В своем дебютном полнометражном проекте "Мой друг Зигмунд Фрейд" австрийский режиссер и сценарист Николаус Лейтнер реализует формулу, которая сейчас оказывается чрезвычайно востребована в художественном кино. Он размещает известную историческую личность, отца психоанализа Зигмунда Фрейда, в качестве одного из значимых центров экранной истории и представляет тем самым ленту о политических и исторических событиях, которые происходили во второй половине 30-х годов прошлого века в Австрии, но отчасти с точки зрения и с комментариями известного ученого. В основе сценария фильма Лейтнер находится роман "Продавец табака" Роберта Ситалера, увидевший свет несколько лет назад и ставший бестселлером в странах, где говорят по-немецки. Драматический концепт картины благодаря такой проработке оказывается предопределен заранее тем, что все характеры в этом случае живут на рубеже двух исторических периодов, из-за этого большинство экранных арок для главных действующих лиц должно выстраиваться естественно и органично. Фигура Зигмунда Фрейда (Бруно Ганц, "Дом, который построил Джек"), еврея по национальности, становится в этом случае своеобразным индикатором того, как в 1938 году в результате аншлюса в Австрии начинается разгул антисемитизма и борьбы со всем тем, что вступало в конфликт с идеалами нацистов. То, как ведет свой рассказ постановщик, то, как он очень тщательно и небольшим перебором оперирует чувственностью и чувствительностью совсем юного Франца (Симон Морзе, "Животные"), указывает на большой телевизионный опыт Лейтнера и его желание при помощи многочисленных метафорических фрагментов представить портрет времени с ярко выраженной антифашистской позицией. Фильм, раскрывающий опыт взаимодействия венского пубертата из табачной лавки и настоящего светила психологии, интригует именно своей яркой интерпретацией времени, когда на обломках Австро-Венгерской империи в стране появились и свобода слова, и множество людей с откровенно полярными взглядами на политику. Фрейд нужен главному герою, который первоначально сторонится общественных перемен и старается закрыть на них глаза, для решения проблем в личной жизни. Поэтому "Мой друг Зигмунд Фрейд" с одной стороны оказывается романтической драмой о всех прелестях взросления юноши, выросшего среди девственных лесов на берегу озера, а с другой - лентой, которая способна выразить антифашистскую позицию автора, подкрепленную многочисленными ремарками.
Вводная сцена, открывающая "Мой друг Зигмунд Фрейд" Николауса Лейтнера далека от идиллии, хотя и происходит на берегу красивейшего австрийского озера Аттерзе, которое находится в предгорьях Альп. На озере начинается гроза, и протагонист ленты Франц, любящий задерживать дыхание и проводить время под водой, становится свидетелем откровенной страстной сексуальной сцены в лесу между его матерью Маргарете (Регина Фритш) и ее немолодым возлюбленным, который управляет одним из курортов на озере. Главный герой откровенно напуган и полуголый стремглав несется к родной избушке, чтобы залезть в кровать и с головой спрятаться под одеяло. Под каплями начинающегося ливня любовник бежит к озеру и с головой погружается в воду, и в этот же момент минуты счастья от физической близости оборачиваются трагедией, когда в воду ударяет молния и практически сразу же лишает его жизни. После похорон Маргарете отправляет своего инфантильного сына, который эскапируется от всего мира под водой, в Вену, к своему другому бывшему любовнику, Отто Тришеку (Йоханнес Криш, "На пределе"), с которым у нее была связь задолго до рождения Франца. У Отто есть небольшая лавка, в которой он продает табачные изделия, газеты, открытки и канцтовары, герой Криша остер на язык, циничен, но для юноши он раскрывает всю душу только с лучшей стороны. Отто потерял часть ноги во время Первой Мировой войны, это дает ему уверенность в том, что он, будучи инвалидом, воевавшим за страну, может открыто критиковать национал-социалистов и симпатизировать коммунистам и евреям, которые также являются клиентами его магазина. Одним из самых важных для характера Йоханнеса Криша посетителей является местная знаменитость, профессор Фрейд, который является большим любителем высококлассных сигар и блестящим психоаналитиком, очередь на кушетку к которому расписана на месяцы вперед. Половое воспитание Франца находится где-то около нуля, но это не значит, что такого юношу не интересуют привлекательные девушки. Так, на одном из праздников персонаж Морзе знакомится с Анежкой (Эмма Дрогунова), которая немного его старше, опытнее, остроумнее и, самое главное, не боится говорить на откровенные темы. Можно предположить, что героиня Дрогуновой, беженка из Чехии, занимается проституцией и этим зарабатывает себе на жизнь, имея многочисленных поклонников своей страстной и ветреной натуры. Без больших намеков Николаус Лейтнер указывает на то, что Анежка может стать не только подругой для Франца, но и, совсем по Фрейду, эразац-заменой его матери, которая была также замечена в похождениях с многочисленными любовниками. В Зигмунде Фрейде персонаж Симона Морзе находит и взрослого советчика, слова которого могут радикально изменить его жизнь, и собеседника на темы о романтике и флирте, волнующих юношу в период его полового созревания.
