В своем третьем проекте "Поменяться местами" французский режиссер и сценарист Юго Желен ("2+1", "Как братья") старается оживить жанр романтической комедии, переживающий сейчас далеко не лучшие времена, и представляет взгляд на пару супругов во время семейного кризиса, которые, несмотря ни на что, воссоединяются вновь в параллельной вселенной. Желен в новой работе чувствует себя очень уверенно в рамках выбранного жанра и смешивает юмор и страсть в практически идеальных пропорциях. Очень легко поддаться обаянию этого фильма, где в начале что-то пошло не так и пресловутый пространственно-временной континуум оказался нарушенным. Тем не менее, высокая концепция режиссера оказывается по-хорошему старомодной и стремится преподнести экранную историю в первую очередь как рассказ о жертвах, которые необходимо принести в пользу других людей, чтобы сохранить на плаву собственные отношения. Мастерство Желена позволяет ему даже внутри такого, кажущегося на первый взгляд скрипучим и предсказуемым, материала находить изобретательные ходы и доставлять зрителям удовольствие легкостью изложения на протяжении практически всего фильма. Волшебство любви и дружбы, которые немного устали и которые проходят плановые испытания на экране, оставляет приятное послевкусие на выходе из зала и дает массу надежд. И все-таки режиссер оказывается мудрее и представляет в "Поменяться местами" нечто иное, чем просто пару, которая пытается преодолеть кризис токсичных отношений. Желен прекрасно понимает, что в большинстве браков обязательно есть ведущий и ведомый, причем не обязательно это распределение ролей строится по патриархальному принципу, и полная гармония отношений возможна только тогда, когда есть равноправие и общие взгляды. Проживание под одной крышей двух людей творческих профессий, писателя Рафаэля (Франсуа Сивиль, "Та, которой не было", "Зов волка") и пианистки Оливии (Жозефин Жапи, "Спитак", "Безукоризненная"), оказалось на грани краха по вполне понятным причинам. Одна должна все все время оставаться в тени, в то время как другой купается в этой время в лучах славы и популярности. Брак двух художников, по мысли Желена, просто обязан пройти настоящую проверку на прочность ревностью по отношению к успеху и дать любви второе дыхание и второй шанс, заставив взглянуть по-новому на человека, о котором, кажется, знаешь уже практически все и даже больше. Поэтому "Поменяться местами" очень тонко и пристрастно рассматривает те ситуации, на которые готов пойти претерпевший метаморфозу супруг ради возвращения былого огня чувств.
При всей своей опоре на романтику "Поменяться местами" Юго Желена рассказывает именно о современных отношениях. В самом начале проекта события разворачиваются с головокружительной быстротой, Рафаэль и Оливия познакомились в старших классах лицея, и это стало началом любви с первого взгляда. Каждый из этой пары был творческим изгоем, особенно мечтательный герой Сивиля, который сочинял даже во время занятий свой научно-фантастический роман и отдавал этому все свои силы. В то же самое характер Жапи репетировала на рояле классику в захламленной комнате. Им суждено было встретиться не только по режиссерской воле, но и в соответствии со всеми жанровыми клише. С тех пор центральные персонажи были практически неразлучны, но, возможно, то, что открывается счастливой свадьбой имеет гораздо больше шансов на интересное экранное развитие, чем традиционный хэппи-энд. Спустя десять лет Рафаэль превратился в успешного автора книжной франшизы для подростков, а музыкальная карьера Оливии оказалась в застывшем состоянии. Несмотря на многочисленные конкурсы, горячую поддержку и участие супруга она так и не стала популярной пианисткой и известным именем на афишах. Материальное благополучие пары позволило им приобрести фешенебельную квартиру с видом на Сену, но они несчастливы вместе. Пока один познает радость успеха и популярности, раздает автографы и интервью, становясь отчасти воплощением