Мастерство итальянского режиссера и сценариста Клаудио Джованнези ("Цветок", сериал "Гоморра") получило в феврале этого года высокую оценку на Берлинском фестивале, где его новейшая лента "Пираньи Неаполя" была удостоена Серебряного Медведя за лучший сценарий. Лента, снятая по одноименному роману Роберто Савиано, также работавшему над сериалом "Гоморра" и выступившего вторым сценаристом, рассказывает о подростках из района Санита в Неаполе, которые хотят делать деньги, носить одежду от известных брэндов и купить себе новые мопеды. Экранная история проекта, над которой также работал такой известный итальянский сценарист, как Маурицио Брауччи ("Пазолини", "Черные души"), рассматривает жестокие пути прихода в неаполитанскую мафию, Каморру, туда, откуда уже нет выхода и все безнадежно в будущем. Организованная преступность на юге Италии продолжает оставаться вещью в себе даже для итальянцев, из-за этого Джованнези старается представить максимально сухой и очищенный от сильных эмоций взгляд на то, почему молодые люди, 15-летние подростки, оказываются готовы взять в руки оружие и начать убивать тех, кто не разделяет их интересы и встает у них на пути. По сути дела, авторы ленты представляют современный городской фольклор, типичные истории, которые появляются в новостях о Неаполе и делают его одним из самых криминальных городов в Италии. Действительность, в которой живут Никола (блестящий дебютант Франческо Ди Наполи, отобранный из 4000 претендентов) и его несколько друзей, уже давно поделена и расколота власть имущими и мафиозными группировками. И именно это толкает их на молниеносное движение по бандитской спирали, когда появляется малейший шанс уйти из-под власти донов, держащих в страхе и повиновении все районы города. Эти мальчики выросли где-то между притеснениями криминальных боссов и социальной деградацией, которая только усугубляет общее состояние безнадежности. Когда появляется шанс что-то сделать в жизни, они начинают действовать в первую очередь во благо своих семей, еле-еле сводящих концы с концами. Иллюзия возможностей купить все, что захочется, оказывается в работе Джованнези компромиссом с отчетливым фаустовским оттенком, отражающим полное примирение с реальностью и желание играть по ее правилам. Поэтому "Пираньи Неаполя" имеют такой ярко выраженный оттенок трагедии, когда главный герой оказывается полностью втянутым в преступные игры и сюжет не дает ему ни малейшей возможности на компромисс и надежду вырваться из этого преступного круга.
То, что показано в "Пираньях Неаполя" Джованнези, полностью отражает современную ситуацию, когда город захлестнула волна подростковой, практически не подлежащей наказанию, преступности. Дети трущоб готовы идти на войну, они издеваются над полицией и наслаждаются своей безнаказанностью. Гангстеры существенно помолодели, насилие при помощи огнестрельного оружия и циклы смерти и возмездия происходят по старым хорошо проверенным образцам, но это все творят 15-летние юнцы, которые познают жизнь, ее прелести и возможности в максимальном удалении от школьных парт. Никола - это мальчик, который пытается быть порядочным в окружающем его грязном мире. Он погряз в обычном хаосе полового созревания и переходного возраста, гормоны играют, друзья не всегда радуют и мафиози выкачивают последние деньги из маминой химчистки. Герой Ди Наполи выделяется своим вниманием, которое он старается оказать матери (Валентина Ваннино) и младшему брату, причем независимо от того, что им движет, любовь сына или набирающая обороты мужественность, которая возникла практически на пустом месте, потому что Никола растет в неполной семье без отца. "Пираньи Неаполя" по-хорошему предсказуемы, это то, что зрители уже видели миллионы раз, по сути - это обычная история о том, как весело и замечательно быть гангстером до тех пор, пока есть фарт, но когда что-то пойдет не так, нетрудно догадаться, к чему это все приведет в открытом финале. Джованнези использует эту фундаментальную очевидность и на примере Николы и его товарищей показывает, каково это быть мелкой рыбешкой в общей пищевой цепочке, где надо без жалости пожирать других, чтобы стать в итоге огромной и неуязвимой акулой. При этом режиссер очень изящно обходит клише в поворотах сюжета и показывает абсолютно шекспировскую историю о тех, кто хочет погрузиться на криминальную глубину и демонстрировать всем оттуда свои мощь и силу. В прологе проекта "Пираньи Неаполя" Никола и его дикая банда друзей сваливают огромную рождественскую елку, которая стоит в галерее в центре города. Энергия, с которой они все это делают вызывает некоторые сомнения, но к финалу все рассеивается и становится окончательно ясно, что весь Джованнези является своеобразным социологическим срезом, где нет необходимости придумывать и моделировать драмы и конфликты, их подсказывает сама жизнь в Неаполе.
