Демарш крупнейших заокеанских кинокомпаний, заявивших о нежелании демонстрировать в РФ свои фильмы в течение неопределённого срока (1), ещё можно понять: на российский рынок, хотя и не являющийся маленьким, приходится не такая уж внушительная доля общего объема выручки. На самом-то деле куда удивительнее, что аж пятый (пятый!) фильм Кинематографической вселенной Marvel не допускается до киноэкранов Китайской Народной Республики, кинопромышленность которой настолько окрепла (в финансовом, технологическом и творческом отношениях), что почти не нуждается в копродукциях с Западом. Мало того, диснеевское руководство проявило принципиальность, отказавшись вырезать всего двенадцать секунд хронометража (кадры с воспоминаниями мисс Чавес о её погибших «двух мамах»), чтобы избежать запрета в Саудовской Аравии. Конечно, в данном конкретном случае ажиотаж зрителей (как в национальном кинопрокате, так и за рубежом: от Европы с Азией до Латинской Америки) оказался достаточным, чтобы окупить огромные производственные и маркетинговые расходы, но… Но в очередной раз отмечаешь про себя, что грандиозный (возможно, наиболее грандиозный за всю историю «фабрики грёз») киноцикл продолжает справно осуществлять – наряду с чисто коммерческими – «политические» функции. И ещё неизвестно, что для продюсеров важнее!
Разумеется, здесь не следует ударяться в крайность, загодя формулируя тезис о низком художественном уровне подобных произведений. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» свидетельствует, наоборот, о том, что привлечение ведущих профессиональных кадров приводит к ожидаемо высоким результатам – стимулирует создание произведений, далеко не тривиальных по мысли, не говоря уже про яркую, запоминающуюся форму. В конце концов не все разделяют скептическую точку зрения Мартина Скорсезе. Даже если ограничиться обозначенным выше (идеологическим) аспектом, возникновение персонажа с «говорящим» именем воспринимается отнюдь не однозначным. Так вот какой кинематографисты видят современную Америку! Девочкой-подростком, воспитанной парой женщин, обладающей феноменальными сверхъестественными способностями, но совершенно не контролирующей свою силу. Собственно, она потому и становится объектом охоты со стороны Ванды Максимофф, вернувшейся к амплуа Алой Ведьмы. Проблема видится столь основательной, что доктор Стрэндж (правда, из другого измерения) решается на отчаянный шаг – физически уничтожить её, лишь бы колоссальным потенциалом не овладел враг. Конечно, хеппи-энд неминуем, но… сеанс наверняка заронит сомнения в сознание в том числе ярых патриотов Соединённых Штатов.
С одной стороны досадно, что Скотт Дерриксон отдал предпочтение иному замыслу (мистическому триллеру «Чёрный телефон» /2021/). Но с другой… В сравнении с его «Доктором Стрэнджем» /2016/ фильм с интригующим подзаголовком «В мультивселенной безумия» кажется всё-таки менее серьёзным и пафосным, хотя и позиционируется первым в КВМ полноценным хоррором. Сэм Рэйми не был бы самим собой, если б не насытил повествование элементами «чёрного юмора». Особую радость почитателям творчества режиссёра доставит камео актёра-талисмана Брюса Кэмпбелла, отметившегося в обличии уличного торговца пиццами в форме шариков, наказываемого залётным магом за излишне настойчивое требование заплатить за еду (что, по словам Чавес, вообще-то является редкостью). Под занавес возникают и привычные для него образы «зловещих мертвецов», норовящих затащить в ад того, кто посмел заглянуть в Даркхолд – книгу, содержащую примерно такие же запретные знания, что и Некрономикон. А ещё мастер оказался не против подпустить шпильку Человеку-пауку, поскольку поведал о судьбе Питера задолго до того, как тинэйджер стал подопечным бывшего нейрохирурга по имени Стивен.
Дерриксон, помнится, поразил воображение картинами динамически трансформирующейся окружающей реальности – искажённого до неузнаваемости (в так называемом Зеркальном измерении) привычного урбанистического пейзажа. Рэйми и сценарист Майкл Уолдрон пошли дальше. Вынесенный в название мотив, правда, был остроумно обыгран ещё в историях того же Паркера (и в рисованном «Человеке-пауке: Через вселенные» /2018/, и в игровом «Человеке-пауке: Нет пути домой» /2021/), но такой глубины – точно не достигал. Местами закрадывается подозрение, что, если б не выделенные на производство $200 млн., Сэм позволил бы себе не меньше вольностей и эстетического хулиганства, чем объединившиеся в тандем Дэниел Шайнерт и Дэн Кван, выдвинувшие анархистский лозунг «Всё везде и сразу». Чавес хотя бы поднаторела в перемещениях по Мультивселенной, от доктора Стрэнджа же – требуются изрядные усилия, дабы пообвыкнуть в новой обстановке. Да и не так-то просто внутренне принять тот факт, что где-то существуют «другой ты» и другой «другой ты», вроде бы думающие схоже, тоже любящие Кристину Палмер, искренне старающиеся бороться со злом, однако совершившие роковые ошибки. Но что тут поделаешь?
