Оригинальный фильм «Коматозники» вышел на экраны в 1990 году. Эта необычная картина с сюжетом, который заставлял о многом задуматься, изрядно пощекотала нервы зрителям. И теперь, четверть века спустя, фильм в современной обработке вновь возвращается на экраны. Благодаря продюсерам фильма Майклу Дугласу, Лоуренсу Марку и Питеру Сафрану зрители увидят современную интерпретацию событий.Режиссерское кресло в новом проекте продюсеры решили предложить Оплеву. «Нильсу удается с присущей европейским кинематографистам тонкостью и точностью передавать чувства и эмоции на экране, снимая при этом коммерчески успешные триллеры, – рассказывает продюсер Сафран. – Особенно важным как для нас, так и для Нильса, было создать максимально правдоподобные образы героев, чтобы зрители могли поверить, что то, что происходит с ними на экране, и те ошибки, о которых они сожалеют, действительно могли иметь место в реальной жизни».Режиссёру также было важно снять фильм, который бы стал отдельным кинематографическим произведением, и «говорил» бы с современным зрителем на одном языке. «Конечно, мы делали, прежде всего, развлекательное кино, триллер. Тем не менее, темы, которые затрагиваются в нем, довольно серьезные. Нашей задачей было снять фильм, который бы с одной стороны держал зрителя в напряжении, как и положено хорошему триллеру, а с другой – имел максимально достоверный сюжет и заставлял бы задуматься. Этим меня проект и привлек», – признается Нильс Арден Оплев. По словам продюсера Лоуренса Марка, фильм должен был получиться максимально реалистичным, и на то были свои причины. «За последние четверть века наука и технологии претерпели значительные изменения, – поясняет Марк. – Поэтому мы приступили к съемкам, вооружившись самим современными познаниями в области медицины».Нильс Арден Оплев хотел придать событиям, о которых рассказывается в триллере, максимальную правдоподобность. «В картине «Коматозники» происходят сверхъестественные и пугающие вещи, и все же моей задачей было сделать все, чтобы это выглядело максимально правдоподобно, – признается Оплев. – Когда герои в первый раз пересекают черту жизни и смерти, а затем возвращаются обратно, зрители должны на 100% поверить тому, что происходит на экране». По словам продюсера Питера Сафрана, для режиссера также было крайне важным создать на экране яркие и запоминающиеся образы главных героев. «Мы хотели, чтобы они с первых кадров завладели вашим вниманием. Благодаря этому зрители могли бы буквально от первого лица почувствовать и понять, что испытывают герои, пережив состояние комы и столкнувшись со сверхъестественным. Зная, через что героям уже пришлось пройти в жизни, зрители бы начинали испытывать страх и беспокойство за героев», – рассказывает Сафран.Сценарий к фильму написали Бен Рипли, работавший до этого над показавшим неплохие результаты в прокате фантастическим триллером «Исходный код», и Питер Филарди. «Я еще учился в колледже, когда оригинальный фильм вышел на экраны, и я помню, что мне показалась очень занятной задумка, которая лежала в основе картины. Так что идея сделать ремейк мне очень понравилась, – вспоминает Рипли. – Ведь основные составляющие у фильма были все те же: попытка героев узнать, есть ли жизнь после смерти, что наверняка вызовет интерес у зрителей, а также тема расплаты за проступки и искупления вины. Так что мне повезло, ведь в моем распоряжении уже была фактически готовая структура фильма. Оставалось только поработать над тем, чтобы с научной, медицинской и технической точки зрения картина соответствовала современной действительности, а также сделать образы героев более неординарными, а их характеры – амбициозными».Во время работы над сценарием Бену Рипли не раз приходилось просить консультации у медицинских специалистов. «Основной причиной, по которой наших героев так привлекает тема загробной жизни, являются изыскания в сфере неврологии, – рассказывает Рипли. – Ведь мы до сих пор не знаем достоверно, как работает наш мозг. Это механизм настолько сложный, что понять его до конца нам пока не удается. И мне пришла в голову мысль: а что если в нашем мозгу есть некая область, которая отвечает за состояние клинической смерти и хранит воспоминания о ней? Ведь есть же области в головном мозге, благодаря которым мы испытываем чувство гнева или узнаем вкус лимона».