Кто мог бы озвучить роль Питера лучше Джеймса Кордена, который и сам любит похулиганить? Актёру пришлось подключить всё своё остроумие и эмоциональность, чтобы сыграть неутомимого кролика в синей рубашке. «Это замечательная история, которой мы обязаны Беатрис Поттер, – говорит актёр. – Меня переполняла гордость, когда я узнал, что Уилл решил доверить именно мне озвучивать этого очаровательного персонажа. Я как-то встретил одного чересчур любознательного парнишку. Он спросил: «Ты будешь Кроликом Питером?» А я ответил: «Нет, Кролик Питер останется Кроликом Питером, я просто подарю ему голос для съёмок в этом фильме».По сюжету фильма война Питера с мистером Мак-Грегором, владельцем огорода, приобретает неожиданной поворот – старик сыграл в ящик, и Питер с радостью причисляет эту победу на свой счёт. Однако тут на авансцене появляется новое действующее лицо – внучатый племянник покойного Томас Мак-Грегор (Донал Глисон), который получает огород в наследство. Питер понимает, что на войне за контроль над огородом и сердце очаровательной соседки Беатрис (Роуз Бирн) появляется новый фронт. Питер заручается поддержкой своих родственников и друзей – сестёр Флопси, Мопси и Пикси, кузена Бенджамина, утки Джемимы, мистера Джереми Фишера, миссис Игли и других персонажей, которых описала и нарисовала Беатрис Поттер в своих сказках.Кролик Питер очень популярен, особенно в Британском Содружестве. Ничего удивительного в том, что у Глака не возникло трудностей с привлечением актёров для озвучания персонажей. В итоге тройняшек Флопси, Мопси и Пикси озвучили Марго Робби, Дэйзи Ридли и Элизабет Дебики. Миссис Игли заговорила голосом певицы Сии, а Джонни Городской Щеголь – голосом Дэвида Уэнэма. Актёрам в студии озвучания компанию составили коллеги, которые играли и в кадре. Так, Донал Глисон озвучил роль мистера Джереми Фишера, Роуз Бирн – роль утки Джемимы, а Сэм Нил, сыгравший роль старика Мак-Грегора, подарил свой голос барсуку Томми.Анимацию взяла на себя компания продюсера Зареха Налбандяна Animal Logic, специалисты которой раньше работали над такими фильмами, как ЛЕГО. ФИЛЬМ; ДЕЛАЙ НОГИ и другими картинами, в которых анимация сочетается с игрой реальных актёров. «Мы хотели познакомить зрителей с как можно большим количеством персонажей Беатрис Поттер, отдав тем самым дань уважения её творчеству, – говорит Глак. – Мы видели акварельные рисунки персонажей её книг и хотели, чтобы на больших экранах они по-настоящему ожили».Аниматоры черпали вдохновение в оригинальных рисунках Поттер. «Мы с Уиллом отправились в Лондон, чтобы воочию увидеть рисунки Беатрис Поттер, – рассказывает Налбандян. – Она нарисовала каждого персонажа своих книг, и размер иллюстраций в точности соответствовал тем, которые появлялись на страницах книг. Было очень непросто работать с такими миниатюрными изображениями и сделать похожими персонажей, которые полюбились стольким читателям. У нас появился шанс сделать что-то, чего до нас не удавалось ещё никому». Художники постоянно вновь и вновь обращались к первоисточнику. «Наша задача заключалась в том, чтобы сделать кроликов и других представителей фауны как можно более реалистичными, – говорит Глак, – при этом одежду и мимику мы сохранили такими, как были в книгах».Общий дизайн фильма был лишь частью наследия Поттер, которую стремились сохранить кинематографисты. Питер должен был оставаться Питером – очаровательным хулиганом, обожающим всевозможные шутки и выходки, но при этом обладающим большим и добрым сердцем. «Питеру всегда запрещали приближаться к огороду Мак-Грегора, напоминая, что его отец в своё время допустил эту фатальную ошибку и угодил в пирог, – объясняет Глак. – И что же делает Питер? Всё верно, он устремляется прямиком к огороду. Таков уж Питер – он не может смириться с запретами. Он любит похулиганить, но крайне самоуверен и убеждён в том, что никогда не ошибается, хотя на деле, бывает неправ довольно часто. Он никогда не мучается сомнениями и продолжает испытывать судьбу до тех пор, пока не понимает, что зашёл слишком далеко». Впрочем, насколько бы сказочно упёртым ни был Питер, рано или поздно проявляется его истинная натура. «Питер понимает, что должен заботиться о своих кузенах и сёстрах-тройняшках, – продолжает Глак. – Он не может признаться в этом самому себе, но понимает, что в чём-то начинает походить на Томаса Мак-Грегора. Питер напоминает подростка, который постепенно осознает, что не всё в этом мире делится на чёрное и белое».