По-прежнему скромное, по-прежнему обаяние и по-прежнему – буржуазии
Бельгийским кинематографистам не повезло. Дело не только в том, что страна является сравнительно небольшой по населению (чуть больше 11 миллионов человек по данным на 2017-й год) и территории, а вдобавок к этому, мягко говоря, не принадлежит к числу богатейших и экономически мощных государств Европейского Союза. В данном случае гораздо хуже культурное влияние со стороны более сильных соседей: Нидерландов (сказывается и вхождение в организацию Бенилюкс) и Франции. Казалось бы, в такой ситуации проще пытаться добиться успеха за рубежом, что некоторые (1) в итоге и проделали. Тем не менее самые принципиальные творцы пытаются, отринув компромиссы, найти и осмыслить художественными средствами специфический национальный колорит, чудом сохранившийся под прессингом глобализации. Таковы, в частности, общепризнанные мастера Андре Дельво, аниматор Рауль Серве, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, Жако Ван Дормаль. Иногда им удаётся противостоять Голливуду даже на коммерческом поприще. Вспомним хотя бы захватывающий (к слову, впоследствии переделанный на «фабрике грёз» тем же Эриком Ван Лоем, но с другими артистами) триллер «Лофт» /2008/, покоривший безукоризненно выдержанным саспенсом и непредсказуемыми сюжетными поворотами. К слову, приглашение Верле Батенс наталкивает на крамольную мысль, что Оливье Массе-Депасс втайне надеялся повторить триумф коллеги, благо что драматургический материал вполне позволял строить амбициозные планы… И, честно говоря, немного странно, что картину встретили скромно.
Вообще-то режиссёр добился на Родине достаточно серьёзного (для кого-то – максимального, не достижимого за всю карьеру) признания: его «Нелегал» /2010/ выдвигался национальной отборочной комиссией на соискание премии «Оскар», пусть и не попал в итоговый перечень номинантов. Казалось бы, Массе-Депасс продолжит и дальше исследовать злободневную социальную проблематику, хотя и необязательно в разрезе отношений с иммигрантами из бедных (по меркам Западной Европы) стран. Однако снятый после долгой (явно затянувшейся!) паузы телефильм «Святилище» /2015/, посвящённый острой политической теме – деятельности радикалистской организации ЭТА, прошёл совершенно незамеченным, несмотря на отдельные положительные отклики. Понятно желание Оливье попробовать силы в «простом», ориентированном на массового зрителя жанре. Вместе с тем он (подобно тому же Ван Лою или Полу Верховену в пробирающей до дрожи картине «Она» /2016/) очень тщательно, с повышенным вниманием к деталям выписывает среду, в которой существуют действующие лица. А это само по себе придаёт истории дополнительный, критический аспект, волей-неволей заставляя выискивать классовые (не в форме межклассовых противоречий, а вызревшие внутри, в недрах класса как такового) корни конфликта, возникшего вроде как по чистой случайности.
В свете означенного аспекта первое, что бросается в глаза, – отсутствие примет современности вроде смартфонов и Интернета. Кинематографист сознательно, в пику тем же Ван Лою и Верховену, обратился к сравнительно недавнему прошлому – к эпохе, препарировавшейся зрелым Луисом Бунюэлем и Клодом Шабролем. Не стоит поддаваться самообману, ссылаясь на якобы изменившееся (эволюционировавшее под влиянием плодов научно-технического прогресса, особенно в сфере био- и информационных технологий) общество. Тон миру по-прежнему задаёт буржуазия, чьё «скромное обаяние» привычно служит прикрытием для гнусных пороков. Даже если речь идёт о таких базовых феноменах, как материнский инстинкт… «Двойной» или «Двойственный» – так можно перевести дословно оригинальное название, и взаимная вражда, ловко маскируемая рамками приличия, ежесекундно грозит вылиться в смертоубийство. Это не гипербола! Режиссёр прекрасно выучил уроки предшественников, неизменно обманывая ожидания всякий раз, когда зритель улавливает очередной туманный намёк и выражает готовность поверить в наличие преступного умысла. Тем самым лента воспринимается достаточно редким (в последнее время) примером не смешения жанров, а тонкого балансирования на грани между драмой – полноценной драмой – и триллером.