своего книжного героя Золтана, другая старается найти вдохновение в семейной жизни и уроках музыки для детей, четко следуя имени своей книжной героини, которую молодой писатель обозначил как "Тень". Лучший школьный друг Рафаэля Феликс (Бенжамен Лаверн, "Куриоса", "Праздничный переполох") исправно и надежно выполняет для автора функции водителя и сопровождает его на всех издательских мероприятиях. Былой дружбы между ними нет, но характер Лаверна очень нужен режиссеру для второго и третьего актов в качестве кризисного менеджера перевернутых семейных отношений Рафаэля. В один из вечеров, возвратившись с телевидения, герой Сивиля понимает, что он нашел очень удачный сюжетный ход, способный поставить многоточие в конце очередной части его книжного сериала. Кто бы мог подумать, что смерть Тени станет способом проверки сердечной состоятельности главного героя, а последовавшее за ним превращение Рафаэля в обычного школьного учителя словесности окажется способным сдуть с него налет славы и обнажить те чувства, которые уже казались забытыми за ежедневной суетой. В результате семейной размолвки с Оливией успешный писатель просыпается в прежнем теле, но в новом статусе, в то время как она покоряет лучшие концертные залы, имеет преданных фанатов и готовится к выступлению в легендарном парижском "Одеоне".
С житейской точки зрения экранная история "Поменяться местами", которую Юго Желен написал со своим постоянным соавтором сценаристом Игорем Готсманом, склонна к определенному жульничеству со зрителями. Когда за десятилетие отношений в паре не появляется совместных детей, то впору задуматься о том, что плодовитость Рафаэля преломляется в его многочисленных романах и сублимирует в творчестве. Режиссеру даже не потребовалось создания дополнительных связей на стороне для главного героя, чтобы показать его законченным эгоцентриком и себялюбцем в конце первого акта. Оригинальный пируэт с протагонистом и выведение его в новый мир, в новую жизнь, где он неизвестен широкой публике создает первые настоящие источники смеха в этой ленте. Очевидно, что характеру Сивиля требуется некоторое время и некоторая последовательность комедийных событий, чтобы понять и возненавидеть свою новую жизнь, где приходится ездить на работу вместе с Феликсом на мопеде, жить в тесной квартирке, встречаться с занудной и сварливой училкой Мелани (комикесса Камилль Лелуш) и участвовать в полупрофессиональных соревнованиях по настольному теннису. Блестящее исполнение роли Бенжаменом Лаверном из "Комеди Франсез" и его природный дар рассмешить людей в любой ситуации становятся главным секретным оружием этой работы Желена. Феликс - единственный, кто по-настоящему рад возвращению старого друга с небес на землю и его погружению в обычные преподавательские будни, то трогательное, то искрометное и веселое актерское представление Лаверна делает его феноменальные выходы настолько запоминающимися, что он откровенно переигрывает больше погруженного в свои несчастья Сивиля. Желен очень деликатно ставит множество вопросов перед зрителями и показывает, что только испытав потерю главный герой может полностью осознать всю силу и весь смысл своей любви, пределы дружбы и убедиться в том, что в мире есть те, кто счастью меняются с годами не так радикально и способны дарить тепло и взаимопонимание в отчаянные минуты. Пожалуй, наибольшее экранное перевоплощение пришлось выдержать Жозефин Жапи, которая от своего чувственного оригинала первого акта очень быстро была вынуждена сменить тон и стать холодной, одинокой и бесконечно далекой от всего фортепианной дивой с глянцевых обложек. Зона турбулентности чувств, в которую попал Рафаэль показывает, что у французского кинематографа появилась своя новая восходящая звезда в лице Франсуа Сивиля, способного удивлять современностью своего образа, играя современного принца, который стал лишен не только своего волшебного успеха, но и потерял ту, которая вдохновляла его долгие годы.