Когда Никола в "Пираньях Неаполя" вынужден тупо наблюдать, как пара представителей мафиозного клана обирает его мать за предоставление криминальной крыши, он понимает, что должен заработать денег для семьи. Когда протагониста не пускают вместе со всей компанией в модный ночной клуб из-за отсутствия суммы в 500 евро и ссылаются на то, что они - несовершеннолетние, то парень вынужден взять инициативу в свои руки и предложить свои услуги намного более старшему товарищу, Лино Саматаро (Аньелло Арена, "Догмэн", "Реальность"), который будет использовать в своей игре новых малолетних пешек. А дальше проказы становятся погромами, погромы перерастают в грабежи, а грабежи уже ведут к расстрелам и убийствам, благо что герой Франческо Ди Наполи оказывается очень сообразительным парнем и идет на поклон к отбывающему домашний арест дону Витторио (Ренато Карпентьери, "Нежность", "Небесное тело") с просьбой вооружить его группировку стрелковым оружием. Очень убедительно Клаудио Джованнези показывает быстрое прорастание насилия в тех, кто еще вчера был просто рассерженными тинейджерами. Насилие подпитывает множество безумств, и Никола никогда не выглядит удовлетворенным полностью, потому что ему хочется, чтобы все было так, как бывает у настоящих взрослых бандитов: наркотики, готовые на все проститутки, уважение, смешанное со страхом, со стороны своих соседей на районе и игра в социальную справедливость, когда мафия начинает традиционно заменять собой функции государства. Мать очень гордится своим сыном, который занят делом и которого уважают люди, Никола сам лепит себя, кует свой характер и показывает задатки настоящего криминального стратега и дипломата. Главного героя любит одна из самых красивых девушек в городе, Летиция (Вивиана Апреа), которая живет в соседнем квартале, находящемся под контролем другой банды, готова для Николы практически на все ради их любви. Но "Вестсайдской истории" у Джованнези намеренно не получается, его цель - показать, как начинает раздуваться от собственной важности тщеславный юнец, который становится в своей Саните практически Папой Римским. Однако режиссер при этом оказывается заложником собственных идей, так как с трудом понимает в какую именно сторону нужно выдвигать сюжетную арку Николы, который стремительно развивается, совершает множество ошибок, но избегает открытого критического анализа со стороны авторов истории.
