Лента "Материнский инстинкт" бельгийского режиссера Оливье Массе-Депасса ("Нелегал", "Клетки") была впервые представлена на международном фестивале в Торонто в начале сентября прошлого года. Экранная адаптация одноименного дебютного романа писательницы Барбары Абель сразу же заявляет себя как ретро-триллер, снятый в типично хичкоковской манере и иллюстрирующий, как нарушение гармонии и хорошо просматривающейся симметрии в жизни двух буржуазных семей, может привести к необратимым последствиям и практически полному краху. Работа Массе-Депасса удивляет любовью к деталям, к старомодному этикету 60-х годов прошлого века, к гостиным, где хорошо просматриваются зажиточность и достаток, но скрывается множество своих готовых вырваться на свободу демонов, которых в какой-то момент скрывать становится практически невозможно. "Материнский инстинкт" балансирует на грани между психологическим триллером и "черной" комедией, иногда оборачивая напряженный саспенс в сцены, где хорошо просматривается авторский сарказм по отношению к образцовым семьям, в которых ведущую роль играют матери-домохозяйки, потому что их работящие мужья по большей части находят утешение только с сигаретой или бокалом коньяка. Блондинка Элис (Верле Батенс, "Кролик", "Новости с планеты Марс") и брюнетка Селин (Анн Косенс, "Не в моем вкусе", "Как лев") называют себя "сестрами" и становятся главными действующими лицами в трагедии, которая развернется на фоне идиллических интерьеров и угрожающей паранойи, настигающей одну из них в соответствии с традицией цвета волос. Работавшие вместе с Оливье Массе-Депассом над экранной историей картины Джордано Гедерлини ("Убийцы", "Захватчик") и Франсуа Вержан ("Маленькая слава") приложили максимум усилий для создания необходимого в таких лентах напряжения, добрую половину фильма зритель так и не может понять, в каком направлении будет двигаться лента и начать ли ему покатываться со смеху над происходящим на экране или всерьез начать пугаться от почти незаметного нагнетания страха. Герои в новой ленте Массе-Депасса замечательны тем, что они сами с трудом понимают, что из-за разрушительного повода вся их спокойная и налаженная обывательская жизнь не просто приходит в движение, а начинает последовательно проходить через ряд малозаметных и очень хорошо расставленных режиссером точек невозврата. Поэтому "Материнский инстинкт" на крейсерской скорости со знанием дела погружается в такой мрак и такую хорошо спланированную пучину мести, что уверенно достигает жанровых стандартов и позволяет себе удивлять труднопредсказуемой интригой.
Разумеется, что в экспозиции "Материнского инстинкта" Оливье Массе-Депасс расставляет говорящие о многом декорации, и эта многозначительность явно отсылает к таким работам Хичкока "Дурная слава" и "Тень сомнения". Кажется с самых первых минут, что Элис в исполнении Верле Батенс уже находится на грани психического стресса из-за ее провоцирующего и не всегда адекватного ситуации поведения. Она подглядывает за своей соседкой Селин и сразу же проникает в ее дом, когда та уезжает забирать детей из школы. Поскольку женщины живут в двух смежных домах, то у каждой из них есть муж и сын, причем экранный возраст всех парных характеров триллера Массе-Депасса оказывается примерно одинаковым. Однако то, что последовательный набор действий со сторон Элис напоминает подготовку к хорошо спланированному убийству, оказывается всего лишь подготовкой сюрприза для дня рождения Селин. Тем не менее, все шторы на окнах у последней к ее же неудовольствию задернуты, а в дом подруги Элис проникает через малозаметный лаз в живой изгороди. Вечно занятые мужья Элис и Селин, Симон (Мехди Неббу, "Животные", "Посредник") и Дэмиен (Арье Вортхальтер, "Девочка", "Обещание на рассвете") непринужденно общаются на вечеринке и стараются продемонстрировать лучшие качества соседей по отношению друг к другу. Сыновья Тео (Жюль Лефевр) и Максим (Луан Адам) учатся вместе в школе в одном классе и являются теми лучшими друзьями детства, о которых потом обычно вспоминают потом всю жизнь. Необратимое происходит очень быстро, Максим, которого Селин беззаветно любит всем сердцем, как любит мать своего первого (и единственного) ребенка по неосторожности падает с окна в тот момент, когда он хотел поймать своего домашнего кота Папая. Элис становится свидетельницей этой сцены, она мчится по лестнице и пытается спасти мальчика, но именно в этот момент он соскальзывает с подоконника, падает и разбивается насмерть. Вне всяких сомнений, действия женщины, которая была готова спасти ребенка, как своего собственного сына, не вызывают подозрений и не выглядят преднамеренной ошибкой, но героиня Верле Батенс обвиняет в случившемся только себя и спустя некоторое время чувство вины у нее становится настолько навязчивым, что оказывается на грани паранойи. Объясняется такая метаморфоза в поведении еще и тем, что Элис постоянно кажется, что Селин готовит свой план мести и намерена убить Тео. Бывшая лучшая подруга и лучшая соседка становится коварным и постоянно опережающим всех на шаг врагом, и основной вопрос заключается только в том, является ли происходящее плодом воображения характера Батенс или же убитая горем мать стремится посеять панику в семье тех, кого она еще недавно любила всем сердцем.