Для Желена в "Поменяться местами" важен вопрос жертвенности и жертвоприношений ради чувств, акции которых снова вырастают на глазах в своей ценности и требуют постоянных доказательств. Однако авторский ритм повествования безбожно скачет, иногда предлагая зрителям любоваться длиннотами и получать сомнительное удовольствие от диалогов, несколько затянутых для ромкомовского жанра. В третьем акте выход на кульминацию оказывается надуманным и пустым, при этом комментарии относительно финала проекта хочется просто оставить за скобками. Тем не менее, у фильма Желена есть одно большое достоинство - лента отличается множеством трогательных и смешных виньеток, которые стараются найти максимум юмора в смешных ситуациях и положениях, а не в скетчевой основе ленты, прихрамывающей при этом на обе ноги. Странным образом, почти за два часа экранного времени "Поменяться местами" ухитряются обойтись без откровенных провисаний сюжета, у ленты есть свои особые вибрации, своя живость, и она способна подарить те самые ощущения при просмотре, которые возникают у любого человека в состоянии очередной влюбленности во время конфетно-букетного периода. Тонкая человечность Желена контрастирует с меланхолией героя Сивиля, вынужденного примерить на себя совершенно иную социальную шкуру и выложится по максимуму для возвращения себе любви Оливии. Очевидно, Юго Желен был слишком увлечен поисками идеального баланса в управлении чувствами своих характеров, где тонкая сюжетная линия старается избежать разрывов. Режиссер замечательно работает там, где чувство вины Рафаэля встречается с любовной неудовлетворенностью Оливии, понимающей, что в жизни, кроме стабильности, денег и достатка, должен присутствовать ежедневный любовный авантюризм. Очень важно говорить любимому человеку о своих чувствах как можно чаще, и проверять на практике химию отношений каждый день, иначе можно превратиться в героя Сивиля и начать верить в любовь со второго взгляда и второй попытки. Поэтому "Поменяться местами" показывает, что очень важно уметь находить свои плюсы даже в испытаниях кризисом семейных отношений и выходить из него полностью обновленным фениксом.
7
,8
2019, Мелодрамы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своем третьем проекте "Поменяться местами" французский режиссер и сценарист Юго Желен ("2+1", "Как братья") старается оживить жанр романтической комедии, переживающий сейчас далеко не лучшие времена, и представляет взгляд на пару супругов во время семейного кризиса, которые, несмотря ни на что, воссоединяются вновь в параллельной вселенной. Желен в новой работе чувствует себя очень уверенно в рамках выбранного жанра и смешивает юмор и страсть в практически идеальных пропорциях. Очень легко поддаться обаянию этого фильма, где в начале что-то пошло не так и пресловутый пространственно-временной континуум оказался нарушенным. Тем не менее, высокая концепция режиссера оказывается по-хорошему старомодной и стремится преподнести экранную историю в первую очередь как рассказ о жертвах, которые необходимо принести в пользу других людей, чтобы сохранить на плаву собственные отношения. Мастерство Желена позволяет ему даже внутри такого, кажущегося на первый взгляд скрипучим и предсказуемым, материала находить изобретательные ходы и доставлять зрителям удовольствие легкостью изложения на протяжении практически всего фильма. Волшебство любви и дружбы, которые немного устали и которые проходят плановые испытания на экране, оставляет приятное послевкусие на выходе из зала и дает массу надежд. И все-таки режиссер оказывается мудрее и представляет в "Поменяться местами" нечто иное, чем просто пару, которая пытается преодолеть кризис токсичных отношений. Желен прекрасно понимает, что в большинстве браков обязательно есть ведущий и ведомый, причем не обязательно это распределение ролей строится по патриархальному принципу, и полная гармония отношений возможна только тогда, когда есть равноправие и общие взгляды. Проживание под одной крышей двух людей творческих профессий, писателя Рафаэля (Франсуа Сивиль, "Та, которой не было", "Зов волка") и