Лента "Новая жизнь Аманды" французского режиссера и сценариста Микаэля Херса ("Ощущение лета") не осталась незамеченной на прошлогоднем фестивале в Венеции, где она участвовала в конкурсе программы "Горизонты" и была удостоена приза Laterna Magica. Источником вдохновения для автора стали террористические атаки, которые потрясли весь Париж 13 ноября 2015 года, и Херс в этом случае рассматривает свою историю через призму последствий произошедшего для тех, у кого погибли в этой бойне самые дорогие и близкие люди. Эта картина без истерик и рыданий рассказывает о том, как пережить траур и попытаться вернуться к обычной жизни, которая уже никогда не будет прежней. Без шумных ходов и каких-то особенных режиссерских изысков Херсу удается практически сразу же без всяких заметных усилий привлечь зрителей на свою сторону благодаря искренности и простоте повествования, той особой безыскусности в показе реальности и людей в ней, где романтика будней, ставшая неожиданно красной, оказывается своеобразным порогом, который переступить главные действующие лица, парижане, 24-летний Давид Сорель (удивительно органичный Венсан Лакост, "В постели с Викторией") и его племянница, 7-летняя Аманда (Изаура Мюльтрие). Кажется, что Микаэль Херс бесконечно влюблен в Париж, город, который он намеренно показывает глянцевым и романтичным, таким его изображают обычно на сувенирах и открытках. Такое идиллическое представление французской столицы в первом акте ленты вполне оправдывает себя и показывает ритм жизни нескольких обычных парижан, ничем не отличающихся от миллионов других обывателей. Когда начинается драматическая часть истории Херса, над которой он работал совместно с Мод Амлин, выставочный Париж меняется в один момент и становится городом страха, скорби и беспомощности, улицы города и лица персонажей фильма блекнут. Херс старается показать город, который обездвижен от оцепенения после массовых убийств, город страха и волнения, в котором исчезла энергия мегаполиса и который стал прислушиваться вместе со своими жителями к каждому неожиданному хлопку петарды. Поэтому "Новая жизнь Аманды" старается быть той светлой драмой о том, как можно повзрослеть за несколько недель после пережитых потерь и научиться принимать очень важные для жизни решения, о том, как пережить потери и не потерять веры в жизнь и любовь, не дав страху глубоко поселиться в израненном сердце.
"Новая жизнь Аманды" знакомит в прологе с обаятельным и сентиментальным парижанином Давидом, который работает сразу на двух работах, занимается обрезкой многочисленных деревьев в столице и сдает квартиры в большом доме в аренду, которые принадлежат их хозяину, обеспечившему молодого человека бесплатным жильем. У Давида есть старшая сестра Сандрин (Офелия Колб), работающая учителем английского языка в старшей школе и воспитывающая одна дочь Аманду. У героини Колб есть план по сближению с их отдельно проживающей в Великобритании матерью Элисон (Грета Скакки), которую она и брат не видели более 20 лет после того, как она разошлась с их отцом. Для этого Сандрин купила три билета на Уимблдонский турнир по теннису в Лондоне, что, по ее мнению, должно очень должно заинтересовать ее младшего брата, который в свое время добился относительных успехов в этом виде спорта. Однако такая уловка не срабатывает, а Давид очень вежливо и без больших эмоций отклоняет предложение о поездке, он отрицает и всячески показывает, что не нуждается в контактах с оставившей его с сестрой матерью. После того, как молодой человек сдал в аренду квартиру по соседству Лене (Стэйси Мартин, "Вокс люкс"), учительнице игры на фортепиано из Бордо, между ним и этой девушкой вспыхивает некое подобие ни к чему не обязывающего флирта, который основан больше на взаимной симпатии, чем на любви. Тем не менее, такие отношения уже готовы превратиться в полноценный роман, но очень быстро все меняется и сладкая жизнь красавчика Давида приобретает совсем иной, кошмарный, оборот. В конце велопрогулки на свежем воздухе на пикник в одном из городских парков он видит газоны, залитые кровью. На том красивом ландшафте, который был похож еще не так давно на художественную открытку, появилось множество трупов и раненых. Это вызывает шок у центрального персонажа, его сестра Сандрин убита, Лена ранена, но ее жизнь вне опасности. Париж моментально становится зоной тотальной изоляции, улицы пустеют, потому что люди боятся на них выходить, везде контроль вооруженных сил и полиции. После кровавого происшествия в центре герой Венсана Лакоста должен взять на себя повышенные и изнуряющие его обязанности взрослого и отказаться от беззаботного образа жизни. В первую очередь он должен найти в себе нужные слова и силы, чтобы сообщить Аманде, почему ее мама больше не вернется домой. Давид также запрашивает юридически оформление опеки над племянницей, чтобы та не оказалась помещенной в интернат для детей -сирот. Так Аманда и ее дядя начинают непростую жизнь вместе и пытаются понять, как им найти общие компромиссы друг для друга. Лена тем временем отбывает обратно в Бордо, на юго-запад Франции, где она хочет жить со своей матерью как раньше. Девушка стремится максимально тактично поставить многоточие в своих отношениях с Давидом.
