Может прозвучать парадоксально, но известный итальянский певец и музыкант Лучано Лигабуэ свои проблемы со голосовыми связками и отмену нескольких десятков концертов промо-тура в поддержку концептуального альбома 2016 года "Made in Italy" смог превратить в итоге в полнометражный фильм, состоящий из метких зарисовок современной жизни на Апеннинах на основе уже изданного песенного материала. 59-летнего Лигабуэ сложно назвать новичком в кино, за его плечами, кроме "Сделано в Италии", есть еще две полноценные работы "От ноля до десяти" и "Радио Фреччиа", за которую он получил премию "Давид ди Донателло" за лучший дебют в режиссуре в 1999 году. Вне всяких сомнений, "Сделано в Италии" принадлежит к тем редким сентиментальным фильмам, где главный герой, обычный и ничем не выдающийся 50-летний итальянец с севера страны, еле-еле сводящий концы с концами, становится определенным индикатором проблем, которые постоянно накрывают находящееся в долгосрочном кризисе обществе. Ожидаемо проблемы Италии проецируются на личный кризис Рико (Стефано Аккорси, сериал "Молодой Папа", "Итальянская гонщица"), где есть место и изменам, и страху стать безработным, и желанию осуществить наконец-то те перемены, о которых главный герой мечтал столько лет. Самоирония Лигабуэ и его зарисовки из современной провинциальной жизни не претендуют на взятие новых вершин неореализма, но, тем не менее, крепко захватывают внимание и заставляют искренне переживать за судьбу этого моложавого мужчины и его ближайшего круга. За кажущейся легковесностью линейного повествования ленты, которая смотрится на одном дыхании, у автора скрываются намеки на философские обобщения, и он находит те верные акценты, которые позволяют ему говорить о родной стране как о макрокосмосе. Будучи итальянцем, Лучано Лигабуэ прекрасно понимает о чем ему нужно говорить с точки зрения глобальных обобщений. Он рассказывает действительно о многом, о том, что безработица и страх увольнения стали для Италии уже настолько обыденным делом, что люди покидают родные места и ищут работу в более стабильных европейских странах, что в экономике страны решающее слово имеют не заинтересованные в ее развитии бизнесмены, а огромные и обезличенные транснациональные корпорации, что жизнь стремительно дорожает и зарплаты в 1200 евро не хватает даже на самое необходимое. Поэтому "Сделано в Италии" имеет все признаки драмы о неудовлетворенности жизнью обычного человека, который честно трудится, но при этом стремительно движется в сторону нищеты, старается бежать от кризиса среднего возраста и пытается найти точку опоры в тех, кого он знает уже десятки лет, с кем вырос и с кем воспитывал своих детей.
Метафофоричность "Сделано в Италии" показывает страстное alter ego самого Лучано Лигабуэ и представляет Рико в качестве обычного рабочего, который трудится на фабрике по производству салями в небольшом городе Реджо. Свою работу герой Стефано Аккорси тихо ненавидит потому, что занимается одним и тем рутинным делом на протяжении уже трех десятков лет. Дома у Рико тоже не все гладко и его небольшой дом, где он живет вместе с красавицей Сарой (Касия Смутняк, "Не твоё тело", "Идеальные незнакомцы"), не выглядит полной чашей. У Сары есть любовник, о котором законный муж не только догадывается, но и сообщения от которого иногда видит в телефоне своей супруги. Но и главный герой тоже не прочь сходить на сторону, он тоже встречается с одной из сотрудниц своего коллектива, и об этом тоже давно уже всем известно. Взрослый сын этой четы, Пьетро (Тобиа Де Анжелис), талантливый парень, который хочет стать кинорежиссером, но не имеет тяги к перемене мест, поэтому хочет и дальше пестовать свой провинциальный талант на исторической родине. У Рико