Претендующий на громкий социальный комментарий проект "Мышеловка" аргентинского режиссера и продюсера Мариано Кона ("Шедевр", "Почетный гражданин") старается по мере развития сюжета настроить зрителя на публичную дискуссию о том, что его уже давно беспокоит в обществе и что в настоящее время достигло критической отметки. Лента Кона, которая по краткому синопсису могла бы снискать себе лавры герметичного триллера, снятого по распространенной сценарной схеме, когда один человек оказывается в замкнутом пространстве. Несколько лет назад работы Родриго Кортеса "Погребенный заживо", Стивена Найта "Лок" и Дэнни Бойла в "127 часов", снятые по такому концепту, получили большой резонанс и стали одними из ориентиров для подобного жанра. Мариано Кон, тем не менее, идет дальше и стреляет в зрителей прямолинейной плакатной публицистикой, реальными историями и двойственным подходом к происходящему, которые заставляют рассматривать фильм еще и как критику все более увеличивающейся пропасти между разными социальными классами в Аргентине, когда, чтобы защитить себя от произвола преступников, обыватели вынуждены своими руками вершить правосудие и мстить своим обидчикам при помощи собственных средств. Такой авторский метод предполагает больше постановку злободневных вопросов и выражение к ним визуального комментария, чем выдачу готовых ответов и рецептов по излечению общества. Правило "око за око" в "Мышеловке" работает как никогда наглядно, из-за этого фильм не заигрывает ни с гуманистическими, ни с христианскими ценностями, а предпочитает бить прямой наводкой фундаментализма по тому, от чего уже давно устали люди по мнению постановщика. То, что зрителю предлагают акт линчевания и отдают доктора Энрике Феррари (Дади Бриева) и профессионального вора и вымогателя Сиро (Питер Ланзани, "Ангел", "Гиперсомния") фактически в руки разъяренной толпы, показывает, что даже для самых отпетых злодеев всегда найдутся добрые самаритяне, которые все поймут и все простят. Очевидная заслуга Кона заключается в отсутствии пропаганды собственной точки зрения на события, которые произойдут в финале ленты, и предоставление возможности своего права на свою правду для заинтересованных зрителей. Поэтому "Мышеловка" становится в определенный момент лентой нескольких измерений и нескольких смыслов, чей нарратив больше воспринимается через пуленепробиваемое тонированное стекло внедорожника, чем озвучивается его героями.
Сиро, которого можно обозначить в качестве протагониста "Мышеловки" Кона, славен тем, что он стремится за считанные секунды обчищать дорогие машины и уносить из них разные ценные мелочи наподобие музыкальных центров. В один из дней он при помощи теннисного мяча взламывает серебристый полностью тонированный джип, влезает туда, вырывает из гнезда дорогой музцентр, выражает свой протест латиноамериканского гопника, когда мочится на шикарное кожаное сиденье, и... оказывается заперт в этом карцере на колесах. Машина оказывается полностью бронированной, когда герой Питера Ланзани стреляет из пистолета в лобовое стекло, то получает рикошет в ногу и определенное количество пролитой через открытую рану крови. И только после такого шокового отрезвления до Сиро начинает доходить, что он оказался заперт в замкнутом пространстве, из которого не может подать никаких сигналов внешнему миру, потому что батарея в телефоне села, двери заблокированы, стекла разбить невозможно, поэтому жизнь этого гангстерского Робинзона оказалась зависимой от всего того, чему еще недавно он не придавал особого значения. После того, как взломщик перепробовал в качестве пищи бумагу из блокнота и начал, подобно астронавту пить собственные выделения, которые в отличие от космической станции не прошли многоступенчатую систему очистки, то он начинает понимать, что кто-то открыто издевается над ним, заперев, подобно большому ненасытному жуку, в жестяной банке, которая днем раскалялась на жаре, а ночью заставляла его дрожать от холода. В определенный момент у характера Ланзани появляется собеседник, который начинает звонить ему под именем "Я" на бортовой телефон и проводить с тем, кого можно вполне и по праву считать отморозком, различные манипулятивные действия на расстоянии. Врач-акушер Энрике Феррари вместе со своей семьей пережил уже 28 краж, после одной из них его дочь была вынуждена эмигрировать в испанскую Барселону, где уровень криминала не так высок, как в Аргентине. Именно поэтому герой Дади Бриева решается задать оглушительный урок проходимцу и блокирует все двери машины. Само собой, коммуникация между Сиро и Энрике осуществляется при помощи регулярных внешних звонков последнего, который принял на себя миссию то ли Бога, то ли справедливого вершителя судеб, но именно он становится триггером, который срывает ситуацию с места во второй половине фильма и превращает ее в стихийный суд над тем, что происходит в современном мегаполисе.