Клаудио Джованнези в "Пираньях Неаполя" стремится показать революцию окружающего мира, которую хотят совершить несовершеннолетние, чтобы изменить мир хотя бы внутри своего квартала. Юные радикалы готовы пожертвовать ради этого очень многим. Никола готов принести ради власти жертвы в виде любви и подавления сексуальных желаний, те остальные, кто берется вместе с ним за оружие, стремятся максимально маргинализироваться и полностью походить на свои ролевые модели криминальных авторитетов, которых они увидели во время обслуживания свадьбы племянника Лино. Разговор на общественно-значимые темы о растущей и молодеющей подростковой преступности, которые постоянно находят отражение в периодических изданиях, у режиссера получается близким к почти документальному, протаскивающему зрителей через множество аргументов. Дорога для Николы в организованную преступность не лишена романтики, она ему кажется легкой и способной приносить быстрые деньги. Мальчик, получивший в руки оружие, опьяненный возможностью мстить и убивать, практически выходит из-под контроля всех и начинает превращаться в чудовище, одержимое жаждой власти. То, что герой Франческо Ди Наполи вместе со своими товарищами хочет стать частью преступного мира и занять свое место в его иерархии, чтобы переступить порог бедности и прозябания в полной безвестности, не вызывает никаких сомнений. Все это ведет к неизбежной войне против всех, в которой судьба сражения и победа в нем отодвигаются на абсолютно неопределенный срок, но необходимо стрелять как можно чаще, чтобы доказывать всем, что ты существуешь. У Джованнези для каждого подростка из банды Николы было так естественно стать преступником, они хотят жить не завтра или послезавтра, они хотят жить здесь и сейчас, а это значит покупать то, что они захотят, утопать в китчевой и безвкусной роскоши (один бар-контрабас чего только стоит!) и зажигать в том самом модном клубе, где собираются все остальные бандиты и закрыт вход оборванцам. Да, компания Николы хочет "красоты", а это значит нужно просто хорошо работать на дона Витторио и сбывать как можно дури возле университета. Режиссер ведет рассказ об использовании еще практически детей с внутренней эмоциональностью, которая проходит через весь фильм, и открыто говорит о том, что является антиобщественным и аморальным. Хроники газет и телеэкранов оживают в этом проекте уже как беллетристика, в которой зрителям показывают то, к чему они привыкли, но уже с внутренней, изнаночной стороны жизни. И это трагедия, когда жители района Санита верят только в такое правосудие. Поэтому "Пираньи Неаполя" безжалостно показывают, как можно быстро заполнить пустоты в душах и карманах юных неаполитанцев и как сделать так, чтобы весь мир, разрывающийся между реальностью и цифрой на экране телефона, был у них в кармане.
6
,2
2019, Драмы
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Мастерство итальянского режиссера и сценариста Клаудио Джованнези ("Цветок", сериал "Гоморра") получило в феврале этого года высокую оценку на Берлинском фестивале, где его новейшая лента "Пираньи Неаполя" была удостоена Серебряного Медведя за лучший сценарий. Лента, снятая по одноименному роману Роберто Савиано, также работавшему над сериалом "Гоморра" и выступившего вторым сценаристом, рассказывает о подростках из района Санита в Неаполе, которые хотят делать деньги, носить одежду от известных брэндов и купить себе новые мопеды. Экранная история проекта, над которой также работал такой известный итальянский сценарист, как Маурицио Брауччи ("Пазолини", "Черные души"), рассматривает жестокие пути прихода в неаполитанскую мафию, Каморру, туда, откуда уже нет выхода и все безнадежно в будущем. Организованная преступность на юге Италии продолжает оставаться вещью в себе даже для итальянцев, из-за этого Джованнези старается представить максимально сухой и очищенный от сильных эмоций взгляд на то, почему молодые люди, 15-летние подростки, оказываются готовы взять в руки оружие и начать убивать тех, кто не разделяет их интересы и встает у них на пути. По сути дела, авторы ленты представляют современный городской фольклор, типичные истории, которые появляются в новостях о Неаполе и делают его одним из самых криминальных городов в Италии. Действительность, в которой живут Никола (блестящий дебютант Франческо