Габриэл Маскару принадлежит к новому поколению бразильских режиссёров (куда также включают Клебера Мендонсу Фильо, Клаудио Ассиса и других), поиски представителей которого вызвали интерес далеко за пределами Родины. Но у него есть и собственные отличительные черты. С одной стороны Маскару начинал в качестве художника («видеохудожника», если буквалистски перевести англоязычный термин «visual artist»), причём добился на данном поприще ощутимых результатов, удостоившись ряда персональных выставок. Это, что и говорить, чувствуется практически во всех кадрах фильма, низменно поражающих изысканным изобразительным решением – утончённым сочетанием ярких цветов и гармоничностью линий. К слову, Габриэл обошёлся минимальными средствами, передавая атмосферу будущего, пусть и не столь отдалённого (в титрах обозначен 2027-й год), всего лишь за счёт особого колорита. К таким средствам кинематографисты (в частности, Жан-Люк Годар в чёрно-белом варианте в «Альфавиле» /1965/, Вон Карвай в цветном – в «2046» /2004/) прибегали и раньше, но чаще предпочитали всё-таки проверенные средства, вроде спецэффектов и причудливого реквизита… С другой стороны режиссёру как нельзя кстати пригодился (ещё как пригодился!) опыт работы в документалистике. Умение погружаться с головой в социальную среду, навыки въедливого, терпеливого исследования самых разных сторон (от бытования обитателей роскошных пентхаусов до поведения домработниц, снятых детьми-подростками), бесспорно, чувствуются и в «Божественной любви», каким бы условным ни казался фантастический допуск.
Упоминание имени выдающегося французского режиссёра, одного из основоположников «новой волны», важно и в ином отношении. В своё время Жан-Люк спровоцировал громкий скандал картиной «Приветствую тебя, Мария» /1985/ (известна и под переводом «Хвала тебе, Мари») – современной, с позволения сказать, вариацией на евангельскую тему. Вот и Габриэл Маскару не скрывает, что тоже взялся переосмыслить христианские мотивы, поведав об ожидаемом вскорости пришествии Мессии. Причём если Годар оставил в неприкосновенности догмат о непорочности Девы Марии, то его латиноамериканский коллега пошёл дальше. Жоана клянётся в безграничной вере в Бога и делает всё, чтобы служить Всевышнему каждое мгновение своего нахождения на бренной земле. Однако героиня не только состоит в браке, но и является прилежной прихожанкой религиозного сообщества (секты?), где наряду с привычными коллективными молитвами и чтением любимых цитат из Священного Писания практикуется… промискуитет. В какой-то момент даже закрадывается подозрение, что Габриэл ориентируется, скорее, на Сесила Блаунта ДеМилля – голливудского мастера «религиозных боевиков», не скрывавшего безотказной формулы успеха у широкой публики: Библия и секс. Помнится, и кубриковский «заводной апельсин» Алекс наслаждался описанием в Книге Книг соответствующих – пикантных, дразнящих воображение – фрагментов. Неужели речь о банальной спекуляции?
Разумеется, нет. Сделав заявку (намекнув?) на антиутопию, авторы затрагивают массу животрепещущих вопросов. Допускаю даже, что постановщик, обратившись к судьбе рядовой государственной служащей, намекал на хлёсткую гиллиамовскую сатиру (1). Жоана искренне считает бюрократию высшим благом для общества и подходит к исполнению обязанностей творчески, с энтузиазмом, делая всё, чтобы супруги, пришедшие оформлять развод, усомнились в правильности принятого решения – и передумали. Десятки тысяч документов, уложенных на стеллажах в несколько ярусов, вездесущие компьютеры и сканеры, моментальное считывающие биометрические данные, даже требования закона обязательно регистрировать беременность – всё это на поверку оказывается не таким страшным, как представлялось. Контроль интимной жизни индивида, которым пугали фантасты, начиная с Евгения Замятина и Джорджа Оруэлла, смягчается следованием христианским идеалам – завету о непременной любви к ближнему. Даже методы церкви, ради удобства паствы открывшей приход на автозаправочной станции (священник выслушивает исповедь и отпускает грехи, не прося покинуть салон автомобиля), не производят впечатления гротесковых до нелепости. Всего лишь плоды научно-технического прогресса!.. Да и в целом существование в обществе видится вполне налаженным, комфортным, устаканившимся. Как говорится, живи и радуйся. «Плодитесь и размножайтесь»… Только и надо, что искренне уповать на милосердие Вседержителя, на корню пресекая любые сомнения и колебания. Но что же не так? Почему сотрудницу, демонстрирующую изрядное усердие, переводят в другой отдел, пусть и с формулировкой, что речь не идёт о наказании?..