Создавая сценарий к картине, Бен Рипли не раз просил своего друга-невролога разрешить ему присутствовать на встречах-обсуждениях специалистов в данной области, а также беседовал со студентами-медиками, будущими неврологами. «Многое из материала, который я тогда собрал, легло в основу моего сценария, – делится секретами Бен Рипли. – Нашей задачей было сделать все, что происходит в фильме, максимально правдоподобным. Так что многое из того, с чем на практике приходится столкнуться нашим героям-медикам, очень близко к реальности».Кастинг на роли пятерых студентов-медиков, молодых и полных амбиций, был долгим. «Движущая сила нашего фильма – слаженная командная работа актеров на экране. Так что мы искали тех, кто бы мог прекрасно справиться с этой задачей и даже дополнить образы друг друга, – рассказывает продюсер Лоуренс Марк. – Каждый из членов нашей команды привносит на экран что-то свое, уникальное и яркое». На роль Кортни, молодой и неординарной девушки, которая уговаривает своих знакомых по колледжу принять участие в эксперименте по введению в состояние комы, утвердили Эллен Пейдж, актрису, которая была номинирована на премию «Оскар» за блестящую работу над фильмом «Джуно». «Именно с героини Эллен и начинается вся история, которая описана в фильме. И мы очень рады, что она блестяще справилась с возложенной на нее задачей и заразила своей энергией остальных», – признается Марк. «На душе у Кортни неспокойно, – рассказывает продюсер Питер Сафран. – Ее не покидает чувство вины, ведь 10 лет назад ее младшая сестра погибла в автомобильной катастрофе, а Кортни была за рулем. И теперь эти воспоминания и переживания не дают ей спокойно жить. Так что ее интерес к тому, что происходит с человеком после смерти, объясним: Кортни хочет получить доказательства того, что душа ее сестры упокоена с миром, и для этого она решается на отчаянный и рискованный эксперимент. Благодаря актерскому мастерству и блестящим интеллектуальным способностям, Эллен Пейдж удается прекрасно вжиться в образ своей героини: мы видим, какой груз лежит у нее на душе, и как она тяжело переживает гибель сестры». «Эллен удается придать образу своей героини глубины и очень достоверно воплотить на экране всю гамму эмоций, которую та испытывает, – рассказывает Нильс Арден Оплев. – Очень интересно наблюдать за тем, как Эллен позволяет зрителям заглянуть в самые потайные уголки души своей героини. А еще Кортни – прирожденный лидер. Ведь именно благодаря ей студенты соглашаются принять участие в эксперименте».По словам Пейдж, она дала согласие на съемки по целому ряду причин. «Мне показалось интересным то, как в фильме показаны свойственные нам всем испокон веков страх, отрицание и благоговение перед тем, что неизбежно, – признается актриса. – Таких персонажей, как Кортни, мне еще не приходилось играть. В ней есть какая-то загадка, и мне было интересно понять, что она таит в душе. В прошлом она пережила тяжелую потерю и теперь пытается как-то жить с этим ужасным чувством вины. Эти факторы во многом определили то, какой она стала. Попытаться понять и сыграть героиню, на долю которой выпало так много испытаний, мне было очень интересно». Когда героиня Пейдж приступает к опасному эксперименту, ей приходится пережить целую бурю эмоций. «Перед тем, как перешагнуть за черту жизни и смерти, Кортни пытается блокировать в себе все воспоминания и переживания, связанные с прошлым. Она словно пытается защитить себя от той боли, которую ей это причиняет, – рассказывает Эллен Пейдж о своей героине. – После того, как она переживает состояние комы, у нее наступает эйфория, чувство блаженства и облегчения, которое мы испытываем после того, как тяжелые времена остаются позади. Она, наконец, дает волю своим эмоциям, и чувствует, как к ней возвращаются силы, и что она теперь свободна. Одновременно с этим на Кортни обрушиваются все прошлые переживания, и в ней словно что-то ломается».