Жора Крыжовников – это творческий псевдоним. Зовут режиссёра Андрей Николаевич Першин. И абсолютно все на съёмочной площадке обращались к нему Андрей Николаевич. Также, по введенному режиссёром правилу, по имени-отчеству и на Вы съёмочная группа общалась между собой.Съёмки фильма начались в марте 2019 года на Байкале, природа которого настолько уникальна, что показать её на экране можно только благодаря реальным кадрам со знаменитого озера. А весь Иркутск, в котором разворачивается действие фильма, снимался в Москве. В том числе и летом, тогда как большинство событий фильма происходят зимой. А из-за невероятно теплого декабря все натурные объекты пришлось засыпать искусственным снегом.По словам Вита Корниенко съёмки на Байкале оказались для неё самыми трудными: «Очень сложно было на льду удержать траекторию движения и не вылететь из-за сильного ветра из кадра».Самой сложной сценой Аглая Тарасова называет сцену родов. «Было сложно это играть, поскольку я сама еще не рожала. В какой-то момент у меня даже начало темнеть в глазах из-за сбивающегося дыхания.» - признается актриса.Со многими коллегами по съёмочной площадке фильма «Лёд 2» Вита уже работала в сериале «Звоните ДиКаприо!», режиссером которого был Жора Крыжовников. Также Вита играла дочку героини Юлии Хлыниной в фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Василия Чигинского, а в сериалах «Чужая дочь» Сергея Газарова и «Чернобыль» Алексея Мурадова экранной мамой Виты была Надежда Михалкова. «В первом фильме «Лёд» у нас с Сашей Петровым был один поцелуй, – рассказывает также Аглая Тарасова. – А тут почти на каждой смене мы целовались по 12 часов подряд». А для Сергея Лавыгина самым непростым моментом в съёмках оказалась борода. «Это щетинистая субстанция, которая очень колется, сковывает артикуляцию, но, прежде всего, мешает есть: нужно было приловчиться, чтобы усы не падали в борщ и в бороде не застревали крошки, – делится Сергей Лавыгин. – К тому же её наклеивание занимало каждый день два часа. Поэтому во время грима я развлекал девочек-гримёров как мог, читая разные интересные заметки, вроде, «100 любопытных фактов о России».Фильм «Лёд», вышедший в 2018 году, превзошел ожидания даже его создателей, став настоящим народным кинохитом. Поэтому не удивительно, что история любви Нади Лапшиной и Саши Горина, в исполнении Аглаи Тарасовой и Александра Петрова, требовала продолжения. «Для меня «Лёд» – особенный фильм, я к нему очень тепло отношусь. И хотя история там закончилась и закончилась хорошо, мне казалось, что если найти что-то новое, что-то парадоксальное, то зрительская любовь к этим героям вновь должна сработать, – говорит продюсер картины Михаил Врубель. – При этом у нас были схожие с другими авторами фильма мнения, что если этого «что-то» мы не находим, то делать просто сиквел ради сиквела не будем». «Идею сиквела мы вынашивали долго, было миллион вариантов. Нам хотелось найти что-то, что будет, с одной стороны, продолжать нашу историю, а с другой – не станет ее калькой. И это оказалось самым сложным, – рассказывает автор сценария Андрей Золотарев. – А потом, в какой-то момент кому-то из нас (всегда сложно найти «отца победы») пришла в голову радикальная мысль, драматичный сюжетный поворот, который сначала всех испугал, а потом привел в восторг… Я до сих пор считаю, что это было чуть ли не единственной возможностью вдохнуть жизнь в проект и сделать его не менее самостоятельным и интересным, чем первая часть». «Я категорически отказывался делать сиквел «Льда», – говорит продюсер фильма Александр Андрющенко. – Всегда гораздо проще придумать новую оригинальную историю, чем работать над продолжением. Тем более что история казалась мне законченной. Миша Врубель полгода всячески уговаривал меня подумать над продолжением, и на одной из таких встреч к нам в голову пришла неожиданная идея, которая, на мой взгляд, делала сиквел сильным, новым и, главное, самостоятельным произведением. С этой минуты все понеслось с огромной скоростью. И через 3 месяца у нас уже был первый хороший драфт». «Конечно, я была очень рада, что эта история продолжается, я люблю этот проект и свою героиню - рассказывает Аглая Тарасова. – Но, когда речь идет о сиквеле, всегда есть страх, что он получится слабее, хуже, что