Главные герои "Мышеловки" оказываются далеко не такими одномерными персонажами, как это можно себе представить. У персонажа Ланзани главным оправданием является наличие жены и 10-летнего сына, ради которых он вынужден промышлять воровским ремеслом уже будучи рецидивистом и отбыв срок в колонии для малолетних преступников. Доктор Феррари тяжело болен, у него последняя стадия онкологии, и в течение года он, по заверениям коллег, должен отправиться на тот свет. Конфликт, который Мариано Кон выстраивает в своем фильме, группируется около мнения добропорядочных буржуа, которые понимают, что в родной стране уже давно что-то идет не так, и маргиналов, готовых жить по принципу войны против всех и грабить тех, кто создает определенные социальные блага. Режиссер говорит о глобализме молчания государственной системы, которая функционирует как непрерывно действующая машина, плодящая нищету, несправедливости, узаконенную глупость и наказания. Именно существующая система, будучи прогнившим плутократическим образованием, порождает таких стоящих на грани сыновей, как персонаж Питер Ланзани. Народ из-за своей безграмотности и бесхитростности должен безоговорочно принять идеологию правящих богачей как свою собственную и получить долговременный ориентир для своего развития. Такая расширенная политинформация уже с трудом поддерживает напряжение чистого триллера, в котором вор-мученик Сиро на протяжении пяти дней мучается от жажды и нехватки еды, зато встает на путь метафорического исправления и начинает дружить с небольшой цикадой, случайно оказавшейся в салоне машины. При первой же возможности именно центральный персонаж выступает освободителем и отпускает насекомое снова в большой мир, когда щель в двери достигает подходящих размеров. Несмотря на такой цирк, устроенный с не самым лучшим представителем рода человеческого, Мариано Кон выстреливает в третьем акте именно сатирой в отношении общества и его представителей, выводя на экран еще одного яркого персонажа - переговорщика (Луис Брандони, "Шедевр"), который появляется, когда дело уже достигло критической точки, и который уже давно находится на полицейской пенсии. Очевидно, что старающийся следовать простым мудростям персонаж Брандони должен убедить всех, что всегда необходим разумный компромисс между похитителем и похищенным, между властью и обычным гражданином, между жизнью и надвигающейся смертью.
Очевидные проблемы у "Мышеловки" начинаются тогда, когда лента пытается сыграть по-крупному в раскол аудитории и ее предпочтений относительно центральных персонажей. Как постановщик, Кон разрешает проекту двигаться по пути очевидного разделения симпатий и оставляет последнее слово относительно произошедшего на экране за зрителем. В первой части фильма клаустрофобная составляющая отточенно отрабатывается, Кону удается не просто сохранять напряжение для зрителей, он заставляет их начать жить практически одной жизнью с преступником, выбирая такие положения и ракурсы камеры внутри автомобиля, чтобы максимально сыграть на чувстве вынужденного подчинения человека, оказавшегося в неожиданной ловушке. Экспрессивность представления Питером Ланзани своей роли делает его персонажем, которого не так-то просто выкинуть из головы даже и на следующее утро после просмотра. Другая половина "Мышеловки" составляет наиболее полемическую часть и начинает делать различие между богатыми и бедными, попутно меняя местами для определенной части зрителей преступника и его жертву. Мариано Кон высказывается об обществе, которое устало от насилия и которое готово к решительным действиям при помощи собственных сил и расстановки собственных мышеловок, подобных той, которую разработал доктор Феррари. Поэтому "Мышеловка" оказывается в итоге тем проектом, где удачно задуманная и переработанная короткометражка начинает сочетаться с разговорами и комментариями о политике путем художественного слова и ярких визуальных образов. Ставя взрывом точку в финале и давая затем комментарий во время показа титров режиссер показывает свое возмущение тем, насколько аргентинские законы мягко и лояльно разворачивают программы по фактической защите и смягчению приговора для преступников. Вне всяких сомнений, работа Мариано Кона является тем большим фильмом, который заставляет говорить и об авторской позиции, и об осуждении происходящего в Аргентине. Такова позиция актуального и настоящего искусства - показывать события и оставлять благодаря им глубокий след в душе зрителей.
