Вторая полнометражная работа "Королева сердец" датского режиссера и сценариста Май эль-Туки ("Короче говоря", сериал "Наследие"), смешивающая вместе мораль, кризис среднего возраста и токсичные семейные отношения, стала одной из запоминающихся премьер на инди-фестивале "Сандэнс" в конце января этого года. Постановщица поднимает в этой психологической драме, которая использует при рассказе истории клише триллера, медленно тлеющие темы дурных поступков и рассказывает о том, как внутри внешне максимально благополучной женщины средних лет сосуществуют гуманизм по долгу службы и прорывающийся наружу животный эгоизм самки, которая всегда готова переступить условную общественную черту ради своих желаний. Эль-Туки в экранной истории, которую она написала вместе со сценаристом Марен Луизе Кеэне ("Шелли", сериал "Мост"), показывает, что за фасадом цивилизованного, респектабельного и внешне стерильного огромного скандинавского дома в лесу могут кипеть настоящие античные страсти. Главная героиня рассказа Анна (Трине Дюрхольм, "Быть Астрид Линдгрен", "Коммуна") стремится к полному контролю того, что происходит в ее семье, являясь одновременно и чудовищем, и "серым кардиналом". Очевидно, что успешность в профессии и способность помочь юным жертвам насилия накладывают на ее жизнь именно тот отпечаток, способный дать ей право на вседозволенность и манипулирование в семейной жизни, в которой ее муж Петер (Магнус Креппер, "Лекарство от здоровья", "Невеста дьявола") оказывается лишь номинальным главой семейства. Пожалуй, у персонажа Креппера даже слишком часто болит голова, хотя он временами и может себе позволить считать, что он, и никто другой, отвечает за ключевые решения. Концепт, который связан с адюльтером, когда жена от скуки начинает встречаться с мужчиной намного моложе (а иногда и в разы) моложе себя, не так прост, как это может показаться на первый взгляд и уж точно далек от простого инвертирования набоковской "Лолиты". Известная всем феминистка Аньес Варда разрабатывала нечто подобное "Королеве сердец" в своей ленте 1987 года "Мастер кунг-фу", где любовники также кратно отличались друг от друга в возрасте. Однако эль-Туки наделяет свою протагонистку отнюдь не чертами похотливой мамочки из трехиксовых фильмов, а показывает героиню в качестве одного из видов разбуженных сексуальных хищниц, способных разрушать семьи и ломать мужчин пополам, пряча за покорностью коварство. Поэтому "Королева сердец" представляет очень точный портрет женщины, которая всегда знает, чего она хочет, всегда способна выйти сухой из воды даже при трагических обстоятельствах и всегда на людях рисует портрет дамы, истово разделяющей семейные ценности.
В первом акте "Королева сердец" показывает, как можно жить в Дании, сочетая дикость в одной локации дикость окружающей природы и технологичность современности. У Анны, которая, по всей видимости, перешагнула сорокалетний рубеж внешне все выглядит образцово для женщины ее возраста. У характера Дюрхольм есть замечательный муж-доктор Питер и две юные дочери-двойняшки, вся ее жизнь переполнена спокойствием и благополучием. Сама Анна специализируется на юридической защите несовершеннолетних и в большей степени сконцентрирована на работе. Май эль-Туки показывает именно ту ситуацию, когда прежней любви между супругами уже нет, но нет и столкновений интересов вместе со скандалами. Жена демонстративно стремится постоянно уступать во всем своему мужу и показывает, что все территории между ними уже давно поделены. Их страсть, благодаря которой Анна увела Питера из прежней семьи, уже давно находится где-то возле нуля, их обеспеченной жизни можно только завидовать, а их лицемерие можно считать эталонным. Типаж, который играет Трине Дюрхольм довольно часто встречается в обычной жизни, такая женщина, которая всегда права, всегда имеет собственное и в единственном роде правильное мнение, является гарантом самоуверенности. К счастью, Анна