Несмотря на то, что основной движущей силой событий "Новой жизни Аманды" являются все-таки события кровавого расстрела парижан, лента концентрируется не на политическом контексте или причинах возникновения исламского терроризма во Франции, а рассматривает человеческие истории, произошедшие в родном городе режиссера этой ленты. Микаэль Херс предпочитает вести личный, практически интимный рассказ, состоящий из наблюдений за персонажами и их нежными отношениями между собой. Тот эмоциональный вакуум, который возникает после смерти Сандрин, постепенно заполняется все более тесными отношениями между героями Венсана Лакоста и Изауры Мюльтрие и усиливающимся пониманием, что именно они теперь являются самими родными людьми на этой планете. Странным образом эта лента устроена так, что практически с первых кадров эстетически располагает к себе, но при этом не демонстрирует экстремальную чувственную подачу в передаче характеров и их действий. Херс движется по пути простоты, он постоянно так выстраивает сценарий, что его решения не выглядят банальными и шаблонными. На месте Давида далеко не всякий молодой человек окажется способен заменить мать и отца для ребенка совсем небольшого возраста. Очевидно, что центральные персонажи учатся понимать друг друга, но при этом Аманда по-детски изо всех сил пытается преодолеть скорбь и траур после смерти матери, а герой Лакоста совершает огромный прорыв именно в человеческом плане и достигает определенного катарсиса относительно своего места в мире и своих ближайших жизненных планов. Кроме того, отношения Давида и Лены приобретают очень быстро новую систему измерений и от этого становятся намного более ясными в первую очередь для них самих. Благодаря сценарию Херса и Амлин все устроено так, что именно трагические события сплачивают трех разных людей и делают их жизни важными друг для друга. Камера Себастьена Бухманна постоянно стремится максимально приблизиться к действующим лицам проекта и старается избегать спланированных повторов и ракурсов. Некоторая инертность в движении и развитии экранной истории достаточно четко отражает тематику фильма, который полностью концентрируется на поиске способов для преодоления посттравматического синдрома у Аманды и Давида.
Оказывается интересным то, что "Новая жизнь Аманды" демонстрирует насколько по-разному преодолевают последствия террористических атак персонажи в европейской и голливудской культурах. И если в американском кино разработка темы "11 сентября" зачастую сводилась к высокобюджетным боевикам и триллерам с обязательным присутствием супергероев, стремящихся спасти мир и огромное количество людей, то Микаэль Херс показывает глубоко личную историю о человеке и его переосмыслении ценностей в жизни, позволяющем оправиться от утраты и попробовать начать опять жить обычной жизнью. Мелодраматичность этой картины маскируется на втором плане и лишена при этом всякой перегруженности излишней слезливостью. Герой Венсана Лакоста срывается и плачет только при общении с самими близкими для него людьми, он предпочитает переживать свое горе, накатывающее на него раз за разом в самых неподходящих местах, например, на парижском вокзале, тогда, когда он встречает пару туристов из России. Режиссер предпочитает показывать преодоление проблем при помощи активных иллюстративных сцен, оставляя диалогам лишь небольшое пространство и убирая из них все самые сложные для таких случаев высказывания, для него гораздо важнее улыбка на лице Аманды, чем тысячи слов в качестве поддержки и сочувствия. Абсолютно все душевные движения Давида в этой ленте по-хорошему предсказуемы и понятны, и хотя они не показываются в качестве хорошо скрываемых желаний и устремлений, апофеозом для которых становится его примирение с матерью в Лондоне. Боль, которая должна вроде бы в этом случае присутствовать на экране и двигать развитием фильма, скрывается за очень большой сердечностью практически всех персонажей, благодаря которым картина Херста стремится уйти от спонтанности действий центрального персонажа в сторону его ответственности. Опираясь на события, коллективная память о которых еще жива у большинства парижан режиссер, вводит их в состояние резонанса с личной драмой семьи Сорель и стремится говорить о современной эпохе максимально обобщенно. Постановщик показывает, как город и психическое состояние его жителей начинают приспосабливаться друг к другу после теракта. У Херса чувственная память персонажей представляет собой личные следы от событий, закрепленные в воспоминаниях, воспроизводящих наши волнения в том цвете, который мы им для этого назначим. Поэтому "Новая жизнь Аманды" стремится подчеркнуть тот факт, что можно очень многое в жизни начать с абсолютно чистого листа и нельзя быть готовым к абсолютно любым событиям и потерям, но научиться познавать и понимать их - великое искусство.
