителя закона, от которого исходят сарказм, злоба и агрессия, что делает его легкой добычей для искушений семейными ценностями, когда он видит свою жену, покончившую с собой от тоски после убийства сына. Похвальна тяга производителей ленты к большому количеству спецэффектов, которые иногда способны взорвать мозг от страха и, скорее всего, во многом превосходят то, что делалось в Мексике в жанре хоррора до этого. Портес не боится работать с голливудскими стереотипами и делает фильм ужасов с христианскими мотивами с той порцией сумасшествия, которую еще нужно поискать в образцовой с точки зрения жанра франшизе "Заклятие". Лента смешивает светское и церковное, делая при этом одним из центров истории хорошо узнаваемого всему любителями "Пилы" Тобина Белла, этот персонаж явно призван стирать сюжетные проблемы и даже перед самым финалом максимально запутать зрителей своей параноидальностью. Работа Портеса выгодно отличается от многих себе подобных тем, что не дает очевидных направлений и таких же очевидных ответов на вопросы. То, что в основе "Вельзевула" лежит множественная двойственность обеспечивает ему способы для диалектики сюжетного развития. Добро и грехи, вознесение и падение вниз, рождение магии из скрытого от посторонних глаз, все эти вопросы занимают постановщика и находят свое раскрытие внутри фильма, который показывает сомнения, имеющие место в глубоко религиозной стране. Поскольку режиссер не стремится к очевидному разграничению, то он оставляет поводы для сомнений и показывает пользу от подвижности взглядов, которая способна превратить даже самого ярого ортодокса в человека, способного принять и поверить в невозможное. В "Вельзевуле" Портес формулирует послание, которое может показаться жестким и в определенном смысле неожиданным для фильмов подобного жанра: его стремление провести связи с реальностью говорит о разложении католической церкви, не случайно в первой части фильма происходит то, что в обычной жизни хорошо подходит под определение терроризма. Другой вопрос, что в проекте рассматриваются убийства и фанатизм именно на религиозной почве. Чтобы поверить в Бога, в существование которого заставляют поверить под угрозами, не обязательно пользоваться красивыми вымыслами. Доказательствами чуда у режиссера остается именно то, что меньше всего способно впечатлить непосвященных - окровавленный нож, взорванный туннель и особый ребенок, который надежно спрятан и которого никто не может увидеть. Тот странный реализм, который Портес выводит в первой половине ленты, стремится к фиксации ощущений от реальности страны, где высшие силы допускают почему-то все происходящее. Интересно, что режиссер позволил себе целый эпизод, который способен повергнуть в гнев правоверных католиков, он показывает провокацию, в которой фигура распятого Христа вступает в диалог Эммануэлем и Иваном, и, кажется, что сам предмет культа страдает от ярко выдержанной одержимости, когда в концов начинает разваливаться на части и издает зловонные запахи. Ко второй половине ленты ритм начинает немного сбиваться и мрачный нуаровый детектив начинает развиваться как мистический фильм об экзорцизме, где появляется немного больше юмора и смыслы истории заставляют блестящего сыгравшего роль Хоакина Косио совершить не очень продолжительный рогатый твист, который еще долго мог бы отзываться эхом внутри подземного хода через границу, если бы его не взорвали. Поэтому "Вельзевул" становится своеобразным жанровым отражением того, что происходит в Мексике, преломляя все внутри хоррора и испытывая тягу к глубоким и универсальным обобщениям.