Новая работа "Соблазн" французского режиссера и сценариста Жюстин Трие ("В постели с Викторией", "Возраст паники") была показана в этом году в основном конкурсе программы Каннского фестиваля и стала очевидным прорывом постановщицы на совершенно новую территорию, которая хорошо освоена такими мэтрами кино, как Пол Верховен и Вуди Аллен. С одной стороны, она демонстрирует эмоциональный женский взгляд на природу психологического триллера, с другой - откровенно заигрывает с черной комедией, делая попеременные качания в ту и другую стороны и создавая ленту, в которой психотерапия тесно переплетается эротикой на уровне вышедшего из-под контроля нарратива мыльной оперы. Трие при этом удается практически до предела наполнить ленту внутренним иррациональным беспокойством главной героини Сибил (Виржини Эфира, "Продолжай идти", "Непотопляемые"), по имени которой назван фильм в оригинальном варианте. Идея Трие показать женщину средних лет, которая разрывается между своим профессиональным долгом и личным желанием создать что-то для вечности, вряд ли может считаться новой. Однако автор проекта уверенно чувствует очевидный тренд мирового кино показывать людей, которые либо не могут жить собственной жизнью и выбирают для себя ту или иную модель поведения, либо, что в разы хуже и страшнее, начинают доносить до широкой публики свои (или чужие) подсмотренные фрагменты бытия без всяких купюр и художественной обработки. В прошлом году Оливье Ассайас в "Двойной жизни" рассматривал образ писателя, который основой для своих романов делал свои амурные похождения, облекая их хотя бы в достойную форму. У Трие все намного более просто, жестко и непредсказуемо, созданный ей центральный персонаж мечтает также написать книгу, но попадает в гораздо более суровую гущу событий по сравнению с фильмом Ассайаса. При помощи героини Виржини Эфира она пытается показать и укротить настоящий хаос, нагрянувший на ничем не примечательное французское семейство, в котором экзальтированная мать становится не только позором семьи, но и из образцового психотерапевта превращается в подобие подглядывающей и активно участвующей в жизни одной из своих пациенток. Жюстин Трие иногда кажется в новой ленте слишком многословной, иногда - слишком предсказуемой, но она совместно с Артур Харари ("Черный алмаз") и Дэвидом Х. Пикерингом ("Долина любви", "Поздние цветы") написала историю, которая не является повторением многих артхаусных клише. Поэтому "Соблазн" становится ближе чем-то похож на собранный пазл, в котором максимально четко прописаны все соглашения о равновесии между семьей и искусством, обязанными находить отражение именно в творчестве современных женщин.
В прологе "Соблазна" Трие главная героиня встречается с издателем в китайском ресторане и делится с ним своими планами о том, чтобы послать приносящую стабильный доход психотерапевтическую практику куда подальше и попытаться воскресить собственный талант к писательству. Режиссер предпочитает показывать в первом акте Сибил как женщину, которая еще пока твердо знает, чего она хочет, и которая понимает, что именно сейчас должна начать осуществляться ее давняя мечта. Стабильность и рутина для характера Эфира выступают в этом случае явным спусковым механизмом, и поэтому Сибил с большой легкостью начинает разрушать своими же руками психотерапевтическую практику, которая складывалась у нее на протяжении нескольких лет. Внешне она выглядит абсолютно смелой и не боящейся трудностей, но белый экран компьютера постоянно намекает на то, что мало объявить себя писательницей, нужно иметь в голове хотя бы небольшой сюжет или его идею для дальнейшей разработки. По сути своей Жюстин Трие показывает зрителям идею некого пустого сосуда в лице главной героини, в который можно за непонятностью применения складывать и сбрасывать что заблагорассудится. Отчаянный недостаток вдохновения Сибил компенсирует не алкоголем или употреблением психоактивных веществ (тогда лента Трие носила бы печать банальности и не