Дебютная полнометражная работа "Потерянный остров" режиссера Дениса Силякова стала первой экранной адаптацией пьесы "Остров Рикоту" современного драматурга Натальи Мошиной, поставленной в десятках российских театров и получившей признание в театральных кругах. Работа Силякова, замкнутая в пределах одной красивейшей природной локации и снятая на Курилах, на острове Кунашир, выглядит как мистический артхаусный триллер, который переполнен метафорами и особым настроением безысходности и изолированности. С одной стороны, "Потерянный остров" отражает мечту многих экологических активистов, которые хотят, подобно далеким предкам, жить в гармонии с природой, однако там, где блага цивилизации в виде электричества и водопровода почитаются за счастье, проживание очень быстро вырождается в выживание, деградацию и одичание. Кроме того, работа Мошиной и Силякова показывает процесс вовлечения в общину из 12 человек, жители которой совершенно искренне считают себя центром мира и открыто высмеивают то, что существует за пределами Рикоту и стараются открыто обрубать все контакты с большой землей. Зачем нужен взрослый мужчина в детородном возрасте одиноким островитянкам? Ответ - очевиден, особенно там, где всем островным хозяйством управляет уже немолодой Антонов (Юрий Долгинцов), который создает из этого небольшого клочка суши аналог добровольной тюрьмы для невозвращенцев. Однако масштаб событий пьесы Натальи Мошиной далек от антиутопии и выстраивает традиционный конфликт между чужаком и местными в виде страшной сказки с колоритными персонажами, у каждого из которых есть своя самобытная история. прибившая его к Рикоту. В качестве глубинной основы сюжета оригинальной пьесы и фильма Силякова лежит некий лабораторный эксперимент, реализация определенной мечты. На Рикоту нет коренных жителей, все приезжие, если не сказать проще - прибившиеся, и мысль о появлении коренных островитян с точки зрения авторов не является вопросом праздным, а выводит картину в философскую плоскость и открыто ставит вопрос о продолжении жизни в мире, который еще пытается сохранить свою половую идентичность и до которого не дошли в силу оторванности все эти новомодные течения, где отказ от детей становится нормой. Поэтому "Потерянный остров" завораживает, привораживает и не отпускает, подавляя волю и жестоко карая за это беглецов, кто-то за таким материалом увидит трагедию жесткого подавления свободы выбора, кто-то - добровольный отказ от своей прежней жизни, но за всем этим хорошо просматривается драма принятия обстоятельств, смирения и покорности неким иррациональным силам.
В прологе "Потерянного острова" Дениса Силякова главный герой, экономический обозреватель глянцевого журнала Игорь Воеводин (Даниил Масленников, "Райские кущи", сериал "Косатка"), долгое время не может припарковаться в столице, в Москве, и опаздывает на важное редакционное совещание в журнале, где он работает. Метафоричность повествования и его условность начинаются буквально с первых кадров, когда протагонист не может найти свой причал в Первопрестольной и вынужден отправиться на Дальний Восток для выполнения редакционного задания и предоставить большой очерк об острове Рикоту и его жителях. Когда герой Масленникова оказывается на этом клочке суши в Тихом океане, ничего не предвещает больших тревог и личных бед. На Рикоту существует небольшой цех по разделке рыбы, где в условиях, далеких от производственного комфорта и автоматизации, трудятся местные жительницы. Реальность шокирует и вдохновляет столичного журналиста, очевидно, что у дюжины местных есть какая-то своя общая тайна, которая заставляет их сплачиваться и держаться вместе из-за отсутствия радиосвязи и ощутимой удаленности от внешнего мира. Воеводин пытается поговорить с некоторыми местными жителями и взять у них запланированные интервью, но всякий раз наталкивается на маловнятные рассказы о спасении своих собеседников из вод, омывающих Рикоту, или экстренной эвакуации с соседних островов. Так, Алексадра Петровна (Татьяна Догилева, "О чём говорят мужчины. Продолжение", "Жги!") освоила за десятилетие жизни вдали от больших городов целый набор полезных профессий, о своей работе она рассказывает герою Масленникова в деловитой и натуралистичной манере, наибольшее впечателение на него производит простой и спокойный рассказ о том, как и в какой последовательности нужно разделывать тюленей. Глаза Татьяны Догилевой излучают при этом свет и тепло женщины, которая знает, как нужно договариваться с природой и брать от нее морские дары. Немного позже в "балок" (это слово, обозначающее островное жилище, перекочевало в фильм из оригинала пьесы Натальи Мошиной) с угощением для московского гостя приходит Аня (Наталья Фрей), которой в фильме отведена роль местной колдуньи-обольстительницы. Героиня Фрей представляется как специалист по альгологии, однако по огоньку, загорающемуся в глазах Воеводина заметно, что беседовать с Аней он будет отнюдь не о водорослях, в изучении которых она, безусловно, преуспела.