мы разочаруем зрителя и разочаруемся сами». «А когда продюсеры раскрыли мне сюжет, я сначала подумала, что онишутят, но потом поняла, что, возможно, это единственно правильный выход. Наша сказка была закончена, и зрителю не было бы так интересно наблюдать за простым семейным счастьем этой пары, чем за теми обстоятельствами, которые последуют после неожиданного сюжетного поворота. И благодаря ему картинку можно будет воспринимать как отдельное кино». «Саша Петров был против сиквела. Первое, что он сказал после премьеры «Льда»: «Вообще не думайте, мы вторую часть даже обсуждать не будем», – вспоминает Михаил Врубель. – Но когда у нас появилась идея фильма «Лёд 2», мы пришли к Петрову со словами: «Ты послушай нас просто сначала, а потом решишь». Рассказали ему, и он сразу сказал: «Да». Если бы Саша не согласился, никакого фильма бы не было».После того, как первый вариант сценария был готов, продюсеры обратились к Жоре Крыжовникову за экспертной оценкой материала. «Мы попросили Жору Крыжовникова прочитать сценарий для того, чтобы услышать его комментарии. Мы к нему, как к драматургу, относимся с большим пиететом, и нам была важна его реакция», – поясняет продюсер Михаил Врубель. «Мы так часто делаем – обмениваемся мнениями, помогаем друг другу, – продолжает продюсер фильма Александр Андрющенко. – Он прочитал, и сценарий ему понравился. А дальше, практически в шутку, я предложил ему снять эту историю. И тут всё завертелось». «Разумеется, как только Жора взял на себя режиссуру фильма, сценарий пришлось переписывать уже вместе с ним и под него. Потому что у него есть свое видение, свои требования к достоверности истории, своё понимание жанра. Мы уже работали с большими художниками. Каждый из таких режиссёров – уникален. И каждый из них требует своего уникального подхода к работе». «С Жорой мы общались в школе «Индустрия», где оба преподаем. И это для меня было бесценным опытом. Всегда стараюсь попасть к нему на лекции, когда есть такая возможность, – рассказывает автор сценария Андрей Золотарёв. – И я дико рад, что он с нами. Это большое счастье – работать с режиссёром, который знает, чего хочет». «Работали по идеальной схеме: сначала все собрали по кубикам, написали подробно со всеми диалогами, а потом все это разобрали обратно по молекулам и начали собирать заново. Долго, тщательно, кропотливо, останавливаясь на каждой реплике и каждом слове, – продолжает Андрей Золотарёв. – У каждого персонажа уже был понятный «голос», и каждый, попав в новую ситуацию, тащил её туда, куда вёл его характер – это, конечно, в чём-то упрощало жизнь, но именно эта определённость и заставляла более ответственно подходить к созданию «большой структуры» сценария. Мы сто раз переписывали одно и то же, чтобы найти самое интересное решение, потому что герои часто сами утаскивали нас туда, куда мы и не думали заходить. Это проблема всех ярких персонажей: они тащат тебя за собой, несмотря на сопротивление. Это очень долго, но, как ни странно, невероятно увлекательно. Наверное, это лучшая часть работы – пересобирать историю в диалоге с продюсерами и режиссёром». «Жора очень тонко чувствует комедию и драму и умеет их комбинировать. Его кредо – идти за историей, обострять, смотреть, куда она выведет, – говорит креативный продюсер Алина Тяжлова. – Это всё дало нам возможность сделать сиквел чуть другим – сильнее, эмоциональнее, сентиментальнее. И в то же время оставить всё то, что так понравилось в первой части».«Фильм «Лёд 2» должен быть совсем другим фильмом, с другой энергией. И я сильно переживал на тему того, кто же займет кресло режиссёра, – признается Александр Петров. – А когда узнал, что это будет Жора Крыжовников, расслабился полностью, потому что он именно тот человек, который может вывести историю на новый уровень». «Это уже наш второй совместный проект, и мне с Жорой очень удобно работать. Я ему полностью доверяю и являюсь пластилином в его руках, – продолжает Александр Петров. – Он всё знает, всегда подскажет, покажет, направит. Это великое счастье для любого артиста работать с таким режиссёром». «С Жорой мы были знакомы, но никогда не работали вместе – делится Аглая Тарасова. – И так как я досталась режиссёру вместе с проектом, мне очень хотелось иметь ощущение, что он