попала бы ни в какие Канны), она находит неожиданную удачу в лице своей новой (и последней!) пациентки Марго (Адель Экзаркопулос, "Нуреев. Белый ворон", "Страсть и верность"), которая становится настоящим генератором для ее литературного опуса, находясь посреди разрушительного жизненного кризиса. Экзаркопулос играет молодую актрису, которая забеременела от своего партнера по съемочной площадке Игора (сиропный Гаспар Ульель, "Один король — одна Франция", "На краю света"), мужчины с тончайшей душевной организацией, который, видимо, слабо представляет, что у молодых женщин фертильность зашкаливает. Тут же перонаж Эфира узнает о том, что Игор и режиссер снимаемого фильма Мика (Сандра Хюллер, "Между рядами", "Тони Эрдманн") также являются любовниками и известие о беременности Марго может не только сломать весь съемочный график, но и заставит ее навсегда распрощаться с мыслями о славе и кино. Нектар чужих афродизиаков так вскружил голову Сибил, что она понимает - перед ней готовая книга, ради которой надо не пренебрегать консультациями, быть готовой в любое время дня и ночи оказать помощь и, наконец, отправиться вслед за своей сумасбродной пациенткой на остров с действующим вулканом, где будет происходить съемочный процесс с участием Марго, Игора и Мики.
С большим мастерством Жюстин Трие в "Соблазне" объединяет реальное в жизни Сибил и вымышленное ею же для написания книги, придавая этому острый характер в первую очередь эротических дежавю, в которых главная героиня романа отдается Габриэлю (Нильс Шнайдер, "Куриоса"), отцу первого ребенка протагонистки. Мечты характера Виржини Эфира о страстном сексе, сублимация которого по всей видимости была регулярным дымом из психотерапевтической трубы, становятся главной движущей силой для происходящего, и именно желание быть поближе к соблазнительному, с точки зрения писательства, пламени реальных страстей и реальной драме заставляет давать свободу всем внутренним демонам Сибил, замужней матери двоих детей. Как постановщица Трие часто смешивает в этой картине многие сцены и фрагменты зачастую без всякой связи, нарушая логику и представляя многослойность из реальности, желаний, ретроспекций и иллюзий в только ей ведомом порядке. Этот эффект позволяет ей не только удерживать дыхание зрительного зала, но и еще загадочным образом удерживать равновесие в эфемерной сюжетной конструкции, где все держится на прикосновениях, проникновениях, истериках и попытках душевных бесед. Увлекаясь раз за разом все больше и больше главная героиня не понимает, что движется по пути, где уровень вложенности объектов ее внимания и заботы может стремительно сокращаться, и что в главной кульминационной точке Сибил откроет неминуемо ящичек Пандоры. Она действительно с трудом осознает, что за пределами ее территории, ее убежища, ее психотерапевтического кабинета бурлит такая жизнь, что на кушетке во время приема она сталкивается только с тем, что удобно изложить тому или иному пациенту. Появление такого вроде бы мудрого и бесконечно эмпатирующего всем персонажа Эфира имеет каталитический эффект, она становится тем новым человеком, благодаря которому у Мики появляется возможность наладить контакт со всеми на площадке на совершенно новом уровне. Благодаря идеям Трие центральный персонаж фильма получает даже не трехмерность, Сибил страрается быть хорошей и искренней во всем, кроме своего литературного творчества, она и нежная мать, которая в третьем акте, тем не менее, вызывает множество вопросов, чуткий и неравнодушный психотерапевт, способная на самые нестандартные поступки и страстная любовница в сексуальных сценах. Пустившись во все тяжкие на экране, Виржини Эфира очень хорошо понимает, что в кадре ее характер должен жить эмоциями и быть настоящей, чего нельзя сказать обо всех участниках показанной киногруппы, упаковавших до следующих съемок все способности и мысли о флирте и развлечениях. То, что казалась Сибил настоящим становится просто игрой, которую она взялась стенографировать.