8
,2
2018, Драмы
106 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лента "Новая жизнь Аманды" французского режиссера и сценариста Микаэля Херса ("Ощущение лета") не осталась незамеченной на прошлогоднем фестивале в Венеции, где она участвовала в конкурсе программы "Горизонты" и была удостоена приза Laterna Magica. Источником вдохновения для автора стали террористические атаки, которые потрясли весь Париж 13 ноября 2015 года, и Херс в этом случае рассматривает свою историю через призму последствий произошедшего для тех, у кого погибли в этой бойне самые дорогие и близкие люди. Эта картина без истерик и рыданий рассказывает о том, как пережить траур и попытаться вернуться к обычной жизни, которая уже никогда не будет прежней. Без шумных ходов и каких-то особенных режиссерских изысков Херсу удается практически сразу же без всяких заметных усилий привлечь зрителей на свою сторону благодаря искренности и простоте повествования, той особой безыскусности в показе реальности и людей в ней, где романтика будней, ставшая неожиданно красной, оказывается своеобразным порогом, который переступить главные действующие лица, парижане, 24-летний Давид Сорель (удивительно органичный Венсан Лакост, "В постели с Викторией") и его племянница, 7-летняя Аманда (Изаура Мюльтрие). Кажется, что Микаэль Херс бесконечно влюблен в Париж, город, который он намеренно показывает глянцевым и романтичным, таким его изображают обычно на сувенирах и открытках. Такое идиллическое представление французской столицы в первом акте ленты вполне оправдывает себя и показывает ритм жизни нескольких обычных парижан, ничем не отличающихся от миллионов других обывателей. Когда начинается драматическая часть истории Херса, над которой он работал совместно с Мод Амлин, выставочный Париж меняется в один момент и становится городом страха, скорби и беспомощности, улицы города и лица персонажей фильма блекнут. Херс старается показать город, который обездвижен от оцепенения после массовых убийств, город страха и волнения, в котором исчезла энергия мегаполиса и который стал прислушиваться вместе со своими жителями к каждому неожиданному хлопку петарды. Поэтому "Новая жизнь Аманды" старается быть той светлой драмой о том, как можно повзрослеть за несколько недель после пережитых потерь и научиться принимать очень важные для жизни решения, о том, как пережить потери и не потерять веры в жизнь и любовь, не дав страху глубоко поселиться в израненном сердце. "Новая жизнь Аманды" знакомит в прологе с обаятельным и сентиментальным парижанином Давидом, который работает сразу на двух работах, занимается обрезкой многочисленных деревьев в столице и сдает квартиры в большом доме в аренду, которые принадлежат их хозяину, обеспечившему молодого человека бесплатным жильем. У Давида есть старшая сестра Сандрин (Офелия Колб), работающая учителем английского языка в старшей школе и воспитывающая одна дочь Аманду. У героини Колб есть план по сближению с их отдельно проживающей в Великобритании матерью Элисон (Грета Скакки), которую она и брат не видели более 20 лет после того, как она разошлась с их отцом. Для этого Сандрин купила три билета на Уимблдонский турнир по теннису в Лондоне, что, по ее мнению, должно очень должно заинтересовать ее младшего брата, который в свое время добился относительных успехов в этом виде спорта. Однако такая уловка не срабатывает, а Давид очень вежливо и без больших эмоций отклоняет предложение о поездке, он отрицает и всячески показывает, что не нуждается в контактах с оставившей его с сестрой матерью. После того, как молодой человек сдал в аренду квартиру по соседству Лене (Стэйси Мартин, "Вокс люкс"), учительнице игры на фортепиано из Бордо, между ним и этой девушкой вспыхивает некое подобие ни к чему не обязывающего флирта, который основан больше на взаимной симпатии, чем на любви. Тем не менее, такие отношения уже готовы превратиться в полноценный роман, но очень быстро все меняется и сладкая жизнь красавчика Давида приобретает совсем иной, кошмарный, оборот. В конце велопрогулки на свежем воздухе на пикник в одном из городских парков он видит газоны, залитые кровью. На том красивом ландшафте, который был похож еще не так давно на художественную открытку, появилось множество трупов и раненых. Это вызывает шок у центрального персонажа, его сестра Сандрин убита, Лена ранена, но ее жизнь вне опасности. Париж моментально становится зоной тотальной изоляции, улицы пустеют, потому что люди боятся на них выходить, везде контроль вооруженных сил и полиции. После кровавого происшествия в центре герой Венсана Лакоста должен взять на себя повышенные и изнуряющие его обязанности взрослого и отказаться от беззаботного образа жизни. В первую очередь он должен найти в себе нужные слова и силы, чтобы сообщить Аманде, почему ее мама больше не вернется домой. Давид также запрашивает юридически оформление опеки над племянницей, чтобы та не оказалась помещенной в интернат для детей -сирот. Так Аманда и ее дядя начинают непростую жизнь вместе и пытаются понять, как им найти общие компромиссы