Сознательно Николаус Лейтнер в "Мой друг Зигмунд Фрейд" проводит мысль о том, что в бурные времена, в том числе и в австрийской истории, многое может потерять значение за непродолжительное время и приводит для этого максимально развернутую аргументацию. В большинстве превосходно снятых сцен, высвечивающих дух времени, постановщик показывает как быстро происходит эскалация насилия в Вене, как меняется город и порядки в нем после после нацистской оккупации, когда одним из первых был арестован Отто и немедленно брошен в подвалы комендатуры. Иррациональности в происходящее добавляют регулярные реконструкции снов Франца, которые могут найти достаточно простое объяснение даже без без дополнительных знаний по основам психоанализа. По неизвестным причинам Лейтнер пропускает в этом фильме одну из очевидных кульминационных точек и не показывает, как герой Бруно Ганца, знающий о человеческих душах все и посоветовавший Францу записывать все его сны в отдельную тетрадь сразу же после пробуждения, и юноша занимаются комментированным анализом сновидений и получают всю подсознательную картину его внутренней жизни. Тем не менее, герой Симона Морзе с преданностью молодой собачонки ждет знаменитого профессора под окнами его дома, чтобы поговорить и узнать что-то новое из функционирования темного предмета под названием "душа". Покинувшему этот мир в начале этого года Бруно Ганцу удается представить образ Фрейда как человека мудрого и одновременно очень уязвимого, знающего все о других и способного на один счет расшифровать их подсознание, но несколько неуклюжего и неловкого в обычных бытовых вопросах. Лейтнер показывает, как Австрию начинает окутывать туман тотальной серости, в котором начинают исчезать фигуры, не желающие идти на компромиссы с новой властью, подобно тому показательному суициду, который устраивает коммунист Ротер Эгон (Михаэль Фиц, "Людвиг Баварский"). У режиссера очень хорошо удаются детали реконструкции жизни перед Второй Мировой войной, но внутренняя жизнь главного героя, постоянно демонстрирующая погружения и в буквальном, и в эмоциональном смыслах, не блещет особыми глубинами, что является одной из проблем адаптации экранной истории, в создании которой также участвовал также сценарист Клаус Рихтер и которая не продвигается дальше традиционных иллюстраций ударов и обманов доверчивого юноши на стадии взросления.