Между прочим, по-своему знаменательно, что Маскару пригласил на главную роль Диру Паис, когда-то, в юном возрасте, дебютировавшую в замечательной экологической драме Джона Бурмена «Изумрудный лес» /1985/. Жоана, в отличие от Качири – верной спутницы Томме, сына белых людей, выросшего в племени невидимых людей и уже не мыслящего себя в городе, является плоть от плоти цивилизации. Однако ирония судьбы заключается в том, что именно чрезмерная вера и делает её сущей разрушительницей устоев, почти мятежницей. Там, где нет развития, с неизбежностью начинаются упадок и деградация, и возникает острая потребность в пришествии того, кто привнесёт свежий импульс, даст старт новой жизни, вольёт свежее вино в ветхие мехи. Строго говоря, задолго до финала закрадывается подозрение относительно того, от чьего лица ведётся повествование (кто читает текст «от лица автора»). Но одно дело смутно догадываться о возможности чуда и совсем другое – лицезреть оное воочию, поборов привычный скептический настрой. Если библейские пророчества и сбудутся, произойдёт это так, как не ожидает ни один высоколобый теолог и самозваный пророк. Главное и самое сложное – распознать эпохальное событие в повседневной суете сует. Божественная любовь не признаёт границ и препятствий, условностей и стереотипов. Вот только многие ли подобно Жоане готовы открыть сердце?..
_______
1 – Правда, в «Бразилии» /1985/ действие разворачивалось всё же не в этой стране – в названии содержалась отсылка к шлягеру Ари Баррозу.
5
,2
2019, Бразилия, Драмы
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Габриэл Маскару принадлежит к новому поколению бразильских режиссёров (куда также включают Клебера Мендонсу Фильо, Клаудио Ассиса и других), поиски представителей которого вызвали интерес далеко за пределами Родины. Но у него есть и собственные отличительные черты. С одной стороны Маскару начинал в качестве художника («видеохудожника», если буквалистски перевести англоязычный термин «visual artist»), причём добился на данном поприще ощутимых результатов, удостоившись ряда персональных выставок. Это, что и говорить, чувствуется практически во всех кадрах фильма, низменно поражающих изысканным изобразительным решением – утончённым сочетанием ярких цветов и гармоничностью линий. К слову, Габриэл обошёлся минимальными средствами, передавая атмосферу будущего, пусть и не столь отдалённого (в титрах обозначен 2027-й год), всего лишь за счёт особого колорита. К таким средствам кинематографисты (в частности, Жан-Люк Годар в чёрно-белом варианте в «Альфавиле» /1965/, Вон Карвай в цветном – в «2046» /2004/) прибегали и раньше, но чаще предпочитали всё-таки проверенные средства, вроде спецэффектов и причудливого реквизита… С другой стороны режиссёру как нельзя кстати пригодился (ещё как пригодился!) опыт работы в документалистике. Умение погружаться с головой в социальную среду, навыки въедливого, терпеливого исследования самых разных сторон (от бытования обитателей роскошных пентхаусов до поведения домработниц, снятых детьми-подростками), бесспорно, чувствуются и в «Божественной любви», каким бы условным ни казался фантастический допуск. Упоминание имени выдающегося французского режиссёра, одного из основоположников «новой волны», важно и в ином отношении. В своё время Жан-Люк спровоцировал громкий скандал картиной «Приветствую тебя, Мария» /1985/ (известна и под переводом «Хвала тебе, Мари») – современной, с позволения сказать, вариацией на евангельскую тему. Вот и Габриэл Маскару не скрывает, что тоже взялся переосмыслить христианские мотивы, поведав об ожидаемом вскорости пришествии Мессии. Причём если Годар оставил в неприкосновенности догмат о непорочности Девы Марии, то его латиноамериканский коллега пошёл дальше. Жоана клянётся в безграничной вере в Бога и делает всё, чтобы служить Всевышнему каждое мгновение своего