пианистки Оливии (Жозефин Жапи, "Спитак", "Безукоризненная"), оказалось на грани краха по вполне понятным причинам. Одна должна все все время оставаться в тени, в то время как другой купается в этой время в лучах славы и популярности. Брак двух художников, по мысли Желена, просто обязан пройти настоящую проверку на прочность ревностью по отношению к успеху и дать любви второе дыхание и второй шанс, заставив взглянуть по-новому на человека, о котором, кажется, знаешь уже практически все и даже больше. Поэтому "Поменяться местами" очень тонко и пристрастно рассматривает те ситуации, на которые готов пойти претерпевший метаморфозу супруг ради возвращения былого огня чувств. При всей своей опоре на романтику "Поменяться местами" Юго Желена рассказывает именно о современных отношениях. В самом начале проекта события разворачиваются с головокружительной быстротой, Рафаэль и Оливия познакомились в старших классах лицея, и это стало началом любви с первого взгляда. Каждый из этой пары был творческим изгоем, особенно мечтательный герой Сивиля, который сочинял даже во время занятий свой научно-фантастический роман и отдавал этому все свои силы. В то же самое характер Жапи репетировала на рояле классику в захламленной комнате. Им суждено было встретиться не только по режиссерской воле, но и в соответствии со всеми жанровыми клише. С тех пор центральные персонажи были практически неразлучны, но, возможно, то, что открывается счастливой свадьбой имеет гораздо больше шансов на интересное экранное развитие, чем традиционный хэппи-энд. Спустя десять лет Рафаэль превратился в успешного автора книжной франшизы для подростков, а музыкальная карьера Оливии оказалась в застывшем состоянии. Несмотря на многочисленные конкурсы, горячую поддержку и участие супруга она так и не стала популярной пианисткой и известным именем на афишах. Материальное благополучие пары позволило им приобрести фешенебельную квартиру с видом на Сену, но они несчастливы вместе. Пока один познает радость успеха и популярности, раздает автографы и интервью, становясь отчасти воплощением своего книжного героя Золтана, другая старается найти вдохновение в семейной жизни и уроках музыки для детей, четко следуя имени своей книжной героини, которую молодой писатель обозначил как "Тень". Лучший школьный друг Рафаэля Феликс (Бенжамен Лаверн, "Куриоса", "Праздничный переполох") исправно и надежно выполняет для автора функции водителя и сопровождает его на всех издательских мероприятиях. Былой дружбы между ними нет, но характер Лаверна очень нужен режиссеру для второго и третьего актов в качестве кризисного менеджера перевернутых семейных отношений Рафаэля. В один из вечеров, возвратившись с телевидения, герой Сивиля понимает, что он нашел очень удачный сюжетный ход, способный поставить многоточие в конце очередной части его книжного сериала. Кто бы мог подумать, что смерть Тени станет способом проверки сердечной состоятельности главного героя, а последовавшее за ним превращение Рафаэля в обычного школьного учителя словесности окажется способным сдуть с него налет славы и обнажить те чувства, которые уже казались забытыми за ежедневной суетой. В результате семейной размолвки с Оливией успешный писатель просыпается в прежнем теле, но в новом статусе, в то время как она покоряет лучшие концертные залы, имеет преданных фанатов и готовится к выступлению в легендарном парижском "Одеоне". С житейской точки зрения экранная история "Поменяться местами", которую Юго Желен написал со своим постоянным соавтором сценаристом Игорем Готсманом, склонна к определенному жульничеству со зрителями. Когда за десятилетие отношений в паре не появляется совместных детей, то впору задуматься о том, что плодовитость Рафаэля преломляется в его многочисленных романах и сублимирует в творчестве. Режиссеру даже не потребовалось создания дополнительных связей на стороне для главного героя, чтобы показать его законченным эгоцентриком и себялюбцем в конце первого акта. Оригинальный пируэт с протагонистом и выведение его в новый мир, в новую жизнь, где он неизвестен широкой публике