есть старые друзья, художник Карневале (Фаусто Мария Шиараппа, сериал "Имя розы", "Инферно") и коллега Макс (Уолтер Леонарди, "Суп дьявола", "Луна над Турином"), с которыми он обычно хорошо проводит время и попадает очень часто в разные истории. Герой Аккорси - прекрасный парень, но он отчаянно устал и понимает, что живет далеко не той жизнью, которой ему хотелось бы. Рико хочет плыть против течения, но не очень понимает, как это сделать и в определенный момент даже пытается покончить с собой, бросившись с моста в реку По. Он по определению, как мужчина, должен противостоять многочисленным проблемам на всех фронтах, однако и это у него получается с переменным успехом. Главный герой пытается дать своему браку второе дыхание и повторно разыгрывает свадьбу с Сарой и их друзьями на заброшенном литейном заводе. Тем не менее, герой Стефано Аккорси чувствует себя живущим под большим стеклянным колпаком, время от времени этот колокол звонит, и тогда Рико в очередной раз начинает трястись от ярости и несправедливости окружающего мира. Лигабуэ, который, очевидно, показывает экранную историю, давно требовавшую воплощения, показывает контрасты и рассказывает о жизни и ее контрастах, о взлетах и падениях любви, о принятии сложных и радикально меняющих жизнь решений, сопровождая это все огромным оптимизмом и верой в лучшее.
Может показаться, что "Сделано в Италии" и автор этой ленты Лучано Лигабуэ хотят поговорить об экзистенциальном кризисе, который одолевает и не дает спокойно жить главному герою, однако в первую очередь эта картина рассказывает об искренней и страстной любви режиссера к своей родной стране и тем людям, которые ее населяют. Они способны сообща преодолевать многие препятствия, объединяться и благодаря неукротимому духу идти с юмором навстречу всем испытаниям, которые посылает им жизнь. В фильме Лигабуэ нет супергероев, равно как нет и американизированных мифов, которые автор пытается привить на итальянскую почву. Грустные зрелые люди в качестве героев этой ленты вызывают намного больше симпатий, чем те, кто спасает мир и живет без страха и упрека. Характеры "Сделано в Италии" по-своему пытаются прийти к равновесию и достичь внутреннего баланса, и если для Рико в итоге эта ситуация становится входом в новую зону ответственности и началом работы в холодном Франкфурте, то для героини Касии Смутняк этим новым шансом становится долгожданная беременность и желание подарить этому миру новую жизнь, сделав Рико счастливым отцом и дав его пребыванию на этой планете новый мощный импульс. Из-за этого баланс Лигабуэ смещает в своей картине не в сторону разума, он голосует за чувства жителей Италии и ту замечательную красоту, которой так много в этой стране. Герои Аккорси и Смутняк принимают не самые очевидные решения, кажущиеся на первый взгляд импульсивными, и от этого фильм только выигрывает, в их действиях есть своя особая правда, которая не собирается разворачиваться по правилам всем знакомых клише и стереотипов. Сара в исполнении Касии Смутняк вызывает восхищение, это настоящий вулкан и настоящая женщина, способная на большие поступки и на большие чувства, она никогда не теряет блеска, и даже в тех сценах, которые переполнены безграничной болью, эта актриса переполнена внутренним достоинством. В отличие от своей жены, Рико склонен к тому, чтобы потерять свое лицо и свою идентичность, его начинающийся распад Лучано Лигабуэ выстраивает особо тщательно и поэтому дает этому характеру наиболее сложную сюжетную арку, в которой постоянно просматривается трагедия и сожаление бесцельно прожитой жизни. Автору нравится концентрироваться на видах Италии, состояниях духа своих персонажей и на их личных рассказах и ретроспективных отступлениях.