Роль Рэя, человека скрытного и непростого, исполняет Диего Луна. «Рэй – единственный из всей команды студентов, у кого есть реальный жизненный опыт, – рассказывает продюсер Лоуренс Марк. – Он самый старший из них, и его характер успел несколько закалиться. Он рос в небогатой семье и ходил в самую обычную школу, а не в престижный колледж. Рэй работал в пожарной охране и видел много боли и страданий. Сначала ему непонятно, что заставляет остальных студентов принимать участие в такой рискованной и опасной затее, но затем ему все же приходится к ним присоединиться, ведь без его умений и знаний его товарищи не могут вывести друг друга из состояния комы». «Диего показал своего персонажа Рэя тонким и чувствительным человеком, и это видно с первых кадров фильма, – рассказывает Сафран. – И когда Рэю приходится выступить в качестве настоящего героя-спасителя, он делает это так, как в реальной жизни. Он без лишних эмоций и разговоров просто появляется в нужный момент и берет контроль ситуации на себя. И это так здорово!». «Так как Рэй самый старший в команде, и жизненного опыта у него больше, чем у остальных, это придает правдоподобность их эксперименту с жизнью и смертью. Диего Луна прекрасно справляется с ролью героев, успевших многое повидать в жизни», – добавляет Оплев.По словам Диего Луна, известного своими ролями в таких фильмах, как «И твою маму тоже», «Харви Милк» и «Изгой-один: Звездные войны. Истории», он сразу почувствовал эмоциональную связь со своим героем. «Рэй – настоящий прагматик, рассказывает Диего Луна о своем герое. – Он поступил на медицинский факультет не для того, чтобы развлекаться, и он не хочет ставить под угрозу свою будущую карьеру. В то же время Рэй – прирожденный врач, и его профессиональное любопытство берет над ним верх. Его привлекает сама идея принять участие в таком опасном эксперименте. Испытать самому то, что ждет нас за чертой жизни и смерти, ему не хочется, а вот возвращать к жизни из состояния комы остальных студентов ему интересно. Он чувствует себя всемогущим, и вот он уже на крючке. Ведь наш фильм о том, к чему приводят игры с огнем, эксперименты с тем, что не поддается контролю».Нина Добрев исполняет роль Марло. По словам актрисы, ее героиня ей сразу же понравилась, как только она прочитала сценарий. «Я взяла два листка бумаги и попыталась выписать все «за» и «против» этой роли, – признается Добрев. – И когда я закончила, то поняла, что аргументов против этой роли у меня не нашлось. Я перечислила все те качества и характеристики, которые мне понравились в героине, и их было очень много. Она играет одну из ключевых ролей в фильме».«Марло – очень интересный персонаж, – говорит Сафран. – Она из тех, кто может вызвать неприязнь у окружающих, ведь у нее есть все: она красива, умна и вполне обеспечена, но у нее такое хорошее чувство юмора, что ее невозможно не любить. Нина Добрев сама очень похожа на свою героиню: с ней очень приятно общаться. Она девушка обворожительная, и благодаря этому у ее героини тоже есть шарм и обаяние».Роль харизматичного Джейми, любителя повеселиться, играет британский актер Джеймс Нортон. «Джейми – бунтарь, в которого невозможно не влюбиться, – рассказывает Нортон о своем персонаже. – Он не отличается серьезным подходом к учебе, любит веселые вечеринки и проводить время в обществе девушек. Он очень уверен в себе и не против покрасоваться. Джейми и не пытается скрывать тот факт, что пошел в медицину ради того, чтобы получить всеобщее признание. Он мечтает стать известным врачом». «В этом герое есть некоторая бесшабашность, – говорит Оплев. – У него состоятельная семья, и ему больше нравится веселиться на вечеринках и развлекаться с девушками, чем посвящать свое время учебе. Вот почему Кортни выбирает его для своей команды: раздумывать долго он не будет, а просто нажмет кнопку, и эксперимент начнется».Роль Софии исполнила Кирси Клемонс, сыгравшая в фильме «Наркотик», который получил восторженные отзывы критиков на кинофестивале «Сандэнс». «София – персонаж интересный. Она умная, трудолюбивая и прилежная, и поэтому действительно заслуживает того, чтобы учиться на медицинском факультете. София живет вместе с мамой, у которой тяжелый характер, и которая воспитывает ее в одиночку. Она пожертвовала всем, ради того, чтобы ее дочь получила образование, и теперь ожидает, что та будет преуспевать в учебе и жизни, – рассказывает Сафран. – София вынуждена жить с этим грузом ответственности у себя на плечах, ведь ей не хочется подводить ни свою маму, ни саму себя. Но занимается ли она тем, что ей действительно по душе? София – героиня очень непростая, и Кирси Клемонс удалось с блеском исполнить эту роль». «София всегда была самой умной и самой лучшей ученицей в классе, ведь другого от нее и не ждали, – рассказывает Клемонс о своей героине. – Поэтому, когда она переживает состояние комы, для нее это сродни чувству полного освобождения от всего. Делая то, что ее мама бы ей никогда не разрешила, она словно заявляет о себе сама».