Своим "Соблазном" Жюстин Трие показывает мудрость и проницательность и подталкивает зрителей ко вполне очевидной мысли, что за фасадом успешных и состоявшихся в творчестве и бизнесе матерей скрывается такое, что туда лучше и лишний раз не заглядывать. По хорошо замаскированной мысли режиссера "нормальная" жизнь с трудом совмещается с творчеством, а попытки совместить все под одним семейным знаменателем могут привести к необратимости и прогнозируемым разрушениям личности. Кризис, в котором оказалась Марго, предсказуемо оказывается самым сложным в практике персонажа Виржини Эфира, он заставляет протагонистку рассуждать о мечтах и потерях и показывает, что Сибил с какого-то момента жила по абсолютно чужим и навязанным приоритетам о превосходной работе, карьере, стабильности и отношениях с человеком, который уже давно не может разжечь в ней внутреннего огня. Социальное удобство и комфорт скатываются в кризис, который Трие нелинейно рассматривает со всех сторон и выводит именно на уровень экзистенциального высказывания. Собственную психическую хрупкость и ранимость своей главной героини постановщица предпочитает скрывать, как правило, пряча ее за многочисленными насмешками над Сибил и ее вымышленной от начала и до конца жизненной Вселенной, где нет своих супергероев, но где все или ужасно, или очень весело. Кризис характера Эфира связан еще и с тем, что пронзительные романы интересуют перегруженную информацией публику сейчас намного меньше, чем раньше, из-за этого большим и очень своеобразно рассмотренным ответом становится показанное в этой картине, как предостережение о том, нужно ли полностью отдаваться писательскому ремеслу не имея на то ни куража и ни творческих амбиций. Поэтому в "Соблазне" Трие пытается добиться невозможного и разрешить кинематографическую квадратуру круга, используя внутреннюю боль и трагедию главной героини совместно с комедийной подачей, получается это у нее не всегда виртуозно, но талантливо, потому что далеко не всегда история о навязчивой идее может быть показана с такой испепеляющей пронзительностью.
5
,6
2019, Триллеры
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Соблазн" французского режиссера и сценариста Жюстин Трие ("В постели с Викторией", "Возраст паники") была показана в этом году в основном конкурсе программы Каннского фестиваля и стала очевидным прорывом постановщицы на совершенно новую территорию, которая хорошо освоена такими мэтрами кино, как Пол Верховен и Вуди Аллен. С одной стороны, она демонстрирует эмоциональный женский взгляд на природу психологического триллера, с другой - откровенно заигрывает с черной комедией, делая попеременные качания в ту и другую стороны и создавая ленту, в которой психотерапия тесно переплетается эротикой на уровне вышедшего из-под контроля нарратива мыльной оперы. Трие при этом удается практически до предела наполнить ленту внутренним иррациональным беспокойством главной героини Сибил (Виржини Эфира, "Продолжай идти", "Непотопляемые"), по имени которой назван фильм в оригинальном варианте. Идея Трие показать женщину средних лет, которая разрывается между своим профессиональным долгом и личным желанием создать что-то для вечности, вряд ли может считаться новой. Однако автор проекта уверенно чувствует очевидный тренд мирового кино показывать людей, которые либо не могут жить собственной жизнью и выбирают для себя ту или иную модель поведения, либо, что в разы хуже и страшнее, начинают доносить до широкой публики свои (или чужие) подсмотренные фрагменты бытия без всяких купюр и художественной обработки. В прошлом году Оливье Ассайас в "Двойной жизни" рассматривал образ писателя, который основой для своих романов делал свои амурные похождения, облекая их хотя бы в достойную форму. У Трие все намного более просто, жестко и непредсказуемо, созданный ей центральный персонаж мечтает также написать книгу, но попадает в гораздо более суровую гущу событий по сравнению с фильмом Ассайаса. При помощи героини Виржини Эфира она пытается показать и укротить настоящий хаос, нагрянувший на ничем не