рад нашему сотрудничеству так же, как и я. Поэтому первый день на съемочной площадке был для меня волнительным. Но уже вечером Жора подошёл и сказал, что ему очень жалко, что у нас так немного совместных съёмочных смен. Было очень приятно. Жора всегда помогал нащупать какие-то интересные нюансы, которые сам можешь иногда не видеть, не замечать». «Это моя первая встреча с этим режиссёром. «Он настоящий капитан корабля», —говорит Мария Аронова. – Счастье, когда режиссёр готов к диалогу, когда знает, что он хочет, когда мягко, совершенно не обижая тебя, не ломая тебя, не делая тебе каких-то не этичных замечаний, выводит на ту дорогу, на которую хотел тебя вывести изначально. Жора Крыжовников очень талантливый, с моей точки зрения, человек. Он всегда хвалит, но всегда добивается своего». «Жора Крыжовников очень образованный, начитанный, с большим опытом, и не похожий ни на кого режиссёр. Он умеет как-то незаметно, очень деликатно вести тебя в том направлении, в котором ему нужно, – рассказывает Надежда Михалкова. – Мне было интересно работать с ним, наблюдать за его методикой и отдельным подходом к каждому артисту». «С Жорой мне посчастливилось поработать на проекте «Звоните ДиКаприо!». Это незабываемый режиссёр, с необыкновенным подходом. Он всегда в хорошем настроении и с ним очень легко и комфортно!» – признается Вита Корниенко.В фильме «Лёд 2» вновь собрался мощнейший актерский состав. К артистам из первой картины: Аглае Тарасовой, Александру Петрову, Марии Ароновой присоединились Надежда Михалкова, Юлия Хлынина, Сергей Лавыгин и юная актриса Вита Корниенко. Девятилетняя Вита Корниенко сыграла дочь Нади Лапшиной и Саши Горина Надю. «Первый «Лёд» – красивый и романтичный фильм. Я пересматривала его несколько раз, и каждый раз плакала. Кастинг в сиквел на роль Нади был огромный, было очень много детей, – вспоминает Вита Корниенко. – И когда я узнала, что меня утвердили, наверное, была самым счастливым человеком в тот момент. Мне кажется, все соседи слышали, как я визжу и прыгаю от восторга». «К тому же это спортивный фильм, где можно было проявить себя и одновременно попробоваться в новом образе, научиться новому, – продолжает Вита. – А когда я узнала, что вторую часть будет снимать Жора Крыжовников, мне захотелось попробовать свои силы ещё больше, так как я уверена, что он сделает очень хорошее кино!» Подготовка Виты к съемкам проходила плотно. До этого проекта она никогда профессионально не занималась спортом, поэтому с первых дней начала усиленно приводить себя в спортивную форму: ежедневно отжималась, делала упражнения на нужные мышцы, развивала координацию, растягивалась и параллельно занималась с тренером на льду. «Фигурное катание очень красивый вид спорта. Сама же я раньше на коньках едва ползала. Поэтому в самом начале было тяжело морально, так как я понимала, что это еще и очень травмоопасный вид спорта. Любая серьёзная травма – и я выпадаю из проекта. А выкладываться нужно было на двести процентов, несмотря ни на что, – признается Вита. – Ещё было сложно на начальном этапе ложиться в складочку и сидеть в шпагатах, так как я была совсем не растянута. У меня было несколько тренеров, но последние несколько месяцев меня тренировал большой профессионал своего дела, Наташа Фартушина. Это ей я обязана моими шпагатами, хореографией, различными прыжками и элементами фигурного катания». «Мне очень повезло, что в фильме «Лёд 2» я играю с такими людьми, как Александр Петров, Мария Аронова, Надежда Михалкова, Юлия Хлынина. Все четверо мне уже, как родные, – рассказывает Вита. – Я уже давно всех знаю, кроме Марии Валерьевны, с которой мы познакомились на этом проекте. Мария Валерьевна, как настоящий друг: надёжный, всегда поддержит. А ещё она делилась со мной разными актерскими секретиками, что для меня очень ценно». «Я впервые видела, чтобы дети так работали. Чтобы ребёнок так готовился к определенному дублю, чтобы так раскручивал себя на эмоцию, по-настоящему плакал, был настолько готов к съёмке, – восхищается девочкой Мария Аронова. – И на съемках я всегда обнимала её и жала её руку со словами «Здравствуйте, коллега!» или «До свидания, коллега!». И я не кривлю душой: Вита действительно стала очень мною уважаемым человеком на площадке». «С Надей Михалковой