нахождения на бренной земле. Однако героиня не только состоит в браке, но и является прилежной прихожанкой религиозного сообщества (секты?), где наряду с привычными коллективными молитвами и чтением любимых цитат из Священного Писания практикуется… промискуитет. В какой-то момент даже закрадывается подозрение, что Габриэл ориентируется, скорее, на Сесила Блаунта ДеМилля – голливудского мастера «религиозных боевиков», не скрывавшего безотказной формулы успеха у широкой публики: Библия и секс. Помнится, и кубриковский «заводной апельсин» Алекс наслаждался описанием в Книге Книг соответствующих – пикантных, дразнящих воображение – фрагментов. Неужели речь о банальной спекуляции? Разумеется, нет. Сделав заявку (намекнув?) на антиутопию, авторы затрагивают массу животрепещущих вопросов. Допускаю даже, что постановщик, обратившись к судьбе рядовой государственной служащей, намекал на хлёсткую гиллиамовскую сатиру (1). Жоана искренне считает бюрократию высшим благом для общества и подходит к исполнению обязанностей творчески, с энтузиазмом, делая всё, чтобы супруги, пришедшие оформлять развод, усомнились в правильности принятого решения – и передумали. Десятки тысяч документов, уложенных на стеллажах в несколько ярусов, вездесущие компьютеры и сканеры, моментальное считывающие биометрические данные, даже требования закона обязательно регистрировать беременность – всё это на поверку оказывается не таким страшным, как представлялось. Контроль интимной жизни индивида, которым пугали фантасты, начиная с Евгения Замятина и Джорджа Оруэлла, смягчается следованием христианским идеалам – завету о непременной любви к ближнему. Даже методы церкви, ради удобства паствы открывшей приход на автозаправочной станции (священник выслушивает исповедь и отпускает грехи, не прося покинуть салон автомобиля), не производят впечатления гротесковых до нелепости. Всего лишь плоды научно-технического прогресса!.. Да и в целом существование в обществе видится вполне налаженным, комфортным, устаканившимся. Как говорится, живи и радуйся. «Плодитесь и размножайтесь»… Только и надо, что искренне уповать на милосердие Вседержителя, на корню пресекая любые сомнения и колебания. Но что же не так? Почему сотрудницу, демонстрирующую изрядное усердие, переводят в другой отдел, пусть и с формулировкой, что речь не идёт о наказании?.. Между прочим, по-своему знаменательно, что Маскару пригласил на главную роль Диру Паис, когда-то, в юном возрасте, дебютировавшую в замечательной экологической драме Джона Бурмена «Изумрудный лес» /1985/. Жоана, в отличие от Качири – верной спутницы Томме, сына белых людей, выросшего в племени невидимых людей и уже не мыслящего себя в городе, является плоть от плоти цивилизации. Однако ирония судьбы заключается в том, что именно чрезмерная вера и делает её сущей разрушительницей устоев, почти мятежницей. Там, где нет развития, с неизбежностью начинаются упадок и деградация, и возникает острая потребность в пришествии того, кто привнесёт свежий импульс, даст старт новой жизни, вольёт свежее вино в ветхие мехи. Строго говоря, задолго до финала закрадывается подозрение относительно того, от чьего лица ведётся повествование (кто читает текст «от лица автора»). Но одно дело смутно догадываться о возможности чуда и совсем другое – лицезреть оное воочию, поборов привычный скептический настрой. Если библейские пророчества и сбудутся, произойдёт это так, как не ожидает ни один высоколобый теолог и самозваный пророк. Главное и самое сложное – распознать эпохальное событие в повседневной суете сует. Божественная любовь не признаёт границ и препятствий, условностей и стереотипов. Вот только многие ли подобно Жоане готовы открыть сердце?.. _______ 1 – Правда, в «Бразилии» /1985/ действие разворачивалось всё же не в этой стране – в названии содержалась отсылка к шлягеру Ари Баррозу.