Титр «Новые приключения Тора», фигурирующий в русскоязычном рекламном ролике фильма, наверняка натолкнёт на крамольную мысль о попытке поэксплуатировать успех Кинематографической вселенной Marvel. Да и подзаголовок «Рагнарёк», отсутствующий в оригинальном названии, явно должен вызвать ассоциации с постановкой Тайки Вайтити, оказавшейся (благодаря буйной фантазии и специфическому юмору) чуть ли не самой удачной из бенефисов персонажа Криса Хемсворта. Но на поверку – не всё так однозначно. Конечно, глупо не учитывать, что Стэн Ли, Ларри Либер и Джек Кёрби впервые обратились к этому персонажу скандинавской мифологии ещё в августе 1962-го года, а спустя некоторое время тот вошёл в число ведущих супергероев Соединённых Штатов. Но ведь и детище Хеннинга Куре и Арне Стенби с художником-иллюстратором Петером Мадсеном увидело свет достаточно давно. Цикл «Вальгалла» начали публиковать в датской газете Politiken ещё в 1978-м, а со следующего года выходили из печати отдельные альбомы. Причём поклонники в один голос отмечали влияние не столько «марвелловской» печатной продукции, сколько наследия европейских коллег, прежде всего – родом из Бельгии (имеются в виду создатели Астерикса с Обеликсом и Тинтина). Это важно!
К слову, о том, каким широким спросом оригинальное произведение пользовалось у соотечественников, можно косвенно судить по появлению первой, анимационной киноверсии. Для работы над «Вальгаллой» /1986/ Мадсен пригласил мастера из-за океана, Джеффри Джеймса Вараба, а общий бюджет в DKK40 млн. на тот момент оказался абсолютным рекордом для национальной киноиндустрии. Тогда, несмотря на успех в кинопрокате, затраты компенсировать не удалось (киностудию Swan Film Production A/S постигло банкротство). Даже новая, игровая экранизация обошлась дешевле – в DKK34,3 млн., для чего потребовалось объединить усилия представителям четырёх стран. Но ведь Фенар Ахмад явно питал серьёзные амбиции. Неординарное, скажем так, происхождение (1) постановщика, уже успевшего зарекомендовать себя двумя картинами разных жанров, не считая нескольких короткометражек, не помешало ему взвалить на свои плечи ответственную миссию – вернуть нещадно эксплуатируемых «фабрикой грёз» персонажей в родную культурную среду. Насколько это удалось?
Пожалуй, удалось. С первых же кадров погружаешься в атмосферу не кинокомикса, а старого доброго фэнтези (вроде «Конана-варвара» /1982/ или «Легенды» /1985/) – с поправкой на специфику северной мифологии, вдохновлявшей брутальных викингов. За основу сценария взят самый первый том детища датчан, старавшихся в свою очередь обращаться с исходным материалом не слишком вольно. Тор в исполнении Роланда Мюллера (кстати, известного и по ролям в американских лентах, например, по партиям Бремовича во «Взрывной блондинке» /2017/, Кореса Боты в «Небоскрёбе» /2018/) имеет мало общего с дерзким хемсвортским бунтарём, удачно вписавшимся в программу «Инициатива Мстителей». Теперь это – умудрённый опытом (суровый, но справедливый) ас, волей случая заглянувший в Мидгард и нашедший пристанище в хижине простых смертных. Так уж получилось, что юный Тьёльфе, поддавшись соблазну и ослушавшись могучего гостя, поступает в услужение (практически становится рабом!) к обитателям Асгарда, да за ним ещё и увязывается маленькая Рёсква. Но ведь в нашем необъятном мире, как известно, не происходит ничего просто так… Брат с сестрой не могли и помыслить, что попадут в эпицентр великой схватки с ётунами – великанами, мечтающими узурпировать власть.