Кинематографистам было очень важно передать эти особенности характера Питера. За каждым шагом аниматоров пристально наблюдали хранители наследия Беатрис Поттер – представители компании Frederick Warne & Co. (подразделения издательства Penguin Random House), которая публиковала книги Беатрис Поттер о Кролике Питере с 1902 года. «Мы были вне себя от счастья, узнав о том, что Кролика Питера ожидают новые приключения, – признаётся Сьюзен Болсовер, директор отдела лицензирования и сопутствующих товаров компании Frederick Warne & Co. – Мы давно мечтали познакомить современную молодёжь с этим замечательным персонажем. Нас не могло не порадовать то, что Уилл Глак решился экранизировать одну из книг Беатрис Поттер, особенно такого беспокойного и очаровательного персонажа, как Кролик Питер». Очень важно было то, что проделки Питера учат детей видеть границы дозволенного и рационального, учат стоически принимать неизбежные последствия шалостей. «Книги Беатрис нельзя назвать нотационными, и все же дети многому в них учатся, – считает Болсовер. – Мне кажется, именно поэтому серия настолько популярна. В конце концов, кто из нас не любит немножко пошалить».Болсовер считает, что фильм произведёт на аудиторию 2018 года такое же воздействие, какое книги произвели на читателей в 1902 году, поскольку тема приключений и проделок неисчерпаема. «Мне кажется, книга Беатрис Поттер «Приключения Кролика Питера» в своё время стала успешной, потому что юмор и сюжетные перипетии нашли путь к детскому воображению, – говорит Болсовер. – Беатрис понимала, несколько важно говорит с детьми на одном языке, создать историю в привычном мире, в котором дети будут находить темы интуитивно доступные для восприятия».Кинематографисты нашли ещё один способ отдать дань уважения наследию Поттер – картина должна была сниматься в английском Озёрном Крае. Беатрис Поттер именно там написала свои сказки, и природа этой части Англии оказала невероятное влияние на её творчество. Поттер скончалась в 1943 году и завещала свою ферму, земли, картины и даже овец Национальному Трасту, который оберегает наследие писательницы более 70 лет. Джон Моффат, генеральный директор Национального Траста, говорит: «Беатрис Поттер оставила после себя очень богатое наследие. Забота о её доме Хилл Топ, множестве оригинальных картин, ферме и прилегающих землях составляет немалую часть нашей деятельности по защите Озёрного Края. Беатрис была необыкновенной женщиной, и мы рады любой возможности поделиться её творчеством с новыми читателями и зрителями. Мы очень ждём выхода фильма и надеемся, что новой аудитории понравятся персонажи, описанные Беатрис. Будет замечательно, если они решат посетить Озёрный Край, чтобы своими глазами увидеть места, где писательница придумывала героев своих сказок». «Нам было очень важно отправиться в Озёрный Край, – добавляет Глак. – Именно там происходят многие описываемые в книгах события. Там жила Беатрис Поттер, там она писала свои книги и рисовала персонажей. Мы стремились создать точную копию того мира, который она описала на страницах. Нам были важны самые незаметные нюансы, буквально все, что она написала и нарисовала, вплоть до последней буквы и чёрточки».«Фильм невероятно богат на персонажей, – говорит Глак. – Нам очень повезло, что все актёры согласились озвучить этих героев. Больше того, мы срисовывали эмоции актёров, работая над анимацией персонажей. Поэтому в эмоциональном плане Питер и другие персонажи будут похожи на актёров, подаривших им свои голоса». Кролик Питер – неутомимый, но добросердечный хулиган, живущий в норке со своими сёстрами и кузеном Бенджамином. Его неоднократно ловили, но Питер все равно не может противостоять искушению пробраться в заветный огород и попытаться стащить какой-нибудь овощ или фрукт для своей семьи. Полное отсутствие страха вновь и вновь навлекает на него неприятности. Главного героя фильма озвучил Джеймс Корден, в характере которого также сочетаются страсть к приключениям и безусловное очарование. «Мы могли лишь мечтать о том, чтобы роль Питера озвучил Джеймс; фактически, мы писали эту роль для него, – говорит Глак. – У него очень богатый и мягкий тембр голоса, но самое главное, в его исполнении заиграли многие шутки». «Питер самонадеянно полагает, что обладает силой и ловкостью намного превосходящими его природные таланты, – объясняет Корден. – Он излишне самоуверен и жизнерадостен. Он относится к тому типу кроликов, которые вопросу «зачем?» предпочитают вопрос «почему бы нет?»«Питер должен быть персонажем без какой бы то ни было привязки к той или иной эпохе, – считает исполнительный продюсер Джоди Хильдебранд. – Ключевую роль в работе над персонажем сыграл голос актёра. Мы хотели, чтобы он гармонировал со всеми приключениями, которые мы приготовили для Питера, и голос Джеймса Кордена отлично подошёл. Он забавный и очаровательный, но при этом достаточно озорной и хулиганский. Для нас голос Джеймса был крайне важной составляющей оживления Питера». По словам Кордена, аниматоры и он сам постоянно возвращались к оригиналу, описанному и нарисованному Беатрис Поттер. «Мне кажется, что Питеру многие проказы сходят с лап из-за его сильной и очаровательной натуры, – объясняет актёр. – Глядя на него, трудно сдержать улыбку».Беатрис (Роуз Бирн) – соседка Мак-Грегора, которая предпочла городской суете маленький коттедж в провинции, где оттачивает свои навыки художника. Она не страдает от одиночества, ведь у неё появились очаровательные пушистые друзья. Питер – её любимый кролик, а Беатрис – его любимый человек.