Оказывается интересным то, что Лучано Лигабуэ старается донести до зрителей "Сделано в Италии", и то, что он вскрывает со всей ответственностью. Для среднестатистического человека главной причиной его неудовлетворенности является не он сам, как это может показаться на первый взгляд, а общество, которое диктует ему правила и заставляет быть бесчувственным конформистом, тогда, возможно, найдется и хорошая работа в этом до предела заорганизованном мире, и немного времени для любви, и немного денег для поддержания своего существования. Причиной кризиса Рико можно назвать еще и ту стандартную, рутинную подпрограмму, которой он следовал еще со времен своей молодости в 80-х и которая в определенный момент начала давать сбои и выдавать неожиданные ошибки, способные приводить главного героя к нервным срывам, участию в авантюрах и немотивированной агрессии. Отнюдь не случайно, что увольнение героя Стефано Аккорси за то, что он избил одного из своих коллег по работе после неосторожного высказывания в адрес умершего Карневале, становится тем триггером, который погружает жизнь Рико в практически беспросветную тьму и безмолвие, в котором сливаются день и ночь. Главный характер не находит для себя ничего лучше, чем стать трудовым мигрантом и попытаться перезапустить свою жизнь вдали от родины, он очень любит ту страну, которую оставил, однако он не теряет надежды вновь вернуться в Италию, где его ждут любимая жена и сын. Лигабуэ формулирует эти внятные мысли и оказывается по-своему прав, не играя на заказном патриотизме, он показывает итальянца, которому дорога его родина и близкие люди, говорящие с ним на одном языке. Талант этого автора заключается в том, что он снимает кино не для критиков и синефилов, а для зрителей, оставаясь для публики простым и понятным парнем, хорошо понимающий свою публику и находящий для нее именно ту форму подачи, благодаря которой простота и красота родных итальянских мест становятся источником вдохновения для практически голливудской истории. Поэтому "Сделано в Италии" так просто и так быстро достигает своей цели, Лучано Лигабуэ остается искренним и прекрасно, без всякой расчетливости, знает по какому кратчайшему пути можно дойти до зрительских сердец, он знает, что рассказывает не претендующую на абсолютную истину историю и делает это с максимом отдачи душевных сил всей творческой группы.
6
,8
2018, Комедии
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Может прозвучать парадоксально, но известный итальянский певец и музыкант Лучано Лигабуэ свои проблемы со голосовыми связками и отмену нескольких десятков концертов промо-тура в поддержку концептуального альбома 2016 года "Made in Italy" смог превратить в итоге в полнометражный фильм, состоящий из метких зарисовок современной жизни на Апеннинах на основе уже изданного песенного материала. 59-летнего Лигабуэ сложно назвать новичком в кино, за его плечами, кроме "Сделано в Италии", есть еще две полноценные работы "От ноля до десяти" и "Радио Фреччиа", за которую он получил премию "Давид ди Донателло" за лучший дебют в режиссуре в 1999 году. Вне всяких сомнений, "Сделано в Италии" принадлежит к тем редким сентиментальным фильмам, где главный герой, обычный и ничем не выдающийся 50-летний итальянец с севера страны, еле-еле сводящий концы с концами, становится определенным индикатором проблем, которые постоянно накрывают находящееся в долгосрочном кризисе обществе. Ожидаемо проблемы Италии проецируются на личный кризис Рико (Стефано Аккорси, сериал "Молодой Папа", "Итальянская гонщица"), где есть место и изменам, и страху стать безработным, и желанию осуществить наконец-то те перемены, о которых главный герой мечтал столько лет. Самоирония Лигабуэ и его зарисовки из современной провинциальной жизни не претендуют на взятие новых вершин неореализма, но, тем не менее, крепко захватывают внимание и заставляют искренне переживать за судьбу этого моложавого мужчины и его ближайшего круга. За кажущейся легковесностью линейного повествования ленты, которая смотрится на одном дыхании, у автора скрываются намеки на