Уже немолодой Николай Андреевич сидит за партитурой своей еще не конченой оперы «Садко» и, внося правку, то и дело возвращается в дни далекого прошлого, когда он служил на флоте. Уже тогда было задумано это монументальное произведение, воспевающее величие морской стихии и человеческую отвагу, которой покоряется необъятный океан.
Корсаков уже некоторое время не в чести у Великого князя, которому не понравился оперный образ Екатерины II. И после того, как работа над «Садко» была завершена, композитор не сразу представляет ее публике. Друзья и коллеги восхищаются новым шедевром мэтра и сводят его с меценатом Мамонтовым, который сотрудничает с ним долгие годы.
Дружбы с Николаем Андреевичем ищут и музыканты «новых форм», с которыми мастер вынужден делить консерваторскую кафедру. Он сторонится людей, отрицающих мелодизм и реализм в музыке. Не уходить от народных корней – вот истина. Так он создает одну оперу за другой по фольклорным мотивам. Все волнения времени по-своему отражаются в них – и бунт народников, и террор 1905 года.
Его увольняют из консерватории по политическим мотивам, но за музыканта вступается вся общественность, и даже крестьяне из далеких уездов пишут ему письма поддержки.
Конец открытый: на исходе жизни композитора Серов пишет портрет Корсакова, желая, чтобы именно таким: умудренным, трудолюбивым и склонившимся над нотами, Николай Андреевич остался в памяти потомков.
Отзывы