Роль художницы сыграла Роуз Бирн. «Беатрис – упрямая и целеустремлённая девушка, но она находится на распутье. У неё хорошо получаются только рисунки животных, а не человеческие портреты. Сама Беатрис не считает эту форму искусства серьёзной, а саму себя – хорошей художницей, – объясняет переживания своей героини актриса. – Животные – её друзья и семья, она чем-то напоминает нечто среднее между Белоснежкой и Джейн Гудолл».«Амбициозность Уилла требовала рассказать старую сказку на новый лад, что было довольно непросто, – продолжает Бирн. – Персонажи книги настолько очаровательны, что приходилось быть предельно аккуратными в работе с ними. Но в итоге, как мне кажется, у нас получилось очень смешно».«Роуз светится изнутри, – говорит Хильдебранд. – Кажется, все окружающие влюбляются в неё, что было крайне важно для этого фильма. Питер её любит, тройняшки обожают, Бенджамин души не чает, да и Томас Мак-Грегор не в силах противостоять её чарам. Зритель должен поверить в силу этой любви, и в случае с Роуз это вполне объяснимо». Бирн признаётся, что труднее всего было играть в одном кадре с персонажем, который дорисовывался уже после окончания съёмок. «Пришлось мобилизовать все силы своего воображения, чтобы реалистично сыграть в этих сценах, – признаётся актриса. – Многое зависело от техники, поэтому помимо режиссёра на площадке постоянно работали и внимательно следили за каждым нашим шагом руководители самых различных отделов – специалисты по разработке визуальных и специальных эффектов, операторы и декораторы. Создать анимированного персонажа и синхронизировать его поведение с нашей игрой было очень трудно, было множество подвижных частей, о которых нужно было постоянно помнить».Томас Мак-Грегор (Донал Глисон) прошёл все ступени карьерной лестницы в известном лондонском супермаркете Harrods. Он стремился к должности помощника генерального менеджера, как одержимый, однако на финишной прямой узнал, что место досталось другому человеку, который его не заслуживает. Получив по завещанию особняк Мак-Грегоров (вместе с прилегающим огородом), Томас рассчитывал выгодно продать поместье, чтобы открыть собственный магазин игрушек. Томас любит чистоту и порядок, и Питер становится его непримиримым соперником. «Можно представить себе худшее место, в котором мог оказаться Томас, – говорит Глак. – Это будет грязный огород, в котором правят бал кролики. Томас намерен вывести их на корню». «Он слишком зажат и вспыхивает, как спичка, по любому поводу и без оного, – продолжает режиссёр. – А потом он встречает человека, который кардинально меняет его жизнь». На самом деле, его жизнь изменили двое – очаровательная и добросердечная соседка Беатрис, которая усматривает в Томасе что-то хорошее, и Кролик Питер, который переворачивает огород Томаса (и его жизнь) вверх тормашками.В начале фильма Томас руководствуется исключительно желанием отомстить. «Он клянётся самому себе, что найдёт способ вернуться в Harrods, – объясняет Глисон. – Когда он узнает, что ему завещан особняк, у него рождается гениальный план. Он решает отремонтировать и продать поместье, чтобы получить достаточно денег и открыть свой магазин игрушек». Ничего удивительного в том, что он стремится отомстить Питеру, крушащему его огород. И ему уже не важно, насколько безумной может показаться эта идея. Изначально вражда между Питером и Мак-Грегором разгорается из-за овощей. Однако баталия выходит на новый уровень, когда на кону стоит внимание Беатрис. «Это достаточно неожиданный поворот, когда главный антагонист влюбляется в главную героиню, – утверждает Хильдебранд. – Донал идеально подошёл для этой роли, поскольку в нём сочетались все требуемые нам качества. Он без труда мог вызвать смех своим противоборством с пушистым задирой. Затем он мог превратиться в ирландского Бастера Китона и сотворить шикарную буффонаду. В следующий момент он сам превращался в плюшевую игрушку в руках Беатрис. Он способен буквально на всё».«Томас и Беатрис – очень разные люди, – объясняет Глисон. – Она – добрая и заботливая. Она видит, что он немного необычный, но не осуждает его. Любую другую женщину непременно оттолкнула бы его зажатость. Беатрис это кажется забавным и смешным, она достаточно расслаблена для них обоих. Томасу нравится её творчество, а для неё это многое значит». Глисон утверждает, что в этой роли его привлёк в первую очередь необычный подход Глака к комедии. «Мы стремились сделать фильм для всех, – говорит актёр. – Не было никаких «Нам лучше сделать это так, поскольку этот фильм для детей» или «Тут нужна шутка для взрослых». Уилл придерживается той точки зрения, что смешное должно быть смешным для всех, независимо от возраста».