философские обобщения, и он находит те верные акценты, которые позволяют ему говорить о родной стране как о макрокосмосе. Будучи итальянцем, Лучано Лигабуэ прекрасно понимает о чем ему нужно говорить с точки зрения глобальных обобщений. Он рассказывает действительно о многом, о том, что безработица и страх увольнения стали для Италии уже настолько обыденным делом, что люди покидают родные места и ищут работу в более стабильных европейских странах, что в экономике страны решающее слово имеют не заинтересованные в ее развитии бизнесмены, а огромные и обезличенные транснациональные корпорации, что жизнь стремительно дорожает и зарплаты в 1200 евро не хватает даже на самое необходимое. Поэтому "Сделано в Италии" имеет все признаки драмы о неудовлетворенности жизнью обычного человека, который честно трудится, но при этом стремительно движется в сторону нищеты, старается бежать от кризиса среднего возраста и пытается найти точку опоры в тех, кого он знает уже десятки лет, с кем вырос и с кем воспитывал своих детей. Метафофоричность "Сделано в Италии" показывает страстное alter ego самого Лучано Лигабуэ и представляет Рико в качестве обычного рабочего, который трудится на фабрике по производству салями в небольшом городе Реджо. Свою работу герой Стефано Аккорси тихо ненавидит потому, что занимается одним и тем рутинным делом на протяжении уже трех десятков лет. Дома у Рико тоже не все гладко и его небольшой дом, где он живет вместе с красавицей Сарой (Касия Смутняк, "Не твоё тело", "Идеальные незнакомцы"), не выглядит полной чашей. У Сары есть любовник, о котором законный муж не только догадывается, но и сообщения от которого иногда видит в телефоне своей супруги. Но и главный герой тоже не прочь сходить на сторону, он тоже встречается с одной из сотрудниц своего коллектива, и об этом тоже давно уже всем известно. Взрослый сын этой четы, Пьетро (Тобиа Де Анжелис), талантливый парень, который хочет стать кинорежиссером, но не имеет тяги к перемене мест, поэтому хочет и дальше пестовать свой провинциальный талант на исторической родине. У Рико есть старые друзья, художник Карневале (Фаусто Мария Шиараппа, сериал "Имя розы", "Инферно") и коллега Макс (Уолтер Леонарди, "Суп дьявола", "Луна над Турином"), с которыми он обычно хорошо проводит время и попадает очень часто в разные истории. Герой Аккорси - прекрасный парень, но он отчаянно устал и понимает, что живет далеко не той жизнью, которой ему хотелось бы. Рико хочет плыть против течения, но не очень понимает, как это сделать и в определенный момент даже пытается покончить с собой, бросившись с моста в реку По. Он по определению, как мужчина, должен противостоять многочисленным проблемам на всех фронтах, однако и это у него получается с переменным успехом. Главный герой пытается дать своему браку второе дыхание и повторно разыгрывает свадьбу с Сарой и их друзьями на заброшенном литейном заводе. Тем не менее, герой Стефано Аккорси чувствует себя живущим под большим стеклянным колпаком, время от времени этот колокол звонит, и тогда Рико в очередной раз начинает трястись от ярости и несправедливости окружающего мира. Лигабуэ, который, очевидно, показывает экранную историю, давно требовавшую воплощения, показывает контрасты и рассказывает о жизни и ее контрастах, о взлетах и падениях любви, о принятии сложных и радикально меняющих жизнь решений, сопровождая это все огромным оптимизмом и верой в лучшее. Может показаться, что "Сделано в Италии" и автор этой ленты Лучано Лигабуэ хотят поговорить об экзистенциальном кризисе, который одолевает и не дает спокойно жить главному герою, однако в первую очередь эта картина рассказывает об искренней и страстной любви режиссера к своей родной стране и тем людям, которые ее населяют. Они способны сообща преодолевать многие препятствия, объединяться и благодаря неукротимому духу идти с юмором навстречу всем испытаниям, которые посылает им жизнь. В фильме Лигабуэ нет супергероев, равно как нет и американизированных мифов, которые автор пытается привить на итальянскую почву. Грустные зрелые люди в качестве героев