Ахмад избрал более мрачную стилистику, чем в пронизанном юмором оригинале, и даже отдельные шутки звучат грубовато. И всё-таки с первых же кадров чувствуется, что картина адресована зрителям младших возрастов. Могущественные боги, не позволяющие невольникам даже разговаривать в пышных чертогах, и не подозревают, что судьба трёх миров зависит от юной гостьи. Путешествие в Асгард, а затем и высвобождение Тьёльфи с Рёсквой из заточения – всё это происходит по канонам детско-подросткового приключенческого кинематографа, традиции которого в Дании (наряду со Швецией и в меньшей степени – с Норвегией) чрезвычайно богаты. Причём если первая половина повествования может показаться по нынешним меркам не слишком динамичной, перегруженной диалогами, то с момента бегства отважных детей – события заметно ускоряются. А, скажем, эпизод схватки в лесу с исполинским (согласно пророчеству, грозящим вырасти настолько большим, что проглотит солнце) волком и кульминационная сеча порадовали достойными спецэффектами, пусть и не совсем на уровне заокеанских блокбастеров. Как бы то ни было, датчане предприняли неплохую попытку отстоять свою культурную идентичность в противоборстве с «великанами» иного рода – голливудскими кинокомпаниями.
Впрочем, главная битва ведётся в иной плоскости – это битва идей, битва разумов. Для той же кинопродукции под брендом Marvel Comics характерны (по крайней мере в её лучших образчиках) не только изобретательные драматургические решения, но и попытки затронуть некие актуальные, притом вполне философские, вопросы. Режиссёр с соавтором по написанию сценария Адамом Аугустом это прекрасно понимали – и рискнули противопоставить новомодным постмодернистским тенденциям опору на древнюю, уходящую корнями в легенды философию. «Вальгалла: Рагнарёк» – суть рассказ о превратностях судьбы и о том, что, прежде чем вернуться домой, необходимо выдержать все ниспосланные свыше испытания: только так и найти персональное предназначение. На поверку обычная крестьянская девочка может оказаться долгожданным дитя света – той, кто несёт надежду на спасение. Могучий бог грома и дождя пасует перед всесильным роком, который тем не менее ничего не в состоянии поделать со всяким, кто взял судьбу в свои руки. Впереди – ещё много приключений (на текущий момент вышло пятнадцать томов комиксов!), хотя вероятность появления продолжений, конечно, зависит от того, насколько тепло зрители примут нового, европейского Тора.
_______
1 – Будущий творец родился в 1981-м году в Чехословакии в семье выходцев из Ирака; переехал вместе с родителями в Данию в пятилетнем возрасте.
5
,8
2019, Фэнтези
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Титр «Новые приключения Тора», фигурирующий в русскоязычном рекламном ролике фильма, наверняка натолкнёт на крамольную мысль о попытке поэксплуатировать успех Кинематографической вселенной Marvel. Да и подзаголовок «Рагнарёк», отсутствующий в оригинальном названии, явно должен вызвать ассоциации с постановкой Тайки Вайтити, оказавшейся (благодаря буйной фантазии и специфическому юмору) чуть ли не самой удачной из бенефисов персонажа Криса Хемсворта. Но на поверку – не всё так однозначно. Конечно, глупо не учитывать, что Стэн Ли, Ларри Либер и Джек Кёрби впервые обратились к этому персонажу скандинавской мифологии ещё в августе 1962-го года, а спустя некоторое время тот вошёл в число ведущих супергероев Соединённых Штатов. Но ведь и детище Хеннинга Куре и Арне Стенби с художником-иллюстратором Петером Мадсеном увидело свет достаточно давно. Цикл «Вальгалла» начали публиковать в датской газете Politiken ещё в 1978-м, а со следующего года выходили из печати отдельные альбомы. Причём поклонники в один голос отмечали влияние не столько «марвелловской» печатной продукции, сколько наследия европейских коллег, прежде всего – родом из Бельгии (имеются в виду создатели Астерикса с Обеликсом и Тинтина). Это важно! К слову, о том, каким широким спросом оригинальное произведение пользовалось у соотечественников, можно косвенно судить по появлению первой, анимационной киноверсии. Для работы над «Вальгаллой» /1986/ Мадсен пригласил мастера из-за океана, Джеффри Джеймса Вараба, а общий бюджет в DKK40 млн. на тот момент оказался абсолютным рекордом для национальной киноиндустрии. Тогда, несмотря на успех в кинопрокате, затраты компенсировать не удалось (киностудию Swan Film Production A/S