В "Материнском инстинкте" Массе-Депасс манипулирует простыми визуальными стереотипами и делает главными героинями истории двух женщин, намеренно убирая из контекста эротическую составляющую и стремясь показать то, как жизни двух семей начинают буквально разваливаться на глазах. Одни стараются пережить свое горе, другие - спастись от последствий смерти Максима и сохранить свою психику, и впоследствии свои жизни от хитроумно спланированного соседского вторжения. Режиссерское мастерство заставляет хранить интригу буквально до третьего акта ленты, только тогда начинают раскрываться настоящие линии поведения и персонажам Верле Батенс и Анн Косенс удаются многочисленные схватки (не случайно в оригинале фильм назван "Дуэли"), в которых они со всем женским коварством пытаются победить в борьбе за влияние на Тео. Клише "злая мать и добрая тетя" в этом случае работает с переменным успехом, постепенно глянцевость слой за слоем уходит от Элис, такой внешне привлекательной в начале и такой беззащитной и вымотанной к финалу. То, что напоминает игру в преследование после смерти Максима и напоминает больше надуманное провоцирование характером Батенс самой себя, своих страхов, видений и сексуальной неудовлетворенности, к кульминации трансформируется уже в бой между жизнью и смертью, с понесенными потерями и принесенными жертвами. Когда целью становится жизнь маленького мальчика Тео, то в средствах для борьбы главным героиням стесняться не приходится. В этом случае очень хорошо работает физический контраст между Элис и Селин, который показывает все стадии разрушения более социально успешной и обложечно-красивой героини Батенс, равно как и все моменты более возрастной, не обладающей таким большим чувством вкуса, как подруга, антагонистки, которая умело притворяется застенчивой и умело драпирует все свои намерения. Благодаря превосходной работе оператора Ишамэ Алауи (сериал "Бюро", "Токийская невеста") режиссеру удается без лишних слов передать внутреннюю жизнь своих героинь-домохозяек, которые оказываются, по большому счету, птицами, заточенными в золотые клетки буржуазных стандартов. Приторность интерьеров, созданных художником Северином Клозе ("Анжелика, маркиза ангелов", "Тип Топ") напоминает аромат духов с тяжелым и приторным запахом, заполняющим и одурманивающим собой все пространство.
Было бы странно расценивать "Материнский инстинкт" в качестве оммажа, который воздает Оливье Массе-Депасс саспенсу Альфреда Хичкока, этот проект можно рассматривать еще и в качестве стилизованного социального комментария о европейских женщинах из 60-х, находящихся на пороге эмансипации, медленно сходящих с ума в окружении зеркал, лестниц и элементов декора и маниакально зацикленных на уходе за собственными детьми. Постановщик демонстрирует класс владения материалом на уровне выставления контрастов между внутренним совершенством и человеческими слабостями и недостатками. Мужья Элис и Селин не знают и не понимают, как они могут оказать психологическую поддержку собственным половинам, от этого вся любовь и дружба между главными характерами ленты начинают выглядеть чудовищно фальшивыми и не способными устоять в очень сложных испытаниях, когда, по сути дела, каждый из них начинает бороться только за собственные интересы и принципиально не хочет слышать близкого человека. Режиссер также использует в раскрытии образа Анн Косенс традиционные представления о том, что бездетная женщина обречена на роль социального изгоя, от нее вот-вот должен уйти муж и сама она является скоплением проблем и неудач. Именно это может объяснить такое настойчивое применение хлороформа на пути к заветной опеке, которую хочет в итоге получить Селин над Тео, как и объяснить то, что в финале осколки от двух семей не производят скорбное впечатление, а с радостью уходят в открытый всем ветрам бесконечности финал. Поэтому "Материнский инстинкт" оказывается лентой с очень обманчивой палитрой, где за хорошо спроектированными локациями, которые могут быть образцами для домоводства, скрываются персонажи, способные инвертировать в течение просмотра благосклонности и внимание зрителей. Триллер Массе-Депасса является очевидной удачей, решенной в определенное время и в определенном месте, благодаря отличной драматической игре под влиянием лучших классических жанровых образцов.