Ди Наполи, отобранный из 4000 претендентов) и его несколько друзей, уже давно поделена и расколота власть имущими и мафиозными группировками. И именно это толкает их на молниеносное движение по бандитской спирали, когда появляется малейший шанс уйти из-под власти донов, держащих в страхе и повиновении все районы города. Эти мальчики выросли где-то между притеснениями криминальных боссов и социальной деградацией, которая только усугубляет общее состояние безнадежности. Когда появляется шанс что-то сделать в жизни, они начинают действовать в первую очередь во благо своих семей, еле-еле сводящих концы с концами. Иллюзия возможностей купить все, что захочется, оказывается в работе Джованнези компромиссом с отчетливым фаустовским оттенком, отражающим полное примирение с реальностью и желание играть по ее правилам. Поэтому "Пираньи Неаполя" имеют такой ярко выраженный оттенок трагедии, когда главный герой оказывается полностью втянутым в преступные игры и сюжет не дает ему ни малейшей возможности на компромисс и надежду вырваться из этого преступного круга. То, что показано в "Пираньях Неаполя" Джованнези, полностью отражает современную ситуацию, когда город захлестнула волна подростковой, практически не подлежащей наказанию, преступности. Дети трущоб готовы идти на войну, они издеваются над полицией и наслаждаются своей безнаказанностью. Гангстеры существенно помолодели, насилие при помощи огнестрельного оружия и циклы смерти и возмездия происходят по старым хорошо проверенным образцам, но это все творят 15-летние юнцы, которые познают жизнь, ее прелести и возможности в максимальном удалении от школьных парт. Никола - это мальчик, который пытается быть порядочным в окружающем его грязном мире. Он погряз в обычном хаосе полового созревания и переходного возраста, гормоны играют, друзья не всегда радуют и мафиози выкачивают последние деньги из маминой химчистки. Герой Ди Наполи выделяется своим вниманием, которое он старается оказать матери (Валентина Ваннино) и младшему брату, причем независимо от того, что им движет, любовь сына или набирающая обороты мужественность, которая возникла практически на пустом месте, потому что Никола растет в неполной семье без отца. "Пираньи Неаполя" по-хорошему предсказуемы, это то, что зрители уже видели миллионы раз, по сути - это обычная история о том, как весело и замечательно быть гангстером до тех пор, пока есть фарт, но когда что-то пойдет не так, нетрудно догадаться, к чему это все приведет в открытом финале. Джованнези использует эту фундаментальную очевидность и на примере Николы и его товарищей показывает, каково это быть мелкой рыбешкой в общей пищевой цепочке, где надо без жалости пожирать других, чтобы стать в итоге огромной и неуязвимой акулой. При этом режиссер очень изящно обходит клише в поворотах сюжета и показывает абсолютно шекспировскую историю о тех, кто хочет погрузиться на криминальную глубину и демонстрировать всем оттуда свои мощь и силу. В прологе проекта "Пираньи Неаполя" Никола и его дикая банда друзей сваливают огромную рождественскую елку, которая стоит в галерее в центре города. Энергия, с которой они все это делают вызывает некоторые сомнения, но к финалу все рассеивается и становится окончательно ясно, что весь Джованнези является своеобразным социологическим срезом, где нет необходимости придумывать и моделировать драмы и конфликты, их подсказывает сама жизнь в Неаполе. Когда Никола в "Пираньях Неаполя" вынужден тупо наблюдать, как пара представителей мафиозного клана обирает его мать за предоставление криминальной крыши, он понимает, что должен заработать денег для семьи. Когда протагониста не пускают вместе со всей компанией в модный ночной клуб из-за отсутствия суммы в 500 евро и ссылаются на то, что они - несовершеннолетние, то парень вынужден взять инициативу в свои руки и предложить свои услуги намного более старшему товарищу, Лино Саматаро (Аньелло Арена, "Догмэн", "Реальность"), который будет использовать в своей игре новых малолетних пешек. А дальше проказы становятся погромами, погромы перерастают в грабежи, а грабежи уже ведут к расстрелам и убийствам, благо что герой Франческо Ди Наполи оказывается очень сообразительным парнем и идет на поклон к отбывающему домашний арест дону Витторио (Ренато Карпентьери, "Нежность", "Небесное