примечательное французское семейство, в котором экзальтированная мать становится не только позором семьи, но и из образцового психотерапевта превращается в подобие подглядывающей и активно участвующей в жизни одной из своих пациенток. Жюстин Трие иногда кажется в новой ленте слишком многословной, иногда - слишком предсказуемой, но она совместно с Артур Харари ("Черный алмаз") и Дэвидом Х. Пикерингом ("Долина любви", "Поздние цветы") написала историю, которая не является повторением многих артхаусных клише. Поэтому "Соблазн" становится ближе чем-то похож на собранный пазл, в котором максимально четко прописаны все соглашения о равновесии между семьей и искусством, обязанными находить отражение именно в творчестве современных женщин. В прологе "Соблазна" Трие главная героиня встречается с издателем в китайском ресторане и делится с ним своими планами о том, чтобы послать приносящую стабильный доход психотерапевтическую практику куда подальше и попытаться воскресить собственный талант к писательству. Режиссер предпочитает показывать в первом акте Сибил как женщину, которая еще пока твердо знает, чего она хочет, и которая понимает, что именно сейчас должна начать осуществляться ее давняя мечта. Стабильность и рутина для характера Эфира выступают в этом случае явным спусковым механизмом, и поэтому Сибил с большой легкостью начинает разрушать своими же руками психотерапевтическую практику, которая складывалась у нее на протяжении нескольких лет. Внешне она выглядит абсолютно смелой и не боящейся трудностей, но белый экран компьютера постоянно намекает на то, что мало объявить себя писательницей, нужно иметь в голове хотя бы небольшой сюжет или его идею для дальнейшей разработки. По сути своей Жюстин Трие показывает зрителям идею некого пустого сосуда в лице главной героини, в который можно за непонятностью применения складывать и сбрасывать что заблагорассудится. Отчаянный недостаток вдохновения Сибил компенсирует не алкоголем или употреблением психоактивных веществ (тогда лента Трие носила бы печать банальности и не попала бы ни в какие Канны), она находит неожиданную удачу в лице своей новой (и последней!) пациентки Марго (Адель Экзаркопулос, "Нуреев. Белый ворон", "Страсть и верность"), которая становится настоящим генератором для ее литературного опуса, находясь посреди разрушительного жизненного кризиса. Экзаркопулос играет молодую актрису, которая забеременела от своего партнера по съемочной площадке Игора (сиропный Гаспар Ульель, "Один король — одна Франция", "На краю света"), мужчины с тончайшей душевной организацией, который, видимо, слабо представляет, что у молодых женщин фертильность зашкаливает. Тут же перонаж Эфира узнает о том, что Игор и режиссер снимаемого фильма Мика (Сандра Хюллер, "Между рядами", "Тони Эрдманн") также являются любовниками и известие о беременности Марго может не только сломать весь съемочный график, но и заставит ее навсегда распрощаться с мыслями о славе и кино. Нектар чужих афродизиаков так вскружил голову Сибил, что она понимает - перед ней готовая книга, ради которой надо не пренебрегать консультациями, быть готовой в любое время дня и ночи оказать помощь и, наконец, отправиться вслед за своей сумасбродной пациенткой на остров с действующим вулканом, где будет происходить съемочный процесс с участием Марго, Игора и Мики. С большим мастерством Жюстин Трие в "Соблазне" объединяет реальное в жизни Сибил и вымышленное ею же для написания книги, придавая этому острый характер в первую очередь эротических дежавю, в которых главная героиня романа отдается Габриэлю (Нильс Шнайдер, "Куриоса"), отцу первого ребенка протагонистки. Мечты характера Виржини Эфира о страстном сексе, сублимация которого по всей видимости была регулярным дымом из психотерапевтической трубы, становятся главной движущей силой для происходящего, и именно желание быть поближе к соблазнительному, с точки зрения писательства, пламени реальных страстей и реальной драме заставляет давать свободу всем внутренним демонам Сибил, замужней матери двоих детей. Как постановщица