показана не столь прямолинейно, как это может показаться на первый взгляд, Дюрхольм играет ту, которая способна принимать ошибки и слабости других, обладает практичностью и гибким умом, что позволяет ей всегда держать любую ситуацию под контролем, пользуясь интеллектом и обаянием. Эль-Туки стремится максимально естественно представить своего центрального персонажа, поэтому очень часто обнажает актрису не только душевно, но и физически. В одной из сцен, где Анна пристально рассматривает свое тело на пороге природной осени, четко звучит диссонанс об уходящей привлекательности и желании получить больше, чем есть сейчас плотских радостей. Очевидно, что такая зрелость и выдержанность характера Дюрхольм находит своего поклонника достаточно быстро, Анна без всякого труда и хлопот соблазняет своего пасынка Густава (Густав Линд, "Побег в будущее", сериал "Тайны Сильверхейда"), 17-летнего сына Петера от первого брака. Парень до этого жил с матерью в Швеции и имел множество проблем с законом, бывшая жена персонажа Креппера отправила непутевого сына в благополучную семью, надеясь, что там он сможет найти хороший прием и суровое отцовское воспитание. Роль заботливой мачехи, очевидно, была слишком проста для Анны. Будучи настоящим "плохим парнем", который в первые же дни обокрал семью родного отца и вынес часть техники и украшений, Густав смог стать настоящим фитилем для женщины, которая вместе с ним решила поиграть также в "плохую" девочку.
Можно по-разному ответить на вопрос, почему в "Королеве сердец" эль-Туки выстраивает все именно так и производит такой мощный закадровый взрыв, что сама история не кажется хорошо придуманной и смоделированной от начала до конца. Спокойствие и размеренность бытия очень часто ведут к подобным детонациям, которые постановщица убедительно показывает во втором акте фильма. Тайная интрижка на стороне должна выпустить пар и еще больше укрепить брак, но когда молодым любовником становится почти взрослый сын мужа, то смыслы начинают очень быстро сминаться и приобретать совершенно другое звучание. Риск, на который идет персонаж Дюрхольм наделен очевидной экзистенциальностью и с трудом поддается пониманию первоначально. Однако в мощной диалоговой сцене в третьем акте Анна представляется именно той, кем она является на самом деле. Мастерство Трине Дюрхольм настолько многогранно, что она успевает за два часа экранного времени проживать параллельно жизни нескольких персонажей и всегда обращать весь ход событий только в свою пользу. Такая женщина, как Анна, не привыкла проигрывать в жизни, ее тотальная успешность неминуемо идет вразрез с общественным мнением и моралью, однако Май эль-Туки воздерживается при этом от прямого комментария происходящего, показывая, что семейного монстра создало его сговорчивое окружение и то общество, где очень часто сострадание и сочувствие являются одними из элементов системы, не способной сразу и жестко наказать виновных. Мрачность и цинизм происходящего в этой ленте могут шокировать даже самых суровых скептиков, позволяя на фоне сцен респектабельного спектакля вскрыть нечто такое, что дремлет в тех, кто может чувствовать свою безнаказанность, причиняя смертельную боль после удовольствия. Прогулки в лесу, купание в озере, посиделки с друзьями на террасе собственного дома так хороши, но в то же время и так скучны для главной героини, которая так свято уверена в своей недооцененности и привлекательности. Как никогда удачно в этом случае использован трек "Tainted Love" поп-дуэта Soft Cell, под который главная героиня вызывающе танцует, стараясь быть пьяной и соблазнительной стриптизершей для собственного мужа, который оказывается арктически холоден и так и не способен понять такие откровенные сигналы Анны. Алкоголь меняет реальность для персонажа Дюрхольм, заставляя ее почувствать себя моложе и становится тем катализатором, который неминуемо должен запустить процесс возможного семейного распада.
