Увлекающий и искрящийся эмоциями проект "Ослеплённый светом" режиссера и сценариста Гуриндер Чадха ("Ангус, стринги и поцелуи взасос", "Играй, как Бекхэм") был представлен в начале прошлого года на американском фестивале независимого кино "Сандэнс". Лента, снятая по автобиографической книге "Приветствия из Бери-Парка" британского журналиста Сарфраза Манзура выступившего также и в качестве одного из авторов сценария, рассказывает о судьбе британского подростка, который родился в семье иммигрантов из Пакистана и смог изменить свою жизнь благодаря песням великого рок-трибуна Брюса Спрингстина во второй половине 80-х. Главный герой фильма в исполнении Вивеика Калры (сериалы "Поместье в Индии" и "Ближайший родственник") находит в своей жизни настоящий маяк в виде рок-гимнов американского певца, эта музыка будоражит его по-настоящему и позволяет не только понять, что нужно жить своей мечтой в любых, даже самых трудных обстоятельствах, но и заставляет поверить в себя и собственное творчество, понять, что метким словом можно будоражить множество людей. Для Чадха, как для постановщицы, важно показать, что мальчик, родившийся на территории Британии, стремится быть открытым к множеству других культур и не превращается в оголтелого исламиста, его навязчивая идея, его одержимость американской мечтой в чистом виде показывает готовность принятия традиционных для западного мира ценностей и понятий. Жанрово картина может быть позиционирована как драматическая комедия с элементами мюзикла и типичной болливудской постановки, где за основу сонгов, которые исполняются артистами, взято почти два десятка песен Спрингстина уже давно ставших классикой. Музыка, настоящая и очищенная от налета пластиковой поп-шелухи, рассматривается режиссером как средство освобождения протагониста, слова песен становятся своеобразной библией на каждый день. Незаметно для самого себя центральный персонаж начинает разговаривать фразами своего заокеанского кумира, покупает себе джинсовую куртку и красную бандану и находит работающую ролевую модель, которая начинает его выделять из толпы сверстников. Лента Чадха пытается быть невозмутимо серьезным и амбициозно-романтичным, когда рассказывает при помощи подростковой драмы об обретении веры в себя и желании делать то, к чему лежит душа. Поэтому "Ослеплённый светом" в первую очередь стремится при помощи множества невероятных событий рассказать о силе музыки, позволяющей распуститься свежему цветку таланта главного героя, преодолев как собственные страхи начинающего автора, так и напряженные взаимоотношения со своим слишком практичным отцом, который далек от поэзии и творчества.
В самом начале "Ослеплённого светом", в 1980 году, Гуриндер Чадха показывает, как юные друзья Джавед и Мэтт с завистью смотрят с холма как по оживленной автостраде несутся в сторону Лондона десятки и сотни автомобилей, объезжая их родной городок Лутон, где уже давно ничего не происходит и жизнь даже для детей скучна и неинтересна. Когда спустя семь лет Джавед (Вивеик Калра) отправляется в последний класс средней школы, то он больше всего напоминает добровольного изгоя, зажатого в тисках родительского контроля со стороны отца Малика (Кулвиндер Гир), который постоянно напоминает ему о том, чтобы он не знакомился с девушками. В отличие от своего друга подросший Мэтт (Дин-Чарльз Чепмен, "1917", "Пассажир") является его полной противоположностью, модник с невероятным начесом на голове крутит романы, играет в группе и вообще видит будущее популярной музыки только за синтезаторами. Джавед уже несколько лет ведет дневники, в которые записывает множество мыслей о самом разном, и сочиняет стихи и тексты песен для группы Мэтта. Накрытая экономической депрессией консервативная Великобритания времен Маргарет Тэтчер более всего похожа на котел, где кипящая и самая модная поп-музыка тысячами звуков проливается на головы тинейджеров, потакая их вкусам и заставляя делиться на множество группировок от мрачных готов до любителей хип-хопа. Герой