Отчетливо показывая в "Мой друг Зигмунд Фрейд", как новая нацистская власть начинает ломать хребты всем инакомыслящим, Николаус Лейтнер выявляет и другой путь, на котором коллаборационизм становится недопустимой роскошью для Франца, не готового и не способного принять жестокий режим, в отличие от Анежки, находящей новых любовников из офицеров-оккупантов в кабаре, где она выступает и где тематика скетчей теперь рассчитана на то, чтобы рассмешить новых господ. Очевидно, что ни в какой табачной лавке и ни в какой хрустальной башне нельзя спрятаться от действительности по определению настроенной враждебно ко всем тем, кто даже скрыто выражает свое глухое недовольство. Идея о том, что не обязательно быть на войне, чтобы почувствовать на себе ее влияние находит у постановщика неоднократные подтверждения не только благодаря многочисленным трансформациям, происходящим с персонажем Симона Морзе и его чувством ответственности, но и также с его матерью, которая вынуждена прислуживать захватчикам на курорте, ставшем окончательно разрушенной иллюзией для молодого парня. Лейтнер пытается еще сильнее сыграть с чувствами зрителя и в некоторых эпизодах идет ва-банк, когда иллюстрирует подсознание Франца при помощи зеленых и серых оттенков в его сновидениях, все эти тонущие мужчины, лодки без весел и вырастающие из воды скалы добавляют еще больше разрывающей мелодрамы к реальным событиям и готовы в некоторых эпизодах выбросить эту ленту на мель из-за стремительно уменьшающейся глубины. Намного лучше постановщику удается показать как весь воздух Вены оказывается пропитан незримым присутствием Гитлера, фюрер чувствуется интуитивно в том упорядоченном спокойствии, в котором начала закрывать глаза столица. И тот усач, который еще не так давно высмеивался в кабаре, оказался повсюду вместе со своими людьми и своими порядками. Тоталитаризм практически без сопротивления стал нормой жизни для австрийцев, давно соскучившихся по сильной руке, еврейским погромам и похищениям на улицах. Жалкую свободу, основанную на нищете и свободе мнений, бюргеры продуманно променяли на стабильность и даже не стали задумываться о сделках с совестью. Поэтому "Мой друг Зигмунд Фрейд" точно указывает, что нужно научиться отделять сны и реальность, иначе желаемое вступит в противоречие с режимом и окружающими, однако во времена, когда мир теряет человечность, еще не поздно научиться быть и оставаться настоящим человеком.
7
,0
2018, Драмы
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своем дебютном полнометражном проекте "Мой друг Зигмунд Фрейд" австрийский режиссер и сценарист Николаус Лейтнер реализует формулу, которая сейчас оказывается чрезвычайно востребована в художественном кино. Он размещает известную историческую личность, отца психоанализа Зигмунда Фрейда, в качестве одного из значимых центров экранной истории и представляет тем самым ленту о политических и исторических событиях, которые происходили во второй половине 30-х годов прошлого века в Австрии, но отчасти с точки зрения и с комментариями известного ученого. В основе сценария фильма Лейтнер находится роман "Продавец табака" Роберта Ситалера, увидевший свет несколько лет назад и ставший бестселлером в странах, где говорят по-немецки. Драматический концепт картины благодаря такой проработке оказывается предопределен заранее тем, что все характеры в этом случае живут на рубеже двух исторических периодов, из-за этого большинство экранных арок для главных действующих лиц должно выстраиваться естественно и органично. Фигура Зигмунда Фрейда (Бруно Ганц, "Дом, который построил Джек"), еврея по национальности, становится в этом случае своеобразным индикатором того, как в 1938 году в результате аншлюса в Австрии начинается разгул антисемитизма и борьбы со всем тем, что вступало в конфликт с идеалами нацистов. То, как ведет свой рассказ постановщик, то, как он очень тщательно и небольшим перебором оперирует чувственностью и чувствительностью совсем юного Франца (Симон Морзе, "Животные"), указывает на большой телевизионный опыт Лейтнера и его желание при помощи многочисленных метафорических фрагментов представить портрет времени с ярко выраженной антифашистской