тело") с просьбой вооружить его группировку стрелковым оружием. Очень убедительно Клаудио Джованнези показывает быстрое прорастание насилия в тех, кто еще вчера был просто рассерженными тинейджерами. Насилие подпитывает множество безумств, и Никола никогда не выглядит удовлетворенным полностью, потому что ему хочется, чтобы все было так, как бывает у настоящих взрослых бандитов: наркотики, готовые на все проститутки, уважение, смешанное со страхом, со стороны своих соседей на районе и игра в социальную справедливость, когда мафия начинает традиционно заменять собой функции государства. Мать очень гордится своим сыном, который занят делом и которого уважают люди, Никола сам лепит себя, кует свой характер и показывает задатки настоящего криминального стратега и дипломата. Главного героя любит одна из самых красивых девушек в городе, Летиция (Вивиана Апреа), которая живет в соседнем квартале, находящемся под контролем другой банды, готова для Николы практически на все ради их любви. Но "Вестсайдской истории" у Джованнези намеренно не получается, его цель - показать, как начинает раздуваться от собственной важности тщеславный юнец, который становится в своей Саните практически Папой Римским. Однако режиссер при этом оказывается заложником собственных идей, так как с трудом понимает в какую именно сторону нужно выдвигать сюжетную арку Николы, который стремительно развивается, совершает множество ошибок, но избегает открытого критического анализа со стороны авторов истории. Клаудио Джованнези в "Пираньях Неаполя" стремится показать революцию окружающего мира, которую хотят совершить несовершеннолетние, чтобы изменить мир хотя бы внутри своего квартала. Юные радикалы готовы пожертвовать ради этого очень многим. Никола готов принести ради власти жертвы в виде любви и подавления сексуальных желаний, те остальные, кто берется вместе с ним за оружие, стремятся максимально маргинализироваться и полностью походить на свои ролевые модели криминальных авторитетов, которых они увидели во время обслуживания свадьбы племянника Лино. Разговор на общественно-значимые темы о растущей и молодеющей подростковой преступности, которые постоянно находят отражение в периодических изданиях, у режиссера получается близким к почти документальному, протаскивающему зрителей через множество аргументов. Дорога для Николы в организованную преступность не лишена романтики, она ему кажется легкой и способной приносить быстрые деньги. Мальчик, получивший в руки оружие, опьяненный возможностью мстить и убивать, практически выходит из-под контроля всех и начинает превращаться в чудовище, одержимое жаждой власти. То, что герой Франческо Ди Наполи вместе со своими товарищами хочет стать частью преступного мира и занять свое место в его иерархии, чтобы переступить порог бедности и прозябания в полной безвестности, не вызывает никаких сомнений. Все это ведет к неизбежной войне против всех, в которой судьба сражения и победа в нем отодвигаются на абсолютно неопределенный срок, но необходимо стрелять как можно чаще, чтобы доказывать всем, что ты существуешь. У Джованнези для каждого подростка из банды Николы было так естественно стать преступником, они хотят жить не завтра или послезавтра, они хотят жить здесь и сейчас, а это значит покупать то, что они захотят, утопать в китчевой и безвкусной роскоши (один бар-контрабас чего только стоит!) и зажигать в том самом модном клубе, где собираются все остальные бандиты и закрыт вход оборванцам. Да, компания Николы хочет "красоты", а это значит нужно просто хорошо работать на дона Витторио и сбывать как можно дури возле университета. Режиссер ведет рассказ об использовании еще практически детей с внутренней эмоциональностью, которая проходит через весь фильм, и открыто говорит о том, что является антиобщественным и аморальным. Хроники газет и телеэкранов оживают в этом проекте уже как беллетристика, в которой зрителям показывают то, к чему они привыкли, но уже с внутренней, изнаночной стороны жизни. И это трагедия, когда жители района Санита верят только в такое правосудие. Поэтому "Пираньи Неаполя" безжалостно показывают, как можно быстро заполнить пустоты в душах и карманах юных неаполитанцев и как сделать так, чтобы весь мир, разрывающийся между реальностью и цифрой на экране телефона, был у них в кармане.