Калры, который не расстается с легендарным кассетным плеером Walkman, пытается быть как все, слушает Pet Shop Boys и находится вне всех школьных музыкальных кланов. Так происходит до тех пор, пока он не сталкивается в школьном коридоре сикха Рупса (Арон Фагура, сериал "Доктор Кто"), из плеера которого выпадает кассета с записью Брюса Спрингстина, знающего по мнению парня всю правду об этом непростом мире. Во время обеда персонаж Фагуры делится с Джаведом двумя записями "Босса", именно такое прозвище получил Спрингстин в фанатской среде, и обещает, что при помощи альбомов "Born in the USA" и "Darkness on the Edge of Town" его жизнь уже никогда не будет прежней. В то же самое время характер Калры, мечтающий стать писателем, обманывает родителей и вместо экономического профиля начинает посещать уроки литературы мисс Клэй (Хейли Этвелл, "Мстители: Финал", "Кристофер Робин"), которая открывает для себя еще один юный талант и начинает поддерживать Джаведа в его опытах работы со словом. Однако в конце первого акта ленты главный герой оказывается доведен до отчаяния своими подростковыми и семейными проблемами, собственное творчество кажется ему никчемным, отца увольняют с автомобильного завода, Мэтт не одобрил политический текст песни о Тэтчер. Жизнь проходит мимо и кажется, что слова Джаведа на белой бумаге больше никому не нужны. Даже ему самому.
Со страстностью мелодрамы Чадха показывает в "Ослеплённом светом" прозрение главного героя, когда он во время сильнейшей бури, налетевшей на Лутон, пытается избавиться от никому не нужных стихов. Триггер в виде песни Спрингстина "Dancing in the Dark", случайно включенной в это время в плеере, оказывается для протагониста подобным взрыву сверхновой в его сознании, неожиданно то, что было для него таким общим местом, его слова, начинают обрастать новыми смыслами. Голос незнакомого певца, его тексты песен, которые начинают проецироваться на стены зданий и окружающее пространство превосходно визуализируют тот опыт, который наверняка был в жизни каждого из нас. Джавед слышит то, что оказывается созвучным его собственному сердцу, пространство между двумя наушниками подростка буквально закипает, выброшенные стихи уже не кажутся чем-то неискренним и ненастоящим. Совершенно незнакомый певец за полчаса смог сделать для персонажа Калры намного больше, чем собственный отец, убивающий личность сына бесконечными невозможностями и ограничениями, чем скинхэды, гоняющие юного "пака" по улицам родного города, чем лучший друг детства, для которого увлеченность Джаведа политикой выглядела как что-то непонятное и тупиковое с точки зрения шоу-бизнеса. Для постановщицы доставляет большое удовольствие показывать, как одержимость Спрингстином и его песнями, становится для забитого подростка способом обретения и познания самого себя, не случайно, что мечтающий о романе с одноклассницей-активисткой Элизой (Нелл Уильямс, "Хороший лжец", сериал "В тихом омуте") юноша в самый ответственный момент использует тексты "Босса" для выражения своих самых сокровенных мыслей. Очевидно, что Чадха не стремится в этом случае к реалистичности и размещает в ткани фильма множество характерных мини-клипов, где песни Спрингстина оказываются камертоном для развития рок-н-ролльной притчи о свободе и желании жить в своей собственной системе координат, не порывая с традициями и ортодоксальной семьей. Режиссер очень увлеченно показывает уникальный способ обретения новой реальности через чужое искусство, через путь от мягкого послушного мальчика к юноше с собственным мнением и правом на самоопределение по части выбора собственного пути в жизни. При помощи многочисленных сцен Чадха показывает, что дети рано или поздно уходят, отрываются от родительской пуповины и начинают игнорировать ту культуру, которая насильно навязывалась им с детства. Именно из-за этого так предсказуем конфликт между отцом и сыном, конфликт между старым и новым без желания понять и услышать во время эмоционального возрастного кризиса Джаведа.
