После окончания войны молодые советские женщины Ия и Маша вернулись с фронта домой в Ленинград. Они пытаются наладить мирную жизнь, справляясь с разрухой и опустошением вокруг и внутри себя. Послевоенная авторская драма «Дылда» стала второй полнометражной картиной режиссера Кантемира Балагова («Теснота»). Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, где Кантемир Балагов получил приз за лучшую режиссуру. Картина также была выдвинута от России на соискание номинации премии «Оскар»-2019.
Молодая мать-одиночка Ия, прозванная Дылдой за высокий рост, живет в ленинградской коммуналке вместе с сыном Пашей, родившимся в разгар войны. Еще не так давно Ия служила на фронте зенитчицей, где получила небольшую контузию. Теперь она работает медсестрой в госпитале и пытается привыкнуть к мирной жизни. К ней в квартиру подселяется ее бывшая сослуживица Маша – смелая и яркая девушка, связанная с Ией не только военным опытом, но и личной тайной.
Всем, кто интересуется российским авторским кино, предлагаем посмотреть драму «Дылда» в нашем онлайн-кинотеатре.
Режиссёры | Кантемир Балагов |
---|---|
Продюсеры | Александр Роднянский, Сергей Мелькумов |
Актёры | Виктория Мирошниченко, Василиса Перелыгина, Константин Балакирев, Андрей Быков, Тимофей Глазков, Игорь Широков, Ксения Кутепова, Ольга Драгунова, Филипп Жлоба |
Сценаристы | Кантемир Балагов, Александр Терехов |
Операторы | Ксения Середа |
Композиторы | Евгений Гальперин |
Художники | Сергей Иванов |
Действия картины происходят в послевоенном Ленинграде. Главная героиня по имени Ия работает санитаркой. Она получила контузию на войне, и теперь непроизвольно замирает на месте на несколько минут. Это происходит совершенно непроизвольно. Именно в таком состоянии Ию показывают впервые. Она живет в коммунальной квартире вместе со своим маленьким сыном Пашей. Мальчика любят не только соседи, но и пациенты больницы – раненые солдаты.
Ия приводит мальчика к портнихе и просит у нее сшить одежду. Та нехотя соглашается сделать это. Начальник больницы, несмотря на сложное положение, находит дополнительную еду и приносит главной героине, чтобы та могла растить сына. Каждый помогает как может. Например, солдаты играют с мальчиком. Они показывают разных животных, а он должен отгадать, кто есть кто. Конечно, мужчины помогают маленькому Паше, и сами параллельно веселятся. В целом все идет своим чередом.
Один раз Ия начинает играть с сыном. Они в шутку борются друг с другом и оказываются на полу. Мальчик лежит снизу, и в этот момент у героини случается приступ. Она не может контролировать себя, а поэтому всем своим телом давит на ребенка. Паше нечем дышать, и он умирает. Разбитая Ия возвращается домой. В этот момент к ней возвращается подруга по имени Маша. Девушка очень рада видеть Ию, но она не понимает, почему та так подавлена. Маша начинает показывать подарки, заодно расспрашивать о Пашке. Выясняется, что на самом деле это ее сын, которого она отдала Ие на воспитание, пока находится на войне. Маша решила отомстить за убитого мужа, а поэтому пошла на фронт воевать дальше. Девушка признается, что лучше бы осталась дома или взяла Пашу с собой, поскольку ей очень не хватало его. Скрипя зубами, героиня признается, что сын Маши умер. Та спрашивает: «Как это произошло?» На что Ия врет: «Во сне».
После этого девушки решают отправиться на танцы. Но дом культуры, в котором они обычно проходят, закрыт. Зато Маша и Ия знакомятся с двумя молодыми людьми. После недолгой беседы все четверо сидят в машине. Маша отправляет Ию с одним из парней, а сама остается с другим. Его зовут Саша. Он очень стесняется, но несмотря на это Маша занимается с ним сексом. Внезапно возвращается Ия, вытаскивает Сашу из машины и избивает. Девушка хватает подругу и уводит ее. Друг Саши признается, что Ия сломала ему руку, но он совсем не расстроен.