6
,2
2019, Триллеры
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Претендующий на громкий социальный комментарий проект "Мышеловка" аргентинского режиссера и продюсера Мариано Кона ("Шедевр", "Почетный гражданин") старается по мере развития сюжета настроить зрителя на публичную дискуссию о том, что его уже давно беспокоит в обществе и что в настоящее время достигло критической отметки. Лента Кона, которая по краткому синопсису могла бы снискать себе лавры герметичного триллера, снятого по распространенной сценарной схеме, когда один человек оказывается в замкнутом пространстве. Несколько лет назад работы Родриго Кортеса "Погребенный заживо", Стивена Найта "Лок" и Дэнни Бойла в "127 часов", снятые по такому концепту, получили большой резонанс и стали одними из ориентиров для подобного жанра. Мариано Кон, тем не менее, идет дальше и стреляет в зрителей прямолинейной плакатной публицистикой, реальными историями и двойственным подходом к происходящему, которые заставляют рассматривать фильм еще и как критику все более увеличивающейся пропасти между разными социальными классами в Аргентине, когда, чтобы защитить себя от произвола преступников, обыватели вынуждены своими руками вершить правосудие и мстить своим обидчикам при помощи собственных средств. Такой авторский метод предполагает больше постановку злободневных вопросов и выражение к ним визуального комментария, чем выдачу готовых ответов и рецептов по излечению общества. Правило "око за око" в "Мышеловке" работает как никогда наглядно, из-за этого фильм не заигрывает ни с гуманистическими, ни с христианскими ценностями, а предпочитает бить прямой наводкой фундаментализма по тому, от чего уже давно устали люди по мнению постановщика. То, что зрителю предлагают акт линчевания и отдают доктора Энрике Феррари (Дади Бриева) и профессионального вора и вымогателя Сиро (Питер Ланзани, "Ангел", "Гиперсомния") фактически в руки разъяренной толпы, показывает, что даже для самых отпетых злодеев всегда найдутся добрые самаритяне, которые все поймут и все простят. Очевидная заслуга Кона заключается в отсутствии пропаганды собственной точки зрения на события, которые произойдут в финале ленты, и предоставление возможности своего права на свою правду для заинтересованных зрителей. Поэтому "Мышеловка" становится в определенный момент лентой нескольких измерений и нескольких смыслов, чей нарратив больше воспринимается через пуленепробиваемое тонированное стекло внедорожника, чем озвучивается его героями. Сиро, которого можно обозначить в качестве протагониста "Мышеловки" Кона, славен тем, что он стремится за считанные секунды обчищать дорогие машины и уносить из них разные ценные мелочи наподобие музыкальных центров. В один из дней он при помощи теннисного мяча взламывает серебристый полностью тонированный джип, влезает туда, вырывает из гнезда дорогой музцентр, выражает свой протест латиноамериканского гопника, когда мочится на шикарное кожаное сиденье, и... оказывается заперт в этом карцере на колесах. Машина оказывается полностью бронированной, когда герой Питера Ланзани стреляет из пистолета в лобовое стекло, то получает рикошет в ногу и определенное количество пролитой через открытую рану крови. И только после такого шокового отрезвления до Сиро начинает доходить, что он оказался заперт в замкнутом пространстве, из которого не может подать никаких сигналов внешнему миру, потому что батарея в телефоне села, двери заблокированы, стекла разбить невозможно, поэтому жизнь этого гангстерского Робинзона оказалась зависимой от всего того, чему еще недавно он не придавал особого значения. После того, как взломщик перепробовал в качестве пищи бумагу из блокнота и начал, подобно астронавту пить собственные выделения, которые в отличие от космической станции не прошли многоступенчатую систему очистки, то он начинает понимать, что кто-то открыто издевается над ним, заперев, подобно большому ненасытному жуку, в жестяной банке, которая днем раскалялась на жаре, а ночью заставляла его дрожать от холода. В определенный момент у характера Ланзани появляется собеседник, который начинает звонить ему под именем "Я" на бортовой телефон и проводить с тем, кого можно вполне и по праву считать отморозком, различные манипулятивные действия на расстоянии. Врач-акушер Энрике Феррари вместе со своей семьей пережил уже 28 краж, после одной из них его дочь была вынуждена эмигрировать в испанскую Барселону, где уровень криминала не так высок, как в Аргентине. Именно поэтому герой Дади Бриева решается задать оглушительный урок проходимцу и блокирует все двери машины. Само собой, коммуникация между Сиро и Энрике осуществляется при помощи регулярных внешних звонков последнего, который