У дебютанта Дениса Силякова в "Потерянном острове" потенциал авторского высказывания на сложную тему оказывается использованным практически полностью, при этом адаптированный Натальи Мошиной сценарий оказывается способен говорить со зрителями на те же самые темы более отвлеченно, чем в пьесе. Иногда при просмотре складывается впечатление, что вот-вот возникнет постапокалиптический поворот или кто-то из аборигенов Рикоты начнет впадать в настоящее кликушество от вынужденной изоляции, узкого круга общения и общего подавленного настроения. Но этого не происходит. Когда протагонист при помощи Ани, которая, по всей видимости, не понимает, что такое возраст, начинается знакомиться с набором личных дел обитателей острова, то понимает, что такая уединенная жизнь сделала из преступников и психически неуравновешенных людей практически идеальных членов нового микросообщества. Время на Рикоте, впрочем, как и в любом другом уединенном месте, начинает течь для главного героя Воеводина совершенно в ином измерении, оно останавливается. Работа над очерком для далекой Москвы становится тем малозначительным трудом, который служит поводом, чтобы оставаться на острове как можно дольше. Мистика экранной истории такова, что женщины острова готовы исполнить отдельный обряд, который помешает главному герою начать движение обратно в столицу. Олицетворяющая личную свободу, обритая наголо Людмила (Марина Черкунова) готова рвануть на пару с приезжим с Рикоты на моторном баркасе, но благодаря привороту от обладающей особой силой Ани Игорь остается на острове. Голос Мошиной в качестве сценариста и драматурга этой ленты оказывается при этом весьма противоречивым. Герой Даниила Масленникова мечется между двумя мирами, мечется между двумя цивилизациями и лишенный воли, вынужден остаться на острове и стать отцом ребенка для решившей все за него Ани. Как сохранить душевное здоровье жителям Рикоты, если они уже верят в новую историю, которая берет свое начало от их острова? Только отрицать существование Москвы, России и всего остального мира, контакты с которым сознательно сведены к минимуму. Из Богом забытого места остров неожиданно становится точкой на карте, где, как кажется, появится целая новая Вселенная, не меньше.
Благостная наивность для "Потерянного острова" основной составляющей, заставляющей верить, как героям пьесы Натальи Мошиной, так и героям этой экранной притчи, в которой большая часть цивилизационных завоеваний намеренно вынесена за скобки, а оставлены только первородные верования и страхи, которые подобно истинным галлюцинациям плотно засели в голове у жителей Рикоты. Третий акт ленты Силякова идет против всякой логики и рассчитывает только на deus ex machina, бога из машины, делающего Аню одновременно и колдуньей, и соблазнительницей, и демиургом. Если вы готовы принять ходы, дающие драматургическое движение, но лишенные зачастую логики, то "Потерянный остров" окажется вашим фильмом и начнет играть всеми смыслами и библейскими параллелями, заложенными в нем, возможно, даже против воли самих авторов. Иначе - сначала научитесь верить в чудеса и отбрасывать от себя все лишнее и суету и только после этого герои истории станут вызывать доверие. Поэтому "Потерянный остров" показывает альтернативный путь для любого жителя мегаполиса: убежать обратно в природу, в глухомань, спрятаться, закрыться от всего остального мира и начать воздвигать при этом что-то собственное и умеренно грандиозное. Неплохо при таких действиях вспомнить обряды пращуров и превратиться в язычника, больше доверяющего природным, не небесным силам. Для современной жизни лента Дениса Силякова оказывается проектом, если не дающим открыто ответы на вопросы "Как спастись из нарастающей общественной энтропии?" и "Как не стать щепкой в потоке неопределенностей?", то предлагающим выбрать природу в качестве базовой составляющей и начать жить с ней в полном согласии. Возможно ли такое без наваждений, гипноза и колдовства - очень сомневаюсь. Но пьеса "Остров Рикоту" и фильм, снятый по ней, остро чувствуют и диагностируют общественные страхи, беспокоят в открытую зрителей во время просмотра и выплескиваются в зал очень острыми посланиями, намного превосходящими обычный триллер. Вопрос обретения общего состояния счастья так сильно волнует авторов, что благоразумный вывод напрашивается только один - бросить все к чертям, всю цивилизацию с ее ценностями и начать жить в узком кругу себе подобных без привлечения приворотов и всяких других потусторонних практик.