С самого начала съемок между пятью актерами, так же, как и между их героями, возникло чувство полного единения и взаимопонимания. «Мы нашли общий язык друг с другом сразу же, как только познакомились, – вспоминает Нина Добрев. – Мы все такие разные, но вместе с тем мы как части одной головоломки: мы идеально подходим друг другу, и каждый из нас привносит что–то свое в общую картину». «Когда снимаешь картину или делаешь спектакль, крайне важно, чтобы актеры доверяли друг другу и могли положиться друг на друга, – говорит Нортон. – За несколько дней, пока идут съемки, тебе нужно полностью открыться перед незнакомыми людьми и показать, что у тебя на душе, так что ты становишься уязвимым. А чтобы это получилось, нужно очень доверять друг другу. Неудивительно, что актеры так быстро сближаются на площадке. Съемки нашего фильма не стали исключением, и это очень здорово, ведь наш фильм как раз о доверии. Герои картины в буквальном смысле доверяют свои жизни друг другу, говоря: «Верни меня обратно, подари мне снова жизнь». Благодаря тому, что мы сумели отлично поладить и довериться друг другу вне съемочной площадки, мы легко и непринужденно передали взаимоотношения наших героев и на экране».Съемочная команда сделал все возможное, чтобы исполнить пожелание режиссера Нильса Ардена Оплева: снять триллер, в котором происходят сверхъестественные события, но который одновременно заставляет зрителей поверить в происходящее, благодаря тому, что все медицинские манипуляции показаны с максимальной достоверностью и точностью. «Нам было крайне важно, чтобы все, что касается сферы деятельности врачей и состояния комы, было корректно с медицинской точки зрения, – рассказывает исполнительный продюсер Майкл Бедерман. – Зрители должны поверить событиям, происходящим на экране». С этой целью создатели картины обратились к медицинскому консультанту Линдси Сомерс. До начала съемок и на протяжении всей работы над фильмом Линдси и целая команда медсестер, врачей-рентгенологов, неврологов и нейрохирургов бок о бок работали с режиссером Оплевом и сценаристом Рипли, чтобы диагнозы, которые в фильме ставят героям, и лекарства, которые им прописывают, были названы корректно, а также чтобы актеры грамотно обращались с медицинским оборудованием, делали уколы и производили зондирование так, как это делают настоящие врачи. «С самого начала режиссер Нильс поставил команде условие, что все медицинские манипуляции должны быть показаны в фильме с максимальной достоверность. Так что первое, что я сделала, это прочитала сценарий и указала режиссеру и сценаристу на все неточности с медицинской точки зрения, вспоминает Сомерс. – Например, во многих фильмах и телевизионных сериалах людей выводят из состояния комы с помощью разряда дефибриллятора, что не соответствует реальной действительности, так как вернуть к жизни пациента в коме таким способом невозможно. Оплев даже специально добавил в фильм сцену, в которой героиня Кирси Клемонс говорит о том, что если нет сердцебиения, использовать электроды дефибриллятора бесполезно. Конечно, так как мы все-таки снимали голливудский фильм, а не документальную картину, мы позволили себе некоторые вольности с медицинской точки зрения, но в общем и целом мы постарались сделать так, чтобы все манипуляции соответствовали действительности». Создателям фильма также пришлось провести настоящую исследовательскую работу по теме того, как долго человек может пребывать в состоянии комы. «Мы пытались узнать как можно больше о том, как долго человек может оставаться в состоянии клинической смерти, то есть как долго мозг может прожить без кислорода, – вспоминает Оплев. – Большинство врачей сходится во мнении, что это примерно 3–4 минуты, но на самом деле все индивидуально и зависит от пациента. Были случаи, когда люди оставались в состоянии клинической смерти намного дольше, а потом, благодаря определенным обстоятельствам, возвращались к жизни».