В "Королеве сердец" Май эль-Туки при помощи великолепного представления роли Трине Дюрхольм так мастерски поменять жертву и порицаемого преступника, что подобное сбрасывание овечьей шкуры может вести только к праведного зрительскому гневу. Оцепенение, которое может произвести Анна, и ее эгоистическая тяга к насилию показаны с таким количеством нюансов, что первоначальный флирт между протагонисткой и ее жертвой обрушивается в итоге оглушительной катастрофой. Отдельно важно отметить эротические сцены, снятые камерой Яспера Спаннинга ("Виновный") с той долей откровенности и сексуальности, которую может позволить себе взрослая женщина, привыкшая доминировать также и в постели и провоцирующая не только Густава, но и собственного мужа сделать ей как можно горячее. За этим эль-Туки показывает отсутствие настоящей близости, которая заменяется животным удовлетворением похоти персонажа Дюрхольм, в которой без особых напряжений уживаются низкое и высокое, сострадание к детям, пострадавшим от семейных травм, и собственное сексуальное насилие, которое, тем не менее, вполне рационально контролируется. В этом контексте очень хорошо прописано поведение Петера, мужа, четко понимающего, что его жена - настоящее чудовище, но не способного поверить в то, что с ним произошло в действительности. Анна беззастенчиво пользуется этой мужской уязвимостью и получает благодаря этому алиби, убеждая героя Креппера в невозможности произошедшего. Эль-Туки в любом случае старается переосмыслить наследие Хичкока и эротические триллеры первой половины 90-х, представляя героям и самой истории дополнительные степени свободы для развития и заканчивая ее идиллическим шоком и многоточием. Когда в эпоху #MeToo появляется работа о сексуальной хищнице, то очень важно понимать, что несмотря на коллапс, который возник в жизни Густава из-за Анны, женщина изо всех стремится вернуть все в своей семье на прежние места и наладить ту идиллию, которая была в ее доме до появления пасынка. Поэтому "Королева сердец" показывает, что традиционное для большинства лент спасение семьи в этом случае становится отравленным и лицемерным и способно расколоть зрительскую аудиторию на две непропорциональные части.
5
,9
2019, Драмы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вторая полнометражная работа "Королева сердец" датского режиссера и сценариста Май эль-Туки ("Короче говоря", сериал "Наследие"), смешивающая вместе мораль, кризис среднего возраста и токсичные семейные отношения, стала одной из запоминающихся премьер на инди-фестивале "Сандэнс" в конце января этого года. Постановщица поднимает в этой психологической драме, которая использует при рассказе истории клише триллера, медленно тлеющие темы дурных поступков и рассказывает о том, как внутри внешне максимально благополучной женщины средних лет сосуществуют гуманизм по долгу службы и прорывающийся наружу животный эгоизм самки, которая всегда готова переступить условную общественную черту ради своих желаний. Эль-Туки в экранной истории, которую она написала вместе со сценаристом Марен Луизе Кеэне ("Шелли", сериал "Мост"), показывает, что за фасадом цивилизованного, респектабельного и внешне стерильного огромного скандинавского дома в лесу могут кипеть настоящие античные страсти. Главная героиня рассказа Анна (Трине Дюрхольм, "Быть Астрид Линдгрен", "Коммуна") стремится к полному контролю того, что происходит в ее семье, являясь одновременно и чудовищем, и "серым кардиналом". Очевидно, что успешность в профессии и способность помочь юным жертвам насилия накладывают на ее жизнь именно тот отпечаток, способный дать ей право на вседозволенность и манипулирование в семейной жизни, в которой ее муж Петер (Магнус Креппер, "Лекарство от здоровья", "Невеста дьявола") оказывается лишь номинальным главой семейства. Пожалуй, у персонажа Креппера даже слишком часто болит голова, хотя он временами и может себе позволить считать, что он, и никто другой, отвечает за ключевые решения. Концепт, который связан с адюльтером, когда жена от скуки начинает встречаться с мужчиной намного моложе (а иногда и в разы) моложе себя, не