4
,5
2019, Россия, Драмы
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная полнометражная работа "Потерянный остров" режиссера Дениса Силякова стала первой экранной адаптацией пьесы "Остров Рикоту" современного драматурга Натальи Мошиной, поставленной в десятках российских театров и получившей признание в театральных кругах. Работа Силякова, замкнутая в пределах одной красивейшей природной локации и снятая на Курилах, на острове Кунашир, выглядит как мистический артхаусный триллер, который переполнен метафорами и особым настроением безысходности и изолированности. С одной стороны, "Потерянный остров" отражает мечту многих экологических активистов, которые хотят, подобно далеким предкам, жить в гармонии с природой, однако там, где блага цивилизации в виде электричества и водопровода почитаются за счастье, проживание очень быстро вырождается в выживание, деградацию и одичание. Кроме того, работа Мошиной и Силякова показывает процесс вовлечения в общину из 12 человек, жители которой совершенно искренне считают себя центром мира и открыто высмеивают то, что существует за пределами Рикоту и стараются открыто обрубать все контакты с большой землей. Зачем нужен взрослый мужчина в детородном возрасте одиноким островитянкам? Ответ - очевиден, особенно там, где всем островным хозяйством управляет уже немолодой Антонов (Юрий Долгинцов), который создает из этого небольшого клочка суши аналог добровольной тюрьмы для невозвращенцев. Однако масштаб событий пьесы Натальи Мошиной далек от антиутопии и выстраивает традиционный конфликт между чужаком и местными в виде страшной сказки с колоритными персонажами, у каждого из которых есть своя самобытная история. прибившая его к Рикоту. В качестве глубинной основы сюжета оригинальной пьесы и фильма Силякова лежит некий лабораторный эксперимент, реализация определенной мечты. На Рикоту нет коренных жителей, все приезжие, если не сказать проще - прибившиеся, и мысль о появлении коренных островитян с точки зрения авторов не является вопросом праздным, а выводит картину в философскую плоскость и открыто ставит вопрос о продолжении жизни в мире, который еще пытается сохранить свою половую идентичность и до которого не дошли в силу оторванности все эти новомодные течения, где отказ от детей становится нормой. Поэтому "Потерянный остров" завораживает, привораживает и не отпускает, подавляя волю и жестоко карая за это беглецов, кто-то за таким материалом увидит трагедию жесткого подавления свободы выбора, кто-то - добровольный отказ от своей прежней жизни, но за всем этим хорошо просматривается драма принятия обстоятельств, смирения и покорности неким иррациональным силам. В прологе "Потерянного острова" Дениса Силякова главный герой, экономический обозреватель глянцевого журнала Игорь Воеводин (Даниил Масленников, "Райские кущи", сериал "Косатка"), долгое время не может припарковаться в столице, в Москве, и опаздывает на важное редакционное совещание в журнале, где он работает. Метафоричность повествования и его условность начинаются буквально с первых кадров, когда протагонист не может найти свой причал в Первопрестольной и вынужден отправиться на Дальний Восток для выполнения редакционного задания и предоставить большой очерк об острове Рикоту и его жителях. Когда герой Масленникова оказывается на этом клочке суши в Тихом океане, ничего не предвещает больших тревог и личных бед. На Рикоту существует небольшой цех по разделке рыбы, где в условиях, далеких от производственного комфорта и автоматизации, трудятся местные жительницы. Реальность шокирует и вдохновляет столичного журналиста, очевидно, что у дюжины местных есть какая-то своя общая тайна, которая заставляет их сплачиваться и держаться вместе из-за отсутствия радиосвязи и ощутимой удаленности от внешнего мира. Воеводин пытается поговорить с некоторыми местными жителями и взять у них запланированные интервью, но всякий раз наталкивается на маловнятные рассказы о спасении своих собеседников из вод, омывающих Рикоту, или экстренной эвакуации с соседних островов. Так, Алексадра Петровна (Татьяна Догилева, "О чём говорят мужчины. Продолжение", "Жги!") освоила за десятилетие жизни вдали от больших городов целый набор полезных профессий, о своей работе она рассказывает герою Масленникова в деловитой и натуралистичной манере, наибольшее впечателение на него производит простой и спокойный рассказ о том, как и в какой последовательности нужно разделывать тюленей. Глаза Татьяны Догилевой излучают при этом свет и тепло женщины, которая знает, как нужно договариваться с природой и брать от нее морские дары. Немного позже в "балок" (это слово, обозначающее островное жилище, перекочевало в фильм из оригинала пьесы Натальи Мошиной) с угощением для московского гостя приходит Аня (Наталья Фрей), которой