Для того, чтобы помочь актерам как можно лучше вжиться в образы студентов-медиков, обучающихся на третьем курсе, Сомерс устроила актерам настоящий интенсив по медицине, который она сама назвала «Учебный лагерь для медиков-новобранцев». «Чтобы актеры лучше поняли, чем конкретно занимаются их герои, мы провели с ними небольшой вводный курс по теории медицины, уделяя особое внимание тому, что происходит с людьми, когда они впадают в состояние клинической смерти. Мы коснулись таких тем, как способы реанимации и ее действие, что такое массаж сердца и кислородная маска, – вспоминает Сомерс. – А затем мы приступили к практическим занятиям: я пригласила медсестру из отделения экстренной терапии, чтобы она продемонстрировала, как проводятся реанимационные мероприятия, как правильно вводить лекарства внутривенно и ставить кислородные маски. И только после этого мы занялись сценами с введением в состояние клинической смерти, так как это должны были быть самые напряженные с точки зрения съемок моменты фильма, и именно они вызывали у режиссера и актеров самое большое количество вопросов».По единогласному признанию всех членов съемочной группы, без этого медицинского курса им бы было очень непросто справиться со своими ролями. «Нам пришлось потрудиться, чтобы запомнить все медицинские термины и научиться правильно обращаться с оборудованием, но благодаря этим знаниям, мы получили настоящее удовольствие от съемок, – признается Пейдж. – Так как обучение мы проходили все вместе, это еще больше сплотило нашу команду и помогло нам легче и быстрее справиться с непростыми сценами съемки клинической смерти». «Надеюсь, что когда врачи посмотрят наш фильм, то скажут: «Эти ребята проделали настоящую исследовательскую работу в сфере медицины!» – добавляет Диего Луна. – Мы и правда полностью выложились на съемках. И я очень горжусь тем, что наша команда подошла к своей работе настолько серьезно».В работе над фильмом режиссеру помогали оператор Эрик Кресс и художник-постановщик Нильс Сейер, с которым они уже трудились над большим количеством проектов, в том числе над картиной «Девушка с татуировкой дракона». Дизайн костюмов для героев создавала Дженни Геринг. Подбирая локации для съемок и разрабатывая декорации, съемочная группа хотела подчеркнуть, что попытка объединить традиционные методы лечения и подход, берущий за основу научные изыскания последних лет, – это то, что толкает пятерых студентов на эксперимент, подвергающий их собственные жизни смертельной опасности.Создавая декорации для вымышленного медицинского центра «Тринити Эммануил», Нильс Сейер хотел создать атмосферу, которая бы подчеркивала, что в стенах этого медицинского учреждения стремление студентов поставить эксперименты с состоянием клинической смерти считают чем-то, не стоящим внимания. И что для самих студентов – это шанс громко заявить о себе в мире медицине, в котором конкурентная борьба очень жесткая. «Мы хотели показать, что наши герои работают в мире самых последних медицинских технологий и разработок, то есть в образцовом американском медицинском центре, – объясняет задумку Сейер. – Тремя главными понятиями, на которые мы ориентировались при создании декораций, были «инновации, привилегии и традиции». И они нашли отражение во всех локациях, декорациях, дизайне интерьеров и костюмов и предметах обстановки в нашем фильме. Для съемок мы подыскивали здания с крытым переходом между ними. И нашли как раз то, что отвечало нашим трем параметрам: это был комплекс с красивым застекленным переходом, соединяющим здание медицинского факультета, построенное в 70–х годах прошлого века, и современный корпус из металла и стекла. Этот переход был словно мост из прошлого в будущее: он отражал основные идеи нашего фильма. Я сделал несколько фотографий перехода и зданий, которые он соединял, и повесил их на доску перед рабочим столом. Эти снимки в дальнейшем очень помогли мне в работе над картиной, тематикой которой было объединение прошлого и будущего, традиционного и современного».