так прост, как это может показаться на первый взгляд и уж точно далек от простого инвертирования набоковской "Лолиты". Известная всем феминистка Аньес Варда разрабатывала нечто подобное "Королеве сердец" в своей ленте 1987 года "Мастер кунг-фу", где любовники также кратно отличались друг от друга в возрасте. Однако эль-Туки наделяет свою протагонистку отнюдь не чертами похотливой мамочки из трехиксовых фильмов, а показывает героиню в качестве одного из видов разбуженных сексуальных хищниц, способных разрушать семьи и ломать мужчин пополам, пряча за покорностью коварство. Поэтому "Королева сердец" представляет очень точный портрет женщины, которая всегда знает, чего она хочет, всегда способна выйти сухой из воды даже при трагических обстоятельствах и всегда на людях рисует портрет дамы, истово разделяющей семейные ценности. В первом акте "Королева сердец" показывает, как можно жить в Дании, сочетая дикость в одной локации дикость окружающей природы и технологичность современности. У Анны, которая, по всей видимости, перешагнула сорокалетний рубеж внешне все выглядит образцово для женщины ее возраста. У характера Дюрхольм есть замечательный муж-доктор Питер и две юные дочери-двойняшки, вся ее жизнь переполнена спокойствием и благополучием. Сама Анна специализируется на юридической защите несовершеннолетних и в большей степени сконцентрирована на работе. Май эль-Туки показывает именно ту ситуацию, когда прежней любви между супругами уже нет, но нет и столкновений интересов вместе со скандалами. Жена демонстративно стремится постоянно уступать во всем своему мужу и показывает, что все территории между ними уже давно поделены. Их страсть, благодаря которой Анна увела Питера из прежней семьи, уже давно находится где-то возле нуля, их обеспеченной жизни можно только завидовать, а их лицемерие можно считать эталонным. Типаж, который играет Трине Дюрхольм довольно часто встречается в обычной жизни, такая женщина, которая всегда права, всегда имеет собственное и в единственном роде правильное мнение, является гарантом самоуверенности. К счастью, Анна показана не столь прямолинейно, как это может показаться на первый взгляд, Дюрхольм играет ту, которая способна принимать ошибки и слабости других, обладает практичностью и гибким умом, что позволяет ей всегда держать любую ситуацию под контролем, пользуясь интеллектом и обаянием. Эль-Туки стремится максимально естественно представить своего центрального персонажа, поэтому очень часто обнажает актрису не только душевно, но и физически. В одной из сцен, где Анна пристально рассматривает свое тело на пороге природной осени, четко звучит диссонанс об уходящей привлекательности и желании получить больше, чем есть сейчас плотских радостей. Очевидно, что такая зрелость и выдержанность характера Дюрхольм находит своего поклонника достаточно быстро, Анна без всякого труда и хлопот соблазняет своего пасынка Густава (Густав Линд, "Побег в будущее", сериал "Тайны Сильверхейда"), 17-летнего сына Петера от первого брака. Парень до этого жил с матерью в Швеции и имел множество проблем с законом, бывшая жена персонажа Креппера отправила непутевого сына в благополучную семью, надеясь, что там он сможет найти хороший прием и суровое отцовское воспитание. Роль заботливой мачехи, очевидно, была слишком проста для Анны. Будучи настоящим "плохим парнем", который в первые же дни обокрал семью родного отца и вынес часть техники и украшений, Густав смог стать настоящим фитилем для женщины, которая вместе с ним решила поиграть также в "плохую" девочку. Можно по-разному ответить на вопрос, почему в "Королеве сердец" эль-Туки выстраивает все именно так и производит такой мощный закадровый взрыв, что сама история не кажется хорошо придуманной и смоделированной от начала до конца. Спокойствие и размеренность бытия очень часто ведут к подобным детонациям, которые постановщица убедительно показывает во втором акте фильма. Тайная интрижка на стороне должна выпустить пар и еще больше укрепить брак, но когда молодым любовником становится почти взрослый сын мужа, то смыслы начинают очень быстро сминаться и