Бесчисленная армия «марвеловских» фанатов получила ни с чем не сравнимое удовольствие от встречи с членами основанного на Земле-838 тайного общества Иллюминатов, куда входят знакомые личности, но в чуть отличающихся ипостасях. Нашлось почётное место даже профессору Чарльзу Ксавьеру, причём в исполнении сэра Патрика Стюарта, который только и рискнул поверить залётному Стивену. И если Элизабет Олсен нашла не слишком выразительные, на мой взгляд, краски для характера Ванды, не устоявшей перед зовом материнского инстинкта и порабощённой Даркхолдом, то Бенедикт Камбербэтч – грамотно уходит от плоских, примитивных трактовок мотивации поступков своего персонажа. Его актёрский талант пригодился в полной мере в кульминации, когда рефлексирующий мудрец, прекрасно сознавая опасность, тем не менее решается на прогулки в сновидениях. В пику великому испанскому драматургу Педро Кальдерону де ла Барка, уверявшему, что «жизнь есть сон», наши современники настаивают: сон есть жизнь – только в параллельных мирах, где разум достаточно могущественного колдуна (мага, ведьмы) способен подчинять чужие тела. А если понадобиться, то и становиться зомби.
Сэм Рэйми, не желавший возвращаться к кинокомиксам после не очень лестного приёма «Человека-паука 3: Врага в отражении» /2007/, вряд ли лукавил, заверяя, что фильм про доктора Стрэнджа стал самым сложным проектом за долгую карьеру. Но причина кроется, надо полагать, не только в производственно-технических трудностях, благо возможности специалистов по компьютерной графике позволяют реализовать почти любые фантазии кинематографистов. В лучших блокбастерах зрелищный и идеологический аспекты органично уживаются с философским посылом, достаточно витиеватым и неординарным, чтобы отразить текущее положение вещей по эту сторону кинополотна. Многие ли возьмутся спорить с авторами, прозрачно намекающими, что повседневная жизнь, ещё вчера казавшаяся упорядоченной и логичной, напоминает существование в мультивселенной безумия?! Вопрос заключается в том, найдёт ли юная Америка столько силы воли, чтобы научиться контролировать дар, тренируясь под наставничеством Верховного мага Вонга? Тем временем Стивен займётся решением других проблем.
_______
1 – «Мы будем принимать дальнейшие решения, основываясь на меняющейся ситуации», – говорится в официальном заявлении Walt Disney Studios.
8
,5
2022, США, Фэнтези
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Демарш крупнейших заокеанских кинокомпаний, заявивших о нежелании демонстрировать в РФ свои фильмы в течение неопределённого срока (1), ещё можно понять: на российский рынок, хотя и не являющийся маленьким, приходится не такая уж внушительная доля общего объема выручки. На самом-то деле куда удивительнее, что аж пятый (пятый!) фильм Кинематографической вселенной Marvel не допускается до киноэкранов Китайской Народной Республики, кинопромышленность которой настолько окрепла (в финансовом, технологическом и творческом отношениях), что почти не нуждается в копродукциях с Западом. Мало того, диснеевское руководство проявило принципиальность, отказавшись вырезать всего двенадцать секунд хронометража (кадры с воспоминаниями мисс Чавес о её погибших «двух мамах»), чтобы избежать запрета в Саудовской Аравии. Конечно, в данном конкретном случае ажиотаж зрителей (как в национальном кинопрокате, так и за рубежом: от Европы с Азией до Латинской Америки) оказался достаточным, чтобы окупить огромные производственные и маркетинговые расходы, но… Но в очередной раз отмечаешь про себя, что грандиозный (возможно, наиболее грандиозный за всю историю «фабрики грёз») киноцикл продолжает справно осуществлять – наряду с чисто коммерческими – «политические» функции. И ещё неизвестно, что для продюсеров важнее! Разумеется, здесь не следует ударяться в крайность, загодя формулируя тезис о низком художественном уровне подобных произведений. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» свидетельствует, наоборот, о том, что привлечение ведущих профессиональных кадров приводит к ожидаемо высоким результатам – стимулирует создание произведений, далеко не тривиальных по мысли, не говоря уже про яркую, запоминающуюся форму. В конце концов не все разделяют скептическую точку зрения Мартина Скорсезе. Даже если ограничиться обозначенным выше (идеологическим) аспектом, возникновение персонажа с «говорящим» именем воспринимается отнюдь не однозначным. Так вот какой кинематографисты видят современную Америку! Девочкой-подростком, воспитанной парой женщин, обладающей феноменальными сверхъестественными способностями, но совершенно не контролирующей свою силу. Собственно, она потому и становится объектом охоты со стороны Ванды Максимофф, вернувшейся к амплуа Алой Ведьмы. Проблема видится столь основательной, что доктор Стрэндж (правда, из другого измерения) решается на отчаянный шаг – физически уничтожить