Мистер Мак-Грегор (Сэм Нил) в начале фильма оказывается в весьма незавидном положении: кролики стремятся уничтожить на корню все овощи, которые он так усердно растил. Все, чего хочет старик Мак-Грегор, – изловить грызунов и запечь в пирог (с отцом Питера этот план сработал). Сыгравший роль жадного фермера Сэм Нил отмечает, что сказки Поттер, которые он читал своим детям, рассказываются с точки зрения кролика. «Если взглянуть на ситуацию глазами старика Мак-Грегора, чем ему хоть раз помогли кролики? – объясняет неоднозначную картину Нил. – Они только едят и размножаются, они считают, что могут залезть в огород и забрать плоды его кропотливого труда. Мой персонаж видит их варварами, несущими лишь хаос. Я считаю, что Мак-Грегор – истинный герой нашего времени, попавший в очень неприятную ситуацию». Сэм Нил работал на съёмках недолго, но считает, что кинематографисты нашли весьма уместный образ для его персонажа. «Уилл хотел, чтобы мы придерживались той внешности, которую описывала в своих книгах Беатрис Поттер, вплоть до пуговиц на рубашках, – говорит дизайнер костюмов Лиззи Гардинер. – Сэма мы нарядили в полнящий его костюм из кашемира и шерсти. Учитывая жару, нам пришлось придумать хитроумную систему вентиляции и между дублями проветривать Сэма».Роуз Бирн была единственной актрисой, с которой Нил встречался в кадре. «Сэм – настоящий профессионал с шикарным чувством юмора, – говорит она. – Мне кажется, ему нравилось находиться под защитой грима и пухлого костюма. Он получал истинное наслаждение и веселился от души».Флопси, Мопси и Пикси – настоль же неотъемлемые персонажи сказок Поттер, насколько и сам Питер. Недаром «Сказка о Кролике Питере» начинается со слов: «Жили-были четыре маленьких кролика, которых звали Флопси, Мопси, Пикси и Питер». Фильм начинается со сцены, в которой мать Питера умирает, а ему, на правах старшего, приходится взять на себя заботу тройняшках (во всяком случае, он стремится к этому). «Мы представили, что Питеру около шестнадцати человеческих лет, а Флопси, Мопси и Пикси – по двенадцать, – объясняет Глак. – Несмотря на то, что сёстры – тройняшки, они очень разные. Флопси нервничает по поводу и без него. Она беззащитна и борется с сёстрами за своё место в трио, особенно с Мопси – старшей, заносчивой и самой ухоженной крольчихой. Мопси любит быть главной…, когда Питера нет поблизости. Пикси не терпит плясать под чужую дудку, она сама по себе. Со временем выясняется, что она прирождённый воин, но несколько беспорядочна. Всякий раз, когда она что-то говорит, другие кролики думают: «Стоп! Что???» «У Флопси синдром средней сестры, – считает Робби. – Она никак не может смириться с тем, что она не старшая, что Мопси её в чём бы то ни было превосходит. Она очень нервная и часто сомневается в собственных силах». Робби утверждает, что в детстве души не чаяла в Кролике Питере. «У меня был миниатюрный чайный сервиз с изображениями Кролика Питера и других персонажей сказок Поттер, – рассказывает актриса. – Я сохранила этот сервиз и хочу однажды передать своим детям. Эти персонажи не стареют. Это волшебный, простой мир, куда очень приятно сбежать из нашей жизни». Дебики признает, что её героиня, Мопси, бывает излишне заносчива: «Я бы сказала, что она, скорее, своевольна и упряма. Это очаровательный бунтарь ростом не больше 30 сантиметров. Она умна и отчаянна». Дебики говорит, что была очень рада стать частью фильма, основного на нестареющих сказках. «Думаю, что сказки Беатрис Поттер прошли проверку временем потому, что герои очаровательны и самобытны, красивы и забавны, но при этом любят проказы, – отмечает актриса. – Дети всегда могли без труда представить себя на месте этих персонажей и понять простейшие уроки о силе любви, важности семьи и влиянии общества». «От Пикси можно ожидать всего, что угодно, – говорит Ридли. – Она немножко не в себе и неряшлива. Сёстры играют важную роль в попытках Питера захватить огород. Они любят друг друга, хоть и частенько спорят». Как и другие актрисы, Ридли признает, что выросла на сказках Беатрис Поттер. «Мы с сёстрами учились играть на скрипках в Озёрном Крае и частенько бывали в музее Беатрис Поттер», – говорит Ридли.Зрители увидят в фильме и друзей пушистого героя. Кузен Питера Бенджамин – очень милый и верный кролик. Он всегда готов поддержать и помочь Питеру, несмотря на то, что отговаривает его от проказ. Роль Бенджамина озвучил Колин Муди. Джонни Городской Щеголь – излишне самоуверенный мышонок, слишком гордый, чтобы жить в своём родном городе. Персонажа озвучил Дэвид Уэнэм. Поросенок Бленд, которого озвучил Ивен Лесли, шикарен, придирчив и склонен к поспешным выводам, но всегда готов развлечься, когда представляется такая возможность. Миссис Игли – старая ежиха, которая всегда стремится разнообразить свою жизнь. Её роль озвучила звезда поп-сцены певица Сиа. Снявшиеся в фильме актёры подарили свои голоса и рисованным персонажам. Сэм Нил озвучил роль очаровательного, хоть порой и бесполезного барсука Томми. Голосом Роуз Бирн заговорила утка Джемима – беспокойная птица, которой друзья помогают побороть природную зажатость. Донал Глисон отдал свой голос мистеру Джереми Фишеру, благовоспитанному лягушонку.