Трие часто смешивает в этой картине многие сцены и фрагменты зачастую без всякой связи, нарушая логику и представляя многослойность из реальности, желаний, ретроспекций и иллюзий в только ей ведомом порядке. Этот эффект позволяет ей не только удерживать дыхание зрительного зала, но и еще загадочным образом удерживать равновесие в эфемерной сюжетной конструкции, где все держится на прикосновениях, проникновениях, истериках и попытках душевных бесед. Увлекаясь раз за разом все больше и больше главная героиня не понимает, что движется по пути, где уровень вложенности объектов ее внимания и заботы может стремительно сокращаться, и что в главной кульминационной точке Сибил откроет неминуемо ящичек Пандоры. Она действительно с трудом осознает, что за пределами ее территории, ее убежища, ее психотерапевтического кабинета бурлит такая жизнь, что на кушетке во время приема она сталкивается только с тем, что удобно изложить тому или иному пациенту. Появление такого вроде бы мудрого и бесконечно эмпатирующего всем персонажа Эфира имеет каталитический эффект, она становится тем новым человеком, благодаря которому у Мики появляется возможность наладить контакт со всеми на площадке на совершенно новом уровне. Благодаря идеям Трие центральный персонаж фильма получает даже не трехмерность, Сибил страрается быть хорошей и искренней во всем, кроме своего литературного творчества, она и нежная мать, которая в третьем акте, тем не менее, вызывает множество вопросов, чуткий и неравнодушный психотерапевт, способная на самые нестандартные поступки и страстная любовница в сексуальных сценах. Пустившись во все тяжкие на экране, Виржини Эфира очень хорошо понимает, что в кадре ее характер должен жить эмоциями и быть настоящей, чего нельзя сказать обо всех участниках показанной киногруппы, упаковавших до следующих съемок все способности и мысли о флирте и развлечениях. То, что казалась Сибил настоящим становится просто игрой, которую она взялась стенографировать. Своим "Соблазном" Жюстин Трие показывает мудрость и проницательность и подталкивает зрителей ко вполне очевидной мысли, что за фасадом успешных и состоявшихся в творчестве и бизнесе матерей скрывается такое, что туда лучше и лишний раз не заглядывать. По хорошо замаскированной мысли режиссера "нормальная" жизнь с трудом совмещается с творчеством, а попытки совместить все под одним семейным знаменателем могут привести к необратимости и прогнозируемым разрушениям личности. Кризис, в котором оказалась Марго, предсказуемо оказывается самым сложным в практике персонажа Виржини Эфира, он заставляет протагонистку рассуждать о мечтах и потерях и показывает, что Сибил с какого-то момента жила по абсолютно чужим и навязанным приоритетам о превосходной работе, карьере, стабильности и отношениях с человеком, который уже давно не может разжечь в ней внутреннего огня. Социальное удобство и комфорт скатываются в кризис, который Трие нелинейно рассматривает со всех сторон и выводит именно на уровень экзистенциального высказывания. Собственную психическую хрупкость и ранимость своей главной героини постановщица предпочитает скрывать, как правило, пряча ее за многочисленными насмешками над Сибил и ее вымышленной от начала и до конца жизненной Вселенной, где нет своих супергероев, но где все или ужасно, или очень весело. Кризис характера Эфира связан еще и с тем, что пронзительные романы интересуют перегруженную информацией публику сейчас намного меньше, чем раньше, из-за этого большим и очень своеобразно рассмотренным ответом становится показанное в этой картине, как предостережение о том, нужно ли полностью отдаваться писательскому ремеслу не имея на то ни куража и ни творческих амбиций. Поэтому в "Соблазне" Трие пытается добиться невозможного и разрешить кинематографическую квадратуру круга, используя внутреннюю боль и трагедию главной героини совместно с комедийной подачей, получается это у нее не всегда виртуозно, но талантливо, потому что далеко не всегда история о навязчивой идее может быть показана с такой испепеляющей пронзительностью.