мне по-домашнему тепло, мы знакомы уже пять лет. С Юлей Хлыниной мне легко в общении: она любит шутить, я тоже, – продолжает Вита. – А Саша! Про Сашу Петрова я могу говорить очень-очень много. Я его обожаю! С ним я себя чувствую на одной волне, мне с ним безумно комфортно. Мне кажется, что у нас с ним похожая энергетика. Я чувствую его настроение, а он мое. Он улавливает и продолжаем мои действия, даже, если мы находимся не рядом на площадке». «Виту нельзя назвать начинающей актрисой, она уже матёрая, не смотря на свой юный возраст, – говорит Александр Петров. – Мы вместе снимались в сериале «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова и вместе вели «Кинотавр», и я просто поражен её профессионализмом, тем, как работает эта маленькая девочка, насколько чётко она всё знает, насколько она вовлечена и включена в процесс. Она очень талантливая. И я бы хотел быть ее ангелом-хранителем и оберегать её и после фильма. Я надеюсь, наша дружба с ней продолжится».Актрису на роль социального работника Ани искали долго. И когда, наконец, возникла кандидатура Надежды Михалковой, оказалось, что артистка уехала в отпуск с детьми и на связь выходить отказалась. «Я пообещала детям целый месяц провести только с ними и не заниматься никакой работой, – рассказывает Надежда Михалкова. – Но мой агент Оля мне всё-таки позвонила, сказала название проекта, перечислила команду, и мне, как человеку творческому, естественно, стало интересно. В общем, мне прислали описание героини и попросили записать самопробы. Это было очень смешно. Моя сестра Аня меня снимала и сама говорила текст за Сашу Петрову, да с такой великолепной подачей, что мы шутили, что Аня «подсидит» Сашу Петрова в этом фильме и отберёт его роль. Эти самопробы мы писали дня три: то дети приходили в кадр и звали купаться, то было уже слишком темно, и ничего не было видно, то камера тряслась из-за Аниного смеха и выходило всё криво-косо. Но в итоге всё получилось. И после отпуска я отправилась на съёмки». «У меня было полное ощущение, что я смотрела первый фильм, потому что моя дочь Нина смотрела его раз пятьсот, особенно финальные сцены, – продолжает Надежда Михалкова. – Но когда поступило предложение сыграть во второй части, я поняла, что не знаю о чём кино-то. И посмотрела его в самолёте по пути в Москву. Фильм мне понравился, но «Лёд 2» – это совсем другое кино. И это здорово! Мне кажется, это очень хороший ход, чтобы привлечь новых зрителей и не разочаровать тех, кто смотрел первый фильм. Вторые части всегда бесконечно сравнивают. А когда это отдельная самостоятельная единица, это намного лучше». «Моя героиня Аня – социальный работник. Режиссёр ее видит очень хорошей, искренней, светлой девушкой, которая честно пытается выполнять свою работу, но при этом старается помочь человеку, который, нарушая определенные правила, никак не может получить своего счастья. Чем-то она мне напомнила девушку-адвоката из «Мимино», – говорит Надежда Михалкова. – У нас с Сашей Петровым и вне кадра сложились отношения, похожие на те, что у наших героев. Мы с ним совершенно разные по темпераменту: он шпарит, а я гашу. Но при этом на одной волне юмора. Мы с ним очень подружились».Поиск артистки на роль Риты также занял много времени. А когда появилось предложение попробовать Юлию Хлынину, для многих это стало неожиданностью. «Самая светлая линия в сериале «Звоните ДиКаприо!» была именно у неё, а тут ей нужно было сыграть очень властную женщину, настоящую стерву, – поясняет Александр Петров. – Но у неё это очень убедительно получилось». «Я удивилась, когда мне предложили роль Риты, – признаётся Юлия Хлынина. – В «Звоните ДиКаприо!» мы с Жорой Крыжовниковым делали совсем другого персонажа: женственного, сердечного, тёплого. И вдруг – полная противоположность, просто злодейка какая-то. Она молодая, красивая, успешная, но сердце холодное. Это проявляется в диалоге, в манере общения, в её ценностях. У нее как будто чёрная дыра внутри, которая втягивает в себя все живое. Эта роль была у меня на сопротивлении. На последней смене я честно сказала, что мне было не просто её играть. Но и интересно». «И с Сашей Петровым, и с Жорой Крыжовниковым мы уже работали вместе. Я была наслышана про первый «Лёд», но к тому времени, когда шла на пробы, фильм не видела, – продолжает Юлия Хлынина. – После утверждения, конечно, посмотрела, чтобы увидеть музыкальную партитуру сценария, понять, как вокальные номера интегрированы в историю. Мне показалось это очень интересным, потому что в таком жанре я ещё не работала. И интересно было, как это сделает Жора со своим прекрасным подходом к материалу, полным юмора, иронии и глубины одновременно».