«Мне бы хотелось, чтобы зрители не обращали внимание на то, что это – анимационный фильм, – говорит Уилл Глак о своём подходе к режиссуре. – Надеюсь, через несколько минут они свыкнутся с тем фактом, что животные разговаривают и носят костюмчики. Все станет реальным». Анимацией на съёмках фильма занимался продюсер Зарех Налбандян и специалисты его компании Animal Logic, которая ранее работала над фильмами ЛЕГО. ФИЛЬМ (и сиквел ЛЕГО ФИЛЬМ: БЭТМЕН) и ДЕЛАЙ НОГИ. «Уилл считал, что анимационные персонажи столь же важны для сюжета фильма КРОЛИК ПИТЕР, сколь персонажи, которых сыграли Роуз и Донал, – говорит Налбандян. – Работая над анимацией, мы задавались теми же вопросами, что и живые актёры. Что чувствует Бенджамин в тот или иной момент? Как он должен реагировать? Мимика персонажей нас волновала больше всего. Мы расценивали наших персонажей живыми, и в общении с Уиллом мы относились к ним соответствующе. Нам очень легко работалось, поскольку Уилл не накладывал никаких запретов и ограничений, хотя абсолютная вседозволенность была также и главной сложностью. Это был, наверное, самый трудный проект за всю мою историю на студии Animal Logic».В фильме появляются не только кролики, но и поросята, барсуки, воробьи и другие представители фауны, каждый из которых отличается кожей, мехом или перьями. Кроме того, на некоторых зверюшках была одежда, которая пачкалась, рвалась и намокала. Дизайнер костюмов Лиззи Гардинер не только одевала актёров фильма – её помощью заручились и аниматоры на ранних стадиях работы над костюмами рисованных персонажей. «Это было непросто, – признаётся Гардинер. – С одной стороны, мы стремились остаться верными наследию Беатрис Поттер, с другой – немного модернизировать её творчество. По мере того, как мы продолжали работу, мы понимали, что каждое её решение было принято по вполне определённым причинам». Съёмки с живыми актёрами и анимация велись параллельно, сцены монтировались практически между дублями. Раскадровщики стремились нарисовать каждую сцену максимально подробно, чтобы актёры понимали, что происходит с анимированными персонажами. Учитывая это, Глак получал исчерпывающее представление о ходе съёмок и возможностях аниматоров. Он прочувствовал все преимущества и недостатки анимации: всегда можно было всё изменить. «В игровом кино мы не располагаем такой роскошью, – объясняет режиссёр. – Мы снимаем сцену, и на этом всё. В анимации может найтись кто-то, кто скажет: «Эй, у меня есть идея, как улучшить сцену». И пока аниматоры отсыпались, я дорабатывал сценарий... Над фильмом КРОЛИК ПИТЕР работало более 400 человек. Каждый из них занимался своей небольшой частью картины и предлагал невероятные идеи. Всякие «что-если» делали съёмочный процесс очень интересным».В сценарии фильма есть сцены с взрывающимися фруктами и овощами, фейерверками, инцидентами с электричеством и отчаянными баталиями между людьми и кроликами. Учитывая уникальное видение Уилла Глака, в результате должен был получиться, скорее, СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА, а не БЭМБИ. Для этого необходимо было наладить бесперебойный контакт между командой специалистов по спецэффектам, работавшей на площадке, и отделом по разработке визуальных эффектов в студии анимации. Супервайзером по разработке спецэффектов был назначен Питер Стаббс, функции супервайзера по визуальным эффектам разделили Том Вуд и Уилл Рейчелт. Стаббса часто приглашают возглавить отдел спецэффектов. В этом амплуа он отработал на съёмках фантастического боевика ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК и телевизионного сериала «Тихий океан». Он с удовольствием принял предложение поработать над чем-то новым и интересным. «История была очень милой и забавной, хороший шанс попробовать что-то, существенно отличающееся от того, над чем я работаю обычно, – говорит он. – Мы с Томом и Уиллом неоднократно встречались и обсуждали, что в фильме должно быть реальным, а что может быть выполнено в компьютерной графике. Кроме того, нам нужно было чётко разделить полномочия, чтобы в результате получить идеальный результат. Такие простейшие элементы, как пыль или дождь, могли существенно усложнить работу над визуальными эффектами. Мои ребята должны были точно знать, где и в какой момент времени будут находиться кролики и другие анимационные персонажи, как они будут двигаться, будут ли у них на пути какие-то препятствия». Стаббс отлично понимал, что по замыслу Глака в кадре будет множество жарких баталий с использованием овощей и фруктов. В таких битвах ошибок и накладок избежать очень непросто. «Томас бросал в кроликов петарды, а нам нужно было придумать, как симулировать миниатюрные взрывы, – объясняет Стаббс. – Кролики в ответ бросали фрукты, поэтому нам пришлось провести серию экспериментов с взрывающейся органикой. Вся моя мастерская была буквально усеяна ошмётками различных овощей и фруктов. Мы создавали бутафорные мягкие фрукты и специальные ружья, чтобы расстреливать фрукты именно там, где нам было нужно».