Пожалуй, именно указанная особенность и является доминирующей. На сюжетно-фабульном уровне это выражается в той неопределённости, какую авторы блестяще поддерживают на протяжении почти всего повествования. Так всё-таки, опасения Алисы Брюнель обоснованы – или она невольно перегибает палку? Женская интуиция неспроста заставляет нервничать и беспокоиться? Или же верх берёт банальная мнительность?.. Массе-Депасс, разумеется, помнит о кропотливо накопленных кинематографистами (начиная со старика Альфреда Хичкока) традициях создания на экране обволакивающей, заразительной атмосферы паранойи. Поставленную режиссёром сверхзадачу замечательно чувствует и Анн Косенс, делающая всё, чтобы Селин Женьо выглядела невинной и страдающей. Сложно не поверить в то, что Алиса себя, говоря по-простому, «накручивает», принимая за злой умысел обыкновенное стечение обстоятельств. Бывшая лучшая подруга вовсе не нарочно оставила на кухне треклятое печенье и, уж конечно, не собиралась провоцировать нехорошие ассоциации, позволив Максиму приблизиться к окну. Тем сильнее воздействует финальный сюрприз, который, разумеется, не следует выдавать потенциальным зрителям… Но развязка любопытна даже не этим – не раскрытием типично шабролевской ситуации, когда невинные на поверку оказываются-таки «с грязными руками». Постановщика больше ужасает реакция на драматический поворот событий со стороны юного создания, ведущего себя, если вдуматься, не просто странно – вполне в духе новообретённой опекунши. Подрастает смена! При этом не стоит себя обманывать: главным стимулом для граждан буржуазного общества остаются не извечные инстинкты (например, материнский), а непреодолимое желание безраздельно обладать чем-то или, ещё лучше, кем-то. И всё – под маской скромного обаяния.
_______
1 – Включая знаменитого Жана-Клода Ван Дамма, вообще-то заслужившего на заре карьеры прозвище «Мускулы из Брюсселя».
6
,5
2018, Триллеры
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Бельгийским кинематографистам не повезло. Дело не только в том, что страна является сравнительно небольшой по населению (чуть больше 11 миллионов человек по данным на 2017-й год) и территории, а вдобавок к этому, мягко говоря, не принадлежит к числу богатейших и экономически мощных государств Европейского Союза. В данном случае гораздо хуже культурное влияние со стороны более сильных соседей: Нидерландов (сказывается и вхождение в организацию Бенилюкс) и Франции. Казалось бы, в такой ситуации проще пытаться добиться успеха за рубежом, что некоторые (1) в итоге и проделали. Тем не менее самые принципиальные творцы пытаются, отринув компромиссы, найти и осмыслить художественными средствами специфический национальный колорит, чудом сохранившийся под прессингом глобализации. Таковы, в частности, общепризнанные мастера Андре Дельво, аниматор Рауль Серве, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, Жако Ван Дормаль. Иногда им удаётся противостоять Голливуду даже на коммерческом поприще. Вспомним хотя бы захватывающий (к слову, впоследствии переделанный на «фабрике грёз» тем же Эриком Ван Лоем, но с другими артистами) триллер «Лофт» /2008/, покоривший безукоризненно выдержанным саспенсом и непредсказуемыми сюжетными поворотами. К слову, приглашение Верле Батенс наталкивает на крамольную мысль, что Оливье Массе-Депасс втайне надеялся повторить триумф коллеги, благо что драматургический материал вполне позволял строить амбициозные планы… И, честно говоря, немного странно, что картину встретили скромно. Вообще-то режиссёр добился на Родине достаточно серьёзного (для кого-то – максимального, не достижимого за всю карьеру) признания: его «Нелегал» /2010/ выдвигался национальной отборочной комиссией на соискание премии «Оскар», пусть и не попал в итоговый перечень номинантов. Казалось бы, Массе-Депасс продолжит и дальше исследовать злободневную социальную проблематику, хотя и необязательно в разрезе отношений с иммигрантами из бедных (по меркам Западной Европы) стран. Однако