приобретать совершенно другое звучание. Риск, на который идет персонаж Дюрхольм наделен очевидной экзистенциальностью и с трудом поддается пониманию первоначально. Однако в мощной диалоговой сцене в третьем акте Анна представляется именно той, кем она является на самом деле. Мастерство Трине Дюрхольм настолько многогранно, что она успевает за два часа экранного времени проживать параллельно жизни нескольких персонажей и всегда обращать весь ход событий только в свою пользу. Такая женщина, как Анна, не привыкла проигрывать в жизни, ее тотальная успешность неминуемо идет вразрез с общественным мнением и моралью, однако Май эль-Туки воздерживается при этом от прямого комментария происходящего, показывая, что семейного монстра создало его сговорчивое окружение и то общество, где очень часто сострадание и сочувствие являются одними из элементов системы, не способной сразу и жестко наказать виновных. Мрачность и цинизм происходящего в этой ленте могут шокировать даже самых суровых скептиков, позволяя на фоне сцен респектабельного спектакля вскрыть нечто такое, что дремлет в тех, кто может чувствовать свою безнаказанность, причиняя смертельную боль после удовольствия. Прогулки в лесу, купание в озере, посиделки с друзьями на террасе собственного дома так хороши, но в то же время и так скучны для главной героини, которая так свято уверена в своей недооцененности и привлекательности. Как никогда удачно в этом случае использован трек "Tainted Love" поп-дуэта Soft Cell, под который главная героиня вызывающе танцует, стараясь быть пьяной и соблазнительной стриптизершей для собственного мужа, который оказывается арктически холоден и так и не способен понять такие откровенные сигналы Анны. Алкоголь меняет реальность для персонажа Дюрхольм, заставляя ее почувствать себя моложе и становится тем катализатором, который неминуемо должен запустить процесс возможного семейного распада. В "Королеве сердец" Май эль-Туки при помощи великолепного представления роли Трине Дюрхольм так мастерски поменять жертву и порицаемого преступника, что подобное сбрасывание овечьей шкуры может вести только к праведного зрительскому гневу. Оцепенение, которое может произвести Анна, и ее эгоистическая тяга к насилию показаны с таким количеством нюансов, что первоначальный флирт между протагонисткой и ее жертвой обрушивается в итоге оглушительной катастрофой. Отдельно важно отметить эротические сцены, снятые камерой Яспера Спаннинга ("Виновный") с той долей откровенности и сексуальности, которую может позволить себе взрослая женщина, привыкшая доминировать также и в постели и провоцирующая не только Густава, но и собственного мужа сделать ей как можно горячее. За этим эль-Туки показывает отсутствие настоящей близости, которая заменяется животным удовлетворением похоти персонажа Дюрхольм, в которой без особых напряжений уживаются низкое и высокое, сострадание к детям, пострадавшим от семейных травм, и собственное сексуальное насилие, которое, тем не менее, вполне рационально контролируется. В этом контексте очень хорошо прописано поведение Петера, мужа, четко понимающего, что его жена - настоящее чудовище, но не способного поверить в то, что с ним произошло в действительности. Анна беззастенчиво пользуется этой мужской уязвимостью и получает благодаря этому алиби, убеждая героя Креппера в невозможности произошедшего. Эль-Туки в любом случае старается переосмыслить наследие Хичкока и эротические триллеры первой половины 90-х, представляя героям и самой истории дополнительные степени свободы для развития и заканчивая ее идиллическим шоком и многоточием. Когда в эпоху #MeToo появляется работа о сексуальной хищнице, то очень важно понимать, что несмотря на коллапс, который возник в жизни Густава из-за Анны, женщина изо всех стремится вернуть все в своей семье на прежние места и наладить ту идиллию, которая была в ее доме до появления пасынка. Поэтому "Королева сердец" показывает, что традиционное для большинства лент спасение семьи в этом случае становится отравленным и лицемерным и способно расколоть зрительскую аудиторию на две непропорциональные части.