позицией. Фильм, раскрывающий опыт взаимодействия венского пубертата из табачной лавки и настоящего светила психологии, интригует именно своей яркой интерпретацией времени, когда на обломках Австро-Венгерской империи в стране появились и свобода слова, и множество людей с откровенно полярными взглядами на политику. Фрейд нужен главному герою, который первоначально сторонится общественных перемен и старается закрыть на них глаза, для решения проблем в личной жизни. Поэтому "Мой друг Зигмунд Фрейд" с одной стороны оказывается романтической драмой о всех прелестях взросления юноши, выросшего среди девственных лесов на берегу озера, а с другой - лентой, которая способна выразить антифашистскую позицию автора, подкрепленную многочисленными ремарками. Вводная сцена, открывающая "Мой друг Зигмунд Фрейд" Николауса Лейтнера далека от идиллии, хотя и происходит на берегу красивейшего австрийского озера Аттерзе, которое находится в предгорьях Альп. На озере начинается гроза, и протагонист ленты Франц, любящий задерживать дыхание и проводить время под водой, становится свидетелем откровенной страстной сексуальной сцены в лесу между его матерью Маргарете (Регина Фритш) и ее немолодым возлюбленным, который управляет одним из курортов на озере. Главный герой откровенно напуган и полуголый стремглав несется к родной избушке, чтобы залезть в кровать и с головой спрятаться под одеяло. Под каплями начинающегося ливня любовник бежит к озеру и с головой погружается в воду, и в этот же момент минуты счастья от физической близости оборачиваются трагедией, когда в воду ударяет молния и практически сразу же лишает его жизни. После похорон Маргарете отправляет своего инфантильного сына, который эскапируется от всего мира под водой, в Вену, к своему другому бывшему любовнику, Отто Тришеку (Йоханнес Криш, "На пределе"), с которым у нее была связь задолго до рождения Франца. У Отто есть небольшая лавка, в которой он продает табачные изделия, газеты, открытки и канцтовары, герой Криша остер на язык, циничен, но для юноши он раскрывает всю душу только с лучшей стороны. Отто потерял часть ноги во время Первой Мировой войны, это дает ему уверенность в том, что он, будучи инвалидом, воевавшим за страну, может открыто критиковать национал-социалистов и симпатизировать коммунистам и евреям, которые также являются клиентами его магазина. Одним из самых важных для характера Йоханнеса Криша посетителей является местная знаменитость, профессор Фрейд, который является большим любителем высококлассных сигар и блестящим психоаналитиком, очередь на кушетку к которому расписана на месяцы вперед. Половое воспитание Франца находится где-то около нуля, но это не значит, что такого юношу не интересуют привлекательные девушки. Так, на одном из праздников персонаж Морзе знакомится с Анежкой (Эмма Дрогунова), которая немного его старше, опытнее, остроумнее и, самое главное, не боится говорить на откровенные темы. Можно предположить, что героиня Дрогуновой, беженка из Чехии, занимается проституцией и этим зарабатывает себе на жизнь, имея многочисленных поклонников своей страстной и ветреной натуры. Без больших намеков Николаус Лейтнер указывает на то, что Анежка может стать не только подругой для Франца, но и, совсем по Фрейду, эразац-заменой его матери, которая была также замечена в похождениях с многочисленными любовниками. В Зигмунде Фрейде персонаж Симона Морзе находит и взрослого советчика, слова которого могут радикально изменить его жизнь, и собеседника на темы о романтике и флирте, волнующих юношу в период его полового созревания. Сознательно Николаус Лейтнер в "Мой друг Зигмунд Фрейд" проводит мысль о том, что в бурные времена, в том числе и в австрийской истории, многое может потерять значение за непродолжительное время и приводит для этого максимально развернутую аргументацию. В большинстве превосходно снятых сцен, высвечивающих дух времени, постановщик показывает как быстро происходит эскалация насилия в Вене, как меняется город и порядки в нем после после нацистской оккупации, когда одним из первых был арестован Отто и немедленно брошен в подвалы комендатуры. Иррациональности в происходящее добавляют регулярные реконструкции