Фильм является экранизацией одноименного романа итальянского ученого, публициста и писателя Умберто Эко. Причем сам автор этого произведения был настолько не доволен его адаптацией, что больше никому не впредь не давал разрешения экранизировать свои романы, включая Стэнли Кубрика, который был заинтересован в постановке «Маятника Фуко». Как признавался впоследствии Эко, с отказом Кубрику он все-таки погорячился. В том же интервью писатель нехотя признал фильм «хорошим», уточнив, впрочем, что в сравнении с книгой он поверхностен и лишен многоплановости.В фильме имеется отсылка к автору первоисточника «Имени розы». Когда Уильям Баскервильский находит древнюю рукопись, то в ней отыскивается и комментарий некого Умберто из Болонии. Умберто Эко был профессором именно болонского университета, являющегося старейшим вузом Европы.Имя самого Уильяма Баскервильского, в свою очередь, является явным намеком на его книжный прототип – легендарного сыщика Шерлока Холмса, а одним из наиболее известных дел британца было расследование дела о собаке Баскервилей. Помимо этого, между двумя персонажами имеются немало других пересечений. Так, оба никогда не были женаты, оба являются практиками дедуктивного метода, и даже имена ассистентов у них созвучны: Ватсон – у Холмса, Адсон – у Баскервильского. Наконец, у обоих сыщиков в наличии заклятые враги: профессор Мориарти – у Холмса, инквизитор Бернардо Ги – у Баскервильского.Написание сценария к фильму «Имя розы» потребовало без малого пяти лет напряженной работы, которую вели попеременно четыре сценариста. Всего было сделано 17 различных вариантов сценария.Не меньшую сложность вызвали поиски подходящего монастыря для натурных съемок. Создателями фильма было осмотрено в общей сложности более трехсот монастырей по всей Западной Европе. Ни один из них в итоге не устроил режиссера Жан-Жака Анно, который представлял себе убранство аббатство совсем иначе и выдвигал к нему особые требования. Потребовалось возведение нового монастыря – специально для съемок фильма.Отстроенный под нужды съемочного процесса монастырь оказался очень холодным, поэтому работа над фильмом оказалась серьезным испытанием для всех задействованных исполнителей. Съемки продлились девять месяцев.Некоторые интерьеры аббатства были сняты в настоящем монастыре – одном из старейших монастырей Германии «Клостер Эбербах» (Kloster Eberbach), что означает «Кабаний ручей». Расположен он в долине Рейн близ Висбадена, а был основан в 1116 году монахами-августинцами. Спустя 20 лет монастырь перешел под управление цистерцианцев и находился в их ведении до 1803 года.Монастырь Эбербах, чьи интерьеры пригодились для съемок фильма, славится изготовлением вина собственного сорта. В одном из каменных залов до наших дней дожили гигантские прессы, что по легенде навели Иоганна Гутенберга на мысль о возможности книгопечатания. Но даже если это и выдумка, то несомненно другое: именно с изобретением книгопечатания монахи Эбербаха лишились своей традиционной работы - переписывания книг, после чего главным доходом монастыря стало виноделие.Впоследствии в стенах монастыря Эбербах происходило разное: он успел побывать тюрьмой, военным госпиталем, а с 1998 года этот шедевр раннего средневековья находится в статусе музея. В подвале, при свечах, где монахи когда-то хранили в огромных бочках свою продукцию, и по сей день проводится дегустация марочных вин. После нее каждый посетитель может выбрать понравившийся ему сорт.Вместо скриптория – помещения, в котором монахи переписывали книги, была использована монастырская спальня дормиторий.Прежде чем роль Уильяма Баскервильского досталась Шону Коннери, на нее пробовалось и множество других прославленных актеров. В их числе Майкл Кейн, Роберт Де Ниро, Иен Маккеллен, Альберт Финни, Ричард Харрис.В середине 80-х карьера Шона Коннери переживала не лучшие дни. Творческий кризис и нужда вынудили шотландца даже вернуться к образу агента 007 для фильма «Никогда не говори «никогда»» (1983), с которым было покончено еще в 1971-м. Поэтому, когда стало известно, что Жан-Жак Анно настоял на кандидатуре Коннери, кинокомпания Columbia отказалась финансировать проект, опасаясь кассового провала. Его не случилось, а сам Коннери за роль Уильяма Баскервильского удостоился премий BAFTA и German Film Award. Участие в фильме «Имя розы» перезапустило карьеру Коннери, и вскоре последовали работы в культовом «Горце» (1986), а также в «Неприкасаемых» (1987). За роль в последней ленте шотландец получил «Оскар».После отказа студии Columbia продюсеру фильма Берндту Айчингеру пришлось частично продать здание, в котором располагалась его компания «Константин фильм», чтобы оплатить съемки.Как признавался в интервью Жан-Жак Анно, он был до глубины души потрясен антуражем во время съемок ночной сцены в лабиринте книгохранилища с участием Шона Коннери и Кристиана Слейтера. В тот момент, когда Адсон признается учителю, что влюбился в беднячку, а Уильям преподносит ему свое представление о любви, режиссер не мог заставить себя сказать «cut» («снято», что английском означает «резать, отрезать»), и поэтому молча изобразил руками ножницы.С участием Кристиана Слейтера, исполнившего роль Адсона, была снята постельная сцена, хотя актеру на тот момент было всего 15 лет. Партнершей оказалась 22-летняя Валентина Варгас, представшая в фильме безымянной нищенкой. По воспоминаниям Слейтера, впечатления от этого эпизода, страшного и стыдного одновременно, остались с ним на всю жизнь.Монашеская ряса Шона Коннери, которую он носил в фильме, была заказана в Марокко, и была изготовлена по всем правилам раннего средневековья, из некрашеной овечьей шерсти. Она получилась достаточно тонкой, и не спасала актера от холода в неотапливаемом монастыре.Сценарист киноленты Эндрю Биркин отметился в эпизодической роли монаха Катберта из Винчестера.Во время постановки фильма Хельмуд Квалтингер был уже неизлечимо болен и скончался спустя несколько часов после окончания съемок эпизодов с его участием. Актеру приходилось регулярно прерывать свои реплики из-за непрекращающихся болей.Федор Шаляпин-мл., сын знаменитого оперного певца Федора Шаляпина исполнил в фильме роль библиотекаря Хорхе Бургосского. Умберто Эко объяснил, что этот намек на аргентинского писателя Борхеса далеко не случаен: «Слепец плюс библиотека, как ни крути, дают в сумме гения».Роль Хорхе должна была достаться Джону Хьюстону, но он отказался.Съемки эпизода с пожаром в библиотеке едва не окончились трагедией, когда на Федора Шаляпина-мл. упала настоящая дубовая балка.
Отзывы