постигло банкротство). Даже новая, игровая экранизация обошлась дешевле – в DKK34,3 млн., для чего потребовалось объединить усилия представителям четырёх стран. Но ведь Фенар Ахмад явно питал серьёзные амбиции. Неординарное, скажем так, происхождение (1) постановщика, уже успевшего зарекомендовать себя двумя картинами разных жанров, не считая нескольких короткометражек, не помешало ему взвалить на свои плечи ответственную миссию – вернуть нещадно эксплуатируемых «фабрикой грёз» персонажей в родную культурную среду. Насколько это удалось? Пожалуй, удалось. С первых же кадров погружаешься в атмосферу не кинокомикса, а старого доброго фэнтези (вроде «Конана-варвара» /1982/ или «Легенды» /1985/) – с поправкой на специфику северной мифологии, вдохновлявшей брутальных викингов. За основу сценария взят самый первый том детища датчан, старавшихся в свою очередь обращаться с исходным материалом не слишком вольно. Тор в исполнении Роланда Мюллера (кстати, известного и по ролям в американских лентах, например, по партиям Бремовича во «Взрывной блондинке» /2017/, Кореса Боты в «Небоскрёбе» /2018/) имеет мало общего с дерзким хемсвортским бунтарём, удачно вписавшимся в программу «Инициатива Мстителей». Теперь это – умудрённый опытом (суровый, но справедливый) ас, волей случая заглянувший в Мидгард и нашедший пристанище в хижине простых смертных. Так уж получилось, что юный Тьёльфе, поддавшись соблазну и ослушавшись могучего гостя, поступает в услужение (практически становится рабом!) к обитателям Асгарда, да за ним ещё и увязывается маленькая Рёсква. Но ведь в нашем необъятном мире, как известно, не происходит ничего просто так… Брат с сестрой не могли и помыслить, что попадут в эпицентр великой схватки с ётунами – великанами, мечтающими узурпировать власть. Ахмад избрал более мрачную стилистику, чем в пронизанном юмором оригинале, и даже отдельные шутки звучат грубовато. И всё-таки с первых же кадров чувствуется, что картина адресована зрителям младших возрастов. Могущественные боги, не позволяющие невольникам даже разговаривать в пышных чертогах, и не подозревают, что судьба трёх миров зависит от юной гостьи. Путешествие в Асгард, а затем и высвобождение Тьёльфи с Рёсквой из заточения – всё это происходит по канонам детско-подросткового приключенческого кинематографа, традиции которого в Дании (наряду со Швецией и в меньшей степени – с Норвегией) чрезвычайно богаты. Причём если первая половина повествования может показаться по нынешним меркам не слишком динамичной, перегруженной диалогами, то с момента бегства отважных детей – события заметно ускоряются. А, скажем, эпизод схватки в лесу с исполинским (согласно пророчеству, грозящим вырасти настолько большим, что проглотит солнце) волком и кульминационная сеча порадовали достойными спецэффектами, пусть и не совсем на уровне заокеанских блокбастеров. Как бы то ни было, датчане предприняли неплохую попытку отстоять свою культурную идентичность в противоборстве с «великанами» иного рода – голливудскими кинокомпаниями. Впрочем, главная битва ведётся в иной плоскости – это битва идей, битва разумов. Для той же кинопродукции под брендом Marvel Comics характерны (по крайней мере в её лучших образчиках) не только изобретательные драматургические решения, но и попытки затронуть некие актуальные, притом вполне философские, вопросы. Режиссёр с соавтором по написанию сценария Адамом Аугустом это прекрасно понимали – и рискнули противопоставить новомодным постмодернистским тенденциям опору на древнюю, уходящую корнями в легенды философию. «Вальгалла: Рагнарёк» – суть рассказ о превратностях судьбы и о том, что, прежде чем вернуться домой, необходимо выдержать все ниспосланные свыше испытания: только так и найти персональное предназначение. На поверку обычная крестьянская девочка может оказаться долгожданным дитя света – той, кто несёт надежду на спасение. Могучий бог грома и дождя пасует перед всесильным роком, который тем не менее ничего не в состоянии поделать со всяким, кто взял судьбу в свои руки. Впереди – ещё много приключений (на текущий момент вышло пятнадцать томов комиксов!), хотя вероятность появления продолжений, конечно, зависит от того, насколько тепло зрители примут нового, европейского Тора. _______ 1 – Будущий творец родился в 1981-м году в Чехословакии в семье выходцев из Ирака; переехал вместе с родителями в Данию в пятилетнем возрасте.