в фильме отведена роль местной колдуньи-обольстительницы. Героиня Фрей представляется как специалист по альгологии, однако по огоньку, загорающемуся в глазах Воеводина заметно, что беседовать с Аней он будет отнюдь не о водорослях, в изучении которых она, безусловно, преуспела. У дебютанта Дениса Силякова в "Потерянном острове" потенциал авторского высказывания на сложную тему оказывается использованным практически полностью, при этом адаптированный Натальи Мошиной сценарий оказывается способен говорить со зрителями на те же самые темы более отвлеченно, чем в пьесе. Иногда при просмотре складывается впечатление, что вот-вот возникнет постапокалиптический поворот или кто-то из аборигенов Рикоты начнет впадать в настоящее кликушество от вынужденной изоляции, узкого круга общения и общего подавленного настроения. Но этого не происходит. Когда протагонист при помощи Ани, которая, по всей видимости, не понимает, что такое возраст, начинается знакомиться с набором личных дел обитателей острова, то понимает, что такая уединенная жизнь сделала из преступников и психически неуравновешенных людей практически идеальных членов нового микросообщества. Время на Рикоте, впрочем, как и в любом другом уединенном месте, начинает течь для главного героя Воеводина совершенно в ином измерении, оно останавливается. Работа над очерком для далекой Москвы становится тем малозначительным трудом, который служит поводом, чтобы оставаться на острове как можно дольше. Мистика экранной истории такова, что женщины острова готовы исполнить отдельный обряд, который помешает главному герою начать движение обратно в столицу. Олицетворяющая личную свободу, обритая наголо Людмила (Марина Черкунова) готова рвануть на пару с приезжим с Рикоты на моторном баркасе, но благодаря привороту от обладающей особой силой Ани Игорь остается на острове. Голос Мошиной в качестве сценариста и драматурга этой ленты оказывается при этом весьма противоречивым. Герой Даниила Масленникова мечется между двумя мирами, мечется между двумя цивилизациями и лишенный воли, вынужден остаться на острове и стать отцом ребенка для решившей все за него Ани. Как сохранить душевное здоровье жителям Рикоты, если они уже верят в новую историю, которая берет свое начало от их острова? Только отрицать существование Москвы, России и всего остального мира, контакты с которым сознательно сведены к минимуму. Из Богом забытого места остров неожиданно становится точкой на карте, где, как кажется, появится целая новая Вселенная, не меньше. Благостная наивность для "Потерянного острова" основной составляющей, заставляющей верить, как героям пьесы Натальи Мошиной, так и героям этой экранной притчи, в которой большая часть цивилизационных завоеваний намеренно вынесена за скобки, а оставлены только первородные верования и страхи, которые подобно истинным галлюцинациям плотно засели в голове у жителей Рикоты. Третий акт ленты Силякова идет против всякой логики и рассчитывает только на deus ex machina, бога из машины, делающего Аню одновременно и колдуньей, и соблазнительницей, и демиургом. Если вы готовы принять ходы, дающие драматургическое движение, но лишенные зачастую логики, то "Потерянный остров" окажется вашим фильмом и начнет играть всеми смыслами и библейскими параллелями, заложенными в нем, возможно, даже против воли самих авторов. Иначе - сначала научитесь верить в чудеса и отбрасывать от себя все лишнее и суету и только после этого герои истории станут вызывать доверие. Поэтому "Потерянный остров" показывает альтернативный путь для любого жителя мегаполиса: убежать обратно в природу, в глухомань, спрятаться, закрыться от всего остального мира и начать воздвигать при этом что-то собственное и умеренно грандиозное. Неплохо при таких действиях вспомнить обряды пращуров и превратиться в язычника, больше доверяющего природным, не небесным силам. Для современной жизни лента Дениса Силякова оказывается проектом, если не дающим открыто ответы на вопросы "Как спастись из нарастающей общественной энтропии?" и "Как не стать щепкой в потоке неопределенностей?", то предлагающим выбрать природу в качестве базовой составляющей и начать жить с ней в полном согласии. Возможно ли такое без наваждений, гипноза и колдовства - очень сомневаюсь. Но пьеса "Остров Рикоту" и фильм, снятый по ней, остро чувствуют и диагностируют общественные страхи, беспокоят в открытую зрителей во время просмотра и выплескиваются в зал очень острыми посланиями, намного превосходящими обычный триллер. Вопрос обретения общего состояния счастья так сильно волнует авторов, что благоразумный вывод напрашивается только один - бросить все к чертям, всю цивилизацию с ее ценностями и начать жить в узком кругу себе подобных без привлечения приворотов и всяких других потусторонних практик.