снятый после долгой (явно затянувшейся!) паузы телефильм «Святилище» /2015/, посвящённый острой политической теме – деятельности радикалистской организации ЭТА, прошёл совершенно незамеченным, несмотря на отдельные положительные отклики. Понятно желание Оливье попробовать силы в «простом», ориентированном на массового зрителя жанре. Вместе с тем он (подобно тому же Ван Лою или Полу Верховену в пробирающей до дрожи картине «Она» /2016/) очень тщательно, с повышенным вниманием к деталям выписывает среду, в которой существуют действующие лица. А это само по себе придаёт истории дополнительный, критический аспект, волей-неволей заставляя выискивать классовые (не в форме межклассовых противоречий, а вызревшие внутри, в недрах класса как такового) корни конфликта, возникшего вроде как по чистой случайности. В свете означенного аспекта первое, что бросается в глаза, – отсутствие примет современности вроде смартфонов и Интернета. Кинематографист сознательно, в пику тем же Ван Лою и Верховену, обратился к сравнительно недавнему прошлому – к эпохе, препарировавшейся зрелым Луисом Бунюэлем и Клодом Шабролем. Не стоит поддаваться самообману, ссылаясь на якобы изменившееся (эволюционировавшее под влиянием плодов научно-технического прогресса, особенно в сфере био- и информационных технологий) общество. Тон миру по-прежнему задаёт буржуазия, чьё «скромное обаяние» привычно служит прикрытием для гнусных пороков. Даже если речь идёт о таких базовых феноменах, как материнский инстинкт… «Двойной» или «Двойственный» – так можно перевести дословно оригинальное название, и взаимная вражда, ловко маскируемая рамками приличия, ежесекундно грозит вылиться в смертоубийство. Это не гипербола! Режиссёр прекрасно выучил уроки предшественников, неизменно обманывая ожидания всякий раз, когда зритель улавливает очередной туманный намёк и выражает готовность поверить в наличие преступного умысла. Тем самым лента воспринимается достаточно редким (в последнее время) примером не смешения жанров, а тонкого балансирования на грани между драмой – полноценной драмой – и триллером. Пожалуй, именно указанная особенность и является доминирующей. На сюжетно-фабульном уровне это выражается в той неопределённости, какую авторы блестяще поддерживают на протяжении почти всего повествования. Так всё-таки, опасения Алисы Брюнель обоснованы – или она невольно перегибает палку? Женская интуиция неспроста заставляет нервничать и беспокоиться? Или же верх берёт банальная мнительность?.. Массе-Депасс, разумеется, помнит о кропотливо накопленных кинематографистами (начиная со старика Альфреда Хичкока) традициях создания на экране обволакивающей, заразительной атмосферы паранойи. Поставленную режиссёром сверхзадачу замечательно чувствует и Анн Косенс, делающая всё, чтобы Селин Женьо выглядела невинной и страдающей. Сложно не поверить в то, что Алиса себя, говоря по-простому, «накручивает», принимая за злой умысел обыкновенное стечение обстоятельств. Бывшая лучшая подруга вовсе не нарочно оставила на кухне треклятое печенье и, уж конечно, не собиралась провоцировать нехорошие ассоциации, позволив Максиму приблизиться к окну. Тем сильнее воздействует финальный сюрприз, который, разумеется, не следует выдавать потенциальным зрителям… Но развязка любопытна даже не этим – не раскрытием типично шабролевской ситуации, когда невинные на поверку оказываются-таки «с грязными руками». Постановщика больше ужасает реакция на драматический поворот событий со стороны юного создания, ведущего себя, если вдуматься, не просто странно – вполне в духе новообретённой опекунши. Подрастает смена! При этом не стоит себя обманывать: главным стимулом для граждан буржуазного общества остаются не извечные инстинкты (например, материнский), а непреодолимое желание безраздельно обладать чем-то или, ещё лучше, кем-то. И всё – под маской скромного обаяния. _______ 1 – Включая знаменитого Жана-Клода Ван Дамма, вообще-то заслужившего на заре карьеры прозвище «Мускулы из Брюсселя».