её, лишь бы колоссальным потенциалом не овладел враг. Конечно, хеппи-энд неминуем, но… сеанс наверняка заронит сомнения в сознание в том числе ярых патриотов Соединённых Штатов. С одной стороны досадно, что Скотт Дерриксон отдал предпочтение иному замыслу (мистическому триллеру «Чёрный телефон» /2021/). Но с другой… В сравнении с его «Доктором Стрэнджем» /2016/ фильм с интригующим подзаголовком «В мультивселенной безумия» кажется всё-таки менее серьёзным и пафосным, хотя и позиционируется первым в КВМ полноценным хоррором. Сэм Рэйми не был бы самим собой, если б не насытил повествование элементами «чёрного юмора». Особую радость почитателям творчества режиссёра доставит камео актёра-талисмана Брюса Кэмпбелла, отметившегося в обличии уличного торговца пиццами в форме шариков, наказываемого залётным магом за излишне настойчивое требование заплатить за еду (что, по словам Чавес, вообще-то является редкостью). Под занавес возникают и привычные для него образы «зловещих мертвецов», норовящих затащить в ад того, кто посмел заглянуть в Даркхолд – книгу, содержащую примерно такие же запретные знания, что и Некрономикон. А ещё мастер оказался не против подпустить шпильку Человеку-пауку, поскольку поведал о судьбе Питера задолго до того, как тинэйджер стал подопечным бывшего нейрохирурга по имени Стивен. Дерриксон, помнится, поразил воображение картинами динамически трансформирующейся окружающей реальности – искажённого до неузнаваемости (в так называемом Зеркальном измерении) привычного урбанистического пейзажа. Рэйми и сценарист Майкл Уолдрон пошли дальше. Вынесенный в название мотив, правда, был остроумно обыгран ещё в историях того же Паркера (и в рисованном «Человеке-пауке: Через вселенные» /2018/, и в игровом «Человеке-пауке: Нет пути домой» /2021/), но такой глубины – точно не достигал. Местами закрадывается подозрение, что, если б не выделенные на производство $200 млн., Сэм позволил бы себе не меньше вольностей и эстетического хулиганства, чем объединившиеся в тандем Дэниел Шайнерт и Дэн Кван, выдвинувшие анархистский лозунг «Всё везде и сразу». Чавес хотя бы поднаторела в перемещениях по Мультивселенной, от доктора Стрэнджа же – требуются изрядные усилия, дабы пообвыкнуть в новой обстановке. Да и не так-то просто внутренне принять тот факт, что где-то существуют «другой ты» и другой «другой ты», вроде бы думающие схоже, тоже любящие Кристину Палмер, искренне старающиеся бороться со злом, однако совершившие роковые ошибки. Но что тут поделаешь? Бесчисленная армия «марвеловских» фанатов получила ни с чем не сравнимое удовольствие от встречи с членами основанного на Земле-838 тайного общества Иллюминатов, куда входят знакомые личности, но в чуть отличающихся ипостасях. Нашлось почётное место даже профессору Чарльзу Ксавьеру, причём в исполнении сэра Патрика Стюарта, который только и рискнул поверить залётному Стивену. И если Элизабет Олсен нашла не слишком выразительные, на мой взгляд, краски для характера Ванды, не устоявшей перед зовом материнского инстинкта и порабощённой Даркхолдом, то Бенедикт Камбербэтч – грамотно уходит от плоских, примитивных трактовок мотивации поступков своего персонажа. Его актёрский талант пригодился в полной мере в кульминации, когда рефлексирующий мудрец, прекрасно сознавая опасность, тем не менее решается на прогулки в сновидениях. В пику великому испанскому драматургу Педро Кальдерону де ла Барка, уверявшему, что «жизнь есть сон», наши современники настаивают: сон есть жизнь – только в параллельных мирах, где разум достаточно могущественного колдуна (мага, ведьмы) способен подчинять чужие тела. А если понадобиться, то и становиться зомби. Сэм Рэйми, не желавший возвращаться к кинокомиксам после не очень лестного приёма «Человека-паука 3: Врага в отражении» /2007/, вряд ли лукавил, заверяя, что фильм про доктора Стрэнджа стал самым сложным проектом за долгую карьеру. Но причина кроется, надо полагать, не только в производственно-технических трудностях, благо возможности специалистов по компьютерной графике позволяют реализовать почти любые фантазии кинематографистов. В лучших блокбастерах зрелищный и идеологический аспекты органично уживаются с философским посылом, достаточно витиеватым и неординарным, чтобы отразить текущее положение вещей по эту сторону кинополотна. Многие ли возьмутся спорить с авторами, прозрачно намекающими, что повседневная жизнь, ещё вчера казавшаяся упорядоченной и логичной, напоминает существование в мультивселенной безумия?! Вопрос заключается в том, найдёт ли юная Америка столько силы воли, чтобы научиться контролировать дар, тренируясь под наставничеством Верховного мага Вонга? Тем временем Стивен займётся решением других проблем. _______ 1 – «Мы будем принимать дальнейшие решения, основываясь на меняющейся ситуации», – говорится в официальном заявлении Walt Disney Studios.