Крутой путь обретения протагонистом юношеских смыслов в "Ослеплённом светом" у Чадха показан настолько чисто и без иронии, что у зрителей не остается иного пути, как поверить в силу песен Спрингстина, их универсальность для любого жителя Земли, имеющего уши и разбирающего слова на английском. Намечающийся эскапизм Джаведа, его желание учиться подальше от дома в Манчестере просто и прекрасно интерпретируются в качестве бегства от безнадежности окружающей действительности, о желании перемен и, самое главное, об обретении уверенности относительно того дела, которому подросток хочет посвятить свою жизнь. Представление роли Вивеиком Калрой настолько органично, что не оставляет сомнений в аутентичности этого персонажа, чья юность пришлась на расцвет эпохи MTV и снижения интереса к рок-музыке в качестве двигателя общественных настроений молодых людей, как это было во времена хиппи. Гиперэмоциональность ленты, ее оптимизм и вера в силу слова песен Спрингстина и их магическое воздействие на центрального персонажа ни в коем случае не должны рассматриваться в виде манипулятивного трюка с аудиторией. Лента Чадха далека от клише выхода из тьмы на свет, она сознательно показывает, что творчество может делать людей лучше, увереннее и избавляться от собственных страхов и предубеждений. Признание со стороны школьного руководства и выигранный конкурс талантов в кульминационном моменте показывают, тем не менее, несколько важно поддерживать способности и креативность вовремя приходящим успехом, после которого начинают светиться глаза и вырастают крылья. Поэтому "Ослеплённый светом" оказывается безусловно понятным опытом для тех, кто при помощи искусства обретал спасение, и абсолютно не важно, был ли сезонный хит по радио или популярная авангардная картина. Массовая культура дифференцирует нас по волосам, одежде и гриму на лицах, но именно она оставляет нам право оставаться самими собой и, подобно Джаведу, жить мечтой и вкладывать в слова настощие чувства и переживания.
7
,8
2019, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Увлекающий и искрящийся эмоциями проект "Ослеплённый светом" режиссера и сценариста Гуриндер Чадха ("Ангус, стринги и поцелуи взасос", "Играй, как Бекхэм") был представлен в начале прошлого года на американском фестивале независимого кино "Сандэнс". Лента, снятая по автобиографической книге "Приветствия из Бери-Парка" британского журналиста Сарфраза Манзура выступившего также и в качестве одного из авторов сценария, рассказывает о судьбе британского подростка, который родился в семье иммигрантов из Пакистана и смог изменить свою жизнь благодаря песням великого рок-трибуна Брюса Спрингстина во второй половине 80-х. Главный герой фильма в исполнении Вивеика Калры (сериалы "Поместье в Индии" и "Ближайший родственник") находит в своей жизни настоящий маяк в виде рок-гимнов американского певца, эта музыка будоражит его по-настоящему и позволяет не только понять, что нужно жить своей мечтой в любых, даже самых трудных обстоятельствах, но и заставляет поверить в себя и собственное творчество, понять, что метким словом можно будоражить множество людей. Для Чадха, как для постановщицы, важно показать, что мальчик, родившийся на территории Британии, стремится быть открытым к множеству других культур и не превращается в оголтелого исламиста, его навязчивая идея, его одержимость американской мечтой в чистом виде показывает готовность принятия традиционных для западного мира ценностей и понятий. Жанрово картина может быть позиционирована как драматическая комедия с элементами мюзикла и типичной болливудской постановки, где за основу сонгов, которые исполняются артистами, взято почти два десятка песен Спрингстина уже давно ставших классикой. Музыка, настоящая и очищенная от налета пластиковой поп-шелухи, рассматривается режиссером как средство освобождения протагониста, слова песен становятся своеобразной библией на каждый день. Незаметно для самого себя центральный персонаж начинает разговаривать фразами своего заокеанского