На следующее утро девушки моются в бане. Маша говорит, что очень хочет ребенка. Теперь она решает устроиться санитаркой в больницу. Героиня общается с начальником больницы и рассказывает, откуда она знает Ию. Они обе служили, но «дылду» комиссовали после контузии. Герои рассуждают о детях, и начальник говорит, что потерял своих.
Жена одного из бойцов приходит в больницу. Ия ведет ее к мужу. Оказывается, это жена парализованного солдата, который может только говорить. Женщина очень рада видеть супруга, но его состояние вряд ли можно назвать положительным. В это время прибывает комиссия, которая должна раздать подарки солдатами. Главный представитель – женщина, которая, как выяснится позже, является мамой Саши. Саша как раз и носит мешки с подарками. Он пересекается с Машей и улыбается ей.
После того, как официальная часть заканчивается, Маша моет полы в коридоре, ей становится плохо, и она падает в обморок. Начальник больницы осматривает ее и говорит, что она бесплодна. Маша просит Ию родить ей ребенка, на что девушка отвечает решительным отказом. Ночью Маша вновь убирается в больнице и ей опять становится плохо. Она успевает добежать до свободной кушетки рядом с солдатами и лечь.
Парализованный солдат и его жена просят начальника о том, чтобы он ввел препарат и убил бойца. Мужчина сначала отказывается, но потом приказывает сделать это Ие. Девушка совершает убийство ночью, но замечает Машу, которая лежала на кушетке и следила.
Действие переносится немного вперед. Новый Год. Все празднуют, а Маша приглашает начальника больницы на танец. Она говорит, что именно он сделает ей ребенка с Ией. В противном случае Маша собирается донести на него в НКВД за убийство человека. Герой не может отказаться и Ия тоже, поскольку также замешена в этом деле. Тем же вечером начальник занимается с Ией сексом.
Проходит некоторое время. Маша постепенно налаживает отношения с Сашей, а Ие это не нравится. Девушка узнает, что не беременна, а врач рекомендует ей стараться больше и чаще, чтобы зачать ребенка. Ия возвращается домой и ругается с Сашей.
Молодой человек решает отвезти Машу к родителям, чтобы познакомить. Девушки просят у портнихи самое красивое платье. Несмотря на некоторые разногласия, Ия отправляет Машу и улыбается ей. Герои прибывают в усадьбу родителей Саши. Мама еще с порога говорит, чтобы сын забирал свою невесту и отвозил назад. Но герой не слушает ее.
Действие переносится внутрь дома. Все садятся обедать. Между матерью Саши и Машей происходит диалог. Выясняется, что на самом деле девушка не воевала на фронте, а выполняла роль военно-полевой жены. Она не может родить не из-за осколка, а из-за огромного количества абортов. Такая прямота совсем не отталкивает маму Саши, а наоборот. Женщина говорит, что заботится о Маше и хочет уберечь ее от собственного сына. Ведь он не видел настоящей войны, а значит просто поиграет с Машей и бросит ее. Саша не может больше этого терпеть, он бьет кулаком по столу и выходит.
Маша возвращается домой. Она неспешно едет на трамвае, смотрит в одну точку и улыбается. Трамвай сбивает человека. Маша выходит, чтобы посмотреть, кто попал под колеса. Женщина в толпе говорит: «Да это дылда какая-то». Героиня пытается опознать тело, но не может. Она бежит домой. Там Маша находит Ию, которая сидит рядом с окном. У нее опять случился приступ, а значит нужно немного подождать. Маша начинает рассказывать, что им больше никто не нужен, ни Саша, ни какой-либо другой мужчина. Девушки смогут справиться вдвоем. Маша вновь говорит, что им нужен ребенок, ведь он: «сможет нас вылечить».
В финале картины девушки обнимают друг друга и начинают плакать.
Отзывы