6
,5
2018, Триллеры
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лента "Материнский инстинкт" бельгийского режиссера Оливье Массе-Депасса ("Нелегал", "Клетки") была впервые представлена на международном фестивале в Торонто в начале сентября прошлого года. Экранная адаптация одноименного дебютного романа писательницы Барбары Абель сразу же заявляет себя как ретро-триллер, снятый в типично хичкоковской манере и иллюстрирующий, как нарушение гармонии и хорошо просматривающейся симметрии в жизни двух буржуазных семей, может привести к необратимым последствиям и практически полному краху. Работа Массе-Депасса удивляет любовью к деталям, к старомодному этикету 60-х годов прошлого века, к гостиным, где хорошо просматриваются зажиточность и достаток, но скрывается множество своих готовых вырваться на свободу демонов, которых в какой-то момент скрывать становится практически невозможно. "Материнский инстинкт" балансирует на грани между психологическим триллером и "черной" комедией, иногда оборачивая напряженный саспенс в сцены, где хорошо просматривается авторский сарказм по отношению к образцовым семьям, в которых ведущую роль играют матери-домохозяйки, потому что их работящие мужья по большей части находят утешение только с сигаретой или бокалом коньяка. Блондинка Элис (Верле Батенс, "Кролик", "Новости с планеты Марс") и брюнетка Селин (Анн Косенс, "Не в моем вкусе", "Как лев") называют себя "сестрами" и становятся главными действующими лицами в трагедии, которая развернется на фоне идиллических интерьеров и угрожающей паранойи, настигающей одну из них в соответствии с традицией цвета волос. Работавшие вместе с Оливье Массе-Депассом над экранной историей картины Джордано Гедерлини ("Убийцы", "Захватчик") и Франсуа Вержан ("Маленькая слава") приложили максимум усилий для создания необходимого в таких лентах напряжения, добрую половину фильма зритель так и не может понять, в каком направлении будет двигаться лента и начать ли ему покатываться со смеху над происходящим на экране или всерьез начать пугаться от почти незаметного нагнетания страха. Герои в новой ленте Массе-Депасса замечательны тем, что они сами с трудом понимают, что из-за разрушительного повода вся их спокойная и налаженная обывательская жизнь не просто приходит в движение, а начинает последовательно проходить через ряд малозаметных и очень хорошо расставленных режиссером точек невозврата. Поэтому "Материнский инстинкт" на крейсерской скорости со знанием дела погружается в такой мрак и такую хорошо спланированную пучину мести, что уверенно достигает жанровых стандартов и позволяет себе удивлять труднопредсказуемой интригой. Разумеется, что в экспозиции "Материнского инстинкта" Оливье Массе-Депасс расставляет говорящие о многом декорации, и эта многозначительность явно отсылает к таким работам Хичкока "Дурная слава" и "Тень сомнения". Кажется с самых первых минут, что Элис в исполнении Верле Батенс уже находится на грани психического стресса из-за ее провоцирующего и не всегда адекватного ситуации поведения. Она подглядывает за своей соседкой Селин и сразу же проникает в ее дом, когда та уезжает забирать детей из школы. Поскольку женщины живут в двух смежных домах, то у каждой из них есть муж и сын, причем экранный возраст всех парных характеров триллера Массе-Депасса оказывается примерно одинаковым. Однако то, что последовательный набор действий со сторон Элис напоминает подготовку к хорошо спланированному убийству, оказывается всего лишь подготовкой сюрприза для дня рождения Селин. Тем не менее, все шторы на окнах у последней к ее же неудовольствию задернуты, а в дом подруги Элис проникает через малозаметный лаз в живой изгороди. Вечно занятые мужья Элис и Селин, Симон (Мехди Неббу, "Животные", "Посредник") и Дэмиен (Арье Вортхальтер, "Девочка", "Обещание на рассвете") непринужденно общаются на вечеринке и стараются продемонстрировать лучшие качества соседей по отношению друг к другу. Сыновья Тео (Жюль Лефевр) и Максим (Луан Адам) учатся вместе в школе в одном классе и являются теми лучшими друзьями детства, о которых потом обычно вспоминают потом всю жизнь. Необратимое происходит очень быстро, Максим, которого Селин беззаветно любит всем сердцем, как любит мать своего первого (и единственного) ребенка по неосторожности падает с окна в тот момент, когда он хотел поймать своего домашнего кота Папая. Элис становится свидетельницей этой сцены, она мчится по лестнице и пытается спасти мальчика, но именно в этот момент он соскальзывает с подоконника, падает и разбивается насмерть. Вне всяких сомнений, действия женщины, которая была готова спасти ребенка, как своего собственного сына, не вызывают подозрений и не выглядят преднамеренной ошибкой, но героиня Верле Батенс обвиняет в случившемся только себя и спустя некоторое время чувство вины у нее