кумира, покупает себе джинсовую куртку и красную бандану и находит работающую ролевую модель, которая начинает его выделять из толпы сверстников. Лента Чадха пытается быть невозмутимо серьезным и амбициозно-романтичным, когда рассказывает при помощи подростковой драмы об обретении веры в себя и желании делать то, к чему лежит душа. Поэтому "Ослеплённый светом" в первую очередь стремится при помощи множества невероятных событий рассказать о силе музыки, позволяющей распуститься свежему цветку таланта главного героя, преодолев как собственные страхи начинающего автора, так и напряженные взаимоотношения со своим слишком практичным отцом, который далек от поэзии и творчества. В самом начале "Ослеплённого светом", в 1980 году, Гуриндер Чадха показывает, как юные друзья Джавед и Мэтт с завистью смотрят с холма как по оживленной автостраде несутся в сторону Лондона десятки и сотни автомобилей, объезжая их родной городок Лутон, где уже давно ничего не происходит и жизнь даже для детей скучна и неинтересна. Когда спустя семь лет Джавед (Вивеик Калра) отправляется в последний класс средней школы, то он больше всего напоминает добровольного изгоя, зажатого в тисках родительского контроля со стороны отца Малика (Кулвиндер Гир), который постоянно напоминает ему о том, чтобы он не знакомился с девушками. В отличие от своего друга подросший Мэтт (Дин-Чарльз Чепмен, "1917", "Пассажир") является его полной противоположностью, модник с невероятным начесом на голове крутит романы, играет в группе и вообще видит будущее популярной музыки только за синтезаторами. Джавед уже несколько лет ведет дневники, в которые записывает множество мыслей о самом разном, и сочиняет стихи и тексты песен для группы Мэтта. Накрытая экономической депрессией консервативная Великобритания времен Маргарет Тэтчер более всего похожа на котел, где кипящая и самая модная поп-музыка тысячами звуков проливается на головы тинейджеров, потакая их вкусам и заставляя делиться на множество группировок от мрачных готов до любителей хип-хопа. Герой Калры, который не расстается с легендарным кассетным плеером Walkman, пытается быть как все, слушает Pet Shop Boys и находится вне всех школьных музыкальных кланов. Так происходит до тех пор, пока он не сталкивается в школьном коридоре сикха Рупса (Арон Фагура, сериал "Доктор Кто"), из плеера которого выпадает кассета с записью Брюса Спрингстина, знающего по мнению парня всю правду об этом непростом мире. Во время обеда персонаж Фагуры делится с Джаведом двумя записями "Босса", именно такое прозвище получил Спрингстин в фанатской среде, и обещает, что при помощи альбомов "Born in the USA" и "Darkness on the Edge of Town" его жизнь уже никогда не будет прежней. В то же самое время характер Калры, мечтающий стать писателем, обманывает родителей и вместо экономического профиля начинает посещать уроки литературы мисс Клэй (Хейли Этвелл, "Мстители: Финал", "Кристофер Робин"), которая открывает для себя еще один юный талант и начинает поддерживать Джаведа в его опытах работы со словом. Однако в конце первого акта ленты главный герой оказывается доведен до отчаяния своими подростковыми и семейными проблемами, собственное творчество кажется ему никчемным, отца увольняют с автомобильного завода, Мэтт не одобрил политический текст песни о Тэтчер. Жизнь проходит мимо и кажется, что слова Джаведа на белой бумаге больше никому не нужны. Даже ему самому. Со страстностью мелодрамы Чадха показывает в "Ослеплённом светом" прозрение главного героя, когда он во время сильнейшей бури, налетевшей на Лутон, пытается избавиться от никому не нужных стихов. Триггер в виде песни Спрингстина "Dancing in the Dark", случайно включенной в это время в плеере, оказывается для протагониста подобным взрыву сверхновой в его сознании, неожиданно то, что было для него таким общим местом, его слова, начинают обрастать новыми смыслами. Голос незнакомого певца, его тексты песен, которые начинают проецироваться на стены зданий и окружающее пространство превосходно