этой ленты вызывают намного больше симпатий, чем те, кто спасает мир и живет без страха и упрека. Характеры "Сделано в Италии" по-своему пытаются прийти к равновесию и достичь внутреннего баланса, и если для Рико в итоге эта ситуация становится входом в новую зону ответственности и началом работы в холодном Франкфурте, то для героини Касии Смутняк этим новым шансом становится долгожданная беременность и желание подарить этому миру новую жизнь, сделав Рико счастливым отцом и дав его пребыванию на этой планете новый мощный импульс. Из-за этого баланс Лигабуэ смещает в своей картине не в сторону разума, он голосует за чувства жителей Италии и ту замечательную красоту, которой так много в этой стране. Герои Аккорси и Смутняк принимают не самые очевидные решения, кажущиеся на первый взгляд импульсивными, и от этого фильм только выигрывает, в их действиях есть своя особая правда, которая не собирается разворачиваться по правилам всем знакомых клише и стереотипов. Сара в исполнении Касии Смутняк вызывает восхищение, это настоящий вулкан и настоящая женщина, способная на большие поступки и на большие чувства, она никогда не теряет блеска, и даже в тех сценах, которые переполнены безграничной болью, эта актриса переполнена внутренним достоинством. В отличие от своей жены, Рико склонен к тому, чтобы потерять свое лицо и свою идентичность, его начинающийся распад Лучано Лигабуэ выстраивает особо тщательно и поэтому дает этому характеру наиболее сложную сюжетную арку, в которой постоянно просматривается трагедия и сожаление бесцельно прожитой жизни. Автору нравится концентрироваться на видах Италии, состояниях духа своих персонажей и на их личных рассказах и ретроспективных отступлениях. Оказывается интересным то, что Лучано Лигабуэ старается донести до зрителей "Сделано в Италии", и то, что он вскрывает со всей ответственностью. Для среднестатистического человека главной причиной его неудовлетворенности является не он сам, как это может показаться на первый взгляд, а общество, которое диктует ему правила и заставляет быть бесчувственным конформистом, тогда, возможно, найдется и хорошая работа в этом до предела заорганизованном мире, и немного времени для любви, и немного денег для поддержания своего существования. Причиной кризиса Рико можно назвать еще и ту стандартную, рутинную подпрограмму, которой он следовал еще со времен своей молодости в 80-х и которая в определенный момент начала давать сбои и выдавать неожиданные ошибки, способные приводить главного героя к нервным срывам, участию в авантюрах и немотивированной агрессии. Отнюдь не случайно, что увольнение героя Стефано Аккорси за то, что он избил одного из своих коллег по работе после неосторожного высказывания в адрес умершего Карневале, становится тем триггером, который погружает жизнь Рико в практически беспросветную тьму и безмолвие, в котором сливаются день и ночь. Главный характер не находит для себя ничего лучше, чем стать трудовым мигрантом и попытаться перезапустить свою жизнь вдали от родины, он очень любит ту страну, которую оставил, однако он не теряет надежды вновь вернуться в Италию, где его ждут любимая жена и сын. Лигабуэ формулирует эти внятные мысли и оказывается по-своему прав, не играя на заказном патриотизме, он показывает итальянца, которому дорога его родина и близкие люди, говорящие с ним на одном языке. Талант этого автора заключается в том, что он снимает кино не для критиков и синефилов, а для зрителей, оставаясь для публики простым и понятным парнем, хорошо понимающий свою публику и находящий для нее именно ту форму подачи, благодаря которой простота и красота родных итальянских мест становятся источником вдохновения для практически голливудской истории. Поэтому "Сделано в Италии" так просто и так быстро достигает своей цели, Лучано Лигабуэ остается искренним и прекрасно, без всякой расчетливости, знает по какому кратчайшему пути можно дойти до зрительских сердец, он знает, что рассказывает не претендующую на абсолютную истину историю и делает это с максимом отдачи душевных сил всей творческой группы.