Одной из самых непростых задач, с которой пришлось столкнуться Сейеру и его команде, было разработать декорации для скрытого от посторонних специального отделения, находящегося в подвальном помещении медицинского центра «Тринити Эммануил», в котором студенты и проводили свои эксперименты на грани жизни и смерти. В стенах этого заброшенного отделения Оплев попытался создать атмосферу, наиболее подходящую для сцен клинической смерти. «Я отнесся к выбору локации и декораций очень придирчиво, ведь моей задачей было не только придать максимальный накал происходящему на экране, но и не забывать о том, что все должно выглядеть правдоподобно», – признается Оплев. Так, создатели фильма вели долгие дискуссии по поводу того, использовать ли ручные электроды дефибриллятора для воздействия на сердце героев. «На самом деле в медицине ручные электроды дефибриллятора использовали лет 15 назад. В современном мире врачи пользуются самоклеящимися электродами, которые закрепляют на теле пациента, – объясняет Оплев. – Однако ручные электроды могут понадобиться, если вам нужно остановить сердце и погрузить пациента в состояние клинической смерти». «По нашей задумке студенты ставят свои опасные эксперименты в том отделении медицинского центра, которое используется очень редко и только в самых крайних случаях, и поэтому оно оборудовано как современными приборами, так и медицинской техникой прошлых лет, – рассказывает Оплев. – Так что наверху, там, где принимают пациентов каждый день, используются самоклеящиеся электроды, а внизу, в подвальном отделении, хранятся ручные электроды». «Нильс хотел, чтобы в подвальном отделении царила атмосфера запустения и заброшенности, но в то же время оно должно было быть оборудовано современной техникой, способной зафиксировать мозговую активность во время состояния клинической смерти», – рассказывает Сейер.Центральным предметом в подвальном отделении стал суперсовременный томограф, который по задумке режиссера должен был подчеркнуть, насколько серьезным и технически сложным является эксперимент, в котором участвуют студенты. «Мы создали дизайн томографа нового поколения, – рассказывает художник–постановщик. – Я пообщался с нейрохирургом и узнал у него, как должен выглядеть аппарат, способный зафиксировать мозговую активность во время эксперимента. Когда я показал готовый образец этому нейрохирургу, тот воскликнул: «Мне такой прибор не помешает! Где же его можно достать?» Для меня это было лучшим доказательством, что я достиг поставленной цели».Перед художником по костюмам Дженни Геринг также стояла задача разработать костюмы героям, максимально соответствующие их профессиональной деятельности и характеру. «Мы тоже провели настоящую исследовательскую работу, ведь нет ничего хуже, чем нарядить героев в неподходящую одежду, – рассказывает Геринг. – Мы встретились и пообщались со студентами медицинских факультетов и врачами и узнали, что у них существует своя субкультура. Например, какая-то категория врачей и студентов халаты носит, а другая – нет. Также халаты студенты начинают надевать, лишь начиная с определенного курса. У кого-то из них они украшены вышивкой, у кого-то – нет, и тому есть свое объяснение». Так, Марло носит деловые костюмы, а Джейми – модные и элегантные свитера в стиле «преппи», как и подобает выпускнику престижного вуза. Гардероб каждого их героев отображает его характер и индивидуальность. «С помощью одежды рассказать о героях можно многое, – объясняет Геринг. – Например, Рэй предпочитает придерживаться нейтральной позиции во всем, поэтому его одежда в основном серого или черного цвета. У него нет задачи выделиться из толпы, он хочет делать свое дело и быть самим собой. Ну а Джейми, наоборот, работает на публику, поэтому в его одежде преобладают яркие цвета». «Марло предпочитает одежду ярких натуральных цветов, она очень уверена в себе и любит носить строгие костюмы. Все в ее гардеробе говорит о том, что у нее нет недостатка в деньгах, и что она очень яркая и неординарная, – говорит Геринг. – Ну а София девушка открытая, милая и даже немного наивная. Поэтому она носит одежду ярких цветов и выглядит очень молодо». Ну а образ героини Эллен Пейдж не похож на образы других героев: тут художнику по костюмам пришлось попробовать что-то новое. «Мне было очень интересно разрабатывать наряды для Кортни, ведь она сочетает в себе сексуальность и силу, а такие образы мне не часто приходится создавать, – признается Геринг. – Эта героиня по своему характеру и стилю похожа на одну из женщин-икон 70-х годов прошлого века, например, на Шарлотту Рэмплинг или Фэй Данауэй. Она очень серьезна, сосредоточена и со всей ответственностью относится к своей профессии. Кортни знает, что она красива, и пользуется этим при случае. С помощью ее гардероба я постаралась подчеркнуть ее волевые качества».
Отзывы