становится настолько навязчивым, что оказывается на грани паранойи. Объясняется такая метаморфоза в поведении еще и тем, что Элис постоянно кажется, что Селин готовит свой план мести и намерена убить Тео. Бывшая лучшая подруга и лучшая соседка становится коварным и постоянно опережающим всех на шаг врагом, и основной вопрос заключается только в том, является ли происходящее плодом воображения характера Батенс или же убитая горем мать стремится посеять панику в семье тех, кого она еще недавно любила всем сердцем. В "Материнском инстинкте" Массе-Депасс манипулирует простыми визуальными стереотипами и делает главными героинями истории двух женщин, намеренно убирая из контекста эротическую составляющую и стремясь показать то, как жизни двух семей начинают буквально разваливаться на глазах. Одни стараются пережить свое горе, другие - спастись от последствий смерти Максима и сохранить свою психику, и впоследствии свои жизни от хитроумно спланированного соседского вторжения. Режиссерское мастерство заставляет хранить интригу буквально до третьего акта ленты, только тогда начинают раскрываться настоящие линии поведения и персонажам Верле Батенс и Анн Косенс удаются многочисленные схватки (не случайно в оригинале фильм назван "Дуэли"), в которых они со всем женским коварством пытаются победить в борьбе за влияние на Тео. Клише "злая мать и добрая тетя" в этом случае работает с переменным успехом, постепенно глянцевость слой за слоем уходит от Элис, такой внешне привлекательной в начале и такой беззащитной и вымотанной к финалу. То, что напоминает игру в преследование после смерти Максима и напоминает больше надуманное провоцирование характером Батенс самой себя, своих страхов, видений и сексуальной неудовлетворенности, к кульминации трансформируется уже в бой между жизнью и смертью, с понесенными потерями и принесенными жертвами. Когда целью становится жизнь маленького мальчика Тео, то в средствах для борьбы главным героиням стесняться не приходится. В этом случае очень хорошо работает физический контраст между Элис и Селин, который показывает все стадии разрушения более социально успешной и обложечно-красивой героини Батенс, равно как и все моменты более возрастной, не обладающей таким большим чувством вкуса, как подруга, антагонистки, которая умело притворяется застенчивой и умело драпирует все свои намерения. Благодаря превосходной работе оператора Ишамэ Алауи (сериал "Бюро", "Токийская невеста") режиссеру удается без лишних слов передать внутреннюю жизнь своих героинь-домохозяек, которые оказываются, по большому счету, птицами, заточенными в золотые клетки буржуазных стандартов. Приторность интерьеров, созданных художником Северином Клозе ("Анжелика, маркиза ангелов", "Тип Топ") напоминает аромат духов с тяжелым и приторным запахом, заполняющим и одурманивающим собой все пространство. Было бы странно расценивать "Материнский инстинкт" в качестве оммажа, который воздает Оливье Массе-Депасс саспенсу Альфреда Хичкока, этот проект можно рассматривать еще и в качестве стилизованного социального комментария о европейских женщинах из 60-х, находящихся на пороге эмансипации, медленно сходящих с ума в окружении зеркал, лестниц и элементов декора и маниакально зацикленных на уходе за собственными детьми. Постановщик демонстрирует класс владения материалом на уровне выставления контрастов между внутренним совершенством и человеческими слабостями и недостатками. Мужья Элис и Селин не знают и не понимают, как они могут оказать психологическую поддержку собственным половинам, от этого вся любовь и дружба между главными характерами ленты начинают выглядеть чудовищно фальшивыми и не способными устоять в очень сложных испытаниях, когда, по сути дела, каждый из них начинает бороться только за собственные интересы и принципиально не хочет слышать близкого человека. Режиссер также использует в раскрытии образа Анн Косенс традиционные представления о том, что бездетная женщина обречена на роль социального изгоя, от нее вот-вот должен уйти муж и сама она является скоплением проблем и неудач. Именно это может объяснить такое настойчивое применение хлороформа на пути к заветной опеке, которую хочет в итоге получить Селин над Тео, как и объяснить то, что в финале осколки от двух семей не производят скорбное впечатление, а с радостью уходят в открытый всем ветрам бесконечности финал. Поэтому "Материнский инстинкт" оказывается лентой с очень обманчивой палитрой, где за хорошо спроектированными локациями, которые могут быть образцами для домоводства, скрываются персонажи, способные инвертировать в течение просмотра благосклонности и внимание зрителей. Триллер Массе-Депасса является очевидной удачей, решенной в определенное время и в определенном месте, благодаря отличной драматической игре под влиянием лучших классических жанровых образцов.