друг для друга. Лена тем временем отбывает обратно в Бордо, на юго-запад Франции, где она хочет жить со своей матерью как раньше. Девушка стремится максимально тактично поставить многоточие в своих отношениях с Давидом. Несмотря на то, что основной движущей силой событий "Новой жизни Аманды" являются все-таки события кровавого расстрела парижан, лента концентрируется не на политическом контексте или причинах возникновения исламского терроризма во Франции, а рассматривает человеческие истории, произошедшие в родном городе режиссера этой ленты. Микаэль Херс предпочитает вести личный, практически интимный рассказ, состоящий из наблюдений за персонажами и их нежными отношениями между собой. Тот эмоциональный вакуум, который возникает после смерти Сандрин, постепенно заполняется все более тесными отношениями между героями Венсана Лакоста и Изауры Мюльтрие и усиливающимся пониманием, что именно они теперь являются самими родными людьми на этой планете. Странным образом эта лента устроена так, что практически с первых кадров эстетически располагает к себе, но при этом не демонстрирует экстремальную чувственную подачу в передаче характеров и их действий. Херс движется по пути простоты, он постоянно так выстраивает сценарий, что его решения не выглядят банальными и шаблонными. На месте Давида далеко не всякий молодой человек окажется способен заменить мать и отца для ребенка совсем небольшого возраста. Очевидно, что центральные персонажи учатся понимать друг друга, но при этом Аманда по-детски изо всех сил пытается преодолеть скорбь и траур после смерти матери, а герой Лакоста совершает огромный прорыв именно в человеческом плане и достигает определенного катарсиса относительно своего места в мире и своих ближайших жизненных планов. Кроме того, отношения Давида и Лены приобретают очень быстро новую систему измерений и от этого становятся намного более ясными в первую очередь для них самих. Благодаря сценарию Херса и Амлин все устроено так, что именно трагические события сплачивают трех разных людей и делают их жизни важными друг для друга. Камера Себастьена Бухманна постоянно стремится максимально приблизиться к действующим лицам проекта и старается избегать спланированных повторов и ракурсов. Некоторая инертность в движении и развитии экранной истории достаточно четко отражает тематику фильма, который полностью концентрируется на поиске способов для преодоления посттравматического синдрома у Аманды и Давида. Оказывается интересным то, что "Новая жизнь Аманды" демонстрирует насколько по-разному преодолевают последствия террористических атак персонажи в европейской и голливудской культурах. И если в американском кино разработка темы "11 сентября" зачастую сводилась к высокобюджетным боевикам и триллерам с обязательным присутствием супергероев, стремящихся спасти мир и огромное количество людей, то Микаэль Херс показывает глубоко личную историю о человеке и его переосмыслении ценностей в жизни, позволяющем оправиться от утраты и попробовать начать опять жить обычной жизнью. Мелодраматичность этой картины маскируется на втором плане и лишена при этом всякой перегруженности излишней слезливостью. Герой Венсана Лакоста срывается и плачет только при общении с самими близкими для него людьми, он предпочитает переживать свое горе, накатывающее на него раз за разом в самых неподходящих местах, например, на парижском вокзале, тогда, когда он встречает пару туристов из России. Режиссер предпочитает показывать преодоление проблем при помощи активных иллюстративных сцен, оставляя диалогам лишь небольшое пространство и убирая из них все самые сложные для таких случаев высказывания, для него гораздо важнее улыбка на лице Аманды, чем тысячи слов в качестве поддержки и сочувствия. Абсолютно все душевные движения Давида в этой ленте по-хорошему предсказуемы и понятны, и хотя они не показываются в качестве хорошо скрываемых желаний и устремлений, апофеозом для которых становится его примирение с матерью в Лондоне. Боль, которая должна вроде бы в этом случае присутствовать на экране и двигать развитием фильма, скрывается за очень большой сердечностью практически всех персонажей, благодаря которым картина Херста стремится уйти от спонтанности действий центрального персонажа в сторону его ответственности. Опираясь на события, коллективная память о которых еще жива у большинства парижан режиссер, вводит их в состояние резонанса с личной драмой семьи Сорель и стремится говорить о современной эпохе максимально обобщенно. Постановщик показывает, как город и психическое состояние его жителей начинают приспосабливаться друг к другу после теракта. У Херса чувственная память персонажей представляет собой личные следы от событий, закрепленные в воспоминаниях, воспроизводящих наши волнения в том цвете, который мы им для этого назначим. Поэтому "Новая жизнь Аманды" стремится подчеркнуть тот факт, что можно очень многое в жизни начать с абсолютно чистого листа и нельзя быть готовым к абсолютно любым событиям и потерям, но научиться познавать и понимать их - великое искусство.