принял на себя миссию то ли Бога, то ли справедливого вершителя судеб, но именно он становится триггером, который срывает ситуацию с места во второй половине фильма и превращает ее в стихийный суд над тем, что происходит в современном мегаполисе. Главные герои "Мышеловки" оказываются далеко не такими одномерными персонажами, как это можно себе представить. У персонажа Ланзани главным оправданием является наличие жены и 10-летнего сына, ради которых он вынужден промышлять воровским ремеслом уже будучи рецидивистом и отбыв срок в колонии для малолетних преступников. Доктор Феррари тяжело болен, у него последняя стадия онкологии, и в течение года он, по заверениям коллег, должен отправиться на тот свет. Конфликт, который Мариано Кон выстраивает в своем фильме, группируется около мнения добропорядочных буржуа, которые понимают, что в родной стране уже давно что-то идет не так, и маргиналов, готовых жить по принципу войны против всех и грабить тех, кто создает определенные социальные блага. Режиссер говорит о глобализме молчания государственной системы, которая функционирует как непрерывно действующая машина, плодящая нищету, несправедливости, узаконенную глупость и наказания. Именно существующая система, будучи прогнившим плутократическим образованием, порождает таких стоящих на грани сыновей, как персонаж Питер Ланзани. Народ из-за своей безграмотности и бесхитростности должен безоговорочно принять идеологию правящих богачей как свою собственную и получить долговременный ориентир для своего развития. Такая расширенная политинформация уже с трудом поддерживает напряжение чистого триллера, в котором вор-мученик Сиро на протяжении пяти дней мучается от жажды и нехватки еды, зато встает на путь метафорического исправления и начинает дружить с небольшой цикадой, случайно оказавшейся в салоне машины. При первой же возможности именно центральный персонаж выступает освободителем и отпускает насекомое снова в большой мир, когда щель в двери достигает подходящих размеров. Несмотря на такой цирк, устроенный с не самым лучшим представителем рода человеческого, Мариано Кон выстреливает в третьем акте именно сатирой в отношении общества и его представителей, выводя на экран еще одного яркого персонажа - переговорщика (Луис Брандони, "Шедевр"), который появляется, когда дело уже достигло критической точки, и который уже давно находится на полицейской пенсии. Очевидно, что старающийся следовать простым мудростям персонаж Брандони должен убедить всех, что всегда необходим разумный компромисс между похитителем и похищенным, между властью и обычным гражданином, между жизнью и надвигающейся смертью. Очевидные проблемы у "Мышеловки" начинаются тогда, когда лента пытается сыграть по-крупному в раскол аудитории и ее предпочтений относительно центральных персонажей. Как постановщик, Кон разрешает проекту двигаться по пути очевидного разделения симпатий и оставляет последнее слово относительно произошедшего на экране за зрителем. В первой части фильма клаустрофобная составляющая отточенно отрабатывается, Кону удается не просто сохранять напряжение для зрителей, он заставляет их начать жить практически одной жизнью с преступником, выбирая такие положения и ракурсы камеры внутри автомобиля, чтобы максимально сыграть на чувстве вынужденного подчинения человека, оказавшегося в неожиданной ловушке. Экспрессивность представления Питером Ланзани своей роли делает его персонажем, которого не так-то просто выкинуть из головы даже и на следующее утро после просмотра. Другая половина "Мышеловки" составляет наиболее полемическую часть и начинает делать различие между богатыми и бедными, попутно меняя местами для определенной части зрителей преступника и его жертву. Мариано Кон высказывается об обществе, которое устало от насилия и которое готово к решительным действиям при помощи собственных сил и расстановки собственных мышеловок, подобных той, которую разработал доктор Феррари. Поэтому "Мышеловка" оказывается в итоге тем проектом, где удачно задуманная и переработанная короткометражка начинает сочетаться с разговорами и комментариями о политике путем художественного слова и ярких визуальных образов. Ставя взрывом точку в финале и давая затем комментарий во время показа титров режиссер показывает свое возмущение тем, насколько аргентинские законы мягко и лояльно разворачивают программы по фактической защите и смягчению приговора для преступников. Вне всяких сомнений, работа Мариано Кона является тем большим фильмом, который заставляет говорить и об авторской позиции, и об осуждении происходящего в Аргентине. Такова позиция актуального и настоящего искусства - показывать события и оставлять благодаря им глубокий след в душе зрителей.