создает первые настоящие источники смеха в этой ленте. Очевидно, что характеру Сивиля требуется некоторое время и некоторая последовательность комедийных событий, чтобы понять и возненавидеть свою новую жизнь, где приходится ездить на работу вместе с Феликсом на мопеде, жить в тесной квартирке, встречаться с занудной и сварливой училкой Мелани (комикесса Камилль Лелуш) и участвовать в полупрофессиональных соревнованиях по настольному теннису. Блестящее исполнение роли Бенжаменом Лаверном из "Комеди Франсез" и его природный дар рассмешить людей в любой ситуации становятся главным секретным оружием этой работы Желена. Феликс - единственный, кто по-настоящему рад возвращению старого друга с небес на землю и его погружению в обычные преподавательские будни, то трогательное, то искрометное и веселое актерское представление Лаверна делает его феноменальные выходы настолько запоминающимися, что он откровенно переигрывает больше погруженного в свои несчастья Сивиля. Желен очень деликатно ставит множество вопросов перед зрителями и показывает, что только испытав потерю главный герой может полностью осознать всю силу и весь смысл своей любви, пределы дружбы и убедиться в том, что в мире есть те, кто счастью меняются с годами не так радикально и способны дарить тепло и взаимопонимание в отчаянные минуты. Пожалуй, наибольшее экранное перевоплощение пришлось выдержать Жозефин Жапи, которая от своего чувственного оригинала первого акта очень быстро была вынуждена сменить тон и стать холодной, одинокой и бесконечно далекой от всего фортепианной дивой с глянцевых обложек. Зона турбулентности чувств, в которую попал Рафаэль показывает, что у французского кинематографа появилась своя новая восходящая звезда в лице Франсуа Сивиля, способного удивлять современностью своего образа, играя современного принца, который стал лишен не только своего волшебного успеха, но и потерял ту, которая вдохновляла его долгие годы. Для Желена в "Поменяться местами" важен вопрос жертвенности и жертвоприношений ради чувств, акции которых снова вырастают на глазах в своей ценности и требуют постоянных доказательств. Однако авторский ритм повествования безбожно скачет, иногда предлагая зрителям любоваться длиннотами и получать сомнительное удовольствие от диалогов, несколько затянутых для ромкомовского жанра. В третьем акте выход на кульминацию оказывается надуманным и пустым, при этом комментарии относительно финала проекта хочется просто оставить за скобками. Тем не менее, у фильма Желена есть одно большое достоинство - лента отличается множеством трогательных и смешных виньеток, которые стараются найти максимум юмора в смешных ситуациях и положениях, а не в скетчевой основе ленты, прихрамывающей при этом на обе ноги. Странным образом, почти за два часа экранного времени "Поменяться местами" ухитряются обойтись без откровенных провисаний сюжета, у ленты есть свои особые вибрации, своя живость, и она способна подарить те самые ощущения при просмотре, которые возникают у любого человека в состоянии очередной влюбленности во время конфетно-букетного периода. Тонкая человечность Желена контрастирует с меланхолией героя Сивиля, вынужденного примерить на себя совершенно иную социальную шкуру и выложится по максимуму для возвращения себе любви Оливии. Очевидно, Юго Желен был слишком увлечен поисками идеального баланса в управлении чувствами своих характеров, где тонкая сюжетная линия старается избежать разрывов. Режиссер замечательно работает там, где чувство вины Рафаэля встречается с любовной неудовлетворенностью Оливии, понимающей, что в жизни, кроме стабильности, денег и достатка, должен присутствовать ежедневный любовный авантюризм. Очень важно говорить любимому человеку о своих чувствах как можно чаще, и проверять на практике химию отношений каждый день, иначе можно превратиться в героя Сивиля и начать верить в любовь со второго взгляда и второй попытки. Поэтому "Поменяться местами" показывает, что очень важно уметь находить свои плюсы даже в испытаниях кризисом семейных отношений и выходить из него полностью обновленным фениксом.