визуализируют тот опыт, который наверняка был в жизни каждого из нас. Джавед слышит то, что оказывается созвучным его собственному сердцу, пространство между двумя наушниками подростка буквально закипает, выброшенные стихи уже не кажутся чем-то неискренним и ненастоящим. Совершенно незнакомый певец за полчаса смог сделать для персонажа Калры намного больше, чем собственный отец, убивающий личность сына бесконечными невозможностями и ограничениями, чем скинхэды, гоняющие юного "пака" по улицам родного города, чем лучший друг детства, для которого увлеченность Джаведа политикой выглядела как что-то непонятное и тупиковое с точки зрения шоу-бизнеса. Для постановщицы доставляет большое удовольствие показывать, как одержимость Спрингстином и его песнями, становится для забитого подростка способом обретения и познания самого себя, не случайно, что мечтающий о романе с одноклассницей-активисткой Элизой (Нелл Уильямс, "Хороший лжец", сериал "В тихом омуте") юноша в самый ответственный момент использует тексты "Босса" для выражения своих самых сокровенных мыслей. Очевидно, что Чадха не стремится в этом случае к реалистичности и размещает в ткани фильма множество характерных мини-клипов, где песни Спрингстина оказываются камертоном для развития рок-н-ролльной притчи о свободе и желании жить в своей собственной системе координат, не порывая с традициями и ортодоксальной семьей. Режиссер очень увлеченно показывает уникальный способ обретения новой реальности через чужое искусство, через путь от мягкого послушного мальчика к юноше с собственным мнением и правом на самоопределение по части выбора собственного пути в жизни. При помощи многочисленных сцен Чадха показывает, что дети рано или поздно уходят, отрываются от родительской пуповины и начинают игнорировать ту культуру, которая насильно навязывалась им с детства. Именно из-за этого так предсказуем конфликт между отцом и сыном, конфликт между старым и новым без желания понять и услышать во время эмоционального возрастного кризиса Джаведа. Крутой путь обретения протагонистом юношеских смыслов в "Ослеплённом светом" у Чадха показан настолько чисто и без иронии, что у зрителей не остается иного пути, как поверить в силу песен Спрингстина, их универсальность для любого жителя Земли, имеющего уши и разбирающего слова на английском. Намечающийся эскапизм Джаведа, его желание учиться подальше от дома в Манчестере просто и прекрасно интерпретируются в качестве бегства от безнадежности окружающей действительности, о желании перемен и, самое главное, об обретении уверенности относительно того дела, которому подросток хочет посвятить свою жизнь. Представление роли Вивеиком Калрой настолько органично, что не оставляет сомнений в аутентичности этого персонажа, чья юность пришлась на расцвет эпохи MTV и снижения интереса к рок-музыке в качестве двигателя общественных настроений молодых людей, как это было во времена хиппи. Гиперэмоциональность ленты, ее оптимизм и вера в силу слова песен Спрингстина и их магическое воздействие на центрального персонажа ни в коем случае не должны рассматриваться в виде манипулятивного трюка с аудиторией. Лента Чадха далека от клише выхода из тьмы на свет, она сознательно показывает, что творчество может делать людей лучше, увереннее и избавляться от собственных страхов и предубеждений. Признание со стороны школьного руководства и выигранный конкурс талантов в кульминационном моменте показывают, тем не менее, несколько важно поддерживать способности и креативность вовремя приходящим успехом, после которого начинают светиться глаза и вырастают крылья. Поэтому "Ослеплённый светом" оказывается безусловно понятным опытом для тех, кто при помощи искусства обретал спасение, и абсолютно не важно, был ли сезонный хит по радио или популярная авангардная картина. Массовая культура дифференцирует нас по волосам, одежде и гриму на лицах, но именно она оставляет нам право оставаться самими собой и, подобно Джаведу, жить мечтой и вкладывать в слова настощие чувства и переживания.