Фильм стал первым фильмом Тома Вуда, в котором актёрская игра сочеталась с анимацией. «Читая сценарий, я на каждой странице находил свои трудности, но мне было интересно бороться с ними изо дня в день, – улыбается он. – Меня увлекала возможность оживить Кролика Питера и представить его зрителям на большом экране. Это было фантастическое испытание». Вуд и Рейчелт вместе с Глаком обозначили правила существования мира фильма. У них было много вопросов, мало чем связанных с сюжетом картины. Как животные могли разговаривать? Или это подразумевается априори, как кинематографическая данность? Кто шил зверькам одежду, и как они её стирали? Однако эти и многие другие вопросы были крайне важны, поскольку именно на них опирались в своей работе специалисты по разработке визуальных эффектов, создавшие анимированных героев. «Над такими вопросами необходимо задумываться, – убеждён Рейчелт. – В процессе мозгового штурма мы непременно подходим к самим персонажам, их взаимоотношениям и их связи с человеческим миром».Команда по разработке визуальных эффектов разделилась на две группы. Основная группа, возглавляемая Рейчелтом, занималась сценами взаимодействия живых актёров и у анимированных персонажей. Вторая группа, которой руководили Вуд и главный раскадровщик Келли Бэйджент, занималась монтажом и сценами с компьютерными спецэффектами. На съёмочной площадке постоянно дежурили два супервайзера по анимации из Animal Logic, которые следили за происходящим на мониторах и консультировали актёров. Глак не хотел создавать границу между миниатюрным миром животных и человеческим миром. Один должен был быть логичным продолжением другого. «Кинематографическое клише обязывало снимать сцены с кроликами с земли, ограничивая ракурс съёмки, чтобы складывалось ощущение, что животные существуют в миниатюрном мирке, – говорит Вуд. – Уилл хотел добиться иного эффекта. Мы снимали сцены так, славно кролики лишь немного ниже людей. Все диалоги были поставлены так, славно общаются два человека».В работе над персонажами аниматоры снова и снова возвращались к оригинальным иллюстрациям Беатрис Поттер. Несмотря на то, что Питер передвигался на задних лапах и носил синюю рубашку, он был достаточно реалистичным. «Питер встаёт на задние лапы, носит рубашку, у него голос Джеймса Кордена, но при этом он остаётся обычным кроликом, – объясняет Вуд. – Нам пришлось продумать различные антропоморфные нюансы, которые отличают этот вид животных – такие как шевелящиеся нос и уши. Кроме того, анимация персонажа должна была гармонично дополнять реплики, которые произносил актёр. Скажем, саркастичная фраза сопровождалась поднимающейся бровью. Нам нужно было подобрать и соблюдать баланс визуального и звукового контента».У основной съёмочной группы были свои трудности. Актёрам было очень важно что-то держать в руках, не довольствуясь воображением, по двум причинам. Во-первых, это положительно сказалось на правдоподобности актёрской игры, а во-вторых, команда по визуальным эффектам использовала полученные кадры в работе над компьютерными персонажами. «У нас была очень удачная кукла Питера, которая появлялась в кадре, прыгала и крутилась, – вспоминает Вуд. – Мы могли буквально рассмотреть героя со всех сторон. Кроме того, у нас были и традиционные для визуальных эффектов серебряный и серый мячи, с помощью которых мы замеряли освещение и цветопередачу». Кроме того, команда по разработке спецэффектов изготовила несколько мячиков, покрытых различной шерстью и тканью, чтобы определить, как мех и одежда персонажей будут выглядеть при определённом освещении и при различных погодных условиях.В одной из сцен кроличья норка взрывается, и дерево падает на оранжерею Беатрис. Эта сцена требовала тщательной координации работы команд по разработке визуальных и специальных эффектов. Взрыв был настоящий, а его последствия, включая разрушение коттеджа, создавались в компьютерной графике. Дерево создавалось и устанавливалось командой по разработке визуальных эффектов с таким расчётом, чтобы его можно было не только свалить, но и вернуть на место для съёмок дублей. Во время монтажа компьютерщики превратили бутафорное дерево практически в настоящее. Несмотря на столь мудрёную хореографию, указанные выше сцены не были самыми сложными в плане визуальных эффектов. Куда больше труда пришлось затратить на крупные планы общения человека и компьютерного персонажа. «Работа над такими кадрами была очень кропотливая и трудоёмкая, особенно когда персонажи касались друг друга, – уточняет Рейчелт. – Нужно было просчитать физику их движений, реакцию меха Питера на прикосновения пальцев Мак-Грегора, игру света и тени на кончиках шерстинок. Всё это требовало тщательной проработки кадр за кадром».