снов Франца, которые могут найти достаточно простое объяснение даже без без дополнительных знаний по основам психоанализа. По неизвестным причинам Лейтнер пропускает в этом фильме одну из очевидных кульминационных точек и не показывает, как герой Бруно Ганца, знающий о человеческих душах все и посоветовавший Францу записывать все его сны в отдельную тетрадь сразу же после пробуждения, и юноша занимаются комментированным анализом сновидений и получают всю подсознательную картину его внутренней жизни. Тем не менее, герой Симона Морзе с преданностью молодой собачонки ждет знаменитого профессора под окнами его дома, чтобы поговорить и узнать что-то новое из функционирования темного предмета под названием "душа". Покинувшему этот мир в начале этого года Бруно Ганцу удается представить образ Фрейда как человека мудрого и одновременно очень уязвимого, знающего все о других и способного на один счет расшифровать их подсознание, но несколько неуклюжего и неловкого в обычных бытовых вопросах. Лейтнер показывает, как Австрию начинает окутывать туман тотальной серости, в котором начинают исчезать фигуры, не желающие идти на компромиссы с новой властью, подобно тому показательному суициду, который устраивает коммунист Ротер Эгон (Михаэль Фиц, "Людвиг Баварский"). У режиссера очень хорошо удаются детали реконструкции жизни перед Второй Мировой войной, но внутренняя жизнь главного героя, постоянно демонстрирующая погружения и в буквальном, и в эмоциональном смыслах, не блещет особыми глубинами, что является одной из проблем адаптации экранной истории, в создании которой также участвовал также сценарист Клаус Рихтер и которая не продвигается дальше традиционных иллюстраций ударов и обманов доверчивого юноши на стадии взросления. Отчетливо показывая в "Мой друг Зигмунд Фрейд", как новая нацистская власть начинает ломать хребты всем инакомыслящим, Николаус Лейтнер выявляет и другой путь, на котором коллаборационизм становится недопустимой роскошью для Франца, не готового и не способного принять жестокий режим, в отличие от Анежки, находящей новых любовников из офицеров-оккупантов в кабаре, где она выступает и где тематика скетчей теперь рассчитана на то, чтобы рассмешить новых господ. Очевидно, что ни в какой табачной лавке и ни в какой хрустальной башне нельзя спрятаться от действительности по определению настроенной враждебно ко всем тем, кто даже скрыто выражает свое глухое недовольство. Идея о том, что не обязательно быть на войне, чтобы почувствовать на себе ее влияние находит у постановщика неоднократные подтверждения не только благодаря многочисленным трансформациям, происходящим с персонажем Симона Морзе и его чувством ответственности, но и также с его матерью, которая вынуждена прислуживать захватчикам на курорте, ставшем окончательно разрушенной иллюзией для молодого парня. Лейтнер пытается еще сильнее сыграть с чувствами зрителя и в некоторых эпизодах идет ва-банк, когда иллюстрирует подсознание Франца при помощи зеленых и серых оттенков в его сновидениях, все эти тонущие мужчины, лодки без весел и вырастающие из воды скалы добавляют еще больше разрывающей мелодрамы к реальным событиям и готовы в некоторых эпизодах выбросить эту ленту на мель из-за стремительно уменьшающейся глубины. Намного лучше постановщику удается показать как весь воздух Вены оказывается пропитан незримым присутствием Гитлера, фюрер чувствуется интуитивно в том упорядоченном спокойствии, в котором начала закрывать глаза столица. И тот усач, который еще не так давно высмеивался в кабаре, оказался повсюду вместе со своими людьми и своими порядками. Тоталитаризм практически без сопротивления стал нормой жизни для австрийцев, давно соскучившихся по сильной руке, еврейским погромам и похищениям на улицах. Жалкую свободу, основанную на нищете и свободе мнений, бюргеры продуманно променяли на стабильность и даже не стали задумываться о сделках с совестью. Поэтому "Мой друг Зигмунд Фрейд" точно указывает, что нужно научиться отделять сны и реальность, иначе желаемое вступит в противоречие с режимом и окружающими, однако во времена, когда мир теряет человечность, еще не поздно научиться быть и оставаться настоящим человеком.