Сергея Лавыгина в картину Жора Крыжовников пригласил лично. «Тогда ещё даже сценария не было, Жора предложил мне сыграть тренера по хоккею, и раскрыл некоторые основные повороты сюжета, – вспоминает Сергей Лавыгин. – Я сразу согласился. Мы давно дружим, много раз работали вместе, в разных форматах: в театре, на телевидении и в кино. Жора Крыжовников – настоящий мастер и работать с ним одно удовольствие». «Первый «Лёд» я посмотрел уже только ближе к концу съемок в фильме «Лёд 2»: как-то это кино мимо меня прошло. Но я знал, что это добрый музыкальный фильм, весьма успешный, пользующийся большим зрительским вниманием. И спортивный, – продолжает Сергей Лавыгин. – Спортивная тема мне не чужда. Я очень люблю хоккей, слежу за московским «Спартаком» и за нашей сборной, на арене бываю регулярно. Я и сам в детстве немножечко занимался хоккеем. Так что на коньках стоять умею. Но так как давно не пробовал, первое время была неуверенность, но потом вспомнились детские занятия, и на съемках всё было складно».В картине прозвучит шесть широко известных, любимых многими композиций: «Аллилуйя», «Нас не догонят», «Тополиный пух», «Прекрасное далеко», «Озеро надежды» и «Сансара». Песня Басты «Сансара» была выбрана в самом начале работы над проектом, когда Жора Крыжовников только читал первый вариант сценария, в котором его очень зацепила история отца и дочки. Александр Андрющенко: «Ещё на первой встрече с Жорой мы говорили о том, что «Лёд 2» надо снимать только в том случае, если мы найдем хороший музыкальный материал. Главное, что мы нашли ещё на этапе первого драфта — это кульминация истории, номер «Сансара». Как-то сразу был понятно, что это будет попадание, настоящий катарсис истории. Так оно и случилось. Остальные номера мы подбирали довольно долго. Но главное, чем мы руководствовались — это максимально широкий эмоциональный диапазон музыкального материала. В этом смысле вторая часть «Льда», наверное, гораздо более зрительское кино, если так можно выразиться». «В фильме «Лёд 2» мы докопались, как мне кажется, до глубинного ощущения хитов разных лет. И все они очень точно заняли свои места в сценарии. Мне здесь нравятся абсолютно все номера», – добавляет продюсер Михаил Врубель.Для свадьбы Нади и Саши была выбрана песня «Аллилуйя» из рок-оперы «Юнона и Авось». Для номера была построена специальная декорация, в которой зал бракосочетания превращается в каток. «Там нет графики. Это реальная декорация, которая неожиданно меняется, трансформируется. Бомбические ощущения! Прямо как у Кристофера Нолана в фильмах. Просто поразительно! – восторгается Александр Петров. – А еще Жора Крыжовников доверил мне самому петь. Я вообще петь люблю, но у меня нет слуха. Хотя мой педагог по вокалу говорила, что есть, просто его нужно развивать. Я ей очень благодарен. Мы много работали, пробовали, и когда записали, результат мне понравился. Я впервые пел, а не просто напевал что-то. Сам даже не ожидал от себя такого».Не менее интересная декорация была в номере Марии Ароновой, которая исполнила песню Аллы Пугачёвой «Озеро надежды». По сюжету её героиня приходит в квартиру, которая превращается в лабиринт и постепенно замерзает. Тем самым создавая образ одинокой взрослой женщины, у которой в сердце наступает зима. В этом случае декорацию пришлось не только изменять по ходу съемки сцены, но и снежить, замораживать. «Песню, которую я исполняю в этом фильме, исполняет человек недосягаемый, с моей точки зрения. Певица, с которой я лично знакома, и оценка которой для меня всегда очень важна, – делится Мария Аронова. – Когда ты внимательно начинаешь изучать то, как она поёт, и то, что я, в принципе, повторить ни при каких обстоятельствах не смогу, действительно в очередной раз убеждаешься в гениальности этой личности. Я горда, что хотя бы чуть-чуть, самую капельку прикоснулась к её творчеству».
Отзывы