Фильм снимался в Озёрном Крае, в Лондоне и в австралийском Сиднее. Австралийский съёмочный блок был запланирован на первые месяцы года, когда в Австралии царит лето. В Сиднее были найдены невероятно колоритные локации, включая Парк Столетия – один из старейших парков на континенте. В нём высажены кусты и деревья, встречающиеся в Англии. Именно там кинематографисты решили выстроить декорации домов Мак-Грегора и Беатрис. Мы создали мир, который, как нам хотелось бы верить, был похож на описанный в книгах Беатрис Поттер, – говорит Глак. – Мы учитывали все мельчайшие нюансы, прикидывали, сможем ли создать конструкцию в реальном мире, и только после этого приступали к стройке». Функции художника-постановщика фильма взял на себя Роджер Форд, который создавал удивительные миры фильмов франшиз БЭЙБ и ХРОНИКИ НАРНИИ, а также фильма Пи Джея Хогана ПИТЕР ПЭН. Его основная задача состояла в том, чтобы выстроить особняк Мак-Грегора и коттедж Беатрис. «Мы снарядили группу, которая отправилась в Озёрный Край в исследовательскую экспедицию, – рассказывает Форд. – Выстроенный нами особняк в точности соответствовал архитектурным особенностям построек того региона, а коттедж был абсолютной копией дома Беатрис Поттер – белое здание с черепичной крышей».Оба здания были выстроены из дерева и фанеры, накрыты брезентом и украшены облицовочным камнем, крыша была выполнена из гипса. Для коттеджа Беатрис кинематографисты не остановились на экстерьере здания – Глак и Форд решили, что необходимо полностью воссоздать и интерьер, что довольно нетипично для киносъемочного процесса. Обычно строители довольствуются экстерьерными декорациями, а интерьерные сцены снимают в павильонах. «Многие сцены снимались в оранжерее Беатрис, – отмечает Форд, – следовательно, через стеклянную крышу можно было увидеть особняк Мак-Грегора и пресловутый огород. Пытаясь воспроизвести все декорации интерьеров в павильоне, мы бы непременно столкнулись с проблемой воссоздания реалистичных фонов. Оказалось, проще создать интерьеры в декоративных постройках, чтобы объектив камеры фиксировал настоящие фоны, а не поддельные».Учитывая практическое использование интерьеров, коттедж должен был быть невосприимчив к погодным условиям как снаружи, так и изнутри. Во время съёмок погода была крайне переменчива: в какой-то момент могло светить палящее солнце, нагревавшее воздух до 37ºС, а в следующую секунду мог хлынуть проливной дождь. Рост персонажей требовал некоторых доработок декораций, которыми на съёмках других фильмов обычно пренебрегают. «Как правило, нам не приходится заморачиваться над подвеской декоративного автомобиля, но на съёмках фильма КРОЛИК ПИТЕР мы были вынуждены проработать такие детали вплоть до мелочей, поскольку персонажи (а за ними – и камера) могли шмыгнуть под машину, – объясняет Форд. – Нам приходилось приглядываться к каждому элементу декораций». Форд нашёл художника, который смог воссоздать рисунки Беатрис, в точности повторив стиль Поттер, но в увеличенном масштабе. «Рисунки писательницы были миниатюрными, – говорит Форд. – В музее в Озёрном Крае представлены некоторые из её оригинальных зарисовок – они очень маленькие. Нам пришлось увеличить персонажей, чтобы они были заметны на большом экране. Но при этом мы сохранили оригинальный стиль Беатрис Поттер».Ещё одной ключевой для сюжета локацией стал, разумеется, огород Мак-Грегора. «Этот огород – настоящий рай для кроликов, – считает Глак. – В нём есть все, о чем только может мечтать любой грызун. Кролики не успели насладиться нирваной, как их вожделенную мечту грубо у них отобрали. Забыть такое невозможно». «Нам нужно было показать огород таким, каким его видит Питер – богатым, шикарным, полным удовольствий, – добавляет Налбандян. – Питер не может удержаться, чтобы снова не наведаться в огород и снова не попасть в беду». Обустройство огорода стало продуктом совместного творчества декораторов команды Роджера Форда и главного озеленителя Джека Эллиотта, которому предстояло засадить огород 22 видами овощей и фруктов. До того, как было посажено первое растение, кинематографисты хотели убедиться в том, что планировка огорода будет полностью отвечать их нуждам. «В первую очередь Уилл озадачился размерами огорода – насколько большим он должен быть? – рассказывает Форд. – Поэтому мы расчертили предполагаемый огород прямо на полу студии в оригинальном масштабе. Уилл хотел понимать, насколько высокими будут кусты и деревья, насколько сложной будет логистика определённых кадров, будут ли помещаться насаждения в кадр. Нам пришлось создавать замысловатые конструкции, в точности повторяющие высоту и объем растений и деревьев. Наш оператор Питер Мензис младший был обеспокоен тем, что между деревьями и кустами недостаточно места для съёмки динамичных сцен, поэтому это пространство было решено немного увеличить. В итоге мы варьировали различные параметры до тех пор, пока все не сошлись во мнении: «Да, это именно то, что нужно».Каждое растение в саду должно было иметь свой аналог в Озёрном Краю. В остальном у декораторов были развязаны руки для творчества. В сценарии были упомянуты лишь несколько особых растений, так или иначе связанных с сюжетной линией. Остальные овощи и фрукты подбирались по цветовой гармоничности с общим фоном. После этого Эллиотт начал задумываться над тем, как сохранить огород в статичном состоянии. Съёмки динамичных сцен занимали около двух недель, съёмки же всего фильма растянулись на восемь недель. «Все наши овощи были в горшках, так что мы могли в любой момент заменить одно растение на другое, – рассказывает Эллиотт. – Мы использовали жидкие удобрения, чтобы растения приобрели нужный нам вид к нужному сроку, и внимательно следили за погодой».Эллиотт также создавал причудливые сочетания из нескольких растений. Скажем, из восьми кустов помидоров получился один большой куст. Подсолнухи декораторы запросили слишком поздно, поэтому поначалу на их места поставили искусственные, и только когда настоящие подросли, совершили замену. Роджер Форд был приятно удивлён результатами трудов строителей и озеленителей. «Мне по ночам не давали спать вопросы: как они покроют крышу черепицей, ведь это дело непростое? Как они вырастят целый огород за такое короткое время? Команды штукатуров, строителей, маляров и озеленителей доказали, что все мои опасения были совершенно беспочвенны. Несмотря на высокие температуры, протечки, ветра и дожди, результат превзошёл все наши ожидания». «Было невероятно перенестись из нашего офиса в Лос-Анджелесе в живописный край усадьб и садов Британии, побывать на реальной локации, потрогать строения, вдохнуть английский воздух, – говорит Хильдебранд. – Строители создали совершенно потрясающие декорации, о которых мы и мечтать не могли. Честно признаться, мне было немного грустно от осознания того, что они временные».Картина станет одним из немногих фильмов, съёмочной группе которого позволили работать в знаменитом супермаркете Harrods в лондонском районе Найтсбридж. Harrods – очень популярный магазин, который ежедневно посещает несколько тысяч покупателей. Договориться с руководством магазина о съёмках столь масштабного фильма, как "Кролик Питер", было не так просто. На торговых площадях магазина работает более 7500 сотрудников. В частности, на прилавках можно встретить игрушечных героев книг Беатрис Поттер, которые продаются в отделе игрушек с 1910 года. Поттер сама жила в районе Найтсбридж, и магазин Harrods упоминается в дневниках 17-летней девочки. «Мак-Грегор работает в супермаркете, который символизирует суетливый город и является полной противоположностью места обитания Кролика Питера, – отмечает Хильдебранд. – Harrods давно и тесно связан с Беатрис Поттер и миром её персонажей, поэтому мы, разумеется, были вне себя от счастья, когда узнали, что руководство сменило гнев на милость и позволило нам поработать в магазине. Экстерьерные сцены мы снимали днём, а в интерьерах работали по ночам, когда магазин не работал. Это были очень длинные и беспокойные ночи, но игра стоила свеч». Охрана магазина очень чётко обозначила рамки, в которых кинематографисты могли работать – с 21-00 до 9-00. На это время все входные двери в магазин запирали. Многие сотрудники, начиная с продавцов из отделов игрушек и заканчивая техниками и работниками служб общепита, предоставили свои рабочие места в распоряжение кинематографистов и лично приняли участие в съёмочном процессе.Если хореография кроличьих трюков целиком и полностью зависела от квалификации и талантов команды аниматоров из Animal Logic, то за всех актёров в динамичных сценах отдувался один Донал Глисон, сыгравший роль Томаса Мак-Говерна. Координатор трюков Лоуренс Вудвард и дублёр Глисона Бен Смит-Питерсен на протяжении двух недель репетировали с актёром. Каждый день Донал повторял, запоминал и оттачивал свои движения во время рукопашных поединков с Кроликом Питером. Во время съёмок Питер, разумеется, был невидим сопернику, поэтому Глисону оставалось только в точности запоминать последовательность движений так, словно если бы на него действительно нападал кролик. «Донал всегда приходил на площадку подготовленным, – вспоминает Вудвард. – Сколь мала ни была бы снимаемая сцена, он всегда находил время, чтобы порепетировать и разучить свои движения. Это существенно упрощало нам работу». Глисон сам выполнял все трюки, на которые только был способен. «Мы использовали множество всевозможных подручных средств, – продолжает Вудвард. – У нас были небольшие палочки синего цвета, которыми мы тыкали Донала; был парень в синем костюме, который мог его пихнуть или ущипнуть. Иногда мы даже бросали в Донала синего плюшевого кролика, чтобы актёр мог правдоподобно отреагировать на атаку». «Я не каскадёр, – признается Глисон. – Поэтому мне было непросто чувствовать ритм сцены, будучи атакованным невидимым кроликом. Впрочем, это было очень весело. Команда каскадёров под руководством Лоуренса и Бена меня всему научила. Уиллу нравится вносить изменения в самый последний момент, так что многое пришлось менять, что называется, «на коленке». Хотя правки, как правило, делали сцену ещё смешнее, так что наши усилия оплачивались сторицей».
Отзывы